Пед.практика

ЦЕЛЬ ПРАКТИКИ: формирование у студентов представления о деятельности специалиста по социальной работе с семьёй и детьми в педагогической учреждениях образования.

ЗАДАЧИ:

  1. Ознакомиться со спецификой и структурой учреждения образования.
  2. Изучить должностные обязанности, планы и содержание работы специалиста по социальной работе в учреждении образования.
  3. Изучить особенности клиентов ,с которыми работает педагог социальный в учреждении образования.
  4. Формировать у студентов мотивацию к социально-педагогической деятельности.
  5. Формировать коммуникативные умения и навыки взаимодействия специалиста по социальной работе в учреждении образования.
  6. Научиться составлять социально-педагогическую характеристику учреждения образования.

1 ДЕНЬ ПРАКТИКИ :

ЗАДАНИЕ: 1. Составить индивидуальный план.

2.Ознакомиться с документацией педагога социального.

ЦЕЛЬ: Научиться планировать собственную деятельность. Изучить должностные обязанности ,планы и содержание работы специалиста по социальной работе в учреждении образования. Изучить направления деятельности педагога социального в учреждении образования; проблемы клиентов с которыми он работает; ознакомиться с банком данных о клиентах педагога социального.

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ::изучение документации педагога социального, беседа с социальным педагогом, изучение его нормативно-правовой базы.

АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ :

Беседуя с педагогом социальным и в процессе изучения нормативно-правовой базы его деятельности было выявлено, какие должностные обязанности выполняет специалист в данном учреждении образования.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДОКУМЕНТЫ:

Основные нормативно – правовые документы Республики Беларусь:

-Конституция Республики Беларусь. -Гражданский кодекс Республики Беларусь. -Жилищный кодекс Республики Беларусь. -Кодекс Республики Беларусь о браке и семье. -Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях. -Уголовный кодекс Республики Беларусь. -Закон Республики Беларусь «О правах ребенка». -Закон Республики Беларусь «Об образовании». -Закон Республики Беларусь «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь». -Закон Республики Беларусь «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь». -Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». -Закон Республики Беларусь «О гарантиях по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 2005 г. №73-3. -Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях». -Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 10 декабря 2003 г. № 1599 «Об утверждении положения о порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних.»

17 стр., 8457 слов

Учреждение образования 18

«БАРАНОВИЧСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» УТВЕРЖДАЮ Ректор (Первый проректор) учреждения образования «Барановичский государственный университет» ________________________________________ «_____» ____________________ 20______ года Регистрационный № УД - __________ /____ гос. ДОШКОЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Программа государственного экзамена для студентов специальностей: 1-01 01 02 ...

-Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 июля 2006 г. № 840 «О государственном обеспечении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей, находящихся в учреждениях, осуществляющих профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».  -Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2006 г. № 1728 «Об утверждении положений и о внесении изменений и дополнений в некоторые постановлени51 Совета Министров Республики Беларусь по вопросам обеспечения государственной защиты детей, оставшихся без попечения родителей».

Документы Министерства образования Республики Беларусь.

-Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 27 апреля 2006 г. № 42 «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования».  -Постановление Министерства образования Республики Беларусь и Министерства финансов Республики Беларусь от 3 октября 2002 г. № 42/143 «Об утверждении Инструкции о порядке возмещения расходов на содержание детей, помещенных в детские интернатные учреждения на государственное обеспечение, а также в опекунскую, приемную семью». -Инструкция о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите (Утверждена Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 5 мая 2007 г. №30).  -Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 16 мая 2006 г. № 300 «О совершенствовании работы по профилактике семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социального сиротства».  -Приказ Министерства образования Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 270 «О совершенствовании работы с детьми, находящимися в социально опасном положении и нуждающимися в государственной защите». 

5 стр., 2016 слов

Психологические аспекты возмещения морального вреда в правоприменительной практике Республики Беларусь

Учреждение образования "Академия Министерства внутренних дел Республики Беларусь" Кафедра гражданского и трудового права РЕФЕРАТ на тему: "Психологические аспекты возмещения морального вреда в правоприменительной практике Республики Беларусь. " по дисциплине: "Гражданское право" Минск, 2013 Моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит ...

— Постановление МО РБ от 25 июля 2011г. № 135 «О некоторых вопросах воспитания и обучения лиц с особенностями психофизического развитии»

— Постановление МО РБ от 05 сентября 2011г № 253 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и ведения банка данных о детях с особенностями психофизического развития»

-Постановление МО РБ от 25 июля 2011г № 116 «Об утверждении Положения о социально-педагогической и психологической службе учреждения образования (иной организации индивидуального предпринимателя, которым в соответствии с законодательством предоставлено осуществлять образовательную деятельность )».

-Инструктивно-методическое письмо «О работе педагогических коллективов учреждений, реализующих образовательные программы специального образования на уровне общего среднего образования в 2011-2012 учебном году» от 04 июня 2011г.

Общие положения:

Педагог социальный

Обязанности:

-Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы;

-Уважает честь и достоинство участников образовательного процесса;

-Повышает свой профессиональный уровень, проходит аттестацию;

— Ведет здоровый образ жизни;

— Ведет просветительско-профилактическую работу среди учеников , родителей, учителей;

-Разрабатывает и способствует реализации региональных социально-педагогических программ, направленных на социализацию и адаптацию несовершеннолетних , предупреждение девиантного поведения детей и подростков ;

— Ведет документацию по установленной форме, использует ее по назначению;

— Оказывает содействие социально-педагогическим учреждениям в социально-педагогическом сопровождении семей, воспитывающих детей с ОПФР;

— Изучает и распространяет передовой опыт социально-педагогической работы;

— Сохраняет профессиональную тайну, не распространяет сведения, которые были получены в результате диагностической, консультативной работы;

5 стр., 2499 слов

Принципы и механизмы работы с детьми, страдающими социальной дезадаптацией

13 Реферат на тему Принципы и механизмы работы с детьми, страдающими социальной дезадаптацией Содержание Введение 1. Принципы и механизмы работы с детьми страдающими социальной дезадаптацией Заключение Литература Введение дезадаптация несовершеннолетний ребенок социальная Проблемы подростков всегда актуальны, но никогда не стояли так остро, как в настоящее время в условиях нестабильной социальной ...

— Является администратором банка данных о детях , также о детях с ОПФР. Ведет ведомственную отчетность.

Педагог социальный должен знать:

-Кодекс РБ об образовании;

— Иные законодательные акты РБ, нормативно-правовые и другие руководящие и методические документы и материалы по вопросам образования, воспитания, правам детей и детей с ОПФР, охраны и защиты семьи, материнства, детства, молодежи;

-педагогику, достижения современной дефектологической, психолого-педагогической науки и практики;

-основы физиологии и гигиены;

-теорию и методы управления образовательными системами;

-организацию финансово-хозяйственной деятельности учреждения;

-основы административного, трудового и хозяйственного законодательства;

-правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности.

Функции:

-Социальная функция (осуществление комплекса мероприятий по социальной защите, воспитанию, образованию и развитию детей )

-Ведение просветительской работы среди родителей, преподавателей, участие в семинарах для педагогов социальных

-Осуществление консультативной работы

-Осуществление информационно-аналитической работы.

Права педагога социального:

-Защита профессиональной чести и достоинства

-Обеспечение условий для осуществления профессиональной деятельности

-Творческую инициативу, свободу выбора педагогически обоснованных форм и методов обучения и воспитания, учебных изданий и средств обучения

-Доступ к учебно-программной, учебно-методической документации, информационно-аналитическим материалам

-Участие в обновлении, разработке и определении структуры и содержания структурных элементов научно-методического обеспечения образования

-Участие в научной, научно-технической, экспериментальной, инновационной, международной деятельности учреждения образования

-Участие в управлении учреждением образования

-Повышение квалификации

-Моральное и материальное поощрение за успехи в педагогической деятельности

-Ознакомление с проектами решений вышестоящих организаций и директора центра, связанных с деятельностью Брестского областного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации

-Требование от руководства оказания содействия в осуществлении своих должностных обязанностей и прав.

Кроме того, педагог социальный:

• ежегодно на основе изучения социума учреждения образования составляет социально-педагогическую характеристику; • осуществляет комплекс мероприятий по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. №18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (в редакции Декрета Президента Республики Беларусь №5); • ведёт учёт различных категорий учащихся, семей; • проводит социально-педагогическое консультирование по запросу; • посредством диагностики выявляет проблемное поле учащихся, родителей, педагогов; • проводит работу с учащимися в учебном коллективе, в шклоле,в семье; • содействует созданию педагогически ориентированной среды;  • обеспечивает социально-педагогическую поддержку семьи в развитии личности учащегося;  • принимает участие в организации социально значимой деятельности учащихся, содействует развитию молодёжных инициатив, творческого потенциала, самодеятельности учащихся; • ведёт необходимую учётно-отчётную документацию.

Составила индивидуальный план работы на время прохождения практики.

2 ДЕНЬ ПРАКТИКИ

ЗАДАНИЕ : 1. Ознакомится с документацией педагога социального.

ЦЕЛЬ: Изучить должностные обязанности ,планы и содержание работы специалиста по социальной работе в учреждении образования. Изучить направления деятельности педагога социального в учреждении образования; проблемы клиентов с которыми он работает; ознакомиться с банком данных о клиентах педагога социального.

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ:Беседа с педагогом социальным. Ознакомление с планом работы по которому ведется работа с

клиентами. изучение документации педагога социального, изучение его нормативно-правовой базы.

АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ:

В результате беседы с педагогом социальным были установлены следующие основные папки и документы, ведущиеся педагогом социальным :

Папки:

 Общие положения и должностные обязанности.

2. Номенклатура дел.

  Аналитический отчет   о проделанной работе за   учебный год.

3.  Документация по учету правонарушений.

4.  Учет обращения учителей, родителей и учащихся.

  Справки, служебные и объяснительные записки.

  Планирование, диагностика  и нормативно – правовая документация.

 Входящие и исходящие документы.

  Список детей  состоящих на ВШУ, «Группы риска».

 Список  многодетных, неполных, малообеспеченных семей.

 Список детей «В социально – опасном положении».

 Регистрация бесед с учащимися и их родителей.

12.Планы взаимодействия с органами, осуществляющими профилактику безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учреждениями и организациями, занимающимися вопросами защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, социальными институтами, занимающимися вопросами социализации.

13.Социально-педагогическая характеристика класса.

14. Учёт несовершеннолетних, признанных находящимися в социально опасно положении (сборник нормативных документов Министерства образования РБ № 8, 2010 г.)

Список документации социального педагога

Документы:

План работы на год(месяц,четверть,полугодие

План-сетка на неделю

Социальный паспорт микрорайона учреждения

График работы

5.Личные данные педагога социального

6.Журнал учёта работы

7.Аналитический отчет о работе за предыдущий год

8.Журнал консультаций родителей,учителей,учащихся

9.Журнал учета индивидуальных и групповых форм воспитательной работы

10.Журнал посещения семей по месту жительства

11.Журнал первичного учёта фактов семейного неблагополучия

12.Журнал учёта посещений и профилактики инспектора ИДН

13.Журнал учёта – профилактических дел несовершеннолетних, состоящих на различных видах учёта

14.Журнал учёта преступлений и правонарушений среди учащихся

15. Персонифицированные банки данных детей и семей различных категорий учёта

16. Информация о посещении семей (оформляется в случае посещения семьи одним специалистом), акты обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (в случае посещения не менее чем 3-мя членами комиссии).

17.Учётно-профилактические дела несовершеннолетних, состоящих на различных видах учёта (ИДН, СОП, НГЗ)

18.Паспорт кабинета.

Основными направлениями деятельности педагога социального являются:

1.Диагностика (исследование, изучение) условий жизни и социализации учащихся школы в семье, учреждении образования, по месту жительства. 2.Профилактика и просвещение, которые предполагают как проведение мероприятий по устранению и предупреждению причин, условий и факторов, вызывающих те или иные отклонения в поведении учащихся школы, формирование установок на здоровый образ жизни; оказание помощи в различных видах социально-значимой деятельности, организации свободного времени учащихся, так и просвещение родителей, педагогов по их запросу, результатам диагностики. 3. Методическая работа: -изучение и обобщение опыта социально-педагогической работы; -разработка методических материалов по вопросам развития, воспитания, обучения, социализации учащихся, проблемам семьи, защиты детства; -накопление методических материалов; -участие в педагогических советах, совещаниях, методических объединениях; -участие в организации и проведении семинаров-практикумов, конференций и т.д. 4.Охрана прав и законных интересов несовершеннолетних: -защита прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей; -оказание помощи несовершеннолетним, находящимся в социально-опасном положении, учащимся — инвалидам, пострадавшим при аварии на ЧАЭС; учащимся из неполных, многодетных, малообеспеченных семей; -представление интересов несовершеннолетних учащихся при взаимодействии с органами охраны правопорядка, в суде.

Приоритетными направлениями социально-психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса являются: в начальной школе — определение готовности к обучению, содействие в адаптации, предупреждение отклонений в развитии и поведении, развитие самостоятельности и самоорганизации, содействие развитию способностей и склонностей; в базовой школе — обеспечение адаптации при переходе в среднее звено школы, поддержка учащихся в решении задач личностного, ценностно-смыслового и профессионального самоопределения и саморазвития, помощь в выборе профиля обучения, формировании жизненных навыков, построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика асоциального поведения и вредных привычек, поддержка талантливых школьников; в старших классах школы — это оказание по­мощи в профильной ориентации и профессиональном самоопре­делении, поддержка в решении проблем самопознания, достижения личной идентичности, развитии психосоциальной компетентности.

Важнейшими направлениями деятельности СППС являются профилактика и просвещение, где на первый план выступает развитие правовой, психолого-педагогической осведомленности учащихся, родителей, социально-педагогической культуры учителей и воспитателей. Просветительская работа педагога социального, осуществляется в интерактивной форме (на педсоветах и методических объединениях, родительских собраниях и классных часах).

Банк данных клиентов

ГУО «Чернянская средняя школа» Малоритского районана 01.11.2013 г.

Находящиеся в социально опасном положении

Семей

Детей

Всего

2

6

до 1 года

до 3 лет

Категории

Семей

Детей

Малообеспеченных

Всего:

из них детей школьного возраста

Неполных

Всего:

16

24

Из них имеющих детей школьного возраста

15

21

Многодетных

Всего:

19

74

Из них имеющих детей школьного возраста

18

49

Опекунских

Приёмных

Воспитывающих детей-инвалидов

4

9

Переселенцев

Беженцев

Сведения о детях школьниках

Категория детей

Всего

Примечания

Общее количество детей в школе

105

Несовершеннолетние не обучающиеся и не работающие

Количество несовершеннолетних матерей

Учащиеся, состоящие на внутришкольном контроле

1

Учащиеся, состоящие на ИДН

Количество несовершеннолетних, осуждённых с отсрочкой исполнения наказания

Количество несовершеннолетних досрочно освобождённых

Количество несовершеннолетних, вернувшихся из мест лишения свободы

3 ДЕНЬ ПРАКТИКИ

ЗАДАНИЕ: 1. Составить социально-педагогическую характеристику учреждения образования.

ЦЕЛЬ: Изучить особенности клиентов, с которыми работает педагог социальный в учреждении образования. Научиться составлять

социально-педагогическую характеристику учреждения образования.

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ: В процессе беседы с администрацией и педагогом социальным собрать необходимую информацию для написания социально-педагогической характеристики данного учреждения образования.

АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ:

По итогам беседы с администрацией и педагогом социальным была составлена социально-педагогическая характеристика

Находящихся в социально

опасном положении

Семей

Детей

Всего по состоянию на __01.11.13_____

2

6

Поставлено на учет за

отчетный квартал

Снято с учета за предыдущий квартал

Нуждающихся в государственной

защите

Решение

КДН

Решение органа опеки

Семей

Детей

Семей

Детей

Всего по состоянию на _______

Признано за отчетный квартал

Снято с учета за отчетный квартал

Признанно нуждающимися в

государственной защите с начала года

Категории

Семей

Детей

Малообеспеченных

Всего:

20

64

Из них имеющих

детей школьного возраста:

19

Неполных

Всего:

16

24

Из них имеющих детей школьного возраста:

15

21

Многодетных

Всего:

19

74

Из них имеющих детей школьного возраста:

18

49

Из них имеющих

3 школьника:

7

21

Из них имеющих

более 3 детей

школьного возраста:

3

28

Опекунских

Приемных

Воспитывающих детей-инвалидов

4

9

Переселенцев

Беженцев

Количество детей состоящих:

на учете в ИДН – нет_____

Количество несовершеннолетних матерей – нет_____

Количестно несовершеннолетних:

— осужденных с отсрочкой исполнения наказания, с условным

неприменением наказания — нет_____

досрочно освобожденных — _нет____

— вернувшихся из мест лишения свободы — нет_____

Количестно несовершеннолетних,

нигде не работающих и не обучающихся — _нет___

из них по состоянию здоровья — нет_____

4 ДЕНЬ ПРАКТИКИ

ЗАДАНИЕ: 1.Изучить опыт педагога социального с семьёй.

ЦЕЛЬ: Выявить и проанализировать основные социальные характеристики семей, с которыми ведётся работа; основные направления деятельности с семьёй; содержание,формы и методы работы педагога социального с семьёй. Изучить документацию педагога социального по работе с семьёй.Выявить и проанализировать методы работы с родителями при посещении семьи. Ознакомиться с методикой составления акта обследования семьи.

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ: Беседа с педагогом социальным, наблюдение за его работой в процессе. Изучение документации.

АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ:

Общеизвестен факт, что семья является самым главным институтом социализации, через которые ребенок усваивает основные социальные знания. Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. Такие семьи объединяются понятием «семьями группы риска».

Задачи социального педагога – создать в семье ощущение безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать.

Социальная жизнь ребёнка зависит от многих причин: снижение жизненного уровня, безнадзорность детей, плохое отношение к детям в семье, родители ведут асоциальную жизнь, безразличие к делам детей и т. д.

 Факторы, обуславливающие социальный риск, могут иметь социально – экономический, медико-санитарный, социально – демографический, социально – психологический, криминальный характер. Их действие приводит к утрате семейных связей, росту числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, средств к существованию. Безнадзорность детей продолжает составлять одну из наиболее тревожных характеристик современного общества. К семьям группы риска относят: неполные семьи, семьи, воспитывающие или имеющие в своем составе инвалидов, многодетные семьи, малоимущие и бедные семьи и др.

Однако далеко не всегда семья выполняет жизненно важные для развития и социального становления ребенка функции. Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья». К данной категории семей обычно относят: семьи с низким материальным достатком; семьи, ведущие асоциальный образ жизни; семьи, в которых нарушены детско-родительские отношения (т.е. имеют место конфликты, насилие, отчуждение, безразличие и т.п.).

Пед.практика — Стр 2

Какими бы факторами ни было обусловлено неблагополучие семьи, оно в той или иной степени негативно сказывается на развитии ребенка. Подавляющая часть проблем, возникающих у детей в процессе социализации, имеет корни именно в неблагополучии семьи.  Поэтому одной из обязательных составляющих работы социального педагога с детьми, имеющими какие-либо социальные, психологические или педагогические проблемы, является работа с их семьями.  Конкретное содержание социально-педагогической работы с семьей в каждом отдельном случае обусловлено типом ее неблагополучия, а также индивидуальными особенностями данной семейной ситуации. Однако в целом технологии работы социального педагога с неблагополучной семьей имеют много общего.  Прежде всего, их объединяет то, что в центре интересов социального педагога находится ребенок. Неблагополучие семьи волнует социального педагога, в отличие от специалиста по социальной работе, постольку, поскольку оно не обеспечивает благополучие ребенка. Соответственно социально-педагогическая реабилитация семьи, влияние на внутрисемейную ситуацию направлены в первую очередь на обеспечение жизненно важных потребностей ребенка и защиту его базовых прав — права на жизнь и необходимый для полноценного развития уровень жизни.  Работа с семьями обязательно включает три уровня: профилактический; диагностический; реабилитационный. 

Профилактика — это комплекс превентивных мер, проводимых путем организации общедоступной медико-психологической и социально-педагогической поддержки семьи.  На данном уровне деятельность социального педагога строится на принципе предоставления достоверной информации.  Один из путей к улучшению состояния — разработка таких специальных программ педагогического образования и просвещения родителей, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем во взаимоотношениях детей и родителей.  Например, при работе с семьей, в которой при воспитании ребенка прибегают к насилию, необходимо объяснить членам семьи пагубные последствия физических наказаний детей и разъяснить гуманистические методы воспитания.  Опросы показывают, что практически все родители, применяющие физическое наказание, испытывают трудности в воспитании ребенка, а к 87% из них в детстве применялись физические наказания. 40% родителей не применяют физическое наказание как средство воспитания, но желание применить его у них присутствует.  Могут быть разные точки зрения на то, какие методы и средства являются наиболее эффективными для улучшения и гуманизации процесса воспитания детей, но безусловна необходимость помощи в таких семьях родителям.  Организация педагогического просвещения родителей этой категории направлена на то, чтобы они поняли разницу между допустимым и недопустимым поведением, поскольку родители часто не осознают последствий, к которым может привести физическое наказание ребенка. Это осознание влечет за собой и выбор адекватных приемов для разрешения возникающих трудностей. Родителей можно и нужно обучить расшифровывать исходящую от детей информацию и в зависимости от нее подбирать соответствующие методы воспитания. Необходимо также создание системы гуманизации взаимоотношений родителей с ребенком, которая формируется с рождения ребенка и проходит через все периоды его развития.  В программе налаживания гуманных взаимоотношений детей и взрослых обязательным условием является добровольное сотрудничество родителей и специалистов. Программа работы с родителями подбирается в зависимости от тех факторов, которые могут вызвать их жестокое обращение с ребенком. Например, жестокое обращение с малолетними детьми часто провоцируется одиночеством и усталостью матери, которая весь день находится одна, в напряжении, без всякой поддержки. Социальные педагоги должны заниматься пропагандой ненасильственного воспитания, разъяснять, что существует множество методов, с помощью которых можно воспитать в детях послушание, ответственность, не прибегая к телесным наказаниям. Например:

хвалить детей за хорошие поступки;

поощрять за любое изменение к лучшему, даже если оно незначительно, так как это способствует усилению уверенности ребенка в себе;

стараться научить ребенка исправить неправильный поступок;

разговаривать с детьми в тоне уважения и сотрудничества;

вовлекать ребенка в процесс принятия решений;

избегать пустых угроз;

не выражать предпочтение одному из детей, если в семье не один ребенок;

не требовать от ребенка того, что он не может сделать;

оценивать сам поступок, а не того, кто его совершил;

использовать любую возможность, чтобы выказать ребенку свою любовь.

Родителям должны быть известны и приемлемые методы наказания. Назовем некоторые из них:

нельзя лишать детей возможности удовлетворять основные человеческие потребности. Например, если он плохо ведет себя за столом, можно попросить его сесть отдельно, тем самым лишив радости совместной трапезы в кругу семьи;

можно запретить езду на велосипеде, если он нарушает правила дорожного движения, но не надолго;

маленьких детей, пачкающих стены, можно заставить вымыть их с мылом и похвалить за выполненную работу и т.д.

Эффективность профилактической деятельности социального педагога напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы. В противном случае создается психологический барьер, из-за чего человек не может адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения.  Предвидя трудный разговор, социальный педагог должен тщательно подготовиться к встрече. Собрать как можно больше информации о семье, тщательно обдумать содержание и форму беседы. В начале встречи нужно отметить благоприятные стороны жизни семьи, положительные качества собеседника. Завоевав расположение, необходимо найти тактичную форму для определения проблемы.  Успешной работе с семьей помогает атмосфера дружеских, партнерских, неформальных отношений между социальным педагогом и клиентами, чему способствуют проведение тематических встреч, вечеров отдыха и др. В процессе их совместной подготовки предоставляется возможность лучше узнать друг друга, проявить взаимный интерес, внимание, тепло. Умело организуя общение детей и взрослых, социальный педагог помогает им ощутить радость и удовлетворение от совместных дел, чего прежде, возможно, данная семья не испытывала.  Перед родителями, которые предъявляют к ребенку завышенные требования, социальный педагог должен постараться раскрыть как можно больше реальных достоинств ребенка. При работе с семьями малолетних детей специалист может порекомендовать понаблюдать за ребенком и постараться понять, почему он плачет: может быть, он голоден или у него что-то болит, или ребенку хочется внимания. Наблюдение за ребенком повышает чувствительность родителей к различным видам его поведения, ведет к их пониманию. Научившись наблюдать, родители смогут самостоятельно изменить свою реакцию на поведение ребенка. 

  Проводится комплексная диагностика семьи; выявляется готовность семьи к вмешательству извне (за,против)и в соответствии с ней применяются формы и методы реабилитационной работы. Довольно часто социальный педагог сталкивается   с непринятием семьи, когда члены семьи не настроены активно помогать специалистам и даже препятствуют,  с тем, что приходится принуждать людей принять эту помощь. Обязательными этапами диагностики являются: сбор информации; анализ информации; постановка социального диагноза. Диагностика — длительный этап, требующий неоднократных встреч с семьей, а также с другими людьми. Диагностика служит отправной точкой дальнейшего взаимодействия с семьей.  В ситуациях, когда различные недостатки в семье тщательно скрываются, может помочь опрос соседей, школьных учителей, разговор с самим ребенком.  Определить, есть ли проблема физических наказаний в семье (если родители скрывают ее наличие), можно по состоянию ребенка.  Оценка физического, эмоционального и психического развития детей происходит по следующим критериям (Д. Г. Барнз):

-отсутствие привязанности или сильное искажение связей такого рода;

-серьезное отклонение в восприятии семьи как надежной базы, на основе которой дети могут приобретать новый опыт;

-отсутствие или сильное искажение родительских моделей, которые ребенок имитирует и на которых формируется идентификация;

-наличие дисфункциональных стилей борьбы со стрессом (агрессивность);

-полное или частичное отсутствие взаимопонимания между родителями;

-отсутствие необходимого или соответствующего возрасту жизненного опыта (теплота, игра, беседа);

-отсутствие или избыток дисциплинарных методов.

Создаётся комиссия ,которая посещает семью , обследует её и составляет акт обследования семьи.

УТВЕРЖДАЮ

директор ГУО «Чернянская средняя

школа»Малоритского района

_________________А.Ф. Никончук

«____»_________________20 г.

АКТ ОБСЛЕДОВАНИЯ

УСЛОВИЙ ЖИЗНИ И ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО

От ____________________________20 г.

Комиссия в составе:

Ф.И.О., должность_____________________________________________________________________

Ф.И.О., должность_____________________________________________________________________

Ф.И.О., должность_____________________________________________________________________

Ф.И.О., должность_____________________________________________________________________

Обследовала жилищно-бытовые условия учащегося (йся)__________________класса

______________________________________________________________ школы

Ф.И.О. несовершеннолетнего____________________________________________________________

Проживающего по адресу:______________________________________________________________

Обследованием установлено: взаимоотношения в семье, реакция семьи на посещение, материальное положение семьи, результаты беседы с членами семьи.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпись лиц, проводивших обследование:

______________________ ________________

______________________ ________________

______________________ ________________

______________________ _____

И затем проводится анализ и признание семьи по категориям: не полная, малообеспеченная и т.д.Б постановка или снятие на учёт как СОП.

«УТВЕРЖДАЮ»

дирктор ГУО «Чернянская

средняя школа»

Малоритского района

________ А.Ф. Никончук

от «____» ________ 20 ____ г

АКТ

обследования жизни и воспитания несовершеннолетнего

Дата обследования ________________________________________________________________

ФИО несовершеннолетнего ________________________________________________________

Возраст, год рождения, место рождения ______________________________________________

Адрес, телефон: __________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

(указать постоянное место жительства)

Сведения о родителях (имеет одного (обоих) из родителей, местожительства родителей, возраст, занимаемая должность или занятие, место работы, стаж работы, доходы, состоят ли в браке)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Участие каждого из родителей в воспитании и содержании несовершеннолетнего

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Состав семьи (ФИО, родственные отношения, возраст, занятость и др.)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сведения о несовершеннолетнем:

а) занятие (учреждение образования, группа (класс), не получает общее базовое образование)

_________________________________________________________________________________

б) успеваемость ___________________________________________________________________

в) занятость в свободное время ______________________________________________________

г) режим дня и условия проживания несовершеннолетнего

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

д) кто осуществляет уход за несовершеннолетним

_________________________________________________________________________________

е) состояние здоровья несовершеннолетнего (жалобы на состояние здоровья, имеются ли отклонения в развитии, учёт врачей узкой специальности)

_________________________________________________________________________________

ж) организация отдыха (каникулярное время, летнее) ___________________________________

9. Взаимоотношения несовершеннолетнего с родителями, другими членами семьи ____________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Пособие на совершеннолетнего выплачивается: _______________________________________

Кто является нанимателем данного жилого помещения (собственником либо членом организации граждан застройщиков) _________________________________________________

(указывается на основании информации жилищно-эксплуатационной службы (товарищества собственников))

Проживают в данном жилом помещении

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общая площадь жилого помещения и вид благоустройства (водопровод, канализация, газ и др.) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В какой помощи нуждается несовершеннолетний (семья) (материальной, педагогической, психологической, правовой и др.) ___________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы и мотивированное заключение с указанием целесообразной помощи несовершеннолетнему:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________ _________________________

(должность, подпись) (И.О. Фамилия)

__________________________ _________________________

(должность, подпись) (И.О. Фамилия)

___________________________ _________________________

(должность, подпись) (И.О. Фамилия)

___________________________ _________________________

(должность, подпись) (И.О. Фамилия)

___________________________ _________________________

(должность, подпись) (И.О. Фамилия)

___________________________ _________________________

(должность, подпись) (И.О. Фамилия)

Реабилитационный уровень. Этот уровень является важнейшим в системе работы с семьей, так как проводится на всех этапах общения. Реабилитация — это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения.  Цикл социально-педагогической помощи семьям, использующим физические наказания детей, включает в себя все компоненты помощи:

знакомство, оценка проблемы;

планирование работы;

выполнение намеченных действий;

подведение результатов.

Фазы цикла помощи имеют перекрывающий, кольцевой характер, так как взаимодействие с клиентом будет продолжаться до тех пор, пока не будут достигнуты цели.  Важно планировать стратегию помощи для семьи в целом, поскольку, если помощь будет оказываться только ребенку, это может навлечь на него дополнительную опасность.

В своей работе с семьёй социальный педагог использует следующие методы:

беседа;

включенное наблюдение;

убеждение;

одобрение или осуждение — находить компромисс, осуждать действия, выяснять причины, стараться не осуждать;

прием активного слушания;

прием перефразирования, проверка правильности высказываний другого человека при помощи повторения его идей другими словами.;

прием конфронтации. Конфронтация заключается в том, чтобы показать клиенту противоречие в его суждениях, другие точки зрения. Прием конфронтации опасен тем, что может привести к конфликту, глубокому неудовлетворению и разрыву. Но этот прием можно использовать для создания условий качественного роста клиента, вскрытия его противоречий;

прием Я-послания. Это высказывание специалиста о собственном эмоциональном переживании, дискомфорте, который вызван действиями или позицией клиента. Этим Я-посланием социальный педагог пытается найти отклик у клиента: «Я чувствую себя плохо оттого, что вы стучите по столу»;

метод легенд — способ помочь клиенту через рассказ о другом человеке, который нашел выход из подобной ситуации.

Проводится социальный патронаж. Патронаж — одна из универсальных форм работы с клиентом, представляющая собой оказание различной помощи на дому. В ходе патронажа можно осуществлять разные виды помощи — материальную, психологическую, образовательную и др.  Патронажи могут быть единичными или регулярными, в зависимости от типа клиента и поставленных задач, от содержания патронажной помощи.  Перед посещением необходимо найти возможность предупредить о своем визите или хотя бы заранее получить принципиальное согласие на посещение.  Технология патронажа:

предварительная подготовка встречи с клиентом, постановка целей;

оповещение клиента о времени визита;

представление себя (нагрудный знак, визитка);

обеспечение личной безопасности;

представление и сообщение о цели визита;

время посещения — 20 — 30 минут;

подведение итогов. Если необходимо, совместно с клиентом составить отчет.

Задача социального педагога — создать в семье ощущение безопасности, он должен быть твердо убежден в правильности своих действий, быть способным четко изложить свои цели клиентам, с которыми собирается работать.  Социальный педагог должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению.  Оказывая помощь другим людям, он должен отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особым отношением к своим клиентам. С одной стороны, он должен признавать и уважать их права как личностей, а с другой — учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода. Для установления контакта социальный педагог должен научиться смотреть на мир глазами своего клиента—с позиции клиентоцентризма. 

5 ДЕНЬ ПРАКТИКИ

ЗАДАНИЕ : 1. Оказать помощь педагогу социальному в подготовке и проведении 1-2 мероприятий.

2.Обобщить полученные результаты.

ЦЕЛЬ: Сформировать коммуникативные навыки и умения взаимодействия специалиста по социальной работе в учреждении образования. Научится делать выводы, оформить документацию, провести самоанализ результатов ознакомительной практики и составить отчёт по пройденной практике.

МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ: Научится делать выводы, оформить документацию, провести самоанализ результатов ознакомительной практики и составить отчёт по пройденной практике.

АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

В рамках «Недели правовых знаний» проводился ряд воспитательных мероприятий, в частности –профилактические беседы «Что такое право?» , «О родительском авторитете ,что бы не было поздно», «Права и обязанности в семье», которые проводила педагог социальный с учениками совместно с родителями, такое групповое собеседования с учащимися, семьями, одноклассниками, учителями-предметниками, родителями.

 Мероприятие преследовало цели:

1. Формирование правовой культуры учащихся, как фактор воспитания гражданственности.

2. Формирование значимости семейного воспитания и повышение роли и ответственности родителей за будущее своих детей

 Задачи: 

1. Защита прав и интересов ребёнка

2.Профилактическая работа по предупреждению правонарушений, преступлений, алкоголизма, наркомании, токсикомании, торговли людьми.

Я считаю, что добросовестно выполнила задачи практики, задания индивидуального плана в полном объёме и в установленные сроки. И по результатам наблюдения, обработки информации был откорректирован дневник практики и составлен отчёт по ознакомительной практике.