Патопсихология 4

Зейгарник Б. В. задала теоретическую основу и методическую базу.

1. «Патопсихология» Зейгарник

2. «Клиническая психология», раздел патопсихологии, Карвасарский.

3. «Практическая патопсихология» Блейхер Круг Боков

4. «Хрестоматия» Белопольская

Патопсихология – ветвь клинической психологии, изучающая закономерности распада психической деятельности и свойств личности в сопоставлении закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме.

Патопсихология изучает закономерности распада свойств личности. Имеет общий с психиатрией предмет – психические нарушения.

Но есть разница подходов этих двух предметов — как в природе расстройств, так и в методе их обнаружения.

Психиатрия опирается на определённые понимания природы психических расстройств из разделов медицины.

Патопсихология как надстройка над психиатрией. Патопсихология дает материал для разбора психических расстройств.

10 февраля, лекция патопсихологии.

Есть определенные психические нарушения, которые характеризуют психопатологии в психиатрии, а мы, патопсихологии, исследуем как при этих нарушениях\расстройствах в свою очередь нарушаются эти звенья. То есть патопсихология изучает механизмы формирования синдромов. То, что психиатры описывают на поверхности, патопсихология описывает глубже. Не всегда есть связь между нарушением мозговых структур и проявлением клинических синдромов. Патопсихология является тем самым звеном, которое по характеру нарушения психической деятельности, не спускаясь к пониманию и описанию биохимических\физиологических механизмов нарушения, описывает механизмы только психологическим языком.  Методы исследования: тесты, проективные методики, экспериментальные методики. Применение патопсихологических методов с одной стороны дает нам знание о нарушенных звеньях психической деятельности относительно объективно, то есть если разные патопсих-ги будут использовать одинаковым образом одинаковую систему методик и методов, то при исследовании одного и того же больного патопси-ги будут иметь принципиально схожую картину. Клинический метод для психиатрии более субъективен, так как это точка зрения наблюдающего человека при сборе анамнеза, например. Может быть так, что нарушение есть, но видимых признаков не наблюдается. Трудности диагностики в психиатрии существуют. Например, амнестические данные соседа и родственников могут разниться, как и между собой, так и от того, что говорит пациент в ходе клинической беседы. Применение психологических методов дает понять есть расстройство мышления или нет, есть расстройство личности или нет. Патопсихологические методы позволяют нам получить объективную картину. Например, есть специфические ответы больных шизофренией.

8 стр., 3965 слов

Особенности нарушения психологического пространства личности ...

... нарушения психологического пространства личности. Предмет: Особенности нарушение психологического пространства личности в юношеском возрасте. Объект: суверенность психологического пространства личности. Цель: Изучить возможные нарушения ... любых сферах жизнедеятельности. Психологическое пространство личности можно соотнести с основными проявлениями психического: оно переживается субъектом как ...

Западный психолог, который ставит диагноз, сначала собирает амнестические данные, анализирует противоречия, формирует гипотезу относительно того, с каким расстройством он имеет дело. А далее по результатам диагностики мы смотрим, что же является центральным нарушением и тем самым мы формируем более объективную картину для более точного диагноза больного.

Данные патопсихологического исследования дополняют клинические наблюдения, а в купе дают достаточно объективную и достоверную картину.

Патопси-ги занимаются так же исследовательской деятельностью. Например, особенности эмоциональной сферы расстройства шизофрении до сих пор мало изучены и понятны.

Смешение понятий «патопсихология» и «психопатология» происходило из-за отсутствия четкой дифференциации задач психологии и психиатрии в период первоначального накопления фактического материала в конкретных исследованиях аномалий психики, тем более, что исследователи, как правило, в одном лице совмещали и психиатра и психолога.

Ясперс «Общая психопатология». Начало 20 в. Зарождение понятия Кречмеровского понимания психологических нарушений. Были попытки просто описать психические расстройства, чтобы различать их.

На протяжении 20 в. развивалась патопсихология. Она накопила достаточно, чтобы дифференцировать одно расстройства от другого.

Два подхода к постановке диагноза:

  1. Патопсихологические методы диагностики. Применяемы особенно хорошо за рубежом.
  2. В России диагноз ставит психиатр.

Разница психиатра и патопсихологических постановок диагноза.

Основные методы: клиническая беседа, сбор анамнеза, наблюдение.

Сбор данных о преморбидной личности – какая была личность до манифестации того или иного расстройства. Собрать преморбидные данные не всегда получается.

Манифестация – когда проявилось нарушение, стало явным.

Анамнез собирается ос слов близких и родных.

Специфика патопсихологического подхода.

Клинико-психологический синдром – закономерное сочетание синдромов… Центральное звено патопсихологии – некое нарушение или сочетание нарушений познавательных процессов. Патопсихология нацелена на поиск этих нарушенных звеньев. Патопсихологическая диагностика – системное исследование психической деятельности и выделение «что, как и в какой степени нарушено\сохранно» — 3 основных вопроса.

В своей теории патопсихология пересекается с общей психологией – как нужно описывать нарушения познавательных процессов.

Как может нарушаться мышление с разными расстройствами. Есть определенные психологические нарушения, мы исследуем как нарушаются звенья психической деятельности.

Считается, что патопсихология рассматривает глубокий пласт, что лежит в основе психологии.

Если разные патопсихологи будут использовать одинаковую систему методик – будет принципиально схожая картинка. Клинический метод является субъективным.

Блюма Вульфовна Зейгарник методы исследования:

7 стр., 3099 слов

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У КОНЬКОБЕЖЦЕВ ...

... …………….……..60 ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………….62 ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования: Мотивация к здоровому образу жизни занимает центральное место в формировании и сохранении здоровья каждого человека. Под мотивацией к здоровому образу жизни понимается ...

Сходство общепсихологический методов и патопсихологических методов

17 февраля, лекция

Возникают задачи при тех случаях, когда возникают, как говорят, стертые или маскированные формы проявления тех или иных нарушений.

Стертые или маскированные – то есть тогда, когда по характеру того, что нам может сообщить больной\окружающие, мы в результате наблюдения

Диссимуляция – противоположно симуляции, когда человек говорит, что он не слышит голоса, хотя слышит их. Возникает при шизофрении или у пожилых как вариант.

Диагностировать невроз с помощью патопсихологических методов как правило нет необходимости, как и нарушение сна, анорексии/булимии и т.д. У людей с этими расстройствами сохранна критика к своему состоянию. Конечно, они могут диссимулировать для достижения какой-либо цели – это задача касается уже экспертизы. А во-вторых, такие люди могут обратиться за помощью сами за советом, потому что проблема осознаваема и требуется выход из ситуации.

Диагностика с патопсихологическими методами:

  1. Потеря критики.
  • Люди, страдающие психозами, считают себя нормальными и поэтому не обращаются к специалистам, и не раскрываются.
  • Дементные больные.
  • Органические больные (умственно отсталые).
  • Люди с нарушениями личностями (психопатии, нарушение влечений, определенные сексуальные нарушения).
  • Эпилептики с раннего детства. Идет нарушение личностной сферы.
  1. Диагностика детей и подростков.
  • Дизонтогенез.
  • Когда ребенок не успевает, хроническая неуспеваемость: или это личностные особенности, или расстройства.
  1. Функциональный диагноз.
  2. Реабилитация – это такие процедуры, улучшающие социальное функционирование человека.
  3. Оценка динамики. Относится к задачам.
  4. Участие в экспертной работе.
  • Трудовая — проверка трудоспособности, постановка инвалидности.
  • Медико-педагогическая – выбор общеобразовательных стратегий
  • Военно-врачебная – может ли человек служить в армии или нет.
  • Судебно-психиатрическая. Изменяется степень наказания для человека.
  1. Консультация.

Все вышеописанные задачи решаются патопсихологическим исследованием.

В патопсихологических исследованиях всегда характеризуется смысловая значимость.

Смысловая значимость:

  • Адекватная мотивация – когда больной принимает задачи исследования, рассматривает исследование как интеллектуальное испытание. Если расценка как интеллектуальное испытание, то испытуемый будет проявлять интерес, как обычный, так и интерес к своим результатам. Если испытуемый не интересуется, то это означает, что мотивация и цель ля себя отсутствует.
  • Эготропная мотивация – когда исследование для испытуемого имеет особый смысл, то есть испытуемым движут эгоцентрические мотивы. Человек проявляет “деловой” интерес: «А вы мне объясните, как работает этот метод?». Человек стремится обратить на себя внимание.
  • Нозотропная мотивация. Когда человек очень интересуется как позитивно, так и негативно, тем, не выявит ли исследование его болезненные особенности; или он проецирует на обследование свои переживания. Пациенты могут отказаться от патопсихологического обследования, чтобы врач не увидел лишнего, по мнению испытуемого. В таком случае может возникнуть диссимуляция.

У любого человека может быть такая мотивация, например, когда они устраиваются на работу.

15 стр., 7003 слов

1.Исследования отечественных ученых в суицидологии: школа а.Г. Амбрумовой

... риске суицида у депрессивных больных. По данным других исследований, суицидальный риск среди больных аффективными расстройствами в 48 ... что лишают человека внутреннего покоя. Чтобы быть наказанным из-за нарушения моральных норм, люди часто ставят ... приближается из-за неосторожности, опрометчивости, безрассудства, забывчивости человека или вследствие других сходных психологических механизмов”. 6. ...

Что же делать? Только в ситуации экспертизы возможно насильно заставить испытуемого пройти обследование. В других ситуациях можно сманипулировать авторитетом врача. Можно сослаться на необходимость приема лекарственных препаратов или выписки из больницы (выписка/невыписка).

Любое патопсихологическое исследование предваряет беседа.

Виды отношений:

  1. Активное отношение. Больные с желанием включаются в обследование, интересуются результатами обследования
  2. Настороженное отношение. Пациенты вовлекаются с оттенком подозрительности и настороженности, как правило в начале обследования. В процессе угасает. Такие больные аккуратны. Сам пациент переживает, но он стремится их не показать. Чаще после исследования у них задержанная форма реагирования.
  3. Формально-ответственное отношение.
  4. Пассивное отношение.
  5. Негативное неадекватное отношение.

Порядок проведения патопсихологического исследования.

1 Этап

Начинается с изучения истории болезни, беседа с врачом – конкретизация задачи исследования. Необходимо установить контакт с больным. Без нормального контакта мы не получим достоверных данных. На этом этапе происходит выбор методик и порядок проведения исследования.

  • Планирование экспериментальное исследование.

Занимает от 2 до 4 часов занимает исследование, иногда и более. Из-за утомляемости пациентов мы планируем два этапа по 2 часа, например. Может быть и 4 встречи по часу или чуть больше. Сообщить цель исследования может врач. Проведение в первой половине дня.

  • Обработка данных. Сначала количественная обработка, потом качественный анализ. В качественном мы анализируем неправильные ответы испытуемого. Качественный анализ рисунков (автор Херсонский).
  • Заключение. Его смысл в том, чтобы ответить на те вопросы, которые были поставлены перед исследованием. Сначала любое заключение пишется так: пол, возраст, сфера проф. образования – это объективка. Заключение должно быть доказательным.
  • Саммори. Коротенько мини-заключение. Типичное что-то для такой нозологической формы.

Нарушения мышления

  1. Нарушение операциональной стороны мышления,
  2. Нарушение динамики мышления,
  3. Нарушение личностного компонента мышления.
  1. Нарушения операциональной стороны мышления.
  1. Снижение способности к обобщению то есть деструкция, теряется способность выделять существенные признаки явлений, он не может выделить общие признаки.

  • Характерно для больных с органическими факторами – дементные больные. Деменции бывают сосудистые, недостаточное кровоснабжение гм – то есть для тех вариантов деменций с внутренними\эндогенными факторами.

    23 стр., 11407 слов

    Исследование и пути коррекции зрительных агнозий у больных с ...

    ... значимость: полученные результаты положены в основу психокоррекции и нейрореабилитации больных с нарушениями зрительных гностических функций. нейропсихологический зрительный агнозия 1. Литературные источники ... как самостоятельная форма выделяется и симультанная агнозия - такое нарушение зрительного гнозиса, когда больной может воспринимать только отдельные фрагменты изображения, причем этот дефект ...

    • Экзогенные факторы – прием наркотиков\алкоголя.
    • Больные эпилепсией. Наиболее ярко у больных с детства эпилепсией.
    • Шизофреники.
    • Умственная отсталость.

    В суждении больных доминирует непосредственное представление. Кода больные ориентируются на то, «что вижу, то пою» — то, что непосредственно в опыте больного. Больной теряет способность оперировать общими признаками и заменяется конкретными связями и отношениями, которые есть в опыте больного. Нарушается понятийное мышление – способность оперировать понятиями.

    Снижение способности к обобщению можно рассмотреть на «методике классификаций понятий/картинок». Человек не может объединить в одну группу «ключ» и «ножницы». Больные не могут соединить в группу животных, ибо кошка и собака враждуют, как их можно объединить. Что же они делают, как выявляют в общую группу? Больные объединяют понятия по признаку включения в различные жизненные ситуации. Такое обобщение называют конкретно ситуативные обобщение (посмотреть табличку у Б. В. Зейгарник). Такое обобщение можно наблюдать и в «методике 4-ый лишний».

    Псевдообобщение – с внешней позиции выглядит как обобщение, но при этом испытуемый попадается, когда не знает, куда положить кота, ибо живет всю жизнь в деревне, где кошки гуляют сами по себе. Больной обобщает в группы, основываясь на своем опыте, на том, что во дворе живут такие животные, а в лесу вот такие.

    Больные при обобщении могут составить в группы по два предмета или вовсе одну карточку отложить отдельно.

    У больных вызывают затруднения рисования пиктограмм.

    Больные дают на слова самые простые ассоциации: «война-война».

    Частота встречаемости.

    По «методике классификация» следующие результаты нарушения обобщения. Из 155 испытуемых 14 человек (9%) дают – при шизофрении. Сосудистые – 4%. Травмы гм – 4%. Олигофрения – 90%. Энцефалит – 70%. Прогрессивный паралич — 36,7%. Маниакально депрессивный психоз – из 15 только 2 больных (13,3%).

    1. Искажение способности к обобщению – операциональный тип.

    Является антиподом снижению обобщения. У таких больных происходит «улет» от обобщений – обобщения становятся чрезмерными, бессодержательными, выхолощенными и формальными. Больные ориентируются на формальные и скрытые латентные признаки. В одну группу можно положить бабочку и самолет, потому что они летают – это скрытые латентные признаки. Обобщения могут объединяться по формально грамматическому признаку. Больной понимает все, но выделяет по другим признакам.

    Искажение способности к обобщению можно рассмотреть на «методике классификаций предметов». Больной может разделить на группы по признаку цвету: цветные и нет. Шкаф и кастрюля кладутся в одну группу, потому что у них есть отверстия – латентный признак. Гусь и свинья в одной группе, потому что гусь свинье не товарищ.

    8 стр., 3804 слов

    1.Нарушения эмоций. Эмоции в работе врача

    ... котором эмоции становятся тусклыми, бедными. Преимущественной эмоцией больных является равнодушие.  Нарушения устойчивости эмоций. Эмоциональная лабильность – патологически неустойчивое настроение, ... Хронически скованное или неадекватное эмоциональное и социальное поведение; беспорядочное мышление; расстройство речи Антисоциальное расстройство личности - Импульсивное черствое поведение, ...

    Искажение можно усмотреть и в «методике пиктограммы». На слово «сомнение» рисует больной сома. На словосочетание «девочке холодно»: два квадрата, потому что два слова.

    Частота встречаемости.

    Метод «классификации». Шизофрения – 67,1%. Больных шизофренией мы чаще встречаем по типу искажения. 25,9% — никаких нарушений не выявляется. При эпилепсии – 4%. Травмы – 2,4%. При энцефалитах – 20%. Маниакально депрессивный психоз – из 15 больных у всех выявлено.

    Метод «пиктограммы». Шизофрения -64% рисунков. Эпилепсия – . Сосудистые заболевания — . Психопатии – 33%.

    1. Нарушение динамики мыслительной деятельности.
    1. Лабильность мышления – неустойчивость способа выполнения задания. Уровень обобщения больных в основном не был снижен; больные правильно обобщали материал; операции сравнения, переноса не были нарушены. Однако адекватный характер суждений больных не был устойчивым.

    1 группа больных – сосудистые больные с колебанием неустойчивой работоспособности. То есть это первое значение лабильности. Сюда относятся больные с травмами и все остальные органики.

    Остановимся несколько подробнее на способах действия этих больных при выполнении ими задания «классификация предметов».

    Больные легко усваивают инструкцию, применяют способ, адекватный условиям решения, начинают раскладывать карточки по обобщенному признаку, но, спустя некоторое время, оставляют правильный путь решения. Достигая в отдельных случаях высокий уровень обобщения, больные эпизодически сбиваются на путь неправильных, случайных сочетаний.

    Эти колебания носили различный характер:

      • Чередование обобщенных и конкретно ситуационных сочетаний.

      Больные как бы соскальзывают. Это колебание умственных способностей, то есть колебание внимания – первоначальное нарушение. А нарушение мышление — это следствие. Если мы имеем такое чередование, то, когда экспериментатор указывает на невнимательность больного, то больной тут же спохватывается и концентрирует внимание. На какое-то время этой концентрации хватит на исправление ошибок в верном направлении. Но время спустя больной вновь теряет концентрацию. Но при всем при этом операциональная сторона не нарушена.

      Так, когда ярко выраженное снижение? Когда больной не рассматривает свою ошибку и не исправляет ее, а наоборот даже отстаивает.

        • Логические связи подменяются случайными сочетаниями.
        • Образование больным одноименных групп.

        Больные часто выделяют предметы по правильному общему признаку, но тут же начинают выделять аналогичную по смыслу группу. Так, например, больной мог выделить группу людей, в которую входили врач, ребенок, уборщица, и тут же выделял еще одну группу людей, куда входили моряк, лыжник и т.п. Остановимся лишь на некоторых из них, часто встречающихся в клинике.

        Нарушение динамики мышления, выражавшееся в чередовании адекватных и неадекватных решений, не приводило к грубым нарушениям строения мышления. Оно лишь на какой- то отрезок времени искажало правильный ход суждений больных и являлось, очевидно, нарушением умственной работоспособности больных. В некоторых же случаях нарушение динамики мышления носило более стойкий характер, изменяло само строение мышления. Лабильность мышления наблюдается у больных маниакально-депрессивным психозом в маниакальной фазе болезни.

        Маниакальное состояние характеризуется ускорением всей психической деятельности, включая мышление. Но при этом, у таких больных перестают оттормаживаться побочные ассоциации. Когда рассматривается один контекст, то остальные просто оттормаживаются. Если я мыслю так быстро, что опережаю мысль, то могу пропускать некоторые звенья и перескакивать с одного на другое.

        Феномен повышенной «откликаемости». Может быть, при маниакальном депрессивном психозе. Когда у больных настолько быстро протекает ход мыслей, то они не могут удержать цель и начинают реагировать на любой раздражитель, который даже может быть адресован не им.

        Неустойчивость способов выполнения работы достигает у некоторых больных чрезвычайно утрированной формы — повышенной «откликаемости». Они не только не в состоянии удерживать ход своих суждений в установленном ранее направлении, но и начинают реагировать на любой раздражитель, к ним не адресованный. Так, услышав, как другой больной говорит, что сегодня ему на завтрак дали колбасу, больной, передававший рассказ о том, как галка, перекрасившись, полетела в голубятню, говорит: «И голуби ее угостили колбасой».

        1. Инертность — неспособность изменять ход своих мыслей (если грубое нарушение).

        В основе лежит инертность связей прошлого опыта. В этих случаях больные не могут менять избранного способа своей работы, изменять ход своих суждений, переключаться с одного вида деятельности на другой. Прошлый опыт весит больше, чем учет нынешней ситуации.

          • Более грубая. Скорее напоминает персеверацию. Есть инертность на уровне персеверации – совсем грубая инертность.
          • Менее грубая. Рассматривается на методике «4 лишний».
          • Инертность на уровне инструкций.
          • Более мягкие формы – трансляция на форме убеждений.

          Подобные нарушения часто встречаются у больных эпилепсией, иногда у больных с отдаленными последствиями тяжелых травм головного мозга, при некоторых формах умственной отсталости.

          Есть ригидность и инертность. Первое – это непринятие чего-то нового. У шизофреников больше проявляется ригидность их установок – именно из-за этого больные так нудят.

          1. Непоследовательность суждений – это неустойчивые способы выполнения задания, связанные с колебаниями работоспособности. Как правило, если больной выполняет задания, то больной подменяет случайными… Больной может забыть, например.
          1. Соскальзывание.

          Теория деятельности. Деятельность определяет сознание. Направленность субъекта на объект – деятельность. Мотив задает деятельности смысл, направление.

          Мышление -Действие- это … Мышление-Операция – это

          Операция – самый элементарный акт\кирпичик.

          Мышление (по Зейгарник) – деятельность.

          Мышление. По каким кирпичикам нужно пройтись, чтобы назвать предмет? Нужно пройтись по признакам. Они бывают наглядные (можно пощупать, потрогать, попробовать) и концептуальные. И когда мы смотрим на предмет, то в голове возникают признаки. Далее признаки должны сложится в образы.

          Соотнести реальный предмет с образом или понятием, которое уже сформировалось – это путь, что выбрать из набора «стол, стул, диван» выбрать то, что спрашивали – «стол».

          Понятие формируется в онтогенезе, когда детей перестают мучать классификацией, к концу начальной школы.

          Понятие – это обобщенный образ. Понятие абстрактное.

          На начальном этапе мы собираем и копим признаки. Потом формируются мыслительные операции. Наглядно-образные. Потом все образы обобщаем с помощью речи. Так и формируется образ.

          Так зачем нам этап проверки? Есть статистическая норма и есть кусок выборки, который производит мыслительные операции как-то не так. Всегда ли «по-другому» означает нарушение? Конечно нет.

          Так что же такое действие? Это сумма операции. Пример,

          1. нарушение личностного компонента мышления.

          Нарушение целенаправленности мыслител деятельности связано с нарушением мотивационно потребностной сферы.

          1. Потеря целенаправленности.

          Разноплановость – когда суждение больного протекает в разных плоскостях. Происходит их переплетения, и одновременное сосуществование… Сложно концептуализированное нарушение.

          Методика «классификация» провоцирует у больного разноплановость. Больному дается большая свобода в инструкции. На основании групп понятий\концептов. Есть такие концепты как мебель, посуда и т.д. Суть разноплановости в том, что меня ничего не тревожит сделать классификацию.

          Правильное представление – это культурно принятое представление. Это нарушение мотивационно личностной стороны. Проблема в том, что цель суждения, не найти культурно исторический контекст, эта цель не руководит у больного.

          Резонёрство – склонность к пустословию, потеря цели рассуждения. Резонёр – то, который комментирует, пустослов. Как резонёрство отличается от инертности или ригидности. Например, у эпилептика нравоучительная речь. Ригидный или инертный больной сможет ответить на самый первый нами заданный вопрос. Когда больной начинает резонировать, то наше присутствие необязательно, на нас просто выливают свой монолог. У резонеров специфическая речь. У шизов резонерство как рассуждение и подведение к какой-то своей концепции. Это все похоже на бред. Например, больной пишет письмо президенту о проведении проведения перпендикулярной линии в гречневой каше. Больному важно это письмо написать, а не отправить, как сутяжнику.

          На резонерство провоцируют. Методика «пословицы и поговорки», ибо там требуется порассуждать.

          У органиков может быт резонёрство при повреждении лба. Отличие в предмете (высокая абстракция) и в том, что не будет подводить под концепцию.

          1. Нарушение критичности.

          Не возникает модель результата, поэтом нам нормален результат. Сочетание критичности и рефлексии. Рефлексия – это разбор. Критичность подразумевает рефлексии. Рефлексия без критичности может быть. Есть группы больные, у которые даже все слишком хорошо и с рефлексией, и с критичностью – у депрессивных больных.

          Критичность может быть к:

          • Своим симптомам
          • К своей личности. Например, к своим годам я балериной не стану, как и биатлонистом. Но зато у меня такие-то и такие-то достоинства.
          • Мышлению.

          Критичность мышления – возможность оценить результат по цели, которая выдвигается.

          У больного 2 этапа нарушения: мотивационно личностный и невозможность не соотношения результата.

          Присутствует у следующих групп расстройств:

          • Психотики, больные шизофренией. Основное нарушение при шизофрении – нарушение операциональной стороны мышления, то есть нарушение способности к обобщению. При определенных формах шизофрении мы можем и не иметь нарушение операциональной стороны – пациент не выявляет искажение в процессе обобщения. Отличительная характеристика – нарушение личностного компонента. Чаще всего: искажение + личностное нарушение.

          Зейгарник указывает на 3 формы личностного нарушения:

          1. Разноплановость мышления – течение мышления по разным руслам.

          То есть при решении задачи, пациент реализует разные по своему смыслу цели, то есть мышление перестает регулироваться какой-то одной целью, иерархия целеполагания нарушается. По сути дела, возникают и другие цели, проступающие в результате патопсихологического исследования.

          Методики:

            • Методика «классификации». Пациент не только обобщает, но он относит так к разным группам, что будет присутствовать разноплановость. Классификация не имеет одного общего основания.
            • Методика «4-ый лишний». Как и в «классификации» будет присутствовать разноплановость. То есть цель или не ставится, или не удерживается. Мы обнаруживаем обобщение по разным основаниям.

            Второй феномен – одно слово входит в разные группы. Вот пациент создает группу, потом берет карточку, которая наводит его на мысль, что можно выделить группу твердых предметов. И из уже сформированных групп, он начинает изымать предметы и относить в другую группу, которая строится по другому категориальному принципу. А если мы меняем цель и нам все равно как классифицировать, то мы можем сделать вышесказанное. Таким образом, разноплановость проявляется в перемещении одного предмета в другую группу. Возникает феномен «перемещения» в другую группу. При исследовании можно столкнуться с резонерством пациента. Например, сначала выделяются животные, потом летающие, потом железные, потом красно-синие, потом убирающие.

            ДАША, ПОЧИТАЙ ПРО ФЕНОМЕН РЕЗОНЕРСТВА.

            Основание пациента на свои вкусы и предпочтения.

            Проявляется в «4-тый лишний», «классификации». Больной теряет единую цель – возможно на фоне истощения. Если мы вспомним про нарушение динамики мыслительной деятельности, больные с травмами могут классифицировать и по общим признакам и по-другому признакам. А чем разноплановость отличается тогда от нарушения динамики, когда в последнем тоже выделяют группы отдельные? Больные с нарушением динамики никогда не перекладывают карточки из одной группы в другую группу. Он могут заметить или сами, или с нашей помощью, и тогда они поправляются – больные спохватываются и меняют группу. Но центральным принципом является – категориальный принцип. Больной с нарушением динамики всегда критичен и поправляется. А разноплановые больные будут отстаивать свою точку зрения.

            Если больной нормально воспринимает ситуацию, то воспринимает как ситуацию экспертизы или ситуацию проверки умственных способностей. В ситуации экспертизы человек вряд ли будет оригинальничать. Разноплановый больной проявляет эгоцентрическую установку\отношение.

            Перре Бауман

            Гилфорд «методика конвергентного\дивергентного мышления». Выделение латентных признаков и явлений.

            Испытуемый нужно выбрать правильный ответ. Человек ориентирует себя на правильный ответ. Ты видишь возможности и решаешь, что правильно.

            Пономарев писал о том, что мешает реализоваться творческому потенциалу. Что наши стереотипные шаблоны не позволяют нам выйти за рамки, за пределы плоскости. Именно категориальная природа мешает нам. Нам нужно отойти от шаблонных решений и тогда мы сможем решать творческие задачи. Мы не может легко решить творческую задачу, ибо мы не может отойти от стереотипных свойств предметов, мы не может обратиться к латентным признакам. Нам нужно отойти от первичных позывов. Исследуя ограничения и барьеры с препятствиями, в них кроется наше мышление в норме. Если нам нужно долго и упорно думать над задачей, то больной шизофренией

            Так почему же мы называет искажение не нормой? Потому что такова особенность человеческого мышления.

            Мышление бывает продуктивное и репродуктивное. Патопсихологи исследуют репродуктивное мышление. Все методики патопсихологии нацелены на исследование репродуктивного мышления. В их задачах нет творческого компонента.

            20 век искусства построен на скрытых аналогиях и смыслах. Многие художники были с шизоидными психопатиями.

            Нарушение – это утрирование характеристик в норме. У шизофреников ни единой цели, ни устойчивой иерархии. Их мышление действительно течет иначе. Анализ мышления больных может быть дополнен анализом…

            Зейгарник, самые обычные ситуации больные шизофренией воспринимают по-разному. Больные шизофренией не всегда находят ответ на творческую задачу. Больные в жизни выявляют неадекватные установки и мотивы. Мотивация вообще перестраивается. До манифестации заболевания больной проявляет обычно внимание к близким. Больной мог нигде не работать, имея семью. Больного не волновало благополучность семьи. Больной, не заботясь о детях, весь ушел в заботу о рационе и питании своей кошки. При том, что собственным его детям было нечего есть. Резкое сужении интересов и мотивов, а все другие оказались за этим кругом. Больные шизофренией отличаются парадоксальностью мотивации, установок. Меняется смысловая сфера. То, что в жизни больной делает, то и в исследовании он повторит.

            Издание от 76 года книги Зейгарник более полно собрано.

            1. Резонерство – проявление к вещам.. , склонность к мудрствованию. Зейгарник говорит о нарушении мышления и в тоже время с причинами.

            Тепеницина говорила о резонерстве: «Высокопарные суждения по мелкому поводу». Склонность к большому обобщению…

            Отсутствует развитие мыслей. Тепеницына отмечает, что резонерство проявляется в эффективном выбросе – с пафосом, возвышенно, повышенная интонация, грамматический строй речи, неологизмы, инверсии. Резонерство сочетается с разноплановостью. Называется разорванность мышления.

            «Симптом монолога»

            1. Разорваннось

            Нарушение умственной работоспособности (динамическая сторона мышления)

            Нарушение процесса саморегуляции познавательной д-ти.

            Любая познавательная деятельность требует саморегуляции, и нарушаться поз д – нарушение способности мыслительной деятельности.

            Это нарушение осознания и подконтрольности своих мыслительных действий. Если это нарушение – дезо .. мыслит деятельностии

            А.Б. Холмогорова выделила из 1 важнейших аспектов — рассматривала рефлексию. Ведет к неспособности человека перестраивать свою деятельность и вырабатывать новые способы.

            Выделила 2 функции рефлексии: контрольная (проверка осуществляемых действий с существующим эталоном) и конструктивная (осуществляется в форме перестройки мыслительных действий)

            Нарушение саморегуляции не сводится к нарушению рефлексии. Любая ситуация приобретает для человека переживание

            У шизоврреников нарушается конструктивная и мобилизующая функция.

            Кроме нарушения способности мобилизации: связана со способностью децентрации.

            03.03.16

            Институт. В стационаре 2 мес. Абстрактное описание инсульта.

            Эйфория началась, когда подарки стала раздавать, сплетни. Голоса, инвалидность. Говорливось по мнению мамы, выброс энергии – кричит. Любили – навязчивость. Путину медаль. Маска – танк. «я этого не хочу»

            Критичность бывает к:

            • Симптомам
            • Личности
            • Мышления

            Центр системной семейной терапии.

            Яна 2. Анамнез: бабушка с шизофренией, брат алкоголик. Училась плохо, далее пошла на парикхмахера.

            Бредовая ориентировка – сигнал об паранойе.

            Одно из 4-х А: Аутизация, Амбивалентность, Ассоциаций нарушение, Аффективные расстройства (Блейлер).

            «Аутизм наизнанку» — характерно для шизофрении и шизоидной психопатии. Как правило, это несодержательная коммуникация. Цель как у резонера: вынести негативные эмоции и не важно кому. Свидетельство нарушенных границ между собой и реальностью.

            Память, мышление.

            Заучивание 10 слов. Пробы: 3,6,7,8

            «Четвертый лишний». Та методика, в который стандартный ответ совпадает с правильным.

            Операциональная сторона мышления. Грубо нарушена.

            1. Наручные часы, будильник, монета – монета, потому что деньги +
            2. Весы, секундомер, градусник, очки – очки т. к. 3 картинки обозначают приборы и они для тех, кто хорошо видит, поэтому очки лишние (по латентному признаку, конкретный) И
            3. Ботинок, сапог, туфель, нога – сапог, нет шнурков И (проигнорировала ногу, нарушение критики, по эгоцентрическому основанию).

              Грубое нарушение критики.

            4. Нитки, трубка, ножницы, наперсток – нельзя покурить +
            5. Керосиновая лампа, электрическая лампочка, свеча, солнце – электрическая лампочка, все одинаковое, лампочка лишняя —
            6. Портфель, кошелек, книга, чемодан – не дает ответ. Кошелек в сумме дает сумку, в которой можно все носить, это денежный вопрос, деньги лишние. Портфель, чемодан физический ум, кошелек – умственный ум. Р
            7. Самолет, гвоздь, оса, вентилятор – гвоздь, он острый, хотя оса, она выбрасывает жало оставить выкидыш И (латентный признак)
            8. Пила, штопор, топор, болт – штопор, пить нельзя + (латентный, эгоцентрический)

            Нарушение мышления в виде нарушения операциональной стороны мышления по типу искажения процессов обобщения (примеры) и нарушение мотивационно – личностной стороны мышления по типу резонерства.

            Эгоцентрическое – по своему мнению

            + норма

            И – искажение

            Р — резонерство

            С — снижение

            Номер\описание карточки

            Исключаемый предмет

            Объяснение

            • Важно при инструкции нам сказать, что нужно выделить лишний предмет и объяснить.
            • Важно правильно подобрать стимульный материал. В стандарте идут от простого к сложному. Если мы хотим проверить симуляцию, то идет наоборот – от сложного к простому. Но при этом говорим по инструкции, что мы с вами пойдем от простого к сложному.
            • «4 лишний» дается после эксперимента и к этому времени у нас складывается представление об интеллекте. И нам не стоит предлагать совсем простые карточки довольно интеллектуальному испытуемому.
            • Методика дается по уровню операциональной стороны мышления (искажение, снижение).

              Если мы уже видим резонерство, то это уже мотивационно — личностная сторона. (Как правило, 4-ый лишний на резонерство не провоцирует).

              От больного требуется соблюдение жесткой инструкции и четкого ответа. В этой методике мы не может увидеть разноплановость. В методике есть только один ответ, а для разноплановости нам нужно подмножество ответов. Можно увидеть нарушение динамической стороны, но только при беседе.

            • Если мы общаемся с молодым больным от 18 до 35, нам важно спросить, знает ли испытуемый, что изображено на картинке.
            • Методика фрустрацию не вызывает.
            • Стандартный ответ совпадает с правильным.

            То есть, если нам говорит испытуемый, что можно исключить все что угодно,

            После даем методику «толкование» или «список соотнесения». Соотнесение тяжелее для испытуемого, ибо нужно провести аналогию (нужно напрячься).

            Например, метафора от больного на карточку «золотая голова» – мозг умный, хороший, чистый (возникла ассоциация голова – мозг. Мозг – неотторможенная реакция).

            Нарушение критики.

            «Каменное сердце» — нечувствительный, нет души, сплетник. Привнесение своего бреда в метафору. Если подтолкнуть, то пошла бы болтать.

            «Зубастый парень» — злой человек.

            «Тише едешь, дальше будешь» (если ты хочешь, чтобы все получилось, не надо спешить) — зимой ездят на санях, а летом на телеге. Испытуемая демонстрирует искажение своим ответом — «чтобы не переделывать 100 раз, нормально».

            «Цыплят по осени считают» — урожай был курятник, и мы ели. Снесла курица 3 яичка, потом цыплята появились, и они стали вместе нестись. Резонерство, неоттормаживание, снижение уровня обобщения. Она услышала цыплята, осень, всплыло теплое воспоминание.

            Протокол метафор.

            Пословицы

            Подобранная фраза

            Объяснение

            Методика «классификация»

            Инструкция: «Распределите карточки по группам похожие с похожими. Вытаскивать можно по одной только карточке».

            1 этап. Цель – смотреть, как испытуемый будет распределять. Мы просим назвать выделенные группы и дать им небольшое объяснение. Выдавать по 1 карточке.

            2 этап. Цель – критика. После того, как мы подсказали, мы наблюдаем как он с этим будем работать. Еще смотрим на утомляемость.

            3 этап. Мы просим объединить карточки в 2-3 группы и только так.

            Инструкция и реплики экспериментатора

            Динамика групп

            Комментарии

            • Мы видим операциональную сторону: искажение и снижение
            • Мотивационно-личностную сторону: резонерство, разноплановость, критичность мышления
            • Динамика

            Лопата, лыжник, кастрюля, ковш – вещи. Пациентка выключила критику совсем.

            Книги, стол, ножницы – читальный зал

            Слива, бабочка, дерево, мухомор, ландыш — природа

            Зейгарник говорила, что х-у=х. Это норма.

            Если х-у=у. Значит человек не очень умный. Скорее всего у человека идет снижение интеллекта.

            Если х-у=z. Возможно нарушение памяти, префронтальные проблемы. Значит человек может быть органиком или шизофреником.

            Теперь поговорим о формальности.

            «Пиктограммы»

            Методика «пиктограмм» одна их сих, в которых мы врем. Мы никогда не говорим, что мы диагностируем мышление. Мы говорим: «Вот мы провели «10 слов», а теперь давайте посмотрим, какие возможности есть у нашего мозга для того, чтобы запоминать большой объем информации. Сейчас мы проверим память немного другим способом». Потом специально мы говорим, что ни один человек, ни я, ни кто-то еще, не может запомнить сразу такого объема слов и словосочетаний. «…Для того, чтобы Вы могли запомнить, пожалуйста, на каждое слово и словосочетание после того как я его скажу нарисуйте небольшой рисунок, как узелок на память. Качество этого рисунка не важно, Вы рисуете это для себя, чтобы потом вспомнить слово или словосочетание». Нужно так же в инструкции сказать о запрете написаний букв, цифр или слов. Далее нам нужно подготовить несколько листов белой бумаги. Это делается для одного методического приема: для оценки степени нажатия карандаша. То есть «пиктограммы» носит еще и проективный смысл. Никаких ограничений не вводиться в этой методике. Делается в самом начале, проверяется в самом конце.

            Для детей. Набор слов: веселый праздник, глухая старушка, сердитая учительница, девочке холодно, болезнь, разлука, развитие, побег, надежда, зависть, сожаление, мечта.

            Для взрослых. Набор слов: тяжелая работа, ядовитый вопрос, теплый ветер, печаль, обман, болезнь, смелый поступок, темная ночь, надежда, развитие, сомнение, дружба, разлука, богатство.

            Записывается протокол в таком формате:

            Стимул

            Краткое описание рисунка (экспериментатор)

            Объяснение, реплики, комментарии от обеих сторон

            Воспроизведение

            С точки зрения количества воспроизведенного:

            1. Не воспроизведённые/неверно воспроизведенные;
            2. Неточно воспроизведенные;
            3. Точно воспроизведенные.

            Если мы хотим быть умницами, то можем посчитать проценты.

            Качественная интерпретация — факторы интерпретаций (по Херсонскому):

            1. Степень абстрактности:
            • Конкретные образы. То есть на «вкусный ужин» нам рисуют конкретный стол с конкретной едой в конкретном месте с конкретными людьми.
            • Атрибутивные образы. Например, на «вкусный ужин» нам рисуют цыпленка табака на тарелке. Или на слово «праздник» нам рисуют флажок.
            • Метафорические образы. «Разлука» — рисунок разбитого сердца.
            • Геометрические. Разные фигурки, линии и т.д.
            • Графические. Точки, запятые, черточки, палочки и т.д.
            • Грамматическая символика. Либо это нарушение инструкции рисования букв, либо это когда на слово «печаль» нам рисуют печку. Выделение, на основании латентного признака образа, для него делается рисунок. «Разлука» — лук.
            1. Факторы индивидуальной значимости/незначимости. Нарисованная на стимул «веселый праздник» мимоза может быть индивидуально значимой или незначимой. Поэтому нужно человека спросить, почему он это нарисовал.
            2. Факторы адекватности. Это наше чутье.

            Верным считается образ, который приводит к правильному ответу. Образ может быть неадекватным, эгоцентричным, грамматическим, но с точки зрения эффективности памяти и доступности опосредования он будет верным.

            Типы реакции при выполнении методики (что может быть необычного):

            1. Шоковая реакция– тормозящее действие аффекта на мыслительную деятельность. Встречаются при сложных словосочетаниях и абстракциях. То есть испытуемый слышит слово, в его голове всплывает аффективная ассоциация, которую он не может ее затормозить. И вместо того, чтобы думать о том, какой образ подобрать, человек как-то к этому начинает относится.
            • Речевые маркеры. Выражения типа «какое прекрасное слово», «это интересно» и т.д. Человек дает себе некоторое время для осмысления, как-то эмоционально к этому слову относится. Эти реплики нужно уметь отмечать в нашей третьей колоночке (реплики).
            • Мимические. Изменение выражения лица.
            • Пауза – увеличение латентного времени от момента предъявления стимула до того момента, когда человек начнет что-то делать.
            1. Употребление буквенных обозначений или чисел вопреки инструкции.
            • Нарушение внимания.
            • Негативизм.
            1. Феномен единой системы– при построении следующей пиктограммы, испытуемый использует предыдущую, трансформируя ее. Иногда приводит к тому, что пиктограммы складываются в единый сюжет. Крайне редкий феномен. Например, у больных с параноидным бредом. Тут нужно хорошее воображение и сильный отлет критики.
            2. Феномен замены и возврата– при предъявлении нового понятия для опосредования, испытуемый пытается заменить или графически дорабатывает ее. То есть не вписывает в единый сюжет, а пытается заменить пиктограмму. Встречается редко у шизофреников, у больных с тяжелым неврозом.
            3. Феномен упорядоченности пиктограмм– наличие сложной графической характеристики, проявляющийся в выборе рисунка, соответственно заданию и размеру листа, соблюдение почти одинаковых размером рисунков и расстояний между ними. Человек расчерчивает лист либо на рамочки и в них рисует рисунки, либо как-то нумерует, либо тщательно подбирает размер картинок. С одной стороны, это отражает способность к планированию, к структурированию, к самоконтролю. Но чтобы включить самоконтроль нужна прежде всего тревога. Обычно такой феномен наблюдается у тревожных лиц, у обсессивно-компульсивного расстройства, у депрессивных больных, в частности у МДБ.
            4. Органический графический симпомокомплекс– наклон рисунка более чем на 5 градусов от вертикальной оси (рисунок скошен), наличие дрожащих, несовпадающих и пересекающихся линий. Характерен для органиков.

            То есть сначала считаем проценты.

            Потом прогоняем каждый образ по факторам: абстрактность, значимость, адекватность.

            Считаем в идеале процент образов из общего числа.

            Отмечаем, если ли особенные феномены.

            Проективный смысл пиктограмм. Следующие образы имеет смысл замечать:

            1. Образы, касающиеся личных опасений или целей. Берем это из клинической беседы.
            2. Эгоцентрические образы, имеющие прямое отношения к своему «я». Человек может нарисовать себя.
            3. Холодный образ – формально могут быть правильными образами, которые предъявляются в ответ на абстрактные слова типа «разлука», «любовь», «болезнь» и т.д. Если мы видим, что именно в этих стимулах уходит от какой-то эмоциональности, от чего-то личного, мы может это отметить.

            Вкусный ужин – смайлик с вилкой – обед атрибутивный/атрибутивный

            Тяжелая работа – знак пдд (кирпич) – работа метафорический – неадек, незначимый

            Смелый поступок — восклицательный знак- не воспроизводит графический, незначимый

            Темная ночь – заштрихованная звездочка – небо графич, адек, незнач

            Надежда – смайлик – не воспроизводит графич, неад,

            Развитие – мозги – мозг метафорическое, незнач, адев

            Болезнь — крест – смерть атриб, знач

            Теплый ветер – три параллельных волнистых линий – ветер геометрич, адеква

            Ядовитый вопрос – чашка со змеей – метафорическ, адекв

            Сомнение – печальный смайлик – слезы графич, адекв

            Дружба – 2 чел-ка держат сердце – верно знач адеква метаф

            Разлука – разбитое сердце – верно метафорическое так же

            Богатство – один евро – деньги незнач, атриб

            Счастье – сердце – не воспроизводит метоф, адекв

            Справедливость – два восклицательных знака – нет

            Подвиг – флажок со звездой – мир

            Обман – смайлик с открытым ртом и открытыми глазами – удивление

            Любовь – два сердца, пронзенные стрелой – верно.

            Метаф, атриб, граф в основном использует

            1. Что с долговременной памятью

            На пер план выходит на.., а так же в значительной степени страдает мотивационно-личностная сторона мышления в виде разноплановости, резонерства и нарушения критичности мышления.

            Память

            Объем

            — снижен/грубоснижен

            — Достаточен

            Модальность

            — модальноспец

            — подальнонеспец

            Особ феном

            Феномен края

            Феномер плато

            Феномен

            Конфубуляции

            Кратковр/долговр память

            Мышление

            Операц сторона

            Присут в виде: снижение процессов обобщения (методика тратата и одна цитата).

            Мышление:

            1. Искажение
            2. Снижение

            В конце пишем «Заключение» и описываем структуру деффекта. «На первый план выходит …»

            Нарушение мышления

            4 вида патологии мышления:

            • Нарушение операциональной стороны мышления:
            • Снижение уровня обобщения
            • Искажения процесса обобщения

            Существует несколько уровней процессов обобщения:

            1. Категориальный — отношение к классу на основании главных, существенных признаков;
            2. Функциональный – отношение к классу на основании функциональных признаков;
            3. Конкретный – отношение к классу на основании конкретных признаков.
            4. Нулевой (нет операции) – перечисление предметов либо их функций без попытки обобщить.

            Методики для исследования операциональной стороны мышления:

            1. Классификация
            2. Исключение
            3. Образование аналогий
            4. Сравнение и определение понятий
            5. Понимание переносного смысла пословиц и метафор
            6. Пиктограммы
            • Нарушение динамики мышления
            • Инертность
            • Лабильность (неустойчивость)
            • У органиков
            • При МДП (маниакально депрессивный психоз)
            • Соскальзывание
            • Нарушение личностного компонента мышления
            • Разноплановость
            • Резонерство
              • Разорванность = разноплановость + резонерство
            • Нарушение критичности — саморегуляции (рефлексии)

              1. К нарушениям стройности относятся:
              • Разорванность мышления
              • Бессвязность
              • Вербигерации
              • Парагномен
              • Паралогическое мышление

                1. Нарушение целенаправленности:
                • Резонерство
                • Персеверация
                • Дементная деталицация
                • Символизм
                • Аутическое мышление

                В каждом виде патологии мышления отмечается еще множество клинических приложений:

                Резонерство

                Разорванность мышления

                Навязчивые идеи

                Бредовые идеи

                Замедленное мышление

                Аутистическое мышление

                Бессвязность мышления (спутанность)

                Наплыв мыслей (мантизм)

                Задержка мышления

                Вязкость мышления