Министерство образования Российской Федерации
Тульский государственный университет
Кафедра “Психологии и педагогики”
школьном возрасте
Выполнил: студент. гр. 121732
Салтанов Л. С.
Проверил: преподаватель
Шулепова А. Н.
Тула 2004
Содержание.
Введение
1. Общая характеристика памяти 5
2. Психологические особенности памяти младшего школьника 10
3. Развитие памяти младшего школьника в процессе учебной деятельности 16
Список литературы 20
Введение
Память принадлежит к числу высших познавательных процессов. Она создает, сохраняет и обогащает наши знания, умения, навыки, без чего не мыслимы ни успешное учение, ни плодотворная деятельность.
Память — один из ведущих психических процессов, имеющих особенно важное значение для дошкольников и младших школьников, для интеллектуального развития которых необходимо сохранение следов полученной информации. Поэтому развитие памяти у детей, особенно в младшем школьном возрасте, является актуальной проблемой, ведь учебная деятельность выдвигает для ребенка все новые требования. Практика современного общения нуждается в решении проблем эффективной переработки большого объема материала и быстрого, точного извлечения его из памяти в ситуации разнообразных задач.
Исследования советских психологов внесли существенный вклад в понимание природы памяти человека. Проблемы развития памяти исследовались многими известными специалистами, такими, как А.А. Смирнов, А.Н. Леонтьев, П.Н. Зинченко, В.Д Шадриков, М.С. Роговин, Л.Ф. Обухова, Зинц Райнер и др.
Использование игрушки для развития словаря детей раннего возраста
... с самого раннего детства. Основной задачей речевого развития в раннем возрасте является развитие словаря. В.И. Логинова отмечает, что развитие словаря понимается как длительный процесс количественного накопления ... ощущений и восприятий окружающих предметов, образы которых сохраняются в представлении и памяти. Оно происходит в процессе активного взаимодействия ребенка с действительностью, в процессе ...
Объектом исследования в курсовой работе являются психологические особенности развития памяти у младших школьников. Предметом — структура памяти у младших школьников. Целью исследования является – на основе проведенных экспериментов выявить особенности развития и преобладающий тип памяти у детей младшего школьного возраста.
Для реализации поставленной цели требовалось решить следующие задачи:
- ознакомиться с общей характеристикой памяти;
- рассмотреть особенности памяти ребенка младшего школьного возраста, а также ее развитие в процессе учебной деятельности;
- провести диагностику развития памяти у младших школьников;
- составить и предложить рекомендации для развития памяти.
Для диагностики развития процессов памяти были проведена методика преобладающего типа памяти.
При написании курсовой работы мной была выдвинута гипотеза о том, что в младшем школьном возрасте преобладает слуховой тип памяти, так как на данном этапе они больше общаются с учителем по средствам устной речи, нежели письменной и др.
Память и ее развитие в младшем школьном возрасте
1. Общая характеристика памяти
Каждое наше переживание, впечатление или движение составляю известный след, который может сохраняться достаточно длительное время, и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятью обычно понимают запоминание, сохранение и последующее воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности, ее прошлого опыта.
Таким образом, память- это сложный психологический процесс, состоящий из разных уровней, разных систем и включающий работу множества механизмов.
В зависимости от преобладания того или иного предметного содержания память классифицируют. Наиболее распространенной классификацией мнемических процессов является предложенное еще П.П. Блонским разделение памяти на четыре вида в зависимости от особенностей материала запоминания и воспроизведения.1
В курсовой работе были исследованы такие виды памяти, как слуховая, зрительная, моторно-слуховая и комбинированная. Поэтому именно этим видам памяти стоит уделить особое внимание.
— слуховая память – если текст запоминается лучше при чтении вслух или при слушании учителя на уроке, можно сказать, что преобладает слуховой тип памяти.2
— зрительный тап памяти преобладает в тех случаях если запоминаемый материал лучше усваивается при чтении только глазами, хорошо запоминается порядок распределения материала в книге (на левой или на правой стороне, вверху или внизу, в тексте или примечании).
Если человек, побывав в незнакомой местности, затем безошибочно находит туда дорогу, хорошо запоминает лица, можно считать, что у него преобладает зрительный тип памяти.3
Мнемонические процессы (память: запоминание, сохранение, забывание, ...
... можно назвать мнемической функцией. Запоминание, припоминание, воспроизведение, узнавание, которые включаются в память, строятся на этой ... перцептивными процессами. Образы памяти именуются представлениями. Что же такое память? Память - процесс сохранения прошлого опыта, делающий ... -психологии обратили внимание на организацию материала, подлежащего запоминанию, и получили данные, в значительной ...
— моторно-слуховая память сочетает в себе слуховые качества (см. выше) и двигательные. При двигательном типе памяти прочитанное лучше всего запоминается, если процесс запоминания сопровождается какими-либо движениями, например, записями, жестами, ходьбой, шепотом (в курсовой работе в экспериментальной части дети, при изучении данного типа памяти, после прослушивания слов, повторяли каждое из них шепотом и «записывали» его в воздухе пальцем).
— комбинированный тип памяти включат в себя все качества перечисленных выше типов памяти.
В зависимости от характера деятельности, в ходе которой совершается запоминание и воспроизведение, память можно разделить на:
— непроизвольную, характеризующуюся отсутствием заранее поставленной цели и специальных приемов запоминания, но при обязательном взаимодействии субъекта с предметом;
— произвольную.
По способу запоминания выделяются:
— механическая, не опирающаяся на понимание;
— смысловая память, основана на обобщениях и систематизированных ассоциациях, отражающих наиболее важные и существенные стороны и отношения предметов.4
По продолжительности запоминания и сохранения материала память подразделяется на:
— кратковременную- представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени;
— оперативную, рассчитанную на хранение информации в течение
определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд
до нескольких дней;
— долговременную – это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока.
Особое внимание следует уделить процессам памяти, каждый из которых подчиняется особым закономерностям. К их числу относятся: запоминание, протекающее в трех формах:1) запечатление, определяемое как кратковременное и долговременное сохранение материла, предъявлявшегося однократно на несколько секунд; непроизвольное запоминание – сохранение в памяти неоднократно воспринимаемого материала; преднамеренное запоминание (заучивание) – запоминание с целью сохранения материала в памяти; 2) сохранение — более или менее длительное удержание в памяти некоторых сведений, имеющее две стороны: сохранение и забывание; 3) воспроизведение, представляющее собой воссоздание сохраненного в памяти материала, протекающее на нескольких уровнях: узнавание или воспроизведение при опоре на восприятие; собственно воспроизведение, не вызывающее затруднений; припоминание, требующее волевого усилия.
В игровой, учебной и трудовой деятельности памяти функционирует в тесной связи с другими психическими процессами и свойствами личности ученика.
Характеристика памяти как процесса.
Запоминание тесно связано с деятельностью субъекта, оно опосредствуется пониманием, осознанием значимости тех или иных фактов для деятельности.
В повседневной жизни запоминание есть процесс организованного заучивания. Аналогичным образом воспроизведение есть не только и не столько непроизвольное вспоминание, сколько целенаправленный процесс припоминания. Как показывает экспериментальные данные, даже сохранение – это не пассивное хранение материала, не простая его консервация, а динамический процесс, совершающийся на основе и целях определенным образом организованного усвоения, включающий переработку материала.
Приемы запоминания информации
... их запоминанию. Принцип аббревиатуры также широко используется для фиксирования различного материала, не связанного логическими принципами, помогает нам лучше его запоминать и облегчает процесс вызывания из памяти нужной информации. ...
Мнемические действия. Какие же мнемические действия обеспечивают осмысленность, избирательность, точность и полноту запоминания воспроизведение материала? Экспериментальные исследования М.Н.Шардикова и Л.В. Черемошкиной позволяют видеть следующие основные мнемические действия, а точнее, системы или совокупности действий, выступающие в качестве мнемических приемов, или способов запоминания.5
Группировка – разбиение материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям, законам гештальта и др.); выделение опорных пунктов – фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой белее широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы, примеры, цифровые данные, имена, эпитеты, чем-либо выделяющиеся выражения и т.д.); план — совокупность опорных пунктов; классификация – распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам на основе определенных общих признаков; структурирование – установление взаимного расположения частей, составляющих целое, внутреннего строения запоминаемого; схематизация – изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенного представления запоминаемой информации; аналогия – установление сходства, подобия в определенных отношения предметов, явлений, понятий; мнемотехнические приемы – совокупность готовых, известных способов запоминания; перекодирование – вербализация или проговаривание, называние, представление информации в образной форме, преобразование информации на основе семантических, фонематических и других признаков; достраивание запоминаемого материала и привнесение в запоминаемое субъектом: использование вербальных посредников, объединение и привнесение чего-либо по ситуативным признакам, распределение по местам; серийная организация материала – установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, распределение по времени, упорядочивание в пространстве и т.д.; ассоциация – установление связей по сходству, смежности или противоположности; повторение – сознательно контролируемые и неконтролируемые процессы циркуляции информации. Последнее целесообразно выделить в качестве отдельного способа запоминания, учитывая его универсальность и фундаментальность.
В реальном процессе запоминания эти мнемические действия тесно переплетаются и взаимодействуют друг с другом.
Этапы запоминания. Многочисленные опыты показывают, что запоминание осуществляется не мгновенно. Во-первых, необходимо определенное время для закрепления внешнего воздействия в памяти, т.е. необходимо, чтобы циркуляция первых импульсов, вызванная стимулом, продолжалась определенное время, во-вторых, существует два отдельных этапа в обработке информации, поступающей в мозг. В течение первого этапа, исчисляемого десятками секций, происходит формирование следа раздражителя. Во время второго, длящегося около часа, образуется специальный механизм, позволяющий извлекать информацию, закрепленную на первом этапе.
Переходные процессы памяти. К переходным процессам памяти относится переход перцептивной информации в кратковременную и обратно. Сущность этих процессов заключается, в механизме повторения, который в совокупности со слуховой памятью позволяет сформировать обратную связь и закрепить поток информации, обеспечивает сохранение информации в течение коротких промежутках времени. Главная роль повторения, как отмечается многими исследователями, заключается в формировании механизма воспроизведения запоминаемого материала.
Анализ развития кратковременной и долговременной памяти детей ...
... в то время как преднамеренное запоминание (заучивание) – специальная деятельность, запоминание с целью сохранения материала в памяти. Сохранение – более или менее длительное удержание в памяти некоторых сведений. Прочность сохранения обеспечивается: ...
2. Психологические особенности памяти младшего школьника
Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение обстоятельств жизни и деятельности личности, ее прошлого опыта.
Как же развит этот процесс у ребенка младшего школьного возраста?
У него преобладает непроизвольный вид памяти (объективно бессмысленный), при котором отсутствует сознательно поставленная цель. «Память ребенка – его интерес», говорят психологи. Ребенок легко и надолго запоминает яркие, эмоционально насыщенные, необычные сведения и события его жизни. Так дети запоминают песни, которые они слышат от родителей и смысл которых им непонятен, слова и выражения, употребляемые взрослыми, легко заучивают считалки часто бессмысленные. 6
Как справедливо считает А.А. Смирнов, что основная причина запоминания непонятного и бессмысленного связана с особым отношением к нему детей. Часто непонятное делается особенно значимым для ребенка. Он привлекает к себе «повышенное внимание, будит любознательность, заставляет доискиваться смысла, узнавать, что значит услышанное, а для этого запоминать его – запоминать даже невольно, незаметно несмотря на полную непонятность того, что запоминается».7
П.И.Зинченко, исследовавший непроизвольное запоминание, выявил, что продуктивность непроизвольного запоминания увеличивается в том случае, если задание, которое предлагается ребенку, предлагает не просто пассивное восприятие, а активную ориентировку в материале, выполнение мысленных операций (например, придумывание слов, установление конкретных связей и т.д.).
Воспроизведением младшие школьники начинают пользоваться при заучивании наизусть. При этом чаще всего они воспроизводят с опорой на текст. К припоминанию они прибегают реже, так как оно связано с напряжением. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что младшие школьники не любят припоминать того, что позабыли, они охотнее передают «то, что свежо сохранилось в их памяти. Указывая на эту особенность, Ушинский писал: «Упорное припоминание есть труд и труд иногда нелегкий, к которому должно приучать дитя понемногу…».8
Но механизмы памяти шестилетки не исчерпываются непроизвольным запоминанием. К этому этапу жизни в психике появляется важное новообразование – дети овладевают собственно мнемической деятельностью, у них возникает произвольная память.
В исследовании З.М.Истоминой 9 памяти детей 3-7 лет выявились три мнемических уровня ее развития. Для первого уровня характерно отсутствие цели запоминать или припоминать; для второго – наличие данной цели, но без применения каких-либо способов, направленных на ее осуществление; для третьего – наличие цели запомнить или припомнить и применение мнемических способов для осуществления этого.
Психологические особенности памяти детей дошкольного возраста
... внутренне обусловлен. Изучая память у детей-дошкольников различного возраста, Истомина З.М. меняла мотивы запоминания и показала, что развитие общего внутреннего строения деятельности ребенка взаимозависимо с ... перестройкой детской памяти, и что на возраст ...
Дети шестилетнего возраста достигают второго и третьего уровня развития памяти.
Дети шестилетнего возраста уже достаточно хорошо могут выделить мнемическую цель. Это происходит в том случае, когда ребенок сталкивается с условиями, требующими от него активного запоминания и припоминания. Но одного этого уровня еще недостаточно.
Запоминание должно быть чем-то мотивировано, а сама мнемическия деятельность должна приводить к достижению значимого для ребенка результата. Экспериментальным путем выявлена зависимость вычленения мнемической цели от характера деятельности, выполняемой ребенком. Оказалось, что наиболее благоприятные условия для осознания мнемической цели и формирования запоминания возникает в таких жизненных обстоятельствах, в которых ребенок должен выполнять поручение взрослого в игровой деятельности.
Важным показателем развития произвольной памяти шестилетнего ребенка является не только его умение принять или самостоятельно поставить перед собой мнемическую задачу, но и проконтролировать ее выполнение, т.е. осуществить самоконтроль. Психологическая сущность самоконтроля заключается в умении человека соотнести полученный в процессе выполнения какой-либо деятельности результат с заданным образцом с целью своевременного исправления ошибок и дальнейшего их недопущения.
Мнемическая деятельность имеет прямое отношение к овладению учебной деятельностью. Самоконтроль – составная часть учебной деятельности. Формируя эту способность в процессе мнемической деятельности, педагог помогает ребенку развивать не только память, но и произвольность поведения в целом.
Нередко, высказывается мысль, что ребенку, впервые перешагнувшему порог школы, свойственна механическая память, способность к запоминанию лишь по ассоциации. Действительно, механическое запоминание сильно развито у детей этого возраста. Однако детям доступно не только механическое запоминание, но и элементы логического. Этот вид памяти проявляется обычно при запоминании понятного детям содержания. Так, экспериментально доказано, что ребенок 6-7 лет воспроизводит в среднем 4-8 хорошо знакомых слов и всего 1-2 незнакомых.
Основную роль в развитии логической памяти детей играет обучение. В качестве примера можно привести исследование З.Л.Истоминой.10 Детей 4-6 лет она обучала тому, как осуществить выбор картинок к слову, чтобы потом по картинкам можно было припомнить слова. Среди шестилетних детей, входящих в экспериментальную группу, результаты после обучения приемам организации логических связей выросли в полтора раза.
В ходе специального обучения дети вполне могут овладеть такими приемами логического запоминания, как смысловое соотнесение и смысловая группировка, успешно использовать их в мнемических целях.
Такое обучение целесообразно осуществлять в два этапа:
— на первом идет формирование смыслового соотнесения и смысловой группировки как умственных действий;
— на втором — формирование умения применять эти действия в ходе мнемической деятельности.
При обучении мнемическому действию классификации успех достигается, если его формирование осуществляется в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Основные этапы этой работы:11
Память и деятельность. Зависимость запоминания материала от его ...
... интересы человека (Бартлетт). Соревнование. Содержание и характер деятельности 2)Цели запоминания. 3)Требования к запоминанию. 4)Условия запоминания: время, физические условия (шум и т.п.). 5)Индивидуально- ... процессах вспомогательную роль. Центральный исполнитель также «пользуется услугами» долговременной памяти и других психических процессов. Для подтверждения данного понимания места центрального ...
- Этап практического действия. Дети используют материально-практические действия – обучаются раскладывать картинки по группам;
- Этап первого действия. После предварительного ознакомления с картинками ребенок должен рассказать. Какие из них можно отнести к той или иной группе.
- Этап умственного действия. Распределение картинок по группам осуществляется ребенком в уме, затем он называет группы.
Когда дети уже научатся выделять в предъявленном материале определенные группы, относить каждую картинку к определенной группе или обобщений картинке, подбирать отдельные элементы, тогда переходят к формированию умения применять группировку в целях запоминания.
Педагог, работающий с шестилетними детьми, должен учитывать возможности произвольной, логической памяти своих воспитанников, развивать ее. Но вместе с тем не следует пренебрегать и непроизвольной памятью у детей продуктивность которой высока в этом возрасте.
Как развиты у детей двигательная, эмоциональная, наглядно-образная, словесно-логическая виды памяти?
Количественные характеристики мнемической деятельности шестилеток высоки и практически совпадают с аналогичными характеристиками семилеток.
Шести – семи летний возраст очень важен для развития многих двигательных способностей. Двигательная память детей этого возраста позволяет им не только освоить достаточно сложные движения, но и выполнять их быстро и точно, с меньшим напряжением, нежели прежде, гибко изменять освоенные движения.
Высокой степени развития достигает эмоциональная память. Но ребенок запоминает не вообще чувство, а чувство к конкретному человек, предмету, т. е. его эмоциональная память неотделима от образной, наглядной.
Этот вид памяти очень развит у шестилетних детей и составляет ее основу. Ее развитие проявляется не только значительном расширении и углублении круга представлений, но и в переходе от единичных и конкретных образов к обобщенным представлениям.
В целом память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей, и это в первую очередь касается механической памяти, которая за первые три — четыре года учения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем развитии опосредованная, логическая память, т.к. в большинстве случае ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.
Когда речь идет о памяти детей и ее формировании, о нельзя упускать из виду ее особенности, с вязанные с полом ребенка. Исследования последних лет свидетельствуют, что у мальчиков и девочек скорость созревания различных образований мозга не совпадают, различен и темп развития левого и правого полушарий, которые существенно отличаются по своим функциям. Установлено, что у девочек значительно быстрее осуществляется развитие функций левого полушария, чем у мальчиков. Зато у последних, напротив, именно правое полушарие головного мозга является более действенным в связи с ранним созреванием его функций.
Сравнительная характеристика особенностей памяти младших школьников и подростков
... памяти младших школьников и подростков. Гипотеза: предположим, что память у подростков и младших школьников имеет свои особенности. Предмет исследования: память. Объект исследования: особенности памяти младших школьников ... полагаясь на случайную удачу произвольного запоминания, ставить перед собой специальную цель или задачу запоминания. Рубинштейн писал: "Без памяти, мы бы существовали мгновения. ...
Какое отношение это имеет к развитию памяти у детей?
В настоящее время учеными выявлено, что левое полушарие в большей степени, нежели правое, ответственно за осознаваемые произвольные акты, словесно-логическую память, рациональное мышление, положительные эмоции; правому же принадлежит лидирующая роль в реализации непроизвольных интуитивных реакций, иррациональной мысленной деятельности, образной памяти, отрицательных эмоций. Не следует игнорировать в процесс работы с шестилетками сведениями о «распределении» ролей между полушариями. Методы, которые использует педагог, должны адресовываться не абстрактному индивиду, а вполне реальному ребенку, определенного пола.
3. Развитие памяти младшего школьника в процессе учебной деятельности
В младшем школьном возрасте память, как и все другие психические процессы, претерпевает существенные изменения, обусловленные качественными преобразованиями мышления. Сеть этих изменений состоит в том, что память ребенка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.
Преобразование мнемической функции обусловлено значительным повышением требований к ее эффективности, высокий уровень которой необходим при выполнении различных мнемических задач (задач на запоминание), возникающих в ходе учебной деятельности. Теперь ребенок должен многое запоминать: заучивать материал буквально, уметь пересказать его близко к тексту или своими словами, а кроме того, помнить заученное и уметь воспроизвести его через длительное время. Неумение ребенка запомнить сказывается на его учебной деятельности и влияет в конечном итоге на его отношение к учебе и к школе.
У первоклассников (как и дошкольников) хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни. Однако далеко не все из того, что приходится запоминать первокласснику в школе, является для него интересным и привлекательным. Поэтому непосредственная, эмоциональная память оказывается еже недостаточной.
Нет сомнения в том, что заинтересованность ребенка в школьных занятиях, его активная позиция, высокая познавательная мотивация являются необходимыми условиями развития памяти. Это факт неопровержимый. Однако спорным представляется утверждение, что для развития детей, Периоды развития теории управления">развития памяти ребенка полезны не только и не столько специальные упражнения на запоминание, сколько формирование интереса к занятиям, к отдельным учебным предметам, развитие положительного отношения к ним. Практика показывает, что одного интереса к учению недостаточно для развития произвольной памяти как высшей психической функции.
Совершенствование памяти в младшем школьном возрасте обусловлено первую очередь освоением в ходе учебной деятельности различных способов и стратеги запоминания, связанных с организацией и смысловой обработкой запоминаемого материала. Опора не мышление, использование различных способов и средств запоминания (группировка материала, осмысление связей различных его частей, составление плана и др.) превращают память младшего школьника в истинную высшую психическую функцию осознанную, опосредованную, произвольную память ребенка из непосредственной и эмоциональной становится логической, смысловой.
Развитие словесно-логического запоминания у детей младшего школьного возраста
... его применение и использование. Память отвечает за успешность обучения детей, т.к. определяет возможность запоминания и сохранения информации младшими школьниками. Теоретическая актуальность проблемы, ее ... которой необходим при выполнении различных задач на запоминание, возникающих в процессе школьной учебной деятельности. Теперь ребенок – школьник-первоклассник, и он должен многое запоминать – ...
К сожалению, в практике школьного обучения не обращается достаточного внимания на формирование у младших школьников адекватных, рациональных приемов и способов запоминания. Без специальной целенаправленной работы приемы запоминания складываются стихийно и нередко оказываются непродуктивными.
Способность детей младшего школьного возраста к произвольному запоминанию неодинакова, на протяжении обучения в начальной школе и существенно различается у учащихся. 1-2 и 3-4 классов. Так, для тетей 7-8 лет характерны ситуации, когда запомнить без применения каких-либо средств гораздо проще, чем запомнить, осмысливая и организуя материал… Испытуемые этого возраста на вопросы «Как запомнил? О чем думал, когда запоминал? » и т.д. чаще всего отвечают: «Просто запомнил и все». Это отражается и на результативной стороне памяти… Для младших школьников проще выполнить установку «запомнить», чем установку «запомнить с помощью чего-либо».
По мере усложнения учебных заданий установка «просто запомнить» перестанет себя оправдывать, и это вынуждает ребенка искать приемы организации памяти. Чаще всего таким приемом оказывается многократное повторение – уникальный способ, обеспечивающий механическое запоминание.
В младших классах, где от ученика требуется лишь простое воспроизведение небольшого по объему материала, такой способ запоминания позволяет справляться с учебной нагрузкой. Но нередко он остается у школьников единственным на протяжении всего периода обучения в школе. Это связано в первую очередь с тем, что в младшем школьном возрасте ребенок не овладел приемами смыслового запоминания, его логическая память осталась недостаточно сформулированной.
Основой логической памяти является использование мыслительных процессов в качестве опоры, средства запоминания. Такая память основана на понимании. В этой связи уместно вспомнить высказывание Л.Н.Толстого: «Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями мысли, а не одной памятью».
В качестве мыслительных приемов запоминания могут быть использованы смысловое соотнесение, классификация, выделение смысловых опор и составление плана и др.
Специальные исследования, направленные на изучение возможностей формирования этих приемов у младших школьников, показывают, что обучение мнемическому приему, в основе которого лежит умственное действие, должно включать два этапа:
- формирование самого умственного действия;
- использование его как мнемисечкого приема, т.е. средства запоминания.
Прежде чем использовать, например, прием классификации для запоминания материала, необходимо овладеть классификацией как самостоятельным умственным действием.
Процесс развития логической памяти у младших школьников должен быть специально организован, поскольку в подавляющем большинстве дети этого возраста самостоятельно (без специального обучения) не используют приема смысловой обработки материала и с целью запоминания прибегают к испытанному средству повторению. Но даже успешно освоив в ходе общения способы смыслового анализа и запоминания, дети не сразу приходят к их применению в учебной деятельности.
На разных этапах младшего школьного возраста отмечается динамика отношения учеников к приобретенным ими способами смыслового запоминания: если у второклассников потребность в их использовании самостоятельно еще не возникает, то к концу обучения в начальной школе дети сами начинают обращаться к новым способам запоминания при работе с учебным материалом.
В развитии произвольной памяти младших школьников необходимо выделить еще один аспект, связанный с овладением в этом возрасте знакомыми и символистическими средствами запоминания, прежде всего письменной речью и рисунками. По мере освоения письменной речи (к 3 классу) дети овладевают и опосредствованным запоминанием, используя такую речь как знаковое средство. Однако и этот процесс у младших школьников «происходит стихийно, неуправляемо, как раз на том ответственном этапе, когда складываются механизмы произвольных форм запоминания и припоминания».
Формирование письменной речи идет эффективнее, если требуется не простое воспроизведение текста, а построение контекста. Поэтому для освоения письменной речи нужно не пересказывать тексты, а сочинять. При этом наиболее адекватный для детей вид словотворчества – сочинение сказок.
Младший школьный возраст сензитивен для становления высших форм произвольного запоминания, поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является, в этот период наиболее эффективной. Важным ее условием является учет индивидуальных характеристик памяти ребенка: ее объема, модальности (зрительная, слуховая, моторная) и т.п. Но независимо от этого каждый ученик должен усвоить основное правило эффективного запоминания: чтобы запомнить материал правильно и надежно, необходимо с ним активно поработать и организовать его каким-либо образом.
Целесообразно сообщить младшим школьникам информацию о различных приемах и способах запоминания и помочь в овладении теми из них, которые окажутся наиболее эффективными для каждого ребенка.
Список литературы
- Голубева Э.А. Индивидуальные особенности памяти человека. – М: Педагогика, 1980г.
- Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников. – М: Знание, 1975 г.
- Истомина З.М. Развитие памяти. М: Просвещение, 1978 г.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. – М: Просвещение, 1976 г.
- Куприянович Л.И. Резервы улучшения памяти.- М: Наука, 1970г.
- Леонтьев А.Н. Развитие памяти. – М: Учредгиз, 1931 г.
1Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. / Сост. Рогов Е.И. / М: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001г., с.245-247.
2Куприянович Л.И. Резервы улучшения памяти./М: Наука, 1970г., с.15.
3Куприянович Л.И. Резервы улучшения памяти./М: Наука, 1970 г., с.14
4Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. / М: Просвещение, 1966 г., с. 91.
5Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования. / Сост. Рогов Е.И. / М: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001г., с.253.
6Матюхина М.В. Психология младшего школьника. / М: Просвещение 1976 г, с. 129.
7Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. / М: Просвещение, 1966 г., с. 146.
8Ушинский К.Д. Сборник сочинений, т.10 / М: Изд-во АПН РСФСР, 1950 г., с. 429.
9Истомина З.М. Развитие памяти. / М: Просвещение, 1978 г., с. 62-86.
10Истомина З.М. Развитие памяти. Учебно-методическое пособие. / М: Просвещение, 1978г, 62-86.
11Психологические проблемы неуспеваемости школьников. /Под ред. Менчинской Н.А. – М: Педагогика, 1971г., с. 34.
20