Юридическая психология 14

Содержание

1. Составить подробный план ответа на вопрос «Пенитенциарная психология: основные категории и проблемы» 2

2. Составить конспект раздела «Толпы и преступные секты» книги Г. Тарда «Мнение и толпа» 4

3.Поставьте вопросы на разрешение судебно-психологической экспертизы при расследовании дел о сексуальном насилии. 10

Список литературы 14

1. Составить подробный план ответа на вопрос «Пенитенциарная психология: основные категории и проблемы»

1. Пенитенциарная психология как наука, её предмет и задачи

взаимосвязь пенитенциарной психологии с общественными и естественными науками

взаимосвязь пенитенциарной психологии с другими отраслями психологической науки: общей, социальной психологией, психологией труда и др.

взаимосвязь пенитенциарной психологии с правовыми науками (прежде всего с наукой исправительно-трудового права) и криминологией.

взаимосвязь пенитенциарной психологии с пенитенциарной педагогикой, организацией труда осужденных и экономикой ИТУ, наукой управления ИТУ.

2. Методологические основы пенитенциарной психологии

2.1.. Исследования пенитенциарной психологии имеют два тесно связанных друг с другом, но все же разных аспекта: индивидуально-психологический и социально-психологический. Ее важнейшими задачами являются:

2.2.

исследование индивидуально-психологических особенностей личности осужденного, подлежащего исправлению. Специфика данной задачи пенитенциарной психологии определяется тем, что осужденный, и особенно лицо, лишенное свободы, имеет свои особенности, отличающие его от других людей.

3. Общая характеристика личности осужденного и его адаптационных возможностей

Исследование с психологических позиций самого процесса исправления и перевоспитания осужденного,

С этой целью исследуется влияние на сознание осужденного, например, таких факторов, как:

1.1. установленный в ИТУ режим и средства его обеспечения (охрана, надзор, воздействие коллектива осужденных и его самостоятельных организаций, меры взысканий и поощрений и т. п.),

1.2. необходимость беспрекословного выполнения требований администрации и воспитателей,

14 стр., 6805 слов

Пенитенциарная (исправительная) психология

... необходимых для её полноценной жизнедеятельности в обществе. Пенитенциарная психология исследует проблемы эффективного наказания, динамику личности осуждённого в процессе исполнения наказания, формирования её поведенческих ... деталь здесь должна быть тщательно исследована, включена во все возможные взаимосвязи. При этом актуализируется вся обстановка исследуемого происшествия, принимается во внимание ...

1.3.

особенности и трудности быта,

1.4. моральные переживания, связанные с физической изоляцией от общества, прекращением обычных связей, оторванностью от дома, родных и друзей.

4. Психология личности в норме и при криминальных отклонениях

Пенитенциарная психология изучает психологические особенности отбывания наказания осужденными и организацию работы администрации тюрем, следственных изоляторов и исправительных колоний. Психология управления персоналом правоохранительных органов раскрывает психологические аспекты подбора и расстановки кадров, принятия управленческих решений по кадрам, совершенствования стиля и методов руководства персоналом, формирования личного мастерства работников и организации их повседневной деятельности, психологические методы обеспечению личной профессиональной безопасности сотрудников органов правопорядка. В этом разделе юридической психологии рассматриваются особенности деятельности руководителей правоохранительных органов и даются рекомендации по совершенствованию управления персоналом.

2. Составить конспект раздела «Толпы и преступные секты» книги Г. Тарда «Мнение и толпа»

Трудность вопроса заключается не в том, чтоб отыскать коллективные преступления, а в том чтоб открыть преступления, которые не являются таковыми, в которых среда не участвует ни в какой степени.

Проанализируйте состояние преступника самого жестокого и самого одинокого в момент преступления или разберите душевное состояние изобретателя, самого нелюдимого в тот момент, когда он совершает свое открытие. Отбросьте при образовании этого лихорадочного состояния все то, что следует отнести на долю влияния воспитания, товарищей, образования, биографических фактов — что останется? Очень немного, и тем не менее нечто и нечто существенное, нечто такое, чему вовсе не нужно изолироваться, чтобы быть собою.

В самом деле, всякий раз, когда страна переживает один из тех периодов, в которые она чувствует настоятельную потребность не только в великой отзывчивости сердца, но и в великих способностях ума, всякий раз является необходимость в единоличном управлении, в форме ли республиканской, или монархической, или с парламентской окраской. Не раз раздавались протесты против этой необходимости, которая казалась переживанием, и причины которой тщетно доискивались. Может быть намек на ее скрытую причину заключается в выше приведенных соображениях.

3 стр., 1438 слов

изучение процесса управления адаптацией персонала, и его психологических особенностей на примере ОАО КБ «СЕВЕРГАЗБАНК».

Содержание. Стр. Введение………………………………………………………………...3-4 1. Понятие и виды трудовой адаптации……………………………...5-9 2. Организационно - экономическая характеристика ОАО КБ «СЕВЕРГАЗБАНК»……………………………………………………10-16 3. Оценка результатов адаптации работников в ОАО КБ «СЕВЕРГАЗБАНК»…………………………………………………….17-20 4. Совершенствование управления процессом трудовой адаптации персонала банка…………………………………………….21-24 5 ...

Они могут также помочь точно определить, в чем состоит ответственность вождей в действиях, совершенных группами, которыми руководят эти вожди. Собрание, ассоциация, толпа или секта имеют лишь ту идею, которая им внушена; эта более или менее разумная идея, указание на то, какую преследовать цель, какие употреблять средства, может сколько угодно распространяться из ума одного человека по умам всех, и она все-таки останется одной и той же.

Тогда сама собою рождается первая ступень ассоциации, которую мы называем толпой. Через ряд посредствующих ступеней от этого примитивного агрегата, летучего и аморфного мы поднимаемся к толпе организованной, имеющей иерархическое разделение, продолжительную и регулярную жизнь, словом, к той толпе, которую мы называем корпорацией в самом широком смысле этого слова. Самое широкое выражение той и другой — церковь и государство. Заметим даже, что церкви и государства, религии и нации в периоды своего сильного роста всегда имеют тенденцию осуществить корпоративный тип, монастырский или полковой, к счастью никогда не достигая его вполне.

Но когда общая опасность собирает вместе всех рабочих одной промышленной отрасли для общей цели, такой, например, как выигрыш процесса, тогда, вроде того, как это бывает с гражданами одной нации во время войны, федеративная связь немедленно скрепляется, и вперед пробивается одно правящее лицо. В промежутке между моментом этой совместной единодушной работы, деятельность ассоциации среди соединенных рабочих ограничивается преследованием какого-нибудь экономическаго или эстетического идеала; точно также, как в промежутке между войнами вся национальная жизнь граждан сводится к заботе об известном патриотическом идеале.

7 стр., 3448 слов

Характер 10

Характер (греч. charakter - отличительная черта) - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Статику характера определяет тип нервной деятельности, а его динамику - окружающая среда. Также характер понимается как: система устойчивых мотивов и способов поведения, образующих поведенческий тип личности; мера ...

Между двумя указанными крайними полюсами можно поместить некоторые группы, имеющие временный характер; но их состав набирается по установленным правилам, или они подчинены известному краткому уставу. Сюда относятся: суд присяжных, некоторые обычные собрания, преследующие цели удовольствия, литературные салоны XVIII века, версальский двор, театральная аудитория, которая, несмотря на несерьезный характер своей цели и своего общего интереса, связана строгим этикетом, имеет определенный иерархический строй с различием мест; сюда относятся, наконец, литературные и ученые общества, академии, которые являются скорее собраниями взаимно обменивающихся талантов, чем группами вместе занимающихся работников. К разновидностям корпорации мы причисляем членов заговора и так часто встречающиеся преступные секты.

Парламентские собрания занимают особое место; это скорее сложные и противоречивые толпы, толпы, так сказать двойственные — двуглавые, как говорят, чудовища — где с беспорядочным большинством борются одна или несколько составивших коалицию групп меньшинства, и где, вследствие этого, по счастью нейтрализуется до известной степени зло единодушия, эта великая опасность, присущая толпам.

Можно сказать, что признаками, по которым различаются все формы ассоциации, служат:

1) способ, которым одна мысль или одна воля среди тысячи других становится руководящей, условия соревнования мыслей и воль, из которых она выходить победительницей;

2) большая или меньшая возможность, которая открывается распространению руководящей мысли, руководящей воли.

Так называемая демократическая эмансипация стремится всем открыть доступ к интересующему нас соревнованию, которое сначала ограничивается известными категориями лиц, постепенно затем расширяющимися. Но всякое усовершенствование социальной организации, в демократической или аристократической форме, дает в результате возможность индивидуальному намерению, обдуманному и связно построенному, входить в умы всех членов ассоциации в более чистом виде, с меньшими искажениями, более глубоко, путями, более надежными и краткими.

12 стр., 5872 слов

Стадии формирования действующей толпы

Контрольная работа Стадии формирования действующей толпы Содержание психологический толпа индивид инстинкт лидер Введение 1. Понятие толпы. Механизм ее формирования и состав 2. Классификация толпы 3. Психологические свойства толпы 4. Психологические особенности индивида в толпе 5. Поведение толпы 6. Лидер в толпе и механизмы управления толпой 7. Коммуникации в толпе Заключение Список ...

При беглом взгляде все беспорядочные сборища вытекающие из одной первой вспышки и тесно примыкающие одно к другому, это обычное явление революционных кризисов, — можно считать одной общей толпой. Таким образом, существуют сложные толпы, как в физике — сложные волны, ряд волнистых групп. Если стать на эту точку зрения, мы увидим, что не бывает толпы без вожака; мы увидим, кроме того, что, если, идя от первой из этих составных толп к последней, значение второстепенных вожаков уменьшается, то значение первоначальных вожаков все возрастает, увеличиваясь с каждой новой сумятицей, которая порождается предшествующей, путем заражения на расстоянии. Эпидемии стачек служат тому доказательством.

Итак, мы видим, что, несмотря на важное значение, которое имеет характер ее членов, ассоциация, в конце концов, будет хотеть того, чего захочет ее глава. И первостепенное значение имеет характер этого последнего; несколько менее справедливо это может быть по отношению к толпе. Но, если здесь неудачный выбор вождя может не произвести таких гибельных последствий, как в корпоративной ассоциации, зато здесь меньше шансов, что этот выбор будет удачен. Толпы, а также собрания, даже парламентские, готовы ухватиться за хорошего говоруна, за первого встречного неизвестного им.

Ассоциации менее подвержены «закупориванию», потому что они не пребывают всегда в состоянии собрания, а чаще пребывают в состоянии рассеяния, которое предоставляет их членов, освобожденных от тисков соприкосновения, влечению их собственного разума. —Не только ниже всех стоят самые вожаки, которые решаются быть избранниками толпы или терпеть ее над собою; самого низкого качества, бывают и те внушения, которые исходят от них. Почему? Во-первых, потому, что чувства и идеи, наиболее заразительные, естественно обладают наибольшей силой, как среди колоколов наибольшей силой обладают не те, которые лучше или правильнее звучат, а самые большие, звук которых разносится как можно дальше; во-вторых, потому, что наибольшей силой обладают идеи самые узкие или самые ложные, идеи, которые поражают не ум, а чувство, точно так же самыми интенсивными чувствами бывают наиболее эгоистические; вот почему в толпе легче распространить пустой образ, чем абстрактную истину, легче склонить ее к сравнению, чем к разумному соображению, легче внушить ей веру в человека, чем заставить отказаться от предрассудка; и вот почему, — ввиду того, что в толпе удовольствие от поношения кого-нибудь всегда живее, чем удовольствие поклонения, и чувство самосохранения всегда сильнее чувства долга, — свистки скорее раздаются в толпе, чем крики «браво», и порывы паники чаще охватывают ее, чем порывы храбрости.

5 стр., 2352 слов

Психология следственных действий 2

Психология следственных действий психологический воздействие подозреваемый следственный Психологическая характеристика деятельности следователя предполагает раскрытие ее психологической структуры. В.П. Васильев выделяет в профессиональной деятельности следователя шесть сторон: - социальная деятельность - включает в себя профилактические мероприятия, правовую пропаганду участия следователя в ...

Секты — это дрожжи толпы. Все, что совершается толпой серьезного, важного, как в хорошем так и в дурном, внушено ей какой-нибудь корпорацией. Когда толпа, прибежавшая тушить пожар, проявляет разумную деятельность, это значит, что ею управляет отряд корпорации пожарных. Когда толпа стачечников нападает как раз на то, на что нужно нападать, разрушает то, что нужно разрушить для достижения своей цели, например, орудия рабочих, оставшихся на фабрике, это значит, что позади нее, под ней, есть какой-нибудь синдикат, союз, ассоциация.

Секты, впрочем, могут обходиться и без толпы для того, чтобы действовать; это в тех случаях, когда преступление является у них главной целью или обычным средством, например, сицилийская мафия и неаполитанская каморра.

Между самыми лучшими и самыми преступными корпорациями существует другое сходство: как те, так и другие суть не что иное, как формы этой знаменитой «борьбы за существование», которой так злоупотребляли; формула весьма удобная, которая тремя четвертями своего успеха обязана, подобно многим людям, единственно своей гибкости.

Вопрос в том, каковы те причины, которые придают им тот или иной характер и заставляют их действовать. Не только не существует климата или времени года, предрасполагающих к пороку или к добродетели, потому что под одной широтой и в один и тот же месяц случаются всякого рода злодейства наряду с высокими и деликатными моральными поступками, но даже не существует такой расы, которая была бы порочна или добродетельна по своему существу. Каждая раса производит зараз индивидуумов, которые кажутся обреченными чем-то вроде органического предназначения, одни — на различного рода преступления, другие — на различные проявления мужества и доброты. Только пропорция тех и других в один данный момент разнится в различных расах или, скорее, в различных народах. Но это различие не постоянно: оно изменяется до полной противоположности, когда превратности истории изменяют религию, законы, национальные установления, и понижают или повышают уровень благосостояния и цивилизации.

7 стр., 3362 слов

Психология юридического труда

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУК Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Уральская государственная юридическая академия Институт государственного и международного права (заочная форма обучения) Кафедра: Правовой психологии и судебных экспертиз Контрольная работа По предмету: Юридическая психология. Выполнила студентка 3 курса 341 группы Савина Ирина ...

Перейдем ко второму вопросу: раз возникла преступная идея, почему и как она распространяется и осуществляется? Почему и как в данную минуту она могла воплотиться в виде секты, более или менее обширной, более или менее сильной и ужасной, реализирующей эту идею, тогда как в другое время она не могла завербовать даже десятка адептов? Здесь все социальные влияния особенно преобладают над естественными предрасположениями. Эти последние, несомненно, требуются в известной неопределенной мере; например, склонность к злобному неистовству, к легковерной подозрительности. Но эти склонности сводятся к нулю, если к ним не присоединится, что чрезвычайно важно, подготовка умов посредством разговоров или чтения, частого посещения клубов, кафе, которые при помощи продолжительного заражения, вызванного медленным подражанием, бросают семена старых идей, которые подготавливают быстрое восприятие вновь явившейся идеи. Цивилизация, к счастью, ведет беспрестанно к возрастанию пропорционального отношения действий на расстоянии к другим действиям, постоянно расширяя и район действия и число людей, завоевавших известность, благодаря распространению книг и газет. И это далеко не последняя услуга, которую она нам оказывает, и которая является ее долгом нам в награду за столько бедствий. Но когда речь идет о толпе, то именно действие вблизи распространяется со всей своей интенсивностью, беспорядочностью и непристойностью; когда мы имеем дело с корпорациями, оно сказывается в меньшей степени и лучше, если только это не преступные ассоциации без прошедшего и будущего, которые двигает зловредное влияние одного человека и которые умирают после него.

3.Поставьте вопросы на разрешение судебно-психологической экспертизы при расследовании дел о сексуальном насилии.

Судебно-психологическая экспертиза назначается с целью выяснения: а) способности потерпевшей (потерпевшего) с учетом ее (его) психического состояния, возрастных и личностных особенностей правильно воспринимать важные для дела обстоятельства, понимать характер и значение совершаемых с ней (ним) действий, оказывать сопротивление посягательству; б) наличия или отсутствия у потерпевшей (потерпевшего) повышенной внушаемости и склонности к фантазированию; в) способности несовершеннолетнего обвиняемого с учетом состояния его психического развития сознавать свои действия и руководить ими.

В процессе расследования устанавливаются обстоятельства, способствовавшие половому посягательству, и принимаются меры к их устранению.

1) имело место насильственное сексуальное преступление:

а) при обстоятельствах и лицом, о которых показывает потерпевшая (потерпевший); б) при других обстоятельствах, иным лицом или лицами, нежели те, о которых сообщено в заявлении;

2) изнасилования, насильственных действий сексуального характера не было: а) имело место добровольное половое сношение (иные сексуальные действия), но заявительница (заявитель) добросовестно заблуждается в оценке происшедшего (например, не понимает смысла термина «изнасилование», «насильственные действия сексуального характера»); б) половое сношение (действия сексуального характера) с точки зрения потерпевшей (потерпевшего), возможно, и не было добровольным, однако ее (его) поведение давало конкретному лицу реальные основания заблуждаться относительно ее (его) намерений (например, обусловленные опьянением эротическая расторможенность в поведении, дозволение ласк интимного характера и т. п. при наличии недостаточно выраженного в данных конкретных обстоятельствах противодействия домогательствам сексуального характера); в) имело место добровольное половое сношение (иные действия сексуального характера), но заявительница (заявитель) воспользовалась происшедшей ситуацией для оговора сексуального партнера и инсценировки насилия; г) полового сношения (иных сексуальных действий) не было, заявление является ложным, а обстановка происшедшего инсценированной.

При покушении на изнасилование (насильственные действия сексуального характера) проверяются дополнительно следующие версии: 1) имел место добровольный отказ от насильственных сексуальных действий; 2) в отношении потерпевшей (потерпевшего) были совершены действия иного характера (хулиганство, причинение вреда здоровью, покушение на грабеж и т. п.).

В процессе проверки заявления нужно получить сведения, исключающие возможность, оговора, инсценировки либо заблуждения заявительницы (заявителя) в оценке происшедшего события, установить истинные мотивы подачи жалобы, обстоятельства происшедшего, а также в чем именно выражалось ее (его) противодействие насилию. Если насильственное половое посягательство совершено неизвестным потерпевшей (потерпевшему) лицом, внезапно, при обстоятельствах, исключающих сомнения в достоверности сделанного заявления, то, как правило, в такой ситуации решить вопрос о возбуждении уголовного дела несложно. Однако, когда жалоба подана в отношении известного заявительнице (заявителю) лица да к тому же еще не сразу, а по истечении нескольких дней, проверка должна быть особенно тщательной и всесторонней. В этой ситуации прежде всего надо выяснить, не носили ли их отношения до случившегося такой характер, который мог привести к подаче ложного заявления (например, вражда, месть, ревность и т. п.).

Проверка заявления о сексуальном преступлении должна проводиться оперативно, в минимальный срок с тем, чтобы избежать утраты важных для раскрытия преступления доказательств.

При оценке поведения потерпевших в момент посягательства следует учитывать, что оно может быть неадекватным ситуации. Образующиеся в результате сексуального нападения растерянность, эмоционально-напряженное психическое состояние приводят к тому, что потерпевшие, особенно младшей возрастной группы (15−20 лет), поступают не вполне последовательно и логично. Например, не имея цели задержать насильника, насильников и не имея намерения в дальнейшем встречаться с ними, тем не менее нередко сообщают им свой адрес, место работы (учебы), номер телефона и даже соглашаются прийти на свидание.

Под влиянием чувства стыда, боязни позора и других переживаний жертва сексуального нападения, вначале активно призывавшая на помощь, сразу же после насилия может принять меры к тому, чтобы скрыть случившееся. Так, не всегда при появлении после насилия работников милиции потерпевшие, особенно несовершеннолетние, сообщают им об истинном характере происшедшего. Более того, нередки ситуации, когда несовершеннолетние потерпевшие при появлении в момент насилия или после него посторонних либо работников милиции убегают с места посягательства вместе с совершившими на них нападение лицами.

При планировании расследования важно учесть те типичные версии, которые может выдвинуть подозреваемый (подозреваемая) в свое оправдание. Если подозреваемый (подозреваемая) не знаком с потерпевшей (потерпевшим), то чаще всего он (она) ссылается на алиби. Подозреваемые, знакомые с потерпевшей (потерпевшим), ссылаются на алиби в редких случаях. Скорее всего они выдвинут версию о добровольном характере полового сношения (иных сексуальных действий) или заявят, что имела место лишь встреча с потерпевшей (потерпевшим) либо признают неудавшуюся попытку получить ее (его) согласие.

С целью опровержения доводов подозреваемого (подозреваемой) необходимо при проведении следственных действий решить следующие задачи: а) собрать доказательства, подтверждающие факт пребывания подозреваемого (подозреваемой) и потерпевшего (потерпевшей) на месте происшествия в определенное время; б) получить фактические данные, подтверждающие насильственный характер действий подозреваемого; в) выявить следы, свидетельствующие о попытке либо совершении насильственного полового преступления.

Список литературы

Аминов И.Л. Юридическая психология: уч. пос. для ст. вузов/ И.Л. Аминов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.-416 с.

Баранов П.П. Юридическая психология: уч. пос. для вузов/ П.П. Баранов, В.И. Курбатов.-Ростов н/Д: Феникс, 2004.-576 с.

Васильев В.Д. Юридическая психология/ В.Д. Васильев.-М.: Юрид. лит-ра, 1991.-462 с.

Еникеев М.И. Юридическая психология: учеб. для вузов/ М.Н. Еникеев.-М.: КОРМА-ИНФРА-М., 2002.-517 с.

Корепанова Ю.Н. Психология в деятельности сотрудников милиции общественной безопасности. МВД.РФ., Сар. юр. инт.-Сар.: Сар. юр. инст. МВД РФ, 2005.-416 с.

Костицкий М.В. Введение в юридическую психологию.-Киев.: Высш. школа, 1990.-259 с.

Мариновская И.Д. Юридическая психология: уч. пос. для вузов.- М.: Дело, 2005.-384 с.

Романов В.В. Юридическая психология: уч. для студ., обуч. по юр. сцец. и юрид. напр.-М.: Юристъ, 1998.-488 с.

Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология.-М.: Юристъ, 1995.-256 с.

Аминов И.Л. Юридическая психология: уч. пос. для ст. вузов/ И.Л. Аминов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.С. 134

Аминов И.Л. Юридическая психология: уч. пос. для ст. вузов/ И.Л. Аминов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.С. 156

Аминов И.Л. Юридическая психология: уч. пос. для ст. вузов/ И.Л. Аминов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.С. 156

Аминов И.Л. Юридическая психология: уч. пос. для ст. вузов/ И.Л. Аминов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.С. 146

Мариновская И.Д. Юридическая психология: уч. пос. для вузов.- М.: Дело, 2005, С. 167

14