Возникновение и становление психологии в России.

Ответ:

Возникновение и развитие психологии в России имеет свою предысторию и историю. Особое место в развитии психологической мысли в России занимают труды М. В. Ломоносова.В своих работах по риторике и физике Ломоносов развивает материалистическое понимание ощущений и идей, говорит о первичности материи.Становление отечественной психологии происходило также под влиянием французских просветителей и материалистов XVIII в. Это влияние отчетливо заметно в работах Я. П. Козельского («Филозофические предложения», 1768) и психологической концепции А. Н. Радищева(«О человеке, его смертности и бессмертии»).

Говоря о научных работах А. Н. Радищева, необходимо подчеркнуть, что в своих трудах он устанавливает ведущую роль речи для всего психического развития человека.

В России психология как самостоятельная наука начала развиваться в XIX в. Большую роль в ее развитии на данном этапе сыграли труды А. И. Герцена, который говорил о «деянии» как существенном факторе духовного развития человека. Одной из наиболее ярких работ того времени явилась работа И. М. Сеченова«Рефлексы головного мозга». Эта работа внесла значительный вклад в развитие психофизиологии, ней­ропсихологии, физиологии высшей нервной деятельности.

Труды И. П. Павлова имели огромное значение для мировой психологической науки. Благодаря открытию механизма образования условного рефлекса были сформированы многие психологические концепции и даже направления, в том числе бихевиоризм.

А. Ф. Лазурский много занимался вопросами личности, особенно изучением характера человека. А. Ф. Лазурский впервые доложил об естественном эксперименте на 1-м съезде по экспериментальной педагогике (1910), а в 1918 г. вышла в свет его книга «Естественный экспе­римент и его школьное применение».

Н. Н. Ланге- один из основателей экспериментальной психологии в России. Он известен не только тем, что занимался изучением ощущения, восприятия, внимания. Н. Н. Ланге создал при Одесском университете одну из первых в России лабораторий экспериментальной психологии.

Особенно заметную роль в истории отечественной дореволюционной психологии сыграл Г. И. Челпанов, который был основателем первого и старейшего в нашей стране психологического института. Проповедуя позиции идеализма в психологии, Г. И. Челпанов не мог заниматься научными исследованиями после Октябрьской революции.

Л. С. Выготского, создатель культурно-исторической теории развития психики человека.

3 стр., 1118 слов

Взаимосвязь этики, психологии в курсе «Этика и психология делового человека

... его сознания (сомнения, уверенность, убежденность и т.д.). Основная категория «Этики и психология делового человека» - психология личности, т.е. совокупность устойчивых психических качеств участников деловых взаимоотношений, которые составляют ... 23. Основные причины стрессов. Что такое «поисковая активность» и какова его роль в динамике стрессов 24 24. Профилактика стрессов в деловом общении 25 25. ...

С. Л. Рубинштейну принадлежит заслуга написания первого в нашей стране фундаментального психологического труда «Основы общей психологии».Ананьева,который не только сформулировал принципы изучения человека и определил с этих позиций основные направления развития психологии, но и создал факультет психологии ЛГУ, из которого вышла плеяда известных ученых.

Аналогичную организаторскую роль при создании факультета психологии в МГУ сыграл А. Н. Леонтьев,автор психологической теории деятельности. Кроме того, заслугой А. Н. Леонтьева явилась разработка многих проблем в области восприятия, памяти, сознания, личности и развития психики, а также завершение разработки теории деятельности.

А. В. Запорожецсовместно с Д. Б. Элькониным заложил основы детской психологии. В сферу основных научных интересов А. В. Запорожца — организатора и многолетнего руководителя Института дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР — входили вопросы возрастного развития и воспитания детей.

Д. Б. Эльконин известен как автор учебника по детской психологии, теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития.Значителен вклад в развитие педагогической психологии П. Я. Гальперина,создателя теории планомерного (поэтапного) формирования умственных действий.Благодаря исследованиям А. Р. Лурииотечественная психология существенно продвинулась вперед в области нейрофизиологических основ памяти и мышления.Мировую известность получили работы психофизиолога Е. Н. Соколова,который совместно с сотрудниками создал современную теорию цветового зрения; теорию, объясняющую восприятие человеком формы предметов; нейрофизиологическую теорию памяти и др.

5. Основные психологические школы: структурализм, бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, гуманистическая психология (представители, основное содержание направлений исследования).

Ответ:

Структурализм — направление в психологии, основоположником которого является В. Вундт. Сторонники структурализма считали, что психика слагается из элементарных процессов сознательного опыта.

Различались три категории элементов: ощущение, представления и чувство.

1. К ощущениям относились зрительное восприятие, слух, обоняние, вкус, осязание.

2. Представления являются опытом, не переживаемым в настоящий момент.

3. Чувства — это эмоциональные реакции, такие как любовь, радость, ревность.

Элементы объединяются по законам ассоциаций.

Бихевиоризм (поведение) — психологическое направление, Дж.Уотсона Психология с точки зрения бихевиориста. В качестве предмета психологии в нем фигурирует не субъективный мир человека, а объективно фиксируемые характеристики поведения, вызываемого какими-либо внешними воздействиями. При этом в качестве единицы анализа поведения постулируется связь стимула (S) и ответной реакции (R).

Все ответные реакции можно разделить на наследственные (рефлексы, физиологические реакции и элементарные эмоции) и приобретенные (привычки, мышление, речь, сложные эмоции, социальное поведение), которые образуются при связывании (обусловливании) наследственных реакций, запускаемых безусловными стимулами, с новыми (условными) стимулами. В схеме S — R появились промежуточные переменные (образ, цель, потребность).

5 стр., 2391 слов

Современные теории нарушения памяти

... строении и протекании процессов памяти. Современная психология не является больше ... Работами психологов показано, что память человека является сложной организованной деятельностью, ... к нему областей). В качестве методических приемов были использованы ... памяти наиболее разработана в классической психологической литературе. Различные теории, подвергают анализу расстройства памяти с разных позиций это теория ...

Другим вариантом ревизии классического бихевиоризма стала концепция оперантного бихевиоризма Б.Скиннера, разработанная в 30-х гг. XX в., где было модифицировано понятие реакции. В целом, бихевиоризм оказал большое влияние на развитие психотерапии, методы программированного обучения.

 

Психоанализ — психологическое направление, основанное австрийским психиатром и психологом З.Фрейдом в конце ХIХ в. Развился из метода изучения и лечения истерических неврозов. В дальнейшем была создана общепсихологическая теория, ставящая в центр внимания движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы. Была разработана структурная схема психики, в которой были выделены три уровня: сознательный, подсознательный, бессознательный. Для опосредствования отношения бессознательного с другими уровнями служит цензура, которая вытесняет осуждаемые личностью чувства, мысли и желания в область бессознательного и не допускает обратный прорыв в сознание вытесненного содержания. Но бессознательное все же проявляется в поведении и психике человека — в обмолвках, описках, ошибках памяти, сновидениях, несчастных случаях, неврозах. Осознание этого в процессе психоаналитической терапии ведет к устранению болезненных симптомов.

Гештальтпсихология — психологическое направление, возникшее в Германии в начале 10-х и просуществовавшее до середины 30-х гг. ХХ в. К этому направлению принадлежат прежде всего М.Вертгеймер, В.Келер, К.Коффка. Методологической базой гештальтпсихологии послужили философские идеи критического реализма и положения, развивавшиеся Э.Герингом, Э.Махом, Э.Гуссерлем, И.Мюллером, согласно которым физиологическая реальность процессов в мозге и психическая, или феноменальная, связаны друг с другом отношениями изоморфизма. В силу этого изучение деятельности мозга и феноменологическое самонаблюдение, обращенное на различные содержания сознания, могут рассматриваться как взаимодополняющие методы, изучающие одно и то же, но использующие разные понятийные языки. Субъективные переживания представляют собой всего лишь феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге.

Для экспериментального исследования этого поля была введена единица анализа, в качестве которой стал выступать гештальт. Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося движения, оптико-геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности как стремления психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и экономной конфигурации. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как фактор близости, фактор сходства, фактор хорошего продолжения, фактор общей судьбы. В области психологии мышления гештальтпсихологи разработали метод экспериментального исследования мышления — метод рассуждения вслух и внесли такие понятия, как проблемная ситуация, инcaйт (М.Вертгеймер, К.Дункер).

При этом возникновение того или иного решения в продуктивном мышлении животных и человека трактовалось как результат образования хороших гештальтов в психологическом поле. В 20-х гг. ХХ в. К.Левин расширил сферу применения гештальтпсихологии путем введения личностного измерения. Гештальтпсихология оказала существенное влияние на необихевиормзм, когнитивную психологию, школу NewLook.

2 стр., 795 слов

Задачи, основные функции психологии высшей школы

... психологии в высшей школе Психология изучает индивидуальные и групповые психические явления, их сущность, закономерности развития и формирования, место и роль в деятельности и поведении человека. Психология высшей ... выполняют в основном функции побуждения и смыслообразования. Вместе с тем они направляют поведение, участвуют в «энергетическом» обеспечении психической активности человека. Основа ...

Гуманистическая психология — ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60-х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название третьей силы. К данному направлению могут быть отнесены А.Маслоу, К.Роджерс, В.Франкл, Ш.Бюлер. Ф.Бэррон, Р.Мэй, С.Джурарди др. Методологические позиции гуманистической психологии сформулированы в следующих посылках:

1) Человек целостен;

2) Ценны не только общие, но и индивидуальные случаи;

3) Главной психологической реальностью являются переживания человека;

4) Человеческая жизнь — единый процесс;

5) Человек открыт к самореализации;

6) Человек не детерминирован только внешними ситуациями.

6. Культурно – историческая психология: представители, основное содержание направлений исследования.

Ответ:

Культурно-историческая психология — направление в психологических исследованиях, заложенное Выготским в конце 1920-х гг.

Школы Выготского постулируют приниципиально неадаптивный характер и механизмы развития психических процессов. Полагая изучение сознаниячеловека основной проблемой психологического исследования, изучают роль опосредования и культурных медиаторов, таких как слово, знак (Выготский), а также символ и миф (В. Зинченко) в развитии высших психических функцийчеловека, личности в её «вершинных» (Выготский) проявлениях.

Высшие психические функции (ВПФ) — специфически человеческие психические процессы. Они возникают на основе натуральных психических функций за счёт опосредствования их психологическими орудиями.[1] В роли психологического орудия выступает знак. К ВПФ относятся:восприятие,память,мышление,речь. Они социальны по своему происхождению, опосредованы по строению и произвольны по характеру регуляции. ВведёноЛ. С. Выготским, развитоА. Р. Лурия,А. Н. Леонтьевым,А. В. Запорожцем,Д. Б. Элькониным,П. Я. Гальпериным. Было выделено четыре основных признака ВПФ — опосредованность, произвольность, системность; складываются путем интериоризации.

Подобное определение не относится ни к идеалистическим, ни к «позитивным» биологическим теориям и позволяет лучше понять как располагаются память, мышление,речь,восприятиев человеческом мозге и с высокой точностью позволило определять местоположение локальных поражений нервной ткании даже в некотором роде воссоздавать их.

2 стр., 691 слов

Тезисы (психология)

... в процессе обучения хореографии, связана с мобилизацией и активным развитием многих физиологических функций человеческого организма: кровообращения, дыхания, нервно-мышечной деятельности. Понимание физических возможностей своего тела ...

Представители: Э. Дюркгейм, Люсьен Леви-Брюль, Пьер Жане, Выготский, Лев Семенович

В соответствии с этими двумя линиями развития выделяются «низшие» и «высшие» психические функции.

 

Примерами низших, или естественных, психический функций могут служить непроизвольная память или непроизвольное внимание ребенка. Ребенок не может ими управлять: он обращает внимание на то, что ярко неожиданно; запоминает то, что случайно запомнилось. Низшие психические функции – это своего рода зачатки, из которых в процессе воспитания вырастают высшие психические функции (в данном примере – произвольное внимание и произвольная память).

Превращение низших психических функций в высшие происходит через овладение особыми орудиями психики – знаками и носит культурных характер.

Многие факты свидетельствуют, что осваивание ребенком знаковых систем не происходите само собой. Здесь проявляется роль взрослого. Взрослый, общаясь с ребенком и обучая его, сначала сам «овладевает» его психикой. Например, взрослый показывает ему что-то, по его мнению, интересное, и ребенок по воле взрослого обращает внимание на тот или иной предмет. Потом ребенок начинает сам регулировать свои психические функции с помощью тех средств, которые раньше применял к нему взрослый. Так же, будучи взрослыми людьми, мы, устав, можем сказать себе: «Ну-ка, посмотри сюда!» и действительно «овладеть» своим ускользающим вниманием или активизируем процесс воображения. Перепетии важного для нас разговора мы создаем и анализируем заранее, как бы проигрывая в речевом плане акты своего мышления. Затем происходит так называемое вращивание, или «интериоризация» — превращение внешнего средства во внутреннее. В результате из непосредственных, натуральных, непроизвольных психические функции становятся опосредствованными знаковыми системами, социальными и произвольными.

Культурно-исторический подход в психологии продолжает плодотворно развиваться и сейчас, как в нашей стране, так и за рубежом. Особенно эффективным этот подход оказался при решении проблем педагогики и дефектологии.