Сущность человеческого бытия

Введение человек жизнь эвдемонизм утилитаризм Для чего я живу? Какова цель моего пребывания в этом мире? И многие другие вопросы о бытие человека, о его существовании, каждый человек наверняка задавал сам себе. Философия пытается дать ответ на эти насущные вопросы. На сегодняшний день вопросы о сущности и бытие человека очень актуальны. Каждый человек хочет найти ответ на свой вопрос «Для чего я живу?» В таком случае ставлю перед собой цель раскрыть сущность человеческого существования, смысл жизни и бытие человека. Поставим перед собой следующие задачи для достижения цели:

1) Дать определение сущности человека;

2) Каково существование человека на земле, бытие человека;

3) Каков смысл и назначение человеческого бытия. Жизнь и смерть.

В работе я использую теоретический метод исследования, в этом мне помогут учебники и учебные пособия по философии и философской антропологии, где рассматриваются труды известных психологов и философов таких как Б. Спиноза, Ницше, Л. Мамфорд, Франк и т.д.

1. Сущность и существование человека, его уникальность, универсальность и целостность

1.1 Сущность и существование человека

Сущность человека не заключает в себе необходимого существования, т.е. в порядке природы является возможным как то, чтобы тот или другой человек существовал, так и то, чтобы он не существовал. Человек мыслит. Такие модусы мышления, как любовь, желания и всякие другие так называемые аффекты, могут существовать только в том случае, если в том же самом индивиде существует идея вещи любимой, желаемой и т.д. Но идея может существовать только в том случае, если бы никакой другой модус мышления и не существовал. Мы чувствуем, что некоторое тело подвергается различного рода действиям. Мы не чувствуем и не воспринимаем никаких других отдельных вещей, кроме тел и модусов мышления (Спиноза Б.) [3: с 213].

Человек — многоплановое, многогранное, весьма и весьма сложное явление жизни. С самых древних времен мыслители пытались проникнуть в суть этого феномена, создавались раз личные концепции человека, которые подходили к его пониманию с различных точек зрения. Человек — продукт природы, планетарно-космическое существо, он — результат эволюции всего живого.

Влияние на его психофизическое состояние энергии Космоса, электромагнитных волн, радиации и др. воздействий огромно. Социум может существовать только в рамках природы. Отсюда следует, что гармония с природой — необходимое условие жизни человека. Вместе с тем человек зависит и от общественных отношений.

Сущность человека — это совокупность его социальных качеств, обусловленных конкретно-исторической обстановкой. Сущность и существование человека, его уникальность, универсальность и целостность. Как явление человек богаче сущности, он — биопсихосоциальное существо. Его сущность необходимо рассматривать во взаимодействии с существованием. Первое означает его — относительно стабильное — главное качество, второе — способы его жизнедеятельности, меняющиеся в зависимости от обстоятельств [2: с. 59].

На индивидуальном уровне человек представляет собой единство трех составляющих:

1. биологического (анатомо-физиологические задатки, тип нервной системы, половые и возрастные особенности и т.п.);

7 стр., 3321 слов

И. Кант. Учение о человеке и его бытие

... В ней исследуется родовая сущность “человека вообще” независимо от исторического этапа и конкретных условий общественной жизни. Не будет преувеличением сказать, что человек представляет собой наиболее ... мыслительной и эмоциональной деятельности, которую мы называем сознанием. Люди способны осознавать факт своего существования, выдвигать и реализовывать жизненные цели, соответствующие системе их ...

2. психического (чувства, воображение, память, мышление, воля, характер и т.д.);

3. социального (мировоззрение, ценностные установки, моральные черты, знания и умения и др.).

Человек — представитель Homosapiens, генетически связанный с другими формами живого, наделен разумом, рефлексией, речью, способностью создавать орудия труда. Он — существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное), универсальное (морфологически способное к любому виду деятельности), целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начало).

Человек — это живая система. Следует отметить, что, с точки зрения марксистской концепции человека, социальной составляющей в этой триединой связи принадлежит приоритет как в филогенезе, так и в онтогенезе. Абсолютизация одной из сторон в оппозиции «биологическое-социальное», которая нередко формулируется как в частных науках о человеке, так и в философии, ведет либо к биологизаторству (социал-дарвинизм, фрейдизм, расизм и др.), смысл и назначение человеческого бытия либо к социологизаторству,что в обоих случаях вызывает определенные сомнения[2: с. 60 — 61].

1.2 Происхождение и существование человека

Возникновение человека на земле — это чудо. Прежде чем возник человек, возникла — жизнь. До сих пор не известно, была ли жизнь в виде спор занесена на Землю из космоса или возникла химическим путем. Но как бы то ни было, жизнь не должна была развиваться до уровня человека, она могла вполне существовать в виде грибов или плесени. Во Вселенной однако, нет такого однонаправленного развития в сторону усложнения, скорее наоборот — Вселенная изменяется от космоса к хаосу.

Возникновение человека это совершенная случайность, непредсказуемой мутацией. Развитие человека от питекантропов до нас подобных существ (homosapiens-человек разумный), на сегодняшний день совершенно не приспособленных существ к выживанию в природных условиях. Но для выживания человеку дано — разум. Ни какое животное не может себе позволить оберегать и кормить свое дитя 10-15 лет.

Такая неприспособленность дает человеку преимущество в отличие от детёныша животного, ведь человек рождается с совершенно открытой программой, в нем почти ничего не заложено кроме некоторых инстинктов и неявных предрасположений. Формированию человека способствует то, в какой среде человек обитает.

8 стр., 3805 слов

Глава 1 Современное состояние проблемы восприятия человека человеком ...

... человека человеком в профессиональной деятельности. Задачи: 1. проанализировать современное состояния проблемы восприятия человека человеком в медицине; 2. изучить особенности профессии медика в системе «человек-человек»; 3. определить особенности восприятия человека человеком в профессиональной деятельности ... потерять зрение или ... системе «человек-человек» Влияние окружающей среды на ... в трудах С.Л. ...

Если он растет в среде волков, то будет волком, в среде обезьян — обезьяной, а если в среде людей, возможно, он станет человеком. Поскольку человек рождается с открытой программной, из него можно слепить что угодно.

Много лет в исторической науке, антропологии, философии господствовала точка зрения, согласно которой труд сделал человека человеком. Человек поднялся над животным состоянием только тогда, когда стал производить орудия труда, и в этом его главное отличие от животного. Сейчас положение подобных дел представляется неверным: примитивные каменные орудия — топоры, дубины просуществовали почти миллионы лет, не подвергаясь значительным изменениям, за это время согласно данным археологии, существенного усовершенствования техники не произошло. Животные в этом деле преуспели значительно больше, оно оказались более искусными изобретателями и строителями. Плотины бобров, геометрически правильные ульи, термитники свидетельствуют о том, что животные значительнее прогрессировали в такого рода деятельности, чем человек [1: с 573 — 575].

Благодаря чрезмерно развитому и постоянно активному мозгу, человек с самого начала обладал большей умственной энергией, чем ему было необходимо для выживания на чисто животном уровне.

И он давал выход этой энергии не только при добывании пищи и размножении, но и в производстве очень странных с точки зрения насущных потребностей вещей: наскальных рисунков, культурных предметов. Культурная работа заняла более важное положение, чем утилитарный ручной труд.

Особенно быстро человек стал развиваться с возникновением языка — теперь уже производство «культурных» предметов намного обогнало создание орудий труда и, свою очередь, способствовало быстрому развитию техники. Расширявшая границы жизни «культурная работа» заняла более важное положение, чем утилитарный ручной труд [1: с578].

До этого ничего уникального в технической деятельности человека не было, не было ничего специфически человеческого в орудиях труда. Главным орудием потрясающим и великолепным, было его тело. Удивительно пластичное, приспособленное к любому типу деятельности, управляемое разумом, оно могло создать гораздо более важные и сложные вещи, чем примитивные топоры и деревянные колья. «Даже рука, — полагал Л. Мамфорд — была не просто мозолистым рабочим орудием; оно ласкало тело возлюбленной, прижимало ребенка к груди, делала важные жесты или выражала в упорядоченном танце и в современном ритуале некотором образе невыразимые чувства жизни или смерти о запоминавшемся прошлом или желаемом будущем [1: с 575].

Любая культурная деятельность человека, производство оружия были направлены не только на подчинение окружающей среды, увеличения добычи пищи, сколько на укрощение самого себя.

Контроль над своей психикой с помощью создания символической культуры был более существенным, чем контроль над внешней средой.

Пока человек не сотворил самого себя в своем символическом образе, он мало, что мог сделать в окружающем мире. Борьба за существование не завладела полностью энергией и жизнеспособностью человека и не отвлекла его от более насущной потребности — внести порядок и значение в каждую часть своей жизни. [1: с 577].

Наука сводит бытие человека лицом к его природному существованию и дает беспомощное объяснение происхождения человека. С точки зрения теории эволюции человек с его душой, разумом постепенно развивался из амебы или протоплазмы. Теория эволюции — это наивная мифология, полагал Франк. Человек не мог развитьсяиз того, что в принципе ему чуждо, он возникает совсем из другого источника. Можно сказать, что он не возникает, а в определенном смысле всегда есть. И если человек остается одиноким перед лицом холодного и равнодушного к нему космоса, если он в нем беззащитный скиталец, то это лишь значит, что он имеет родину совсем в иной сфере реальности.

Об этом свидетельствует само рождение и первые младенческие годы существования человека. Удивительные строки посвятил Разанов человеку, только, что появившемуся на свет. Маленький человек, считал он, явственно обнаруживает бездонную тайну своего происхождения. Младенец — это не только сияние жизни не только свежесть и чистота, которую мы утрачиваем с годами, но это еще явление той единственно бесспорной безгрешности, которую на земле знает и испытывает человек. Мало сказать, что младенец невинен (нив, чём невиноват и камень).

2 стр., 594 слов

Психологический парадокс человека общая концепция

... изменение блока информации поступающей в сознание из предсознания. Определяющим мотивом поведения человека является сила воздействия потребностей и сознательное управление ими. Потребности двух структур ... задачам Физиологические обеспечивают жизнедеятельность биоорганизма, а Психические способствуют развитию Души и человека в целом Преобладание тех или иных определяет направленность личности. Эта ...

Младенец обладает положительной невинностью, в нем есть не только отсутствие греха, но и присутствие святости. Понимающий человеческую природу не может смотреть на младенца без слез, без «переполненного сердца». (Гете).

[1: с 578].

Встав взрослыми люди, вспоминают свое гениальное детство, свою память, свои способности к языкам, и спрашивают себя: было ли это? Ведь взрослому человеку бывает трудно выучить хотя бы один иностранный язык, так трудно расшевелить свое воображение, так быстро все забывается и совершенно не верится, что когда-то в детстве мы все были гениями, по крайней мере, в наших задатках.

К сожалению, большинство людей — это слишком люди, слишком заземлены, слишком погружены в свои мелочные дела и заботы, в то время как они должны стремится сверхчеловеческому, к тем сверхчеловеческим качествам, которыми обладают философы или святые. Такие люди чаще всего похожи на обложки ценнейших художественных эскизов, где все взывает: придите, помогите, завершите, соедините! Они как бы еще не произошли и существуют как истинные люди только потенциально.

Но каким образом жизнь отдельного человека может иметь высшую ценность и глубочайшее значение? При каких условиях оно менее всего растрачивается даром? Надо, считал Ницше, что бы человек смотрел на себя как на неудавшееся произведение природы, но вместе с тем как на свидетельство величайших намерений этой художницы.

Каждый человек должен сказать себе: на этот раз ей не удалось, но я буду стараться, что бы, когда ни будь у нее это получить. Я буду работать над воспитанием в себе философа, художника или святого.

2.Смысл и назначение человеческого бытия
2.1 Смерть и бессмертие
Вопрос о том, для чего человек живет на Земле, интересовал многих и многих мыслителей на всем пути развития философии. В разные времена разные философы отвечали на этот вопрос по-разному. Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое -чаяния людей каждой данной эпохи. Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие. Смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция), настоящее (актуализация) и будущее (проспекция).

4 стр., 1683 слов

Концепции Гальперина и Давыдова

... систему. Данный тип обобщений соответствует развитому состоянию науки, ее теоретическому этапу. Концепция развивающего обучения В.В. Давыдова основывается на идее о том, что образование ... преподавания развивают у детей эмпирико-рассудочный тип мышления, свойственный житейской практике человека. Основу его составляют эмпирические обобщения, осуществляемые посредством сравнения и обозначения словом ...

Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными среди которых являются наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств. К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основании той или иной концепции(Приложение) [2: с 65 — 66].

Рассмотрим основные концепции смысла жизни (Рис.).
Гедонизм. Кратко суть этой концепции выражается в суждении «Жить — значит наслаждаться». Наслаждение — высший смысл бытия человека независимо от того, каким целям служит его жизнь. Во всех случаях жизни, во всех его проявлениях человек должен стремиться к удовлетворению своего собственного наслаждения [4: с. 219].
Фрейд считал, что жизненная цель просто определяется программой принципа наслаждения. Этот принцип, по его словам, главенствует в деятельности «душевного» механизма с самого начала. Его целенаправленность не подлежит никакому сомнению, в то время как его программа ставит человека во враждебные отношения со всем миром. Такая программа не осуществима. По замечанию Фрейда, «в плане «творения» отсутствует намерение сделать человека «счастливым» [5: с. 412].
Эвдемонизм.

С точки зрения представителей этой концепции, жизнь является стремлением к счастью как подлинному предназначению человека. К счастью, которое не осознает наслаждение само по себе, но которое является наслаждением лишь в той мере, в кокой оно ведет к безмятежности духа, выраженный в отсутствии страха перед Богом, перед страданием и смертью, к бесконечной устремленности к духовному обогащению, умеренности в телесных наслаждениях. В таком понимании счастья его не принесут ни богатство, ни слава, ни головокружительная карьера.

Религиозная концепция смысла жизни. Основание этой концепции — вынесение цели жизни за пределы жизни человека. Цель жизни — «Царство Небесное», являющее собой идеальное совершенство. Религиозная концепция смысла жизни ориентирована на достижение этого идеала через праведную жизнь на Земле во имя веры и любви к Богу. При этом считается, что основой праведной жизни должен быть аскетизм, призывающий к отречению от мирской суеты, умерщвлению плоти ради искупления грехов и ревностного служения богу. Таким образом, земная жизнь человека в религиозной концепции теряет свою смысловую направленность, она становится лишь средством перехода в потусторонний, виртуальный мир.

[4: с 219].

Концепция долга. Жизнь в этой концепции предстает как самопожертвование во имя служения идеалу. Человек вынужден действовать по велению долга, согласно общим для того или иного сообщества людей моральным принципом с целью утверждения общего блага. Все поступки человека обуславливаются не внешними обстоятельствами (интересами, выгодой, служением Богу), а внутренним нравственным законом, имеющим силу категорического императива. Альтруизм, отречение от всего личного во имя общественного — вот в чем состоит предназначение человека.
Утилитаризм. В концепции утилитаризма смысл жизни лежит в расчете, связанном с умением извлекать пользу из всего, в том числе и из человека, который превращается здесь в функцию социальной организации.
Прагматизм. Кредо прагматизма «Цель оправдывает средства». Из этого основополагающего тезиса следует, что смысл жизни здесь видится в служении к практическому действию, выгоде успеху. Такая целевая установка оправдывает любые средства ее осуществления [4: с 220 — 221].
Представленные концепции смысла жизни показывают, что человечество находится в неопределенном поиске идеалов и ценностных установок, на основе которых можно было бы раскрыть человеческое в человеке, задать смысл его существования.
Смысл жизни — это выбор каждого отдельного человека. Это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э. Фромму) ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций).

10 стр., 4827 слов

Человек и смысл его жизни

... как мифологическое (символическое) выражение сущности, назначения человека, смысла, идеала его земной жизни. Проблема бога в религии – это в итоге проблема человека, а религиозные символы и суждения – отражение ... в биологизаторских концепциях. Так, несколько десятилетий назад в западной литературе со ссылками на этологию (науку о поведении животных) много писалось о том, что человеку свойственны ...

Иными словами, смысл жизни человека — в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительнее личность, чем развитее ее экзистенциализм, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей, социокультурную среду. Разумеется, эти общие представления о смысле жизни должны трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами. Конечность человеческого бытия — естественный закон природы. Что не имеет смерти, не имеет и рождения. Боязнь смерти приближает смерть. Эпикур призывал не бояться смерти: если человек живет, то смерти нет, если смерть наступила, то его уже нет. А Спиноза советовал лучше думать о жизни, чем о смерти. В качестве компенсации за страх перед смертью придумано немало мифологем: перевоплощение души (буддизм), бессмертие души (христианство).

Реальное, немифологическое бессмертие состоит в том, что человек умирает физически, но не умирает социально, духовно. Он остается в своих делах, творчестве, памяти людей [2: с. 66 — 67].

Проблема смысла жизни рано или поздно встает перед каждым человеком, и тогда он задает себе вопросы, на которых нет и быть не может однозначных ответов. «Во имя чего, зачем я живу?» — спрашивает себя человек и со временем начинает понимать, что если он сам не даст на это ответа, не привнесет определенный смысл в свою собственную жизнь, то за него этого никто и никогда не сможет сделать. Перед лицом вечности, перед лицом смерти каждый в конечном счете остается наедине с самим собой.
Чтобы лучше понять эту ситуацию и обреченность человека на принятие собственных решений, американский социальный психолог, философ В. Эрхард предлагает тем, кто этого еще не осознал, выйти глубокой ночью на пустынный берег океана и, глядя на яркие звезды чистого неба, рассказать им и океану всю правду о своей жизни, поведать им о своих бедах и радостях, страхах и волнениях, доверить самое сокровенное и личное, что волнует до глубины души. И вы увидите, говорит он, как звездам и океану глубоко безразличны все ваши беды и переживания, желания и сомнения, мучающие, раздирающие вас.
Конечно, в обществе человек не чувствует себя так одиноко, но, как утверждают экзистенциалисты, лишь до поры до времени, пока он не поймет, что у других, таких же, как он, своя жизнь и что они стоят перед необходимостью так же самостоятельно решать те же самые глубоко личные проблемы — о смысле собственной жизни и своем предназначении.
Отсюда проблема одиночества в философии экзистенциализма, да и в философской антропологии в целом, становится одной из главных в анализе человеческого бытия. «Разве мы часто говорим о тех, кто умер? — задается вопросом крупнейший представитель экзистенциальной философии Ж.П. Сартр и продолжает: — Нам не хватало времени. Нет. Меня нигде не ждут. Я не оставлю пустоты. Метро набито битком, рестораны переполнены, головы трещат от кучи мелких забот. Я выскользнул из жизни, а она осталась неизменной, полной как яйцо. Я должен помнить, что я заменим. А я хотел быть незаменим. Для чего-то и для кого-то» [4: с. 217].
Проблема смысла жизни и проблема смерти самые главные и самые сложные для человека. Не получив удовлетворительного решения, они остаются крайне мучительными для него, так как никто не может считать себя свободным и независимым от этих вопросов. И хотя во все времена, указанные проблемы глубоко волновали людей, лишь в XXв. они обрели особый, драматический смысл и актуальность, так как появление глобальных проблем поставило уже не только перед отдельным человеком, но и перед всем человечеством роковой вопрос: «Быть или не быть?».
В этой связи и давний спор о соотношении биологического и социального, коллективного и индивидуального начала в человеке получил иное звучание.
Как биологическое существо каждый человек смертен, но смертен он и как существо социальное. В современной науке выделяются четыре стадии наступления смерти, которая приходит постепенно — в обратном порядке по сравнению с тем, как развивается жизнь. Предшествует этим стадиям необратимые биологические изменения в организме, характеризующие его старение. Так начиная уже с 25-летнего возраста и особенно после 45 лет у человека ежедневно отмирают десятки тысяч нервных клеток (нейронов), которые «укомплектовываются» к моменту рождения и больше уже не обновляются. Но в коре головного мозга их насчитывается около 40 млрд, и потому «для нормально стареющего мозга это не сопряжено с серьезными последствиями, так как в нем продолжают нормально функционировать еще десятки миллиардов нейронов» [4: с. 218].
Реально уход из жизни человека начинается тогда, когда наступает социальная смерть, характеризующая тем, что он все больше уходит в себя, отдаляясь от людей и изолируясь от общества. Затем следует смерть психическая, когда для человека конец жизни становится очевидным и неотвратимым. С наступлением мозговой смерти происходит полное прекращение деятельности головного мозга, прекращается контроль над различными функциями организма. И завершается этот процесс физиологической смертью, при которой все функции человека, характеризующие его как живой организм, окончательно угасают.
Конкретный человек может и не осознавать перечисленных стадий своего угасания (да по большей части так оно и есть), но осознанно или по наитию, день, за днем выстраивая свою жизненную линию, он уже отвечает на вопрос: зачем, во имя чего он живет? Отвечает своими поступками, действием, и если они еще не получили полного осмысления, то решение такой задачи остается одинаковой безмерно трудным делом для того, кто еще только выбирает свой жизненный путь, и для того, кто на склоне лет, оглядывается назад, итожит прожитое.
На эту кардинальную проблему человеческого существования обратили внимание давно. Так, наш великий соотечественник Ф.М. Достоевский писал, что «тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без твердого представления себе, для чего ему жить, человек не согласиться жить и скорей истребит себя, чем останется на Земле». В этом извечном стремлении людей непременно оставить свой след на Земле проявилась некая общая закономерность, отражающая естественную потребность всего живого сохранить преемственность, не исчезнуть бесследно.
Заключение
Сущность человека — это совокупность его социальных качеств, обусловленных конкретно-исторической обстановкой. Сущность человека необходимо рассматривать во взаимодействии с существованием, способом жизнедеятельности человека меняющиеся в зависимости от обстоятельств. Сущность — это главные, основные, существенные признаки объекта. Скажем сущностью «самолета» будет «полет»; «оружия» — убийство; «красоты» — рождение любови, привлечение к себе, безмолвный призыв к вечному полету своих генов во времени и пространстве. Сущность рыбы возможность жить под водой, все время молчать и ничего не соображать. А сущность человека — говорить, мыслить, создавать новые объекты, создавать добро, сознательно совершенствовать тело и дух.
Существование — это способность объектов разворачивать свое бытие во времени. Приведем пример существования. Существование растений неподвижно. Жизнь животных более свободна. Но они полностью подчинены тесным ограничениям поведенческим программам своих инстинктов. Вся жизнь животного подчинена поиску еды и размножения. Животные не могут мыслить об абстрактном, не могут создавать текста. Существование человека действительно свободно и в огромной степени определяет сущность человека. Сущность человека не исчерпывается его наследственным кодом, внешними данными, годовым доходом. Хотя для многих «много иметь» значит «действительно существовать».
Существование человека — это то, как он живет. Если человек живет и делает добро, то и сущностью его будет добро. Если человек делает зло, то он оказывается злодеем. То как человек, его поведение определяет самого человека. Для человека, для его существенной характеристики более важным оказывается то, как он проживает свою жизнь. И часто получается так, что слабый, бедный, от рождения лишенный возможностей для развития человек с помощью личных усилий, достойно существуя в этом трудном мире, решительно меняет к лучшему себя и свою человеческую сущность. Доля прояснения этих туманных мыслей можно воспользоваться такой метафорой (сравнением).

8 стр., 3870 слов

Элемент народности в характере человека, влияние жизни на его воспитание

... для психологического исследования тех процессов и явлений, которые возникают из общности духовной жизни людей и не вмещаются в рамки индивидуальной психологии. Таковыми Вундт считает язык, мифы, ... специальному психологическому исследованию, Вундт отвечает так: «Язык содержит в себе общую форму живущих в духе народа представлений и законы их связи. Мифы таят в себе ...

6 стр., 2648 слов

Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба»

... стать для обычного человека ведущими. Человек может жить хлебом единым, когда не хватает хлеба». Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать ... Личность - это совокупность психобиологических и социаль­но-психических особенностей конкретного человека, живущего в определенных социально-исторических условиях. Ø Личность - это человеческая индивидуальность, выступающая ...

2 стр., 760 слов

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ...

... у молодых людей данной нозологической группы. Список литературы 1. Выготский Л.С. Психология развития человека. – М.: Издательство «Смысл»; Эксмо, ... 2005. 1136 с. 2. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и ... подхода к специально организованному коррекционному обучению молодых людей с умеренной умственной отсталостью, а кроме этого ...

Наша жизнь изначально дана нам пустой, пока мы наполним ее своими целями, смыслами, хорошими или плохими стремлениями. Наша жизнь изначально пуста, как пустая ничем не заполненная бутылка. И каждый сам должен заполнить эту пустоту каким-то своим выбором, делом. Чем заполнил свою жизнь то и пьешь.

Вопрос о том, для чего человек живет на Земле, интересовал многих и многих мыслителей на всем пути развития философии. В разные времена разные философы отвечали на этот вопрос по-разному. Смысл жизни не дан человеку извне.
Смысл жизни — это выбор каждого отдельного человека. Это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые ориентируют человека не на то, чтобы иметь, а на то, чтобы быть. Иными словами, смысл жизни человека — в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительнее личность, чем развитее ее экзистенциализм, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей, социокультурную среду.
Наш великий соотечественник Ф.М. Достоевский писал, что «тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без твердого представления себе, для чего ему жить, человек не согласиться жить и скорей истребит себя, чем останется на Земле». В этом извечном стремлении людей непременно оставить свой след на Земле проявилась некая общая закономерность, отражающая естественную потребность всего живого сохранить преемственность, не исчезнуть бесследно.
Литература
1.Философия: учебник / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. — 3-е изд., перераб. И доп. — М.: Гардарики, 2005. — 828 с.
2.Философия: 100 вопросов — 100 ответов: пособие для студентов вузов / А.К. Рычков, Б.Л. Яшин. — М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. — 127 с.
3.Философский практикум: Учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. — 572 с.
4.Философия: Учебное пособие / Е.Н. Мананикова. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К», 2010. — 304 с.
5.Философская антропология: учеб. Пособие / П.С. Гуревич — 2-е изд., стер. — М.: Издательство «Омега-Л», 2010 — 607 с.
Приложение
Рис. Концепции смысла жизни

Размещено на