Ответы к психологии

предмет и задачи психологии

основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования психических явлений и процессов как отражение объективной действительности. При этом психология ставит перед собой и ряд других задач: 1) изучать качественные (структурные) особенности психических процессов и явлений, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение; 2) анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью (причинная зависимость) психики, объективными условиями жизни и деятельности людей; 3) исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития; 4) содействовать планомерному внедрению научных знаний психологии в практику (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализацией процесса труда в различных видах деятельности людей.

Предметом психологии являются: психика, сознание, бессознательное, личность, поведение, деятельность.

Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов реального мира. Психика разнообразна в своих формах и проявлениях. Психика человека это его чувства, мысли, переживания, намерения, т.е. всё то, что составляет субъективный внутренний мир, который проявляется в поступках, действиях, во взаимоотношениях с другими людьми.

Сознание – это высший этап развития психики и продукт общественно-исторического развития, результат труда.

Бессознательное – это форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями.

Личность – это человек, с присущими ему индивидуально-психологическими особенностями.

Поведение – это внешнее проявление психической деятельности, поступки и деятельность человека.

Деятельность – это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

Методы исследования в современной психологии

1. наблюдение – это систематическое и целенаправленное восприятие и осмысление, проявление индивидуальных и групповых особенностей психики. Наблюдение как метод включает следующие процедуры: а) определение целей и задач; б) выбор объекта, предмета и ситуаций; в) определение вида наблюдения (включенное и невключённое);г) выбор способа регистраций данных; д) обработка и интерпретация полученных данных

4 стр., 1723 слов

Психика, психические явления, поведение человека

... Чувства — психический процесс, отражающий отношение человека к предметам и явлениям, отличающийся относительной устойчивостью. Эмоции — сиюминутное субъективное отношение человека к действительности и ... психики (активности, эмоциональности и др.), определяющихся стойкими врожденными свойствами нервной системы. Основываясь на разном сочетании показателей, характеризующих процессы возбуждения ...

2. беседа – это непосредственное общение исследователя с испытуемыми в целях изучения их психич. особенностей.

Беседа как научный метод включает процедуры: а) определение целей и задач; б) продумывание вопросов; в) выбор способа регистрации данных; г) определение ситуаций для беседы; д) проведение беседы; е) анализ результатов.

3. тест – в переводе на русский «задача». Метод «тест» построен на оценке стандартизированного задания. Тесты широко используются в процессе обучения, в проведении профессионального отбора. С помощью теста можно определить способности, темперамент, мышление, воображение.

4. анкетирование – это опрос по заранее разработанному и оформленному в виде анкеты вопроснику. С помощью анкетирования изучаются общественное мнение по какому-либо вопросу, традиции, настроение, круг интересов. Разработка анкеты включает ряд этапов: а) определение цели и задач; б) формирование вопросов; в) составление 1-го варианта анкеты; г) пилотаж анкеты; д) использование анкеты.

Правила формулировки вопросов анкеты: а) чёткость и ясность; б) лаконичность; в) конкретность; г) отсутствие спец. терминов; д) уравновешенность вариантов «за» и «против»; е) исключение внушающих моментов в содержании вопроса.

5. эксперимент – это намеренное создание ситуаций, требующих тех или иных свойств индивидуальной или групповой психики Эксперимент может проводиться в лабораторных и естественных условиях. Он может быть констатирующим или формирующим. В ходе эксперимента могут быть использованы тренажеры, различные приспособления, позволяющие получить необходимую информацию.

6. биографический метод – это способ изучения психики человека на основе анализа жизненного пути человека. С помощью этого метода можно получить информацию об особенности мотивации, характера, мышления.

Отечественная психологическая мысль в XX веке.

Значительный вклад в развитие психологии XX в. Внесли наши учёные Л. С. Выготский (1896-1934), А. Н. Леонтьев (1903-1979), А. Р. Лурия (1902-1977) и П. Я. Гальперин (1902-1988).

Л. С. Выготский ввёл понятие о высших психических функциях (мышление в понятиях, разумная речь, логическая память, произвольное внимание) как специфически человеческой, социально-обусловленной форме психики, а также заложил основы культурно исторической концепции психического развития человека. Названные функции первоначально существуют как формы внешней деятельности, и лишь позже – как полностью внутренний (интрапсихический) процесс. Они происходят из форм речевого общения между людьми и опосредованы знаками языка. Система знаков определяет поведение в большей степени, чем окружающая природа, поскольку знак, символ содержит в свёрнутом виде программу поведения. Развиваются высшие психические функции в процессе научения, т.е. совместной деятельности ребёнка и взрослого.

А. Н. Леонтьев провёл цикл экспериментальных исследований, раскрывающих механизм формирования высших психических функций как процесс «вращивания» (интериоризации) высших форм орудийно-знаковых действий в субъективные структуры психики человека. А. Р. Лурия особое внимание уделял проблемам мозговой локализации высших психических функций и их нарушений. Он явился одним из создателей новой области психологической науки – нейропсихологии.

7 стр., 3309 слов

Актуальность темы исследования. Общение условие и универсальный ...

... философско-культурологические исследования, затрагивающие проблемы повседневного мира и места человека в культурном пространстве. Это работы ПЯ.Гуревича, С.Н.Иконниковой, Ю.М.Лотмана, М.С.Кагана, ... деловом общении, поэтому важный блок - литература, посвященная современным этнонациональным процессам, кросс-культурной психологии и межкультурной коммуникации. Среди отечественных изданий можно ...

П. Я. Гальперин рассматривал психические процессы (от восприятия до мышления включительно) как ориентировочную деятельность субъекта в проблемных ситуациях. Сама психика в историческом плане возникает лишь в ситуации подвижной жизни для ориентировки на основе образа и осуществляется с помощью действий в плане этого образа. П. Я. Гальперин – автор концепции поэтапного формирования умственных действий (образов, понятий).

Практическая реализация этой концепции позволяет существенно повысить эффективность обучения.

Восприятие

Восприятие – это психически активный процесс отражения в сознании человека предметов и явлений во всей совокупности признаков при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Виды восприятия: 1) простое и сложное; 2) восприятие пространства; 3) восприятие времени; 4) восприятие движения; 5) преднамеренное и непреднамеренное;

Особенности восприятия: 1)апперцепция – это свойство означает зависимость восприятия от прошлого опыта человека, его знаний, интересов; 2) константность – это свойство означает способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, размеру, цвету; 3) иллюзии – обманчивое восприятие.

Некоторое способы активизации восприятия: а) вовлечение в процесс восприятия нескольких анализаторных систем; б) активизация мотивов в создание установки по восприятию; в) обучение человека правилам и нормам восприятия;

г) приобретение опыта восприятия предметов и явлений.

78% знаний мы приобретаем через зрение. 13% через слух, и 3% через обоняние, вкус, осязание. В памяти мы сохраняем 10% прочитанного, 20% услышанного, 30% увиденного, 70% что увидено и услышано одновременно. Спустя 3 часа мы забываем 30% услышанного и 28% увиденного, а через 3 дня 90% информации забываем.

Ощущение.

Ощущение – это активный процесс отражения в сознании человека отдельных признаков и свойств предметов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Виды ощущений: слуховые, вкусовые, зрительные, осязательные, обонятельные, болевые, органические, двигательные, вибрационные, температурные.

Свойства ощущений: 1) качество; 2) сила; 3) длительность; 4) взаимодействие; 5) адаптация; 6) последовательные образы; 7) контраст

Представление.

Представления – это образы, ранее воспринимавшихся человеком предметов и явлений.

Классификация представлений: 1. по ведущему органу бывают: зрительные, слуховые, вкусовые, обонятельные, двигательные, температурные; 2. по степени новизны бывают: представления воображения и представления памяти;

3.по степени обобщения бывают единичные и общие; 4. по содержанию бывают: физические, географические, политические, технические, педагогические.

12 стр., 5948 слов

Тема 2. Социально-биологические основы адаптации организма человека ...

... неблагоприятное влияние на физическую и психическую деятельность человека. Около 80% болезней современного человека - результат ухудшения экологической ситуации на планете. Человек, как социальное существо, может сознательно ... Соединительная ткань, например костная и хрящевая, обеспечивает опору органов. Другие виды соединительной ткани, образуя прокладки между органами, связывают их. Кровь и ...

Внимание.

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания человека на тех или иных предметах и явлениях.

Виды внимания: непроизвольное – само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик на раздражение;

произвольное – сознательное сосредоточение на получении определённой информации, требующее волевых усилий;

послепроизвольное – основывается на интересе, возникающем при вхождении в деятельность. В результате возникновения послепроизвольного внимания снимается напряжение и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами.

Свойства внимания: устойчивость – длительность сосредоточения внимания на объекте; переключение – намеренно осознанный перенос внимания с одного объекты на другой; распределение – возможность удержать в сфере внимания одновременно несколько объектов, выполнять несколько видов деятельности; объём – количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно; концентрация – степень сосредоточенности внимания на объекте.

Память

Память – это процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что человек делал, переживал, воспринимал. Виды памяти: 1) по длительности бывает: кратковременная (представляет собой способ хранения информации в течение короткого промежутка времени – порядка 20 секунд); оперативная ( вид памяти, проявляющийся в ходе выполнения определённой деятельности); долговременная ( способна сохранять информацию в течение практически неограниченного срока).

2) по особенности запоминания бывает: двигательная, эмоциональная, наглядно-образная, словестно-логическая.

Потеря памяти называется амнезией, которая может представлять собой кратковременную или длительную потерю различных видов памяти. Выделяют различные виды амнезии: ретроградную, антероградную и прогрессивную.

При ретроградной амнезии страдает в основном память на недавно произошедшие события, но обычно сохраняются воспоминания на те события, которые имели место в далёком прошлом.

При антероградной амнезии сохраняется и кратковременная, и долговременная память, но страдает способность ввода новой информации в долговременную память. Прогрессивная амнезия проявляется в постепенном ухудшении памяти вплоть до её полной потери.

Память теснейшим образом связана не только с физическим состоянием человека, но и его личностью, причем таким образом, что патологические изменения в личности почти всегда сопровождаются нарушениями памяти.

Мышление

Мышление – это процесс опосредованного отражения человеком связей и отношений предметов и явлений. Показателями творческого мышления являются: объективная сложность решаемых задач, новизна применяемых способов решения задач, оригинальность использованных средств, высокое качество продуктов деятельности.

Формы мышления: понятие (форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов) и умозаключение (форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определённый вывод).

2 стр., 845 слов

Психологическое сопровождение деятельности человека

... Психологическое сопровождение семьи. 8. Психологическое сопровождение детей и подростков, попавших в сложную социальную ситуацию. 9. Психологическое сопровождение лечебного процесса. 10. Психологическое сопровождение людей ... Психологическое сопровождение деятельности в экстремальных условиях. 6. Психология труда. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности. 7. ...

Методы мышления: индукция (логический вывод в процессе мышления от частного к общему) и дедукция (логический вывод в процессе мышления от общего к частному).

Виды мышления: практическое, теоретическое, наглядное действие, образное, творческое, стереотипное, ограниченное.

Мыслительные операции

1. Абстрагирование – мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных. Эти выделенные характеристики как самостоятельные предметы в действительности не существуют. Абстрагирование способствует более тщательному их изучению.

2. Анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части или характеристики с последующим их сравнением.

3. Синтез – операция, обратная анализу, позволяющая мысленно воссоздать целое из аналитически заданных частей.

4. Обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

5. Сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами.

Воображение

Воображение – это процесс создания человеком новых образов и их функционирования.

Виды воображения: произвольное, непроизвольное, техническое, воссоздающее, творческое.

Некоторые приёмы воображения: 1) комбинирование признаков; 2) при уменьшении и увеличении признаков или свойств предметов; 3) типизация.

Некоторые способы развития воображения: 1) решение типичных и нетипичных задач; 2) использование традиционных и нетрадиционных способов их решения; 3) употребление новых средств деятельности; 4) актуализация мотивации творчества; 5) приобретение опыта творческой деятельности; 6) подкрепление процессов и продуктов творческой деятельности.

Речь: её функции и виды.

Речь – это процесс индивидуального использования языка для общения с другими людьми в интересах совместной деятельности. Язык – это система знаков, необходимых для человеческого мышления и общения.

Виды речи: внутренняя, внешняя, устная, письменная, геологическая, монологическая.

Функции речи: обозначения, сообщения, выражения, воздействия.

Виды общения: светское, деловое, интимно-личное. Пути развития речи: тренинг, овладение и расширение словарного запаса, самоконтроль и самооценка.

Эмоционально-чувственная сфера личности

Эмоции и чувства – это процесс отражения предметов и явлений человеком в виде переживаний.

Классификация эмоций и чувств: 1) по влиянию на деятельность человека бывают стенические и астенические (тормозящие деятельность); 2) по сложности и содержанию бывают высшие сложные и низкие простые; 3) по форме протекания бывают настроение, аффекты, страсть.

Высшие чувства: патриотические, нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Высшие проявления эмоций и чувств: в мимике, в пантомимике (в движении), в речи.

Высшие чувства человека развиваются в процессе совместной деятельности с другими людьми.

Воля и её характеристика.

6 стр., 2693 слов

Развитие мотивации к математической деятельности в процессе развивающих ...

... деятельности, влияющей на развитие мотивации старших дошкольников в математической деятельности. Объектом процесс развития мотивации в математической деятельности ... воспитания и обучения. Это - потребности ... виде желаний, называются инстинктами. В инстинктах проявляются врожденные состояния возбуждения на уровне организма, требующие выхода и разрядки. Фрейд утверждал, что любая активность человека ...

Воля – это способность человека управлять своим поведением, мобилизировать силы на преодоление трудностей.

Волевые качества человека: 1) целеустремлённость (способность человека осуществлять свои жизненные цели);

2) самообладание (умение владеть собой, своими действиями и внешним проявлением эмоций, постоянно их контролировать, даже при неудачах); 3) самостоятельность (проявляется в способности совершать действия и принимать решения на основе внутренней мотивации и своих знаний, умений и навыков); 4) смелость (проявляется в готовности и умении бороться, преодолевать трудности и опасности на пути к достижению цели, в стремлении отстаивать свою жизненную позицию); 5) дисциплинированность (означает осознанное подчинение своего поведения определённым нормам и требованиям).

Развитие воли, волевые действия.

Развитие воли: самопознание и самооценка волевых качеств, постановка перед собой соответствующих целей и задач, овладение средствами и способами их реализации, осуществление деятельности самовоспитания, оценка результатов, накопление волевого действия.

Виды волевых действий: длительные и кратковременные, совершенные по собственной инициативе, совершенные по заданию других, простые и сложные. Простые волевые действия включают в себя два звена: постановку цели и её исполнение. Структура сложного волевого действия включает три звена: осознание и постановку цели, планирование действий по достижению цели, исполнение действий.

Психические образования: знания, навыки, умения.

Психические образования это знания, навыки, умения, приобретённые человеком в процессе жизнедеятельности.

Знания – это совокупность усвоенных сведений, понятий о предметах и явлениях действительности.

Навык – это приобретённые способности осуществлять сравнительно несложные действия с высокими количественными и качественными показателями и бессущественного контроля сознания почти полностью и автоматически.

Умения – это комплексные психические образования, формирующиеся для выполнения сложных действий, способность человека применять усвоенные знания и навыки в новых условиях.

Классификация умений: интеллектуальные, практические, технические.

Человек как индивид, личность, индивидуальность.

Человек – это существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, субъект общественно-исторической деятельности, отличное от других существ. Это биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (самоконтроль, логика, мышление).

Индивид – это отдельный человек, носитель индивидуально-своеобразных, физических, психических и социальных черт единицы общества.

Индивидуальность – это особенное и непохожее на других личность, в полноте её духовных и физических свойств. Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера, темперамента, способности. Индивидуальность содержит в себе лишь те индивидуальные черты, такое их сочетание, которое отличает их от других людей.

Темперамент и его характеристика

7 стр., 3499 слов

Тема 5. Деятельность человека – оператора. Психомоторные качества человека

... и требования к деятельности оператора в системе «человек-машина», эргономика интерфейсов и юзабилити. 1. Надёжность оператора и системы «человек — машина». Ресурсный подход. Профессиональный отбор и обучение операторов. 2. Групповая ...

Темперамент – это врождённые, биологически обусловленные динамические характеристики протекания психических процессов и поведения человека. В зависимости от соотношения свойств нервной системы академик Павлов выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности: 1) безудержный – сильный, подвижный, неуравновешенный тип нервной системы, соответствуя типу темперамента холерика; 2) живой – сильный, подвижный, уравновешенный тип нервной системы, соответствуя темпераменту сангвиника; 3) инертный – сильный, малоподвижный, уравновешенный тип нервной системы, соответствуя темпераменту флегматика; 4) «слабый» — слабый, малоподвижный, неуравновешенный тип нервной системы, соответствуя темпераменту меланхолика.

Пути влияния на темперамент: формирование волевых и эмоциональных качеств характера, умение владеть собой; целесообразное комплектование рабочих групп на основе психологической совместимости; в общении учитывать особенности реакций, лиц с различным типом темперамента и адекватно реагировать на них.

Характер

Характер – это свойство личности, определяющее систему её отношений к окружающим условиям, к деятельности, к другим людям.

Виды характера: 1) по силе: сильные и слабые; 2) по устойчивости: устойчивые и неустойчивые; 3) по отношению к соц. Явлениям: убеждённые и беспринципные; 4) по отношению к деятельности: трудолюбивый и бездеятельный; 5) по отношению к людям: общительный и замкнутый; 6) по отношению к себе: эгоист и альтруист.

Сила характера заключается в интенсивности проявления той или иной черты свойства характера. Устойчивость характера человека состоит в постоянстве проявления его свойств и качеств. Развитие характера: 1. самооценка черт характера; 2. определение целей и задач развития характера; 3. овладение способами и решениями; 4. планирование и определение действий; 5. тренинг.

Способности: виды и характеристика.

Способности – это психическое свойство, которое дает возможность человеку успешно овладевать и эффективно осуществлять деятельность.

Виды способности: 1) общие – возможности развития психики человека, которые одинаково важны для многих видов деятельности; 2) специальные – это возможности к развитию отдельных психических процессов и свойств личности для конкретного вида деятельности; 3) частные – это возможности отдельных органов и психических процессов человека к качественному развитию.

Уровни развития способностей: одарённость, талант, гениальность.

Показатели способностей: лёгкость овладения деятельностью, быстрота овладения действиями, высокий результат деятельности, безошибочность действий, постепенное повышение продуктивности деятельности, уравновешенность деятельностью.

Развитие способностей: психодиагностика и профессиональный психологический отбор; вовлечение человека в деятельность; побуждение к самостоятельному поиску способов решения задач; подкрепление процесса и продукта деятельности человека; содействие человеку в развитии тех качеств, от которых зависит проявление его способностей.

Понятие общения. Основные стороны общения

Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, взаимодействие субъектов. Общение предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями.

интерактивная сторона общения – Это взаимодействие людей при помощи организации их совместной деятельности, межличностное взаимодействие, т. е. Совокупность связей и взаимовлияний людей.

5 стр., 2144 слов

Умственная деятельность человека

... деятельность; Ø при умственном труде активизируются процессы мышления. Любая деятельность человека регулируется центральной нервной системой. Изучение трудовой деятельности и ее влияния на организм человека, ... энергию. Динамические сокращения мышц имеют первичный характер, что благоприятствует полноценному кровообращению и кислородному ... ч) 1 х 85 = 85 кКал Ø Домашнее обучение (3 ч) 3 х 90 = 270 кКал Ø ...

перцептивная сторона общения – Это восприятие другого человека: его внешних признаков, соотнесение его с личностными характеристиками воспринимающего индивида и интерпретация его поступков.

Малые группы.

Малая группа – это общность людей, объединённых совместной деятельностью, которая регулярно и непосредственно взаимодействует друг с другом, осознают себя членами группы и имеют определённую систему ценностей и норм.

Признаки малой группы: наличие конкретного взаимодействия, относительная длительность пребывания, определённость социальных ролей, наличие эмоциональной связи, чувство принадлежности к данной группе, наличие общих потребностей и мотивов.

Типы малых групп: 1) трудовые, боевые, учебные, творческие; 2) контактные и дисконтактные; 3) диффузные ассоциации, корпорации, коллективы; 4) постоянные и временные.

Предмет и задачи педагогики.

Термин «педагогика» имеет два значения. Первое- это область научного знания, наука, второе – область практической деятельности, ремесло, искусство. Дословный перевод с греческого – «детоводитель» в смысле искусства «вести ребенка по жизни» т.е. обучать, воспитывать его, направлять духовное и телесное развитие. Часто с именами людей, ставших впоследствии знаменитыми, называют и имена воспитавших их педагогов. В России формально педагогом является учитель, ученый, работник управления, менеджер в образовании (См. закон «Об образовании»).

Что касается термина педагогика, то в мировом педагогическом лексиконе все чаще употребляются новые термины – «андрогогика», «антропогогика» (антропос-человек).

Каждая наука имеет свой предмет — область действительности, которую она исследует. Предметом педагогики является педагогическая система (ПС).

Исследование, проектирование и разработка ПС является предметом педагогики. Элементы ПС фактически охватывают все проблемы педагогической науки. Забегая несколько вперед, отметим, что элементами канонической педагогической системы являются: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения. Педагогическая деятельность в рамках ПС тоже является предметом науки, хотя изучается еще психологией, эргономикой и другими науками. В соответствии с элементами ПС выделены пять структурных элементов педагогической деятельности: проектировочный (цель), конструктивный (содержание), коммуникативный (обучающий-обучающийся), организационный (процесс и формы), гностический (преподаватель).

Иначе говоря, педагог в своей профессиональной деятельности ставит цели, разрабатывает содержание, отбирает средства, организует процесс обучения и взаимодействия его участников.

Задачи педагогики: 1) научное обоснование, развитие систем образования с содержанием учений и воспитаний; 2) исследование сущности, структуры, функций педагогического процесса; 3) выявление закономерностей и формулирование принципов процесса воспитания и обучения людей; 4) разработка эффективных форм организации педагогического процесса и методов его осуществления; 5) разработка содержания методики самообразования и самовоспитания людей; 6) исследование особенностей и содержания деятельности педагога и путей формирования и развития его профессионального мастерства; 7) разработка методических проблем педагогики, методом его исследования, обобщения, распространения и внедрения опыта обучения и воспитания.

5 стр., 2053 слов

Преподавание и обучение две стороны образовательного процесса

... обучением весь процесс формирования личности, Я.А.Коменский и свои основоположения (принципы Дидактики) формулировал в качестве принципов деятельности школ как «мастерских людей». ... в 1657 г). Свою Дидактику основопо­ложник педагогики определял, как «универсальное искусство учить всех ... наук, но и воспитание нравственности, и развитие твор­ческих способностей учащихся. Обучение наукам, искусствам, ...

Основные категории педагогики.

В состав категорий современной педагогики включаются: социализация, образование, обучение, воспитание.

Социализация – это неизбежно переживаемый каждым человеком разносторонний и многоэтапный процесс изменения и равития своих физических и психических качеств под воздействием окружающей социальной среды.

Образование – это, во-первых, процесс поиска и усвоения человеком определённой системы знаний, навыков и умений, а, во-вторых, результат этого усвоения, выраженный в определённом уровне развития познавательных сил, а также теоретической и практической подготовки человека.

Обучение – это двуединый процесс преподавания и учения, имеющий совей задачей планомерную и систематическую передачу и усвоение знаний в тесной связи с формированием умений, навыков, опыта творческой деятельности.

Воспитание – вид образовательной деятельности, опирающийся на процесс обучения и имеющий своей задачей превращение накопленных знаний в умения и навыки в целях развития необходимых качеств человека.

Методы обучения

Система основных методов обучения: устное изложение учебного материала, обсуждение изучаемого материала, показ или демонстрация, метод упражнения (игра), самостоятельная работа.

Принципы и методы воспитания

Принципы воспитания – это основные руководящие положения, соблюдение которых необходимо воспитателю для эффективного влияния воспитателя на воспитуемого.

Система принципов: 1) индивидуальный и дифференцируемый подход к воспитанию; 2) воспитание в группе и через коллектив; 3) воспитание в процессе деятельности; 4) сочетание высокой требовательности к воспитанникам и уважением их личного достоинства и заботы о них; 5) опора на положительное в личности и в группе; 6) единство, согласованность, преемственность воспитания.

Методы воспитания – это способы воздействия на воспитуемого.

Система методов воспитания: убеждение, поощрение, пример, принуждение, упражнение.

Самосовершенствование

Самосовершенствование – осознанная, целеустремлённая деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообучение и самовоспитание, на укрепление своих положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

Ответы к психологии — Стр 2

8