Личностный опросник «Акцентуации характера» Леонгардта – Шмишека.
Инструкция.
«Вам предлагается ряд вопросов об особенностях Вашего поведения. Если Вы отвечаете утвердительно («да»), поставьте в соответствующей клетке регистрационного бланка знак «+», если отрицатель («нет»), то знак «-».
Опросник
1. Ваше настроение бывает в основном ясным, неомраченным?
2. Чувствительны ли Вы к огорчениям, обидам?
3. Легко ли у Вас вызвать слезы?
4. Возникает ли у Вас по окончании какой-либо работы сомнение в качестве ее исполнения и стремление проверить, правильно ли все было сделано?
5. Были ли Вы в детстве таким же смелым, как Ваши сверстники?
6. Бывают ли у Вас колебания настроения: от очень веселого к очень тоскливому?
7. Находясь в обществе, Вы любите находиться в центре внимания?
8. Бывают ли дни, когда вы без всякого повода попадаете в недовольно-раздражительное настроение?
9. Серьезный ли Вы человек?
10. Способны ли Вы восторгаться, восхищаться?
11. Предприимчивы ли Вы?
12. Быстро ли Вы забываете о причиненной кому-либо обиде?
13. Мягкосердечны ли Вы?
14. Когда Вы бросаете письмо в почтовый ящик, проверяете ли Вы, что оно упало, а не застряло в щели?
15. Стараетесь ли Вы на работе из честолюбия быть одним из лучших?
16. Боялись ли Вы в детстве грозы или собак?
17. Считают ли Вас люди несколько педантичным?
18. Зависит ли Ваше настроение от внешних причин?
19. Любят ли Вас все Ваши знакомые?
20. Склонны ли Вы иногда к душевным порывам, внутреннему беспокойству?
21. Ваше настроение несколько подавлено?
22. Случалось ли Вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение?
23. Трудно ли Вам длительное время находиться на одном месте?
24. Отстаиваете ли Вы энергично свои интересы, когда по отношению к Вам проявили несправедливость?
25. Можете ли Вы резать птицу?
26. Раздражает ли Вас, если занавеска или скатерть на столе висят неровно, стремитесь ли Вы тотчас исправить это?
Опросник Басса-Дарки
... открытой мотивационной агрессии. Одной из подобных диагностических процедур и является опросник Басса-Дарки. Пользуясь данной методикой, необходимо помнить, что агрессивность как ... Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь 49. С детства я никогда не проявлял вспышек гнева 50. Я часто ... мне несколько более дружественно, чем я ожидал 15. Я часто бываю несогласен с людьми 16. Иногда мне на ум приходят ...
27. Боялись ли Вы в детстве оставаться дома одни?
28. Бывают ли у Вас беспричинные колебания настроения?
29. Являетесь ли Вы по своим личным качествам или учебе одним из лучших?
30. Легко ли Вы впадаете в гнев?
31. Способны ли Вы быть шаловливо-веселым?
32. Бывают ли у Вас состояния, когда Вы преисполнены счастьем?
33. Можете ли Вы напрямую высказать кому-либо свое мнение о нем?
34. Можете ли Вы развлекать общество, быть душой компании?
35. Пугает ли Вас вид крови?
36. Охотно ли Вы беретесь за дело, требующее от Вас большой личной ответственности?
37. Заступаетесь ли Вы за людей, по отношению к которым допущена несправедливость?
38. Беспокоитесь ли Вы, когда Вам нужно спуститься в темный подвал, войти в пустую, неосвещенную комнату?
39. Предпочитаете ли Вы работу, требующую неторопливости и усидчивости, работе быстрой и с несложными результатами.
40. Общительный ли Вы человек?
41. Охотно ли Вы в школе декламировали стихи?
42. Кажется ли Вам жизнь тяжелой?
43. Убегали ли Вы в детстве из дома?
44. Случалось ли Вам так расстраиваться из-за какого-нибудь конфликта, ссоры, что после этого Вы чувствовали себя не в состоянии пойти на работу, учебу?
45. Можете ли Вы сказать, что даже при неудаче Вы не теряете чувства юмора?
46. Стараетесь ли Вы помириться с тем, кого обидели?
47. Предпримите ли Вы первым шаги к примирению?
48. Уходя из дома или ложась спать, проверяете ли Вы, закрыт ли газ, заперты ли двери?
49. Беспокоили ли Вас мысли, что с Вами или Вашими родными что-нибудь может случиться?
50. Ваше настроение меняется в зависимости от погоды?
51. Вам трудно выступать на сцене или с кафедры перед большой аудиторией?
52. Можете ли Вы, если на кого-нибудь сердитесь, дать волю рукам?
53. Нравится ли Вам бывать в обществе?
54. Можете ли Вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние?
55. Нравится ли Вам организаторская работа?
56. Упорствуете ли Вы в достижении цели, если на пути встречается много препятствий?
57. Может ли трагический фильм так взволновать Вас, что на глазах выступят слезы?
58. Вам часто бывает трудно уснуть, когда Вы задумываетесь о проблемах дня или мечтаете о будущем?
59. Подсказывали ли Вы или давали списывать в школьные годы?
60. Приходится ли Вам преодолевать страх, чтобы одному ночью пройти через кладбище?
61. Следите ли Вы за тем, чтобы каждая вещь у Вас дома лежала на своем месте?
62. Случается ли с Вами, что ложась спать в отменном настроении, следующим утром Вы встаете в плохом расположении духа, которое длится несколько часов?
016_Человек. Его строение. Тонкий Мир
... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...
63. Легко ли Вы приспосабливаетесь к новым условиям?
64. Страдаете ли Вы головными болями?
65. Часто ли Вы смеетесь?
66. Сможете ли Вы обратиться к человеку, которого недолюбливаете столь дружески, что он и не заподозрит о Вашем настоящем отношении к нему?
67. Считаете ли Вы себя энергичным, предприимчивым человеком?
68. Очень ли Вы переживаете от несправедливости?
69. Любите ли Вы по-настоящему природу?
70. Случалось ли Вам, уйдя из дома, возвращаться, чтобы проверить, не произошло ли что-нибудь?
71. Боязливы ли Вы?
72. Часто ли меняется Ваше настроение?
73. Участвовали ли Вы или участвуете сейчас в любительских спектаклях?
74. Испытываете ли Вы иногда влечение к чему-нибудь заманчивому, неведомому?
75. Относитесь ли вы к будущему пессимистически?
76. Бывают ли у Вас резкие переходы настроения от большой радости к глубокой тоске?
77. Удается ли Вам при общении с людьми создавать определенное настроение?
78. Долго ли Вы храните чувство гнева, досады?
79. Переживаете ли Вы долгое время горести других людей?
80. Могли ли Вы в школьные годы переписать из-за кляксы страницу в тетрадке?
81. Можно ли сказать, что вы относитесь к людям скорее настороженно, недоверчиво, чем доверительно?
82. Часто ли у Вас бывают страшные сновидения?
83. Приходят ли Вам иногда в голову такие мысли, что Вы можете броситься под колеса мчащегося поезда, или если Вы стоите у открытого окна или балкона, то можете из него выпрыгнуть?
84. Становитесь ли Вы веселее в окружении веселых людей?
85. Удается ли Вам отвлечься от гнетущих проблем, чтобы не думать о них постоянно?
86. Совершаете ли Вы внезапные, импульсивные поступки?
87. В беседе Вы скорее немногословны, чем говорливы?
88. Смогли бы Вы, играя в спектакле, так вжиться в роль, чтобы при этом забыть, что Вы другой человек?
Обработка результатов
Совпавшими с ключом считаются ответы «да» — номер вопроса дан без скобок, а также ответы «нет» — номер вопроса дан в скобках со знаком «-», например: (-31).
Число совпавших ответов, каждый из которых определяется одним баллом, необходимо умножить на соответствующий индекс.
Ключ.
1. Гипертимность: 1,11,23,33,45,55,67,77 умножить на 3.
2. Застревание: 2,(-12),15,24,34,37,(-46),56,(-59),68,78,81 умножить на 2.
3. Эмотивность: 3,13,(-25),35,47,57,69,79 умножить на 3.
4. Педантичность: 4,14,17,26,(-36),39,48,58,61,70,80,83 умножить на 2.
Влияние акцентуаций характера на поведение старшеклассников
... со стрессом. Одним из ресурсов можно считать характер человека, и в частности, некоторые акцентуации характера. Несмотря на то, что у старшеклассников ... значение для дифференцированной работы школьных психологов с юношами и девушками, с учетом особенностей использования механизмов психологической защиты, стратегий преодоления и личностных особенностей каждого индивидуума. акцентуация характер ...
5. Тревожность: (-5), 16,27.38,49,60,71,82 умножить на 3.
6. Циклотимность: 6,18,28,40,50,62,72,84 умножить на 3.
7. Демонстратизм: 7,19,22,29,41,44,(-51),63,66,73,85,88 умножить на 2.
8. Возбудимость: 8,20,30,42,52,64,74,86 умножить на 3.
9. Дистимность: 9,21,(-31),43,(-53),(-65),75,87 умножить на 3.
10. Экзальтированность: 10,32,54,76 умножить на 6.
Подсчитав значение каждого показателя, можно выстроить индивидуальный профиль, наглядно отражающий акцентуации характера данного человека.
Максимальное значение по каждому виду акцентуации — 24 балла. Признаком акцентуации считается значение, превосходящее 12 баллов. Можно подсчитать и средний показатель акцентуации конкретного лица, в таком случае признаком акцентуации можно считать значения, превышающие среднее число.
Интерпретация.
Гипертимный тип. Для лиц гипертимного типа характерно приподнятое настроение вне зависимости от обстоятельств. Они всегда активны, деятельны, энергичны и жизнерадостны. Энтузиазм и предприимчивость свойственны им не по причине повышенного честолюбия, а в силу большого любопытства, жажды деятельности, безрассудно смелой тяги к риску и острым ощущениям. Межличностные отношения неустойчивы, легко переходят от горячей привязанности к полному равнодушию и новым увлечениям. Они неразборчивы в выборе знакомств. Стремятся к лидерству. Обычно они двигательно одарены, у них широкие вариабельные жесты, богатая мимика, хорошая координация движений. Нередко они бывают одарены и интеллектуально, обладают хорошей памятью, разносторонними способностями, быстрой сообразительностью, но недостаточно настойчивы и упорны, Часто бывают инициаторами нарушений режима и дисциплины. Самооценка обычно неплохая, но нередко стараются показать себя более конформными, чем есть на самом деле.
Социально-положительными особенностями людей с гипертимным типом являются жизнерадостность, оптимизм, активность, повышенная жажда деятельности, а отрицательными — нестойкость, изменчивость интересов, слабость самоконтроля и другие трудности управления поведением.
Застревающий тип.
Самой характерной чертой лиц с застревающим типом характера является склонность к. формированию так называемых сверхценных идей, которые овладевают их сознанием и оказывают влияние на все поведение. Второй характерной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, ревность) и инертность в их поведении ( в мышлении, в моторике).
Для них характерна повышенная самооценка, самонадеянность, заносчивость, честолюбие. Отличаясь большим эгоизмом, самоуверенностью, они имеют интерес к окружающей действительности лишь постольку, поскольку она касается их личности; все, что не затрагивает их «Я», представляется им малоинтересным, не заслуживающим внимания. Малейшим неудачам они придают чрезвычайно большое значение, видят причину своих неудач в ком-то другом и поэтому они считают своим долгом мстить, не прощать обиды, не боятся единоборства с более сильным и именитым противником. Крайний субъективизм и эгоцентризм делает их недоступнымичувствам симпатии и сочувствия. Любое возражение, несогласие или просто равнодушие воспринимают как личную обиду и оскорбление. Удачи переоценивают.
Теория акцентуации характера личности
... и направить в нужное русло. В человеке нет ничего лишнего. В связи с этим мы рассмотрим существующие типы акцентуаций личности по К.Леонгарду и познакомимся с их ... домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. 7. Тревожный тип. Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. ...
Общественная ценность лиц с застревающим типом характера определяется их социальными установками и намерениями. Если их цели совпадают с общественными, они могут оказаться очень ценными и полезными работниками, т.к. будут работать со свойственной им энергией, предприимчивостью, инициативой и упорством. В противномслучае они вступают в конфликт с обществом и людьми, который с большим трудом поддается смягчению и урегулированию.
Эмотивный тип
Эмотивность характеризуется чувствительностью и глубокими реакциями в области тонких эмоций, т.е. те, которые связаны с гуманностью и отзывчивостью. Обычно людей этого темперамента называют мягкосердечными. Они более жалостливы, чем другие. Больше поддаются растроганности, испытывают особую радость от общения с природой, с произведениями искусства. Иногда их характеризуют как людей задушевных. Из-за особой чувствительности таких людей душевные потрясения оказывают на них болезненно глубокие воздействия и могут вызывать реактивную депрессию. Тяжесть такой депрессии у них, как правило, соответствует тяжести события, переживания, ее вызывавших. Они легко поддаются и радости, причем радость также захватывает их глубже, чем других людей.
Педантичный тип.
Педантичный тип акцентуации характера в некотором смысле является противоположным демонстративному типу. Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психических процессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний. Они нерешительны, скрупулезны, робки, боязливы, любят порядок, «тяжелы на подъем», мнительны. Склонны к сомнениям. Для них очень трудно принять какое-то окончательное решение, поэтому они тщательно обдумывают свое поведение, взвешивают каждый шаг, многократно перепроверяют и переделывают уже законченную работу.
Тревожный тип.
Характеризуется двумя основными чертами — большой впечатлительностью и чувством собственной неполноценности. Как правило, такие люди нерешительны, склонны к сомнениям. Чрезвычайно чувствительны и ранимы, в себе видят множество недостатков. Для них чрезвычайно трудно принять какое-либо решение. Но, если обстоятельства заставляют сделать это, возникает новое беспокойство — нетерпеливое старание воплотить принятое решение в жизнь. Замкнутость обычно внешняя. Робость и застенчивость выступают среди посторонних и в непривычной обстановке. С незнакомыми трудны даже формальные контакты. Непосильной оказывается ситуация, где они становятся объектом недоброжелательного отношения окружающих, когда на их репутацию падает тень или они подвергаются несправедливым обвинениям. Всякие перемены и нарушения привычного стереотипа жизни они переносят с трудом. Как защита от постоянных тревог и мучительных сомнений у них формируется педантизм, чрезмерная пунктуальность и мелочная аккуратность: всякую работу выполняют с особой тщательностью, строго по плану, многократно перепроверяя. Самооценка отличается высоким уровнем объективности. Физическое развитие оставляет желать лучшего. Их «отрицательные» черты мешают только обладателю, а положительные часто выступают как «производственная необходимость», особенно в тех видах деятельности, где ошибки нежелательны и опасны, гарантируя безошибочность и безопасность профессиональной деятельности.
Поведение как психофизиологический феномен
... повседневной жизни – обстоятельства требуют от человека вести себя определенным образом, независимо от его внутренних побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека ...
Циклотимный тип.
Отличается склонностью к резкой смене настроения в зависимости от внешних обстоятельств или по внутренним причинам. В благоприятных условиях поведение этих лиц соответствует гипертимному, а в неблагоприятных, когда обстоятельства расходятся с ожиданиями – гипотимному типу. Длительность периодов «застревания» на том или ином типе социального поведения может колебаться от нескольких дней до нескольких лет. С возрастом смены колебания происходят все реже и человек приобретает черты какого-либо одного типа, чаще гипотимного. Социальная ценность лиц циклоидного типа определяется частотой пребывания в каждом из двух типов. Однако в каждый конкретный момент времени положительные и негативные возможности такого человека зависят от того, в какой фазе он находится: гипотимной или гипертимной. В субдепрессивной фазе у них падает работоспособность, утрачивается ко всему интерес, неудачи и даже мелкие неурядицы тяжело переживаются. В этой фазе плохо переносится крутая ломка стереотипа жизни.
Демонстративный тип.
Сущность демонстративного типа акцентуации заключается в повышенной способности к вытеснению. Главной особенностью лиц с демонстративным типом характера является стремление казаться значительнее, обратить на себя внимание во что бы то ни стало ( так называемая жажда признания).
Для них характерны живость, подвижность, игра своей роли, фантазии, лживость, притворство, авантюризм, артистизм. Им необходимо, чтобы о них говорили, на них смотрели, ими восхищались. Демонстративной личности не хватает глубины и силы воли, чтобы стремиться к высоким достижениям ради дела, а не ради привлечения чьего-то внимания. Игра различных ролей составляет основной смысл их жизни.
Возбудимый тип.
Ядром возбудимого типа является повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями, недостаточная управляемость в этой сфере. Решающим для образа жизни и поведения таких людей является не благоразумие, не рациональное планирование поступков, а влечения, инстинкты и импульсивные побуждения. Они часто вступают в конфликт, затевают ссоры по самому ничтожномуповоду, но особенно сильные приступы гнева возникают при ущемлении личных интересов. По малейшему поводу они дают агрессивные реакции, протекающие по типу короткого замыкания, без фазы обдумывания и борьбы мотивов. Желание является для них практически единственным стимулом поведения, а сила — основным способом удовлетворения желания. Стремясь к лидерству и доминированию, они ищут себе таких партнеров, которые безоговорочно им подчиняются. Авторитет утверждают грубостью и даже жестокостью.
Дистимный тип.
Является вариантом интервертированного темперамента. Таким людям свойственны постоянно сниженные настроение и активность, усталость, заторможенность. За внешнней отчужденностью и мрачностью скрывается чуткость. Душевная отзывчивость, постоянная готовность к самопожертвованию. В тесном кругу близких друзей теряют скованность и отгороженность, они оживают, становятся веселыми и разговорчивыми, даже шутниками и юмористами. В делах характеризуются серьезностью, старательностью, добросовестностью в сочетании с конформностью и нерешительностью, неспособностью принять ответственные решения без колебаний и сомнений. Отличаются повышенной чувствительностью к эмоциональным нагрузкам, плохо переносят длительное психическое напряжение, быстро утомляясь, теряют произвольность управления психическими процессами. Остро переживая собственную слабость и бессилие, они при неудачах легко впадают в отчаяние. Медленно адаптируясь в новым условиям. Они тяготеют к постоянному, регламентированному образу жизни. В привычной деятельности могут достичь значительных успехов благодаря добросовестности, обязательности и ответственности. Социально привлекательными особенностями этого типа являются черты — надежность, добросовестность, устойчивость к соблазнам, а социально нежелательными — пессимизм, недостаточная активность, отсутствие уверенности в своих силах.
Диагностика предрасположенности личности к конфликтному поведению ...
... теста Томаса, полученные после проведения результаты отражают возможности индивида проявлять определенные формы поведения в конфликтных ситуациях. Социально-демографические характеристики Респондент 1 Имя Татьяна Пол женский ... случае конфликта Полина найдёт компромисс и попытается его не допустить. томас личность конфликт диагностика Вывод: В целом наше предположение оказалось верным, при конфликтах ...
Экзальтированный тип.
Аффективно-экзальтированные люди реагируют на жизнь более бурно, чем остальные: они одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. Экзальтация в незначительной степени связана с грубыми эгоистическими стимулами. Гораздо чаще она мотивируется с тонкими альтруистическими побуждениями. Любовь к музыке, искусству, природе, увлечение спортом, переживания религиозного порядка, поиски мировоззрения — все это способно захватить экзальтированного человека до глубины души. Другая черта – крайняя впечатлительность по поводу печальных фактов: какую-нибудь рядовую неприятность друга они ощущают болезненнее, чем сам пострадавший, физическая основа такой черты личности с экзальтированным характером – страх, вероятно обуславливается повышенной возбудимостью вегетативной нервной системы.
При составлении окончательного диагностического заключения следует помнить о некоторых допущениях при интерпретации данных опроса, на которые указывал К.Леонгард: «Даже если мы окончательно убедились в наличии данной черты, она должна быть подтверждена не общими фразами обследуемого, не утвердительными «да», а фактами из жизни, поступками. Всякий охотно ответить утвердительно на поставленный вопрос (за исключением тех случаев, когда возможно установочное поведение), если положение соответствует истине, но такой ответ приобретает ценность только при подтверждении его объективными фактами…Заявления обследуемого могут служить лишь ориентиром, критерий же определения личности — это особенности поведения человека в конкретных ситуациях. Я сказал бы, что это, пожалуй, важнейший методический пункт в анализе личности.» ( «Акцентуированные личности. – М., 1989.»).
Понятия личность, человек, индивид, индивидуальность и их соотношение
... человека другим людям, его похожесть, а индивидуальность – его отличия от других людей, своеобразие человека как индивида и личности. Каждый человек ... Обучение Упражнения Тренировка +++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++ 1. Понятия ``человек'', ``индивид'', ``личность'', ``индивидуальность'' Слово ``личность'' в английском языке происходит от слова `` ...