Общие требования к написанию КС

Прежде чем браться за написание КС, начинающему полезно ознакомиться с теми общими требованиями, которым она должна соответствовать.

КС должна быть ориентирована на обучаемого, то есть на того, кто является пользователем вашего продукта. Хорошая КС поведет обучаемого от фактов к проблеме, которую предлагается решить. Отсюда, факты в КС должны быть ясны для обучаемого, что совсем не означает быть для обучаемого знакомым с этими фактами. Описываемые в КС факты и события должны иметь смысл для изучающего их. Это достигается детальной проработкой соответствующей структуры КС и определением характера ее общего настроения. Подбор фактов и стиль их изложения должны обеспечивать завлекательность при чтении КС, желание читающего переходить от страницы к странице.

Для того чтобы КС была именно КС, а не чем-то другим, описываемые в ней факты и события должны быть в высшей степени достоверными. Поскольку согласно методу конкретной ситуации обучаемого просят оказаться в роли участника реальных событий, КС не должна быть выдумкой. Слушатели с практическим опытом легко подмечают фальшь и теряют интерес к методу в целом.

Максимальная схожесть КС с реальностью во многом обусловлена тем, что менеджер нуждается в знаниях о действиях: когда действовать, как действовать, с кем действовать? Очень многие знают, что делать, но совсем немногие делают то, что знают. Это принципиальное различие в получении результата. Знания о действиях — это те знания, которые развивают навыки и способности.

КС также отличает высокая динамичность изложенных в ней фактов и событий. Поэтому стилистика КС должна включать глаголы действия, а не деепричастные обороты о том, что “что-то” само собой произошло или получилось. При этом изложение следует вести в прошедшем времени, что, кроме всего прочего, усиливает фактор достоверности и продлевает “жизнь” ситуации.

В хорошей КС важно предупредить вопросы слушателей, не дать им свести обсуждение к спору о тех или иных фактах. Для этого полезно снабдить КС необходимыми таблицами и графиками в дополнение к цифрам, излагаемым в тексте. Все это можно обогатить искусным редакторским комментарием для снятия информационной напряженности.

4 стр., 1581 слов

ФУНКЦИИ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ.МЕТОДЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ

... с невысоким его качеством. Менеджер в этой ситуации вынужден действовать по принципу: «выбрать из двух зол ... качества исходных методологических и теоретических предпосылок, используемых методов. Исследование межличностных конфликтов может вскрыть основные причины ... принял решение об увольнении сотрудника, нарушающего трудовую дисциплину. Факт увольнения сотрудника имеет в данном случае положительный ...

Однако прямой редакторский комментарий недопустим. Если это так необходимо сделать, то лучше включить текст в прямую речь одного из героев. В этом случае комментарий становится фактом, а читающему легче понять поведение героя.

При размещении информации в КС важно иметь в виду, что необычное и новое должно иметь самосодержащееся объяснение. Так, если описывается новый продукт, то должны быть пояснены все необходимые для анализа детали его конструкции и производства. Возникает также проблема количества фактов. Трудно бывает решить, что снять, а что оставить. В этих целях широко используют технические, отраслевые и страновые записки.

Что касается записок по преподаванию КС, то в них следует избегать дублирования самой КС, а больше и полнее описывать контекст, фон, внешнюю среду. Искусственность — главный враг записок по преподаванию КС. В деталях этот вопрос будет изложен ниже.

Опытные авторы сравнивают написание КС с приготовлением блюда.

Хорошее блюдо — это прежде всего хорошие ингредиенты. Отсюда в КС необходимо соблюсти баланс между проблемами и фактами. Факты оживают, если в КС есть люди, их действия и поведение (это основное отличие КС от задачек и упражнений).

Появление проблем в свою очередь предполагает наличие в КС конфликтов в социальном контексте. КС по своей сути должна представлять собой один большой конфликт, то есть иметь предмет для проявления различных точек зрения. В обучении управлению КС используется подобно красной тряпке для быка, пробуждая различные мнения. При этом следует обеспечить возможность различных реакций на одну и ту же проблему.

Говорят, что управление — это не наука, это мудрость. Не вступая в спор по поводу данного утверждения, пишущий КС должен четко разграничить для себя следующее: искусство — это воображение, творческое написание; наука — это концепции и данные в ситуации.

Перед написанием КС полезно задаться вопросом: почему вы пишете ситуацию? А отвечая на этот вопрос, помнить, что писать следует не просто историю “чего-то” или описание каких-то событий. Прежде необходимо определиться с тем, какие проблемы поднимаются в КС и с какой стороны вы на них смотрите. Именно здесь обнаруживается связь проблем с концепциями, изучаемыми в курсе. Также необходимо пытаться смотреть на управленческие проблемы глазами самих руководителей.

Каждая управленческая проблема уникальна. Их различные комбинации дают разные решения определенной группы проблем. Сама же проблема не должна лежать на поверхности. В реальной жизни первыми обнаруживаются симптомы. В КС до проблем нужно “докопаться”. Поэтому КС нередко сравнивают с луковицей. Снимая слой за слоем, изучающие добираются до реальной проблемы.

В КС должна присутствовать возможность использования ее в качестве поводка, позволяющего слушателю идти то в одну, то в другую сторону. Неоднозначность и альтернативность создают основу для дискуссии в классе. Желательно, чтобы КС не “подводила” к “единственно верному” ответу (тогда она становится задачкой).

12 стр., 5634 слов

Опыт решения социальных проблем в зарубежных странах

... производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране. 1 Таким образом, говоря о решении социальных проблем государством, мы подразумеваем прежде всего действия ... одних учёных, на основе анализа деятельности современных государств можно выделить следующие структурообразующие элементы социальной политики: социальное обеспечение, социальная помощь, социальная защита, ...

Наличие дилеммы — это ключ к хорошей ситуации. Однако дилемма должна быть поддержана сбалансированными данными. Отсутствие такой сбалансированности делает ситуацию неинтересной.

Хорошо, когда ситуация побуждает слушателя к принятию решения.

При этом такая ситуация должна обеспечивать выход на несколько возможных решений. Приводимые данные должны способствовать объяснению как ее самой, так и ее окружения. Присутствие в КС различных решений должно быть взвешенным. Сбалансированность их при этом не должна снижать желание слушателей вступать в дискуссию по данному поводу. Более того, хорошая КС заставляет слушателей работать “вокруг” каждой из альтернатив.

Как вывод из вышесказанного следует обратить особое внимание пишущих КС на то, что ситуация должна быть лишь только частично “приготовлена” ее автором или авторами. Следует оставить много того, над чем должны поработать сами слушатели. Ведь в реальной жизни всегда имеет место недостаток информации для принятия того или иного решения. В написанной ситуации обсуждается то, что в ней написано. Это один из важных постулатов метода конкретной ситуации.

В ходе написания КС у автора и в процессе ее последующего обсуждения со слушателями в классе происходит формирование концептуального подхода к проблеме. Раскрытие знания достигается, таким образом, через открытие для себя нового.

Хорошая КС практически ставит слушателя в положение менеджера, действующего в реальных условиях и сталкивающегося с необходимостью принимать решения и готовить по ним план действий.