Историческая классификация подходов

Проведите сравнительный анализ подходов к изучению мотивации в разных школах и направлениях психологии (психоанализ, бихевиоризм и необихевиоризм, школа К.Левина, когнитивный подход, гуманистическая психология, деятельностный подход).

План ответа:

· Классификация теорий мотивации по Хекхаузену

· Историческая классификация подходов

· Три проблемы в пси мотивации по ДАЛ (Леонтьев Д.А.)

· Сравнительный анализ теорий по проблемам в пси мотивации

· Критика

 

Классификация теорий мотивации по Хекхаузену

 

Х. предлагает свое деление теорий мотивации:

Ø «первый взгляд» изучает личностные факторы =\ объяснение межиндивидуальных различий

Ø «второй взгляд» — ситуационные =\ объяснение интраиндивидуальных различий

Ø «третий взгляд» — взаимодействие факторов личности и среды

Ø «четвертый взгляд» — ситуация как поле возможностей

 

ДАЛ предполагает, что область пси мотивации на сегодняшний день оказалась поделенной между пси личности, пси регуляции деятельности, пси познавательных процессов. Сейчас границы размыты, предмет, границу и специфику выделить сложно.

 

С точки зрения развития теорий мотивации в науке он ДАЛ предлагает такое разделение:

Историческая классификация подходов

Натуралистическая. До 1930ых. Выведение поведения из внутренних причин, инвариантных, присущих человеческой природе источников энергии, которая затем трансформируется в поведенческие акты (Мак-Даугалл, Фрейд, Адлер ранний, Хорни, Роджерс, Маслоу ранний).

В центре вопрос о природе и содержании человека, чем он отличается от животного. (то есть о природе человека).

Ø Мотивация как проявление природы человека (рассматривалась как биологическая, Ч=Ж).

Развитие идей:

Ø Бихевиоризм: смещение акцента на внешние (средовые, ситуационные) причины поведения – бихевиористы

Ø Теория поля К. Левина: фокус на взаимодействии внешних и внутренних причин (Левин)

Антропологическая. Пси М = пси личности, М как ядро личности (поздний Адлер, Фромм, Маслоу, Роджерс, Мюррей, Франкл..).

Что ввели:

Ø телеологическая перспектива (переход от причинного объяснения к целевому у Адлера, к теориям стремления к смыслу Франкла и теории метамотивации Маслоу

Ø социокультурная перспектива (идея коллективного БСЗ Юнга)

Ø перспектива «индивид – мир» (Мюррей =\ экзистенциальная теория потребностей Фромма, соотносительная теория мотивации Нюттена)

6 стр., 2936 слов

Реферат- Эссе. Концепции личности и их учет в деловом общении. ...

... связано с пониманием личности как активной системы. В четвёртом положении динамический аспект теории личности А. Маслоу (1997) основан на ... Основное место в его концепции занимает вопрос о мотивации. Маслоу говорил, что люди мотивированы для поиска личных целей, ... поиск подлинного смысла жизни не легок.   Другой взгляд можно охарактеризовать как феноменологический  или “здесь и сейчас”. ...

Ø контроль над мотивацией (через опосредствование у ЛСВ =\ воля у Хекхаузена,…)

Динамические модели, или как внутреннее нечто становится поведением . Изучение конкретных поведенческих актов, изучение мех мотивации конкретной деятельности, преломление устойчивых мотивов в конкретной ситуации. Представители и идеи:

Ø когнитивные теории Келли, Фестингера и тд, а также на грани когнитивки и бих.: Роттер и Бандура,

Ø парадигма мотивации Мак-Клелланда, Аткинсона, Хекхаузена

Ø Нюттен, Леонтьев, Узнадзе – мотивация в контексте общей структуры и динамики человеческой активности

Ø АНЛ, Нюттен, Босс — идея смысловых связей как основы для разворачивания мотивационных процессов

Предтеча:

Ø Необихевиористы (мотивационнное обусловливание)

Ø Школа Левина

Ø Психодинамические работы

Ø Концепция функциональной автономии Олпорта (феномен сдвига мотива на цель)

Вновь антропологическая, но качественно иная. Пси мотивации и пси личности опять сходятся (личность как ядро мотиваци).

В фокусе проблемы выбора, свободы, воли, контроля над мотивацией, жизненных целей, перспективы будущего, саморегуляции, возможностей, автономии и самодетерминации.

Центр – сознание и личность в целом.

Представители: теория временной перспективы Нюттена, модель волевой регуляции Хекхаузена, теория самоэффективности Бандуры, теория внутренней мотивации и самодетерминации Деси и Райана, Братусь, Васильев, Василюк, Зейгарник, Иванников, Леонтьев, Эйдман.

Сравнительный анализ теорий по проблемам в пси мотивации

Тут я решила пренебречь инициативой автора ответа к освещению всех представителей каждого направления, т.к. на установочной лекции Гордеева просила рассмотреть только центральных представителей каждой школы.

Психоанализ: Фрейд

Бессознательные процессы управляют деятельностью и определяют содержание сознания. В фокусе исследования — объяснение казавшихся непонятными поступков (клиническое наблюдение, методика провоцирования и истолкования причудливых содержаний сознания: оговорок, ошибок).

Источники: «влечение» — («толчок», «неодолимая движущая сила», «движение») – основной мотивационный побудитель интрапсихической динамики. 4 параметра влечений: объект, цель, сила, источник. В сознании человек воспринимает его количественную и качественную стороны в виде психических коррелятов: представления [желание] и аффекта. Источник влечения — телесные, соматические процессы (отражение динамического аспекта, наблюдаемый универсальный телесный механизм: напряжение-разрядка).

Важно понимать, что влечения не равны инстинктам!:инстинкт — это биологически наследуемое поведение, а влечение — следствие раздражения внутри соматического источника.

Факторы выбора:необходимость устранения возбуждения и снятия напряжения.Потребности той или иной части организма постоянно порождают энергию раздражения, которая аккумулируется и от которой требуется «избавиться». Если в результате долгого накопления или превышения предела либидо не находит источник разрядки, то оно размещает себя и разряжается посредством использования других «аккумуляторов». Влечения могут смещаться на другие объекты, они могут сублимироваться (внешне направляться на несексуальные цели), вытесняться (бсз так и появляется) =\ скрытое влияние на переживания (проявляется в содержании сновидений) или на поведение (проявляется в ошибочных действиях или невротических нарушениях).

8 стр., 3836 слов

Психофизиология мотивации 2

... (вторичные, сложные, социальные). Примерами биологических мотиваций могут служить голод, жажда, страх, агрессия, половое влечение, забота о потомстве.           Биологические и социальные мотивации определяют подавляющее большинство форм целенаправленной деятельности ...

Важно понимать, что Фрейд противопоставлял социум и индивида, писал, что в социуме существует множество табу, правил, оценок, которые не позволяют нам непосредственно следовать своим влечениям.

Реализация мотива: Поскольку влечение действует изнутри организма, то от него не возможно бегство. Раздражение влечения лучше называть «потребностью», а то, что удовлетворяет этой потребности, «удовлетворением». Оно может быть достигнуто только целесообразным (адекватным) изменением внутреннего раздражения.Судьба влечений: превращение в противоположность, обращение на собственную личность (мазохизм, эксгибиционизм), вытеснение, сублимирование.

Другие представители ПА теорий в мотивации: Адлер, Фромм, Хорни – представители неофрейдизма.

Очень коротко и хорошо написано тут: http://www.refbank.ru/psicho/87/psicho87.html

Бихевиоризм: краткий обзор всех авторов + закон оптимума мотивации (Йеркс и Додсон).

Поведение изначально рассматривается как целенаправленная активность. Целенаправленность придают промежуточные конструкты, а энергию – мотивационные.

Источник: реагируем на стимул из внешней среды.

Факторы выбора: принцип научения. Условный и безусловный стимул (это наши биологические потребности) совпадают во времени, образуется связь, ассоциация и на условный стимул вырабатывается реакция.

Реализация мотива: Скиннер дополнил Уотсона и сказал, что это не просто совпадение условного и безусловного стимула во времени, а что важно постоянное подкрепление движения в правильную сторону, поощрение действий (пример с голубями).

Закон оптимума мотивации Йеркса и Додсона: работы 1908 года, выявляли закономерность между уровнем активации испытуемого и качеством выполнения задания. Задача состояла в различении двух яркостей, при этом сложность задачи варьировалась: всего предполагалось три уровня труд­ности различения. Кроме того, предусматривались три уровня мотивации, а имен­но: слабый, средний или сильный электрический удар как наказание за ошибки. Данные были подтверждены на крысах, кошках, цыплятах и человеке.

Сам закон: с увеличением трудности задачи интен­сивность наказания, определяющая оптимальную скорость научения, должна приближаться к пороговой величине». Это означает, что в случае трудной задаче оптимум достигается при слабой мотивации, тогда как при легкой задаче он соответствует сильной мотивации. Очевидно, что при легкой задаче избыточная мотивация не вызывает нарушений поведения, но такая возможность возникает при трудных зада­чах.

 

Необихевиоризми его новшества: между стимулом и реакцией вводятся опосредующие гипотетические конструкты [потребность, мотив и др.] и схема поведения имеет вид S=>конструкт=R.

ТОРНДАЙК – ввел закон готовности.

ХАЛЛ –объяснение разницы в поведении в одной ситуации. Выделил три компонента поведения: мотивационный (=энергетический), привлекательность (=направление), ассоциативный компонент (стимул-реакция).

13 стр., 6037 слов

Глава 1. Биологические и социальные потребности человека

... и списка литературы. 1.1. Характеристика биологических потребностей Потребности человека делятся на группы: элементарные потребности: пища, одежда, вода; вторичные потребности в конкретных вещах и условиях при ... Определение нужды, «требования» организма к окружающей среде есть потребности - человека как биологического существа. Потребности являются биологическими, если они, во-первых, необходимы для ...

ТОЛМЕН — разделил мотивацию и научение. В его представлении нужно анализировать поведение молярно – у единичного акта есть цель, средства и избирательность (готовность).

Для того, чтобы выученное проявилось в поведении, нужна соответствующая мотивация (драйв и привлекательность объекта).

МИЛЛЕР разделяет истинную мотивацию, drive [например, голод] и приобретенную [страх].

БРАУН. Влечение как активирующую и неспецифическую в отношении направленности переменную. Выученных влечений нет, но есть вторичные мотивационные системы, которые образуются, когда определенные стимулы связываются с состоянием страха.

Гуманистическая психология: Маслоу

Сам называл свою теорию холистико-динамической.

Источник:потребности разных уровней в силу биопсихосоциальной природы человека. Базовые потребности – с ними человек рождается. Два типа потребностей: потребности роста и потребности дефицита. Потребности дефицита за поддержание гомеостаза. Потребности роста про преодоление личности, создание напряжения. В поздних работах человек – это существо, которое стремится к личностному росту.

Самоактуализирующийся человек осуществляет гораздо большую часть возможностей, заложенных в человеческой природе, он движется к полному раскрытию своего человеческого потенциала, он преодолел дихотомии и поднялся на уровень наджитейской целостности.

 

Факторы выбора: иерархия потребностей (базовые, в безопасности, в принятии, уважении, в самоактуализации).

В ранних работах потребности высшего уровня не могутбыть удовлетворены, пока не удовлетворены потребности низшего уровня. Однако, в поздних работах потребности разных уровней могут быть удовлетворены параллельно.

Перечислил несколько метапотребностей(например, истина, красота и справедливость), с помощью которых описал самоактуализирующихся людей.

Реализация мотива:

Общее представление о ситуативной мотивации в школе Курта Левина. Уровень притязаний и мотивация достижения. Влияние мотивов на продуктивность деятельности.

Основное понятие- мотивационное поле (включает субъекта с квазипотребностями и объекты с их валентностью).

Левин изучал те потребности, которые возникают и развиваются в конкретной ситуации (как и Мюррей не отрицая базовых).

Источник мотивов: это все поле целиком, т.е. целостная, гештальтная ситуация. Поведение субъекта в ситуации исходит из гештальта. Сама ситуация должна быть представлена субъектом, все поле целиком отображается феноменально, субъективно. Это поле существует в настоящем времени.

Факторы выбора: Причина поведения не является однонаправленной: системная причинность поведения- на человека влияет сразу масса предметов с различной валентность. Называл теорию конструктивной.

Факты из Левиновской школы:

-эффект Зейгарник о непроизвольном запоминании прерванных действий

-исследование фрустраций- замещение: одно действие феноменально может замещать собой другое

4 стр., 1802 слов

Воспитание на основе потребностей человека

... потребности, выражающие сущность тройственной природы человека, существа биологического, психического и социального, что образует внутренний конфликт личности как источник его развития. Потребности лежат в основе мотивов поведения («мотив есть опредмеченная потребность» ...

-мотивационные конфликты- соподчинение мотивов

Когда человек выполняет определенное действие, он не просто стремится его завершить, а имеет представление об ожидаемом результате действия- уровень притазаний.

УП-сообщаемое экспериментатором и внутренне принимаемая испытуемым целевая установка по отношению к уже известной, более или менее освоенной и вновь решаемой задаче. Уровень притязаний формируется в ходе деятельности. Это значит, что измерять уровень притязаний надо в динамике. Надо застать испытуемого в процессе формирования двигательного навыка, фиксировать 4 события: предшествующее достижение, постановка цели (целевое несоответствие- различие между поставленной целью и предшествующим достижением- это и есть первый замер уровня притязаний), очередное достижение (успех/ неудача- можем выявить уровень притязаний второй раз), реакция на успех или неудачу.

Хоппе:

Когда человек стремится к успеху, у него есть определенное представление о себе- «Я- уровень»- стремление удерживать представление о себе на возможно более высоком уровне, т.е. определенный внутренний стандарт достижения. Эта тенденция проявляется тогда, когда человек решает задачу средней сложностиàповышает уровень притязаний или тенденция стремиться к успеху.

Деятельностный подход:

Предпосылка любой деятельности – субъект с потребностями (фундаментальное условие существования).

Источник мотивации: Потребность (био) – состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его.

Свойства:

ð Предметность (выступает и как мех развития, через развитие объекта)

ð Специфическая динамика — способность актуализироваться и изменять свою напряженность, способность угасать и воспроизводиться вновь (цикличность, определение биологической ролью).

ð Сигнальный характер, опережающий. Т.о. поведение не следует за предметом, а Ч или Ж выполняют поисковую активность, конкретные объекты ищутся, запечатляются и закрепляются УР. В развитии происходит усложнение \ частичная замена желаниями и тд.

Потребность (высшая) имеет свойства:

ð Иерархичность (всегда потребностей много)

ð Опосредованность культурными средствами (едим вилкой)

ð Имеющая идеаторный характер объекта (значение пищи не исчезает, человек может начать добывать пищу не имея голода), именно это позволяет формироваться потребностям, не имеющим связи с состоянием

ð Имеющая био (едим, но вилкой) или соц (не имеющие аналогов у Ж) природу

Формирующиеся у человека высшие потребности не накладываются сверху на элементарные (наблюдается раскол), образуя лишь поверхностные наслоения, не способные доминировать (от витальных потребностей не откажешься).

Но сначала человек действует, чтобы удовлетворять витальные потребности, но потом отношение обращается и человек ест, чтобы действовать сообразно высшим потребностям.

Факторы выбора: эмоции- как сигнал о том, того хотим или не того. Они указывают на личностный смысл. У человека сущетсвует иерархия мотивов, поэтому вбираем то, что не противоречит нашему главному смыслообразующему мотиву.

Реализация мотива: когда есть мотив, то есть цель. Субъект начинает разбивать цель на задачи. Составлять ориентировочную основу для построения действия.

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Мотив – опредмеченная потребность.

Ф: побудительная и направляющая (обычно не разделяются), смыслообразующая.

Виды:

ð Смыслообразующий (побуждение + придача ЛС) \ мотив-стимул (дополнительные побуждающие факторы), как раз их отношение является отражением иерархичности мотивов,

ð Потенциальный (установка) \ актуальный

 

Смысл – отношение мотива к деятельности. Позволяет рассматривать личность за пределами отношения «валентности» вещей и актуального состояния субъекта, а усматривать его в более широкой системе общественных отношений. Проникновение в этот широкий мир, в его объективные связи и порождает мотивы, побуждающие человека к действиям.

 

Мотив и цель.

Осуществляя деятельность, побуждаемую и направляемую мотивом, человек ставит перед собой цели, достижение которых ведет к удовлетворению потребности, получившей свое предметное содержание в мотиве данной деятельности. Мотив осознается редко в силу исторического несовпадения мотива и цели (представленность мотива – эмоция как непосредственное отражение отношения мотива к цели \ в виде осознаваемой цели в результате механизма сдвига мотива на цель, имеет вторичный характер).

Мотивировка – объяснение человека его поступков, чаще всего не соответствующее действительности.

 

**Узнадзе (теория установки): соображение, заставившее субъекта совершить этот акт, это потребность, для удовлетворения которой данное поведение было признано целесообразным.

**Рубинштейн (теория ): опосредованная процессом отражения субъективная детерминацию поведения человека (=более-менее осознанное побуждение).

Указывает на важность рассмотрения внутренних условий, через которые преломляется деятельность.