1Философия,её предмет, функции и структура

Термин «философия»(ф) возник из 2-х греческих слов «phileo»-любовь и «sophia»-мудрость и означает любовь к мудрости. ф зародилась в др Индии затем в др Китае и позже в др Греции. Пифагор был первым кто ввел термин ф, а употребил его уже Платон. В качестве предметаф. рассматр-ся вся совокупность наиболее общих вопросов, касающихся взаимосвязи человека(ч) и мира, ответ на которые дает возможность ч оптимизировать реализацию своих потребностей и интересов.Функции философии:-мировоззренческая-методологическая-воспитательная-интегративная-гносеологическая-социо-культурная(Цель: 1критика культуры,об-ва, чел-ка2рационализация культурных универсалий и превращение их в философские понятия3систематизация философских понятий, выстраивание их в иерархический порядок4выявление культурных универсалий)-прогностическая-парадигмальная ф-ция(новые модели отношения к бытию, к познанию, к об-ву, к чел-ку)-идеалогическая ф-ция(для философии свойственно представление о должном реальности а не о существующем)Как система общественного сознания философия стремится к тому, чтобы завоевать всё общество.В идеалогическом развитии философии возможны крайности. Философия как идеалогия может подмять под себя жизнь, подчинить чел.

Существование радикальной идее. Идеалогическое господство философии приводит к окостенению. Другая крайность: философия слишком поддаётся движению жизни и теряет свою системность. Нормальный путь философии-просветительство-ф-ция создания новых форм культуры Структура философии:-Онтология-Гносеология(как теория познания изучает процесс познания, его основания, принципы, основные стороны, направленность, цели, методы, формы, результаты, границы)-логика(учение о принципах мышления)-это наука о закономерностях последовательного то есть непротиворечивого мышления-социальная философия(учение о бытии общества как особой форме бытия, в отличие от бытия природы, о его сущности, структурнофункциональных особенностях и также закономерностях самоорганизации. Кроме того, социальная философия изучает методы исследования соц. Реальности. Соц. Философия в целом – это общая теория и методология изучения об-ва)-философская антропология(раздел философии, изучающий человека, как особый вид бытия, его природу, сущность, а также смысл чел. жизни)

2 Становление философии

Термин «философия» происходит от греческого «филео» — любовь и «софиа» — мудрость и означает любовь к глубоким теоретическим рассуждениям. Впервые термин употребил древнегреческий ученый и философ Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.).

11 стр., 5256 слов

Философия любви 5

... претендующего. Философия любви Глава 1. Любовь как способ человеческого существования Философский анализ феномена любви есть, ... разуму, а характеризует целостность внутреннего бытия, одним из излучений которого может ... любви над теоретическим научным познанием. Любовь не только конституирует человека как личность, но и является средством более глубокого, а потому и более точного открытия реальности. ...

В европейский период распространение понятия связано с именем Платона (428/427 – 347 гг. до н.э.).Вначале ф включала в себя весь комплекс знаний о мире. Знание не было разделено по наукам и дисциплинам; оно было единым, синкретичным, т.е. включало в себя всю информацию о мире, его строении, о человеке, его месте в мире, о счастье, смысле ч-ой жизни и т.д. Рост потребности в получении знаний и расширение масштабов их применения на практике стимулировали появление разных наук. Разложение единого знания на отдельные науки, начавшееся в период античности, не означало исчезновения ф. Постепенно ф сконцентрировала свое внимание на осмыслении наиболее общих мировоззренческих проблем природы, общества и мышления, стремясь дать ответы на вопросы о сущности и целях существования общества и личности. Следует учесть, что долгое время предмет ф отождествлялся с предметом науки вообще, а знания, содержащиеся в рамках отдельных наук, рассматривались как компоненты ф. Такая ситуация сохранялась вплоть до Нового времени. Однако всегда на передний план философствования разные мыслители выделяли те грани ф, которые были для них объектом первоочередного интереса. Иными слова, надо иметь ввиду, что представления о предмете ф формируются одновременно с развитием научного знания и в ходе преобразования самой ф.

Для первых древнегреческих философов выступал природный мир, позднее для Аристотеля в этом кач-ве предстал весь мир. Христианские философы Средневековья основу ф сводили к взаимосвязи между чел и Богом. В Новое время на передний план в структуре предмета ф выдвигаются проблемы познания, методологии. В эпоху Просвещения для многих европейских ф-фов предметом размышл становился ч со всем множеством его отношений. В наши дни в качестве предмета ф-ких размышлений выступает природный и социальный мир, а также ч в нем как многомерная и многоуровневая система во всем изобилии связей. Ф изучает наиболее общие стороны, св-ва, тенденции развития мира, выявляет общие принципы самоорганизации, существования и развития природы, общества, ч и его мышления, раскрывает цели и смысл существования ч в мире. При этом соврем ф свои выводы основывает на обобщении данных частных наук.

3Философия Древней Индии и Древнего Китая

Индия: Только брахманы занимались философией (недоступное для других каст знание)Цель философии: освободиться от перерождений(сансары), ведёт к Мокше. Особенности:-сотериологический характер-священное знание. -Философия предельно оторвана от реальности (носит мистический характер)-Философия личного спасения

1Брахман-чистые сущности (начало мира)2Атман—духовное воплощение Брахмана проявляющееся в индивидуальной человеческой душе3Пракрити(эволюционирующее начало мира) и Пуруша (устойчивость мира)4Манос-чистота осознания Пуруши( обладает чистым познанием)Важность психофизиологической практики. Брахманистские ортодоксальные школы: 1веданта 2мишанса3ньяя4санкхья5вайшешика6йога Неортодоксальные:1джайнум2буддизм 3адживика4локаята-червака

7 стр., 3309 слов

Актуальность темы исследования. Общение условие и универсальный ...

... Третье направление составляют философско-культурологические исследования, затрагивающие проблемы повседневного мира и места человека в культурном пространстве. Это работы ПЯ.Гуревича, С.Н.Иконниковой, Ю.М.Лотмана, М.С.Кагана, ... вышло на новый уровень осмысления теоретических и практических проблем моральной философии. Обращение к этим работам дает более предметное рассмотрение содержания этикета ...

Китай: В Древнекитайской философии нумерология являлась тем, что упорядочевает всё(комбинаторика)Особенности:-ориентирована на проблемы общественного существования(в Китае часто происходила смена власти из-за кочевников)-архаичность культуры (культ предков) -холизм-целостность и единообразие всего в мире-всеобщая одушевлённость(панпсихизм)-символизм-ассоциативное мышление-интуитивизм в восприятии мира-ценностное восприятие действительности-книжный характер культуры вцелом. Конфуций «учение о благородном муже»:-есть основа гармонии в об-ве, порождает гармонию в мире.Лао-цзы – «человек-вещь, соворённая небои. От человека не может зависеть порядок» Дао-путь естественной гармонии –«недеяние» (несопротивление гармони)

4Философия Древней Греции

Общая характеристика античной философии: -космология -космогония Периоды: 1Досократический (стихийный+атомистический):Основные принципы:-наибольшая степень мифологичности философии-Принцип метрон (существует лишь то, что имеет предел, границу. Форму и только оно может быть познано. Всё неопределённое не существует и не познаваемо.Космос противостоит хаосу)-принцип параллелизма процессов, происходящих в природе, в общественной жизни и в жизни человека. Эти процессы воспринимаются как подобные. Но не как совпадающие. Т.к. человек в силу своей хоз. Деятельности борется со стихией)-человек-маленькая модель вселенной (микрокосмос).Вселенная-макрокосмос-поиск архэ ( начало из которого вышло мироздание:=ионийцы или фисики ( милетская шк., гераклит тёмный из Эфеса) В основе взаимоперехода 4х первостихий:земля, вода, воздух, огонь; лежат процессы сгущения и разряжения.=италийцы (элейская шк.. атомисты, пифогорийский союз)2классический (софисты, Сократ, Платон)-смещение проблематики с темы природы на тему человека, об-ва и культуры-разработка достаточно сложных принципов и понятий онтологии(зрелоонтологизм Платона и Аристотеля)-разработка новых методов познания (диалектики: Сократ и Платон, логики: Аристотель)Софисты впервые противопоставили естество человека и социо-культурные условия существования человека.3Эллинистическо-римский (эпикурейцы, неоплатоники, скептики)

5Средневековая философия

Ф.С — Ф. феодального общ-ва, разви­вавшаяся в эпоху с момеента крушения Римской империи (V в н.э.) до возникновения ранних форм капиталистического общ-ва. Ре­зультаты более, чем 1000-летнего развития оказались скудными как для Ф., так и для науки. Даже крупные мыслители искали нестолько истину, сколько способы обоснования веры. Господ­ствующей Ф. была религиозная Ф., получившая название схоластики. С. вырабо­тала ряд т. зр., ос­новными из к-х явл-ся: 1) средневековый реализм — направление, утверждавшее, что общие поня­тия (универсалии) имеют реальное существование и предшествуют существованию единичных вещей. Оно продолжало линию Платона в решении вопроса о соотношении понятия и объектив­ного мира, общего и единичного. Представители — Ансельм Кентерберийский и Фома Аквинский; 2) номинализм — направление, считавшее понятия лишь именами, что реально существуют только отдельные вещи с их индивидуальными качествами. Н. связан с материалистическими тенден­циями в признании первичности вещи и вторичности поня­тия (Росцелин, Оккам).

4 стр., 1907 слов

Принципы философии сестринского дела

... здоровья и окружающей среды. Основным принципом философии сестринского дела является уважение к жизни, достоинству и правам человека. Мы ... Объект - часть бытия, противостоящая человеку в его познании или деятельности, обуславливающая эту деятельность; обстоятельство, из которого ... культурную. Физическая среда — это прежде всего материальный мир: воздух, вода, свет, звуки, климат. Социальная среда — это ...

Схоластике про­тивостояли след-е учения: 1) Мистика. Учение о приоритете свидетельства личного чувства и субъективного сознания над авроритетом церкви и ее учений (Бернар Клервоский, Бонавентура, Гаулер); 2) Учение Ибн Рушда о смертности личной души и об общем для всех вселенском ра­зуме.

6 Философия Эпохи возрождения

Ф. Возр связана с естествозн-ем и геогр открыт-ми. Возрождала ф-ю др греков и римлян. Б растворён в природе(пантеизм).Антропоцентризм(Ч-центр космич бытия).Отриц-е церкви как посредникам/у Б и Ч.3 периода: гуманистич(сер14-сер15)-противопоставляющий средневековомутеоцентризму, культ человека-творца.Родоначальник ренессанса Данте Алигьери:основы гуманистич учения о Ч, предназнач-е Ч-ка в достижении предела земного совершенства-открыл путь гуманизму.Франческо Петрарка-родоначальник гумм-ма, против схоластики, интересовался проблемами Ч-ка.Ч достоин счастья в земной жизни,стремится уподобиться Б; неоплатонический(сер15-п п 16)-расширяет представление о бытии, материи, движ-и, простр-ве, t. Николай Кузанский: Б-бытийность, порождающ всё сущее, Б непостижим, но Ч благодаря разуму соединён с Б и миром. Пьетро Помпонацци: земная жизнь-благо, движение мира идёт по кругу, свобода Ч-ка – природн необход-ть, ответственность Ч за поступки. Эразм Роттердамский: подражание Иисусу, следование заповедям,свобода воли Ч; натурфилософский(в п 16-нач17)-разные фил проблемы. Дж. Бруно: единое-центральная категория, высшая ступень бытия. В-едина,бесконечна,неподвижна. Природа одушевлена.В=Б=весь мир. Конечн цель познания-созерцание Божества. Особенность этого этапа-синтез Ф и науки

7Философия Нового времени. Её основные направления и проблемы

(16-нач19)Новоевроп Ф(НЕФ)-мировоззр-е,кот соотв-ет нов-евр социокультурн порядку-это новая история евр цивилиз-ии.это общ-во индустриальн цивилиз-и.На 1 план выходит проблема познания-2 пути: I– Френсис Бэкон(основатель эмпиризма) его вывод: жизнь-проф деят-ть=>задача-восстановление наук-изначальная творч природа Ч-ка. Ч не может понять Б разумом=>теология выведена из Ф. Ф восстанавливает власть Ч над ПР. В познании 3 пути:1-муравей собирает в муравейник, не вырабатывает сам 2-паук плетёт паутину из себя 3-пчела перераб-ет нектар в мёд –индукция- от частного к общему. Опасности в пути к познанию: ограниченность познания Ч-ка, мы не можем рассмотреть проблему с др точки зрения, люди употреб-ют разные понятия, отождествляют актёра с героями-что бы ни придумали лидеры, в последней инстанции им поверят.II- Рене Декарт (основ-ль рационализма) Предположим,что ничего не сущ-ет, но сущ-ет моё радикальное сомнение=>сущ-ет и его носитель(я).В ходе мышления Б освещает наш ум светом разума. Он конкретизирует понятия в общие знания. Дедукция-от общего к частному.Нет полного соотв-я м/у знаниями о мире и самом мире.Наши знания носят вероятно истинный характер(пробабилизм).

2 концепции отношения Б и мира: 1-деизм. Декарт. Б сотворил этот мир, придал ему первонач ипульс. 2 субстанции сотворены Б-м:материальная и духовн. Дух-я неделима, имеет атрибуты мышление и непротяжённость; а метр-ая делима до бесконечности. 2-пантеизм. Бенедикт Спиноза. Б-субстанция-принцип движения ПР, явл её духом. Роль Б стирается. Субъектом познания становится Ч. Его познават способности проецируются на мир как на объект=>мир предстаёт как картина. Модусы-конкр состояния субст-и:вещи,мысли,страсти.з-ны механики описывают з-ны мира 3-плюрализм Лейбниц. Монады-простые,неделимые субстанции,нечто нематериальное,вечны неуничтожимы. Делятся на простые(имеющие смутное представление), монады-души(животн),м-духи(люди).Высшая-Б.\\Джон Локк:основа опыта-чувства(сенсуализм).Принцип непрерывности и бесконечности познания.Ч стремится к познанию, добр по природе,имеет право на жизнь,свободу,собственность,свободу исповедания.Гарантом прав явл гос-во. Ж.Ж.Руссо: наиб благопр состояние д/Ч-в природе. Общество-результат обмана одних людей др-ми.Понимание Ч как личности. Л-понимание ответств-ти,наличие внутр автономн морали.

12 стр., 5951 слов

Философия 47

... знаний и противопоставление им умозрительно метафизики. «первый позитивизм»( О.Конт, Г. Спенсер) «второй позитивизм» (связан с психологизмом, родоначальник Мах) «неопозитивизм»( 1. логиколингвистическое направление. Л.Витгенштейн,Р.Серль; 2. «философия ... Аристотель и Платон. основной проблемой средневекового мышления была проблема взаимосвязей мира и чел-ка с Богом. поэтому предметом Ф явл бытие ...

8. Немецко-классическая философия

(кон18-нач19).Иммануил Кант: естественное происхождение В из первоначальной газовой туманности, предположил о наличии в Солн сис-ме ещё некотор планет. Исходя из субъектвности человеч познания можно прийти к объективному знанию. Знание-синтез чувственности и рассудка. Ч, познавая мир, создаёт свою картину мира. Теория познания у него делится на 3 части: чувства, рассудок, разум. Иоганн Фихте: основн принцип-принцип свободы. Материализм исходит из первичности бытия по отношению к мышлению, идеализм-наоборот. Матер-м опред-ет пассивную позицию Ч в мире, идеализм присущ деятельным натурам. Георг Вильгельм Фридрих Гегель: диалектика-особая модель фил подхода к миру, теория развития, в основе кот лежат единство и борьба противоположностей. Создал фил сис-му всей дух. Культуры человеч-ва, рассмотрев отдельные этапы как процесс становления духа. Это лестница, по которой шло человеч-во и по кот может идти каждый Ч. Развивает соц Ф-ю. Разработал учение о гражданском общ-ве, о правах Ч, о частной собств-ти. Людвиг Фейербах: противопоставляет Ф религии.В материалистическом духе переосмысливает сущность христианства.Б-образ, отражающий в сознании людей их собственную человеч сущность.Источник религии в страхе Ч перед природой, что порождает в его сознании фантастич религиозн образы.Религия парализует стремление Ч к лучшей жизни в реальном мире.Ч-высочайшее творение природы=>он стоит в центре фил сис-мы(антропологический материализм)Религии должны быть упразднены, чтобы Ч вёл активную обществ жизнь

9. Философский иррационализм 19в.

Иррационалисты считают, что подлинное знание о мире человек может получить с помощью интуиции или инстинкта. Разум, рассудок, интеллект, с точки зрения этих философов, не дают истинного знания, напротив, являются препятствиями для постижения истины. Артур Шопенгауэр: Внутренний опыт (интуитивное познание) противопоставляет внешнему.- Иррациональное постижение «вещей в себе». Воля-сверхприрода, неразрушима, лежит в основе мира, а интеллект-природный, разрушимый. Гл вопрос-как избежать страдания. Отв: воля к жизни, но которая не спасает от мук и страданий. Счастье в этом мире не возможно. Мир постоянен , а его развитие иллюзорно. Ф. Ницше: разум — препятствие для воли в ее стремлении к власти, интеллектуальные размышления, рефлексия тормозят человеческие действия.

5 стр., 2486 слов

Философия. Билеты (16-20)

... положившего первые камни в основание экзистенциальной философии. В "философии жизни", основы которой заложил еще Ф.Ницше и ... деятельности по анализу естественных и искусственных языков. Логический позитивизм основывается на принципе верификации (лат. verus — ... план те или иные внерациональные аспекты духовной жизни человека: волю (в волюнтаризме), непосредственное созерцание, чувство, интуицию ( ...

10. Философия марксисзма и её распространение в России

Возникла в 40 гг 19в.Материалистический характер: материя-единственная основа существующего мира. Сознание-свойство высокоорганизованной формы материи, специальная функция человеческого мозга. Диалектический материализм, которого придерживался марксизм, считает, что материя первична, а созн-е вторично. Воздействуя всеми способами на природу, Ч преобразует её и развивается сам. Предмет исторического материализма-общественная жизнь во всём многообразии. Основа обществ жизни – материальное производство(воздействие людей на природу).Самое главное здесь-трудовая деятельность людей.Важная роль-производительным силам общества(средства произв-ва), производственным отношениям.От того, кому принадлежит собственностьзависит качество производств отношений. Общественная собственность служит интересам всех, частная-отдельным лицам. Нужно частную собст-ть превратить в общественную. Преемственность истории опред-ся производительными силами, которые постоянно совершенствуются и развиваются. Представители-Карл Маркс, Фридрих Энгельс. В России-В И Ленин

11. Позитивизм и его философская эволюция

Позитивизм— философское направление, сложившееся в 40-е годы XIX в., основоположником которого является Огюст Конт. Классическому взгляду на философию позитивизм противопоставляет новый взгляд: философия из науки о первоначалах должна превратиться в методологию. По мнению О. Конта, прежняя философия представляет собой метафизику, т.е. спекулятивное и необъективное знание о несуществующих вещах. Позитивная философия должна стать наукой о методе и освободиться от всяких признаков метафизичности. Никаких философских законов в мире нет.По мнению О. Конта, философия не может претендовать на самостоятельное познание реальности, поскольку метафизические поиски первых и последних причин — совершенно бессмысленное и бесполезное занятие. Задачей позитивной философии должно стать обобщение данных естественных наук. Наука сама себе философия, — таков основной тезис позитивизма. Любые науки, в том числе об обществе и человеке, должны строиться по образцу естествознания, поскольку именно естественные науки являются источником объективного знания о мире.Историю человеческого духа О. Конт делит на три стадии:теологическую, на которой человек объясняет мир с помощью взаимодействия сверхъестественных сущностей;

метафизическую, на которой для объяснения мира применяются вымышленные абстракции;

позитивную, на которой человечество наконец-то приходит к объективным, научным объяснениям существующих в природе закономерностей. Позитивизм отождествил все существующее знание только с естественно-научным, тем самым не просто сузив сферу философского исследования, но уничтожив саму философию с ее мировоззренческими и смысложизненными вопросами. В парадигме позитивизма философия исчезает в качестве самостоятельной формы духовной активности человека. Позитивизм получил развитие в концепциях неопозитивизма и постпозитивизма XX в., продемонстрировавших противоречивость и ограниченность его исходных установок. В своем развитии позитивизм проходит три этапа. Первый позитивизм возник в середине XIX в. и связан с именами О. Кон-та, Г. Спенсера и Дж. Милля. Второй позитивизм, или эмпириокритицизм возник на рубеже XIX—XX вв., и, с одной стороны, развивал принципы первого позитивизма, а с другой -— воспроизводил идеи субъективного идеализма XVII в. Второй позитивизм связан с именами Э. Маха и Р. Авенариуса. Третий позитивизм сложился в20-е годы XX в. и называется неопозитивизмом. Его представителями являются Морис Шлик, Рудольф Карнап, Людвиг Витгенштейн, Бертран Рассел и др. Основная проблематика неопозитивизма гносеологическая.

6 стр., 2553 слов

Философия 44

... около 12000 членов. 2.Неопозитивизм(«логический атомизм», «логический позитивизм», «аналитическая философия», «логический эмпиризм») является широко распространенным философским течением. ... Гегеля и отвергает предложенное им помещение человека в исторически конкретную систему реализации объективного ... философии считаются Б. Рассел (1872 — 1970) и Л. Витгенштейн (1989 — 1951). Рассел прожил долгую жизнь ...

12 Философия экзистенциализма.

Экзистенциализм сформировался в Европе в первой половине XX в. Его: источниками считаются философия С. Кьеркегора, основные идеи философии жизни и феноменология Э. Гуссерля. Понятие «экзистенциализм» объединяет целый ряд философских учений, различаемых обычно по национальному признаку. Представителями русского экзистенциализма являются Николай Бердяев и Лев Шестов; французского — Жан Поль Сартр, Альберт Камю, Габриэль Марсель; немецкого — Мартин Хаидеггер, Карл Ясперс; испанского — Хосе Ортега-и-Гассет. Вариантом японского экзистенциализма является литературное творчество Кобо Абэ. Различают также религиозную версию экзистенциализма (Карл Ясперс, Габриэль Марсель, Николай Бердяев, Лев Шестов, Мартин Бубер) и атеистическую (Альберт Камю, Жан Поль Сартр, Мартин ХаЙдеггер и др.).

Основной проблематикой экзистенциализма является антропологическая и аксиологическая. Своеобразием экзистенциализма можно считать то, что даже онтология мыслится как вариант антропологии, и природа бытия вообще постигается через анализ бытия человека. Исходным в экзистенциализме, или философии существования, признается индивидуальное бытие, которое выступает источником любых знаний и ценностей. Основной темой экзистенциализма является тема человека, находящегося в кризисной, конфликтной ситуации. Эфемерность и иллюзорность индивидуального бытия, отсутствие гарантированности и обеспеченности жизни — таков основной лейтмотив философии существования. Индивидуальное существование провозглашается экзистенциалистами первичным не только по отношению к общественному, социальному бытию, но и по отношению к сущности самой личности. Человек сначала рождается в определенном месте и времени, которых не выбирал, живет в мире, чьих законов не устанавливал, и только в процессе существования обретает свою сущность, а точнее, создает ее. Ясное осознание негарантированности и необеспеченности бытия, осознание конечности жизни позволяет человеку обрести свободу и вместе с ней силы противостоять абсурдной реальности. В последней трети XX в. влияние экзистенциализма в философии ослабло, однако его идеи по-прежнему продолжают питать литературу и искусство.

13 Философские идеи прагматизма

Прагматизм сложился в 70-е годы XIX в. и представляет собой типично американский вклад в западную философию. Представителями прагматизма являются Уильям Джеймс, Джон Дьюи, Чарльз Пирс. Если классическая философия имела дело с гносеологическим миром, то прагматизм переориентировал свое внимание на мир практический. Основная проблематика прагматизма — праксеологическая, центральной является тема успешного повседневного действия человека и условий его возможности. Прагматизм возрождает античное понимание философии как любви к мудрости, но, в отличие от древней философии, он ориентируется не на мудреца — философа, а на обычного «среднего» человека. Объявив прежнюю философию абстрактной и созерцательной, представители прагматизма выдвинули программу реконструкции, в результате выполнения которой философия должна превратиться в метод разрешения повседневных жизненных проблем. Прагматизм отождествляет объективную реальность с опытом, который понимается как любое содержание сознания: все, что переживается, поток сознания и т.п. Опыт формируется в процессе повседневной деятельности человека и никогда не является чем-то определенным и законченным.

8 стр., 3934 слов

Философия 97

... философских направлений а) «сверхрационализма» - неопозитивизма; сциентизма; б) естественного иррационализма - философии жизни; философии человека; феноменологии; в) мистически – религиозного иррационализма; г)философии истории. СЦИЕНТИЗМ (от лат. ... в т.ч. филос. они объявляли лишенными смысла псевдоутверждениями. ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ — течение в философии кон. 19 — нач. 20 в., выдвигавшее в ...

Любой опыт связан с риском, поэтому задача философии — помогать человеку двигаться от одной части опыта к другой, достигать поставленных перед собой целей. Философия призвана реконструировать опыт личности и помочь в поиске средств, повышающих успешность действий. Поиск абсолютной устойчивости и достоверности тщетен, но человек может становиться все более успешным в своих действиях, поскольку его природа не является чем-то раз и навсегда определенным. Человек может меняться и менять реальность, которая является его собственным опытом. Отдельные фрагменты опыта — просто объекты нашего верования, то, в реальность чего мы верим. Вера рассматривается прагматизмом как позитивное состояние духа, ведущее к действию. Переход от сомнения к вере характеризует ситуацию исследования, в которой часто оказывается человек. Научное знание рассматривается в прагматизме как коллективная принудительная вера, полезная для достижения определенных целей. Мышление — инструмент действия, с помощью которого человек приспосабливается к среде. Любое знание имеет смысл и ценность только в том случае, если оно служит действию. Знание истинно, если основанное на нем действие оказалось успешным, соответственно, бесполезное знание, не ведущее к успеху, трактуется как ложное. Истина понимается в прагматизме неклассическим образом: истинное есть выгодное, полезное в образе нашего мышления. В центре внимания прагматизма — индивидуальность, личность и ее повседневные проблемы. Философия прагматизма стала своеобразной идеологией американского общества, нацеленного на успешную, эффективную жизнь. Пафос прагматизма вполне созидателен и гуманистичен: он ориентирует личность на свободное, ответственное действие, которое меняет реальность и ведет к жизненному успеху.

14. Философия Фрейдизма и неофрейдизма

Психоанализ — направление в современной философии, объясняющее роль бессознательного, иных психических процессов в жизни человека и общества.Началом психоанализа можно считать два главных открытия, сделанных Фрейдом: 1бессознательного — особой психической реальности, которая присуща каждому человеку, существует наряду с сознанием и в значительнойстепени контролирует сознание; 2реакция вытеснения (из сознания в бессознание) отрицательных эмо­ций, отрицательного опыта, всего того, что нарушает равновесие и здоровье психики как способа психологической защиты. Особая форма жизни бессознательного — сны. По Фрейду, сны — этореализация скрытых стремлений человека, того, что было нереализовано в реальной действительности. Фрейдом выделяются две схемы психики: топографическая; динамическая. Бессознательное -прихожая, сознание-кабинет, страж. При динамической схеме психика представляется как совокупность трех слоев — Оно, Я, Сверх-Я.(я-всадник, бессознательно-лошадь)Согласно Фрейду главными факторами, которые руководят и направ­ляют психикой человека, являются: удовольствия ,вытеснения.

12 стр., 5708 слов

30.Основы социальной работы с молодежью. Социальные проблемы молодежи

... нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни, обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья, участие в разработке целевых ... детей, имеющих отклонения в физическом или умственном развитии, позитивного отношения к жизни, обществу, семье, обучению, труду с помощью комплекса медицинских, социальных, психолого-педагогических ...

Что является «ядром» бессознательной сферы? Отвечая на этот вопрос, Фрейд выдвигает сначала так называемую «первую психоаналитическую систему», которая господствовала с 1905 по 1920 гг., а после 1920 года -«вторую психоаналитическую систему».

Согласно первой психологической системе в основе бессознательного лежит «либидо» — сексуальное влечение, сексуальный инстинкт. Либидо ищет свое выражение:

  • в сексуальных действиях;
  • в других сферах жизни через сублимацию (преобразование) сексуаль­ной энергии в несексуальную.

Частой причиной замещения сексуального объекта на несексуальный являются социальные нормы, традиции, запреты.

Сексуальный импульс, по Фрейду, может быть реализован трояко:

  • выпущен на свободу» через непосредственные действия, как сексуаль­ные, так и несексуальные;
  • вытеснен в бессознательное;
  • подавлен, лишен энергии через реактивные образования (стыд, мо­раль).

Таким образом, психическая деятельность человека есть процесс превра­щений его сексуального инстинкта.

Данная теория вызвала протест в Европе.

В 20-е гг. XX в. Фрейд разрабатывает вторую психологическую систему, где по-новому смотрит на проблему возникновения энергии бессозна­тельного.

Центральные понятия данной системы — Эрос и Таиатос. Эрос (инстинкт жизни) лежит в основе конструктивного поведения че­ловека, созидания. Благодаря ему человек обеспечивает свои потребно­сти и продолжает род.

Танатос (инстинкт смерти) подталкивает человека к деструктивной дея­тельности, разрушению всего того, что кажется ему «чужим» и опасным. Жизнь человека — постоянное взаимодействие Эроса и Танатоса.

Особое внимание Фрейд уделяет проблеме отношений человека, чело­веческих масс, культуры.

Согласно Фрейду человеческое общество может существовать только при условии взаимного подавления бессознательных привычек, влече­ний, страстей, в противном случае общество будет разрушено изнутри. Происходит массовая сублимация подавленной энергии и преобразова­ние ее в культуру.

Общество создает заменитель подавленной энергии — ритуалы. Ритуал -коллективное бессознательное — форма реализации вытесненных жела­ний. Ритуалов множество — религия, мораль, искусство, поэзия, музы­ка, зрелища, массовые мероприятия.

По мере развития цивилизации человеческие страсти подавляются все больше и больше. Это приводит:

  • к массовым психозам, всенародной депрессии;
  • к необходимости конструирования более сложных, изощренных ритуалов.

В этой связи возникает феномен толпы, массы. Огромное количество людей с подавленными желаниями группируется в массу, толпу и на­правляет свою энергию на лидера. Происходит процесс идентификациикаждого члена группы, массы в целом, с групповым лидером.

Каждый член группы (толпы) автоматически переносит на себе черты лидера (вождя), а вождь (лидер) переносит на себя черты массы. Объединение людей в массу, идентификация с лидером способствует укоренению в «бессознательном» толпы иллюзии самоценности, силы (благодаря принадлежности к группе и лидеру), безопасности. Толпа агрессивна, легко заводима, категорична, беспощадна.

Роль лидера толпы, по Фрейду, может выполнить только личность с ярко выраженными психическими аномалиями, способная поверить всобственную исключительность и повести толпу за собой.

На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдиз­ма, разработанное его продолжателями — Альфредом Адлером, Виль­гельмом Райхом, Густавом Юнгом. Эрихом Фроммом.

В частности, Альфред Адлер (1870 — 1937) выдвинул концепцию, согласно которой в основе «великих» действий человека, гиперактивности, сверх­стремлений, а также психических болезней лежит вытесненный комп­лекс неполноценности, который человек желает компенсировать, доби­ваясь успеха в бизнесе, политике, науках, искусстве, личной жизни.

Вильгельм Райх (1897 — 1957) считается основателем так называемого фрейдо-марксизма.

Основная идея его концепции заключается в том, что в основе нормаль­ной жизни и деятельности человека лежит сексуальная энергия, имею­щая космическую природу. Общество беспощадно подавляет энергию че­ловека, ‘его аффекты с помощью морали, культуры,- этикета. Человек вынужден жить в «тисках» культуры, приспосабливаться к нормам обще­жития, другим людям, подчиняться начальству, властям — это приводит к «невротизации» человека, гибели его истинного «Я», самости.

Единственный способ спасти человека — полное ниспровержение культуры (морали, запретов, субординации), раскрепощение, сексуальная революция. Карл Густав Юнг (1875 — 1961) выдвинул теорию архетипов.

Согласно Юнгу жизненная (а не только сексуальная) энергия человека, наталкиваясь на непреодолимые препятствия окружающей жизни, перево­дится не в индивидуальное бессознательное, а во всеобщее бессознательное в виде архетипов. Архетипы — универсальные образы, «код» общечеловеческой вытесненной жизненной энергии. Ими могут быть содержание снов, мифы, бред душевнобольного, парапсихологические эффекты, грезы, галлюцина­ции. Архетипы — «зашифрованная» история человечества, высшие истины.

Цель философии — помочь человеку «расшифровать» архетипы, понять их смысл, а через них — себя и окружающую действительность.

Эрих Фромм (1900 — 1980) поставил проблему противоречивости челове­ческого существования.

Фромм выделяет следующие основные противоречия человеческого су­ществования:

  • патриархат и матриархат;
  • гуманистическое и авторитарное сознание;
  • власть и подчинение;
  • стремление к обладанию и просто жизнь;
  • личное бытие (история жизни) и историческое бытие (история);
  • «свобода от» и «свобода для» — негативная и позитивная свободы.

Цель философии, по Фромму, — помочь человеку решить эти противоре­чия. Главный способ их решения — культивирование всеобщей любви, стремление сделать мир добрее, добиться того, чтобы «желание жизни»повсеместно вытесняло «желание смерти», разрушительные истины. Одним из популярных на Западе направлении неофрейдизма является маркузианство, близкое по духу и к фрейдо-марксизму. Его основателем является Г. Маркузе (1898-1979).

Главное произведение Маркузс — «Одномерный Человек». Суть его в том, что современное «одномерное общество» воспитывает нормального, но «одномерного человека», обладающего желаниями, интересами, увлечениями, но только в рамках одного направления — потребления. Чело­век-потребитель постепенно становится «винтиком», зависит от обще­ства, мельчает как личность, подавляет свои естественные желания, тоесть себя.

Выход из данного положения, «прорыв» одномерного общества Маркузе видит в полной сексуальной свободе и раскрепощенности, в сек­суальной революции.