Экзистенциальный тренинг

Упражнение «Круги откровения»

Материалы: мел (или веревки).

Место проведения и исходное положение участников: на полу начерчены (или обозначены веревкой) три окружности с единым центром (одна в другой).

Диаметры окружностей соответственно – 1 метр (малая окружность), 2 метра (средняя окружность) и 4 метра (большая окружность).

Участники сидят на стульях вокруг большого круга.

Ведущий предлагает желающим участникам по очереди выполнять упражнение.

Правила:

  1. По желанию любой участник встает в большой круг.

  2. Начиная медленно идти вдоль окружности большого круга в одну сторону, участник говорит то, что ему хочется сказать обществу, в котором он живет.
  3. Затем участник переходит в средний круг и движется по его окружности. При этом участник говорит то, что ему хочется сказать своим близким и друзьям.
  4. Затем участник переходит в малый круг и движется по его окружности. При этом участник говорит то, что ему хочется сказать самому себе.
  5. После этого участник выходит из кругов и садится на свое место.
  6. Члены группы и тренер могут задавать ему вопросы.

Примечания для ведущего:

  • свет в помещении может быть приглушен с целью создания доверительной обстановки;
  • ведущий для примера первым проходит упражнение;
  • ведущий не активизирует участников, упражнение проходят желающие;
  • в конце ведущий благодарит всех за участие в упражнении.

Упражнение завершается обсуждением и рефлексией.

Упражнение № «Ответь за друга»

Каждый участник тренинга выбирает себе пару (по желанию или по жребию), становится за его (ее) спиной. Члены группы задают, сидящему партнеру самые различные вопросы, но отвечает вместо него стоящий за его спиной напарник. Его партнер подтверждает или опровергает данный им ответ, а по завершению опросной атаки группы, он дает заключение о «точности попадания ответов в цель», т.е. каково примерное процентное соотношение верных и неверных ответов.

Чем выше процент правильных ответов, тем лучше данный член группы узнал своего товарища за период тренинга.

Желательно, чтобы вопросы были направлены на изучение жизненных целей, ценностей, интересов, установок, черт характера и отношений к окружающему миру личности респондента. При этом они могут носить проблемный характер и формулироваться в виде ситуации, например:

Как бы ты поступил, если бы твой друг нарочно или случайно выдал бы твою сокровенную тайну?

Если бы перед тобой стоял выбор карьера или гармоничная семейная жизнь, чему бы ты отдал предпочтение?

Ты спешишь на свидание, а высоко на дереве жалобно мяукает котенок. Полезешь ли ты на дерево, чтобы помочь котенку, если при этом ты можешь опоздать на свидание?

По завершению упражнения проводится рефлексия, в процессе которой члены группы делятся своими ощущениями, переживаниями, суждениями. Важно, чтобы каждый рассказал о том, что являлось основанием его ответов за своего товарища:

— просто угадывал;

— знал наверняка те или иные его интересы, привычки и др.;

— на основе предположений;

— доверился собственной интуиции и т.д.

  • Использование специальных структурированных упражнений для углубле­ния осознания смертности.Структурированные упражнения можно отнести к «экзистенциальной шоковой терапии», и потому их использование предполагает, чтобы сам психолог не боялся темы смерти.

Упражнение «Отрезок моей жизни»

Клиенту, страдающему тревогой, усталостью либо раздражением предлагается: «На пустом листе бумаги начертите отрезок. Один его конец представляет ваше рождение, другой — вашу смерть. Поставьте крестик на том месте, где вы находитесь сейчас. Поразмышляйте над этим примерно пять минут».

Упражнение «Похороны»

Клиента просят закрыть глаза и погрузиться в себя. Далее используется любая релаксационная техники, позволяющей клиенту войти в трансовое состояние. После чего консультант помогает клиенту пережить собственные похороны.

Упражнение особенно эффективно в работе с клиентами, пережившими смерть близких. Оно позволяет клиенту пофантазировать на тему собственной смерти и помогает подойти к углубленному осознанию смерти, которое, в свою очередь, приводит к более высокой оценке жизни и открывает возможности для личностного роста.

Упражнение «Вызов»

Группу разделяют на тройки и дают задание беседовать. Имена участников группы пишутся на отдельных листках бумаги; листки помещаются в сосуд, затем их вслепую вынимают по одному и выкликают написанные на них имена. Тот, чье имя названо, прерывает разговор и поворачивается спиной к остальным.

Многие участники сообщают, что в результате этого упражнения у них возросло сознавание случайности и хрупкости существования.

Упражнение «Жизненные циклы»

Групповой опыт переживания «жизненного цикла» помогает участникам сфокусироваться на основных вопросах каждой стадии жизни. В отрезок времени, посвященный старости и смерти, им предлагается целые дни жить жизнью стариков: ходить и одеваться как старые люди, припудрить волосы и стараться играть конкретных хорошо знакомых им стариков; посетить местное кладбище; в одиночестве гулять по городу/лесу, представляя в своем воображении, как они теряют сознание, умирают, как их обнаруживают друзья и как их хоронят.

гештальт-игры, в том числе:

Упражнение «Я беру ответственность»

Клиенту предлагается к каждому утверждению добавлять: «…и я беру ответственность за это». Например: «Я сознаю, что двигаю своей ногой… и я беру ответственность за это». «Мой голос очень тих… и я беру ответственность за это». «Теперь я не знаю, что сказать… и я беру ответственность за незнание».

Упражнение «Разговор с внутренними симптомами»

Клиенту предлагается быть внимательным к внутренним ощущениям и брать на себя ответственность и за себя и за симптомы тела.

Данное упражнение проиллюстрируем следующим примером из практики Ф. Перлза. Перед пациентом стояла мучительная дилемма и, обсуждая ее, он ощутил ком в животе, Перлз предложил ему побеседовать с этим комом: «Помести ком на другой стул и поговори с ним. Ты будешь исполнять свою роль и роль кома. Дай ему голос. Что он говорит тебе?» Таким образом, клиенту предлагается взять на себя ответственность за обе стороны конфликта, чтобы тот отдал себе отчет в том, что ничего само собой не «случается» с нами, что мы — авторы всего: всякого жеста, всякого движения, всякой мысли.

Идентификацию уклонения от ответственности «здесь и теперь».В зависимости от ситуации консультант либо разоблачает попытки клиента вовлечь себя в сценарные игры; либо не позволяет клиенту перенести на себя ответственность за то, что случается в ходе консультирования или вне его.

Столкновение с реалистичными ограничениями.Консультант помогает клиенту осознать, что не все события жизни подвластны воле и желаниям человека, есть обстоятельства, на которые клиент повлиять не может, а может лишь изменить к ним отношение. В практике экзистенциального консультирования может быть полезным упражнение «Классификация событий».

Упражнение «Классификация событий»

Клиенту предлагается на отдельных карточках написать все события, которые повлекли за собой возникновение его проблемы. Потом консультант просит его разделить эти карточки на три группы: 1) события, на которые я не могу повлиять; 2) события, на которые я могу повлиять частично; 3) события, на которые я могу повлиять. Затем обсуждается каждая группа, каждое событие.

После этого клиенту говорится, что на самом деле в жизни второй группы не существует, и предлагается распределить карточки второй группы между двумя другими. Клиента просят разъяснить его решение.

Далее консультант помогает клиенту: — изменить отношение к тем событиям, на которые повлиять нельзя (возможно использование метода АВС-эмоций из рационально-эмотивной терапии); — взять большую ответственность за обстоятельства, на которые повлиять можно.

  • Противостояние экзистенциальной вине.Психологи считают одной из функций тревоги призыв к совести. Такая тревога подпитывается, среди прочего, и чувством вины, обусловленной неудачной реализацией потенциала. Например, источником экзистенциальной вины клиента, у которого умер близкий человек, могут служить реальные ошибки (когда человек объективно сделал что-то «не так» по отношению к умершему или, напротив, не сделал что-то важное для него).

    В этом случае психологическая помощь в работе с экзистенциальной винойсостоит в том, чтобы способствовать осознанию страдальцем значимости вины, изменению отношения к ней, извлечению из нее позитивного опыта. С целью закрепления результата можно предложить вести «Дневник вины».

Дневник вины

Клиент дается задание в течение трех недель вести «Дневник вины», в котором следует подробно записать следующее: 1) случаи, когда он пытался заставить кого-то чувствовать себя виноватым; 2) случаи, когда кто-то пытался заставить его чувствовать себя виноватым; 3) случаи, когда он внушал(ет) себе, что виноват. В дневнике следует так же фиксировать время, которое уходит на игру «кто прав, кто виноват», и утраченные в связи с этим возможности. В дальнейшем клиенту стоит научиться прислушиваться к себе и немедленно останавливаться, если он сам или кто-то пытается заставить почувствовать его виноватым; либо дать понять этому кому-то, что данное воздействие потеряло свою актуальность и больше не эффективно.