Экзаменационный билет №2
№1 Наблюдение и эксперимент. Классификация видов.
Наблюдение – преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности. Методами наблюдения обычно называют такие методы познания психических явлений, в основе которых лежит прямое наблюдение человека за самими психическими явлениями или за теми признаками, в которых они проявляются. Основные требования к научному наблюдению: однозначность замысла, объективность (возможность контроля).
В социальных науках – сложность: результаты наблюдения в большой мере зависят от личности экспериментатора, его установок и пр.
В зависимости от положения наблюдателя различают простое, наблюдение со стороны (события регистрируются со стороны) и включенное (наблюдатель участвует в деятельности и наблюдает «изнутри»).
Так же как отдельные виды выделяются самонаблюдение (наблюдение, объектом которого являются психические состояния и действия самого наблюдающего субъекта) свободное наблюдение (проводится без заранее намеченного плана, в его ходе наблюдатель сам принимает решение что и как наблюдать) и стандартизированное наблюдение (все заранее продумано, есть четкая программа).
Экспериме́нт(отлат.experimentum— проба, опыт) внаучном методе— метод исследования некоторого явления в управляемых условиях. Отличается отнаблюденияактивным взаимодействием с изучаемым объектом. Обычно эксперимент проводится в рамкахнаучного исследованияи служит для проверкигипотезы, установленияпричинных связеймеждуфеноменами. Эксперимент является краеугольным камнемэмпирическогоподхода кзнанию.Критерий Попперавыдвигает возможность постановки эксперимента в качестве главного отличия научной теории отпсевдонаучной. Отличительной особенностью экспериментального метода считается управлениеэкспериментальным фактором, или «независимой переменной», и отслеживание его влияния нанаблюдаемое следствие, или «зависимую переменную». Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного — независимой переменной[2].
Наблюдение Эксперимент Измерение
... наблюдения. Связь наблюдателя и наблюдаемого объекта Пристрастность Сложность (невозможность) повторного наблюдения Виды измерения в естественной науке. Фундаментальные измерения Произвольные измерения Измерение по определению Измерения отличаются от эксперимента, ... - эксперимент Непосредственный – беседа Пассивный: Измерения Наблюдения Социальная психология психологического эксперимента. ПЭ ...
- Лабораторный эксперимент— условия специально организуются экспериментатором. Основная задача обеспечить высокую внутреннюю валидность. Характерно выделение единичной независимой переменной. Основной способ контроля внешних переменных — элиминация (устранение).
Внешняя валидность ниже чем в полевом эксперименте.
2)Полевой, или естественный эксперимент— эксперимент проводится в условиях, которые экспериментатор не контролирует. Основная задача обеспечить высокую внешнюю валидность. Характерно выделение комплексной независимой переменной. Основные способы контроля внешних переменных — рандомизация (уровни внешних переменных в исследовании точно соответствуют уровням этих переменных в жизни т.е. за пределами исследования) и константность (сделать уровень переменной одинаковым для всех участников).
Внутренняя валидность как правило ниже, чем в лабораторных экспериментах.
3)Констатирующий эксперимент — экспериментатор не изменяет свойства участника необратимо, не формирует у него новых свойств и не развивает те, которые уже существуют.
4)Формирующий эксперимент — экспериментатор изменяет участника необратимо, формирует у него такие свойства, которых раньше не было или развивает те, которые уже существовали.
№2 эмпирические и теоретические предпосыдки возникновения социальной психологии
:1)социально-психологические идеи (с-п) возникали внутри других отраслей знаний, прежде всего -в философии. А также психологии и социологии: Платон, Аристотель, Гоббс, Локк, руссо, Гегель.
2) запросы по решению с-п проблем возникают в различных смежных науках: языкознание, антропология, этнография, археология, криминология – накоплено много данных, которые требуют специальной обработки
3) вычленение с-п проблематики внутри «родительских» дисциплин
Криминология: развитие капиталистических общественных отношений породило новые формы противоправного поведения, и объяснение причин, его детерминирующих, приходилось искать не только в сфере социальных отношений, но и с учетом психологических характеристик поведения. Таким образом, становится понятно, что большой объем накопленного материала требует специальной обработки.
На основе этого Т. Шибутани сделал вывод о том, что социальная психология стала независимой отчасти потому, что специалисты различных областей знания не в состоянии были решить некоторые свои проблемы.
Возникновению соц.психологии также способствовало развитие психиатрической практики, использование гипноза – был открыт факт зависимости психической регуляции поведения индивида от управляющих воздействий со стороны другого, то есть возникает проблема, относящаяся к компетенции соц.психологии. В психологии вообще осуществлялся поиск новых подходов к объяснению человеческого поведения, что тоже составляет область соц.психологии. Активно развивалась социология, где тоже было накоплено много знаний, были необходимы характеристики психологической стороны социальных явлений.
.
Запросы практики не ограничивались вопросами из других областей, которые необходимо было объяснить, бурное становление капиталистических форм в экономике (особенно США) стимулировало практику прикладных исследований. Социально-политическая тематика была очень актуальна, особенно в условиях развернувшегося экономического кризиса (начало 20 века)
34. генотип и среда в развитии темперамента и личности
... произвольной регуляции поведения, под влиянием обучения и воспитания формируются особенности характера и личности человека. В итоге свойства темперамента, образно говоря, «маскируются», поэтому некоторые исследователи ... с соавт., 1998). Таким образом, в преклонном возрасте генотипическая доля дисперсии показателей личности обнаруживает тенденцию к снижению, а доля уникальной среды возрастает.
3. образовательная среда − среда, в которой осуществляются процессы обучения и
воспитания человека (в ее роли могут выступать этническая, религиозная, профессиональная,
информационно-виртуальная, семейная среды), в том специально организованные: школьная
(школы, гимназии и т.д.), дошкольная (детские сады), внешкольная (улица, двор как стихийная
образовательная среда, а также учреждения дополнительного образования − центры детского
творчества, клубы по интересам и т.д.), образовательная среда среднего специального образования (профессиональные училища, колледжи, лицеи и т.д.), вузовская (высшие учебные заведения), профессионального типа (создается при подготовке к профессиональной деятельности).
Понятие об образовательной среде
образование − это единый процесс обучения
и воспитания,направленный на формирование личности индивида по заданному образцу и на дальнейшее ее развитие.Ранее мы также определили,что окружающая человека среда с эколого-психологических позиций − это его естественное и социальноекружение,обладающее комплексом влияний и условий,а также возможностей развития личности.Исходя из этого,можно дать следующее определение образовательнойСРЕДЕ
Под образовательной средой (или средой образования)понимается система
влияний и условий формирования личности по заданному образцу,а также возможностей для ее развития,содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении [3].
3.2.2. Личностная типология образовательной среды
Образовательная среда как среда в которой осуществляется образование представляет собой по сути образовательную систему.Примерами такого рода систем могут
служить высшее учебное заведение,школа,внешкольное учреждение и т.д.Все образовательные системы имеют свои,присущие только им особенности:цели,задачи,ожидаемые результаты, принципы и методы реализации поставленных целей. В связи с
этим на современном этапе выделяются типы образовательных сред, классифицируемые на основе такого признака как особенности или тип личности, которая «образовывается» (от слова «образование») в той или иной образовательной системе или среде.
Другими словами, рассмотрим личностную типологию образовательной среды [3]. В
соответствии с такой типологией выделяется четыре типа образовательных сред: догматическая; безмятежная; карьерная; творческая. Их краткая характеристика представлена в таб. 4.
Таблица 4
Личностная типология образовательной среды
(по В.А. Ясвину, 1997)
1 2
Догматическая
образовательная среда
Безмятежная
образовательная среда
Пример − классическая школьная образовательная
система советского периода. Основная цель образо-
вания: идейно-нравственная и полиобразовательная
подготовка человека к служению обществу. Важ-
нейшим элементом такой образовательной системы
догмат служения Отечеству. Ценности и интересы
общества являются приоритетными по отношению к
Образовательная деятельность детей в группах раннего возраста
... методики, разработаны развивающие технологии. Но организовать с оптимальной эффективностью воспитательно-образовательный процесс с детьми раннего возраста в группе непросто, ведь необходимо разобраться в технологиях ... факторов Генетический фактор - есть ряд болезней, кот.передаются по наследству - слабоумие. Среда – ареал тундры и гор противоположны, значит и типы характеров будут противоположны. ...
ценностям и интересам личности. Функция учителя
заключается в том, чтобы «наставлять всех, всему и
всесторонне», ориентируясь на интересы общества,
определять учебный материал, способ и время его
усвоения детьми, а затем добиваться этого усвоения.
Знания, умения и навыки, которые ученик сумел
продемонстрировать по требованию учителя счита-
ются усвоенными. В процессе педагогического взаи—
модействия ребенок постоянно должен подстраи-
ваться к воспитателю. «Хороший» учитель, в свою
очередь, учитывает возрастные, а порой и индивиду-
альные особенности ребенка, однако, это касается в
большей степени познавательной сферы. Образова-
тельный процесс носит коллективный характер.
Дисциплина и наказание становится педагогиче-
ским методом, который сознательно применяется
для формирования определенного типа личности
учащихся. Проявление детьми инициативности и
творчества в этой системе не находит соответст-
вующей педагогической поддержки. Догматиче-
ская образовательная среда наиболее распростране-
на в различных учебных заведениях разных стран и
эпох, включая и нынешнее время. Такой тип образо-
вательной среды специально изобретен человечест-
вом для воспроизводства послушного и смиренного
народа, который является идеальным объектом для
недемократического управления.
Система Жана Жака Русо, который стремится в
педагогическом процессе, прежде всего, обеспечить
свободу развития ребенка. Он делает акцент на том,
что индивидуальные ценности должны рассмат-
риваться выше общественных. Руссо в своей пе-
дагогической системе отстаивает еще одну важней-
шую идею: воспитатель должен подстраиваться к
воспитаннику, не ограничивать свободу детей, а
только быть всегда рядом и «помогать им и воспол-
нять для них недостаток разумения или силы», ко-
гда у детей действительно возникают серьезные
проблемы, или им грозит реальная опасность. Руссо
призывает воспитателя тщательно заниматься разви-
тием «особых дарований каждого ребенка: нужно с
ними хорошо ознакомиться, чтобы знать, какой
нравственный режим пригоден для них. Каждый ум
имеет свой собственный склад, сообразно с которым
и следует управлять им; для успешности принимае-
мых забот важно, чтобы им управляли таким-то пу-
тем, а не иным» [3, с. 233]. Идеальная образователь-
ная среда для Руссо − это деревня, где на лоне при-
роды, в изоляции от общества с его пороками, вос-
питатель и воспитанник живут вдвоем до достиже-
ния последним пятнадцатилетнего возраста: «Строй
с ранних пор ограду вокруг души твоего дитяти» [3,
с. 202]. Однако, педагогике Руссо акцент делается
скорее на практическую сторону воспитания че-
ловека нежели на творческую. Руссо полагал, что
наиболее полезными занятиями для ребенка являют-
ся земледелие и столярное ремесло, а книги он счи-
тал величайшим злом для его развития: до двенадца-
ти лет ребенка не следует учить чтению.
Социальная среда образовательной организации как важный фактор ...
... общества", что близко соотносится с образовательной средой. 1.2 Сущность понятия "социализация личности" в современных исследованиях Под развитием личности мы понимаем последовательность и поступательность ... именно фактор социализации начинает оказывать значительное влияние на успешность обучения ребенка. Воспитание как процесс приобщения человека к историческому опыту в содержательной ...
Тип формируемой личности
«Догматическая» личность характеризуется как
абсолютно зависимая, и абсолютно пассивная.
«Безмятежная» личность характеризуется как
относительно свободная, но крайне пассивная.
Таблица 4
(продолжение)
3 4
Карьерная
образовательная среда
Творческая
образовательная среда
Образовательная среда, которая может быть клас-
сифицирована как карьерная, была сконструирована
талантливым отечественным педагогом Антоном
Семеновичем Макаренко в условиях колонии (ком-
муны) для несовершеннолетних правонарушителей.
Образовательная среда Макаренко ориентирована
на, предусматривает широкие полномочия детского
самоуправления: общего собрания, совета команди-
ров, различных комиссий и т.д. Решения детского
самоуправления формально являются обязательны-
ми для исполнения всеми, в том числе и педагогами,
и руководителем учреждения. Однако, за этими ре-
шениями стоит железная воля педагога, точка зре-
ния которого в итоге и проводится через соответст-
вующий орган самоуправления под видом коллек-
тивного мнения воспитанников. «Диктат воспита-
теля» является неотъемлемым элементом образова-
тельной среды Макаренко, в которой метод наказа-
ния занимает важное место. Макаренко рассматри-
вал развитие инициативности воспитанников в
контексте коллективного воспитания. Если инициа-
тива ребенка была направлена на достижение лич-
ных целей, то она не могла встретить педагогиче-
ской поддержки. В то же время, инициатива любого
воспитанника, связанная с коллективными интере-
сами и задачами, обязательно получала такую под-
держку. В коммуне для воспитанников были орга-
низованы конструкторское бюро и бюро изобрета-
тельства. Творчество коммунаров развивалось в
специально созданном клубе «Ребусник», где со-
ставлялись и решались разнообразные задачи и го-
ловоломки по всем направлениям науки и техники.
В коммуне воспитанниками также периодически
организовывались спектакли, музыкальные вечера,
литературные конференции, выставки, конкурсы,
олимпиады и т.д. По результатам ассоциативного
эксперимента [3] образовательная среда, спроекти-
рованная Макаренко, практически всеми представ-
ляется как «пчелиный улей», «муравейник», «казар-
ма с дедовщиной».
Совершенно особая образовательная среда была
спроектирована в первой половине XX века выдаю-
щимся польским врачом и педагогом Янушем Кор-
чаком. По отношению к приоритетам интересов
личности или общества в образовательном процессе
Корчак твердо стоит на позиции приоритета лич-
ности, подчеркивая лицемерие и примитивную ути-
литарность общественных запросов к воспитатель-
ным учреждениям, не приемлет положения, когда
взрослые, берут на себя право авторитарного управ-
ления жизнью и поведением детей. С точки зрения
Корчака воспитателям следует тщательно и всесто-
ронне изучать детей для того, чтобы педагоги мог-
ли наиболее эффективно помогать детскому раз-
Исследование проблемы восприятия личности воспитателя детьми ...
... . Проблема взаимодействия педагога и ребенка является одной из традиционно сложных в образовательном процессе Цирихова Н.В. Особенности восприятия старшими школьниками и учащимися колледжа личности педагога / // Педагогическое образование в ...
витию, творчески подстраиваясь под этот про-
цесс. Корчак выступает как сторонник индивиду-
ального воспитания, которому он придает перво-
степенное значение в своей образовательной среды.
Образовательная среда Корчака ориентирована на
«свободу». Корчак крайне отрицательно относит-
ся к любым формам наказания ребенка, хотя кос-
венные наказания и достаточно суровые все-таки
были. Например, кодекс товарищеского суда, дейст-
вующий в образовательном учреждении, хоть и
предполагал прощение виновного, но тем не менее
являлся наказанием в форме «разбора полетов» на
заседаниях детского суда. Образовательная среда,
созданная Корчаком, была ориентирована на разви-
тие инициативы и самостоятельности каждого ре-
бенка. Он считал, что ни в коем случае нельзя огра-
ничивать детскую активность, что эта естественная
активность ребенка является важнейшим фактором
его личностного развития. Детское творчество свя-
зывалось Корчаком не только с искусством или кон-
струированием, но прежде всего, с таким естествен-
ным ежедневным занятием ребенка как игра. Таким
образом, образовательная среда Корчака ориентиро-
вана на «активность». Сегодня проблемы создания
творческой образовательной среды разрабатывают-
ся, прежде всего, в русле гуманистической педаго-
гики (см. уточнение терминов и понятий к главе 1).
Тип формируемой личности
«Карьерная» личность характеризуется как
активная, но зависимая_______.
«Творческая» личность характеризуется как
активная и свободная.