Диагностика доминирующей эмоциональной модальности у педагогов

Инструкция. Внимательно прочтите каждое утверждение опросника и отметьте знаком «+» тот вариант ответа, который характеризует Вас в Вашем обычном взаимодействии с другими людьми

Вопросы

безусловно да

пожалуй, да

пожалуй, нет

безусловно нет

1

Легко ли вам признаться перед учениками в допущенной Вами ошибке?

2

Часто ли у вас портится настроение из-за плохой подготовки учащихся к уроку?

3

Можно ли сказать, что перед занятием вы почти всегда чувствуете себя бодрым и веселым?

4

Пугает ли вас иногда ответственность за учеников, которая на вас лежит?

5

Испытываете ли вы чувство неудовлетворенности от своей работы с учениками?

6

Если бы ученики над вами нехорошо подшутили, привело бы это вас в состояние гнева?

7

Овладевает ли вами негодование, если ученики не выполняют ваши требования?

8

Легко ли вы заражаетесь радостным настроением своих учеников?

9

Можно ли сказать, что вы не верите в свои педагогические способности?

10

Вызывает ли у вас возмущение и негодование поведение современной молодежи?

11

Появляется ли у вас чувство неуверенности в присутствии на занятии коллег или администрации?

12

Часто ли вы не в состоянии сдержать свои эмоции при негативном поведении учащихся?

13

Приносит ли вам ваша работа много радости?

14

Испытываете ли вы чувство тревоги во время проведения занятия?

15

Может ли недостаток содействия вам со стороны администрации вызвать у вас раздражение?

16

Испытываете ли вы робость перед начальством?

17

Вы охотно организуете с учениками веселые, развлекательные мероприятия?

18

Легко ли вас может рассердить непонимание ученика?

19

Производите ли вы на своих коллег впечатление грустного человека?

20

Вам становится грустно после неудачно проведенных занятий?

21

Вам свойственно чувство удовлетворенности своей профессией?

22

Испытываете ли вы чувство тревоги за свой авторитет перед учениками?

23

Склонны ли вы предаваться невеселым, мрачным мыслям, встречая непонимание со стороны администрации?

24

Ощущаете ли вы некоторую робость перед проведением публичных мероприятий, собраний?

25

Часто ли неудачи в работе приводят вас в отчаяние?

26

Можете ли вы сказать о себе, что вы педагог-оптимист?

27

Вызывает ли у вас чувство тоски собственное бессилие в некоторых вопросах воспитания?

28

Боитесь ли вы выступать перед большой малознакомой аудиторией?

29

Вызывает ли у вас раздражение неподготовленность учеников к занятию?

30

Если коллега вам нагрубил, хочется ли вам ответить тем же?

31

Боитесь ли вы проявить свою неосведомленность перед учениками?

32

Если вы чувствуете упрямство со стороны ученика, овладевает ли вами раздражение и злость?

33

Часто ли вы испытываете радость в течение рабочего дня?

34

Можете ли вы присоединиться к мнению, что в работе педагога больше радости, чем печали и невзгод?

35

Кажется ли вам, что в будущем работа с учениками будет приносить все больше трудностей и разочарований?

36

Любите ли вы веселую суету и оживление учеников вокруг себя?

37

Часто ли вы испытываете чувство подавленности при подведении итогов вашей педагогической деятельности?

38

Овладевает ли вами раздражение, если, как вам кажется, что ученики вас не понимают?

39

Испытываете ли вы радость, когда находите общий язык со учениками?

40

Овладевает ли вами гнев так сильно, что вы долго не можете успокоиться?

41

Рискнете ли вы спорить с начальством по серьезным вопросам?

42

Бывает ли у вас чувство страха перед работой с новым для вас коллективом учащихся?

Методика «Психологический портрет учителя»

Инструкция.Уважаемый коллега! Этот тест поможет вам получить характеристику своего стиля преподавания и обратить внимание на некоторые особенности своей нервной системы. Из трех вариантов ответа выберите тот, который точнее всего отражает ваши мысли, чувства, реакции и отметьте его в соответствующей клетке крестиком или другим значком.

I

II

III

IV

V

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

Вопросы

1. В воспитании детей важнее всего

1) окружить ребенка теплотой и заботой;

2) заложить уважительное отношение к старшим;

3) выработать у ребенка определенные взгляды и умения.

2. Если кто-то в классе отвлекается, я не могу вести урок

1) да;

2) нет;

3) в зависимости от ситуации или настроения.

3. Когда ученик на уроке излагает факты, которые мне неизвестны, я испытываю

1) интерес;

2) смущение;

3) раздражение.

4. Если класс не приведен в порядок,

1) моя реакция зависит от ситуации;

2) я не обращаю на это внимания;

3) я не могу начать урок.

5. В конфликтах с другими людьми я чувствую вину за собой

1) часто;

2) в зависимости от ситуации;

3) редко.

6. Для меня важнее

1) отношения с учениками;

2) отношения с коллегами;

3) затрудняюсь ответить.

7. Некоторые ученики вызывают у меня раздражение, которое трудно скрыть

1) часто;

2) иногда;

3) никогда не вызывают.

8. Присутствие на уроке посторонних

1) воодушевляет меня;

2) никак не отражается на моей работе;

3) выбивает меня из колеи.

9. Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте

1) в зависимости от ситуации;

2) нет;

3) да.

10. Мои школьные отметки зависели от моих усилий, а не от настроения учителей

1) да;

2) не всегда;

3) нет.

11. Во время перемены я предпочитаю общаться

1) с учениками;

2) с коллегами;

3) лучше побыть в одиночестве.

12. Я почти всегда иду на урок в приподнятом настроении

1) нет;

2) не всегда;

3) да.

13. У меня есть такие качества, по которым я превосхожу других

1) да;

2) нет;

3) не уверен.

14. Я предпочитаю работать под руководством человека, который

1) предлагает простор для творчества;

2) не вмешивается в мою работу;

3) дает четкие указания.

15. Когда я строю планы, я не сомневаюсь в успехе задуманного

1) чаще всего;

2) иногда;

3) я почти всегда сомневаюсь.

16. Случайные встречи с учениками за пределами школы

1) доставляют мне удовольствие;

2) вызывают у меня чувство неловкости;

3) не вызывают у меня особых эмоций.

17. Бывает, что без видимых причин я чувствую себя счастливым(ой) или несчастным(ой)

1) часто;

2) редко;

3) никогда.

18. Замечания со стороны коллег и администрации

1) меня мало волнуют;

2) иногда задевают меня;

3) часто задевают меня.

19. Во время урока я придерживаюсь намеченного плана

1) в зависимости от ситуации;

2) предпочитаю импровизацию;

3) всегда.

20. Мои успехи обычно признаются другими людьми

1) да;

2) не всегда;

3) редко.

21. С мнением, что каждого ученика нужно принимать таким, каков он есть 1) я согласен;

2) не согласен;

3) что-то в этом есть.

22. Мне не хватает теплоты и поддержки со стороны близких и коллег 1) да;

2) иногда;

3) нет.

23. Мысль о предстоящей встрече с учениками и коллегами

1) доставляет мне удовольствие;

2) особых эмоций не вызывает;

3) мне в тягость.

24. Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне, 1) предпочитаю выяснить отношения;

2) игнорирую этот факт;

3) я плачу ему той же монетой.

25. От того, как воспитывают детей в семье, зависит

1) почти все;

2) кое-что;

3) ничего не зависит.

26. В работе для меня важнее всего

1) привязанность учеников;

2) признание коллег;

3) чувство собственной необходимости.

27. Успех урока зависит от моего физического и душевного состояния 1) часто;

2) иногда;

3) не зависит.

28. В дружелюбном отношении со стороны коллег

1) я не сомневаюсь;

2) уверенности нет;

3) затрудняюсь ответить.

29. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять, 1) я пытаюсь понять его точку зрения;

2) я перевожу разговор на другую тему;

3) я стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку.

30. Если я захочу, то смогу расположить к себе любого человека

1) да;

2) в зависимости от ситуации;

3) вряд ли.

31. Если при мне незаслуженно наказывают ученика,

1) я тут же заступлюсь за него;

2) один на один сделаю замечание коллеге;

3) сочту некорректным вмешиваться.

32. Работа дается мне ценой большого напряжения

1) обычно;

2) иногда;

3) редко.

33. У меня нет сомнений в своем профессионализме

1) безусловно;

2) есть сомнения;

3) не приходилось задумываться.

34. По-моему, в школьном коллективе важнее всего

1) возможность работать творчески;

2) отсутствие конфликтов;

3) трудовая дисциплина.

35. На детей влияет так много факторов, что усилия родителей сводятся на «нет»

1) нет;

2) не всегда;

3) да.

36. С высказыванием «Я ничему не могу научить этого ученика, потому что он меня не любит»

1) согласен полностью;

2) не согласен;

3) что-то в этом есть.

37. Мысли о работе мешают мне уснуть

1) часто;

2) редко;

3) никогда не мешают.

38. На собраниях и педсоветах я выступаю по волнующим меня вопросам

1) часто;

2) иногда;

3) предпочитаю слушать других.

39. Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика

1) нет, это недопустимо;

2) затрудняюсь ответить;

3) если ученик этого заслуживает.

40. Люди, не сумевшие реализовать свои возможности, сами виноваты в этом

1) да;

2) в некоторых случаях;

3) нет.

41. Во время каникул я испытываю потребность в общении с учениками 1) да;

2) нет;

3) иногда.

42. Я нахожу в себе достаточно сил, чтобы справиться с трудностями 1) редко;

2) когда как получится;

3) всегда.

43. Мне приходилось выполнять приказы людей не вполне компетентных 1) да;

2) иногда;

3) нет.

44. Непредвиденные ситуации на уроках

1) можно эффектно использовать;

2) лучше игнорировать;

3) только мешают учебному процессу.

45. Большинство неудач в моей жизни происходило по моей собственной вине

1) да;

2) не всегда;

3) нет.

46. В конфликте между коллегой-учителем и учеником я «в душе» встаю на сторону

1) ученика;

2) учителя;

3) сохраняю нейтралитет.

47. В начале или конце учебного года у меня возникают проблемы со здоровьем

1) как правило;

2) иногда;

3) проблем со здоровьем нет.

48. Мои ученики относятся ко мне с симпатией

1) да;

2) не все;

3) не знаю.

49. Требования руководства не вызывают у меня протеста, даже если я считаю их необоснованными

1) нет;

2) когда как;

3) да.

50. Успех зависит от способностей и трудолюбия человека, а не от удачного стечения обстоятельств

1) чаще всего;

2) когда как;

3) не согласен.

Опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание»(mbi) (Вариант для учителей и преподавателей высшей школы)

Инструкция.Вам предлагается 22 утверждения о чувствах и переживаниях, связанных с работой. Пожалуйста, прочитайте внимательно каждое утверждение и решите, чувствуете ли вы себя таким образом на вашей работе. Если у вас никогда не было такого чувства, в листе для ответов отметьте позицию 0 – «никогда». Если у вас было такое чувство, укажите, как часто вы его ощущали, позиция 6 – «ежедневно». Для этого зачеркните или обведите кружком балл, соответствующий частоте переживаний того или иного чувства.

Утверждения

никогда

очень редко

редко

иногда

часто

очень часто

ежедневно

  1. Я чувствую себя эмоционально опустошенным.

0

1

2

3

4

5

6

  1. К концу рабочего дня я чувствую себя как выжатый лимон.
  2. Я чувствую себя усталым, когда встаю утром и должен идти на работу.

0

1

2

3

4

5

6

  1. Я хорошо понимаю, что чувствуют мои ученики и коллеги, и использую это в интересах дела.

0

1

2

3

4

5

6

  1. Я общаюсь с моими учениками чисто формально, без лишних эмоций и стремлюсь свести общение с ними до минимума.

0

1

2

3

4

5

6

  1. Я чувствую себя энергичным и эмоционально воодушевленным.

0

1

2

3

4

5

6

  1. Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях.

0

1

2

3

4

5

6

  1. Я чувствую угнетенность и апатию.

0

1

2

3

4

5

6

  1. Я могу позитивно влиять на продуктивность работы моих учащихся и коллег.

0

1

2

3

4

5

6

  1. В последнее время я стал более черствым (бесчувственным) по отношению к тем, с кем работаю.

0

1

2

3

4

5

6

  1. Как правило, окружающие меня люди много требуют от меня и манипулируют мной. Они скорее утомляют, чем радуют меня.

0

1

2

3

4

5

6

  1. У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление.

0

1

2

3

4

5

6

  1. Я испытываю все больше жизненных разочарований.

0

1

2

3

4

5

6

  1. Я чувствую равнодушие и потерю интереса ко многому, что радовало меня раньше.

0

1

2

3

4

5

6

  1. Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими учениками и коллегами.

0

1

2

3

4

5

6

  1. Мне хочется уединиться и отдохнуть от всего и всех.

0

1

2

3

4

5

6

  1. Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества при общении с моими воспитанниками и коллегами.

0

1

2

3

4

5

6

  1. Я легко общаюсь с людьми независимо от их статуса и характера.

0

1

2

3

4

5

6

  1. Я многое успеваю сделать.

0

1

2

3

4

5

6

  1. Я чувствую себя на пределе возможностей.

0

1

2

3

4

5

6

  1. Я еще многое смогу достичь в этой жизни.

0

1

2

3

4

5

6

  1. Бывает, что ученики и коллеги перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей.

0

1

2

3

4

5

6

Оценка удовлетворенности профессией учителя

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, с которыми вы можете согласиться, не согласиться или согласиться частично. Вы должны выбрать один из трех предлагаемых вариантов ответа, который отражает ваше мнение. Затем следует поставить в колонке для ответов рядом с номером вопроса букву выбранного вами ответа.

Не тратьте много времени на обдумывание ответов. Дайте тот ответ, который первым приходит в голову. Старайтесь представить наиболее характерную ситуацию, которая соответствует смыслу вопроса и, исходя из этого, выбирайте ответ.Желательно не прибегать слишком часто к промежуточным ответам типа «не уверен», «нечто среднее», «трудно сказать».Обязательно отвечайте на все вопросы подряд, ничего не пропуская. Возможно, некоторые вопросы покажутся вам слишком личными, но вы можете быть уверены в том, что ваши ответы не будут разглашены. Отвечайте как можно искреннее.

Анкета

1. Решение моих жизненных проблем (интересная работа, повышение квалификации и т.д.) связано с работой в школе:

а) да; б) отчасти да; в) нет.

2. Взаимоотношения между сотрудниками на моей работе:

а) натянутые; б) зависят от обстоятельств; в) хорошие.

3. Организация труда в школе меня:

а) устраивает; б) устраивает частично; в) не устраивает.

4. Я доволен своим положением в коллективе:

а) да; б) трудно сказать; в) нет.

5. Я работаю спокойно, не испытывая напряжения, так как работа меня увлекает:

а) да; б) когда как; в) нет.

6. Кроме учебы у школьников могут быть другие важные для них проблемы:

а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет.

7. Я всегда, независимо от обстоятельств, сдерживаю свои обещания:

а) да; б) когда как; в) нет.

8. Взаимоотношения между членами педагогического коллектива и непосредственным руководителем:

а) напряженные; б) зависят от обстоятельств; в) хорошие.

9. Педагогический коллектив, в котором я работаю, считается дружным:

а) нет; б) трудно сказать; в) да.

10. У меня есть стремление содействовать развитию своей школы:

а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет.

11. Коллеги при решении педагогических задач:

а) всегда помогают друг другу; б) иногда помогают друг другу; в) решают их каждый самостоятельно.

12.. Условия труда на моем рабочем месте удовлетворяют меня:

а) да; б) трудно сказать; в) нет.

13. Я считаю, что моя работа в коллективе имеет большое значение:

а) нет; б) затрудняюсь ответить; в) да.

14. В целом я оценил бы свою работу как:

а) интересную; б) в чем-то интересную, а в чем-то — нет; в) неинтересную.

15. Общение с учащимися меня:

а) стимулирует; б) оставляет спокойным; в) утомляет.

16. У меня бывают такие мысли, которыми мне не хотелось бы делиться с другими людьми:

а) да; б) иногда; в) нет.

17. Непосредственный руководитель относится к новым работникам:

а) с безразличием; б) иногда с безразличием, а иногда с интересом; в) с пониманием.

18. Если ко мне обратятся за советом, какое место работы выбрать, я посоветовал бы войти в наш коллектив:

а) да; б) трудно сказать; в) нет.

19. Я считаю свою школу одной из лучших в городе (районе):

а) да; б) сложно сказать; в) нет.

20. Большинство членов нашего коллектива ладят между собой:

а) да; б) когда как; в) нет.

21. В нашем учреждении имеется хорошая возможность восстановить свои силы во время трудового дня (питание, комната отдыха):

а) да; б) трудно сказать; в) нет.

22. Я считаю, что в настоящее время мои отношения с коллегами по работе:

а) напряженные; б) нормальные; в) хорошие.

23. Я испытываю удовлетворение от своей работы:

а) да; б) иногда; в) нет.

24. С учениками я нахожу общий язык:

а) да; б) когда как; в) с трудом.

25. Бывает, я передаю слухи:

а) да; б) иногда; в) нет.

26. Непосредственный руководитель оказывает сотрудникам эмоциональную поддержку:

а) всегда; б) иногда; в) никогда.

27. Когда дело касается моих личных интересов, я могу забыть о своей ответственности перед коллективом:

а) да; б) когда как; в) нет.

28. Возможность осуществления моих жизненных планов в связи с работой в этом учебном заведении:

а) незначительна; б) неопределенна; в) велика.

29. Взаимопонимание между опытными педагогами и молодыми специалистами в нашей школе:

а) очень хорошее; б) зависит от ситуации; в) отсутствует.

30. Обеспечение методической литературой, пособиями к урокам я оцениваю как:

а) недостаточное; б) среднее; в) хорошее.

31. Свое положение в коллективе в настоящее время я определяю как:

а) приносящее удовлетворение; б) иногда приносящее удовлетворение, иногда — нет;

в) неудовлетворительное.

32. Последнее время работа по специальности не приносит мне того удовлетворения, которого я ожидал:

а) да; б) иногда; в) нет.

33. Современные дети:

а) неуправляемы; б) имеют определенные достоинства и недостатки; в) независимы и талантливы.

34. Я всегда говорю только правду:

а) да; б) затрудняюсь ответить; в) нет.

35. Мои отношения с непосредственным руководителем можно определить как:

а) напряженные; б) средние; в) хорошие.

36. Если я долгое время отсутствую на работе (болезнь, отпуск), то стремлюсь вернуться в свой коллектив:

а) да; б) когда как; в) нет.

37. Когда о нашем учебном заведении говорят в городе (в районе), у меня возникает чувство:

а) гордости; б) безразличия; в) неловкости.

38. Я думаю, что педагогический коллектив помогает проявить инициативу и развить способности:

а) каждому; б) некоторым; в) никому.

39. Я считаю, что в нашем учебном заведении созданы все условия для успешной работы педагога:

а) да; б) затрудняюсь с ответом; в) нет.

40. Среди коллег я пользуюсь уважением:

а) нет; б) затрудняюсь ответить; в) да.

41. Моя нынешняя работа соответствует моим интересам и склонностям:

а) да; б) частично; в) нет.

42. Участие в культурно-массовых мероприятиях с учащимися мне:

а) приносит удовлетворение; б) безразлично; в) в тягость.

43. Бывает, что, разозлившись, я выхожу из себя:

а) да; б) иногда; в) нет.

44. К мнениям педагогов непосредственный руководитель относится:

а) равнодушно; б) когда как; в) с пониманием.

45. В свободное время на работе я предпочитаю заниматься делами:

а) личного характера; б) когда как; в) коллектива.

46. Если бы мне предложили аналогичную работу в другом учебном заведении, я бы согласился:

а) да; б) не знаю; в) нет.

47. Взаимоотношениями в своем педагогическом коллективе я доволен:

а) нет; б) затрудняюсь ответить; в) да.

48. В целом условия труда в школе я оценил бы как хорошие:

а) да; б) трудно сказать; в) нет.

49. Отношение ко мне коллег в данный момент меня:

а) устраивает; б) затрудняюсь ответить; в) беспокоит.

50. В последнее время моя работа мне:

а) нравится; б) трудно сказать; в) не нравится.

51. Думаю, что классы, в которых я работаю:

а) хуже некуда; б) средние; в) удачные.

52. Я считаю все свои привычки хорошими:

а) да; б) трудно сказать; в) нет.

53. В проведении культурно-массовых мероприятий принимает участие наш непосредственный руководитель:

а) да; б) когда как; в) нет.

54. Если бы мне сейчас представилась возможность сменить коллектив сотрудников, я бы сделал это:

а) да; б) не знаю; в) нет.

Анкета для выявления кризисогенных факторов и факторов преодоления профессиональных кризисов учителей

Инструкция. Выразите, пожалуйста, свое отношение к приведенным суждениям. Если Вы согласны с суждением, поставьте, пожалуйста, знак «1»; если Вы согласны лишь отчасти, то знак «0,5»; если Вы не согласны, то поставьте знак «0».

Суждение

Ваш ответ

1

Как учитель, глядя в будущее, я испытываю сомнения и безнадежность

2

Обстоятельства на работе складываются совершенно не так, как бы мне хотелось

3

Я плохо понимаю, как я должен воспитывать своих учеников

4

У меня сейчас больше проблем, чем у многих других учителей

5

Я хочу лучше разбираться в жизни

6

Я пытаюсь влиять на педагогический процесс в школе

7

Часто в трудностях учитель обретает смысл своей профессиональной деятельности

8

Я стараюсь обсудить с другими учителями свои проблемы

9

Мне трудно и неинтересно осваивать новые знания по предмету

10

Часто после работы я чувствую себя очень усталым(ой)

11

То, что раньше было для меня так важно, совершенно перестало быть таковым сейчас

12

К сожалению, ученики плохо понимают меня

13

Я считаю необходимым подвергать анализу свои профессиональные взгляды и позиции

14

Я всегда могу придумать на уроке что-либо такое, что позволит реализовать мою задумку, идею

15

Я знаю, что имеет высший непреходящий смысл и как я могу реализовать его в своей профессиональной деятельности

16

Я с уважением отношусь к ученику, к его уникальности и проблемам

17

Я не вижу серьезной необходимости обновлять используемые методы работы

18

Раньше у меня было больше шансов добиться успеха, чем теперь

19

Все чаще я перестаю видеть положительные результаты своей профессиональной деятельности

20

То, что я делаю, коллеги часто понимают совершенно неверно

21

Я люблю знакомиться с новым взглядом на вещи, с иной позицией

22

Я всегда могу найти время на радость, даже на уроке

23

Я хочу, чтобы людям жилось лучше, и знаю, что это зависит и от меня

24

Я люблю праздники в школе, когда все ученики и учителя чувствуют единение

25

Я не знаю, что будет дальше, но мои отношения на работе слишком мало устраивают меня

26

Постоянные заботы, дела. У меня практически не остается времени на личную жизнь

27

Я требую от учеников, чтобы они знали то, что я им даю, хотя часто думаю, что им это вряд ли пригодится

28

Жизнь часто бывает ко мне несправедлива

29

Мое мнение о мире изменяется на протяжении жизни

30

Я верю, мне хватит внутренних сил, чтобы преодолеть сложности жизни

31

По-моему, не следует придавать слишком большое значение ошибке, которую совершает человек. Важно найти способ исправить ее

32

Я обдумываю с разных позиций себя, свое поведение. Часто я пытаюсь понять, как меня видят мои ученики, учителя, родители учеников

33

В нашей школе вряд ли могут произойти позитивные изменения

34

У меня есть задумки, но нет возможностей, чтобы реализовать их

35

Я хочу, чтобы моя работа меньше затрагивала мое личное время

36

Мои профессиональные проблемы кажутся другим незначительными

37

Я знаю много людей, умело решающих проблемы самореализации в профессии

38

Если обстоятельства на работе не благоприятствуют мне, я вполне реализую себя в частной жизни, в своих хобби и увлечениях

39

Каждый человек может поставить перед собой цель, работать и добиться успеха

40

Я стараюсь обращать внимание на успехи ученика, а не выискивать его недостатки

41

То, что будет в будущем с моими учениками, мало зависит от меня

42

Меня не устраивают роли, которые заставляет играть жизнь

43

Я легко могу поменять свою работу

44

Все меньше я вижу вокруг себя умных и справедливых людей

45

Если я вижу, что мои действия не приводят к положительному результату, я могу остановиться и начать все совершенно по-другому

46

В жизни есть много прекрасных сторон, и деньги определяют очень мало

47

Я люблю своих учеников и обретаю в работе смысл и радость

48

Я открыто раскрываю коллегам свои проблемы, и они делятся со мной своими проблемами

49

Я испытываю тревогу, когда задумываюсь о своей работе в школе

50

Для меня важно получать за свою работу большие деньги

51

Я не знаю, что сегодня правильно, а что нет

52

Другие учителя видят в работе больше положительных результатов, чем я

53

Чтобы учить детей, человек должен иметь представление о разных сторонах жизни

54

От моего мнения и предложений зависит то, что делается в школе

55

Я умею находить в своей жизни и в работе интересные, положительные моменты

56

Меня волнуют интересы моих учеников, то, что они думают, чем живут, о чем переживают

Определение стиля межличностного взаимодействия (с. В. Максимов, ю, а. Лобейко)

Инструкция. Внимательно прочтите каждое утверждение и оцените по пятибалльной системе частоту проявления того или иного действия в вашем обычном взаимодействии с другими людьми.

Действия

Часто®Редко

1

Указываю людям, что надо делать.

5

4

3

2

1

2

Выслушиваю мнение других людей.

5

4

3

2

1

3

Даю возможность другим участвовать в принятии решения.

5

4

3

2

1

4

Даю возможность другим действовать самостоятельно.

5

4

3

2

1

5

Настойчиво объясняю, как надо что-либо делать.

5

4

3

2

1

6

Обучаю людей тому, как надо работать.

5

4

3

2

1

7

Советуюсь с другими.

5

4

3

2

1

8

Не мешаю другим работать.

5

4

3

2

1

9

Указываю, когда надо делать работу.

5

4

3

2

1

10

Учитываю успехи других.

5

4

3

2

1

11

Поддерживаю инициативу.

5

4

3

2

1

12

Не вмешиваюсь в процесс определения целей деятельности другими.

5

4

3

2

1

13

Показываю, как надо работать.

5

4

3

2

1

14

Иногда даю возможность другим принимать участие в обдумывании проблемы.

5

4

3

2

1

15

Внимательно выслушиваю собеседников.

5

4

3

2

1

16

Если вмешиваюсь в дела других, то по-деловому.

5

4

3

2

1

17

Мнение других не разделяю.

5

4

3

2

1

18

Прилагаю усилия к тому, чтобы уладить разногласия.

5

4

3

2

1

19

Стараюсь улаживать разногласия.

5

4

3

2

1

20

Считаю, что каждый должен применять свой талант как может.

5

4

3

2

1