Акцентуация характера у подростков

АКЦЕНТУАЦИЯ ХАРАТЕРА У ПОДРОСТКОВ

Акцентуация характера рассматривается как неограниченный вариант нормы и проявляется в «заострении» определённых черт личности.

Гипертимный тип

Основная черта этого типа – постоянное пребывание в хорошем настроении, которое лишь изредка опомрачается вспышками агрессии в ответ на противодействия окружающих, а тем более при стремлении круто подавить желание и намерение подростка подчинить его своей воли.

Характерны: высокая контактность, общительность, оживлённая жестикуляция. Такие подростки движимы жаждой движения, деятельности, общения, впечатлений и развлечений, часто проявляют тенденцию к лидерству. В конфликтные отношения вступают лишь в условиях жесткой дисциплины, монотонной деятельности, вынужденного одиночества.

Для благоприятного развития характера нежелательны как условия безнадзорности, так и жесткого контроля.

Циклоидный тип

Данный тип поведения чаще всего наблюдается в старшем подростковом и юношеском возрасте. Его особенностью являются периодические с фазы «от нескольких недель до нескольких месяцев» колебания настроения, жизненного тонуса. В период подъема подросткам такого типа присущи черты гипертимного типа, затем наступает период спада настроения, резко снижается контактность, подросток становится пессимистичным, начинает тяготиться шумным обществом. Тяжело переживаются мелкие неприятности и неудачи, которые учащаются из-за снижения работоспособности. Подросток может ответить грубостью или гневом на замечание, после чего впадают в ещё большее уныние. Серьёзные неудачи и нарекания окружающих могут углубить субдепрессивное состояние и вызвать острую аффективную реакцию с возможными попытками суицида.

Оптимальная позиция близких и педагогов по отношению к подростку, находящемуся в субдепрессивной фазе – ненавязчивая забота и внимание. Полезно в этот период снизить требования к подростку, быть с ним теплым, понимающим.

Лабильный тип

Главная черта этого типа – крайняя изменчивость настроения. В той или иной степени это явления присуще всем подросткам. Поэтому о наличие ситуации данного типа можно говорить лишь тогда, когда настроение меняется слишком выражено, а поводы для этих перемен незначительны. Частые перемены настроения сочетаются со значительной глубиной переживания: от настроения данного момента зависят и самочувствие и аппетит, и трудоспособность, и желание побыть одному или влиться в шумную кампанию. Так же меняется и отношение к будущему оно то оптимистично то наоборот унылое или даже мрачное. На фоне колебания настроения возможны мимолетные конфликты со сверстниками и взрослыми, кратковременные аффективные вспышки, но затем следует быстрое раскаяние и поиск пути к примирению.

8 стр., 3900 слов

Психомоторные и эмоциональные критерии визуальной диагностики ...

... и практическими задачами ее изучения. Как один из методов диагностики типов темперамента и акцентуации характера можно выделить визуальную диагностику. 1. Теории и методы исследования ... высшей нервной деятельности к психологии». 2. Понятие темперамента. Основные критерии для определения типа темперамента Темперамент - совокупность типологических особенностей человека, проявляющиеся в динамике его ...

Хоть иногда подростки данного типа и кажутся легкомысленными, на самом деле в большинстве случаев они способны на глубокую и искреннюю привязанность к родным, друзьям, любимым. В то же время они чрезвычайно отзывчивы на доброту на понимание, иногда достаточно непродолжительного, но доверительного ободряющего ласкового разговора чтобы вдохнуть новые силы в «опустившего руки» подростка. На заботу отвечают благодарностью и исполнительностью. Очень остро и болезненно переживают эмоциональное отвержение, вынужденную разлуку с близкими.

Астено-невротический тип

Главными чертами этого типа является повышенная психическая и физическая утомляемость, раздражительность, склонность к ипохондричности. Утомляемость особенно проявляется при умственных занятиях. Умеренные физические нагрузки переносятся лучше, однако физические напряжения оказываются невыносимыми. Раздражительность более всего сходна с аффективными вспышками, при лабильной акцентуации, но в отличие от него аффективные вспышки связаны не с перепадами настроения, а с отчетливо прослеживаемыми нарастаниями раздражительности в моменты утомления.

Накопившееся раздражение по ничтожному поводу легко изливается на окружающих и столь же легко сменяется раскаянием и даже слезами. В данном случае аффект – проявление слабости. Склонность к ипохондрии также типичная черта астено-невротиков. Они внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям, улавливают малейшее недомогание, охотно лечатся, наиболее часто их беспокоят боли в области сердца и головы, которые носят психогенный характер.

Тревожно-педантичный тип

Главными чертами этого типа в подростковом возрасте являются нерешительность и склонность к рассуждению, тревожная мнительность и любовь к самоанализу, и, наконец, легкость возникновения обсесий – навязчивых страхов, опасений, действий, мыслей, представлений. Страхи и опасения тревожно-педантичного подростка целиком адресуются к возможному, хотя и маловероятному, в его будущем: как бы не случилось чего-то ужасного и непоправимого, как бы не произошло непредвиденного несчастья с ним самим, а ещё страшнее с теми близкими к которым он обнаруживает страстную почти патологическую привязанность.

Особенно ярко выступает тревога за мать: как бы она не заболела и не умерла, как бы с ней не случился несчастный случай. Даже небольшую задержку при возвращении матери с работы подросток переносит тяжело. Психологической защитой от постоянной тревоги за будущее становится специально придуманные приметы и ритуалы: жесты, заклинания, поведенческие комплексы. Другой формой защиты бывает особо выработанный формализм и педантизм. Нерешительность в действиях и склонность к рассуждениям у такого подростка ярко сочетаются. Всякий самостоятельный выбор может стать предметом долгих и мучительный колебаний.

20 стр., 9934 слов

Влияние детско-родительских отношений на профессиональный выбор подростка

... решений. Исходя из этого, целью данного исследования является определение влияния детско-родительских отношений на профессиональный выбор подростка. Объект исследования: учащиеся 9 класса. ... и родителей претерпевают определенные изменения, характеризуясь различными особенностями. Одновременно перед подростком встает задача профессионального самоопределения. Для успешного выбора профессии необходимо ...

Нерешительность часто приводит к гиперкомпенсации в виде неожиданной самоуверенности безоапеляционности в рассуждениях, скорополитливости действий, как раз в тех ситуациях, когда требуется осмотрительность и осторожность. Происходящие после этого неудачи ещё больше усиливают нерешительность и сомнения.

Тревожно-педантичному типу, как правило, несвойственна склонность к нарушениям правил, законов, курению, употреблению алкоголя и т.п.

Интровертированый тип

Наиболее существенными чертами данного типа считаются замкнутость, отгороженность от окружающего мира, неспособность или нежелание устанавливать контакты. Им характерны также сочетание противоречивых черт личности и поведения – холодности и утонченной чувствительности, упрямству и податливости, настороженности и легковерию, Апатичной бездеятельности и напористой целеустремленности, замкнутости и внезапной неожиданной назойливости, застенчивости и бестактности, чрезмерных привязанностей и немотивированных антипатий, рациональных рассуждений и нелогичных поступков, богатства внутреннего мира и бесцветности его внешних проявлений. Недоступность внутреннего мира и сдержанность в проявлении делают непонятными и неожиданными для окружающих многие поступки таких подростков. Угрозу для них представляет алкоголь, к которому они иногда прибегают в небольших дозах с целью «побороть» застенчивость. Неменьшую опасность для подростков данного типа представляют другие дурманящие вещества. Особенно бурно реагирую такие подростки на неумелые грубые попытки взрослых проникнуть в их внутренний мир «влезть» в душу. В этом отношении гораздо предпочтительнее попытки продемонстрировать искреннюю компетентную заинтересованность увлечением воспитанника.

Возбудимый тип

Главными чертами этого типа являются склонность к дисфории -пониженному настроению с раздражительностью, озлобленностью, мрачностью, склонностью к агрессии и тесно связанной с ней аффективной взрывчатостью. В интеллектуальной сфере обычно наблюдается вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность, откладывающие отпечаток на всю психику. Эти подростки могут искать повод для скандала сами. Также аффект может быть вызван и теми конфликтами, которые легко возникают у возбудимых подростков, вследствие властности, стремление к подавлению сверстников, жестокости и себялюбии. Повод для гнева может быть ничтожен, но он всегда сопряжен хотя бы с незначительным ущемлением прав и интересов возбудимого подростка. Как правило, подростковому возрасту у возбудимых детей происходит падение мотивации к учебной деятельности, что, тем не менее, часто сочетается с довольно высокими претензиями к своим оценкам. Возбудимый подросток начинает бороться за благополучные оценки самыми разными способами: от заискивания перед учителем до яростных тяжелых конфликтов с ним.

Очень важно не провоцировать конфликты, учитывая лёгкую эмоциональную зарождаемость возбудимых подростков сохранять подчеркнутый доброжелательный тон, но не в коем случает не заискивающий, при этом необходимо вести постоянное наблюдение за его поведением на уроках и во внеурочной деятельности, чтобы своевременно погасить деспотизм возбудимого подростка.

6 стр., 2550 слов

Кризисы в жизни человека

... моментом является то, что она становится психической жизнью, ибо, согласно Выгодскому, только психическая жизнь может быть частью социальной жизни окружающих ребенка людей. До года речь ребенка - пассивная: он ... - подросткового возраста: когда человек хотел бы, чтобы другие видели его старше, строже, тверже, чем он есть на самом деле. Когда к подростку применяют две нормы: ты ...

Демонстративный тип

Характеризуется, прежде всего, желанием быть в центре внимания. Для подростков данного типа акцентуации непереносимо ситуация, когда они оказываются в тени других подростков, поэтому, они стремятся выделиться любой ценой. Наиболее приемлемый вариант, когда демонстративный подросток стремиться отличиться за счёт успехов в учёбе, хотя одноклассникам не всегда симпатичны их желания постоянно получать восхищение. Однако, когда у демонстративного подростка не получается достичь успеха и восхищение окружающих он начинает привлекать внимание негативными поступками. Возмущение, осуждение и разговоры о нём для него значительно лучше, чем безразличие, забвение. Учительская позиция должна заключаться в том, чтобы не оставлять демонстративного подростка без внимания ,но и не делать его кумиром класса. Важно, чтобы учитель открыл для себя, достоинства и сильные стороны такого подростка и давал ему возможность их проявлять, для того чтобы данный подросток имел возможность самовыразиться и получить необходимые ему признания. Так же важно, чтобы взрослые помогли такому подростку видеть достоинства, достижения других людей и помогли ему научиться радоваться успехам других.

Неустойчивый тип

Основная проблема подростков с неустойчивым типом акцентуации заключается в их практически-патологической слабости воли. Для них очень сложно организовываться, очень сложно прикладывать усилия, как правило, у них отсутствуют мотивация учения, мотивация достижений, они привыкли к внешнему контролю, как правило, когда взрослые организовывают их время, отведенное на учёбу, они не сопротивляются, но самостоятельно это сделать они не могут. Они охотно помогают родителям в домашних делах, могут быть добрыми, «безпроблемными» детьми, но учеба является постоянным поводом для недовольства ими со стороны взрослых. Часто они производят впечатление детей более младшего возраста, чем они есть на самом деле. Неустойчивый тип акцентуации характера начинает формироваться ещё в младшем школьном возрасте. Родителям желательно обращать внимание на отношение ребёнка к учёбе ещё в начальной школе. Это связано с тем, что таким образом взрослому открывается, насколько ребёнок готов к ответственности, к самоконтролю, насколько для него важен результат, и если он ещё не готов к самоорганизации, очень важно его поддержать, дать внешний контроль, который постепенно делегируется ребёнку.

Это очень важно, потому что подростки с неустойчивым типом акцентуации очень легко внушаемы, легко попадают под влияние асоциальных личностей. Они стремятся к самоутверждению в компаниях с девиантным поведением.

ЮНОСТЬ

Юность – это определённый этап созревания и развития человека лежащий между детством и взрослостью. Это важное полное стрессов и путаницы время жизни.

Самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Хотя часто она ещё далека от адекватности. Может быть, именно вера в себя, повышенный уровень притязаний является тем двигателем, который помогает в юности строить грандиозные планы и тратить много сил на их реализацию.

Завершается формирование образа «я», молодые люди имеют уже более ясное представление о себе, хотя этот образ ещё неустойчив, зависит от референтного круга общения (значимых людей, чаще всего сверстников) и даже массовой культуры. Из-за этого часто чужие ценности принимаются за свои и молодой человек переживает, если не соответствует навязанным стандартам.

11 стр., 5092 слов

Смысл жизни человека 2

... из первых китайских направлений, обратившееся к совести человека, его честности, добродетели, мужеству, человеколюбию, доверию как закону человеческого общества. Смысл жизни человека заключен в нравственном самосовершенствовании, подчиняющемся этике долга. ...

Любовь и дружба — ключевые переживания юношеского возраста. Юношеская дружба уникальна. Она занимает исключительное положение в ряду других привязанностей.

Дружеское общение требует взаимопонимания внутренней близости, откровенности. Оно основано на отношении к другому как к самому себе. В нём раскрывается собственное реальное «я». Оно поддерживает самопринятие, сомоуважение.

Юношеские мечты о любви отражают прежде всего потребность в эмоциональном тепле пониманий, душевной близости. В это время часто не совпадают потребность в самораскрытии человеческой близости и чувственность. Противопоставление любви как высокого чувства и биологической сексуальной потребности особенно резко выражено у парней. Очень важно научиться различать возникающее чувство любви и чувство физического влечения и соответственно, выстраивать своё поведение.

Юность – период стабилизации личности. В это время складывается система суждений об окружающей действительности. В юношеском возрасте часто наблюдается максимализм, категоричность, негибкость.

Мировоззрение – это взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма всех его знаний. Формирование мировоззрения связано со способностью индивида к абстрактному мышлению. Без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.

Но мировоззрение не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главной ценностной ориентации.

Центральным новообразованием юношеского периода становится самоопределение: профессиональное и личностное. Старшеклассник решает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни. Молодому человеку необходимо определиться с ближней и дальней перспективой. Есть немалое количество молодых людей, которые не хотят задумываться о будущем, откладывают все вопросы «на потом». Установка на продление веселья и беззаботности вредна для развития личности. Решить главные возрастные задачи в этот период, самоопределиться, человек должен сам. Нужно научиться не отвергать помощь и совет других людей, но критически их перерабатывать. Люди, которые действительно чего-то добились в жизни, знают, что прежде чем начать достигать задуманное, его нужно представить, почувствовать, пережить. Постановка реальных целей и разработка планов по их реализации очень важная способность, которая, в конце концов, гарантирует успех в жизни. Успех – это последовательное достижение намеченных серьёзных жизненных целей.

Успех = достижения/притязания.

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПСИХОСОЦАЛЬНОЙ СТАДИИ

Младенчество: базальное доверие – базальное недоверие.

Первая психосоциальная стадия охватывает первый год жизни. По Эриксону в этот период прямоугольным камнем формирования здоровой личности является обще чувство доверия. Другие ученые называют ту же самую характеристику уверенностью. Младенец, имеющий базальное чувство «внутренней определённости» Воспринимает социальный мир как безопасное, стабильное место, а людей, как заботливых и надёжных. Это чувство определенности лишь частично осознаётся в период младенчества. Согласно Эриксону, степень развития у ребёнка чувства доверия к другим людям и миру зависит от качества получаемой ими материнской заботы.

2 стр., 793 слов

Рганы чувств ребенка начинают функционировать

... имеет предметную направленность: а) апатия, б) депрессия, в) настороженность, г) оптимизм, д) чувство, е) предвосхищающая эмоция, ж) разочарование. 22. Основные характеристики эмоций: а) длительность, б) ... человека в основном формируется: а) в первые пять лет жизни, б) до подросткового возраста, в) всю жизнь. 17. Основная функция воли: а) стимулирующая, б) регулирующая, в) ...

Таким образом, чувство доверия не зависит от количества пищи и только родительской нежности, скорее оно связано со способностью матери передать своему ребёнку чувство уверенности. Подобное поведение мы наблюдаем тогда, когда младенец может переносить отсутствие матери без чрезмерного страдания и тревоги по поводу «отделения от неё». Причиной кризиса ребёнка является ненадёжность, несостоятельность матери и отвергание ею ребёнка. Это способствует появлению у него психосоциальной установки страха, подозрительности и опасений за своё благополучие. Эриксон считает, что чувство недоверия может усилиться тогда, когда ребёнок перестаёт быть для матери главным центром внимания, когда она возвращается к тем занятиям, которые оставила на время беременности или рожает следующего ребёнка. Как отмечает Эриксон, здоровое развитие младенца не является результатом исключительно чувства доверия, оно скорее обусловлено благоприятным соотношением доверия и недоверия. Понять, чему не следует доверять как же важно, как и понять, чему доверять необходимо.

Положительное психосоциальное качество, приобретаемое в результате успешного разрешения конфликта «доверия-недоверия» Эриксон обозначает термином надежды.

Ранее детство: автономия, стыд и сомнение.

Приобретение чувства базального доверия подготавливает почву для достижения определённой автономии и самоконтроля. Избегание чувств стыда, сомнения и унижения. Согласно Эриксону, ребёнок, взаимодействуя с родителями в процессе обучения «туалетному поведению», обнаруживает, что родительский контроль бывает разным: с одной стороны, он может проявляться, как форма заботы, с другой – как деструктивное форма обуздания и мера пресечения. Ребёнок так же учится различать предоставление свободы типа «пусть попробует», как получение опыта и напротив, попустительство, как деструктивную форму избавления от хлопот. Эта стадия становится решающей для установления соотношения между добровольностью и упрямством. Чувство самоконтроля без потери самооценки является источником уверенности в свободном выборе. Чувство чрезмерного постоянного контроля и одновременная потеря самоконтроля может послужить толчком для постоянной склонности к сомнению и стыду. До наступления этой стадии дети почти полностью зависят от заботящихся о них людей. Со временем они стремятся взаимодействовать всё более независимо. С точки зрения Эриксона, удовлетворительное разрешение психосоциального кризиса на этой стадии зависит, прежде всего, от готовности родителей постепенно предоставлять детям свободу самим осуществлять контроль над своими действиями. В то же время, родители должны ненавязчиво, но четко ограничивать ребёнка в тех сферах жизни, которые потенциально или актуально представляются опасными как для самих детей, так и для окружающих. Автономия не означает, что ребёнок получает неограниченную свободу. Скорее она означает, что родители должны удерживать возрастающею способность ребёнка делать выбор в пределах определённых степеней свободы. Эриксон рассматривает переживания стыда у ребёнка как нечто родственное гневу, направленному на самого себя. Когда ребёнку не разрешается развивать свою автономию и самоконтроль. Стыд может появиться, если родители нетерпеливо, раздраженно и настойчиво делают за детей что-то, или наоборот, когда родители ожидают, что дети сделают то, чего они ещё сами сделать не в состоянии. Также в тех случаях, когда родители постоянно чрезмерно опекают ребёнка или остаются глухими к его потребностям, у него появляется либо преобладающее чувство стыда перед другими, либо сомнения в своей способности контролировать окружающий мир и владеть собой. Такие дети думают, что другие пристально их рассматривают, относятся с неодобрением, в результате формируются такие черты как приниженность и слабоволие.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... частью его поведения. В этом велика роль родителей, которые своим примером, не осознавая того, могут ... конфликтных ситуациях. 4. Формирование таких качеств, как эмпатия, доверие к людям и т. д. Поскольку поведение агрессивных ... внутрь. В этом случае постепенно накапливающиеся отрицательные чувства будут способствовать возникновению стресса. 4. Задерживать негативную эмоцию ...