Развитие эмоционального интеллекта у старших дошкольников в процессе музыкальных занятий.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

I. Теоретические аспекты развития эмоционального интеллекта дошкольников в процессе музыкальных занятий ……………………..…8

1.1. Понятие, виды, формы эмоционального интеллекта дошкольника ………………………………….………………………………………….……..8

1.2. Содержание, виды и формы организации музыкальных занятий в детском саду ………………………………..……………………..……………20

Выводы по I главе…………………………………………………………….35

II. Экспериментальное исследование эффективности формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников в процессе музыкальных занятий …………………….……………….…………..……38

2.1. Организация эксперимента и обоснование выбора методик. Описание результатов констатирующего этапа эксперимента ………………38

2.2. Описание этапов и содержания программы коррекционной работы, направленной на успешное развитие эмоционального интеллекта в процессе музыкальных занятий …………………………………………………………49

2.3. Обсуждение и анализ результатов контрольного этапа эксперимента ……………………………………………………………………57

Выводы по II главе ……………………………………………………..65

Заключение ………………………………………………………………67

Список использованной литературы …………………………………70

Введение

Дошкольное детство — очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа младенец превращается в относительно самостоятельную, активную личность. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.

Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение. Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

28 стр., 13556 слов

Изучение эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

... практике. Объект: Эмоциональный интеллект. Предмет: Эмоциональный интеллект детей дошкольного возраста. Гипотеза исследования: Формирование эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста будет более успешным, если организовать систему развивающих занятий, направленных на формирование следующих компонентов эмоционального интеллекта дошкольников: направленность внимания ...

Дошкольник учится понимать не только свои чувства, но и переживания других людей. Он начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику и пантомимику. Ребенок может сопереживать, сочувствовать литературному герою, разыгрывать, передавать в сюжетно-ролевой игре различные эмоциональные состояния.

Развитию эмоциональной сферы способствуют все виды деятельности ребенка. Огромную роль в обогащении эмоционального опыта ребенка играет музыка. Музыка — это и есть собственно эмоция.[11, 177]

Р.М. Чумичева считает, что музыка переносит нас из сферы видимости — в сферу чувств, из области предметных образов — в область бесплотных звуков, из царства зрения в царство слуха. Предметом музыки становится непосредственно слышимая «жизнь души», интонационно выраженные переживания и чувства людей, заключенный в них жизненный смысл.

У ребенка в процессе восприятия музыкальных образов возникает чувство сопереживания, до которого он в своей обыденной жизни не поднимается и не сможет подняться. После завершения контакта с музыкальным произведением ребенок возвращается в зону своих эмоций, но уже в какой-то степени обогащенной. Эта особенность музыки дает возможность ребенку духовно восполнять то, что недостает ему в неизбежно ограниченной пространством и временем жизни, компенсировать посредством воображения удовлетворение множества потребностей. Это было доказано в работах педагогов Н.Б. Берхина, О.П. Радыновой и музыковеда А.Н. Сохор.

Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста не нова, но она по-прежнему актуальна.

Актуальность исследования может быть представлена следующими аспектами:

— кардинальные экономические, политические, социальные преобразования и процесс глобализации оказывают на современного дошкольника большое влияние и подвергают серьёзным эмоциональным испытаниям, что или тормозит развитие эмоционального мира дошкольника, или искажает этот процесс;

— программно-методическое обеспечение эмоционального развития дошкольников отстаёт от потребностей практики;

— наблюдения за дошкольниками в игре и повседневной деятельности показывают, что дети часто неадекватно выражают свои эмоции (злость, страх, удивление, стыд, радость, грусть), не умеют правильно оценивать эмоции других детей, что является существенным барьером в установлении доброжелательных взаимоотношений и умении конструктивно общаться;

— практика показывает, что в развитии эмоциональной сферы дошкольников редко используются возможности музыки, содержанием которой являются чувства, эмоции, настроения. А, как известно, эмоциональная отзывчивость на музыку, развиваемая у детей в процессе музыкальной деятельности, напрямую связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в жизни, с воспитанием таких качеств личности как доброта, умение сочувствовать другому человеку.

Всё это даёт основание для более глубокого изучения данной проблемы в теоретическом плане и подводит к необходимости определения проблемы, объекта, предмета исследования, постановки цели и задач, а также выдвижения гипотезы.

6 стр., 2654 слов

Основные методы исследования готовности детей к школьному обучению

... мотивацией. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута хорошая эмоциональная устойчивость, т.е. определенный уровень развития эмоциональной сферы. 2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ Данный компонент предполагает ... компонентов готовности можно говорить о том, что ребенок готов к школьному обучению. II. СФЕРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ Современная школа не начинает обучение ...

Проблема исследования: каковы пути развития эмоциональной сферы дошкольников средствами музыки.

Тема исследования: развитие эмоционального интеллекта дошкольников в процессе музыкальных занятий.

Объектом исследования является педагогический процесс и результат развития эмоциональной сферы у старших дошкольников в процессе музыкальных занятий.

Предметом исследования педагогические условия развития эмоциональной сферы дошкольников посредством музыкальных занятий.

Цель работы: разработать программу коррекционной работы, направленной на успешное развитие эмоционального интеллекта в процессе музыкальных занятий и экспериментально обосновать ее эффективность для развития эмоционального интеллекта детей.

Гипотеза исследования: развитие эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста будет более успешным при следующих условиях:

— если воспитатель будет активно использовать разнообразные формы и методы работы по развитию эмоциональной сферы в процессе музыкальных занятий;

— если воспитатель будет обогащать, имеющиеся у детей знания об эмоциях и чувствах;

— если воспитатель будет обучать детей способам выражения эмоций.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью были определены следующие задачи:

— изучить работы и научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, педагогов-музыкантов;

— определить понятие, виды, формы эмоционального интеллекта дошкольника;

— разработать и апробировать программу по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальных занятий.

Специфика объекта и предмета исследования определили необходимость использования разнообразных методов исследования:

— теоретический анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования;

— наблюдение за процессом развития эмоциональной сферы старших дошкольников;

— экспериментальное исследование эффективности формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников в процессе музыкальных занятий (констатирующий, формирующий, контрольный этапы эксперимента).

Методы и методики исследования:

1).

Методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова)

Цель: Выявить особенности идентификации эмоций различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальные особенности эмоционального развития. Выявить возможности детей в воспроизведении основных эмоциональных состояний и их вербализации.

2. Цветовой тест (М. Люшер).

Цель: выявить особенности эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности.

3. Методика «Рисунок несуществующего животного» (М.3. Друкаревич)

18 стр., 8804 слов

Анализ современного состояния проблемы исследования интеллекта

... данной работы является анализ современного состояния проблемы исследования интеллекта. Объектом данной работы является исследование интеллекта. Предметом работы является рассмотрение психологических теорий интеллекта. Задачи заключаются в следующем: 1. Раскрыть сущности ...

Цель: Выявить особенности эмоциональной сферы, наличие тревожности, негативных эмоциональных проявления, скрытых страхов.

Экспериментальная база исследования: г. Нижнекамск МАДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №80». Дети старшего дошкольного возраста групп №8 — 25 детей и №11 — 25 детей.

Новизна исследования заключается в том, что составлена и апробирована программа музыкальных занятий, которая направлена на развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе музыкальных занятий в повседневной жизни ДОУ.

Практическая значимость: разработанная программа музыкальных занятий может использоваться воспитателями в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Структура работы: 2 главы, программа развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста на музыкальных занятиях, обсуждение результатов экспериментального исследования, заключение.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

1.1. Понятие, виды, формы эмоционального интеллекта дошкольника.

Эмоциональный интеллект довольно новое понятие в психологии, которое начало привлекать большое внимание научного сообщества в последнее десятилетие. Достаточно отметить, что на последней конференции Международного общества по изучению индивидуальных различий (ISSID), прошедшей в г. Граце в 2003 г., этой теме было посвящено целых две секции, не считая многочисленных стендовых докладов. Сначала понятие ЭИ в большей степени принадлежало популярной психологии, однако академическая психология также быстро признала его в качестве важного конструкта, обладающего высоким объяснительным и прогностическим потенциалом. Вследствие этого в настоящее время происходит активная разработка проблематики этого понятия.

Что получает каждый из нас в результате развития эмоционального интеллекта:

1).

Понимание и осознание эмоций освобождает нас от страхов и предрассудков, поэтому нам легче мыслить нестандартно, легче принимать решения.

2).

Обладая высоким эмоциональным интеллектом, мы способны вести за собой, т.к. внушаем людям доверие, надёжность, вдохновение.

3).

У нас много энергии благодаря эмоциональной гармонии.

Эмоциональный интеллект — это совокупность способностей эмоциональных и социальных способностей, таких, как способности к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой и самомотивации. Все структурные компоненты эмоционального интеллекта взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость способствует эффективному межличностному взаимодействию.

В структуру эмоционального интеллекта входят способности к осознанной регуляции эмоций; пониманию (осмыслению) эмоций; ассимиляции эмоций в мышлении; различению и выражению эмоций.

Особое место в развитии личности ребёнка в дошкольном возрасте принадлежит окружающим его людям. В младшем дошкольном возрасте с их помощью дети знакомятся с некоторыми правилами общения («нельзя драться», «нельзя кричать», «нельзя отнимать у товарища», «нужно вежливо попросить у товарища», «нужно благодарить за помощь» и т.п.).

Чем старше становится дошкольник, тем всё большее число и более сложные правила взаимоотношений он усваивает. Усвоение их происходит с большим трудом, нежели освоение бытовых правил. К концу дошкольного возраста ребёнок усваивает с помощью взрослых также немалое количество правил, связанных с трудовой и учебной деятельностью.

5 стр., 2351 слов

Информационные технологии в деятельности военных комиссариатов субъектов РФ 2

... Практический опыт и перспективы применения информационных технологий в деятельности военных комиссариатов субъектов Российской Федерации 22 2.1  Информационные технологии как основа ... Во-вторых, финансы военныхкомиссариатов субъектов Российской Федерации обладают двойственностью: они служат,с одной стороны, для обеспечения служебной деятельности и выполненияпоставленных задач, обеспечения ...

Эмоциональная напряжённость и конфликтность детских отношений значительно выше, чем среди взрослых. Взрослые иногда не подозревают о той богатейшей гамме чувств и отношений, которую переживают дети, и, естественно, не придают особого значения детским дружбам, ссорам и обидам.

Существует несколько классификаций эмоций. Одной из них, наиболее удобной для практических целей, на мой взгляд, является классификация К.Изарда, которая основана на фундаментальных эмоциях: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Остальные эмоции, согласно этой теории, являются производными.

Дети приобретают следующий опыт:

— по собственному побуждению (без давления взрослых) включаются в предлагаемую действительность;

— детей объединяют общие эмоциональные переживания (поют песенки, улыбаются друг другу, заглядывают друг другу в глаза, прикасаются друг к другу — это совместная радость, доброжелательность);

— появляется заинтересованность;

— растёт активность.

У детей 4 -5 лет уже сформирован определённый опыт, приобретённый ранее. Поэтому дети уже не нуждаются в обилии развлекательных приёмов.

У них сформировано представление о последовательности режимных моментов, и дети без сожаления оставляют свои игры, чтобы переключиться на другой вид деятельности. В этом возрасте я стараюсь чаще использовать игровые моменты, которые позволяют ребёнку более качественно выполнять задания.

У детей 5 -7 лет происходит социальное развитие, усвоение моральных норм, определяющих отношение к деятельности.

К 7 годам значимыми становятся именно доброжелательные отношения, подкрепляемые знаниями конкретных способов проявления внимания, отзывчивости и умение применять их в различных ситуациях.

Важна и профилактика отклонений в эмоциональном развитии ребёнка:

— снятие эмоциональных зажимов. Этому способствуют подвижные игры, танцы, пластика, физические упражнения;

— проигрывание различных ситуаций для обучения владению собственными эмоциями. В этом направлении широкие возможности предоставляет ролевая игра. Сюжетами для таких игр следует выбирать трудные ситуации, предполагающие яркое проявление эмоции, чувств. Например: «На дне рождения друга», «На приёме у врача», «Дочки-матери» и др.;

— в работе с маленькими детьми — младшего и среднего дошкольного возраста — наиболее эффективно использовать игры с куклами. Ребёнок сам выбирает «смелую» и «трусливую», «добрую» и «злую» кукол. Роли следует распределять следующим образом: за «смелую» куклу говорит взрослый, за «трусливую» — ребёнок. Затем меняются ролями, что позволит ребёнку посмотреть на ситуацию с разных точек зрения и проявить различные эмоции;

— открыто побеседовать с ребёнком о чувствах, оказывающих отрицательное воздействие на существующий у него образ «Я». Это не всегда удаётся сразу, ребёнок часто не хочет об этом говорить вслух. Но если он доверяет вам, то сможет выразить свой негатив словами. При проговаривании вслух чувства ослабевают и уже не оказывают такого разрушительного действия на психику.[34,128]

7 стр., 3489 слов

Детская психология в вопросах и ответах

... период развития ребенка происходит его отставание вразвитии многих видов деятельности?  Отвечая на данный вопрос, надо активизироватьзнания о сензитивных периодах развития речи и сделать ... обстановке.  Преодоление подобного рода противоречийвозможно при введении в изучение курса психологии, как детской, oак ипедагогической, большого количества практических заданий, позволяющих черезучебные ...

Работа над развитием эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста очень важна, особенно в наше время, когда людям так не хватает эмоционального контакта и понимания. Но, как писал Дэвид Карузо, очень важно понимать, что «эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов» [61].

Проблеме эмоций уделяли внимание и отечественные и зарубежные психологи. Об односторонности современных зарубежных теорий эмоций в какой-то мере свидетельствуют сами названия: «психоаналитическая» (Фрейд, Холт, Дал); «интеллектуалистическая» (Спенсер); «когнитивная» (Арнольд); «активационно-энергетическая» (Спенсер).

За последнее время накоплено большое количество фактов, систематизировано множество наблюдений об эмоциях, приобретён некоторый опыт их экспериментального исследования. В нагромождении фактов уже начинают проступать очертания целостной системы.

Первая систематически разработанная трактовка эмоциональных явлений принадлежит интроспективной психологии, основоположником которой является Вильгельм Вундт. Он совершенно определённо указывает на двухкомпонентность структуры эмоциональных процессов. На основе эмпирических данных Вундт выделил шесть главных компонентов чувственного процесса и предложил три основных измерения эмоций: удовольствие-неудовольствие, возбуждение-успокоение, направление-разрешение, что нашло своё отражение в его трёхмерной теории чувствований.

Теория Вундта критиковалась американским психологом Титченером, который подверг сомнению выдвинутый Вундтом тезис о неисчислимом множестве чувств. Титченер полагал, что существует только два вида чувств: удовольствие и неудовольствие.

Известный немецкий психолог Циген показал, что чувство является свойством ощущения. По его мнению, ощущение имеет три характерных свойства: качество, интенсивность и чувственный тон. Чувственный тон, это и есть не что иное, как чувство удовольствия или неудовольствия, сопровождающее в различной степени наши ощущения.

В зарубежной психологии одним из ведущих учёных в области эмоций является крупнейший американский психолог Керрол Е. Изард, который исследует человеческие эмоции во всех аспектах. Изард старается объяснить, каким образом эмоции образуют существенную часть человеческого сознания, познания и действия. Он подвергает анализу важнейшие теории и эмпирические исследования, чтобы приблизиться к общему пониманию в отношении человеческих эмоций. Изард исследует человеческие эмоции в непосредственной связи с познавательной способностью и деятельностью человека.[34,169].

Отечественные психологи С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев и другие, критиковали Изарда за то, что важнейшим компонентом эмоций он не рассматривал отношение субъекта к объектам, явлениям, событиям, которые в отечественной психологии рассматривают как основу эмоций.

Среди зарубежных психологов известен своими исследованиями в области эмоций, ведущий польский психолог Януш Рейковский, который разработал теоретическую схему эмоции. В основе этой схемы лежит представление об эмоции, как разновидности процессов психологической регуляции деятельности, в которых можно выделить три главных компонента: эмоциональное возбуждение, знак эмоции и качество эмоции. Я. Рейковский считает, что эмоциональный процесс возникает, как реакция на жизненно значимое воздействие и вызывает в зависимости от своих особенностей разнообразные изменения в телесных функциях, в протекании других психических процессов и деятельности субъекта в целом.

5 стр., 2036 слов

24. Психология воспитания и самовоспитания

... с которыми — задача специального курса психологии. Теория воспитания Под теориями воспитания имеются в виду концепции, объясняющие происхождение, ... же, который обнаруживается у косвенного воспитания: ограниченность применения к детям ранних дошкольных возрастов, от­расти и младшего ... уже потом проецируются на поведение. Поскольку знания, эмоции и поступки человека взаимосвязаны, через любое из ...

Таковы основные взгляды, которые заслуживают внимания, на природу эмоций, их функций, структуру в зарубежной психологии.

Отечественные психологи утверждают, что эмоции — это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности и выделяют три аспекта этих процессов:

а) аспект переживания; (С.Л. Рубинштейн, Г.Ш. Шингаров).

б) аспект отношения; (П.М. Якобсон, В.Н. Мясищев).

в) аспект отражения; (В.К. Вилюнас, Я.М. Веккер, Г.А.Фортунатов).

Согласно первой точки зрения, специфичность эмоций заключается в переживании событий и отношений. С.Л. Рубинштейн считал, что «чувства выражают в форме переживания отношения субъекта к окружению, к тому, что он познаёт и делает» [9, 385].

Чувства выражают состояние субъекта и отношение к объекту. Психические процессы, взятые в конкретной целостности, — это процессы не только познавательные, но и эффективные, эмоционально-волевые. Они выражают не только знания о явлениях, но и отношения к ним; в них отражаются не только сами явления, но и их значение, для окружающего их субъекта, для его жизни и деятельности (С.Л. Рубинштейн).

Эмоции возникают при очень сложном взаимодействии объекта и субъекта и зависят от особенностей предметов, которыми могут быть вызваны. По этому, как считает Батурина Г.И., эмоции, отражая окружающую действительность, выполняют оценочную функцию познания: «В процессе познания субъект с одной стороны отражает предметы и явления такими, каковы они есть в естественных отношениях и связях, с другой стороны, он оценивает эти явления с точки зрения своих потребностей и установок».

Такой же взгляд на эмоции разделяет другой отечественный психолог В.К. Вилюнас, который выявляет и подчеркивает положение о необособленности эмоции от входящего в ее состав когнитивного компонента, психически отображающего предмет эмоций. В.К. Вилюнас вскрывает двухкомпонентность целостного эмоционального явления, которая «всегда представляет собой единство двух моментов: с одной стороны, некоторого отражаемого содержания, с другой — собственно эмоционального переживания, т.е. той специфической окраски, с которой данное содержание отражается субъектом» [21,45].

Многие отечественные психологи, такие как, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, выводили ряд принципиально важных положений относительно, зависимости эмоций от характера деятельности субъекта, о регулирующей их роли в этой деятельности и об их развитии в процессе усвоения человеком общественного опыта. В этой связи указывалось на связь эмоций с мотивом деятельности. А.К. Леонтьев подчеркивал, что эмоции не только соответствуют той деятельности, в которой они возникают, но и подчиняются этой деятельности, её мотивам. С другой стороны, как отмечают в своих исследованиях А.В. Запорожец и Я.З. Неверович, эмоции играют важную роль в реализации этих мотивов. Они считают, что «…эмоции представляют собой не самый процесс активизации, а особую форму отражения субъектом действительности, при посредстве которого производится психическое управление активизацией, или, вернее, было бы сказать, осуществляется психическая регуляция общей направленности и динамики поведения» [23,369].

8 стр., 3537 слов

Дошкольное воспитание №5, 1989

... сверстника как возможного партнера по игре. Как мы указывали в предыдущей статье (Дошкольное воспитание.— 1989.— № 4), более эффективно форми­рование игровых умений осуществляет­ся в совместной ... об этом см.: Михайленко Н. Я. Фор­мирование предметно-игрового взаимо­действия // Дошкольное воспитание.— 1987.— № 5). Организация условий для совместных предметных действий очень быстро дает результат ...

Кроме того, в отечественной психологии существует информационная теория эмоций, которую выдвинул П.В. Симонов. Согласно его теории, источником эмоции является расхождение между количеством наличной информации и информации, необходимой для решения стоящей перед человеком задачи. П.В. Симонов разработал формулу эмоций (Э = П/Н-С) — где П — потребность, Н — необходимость, С — существующее отдельное эмоциональное явление. Формула выражает факторы, которые ведут к возникновению эмоции — потребность и вероятность её удовлетворения в данный момент, именно сейчас, сегодня.

В работах отечественных исследователей А.Г. Ковалёва, А.И. Пуни и др., раскрывается место психических, в том числе и эмоциональных состояний в психической структуре личности, их связь с психическими процессами и психическими свойствами личности.

Таковы основные направления исследования эмоций в отечественной психологии.

Говоря об исследовании чувств отечественными психологами, следует отметить, что большинство авторов — С. Л. Рубинштейн, П.М. Якобсон, А.В. Петровский, А.Г. Ковалёв — считают чувства высшими, сложными, социальными эмоциями.

Высшие социальные эмоции или чувства представляют собой продукт общественного воздействия. Они возникают лишь при наличии определённого уровня интеллекта и отражают отношение предметов и явлений к высшим потребностям и мотивам деятельности человека, как личности.

Чувства условно делят на этические (моральные, нравственные), которые формируются в процессе воспитания; интеллектуальные (познавательные), которые можно рассматривать, как двигатель процесса человеческого общества; эстетические, в основе которых лежит способность к восприятию гармонии и красоты.

Другой подход к эмоциям и чувствам содержится у А.Н. Леонтьева, который делит их на аффекты.

Чувства, по А.Н. Леонтьеву, являются подклассом эмоциональных процессов. Основная их особенность в предметности.

Ряд авторов (Г.Х. Шингаров, Г.И. Батурина и др.) считают, что основанием для разграничения эмоций и чувств как качественно разных психических явлений эмоциональной сферы являются, во-первых, потребности, которы……..

Список использованной литературы

1. Авдеева, Н. Развитие личности в раннем детстве // Дошкольное воспитание. 2006. — №3. — С. 103-110.

2. Андреева, И.Н. Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта // Когнитивная психология: сб.статей / Под ред. А.П. Лобанова, Н.П. Радчиковой. Минск: БГПУ, 2006. — С. 7-11.

3. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена // Вопросы психологии. — 2006. — №3. С. 78-86.

4. Аронсон, Э. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме / Э. Аронсон, Т. Уилсон, Р. Эйкерт. -СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2002. 560 с.

5. Асмолов, А.Г., Цветков, A.B. О роли символа в формировании эмоциональной сферы у младших школьников с трудностями развития психики // Вопросы психологии. 2005. — №1. — С. 19-28.

6. Ахиезер, A.C. Субъект общественного развития: динамика отношений между диалогизацией и монологизацией // Мир психологии. 2005. -№1.-С. 41-51.

2 стр., 778 слов

ПСИХОЛОГИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

... семье различных типов.   ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ОТЦОВСТВА (Преподаватель: Александрова Т.В. к.психол.н., доцент)   КОРРЕКЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ РОДИТЕЛЕЙ ... упрямый ребёнок или упрямые родители?); адаптация родителей и детей к дошкольному образовательному учреждению/школе, агрессивность, психологические защиты и вредные привычки (сосание пальца, ...

7. Балакирева, Т.С. Эмоции и дети комплексные занятия педагога -психолога // Дошкольное воспитание. — 2005. — С. 65-70.

8. Батаршев, A.B. Диагностика способности к общению. СПб.: Питер, 2006.-176 с.

9. Белкина, В.Н. Психология раннего и дошкольного детства. М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2005. — 356 с.

10. Берков, В.Ф. Культура диалога. Мн.: Новое знание, 2002. — 152 с.

11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 2000

12. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: «Просвещение», 1968. -464 с.

13. Большунова, Н.Я. Поступок как социокультурное явление // Философия образования. -2006. -№1. С. 275-281.

14. Брунер, Дж. Торжество разнообразия: Ж. Пиаже и Л.С. Выготский // Вопросы психологии. 2001. — №4. С. 3-13.

15. Бунеев, Р.Н., Бунеева Е.В. Капельки солнца. Книга для чтения в 1-м классе. -М.: «Баласс», 2001. Изд. 3-е, перераб. — 208 с. 314 с.

16. Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 160 с.

17. Вердербер, Р., Вердербер К. Психология общения. Спб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2005. 320 с.

18. Ветлугина Н.А.Методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1989-270с.

19. Видра, Д., Фигдор, Г. Детский сад с точки зрения психоанализа // Дошкольное воспитание. 2004. — №4. — С. 58-64.

20. Вилюнас В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. — М., 1986.-124с.

21. Вилюнас, В. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2006. — 496 с.

22. Воронин, А.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии. М.: Изд-во ИП РАН». — 2004. — 270 с.

23. Выготский, JI.C. Психология развития ребенка. — М.: Смысл, Эксмо, 2005.-512 с.

24. Галкина, A.A., Лохань, Е.А. «Живое знание» как синтез рационального и иррационального в философии русского просвещения. // Философия образования. 2007. №1. — С. 165-169.

25. Готсдинер А.Г. Музыкальная психология. М.,1993.

26. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология — М., 2003. — 420с.

27. Гоулман, Д. Деструктивные эмоции / Пер. с англ. яз. О. Г. Белошеев. -Мн.: ООО «Попурри», 2005. 672 с.

28. Давыдова Н. Основы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. — 2001 — № 10, 15

29. Данилина Т.А. В мире детских эмоций. — М.: Айрис-пресс, 2007.- 160с.

30. Дмитриева, И.Г., Требухина, Е.А. Целостный подход к духовно-нравственному воспитанию дошкольника // Начальная школа плюс до и после. 2005. — №7. — С. 50-54.

31. Дубровинская, H.B. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких. М.: Гуманитарн. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 144 с.

32. Дэвис, М. Проверьте свой EQ. Умны ли вы эмоционально? / Пер. с англ. яз. Е. Г. Богдановой. М.: РИПОЛ классик, 2006. 192 с.

33. Ежкова, Н.С. Дошкольный возраст: образование с учетом эмоциональн. компонента // Дошкольное воспитание. 2004. — №8. — С.65-70.

34. Изард К.Э. Психология эмоций./ Перев. С англ. -СПб.: Питер, 1999.-324с.

35. Карпов, A.B., Петровская, A.C. Прикладные аспекты проблемы эмоционального интеллекта // Современные проблемы прикладной психологии: Материалы Всерос. научно-практ. конф. Т. 3. Ярославль, 2006. С. 268-273.

36. Клюева, Н.В., Касаткина, Ю.В. Общение детей 5-7 лет. Ярославль. -Академия развития, 2001. — 160 с.

37. Кожухарь, Г.С. Проблема толерантности в межличностном общении // Вопросы психологии. — 2006. — №2. — С. 3-12.

38. Козачек, О.В., Сибирцева, О.Э. Почему ребенок манипулирует взрослыми? // Начальная школа плюс до и после. — 2005. №3. — С. 3539.

39. Колесов, Д.В. Общественная роль деления и проблема конфликтов // Мир психологии. 2005. — №2. — С. 35-46.

40. Колосова, C.JI. Особенности дезадаптации 6-7-летних детей с агрессивным поведением // Вопросы психологии. 2006. — №2. — С. 5058.

41. Колосова, C.JI. Особенности дезадаптивных проявлений у детей с агрессивным поведением при переходе от дошкольного возраста к младшему школьному // Вопросы психологии. 2006. — №6. — С. 24-30.

42. Конопкин, O.A. Участие эмоций в осознанной регуляции целенаправленной активности человека // Вопросы психологии. 2006. -№3. — С. 38-48.

43. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников.- М., 2003-176с.

44. Кошелева, А.Д. Эмоциональное развитие дошкольников. М.: Изд.центр «Академия», 2003. 176 с.

45. Кравцова, М.М. Сравнительный анализ моральных суждений младших школьников (1930 и 2000 гг) // Вопросы психологии. 2005. — №5. — С. 27-36.

46. Крайг, П. Психология развития. М., 2000. — 512 с.

47. Кудряшова, Л.Д. Психология и оценка личности. СПб: ООО «Коста», 2007. — 208 с.

48. Кулагина, И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 464 с.

49. Куницына, Н.В. Межличностное общение / Н.В. Куницына, Н.В. Казаринова, В.Н. Поголына. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.

50. Лабунская В.А. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция. Изд.центр «Академия», 2001. 288 с.

51. Люблинская, A.A. О моральных представлениях и моральных привычках // Дошкольное воспитание. 1966. — №5. С. 11-15.

52. Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования; под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29-36.

53. Люсин, Д.В. Способность к пониманию эмоций: Психометрический и когнитивный аспекты // Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен. — М.: Смысл, 2000.

54. Люсин, Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике. Журнал Высшей школы экономики, 2004. Т. 1, С.3-26.

55. Меренков, Н. Формирование нравственных качеств как важный аспект подготовки к школе // Дошкольное воспитание. 2001. — №8. — С. 27-34.

56. Мещерякова, С., Авдеева, Н. С чего начинается личность // Дошкольное воспитание. 2004. — №4. — С. 86-94.

57. Музыкальные занятия [Электронный ресурс] Режим доступа: < -muzykalnye-zanyatiya>

58. Организация музыкальных занятий. [Электронный ресурс ] Режим доступа: < -muzykalnye-zanyatiya/organizaziya-i-postroenie-muzykalnyh-zanyatiy>

59. Поддьяков, А. Способен ли ребенок понимать и учитывать чужую точку зрения? // Дошкольное воспитание. 2002. — №12. — С. 41-44.

60. Ражников, В.Г. Еще раз попытаться понять личность // Вопросы психологии. 2003. — №1. — С. 131-133.

61. Развитие эмоционального интеллекта у детей. Тюленкова О.Ю. Добрянина Н.Ф.[Электронный ресурс] Режим доступа: < publ/konspekty/razvitie_ehmocionalnogo_intellekta_u_detej_doshkolnogo_vozrasta/11-1-0-3>

62. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей в процессе оргнизации музыкальных занятий. Ситчихина О.Н. [Электронный ресурс] Режим доступа: < detskiy-sad/raznoe/2014/02/16/razvitie-emotsionalnoy-otzyvchivosti-u-detey-doshkolnogo-vozrasta-v>

63. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей — М., Наука, 2003-379с.

64. Тюнников, Ю. Когда друзья со мной // Дошкольное воспитание. 2005. -№10.-С. 24-29.

65. Урунтаева Г.А. Детская психология.- М.: Академия, 2006.-366с.

66. Ушаков, Д. В. Мышление и интеллект // Психология XXI века / Под ред. В.Н. Дружинина. -М.: Пер Сэ, 2003. С. 291-353.

67. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. — Ростов н/Д: Феникс, 2005.-304с.

68. Широкова, Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста./ Г.А. Широкова. Ростов н/Д: Феникс, 2005. — 304 с.1. ПЧ