Раздел 1. Общие основы педагогики

ПЕДАГОГИКА

Учебная программа учреждения высшего образования

по учебной дисциплине для специальности

1−08 01 01 «Профессиональное обучение»

 

Факультет инженерно-педагогический

Кафедра «Профессиональное обучение и педагогика»

 

 

Курс 2 Экзамен – 4 Зачет – 3
Семестр 3,4    
Лекции – 68 часов   Курсовая работа 4
Практические занятия – 34 часа    
Аудиторных часов по учебной дисциплине – 102 часа  
  Самостоятельная работа – 105 часов Форма получения высшего образования очная
  Всего часов по учебной дисциплине – 207 часов

 

Составила: Л.Н. Аксенова, кандидат педагогических наук, доцент

 

2013 г.

Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы для высших учебных заведений дисциплины «Педагогика», утвержденной Министерством образования Республики Беларусь 16 июня 2010 года, регистрационный № ТД–В.001 /тип.

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению

кафедрой «Профессиональное обучение и педагогика»

19 сентября 2013 года, протокол № 1

 

И.о. заведующего кафедрой

_______________ Э.М. Кравченя

 

 

Одобрена и рекомендована к утверждению

методической комиссией

инженерно-педагогического факультета

 

«__»_________2013 года, протокол №___

 

Председатель

_______________ С.С. Данильчик

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность изучения дисциплины «Педагогика» объясняется необходимостью формирования у студентов профессиональной компетентности, педагогической культуры, субъектной позиции.

Будущие педагоги-инженеры должны быть готовы к эффективной педагогической и инновационной деятельности в современных условиях учреждений образования.

Цель изучения дисциплины – формирование знаний о педагогике как отрасли научных знаний, основных этапах ее развития, особенностях педагогической деятельности в современных социокультурных условиях.

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

— этапы развития мировой и отечественной педагогической теории и практики;

— методологию педагогики;

— теорию развития личности;

— законы, закономерности и принципы процессов обучения и воспитания;

— цели и содержание образования;

— современные методы, формы и средства обучения и воспитания;

— теоретические основы современных педагогических технологий;

уметь:

— сравнивать педагогические идеи, подходы, теории и технологии по их сущностным характеристикам;

— решать педагогические задачи;

— проектировать педагогические системы, конструировать педагогические ситуации;

владеть:

— категориями педагогики;

— способами педагогического управления учебной деятельностью обучающихся;

— современными методами обучения и воспитания;

— методами контроля и оценки знаний, умений и навыков обучаемых.

Технологии обучения.Достижение поставленных целей и задач изучения дисциплины «Педагогика» возможно на основе применения интерактивных технологий обучения, технологий проектного обучения, электронных средств обучения, обеспечивающих творческое, продуктивное общение между студентами, организацию проблемных бесед, дискуссий, исследовательской и рефлексивной учебной деятельности.

Самостоятельная работа студентов направлена на разработку курсовой работы, содержание которой посвящено решению актуальных проблем педагогики и образования. Курсовые работы могут быть использованы студентами в дальнейшем при разработке дипломных проектов.

Организация самостоятельной работы студентов.При изучении дисциплины используются следующие формы самостоятельной работы:

– управляемая и контролируемая самостоятельная работа в форме выполнения учебных заданий проблемного характера;

– выполнение курсовых работ по актуальным проблемам педагогики и развития образования.

Диагностика уровня сформированности компетентности у студентов по вопросам педагогики.Для оценки учебных достижений студентов рекомендуется использовать следующий диагностический инструментарий:

– проведение педагогического исследования;

– написание и защита курсовой работы;

– выступление студентов на конференции на основе подготовленных научных докладов;

– сдача зачета и экзамена.

В соответствии с учебным планом на изучение дисциплины «Педагогика» отводится 102 часа аудиторных занятий.

Распределение аудиторных часов по видам занятий:

лекции – 68 часов;

практические занятия – 34 часа;

Формы контроля: зачет, разработка и защита курсовой работы, экзамен.

СОДЕРЖАНИЕ учебного материала

Раздел 1. Общие основы педагогики

Тема 1.1. Педагогика в системе научного человекознания. Понятие о педагогической системе

Сущность понятия «педагогика». Педагогика как наука о закономерностях обучения и воспитания. Объект и предмет педагогики. Функции педагогики (теоретическая и технологическая).

Задачи педагогики (аналитическая, конструктивная, проективная, прогностическая и др.).

Система педагогических наук. Педагогика в системе других наук. Исторический характер педагогики, ее национальный и общечеловеческий компоненты.

Педагогика как наука о педагогических системах. Понятие о педагогических системах. Компоненты педагогических систем, их взаимосвязь. Системообразующий компонент педагогических систем.

Тема 1.2. Основные этапы становления и развития педагогики

Основные этапы в истории педагогической мысли (донаучный, становление научной педагогики, обогащение педагогической науки новыми теориями, концепциями, методами и формами педагогической деятельности), их краткая характеристика. Зарождение воспитания в первобытном обществе. Воспитание, школа и педагогическая мысль в период античности. Воспитание и школа в странах Западной Европы в эпоху Средневековья. Воспитание и школа в Киевской Руси и Русском государстве.

Становление научной педагогики. Я.А. Коменский как основоположник научной педагогики. Общая характеристика развития школьного дела в Западной Европе. Гуманистическая педагогика Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Дидактика Ф. Дистервега. Дидактические системы И.Ф. Гербарта и Дж. Дьюи. Школа и педагогики в России в XYIII-XIX вв.

Просветительские идеи Ф. Скорины, Д.К. Ушинского, Л.Н. Толстого.

Тема 1.3. Педагогические системы в новейшее время (XX и XXI вв.)

Развитие теории и практики образования в конце XX века. Концепции современного образования: традиционалистическая, рационалистическая, феноменологическая. Парадигмы современного образования: традиционалистическая, технократическая прагматическая парадигма, поведенческая парадигма, гуманистическая парадигма, теологическая и эзотерическая парадигмы. Поиск новых подходов к обучению и воспитанию.

Основные этапы реформирования систем образования в различных странах. Тенденции обновления содержания образования в современной школе. Развитие поликультурного образования.

Тема 1.4. Основные категории педагогики. Развитие, социализация и воспитание личности.

Сущность понятия «категория». Основные категории педагогики: педагогичекая задача, педагогический процесс, педагогическая ситуация, образование, воспитание, обучение, развитие.

Соотношение социальных и биологических факторов развития человека. Направленность личности. Опыт личности. Знания, умения, навыки, привычки. Развитие, социализация и воспитание личности.

Тема 1.5. Образование как социокультурный феномен. Современные модели образования

Образование как функция общества, как социокультурный феномен, его сущность. Основные структурные компоненты образования. Центральная идея непрерывного образования – развитие человека как личности. Основные цели и задачи непрерывного образования.

Тема 1.6. Профессионально-педагогическая деятельность. Индивидуальная деятельность педагога

Возникновение и становление педагогической профессии. Особенности педагогической профессии. Коллективный характер педагогической деятельности. Сущность педагогической деятельности. Творческий характер деятельности педагога. Объекты и задачи педагогической деятельности.

Индивидуальная педагогическая деятельность преподавателя общепрофессиональных и специальных дисциплин (мастера производственного обучения) как система. Структурные и функциональные ее компоненты, их характеристика.

Уровни индивидуальной педагогической деятельности: репродуктивный, адаптивный, локально-моделирующий, системно-моделирующий знания, системно-моделирующий творчество, их сущность и характеристика. Требования к личности педагога. Квалификационные требования к педагогу (педагогические категории).

Основные виды педагогической деятельности. Профессиональные компетенции педагога, их содержание.

Тема 1.7. Целостный педагогический процесс. Преподавание и учение

Исторические предпосылки понимания педагогического процесса как целостного явления. Педагогический процесс как динамическая педагогическая система: основные компоненты, их взаимосвязь. Педагогическая задача как системообразующий компонент. Педагогическое взаимодействие.

Раздел 2. Методология и методы педагогических исследований

Тема 2.1. Понятие методологии педагогики

Сущность понятия «методология педагогики». Сущность системного подхода.

Сущность личностно-ориентированного подхода. Представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Ориентация при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Признание уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Опора в воспитании на саморазвитие задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Сущность деятельностного подхода. Обучающийся как субъект познания, труда и общения. Деятельностный подход в системе образования

Сущность культурологического подхода. Развитие социокультурного, интеллектуального и нравственного потенциала личности, создание условий для самоопределения учащегося в культурной среде, овладение обучающимися не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой.

Сущность аксиологического подхода. Человек как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. Отношение к окружающему миру (обществу, природе, самому себе).

Тема 2.2. Основные методы педагогических исследований

Основные методы педагогических исследований. Изучение литературы и других источников. Наблюдение и способы его реализации. Беседа. Опрос. Проведение интервью и анкетирования. Тестирование. Изучение продуктов деятельности. Оценивание. Экспертное оценивание. Эксперимент.

Раздел 3. Теория обучения

Тема 3.1. Дидактика как теория обучения

Понятие «дидактика». История развития дидактики. Дидактика как система. Основные дидактические понятия: образование, обучение, изучение, освоение, преподавание и учение. Обучение в целостном педагогическом процессе. Движущие силы процесса обучения. Функции обучения. Обучение и развитие, обучение и воспитание, обучение и творчество. Опыт личности. Знания, умения, навыки, привычки.

Тема 3.2. Методологические основы обучения

Национальная идея в образовании. Образовательные результаты. Образ человека. Современные концепции обучения, их краткая характеристика.

Тема 3.3. Деятельность педагога и учащихся в процессе обучения

Деятельность педагога: прогнозирование, проектирование, планирование, конструирование, организация учебной деятельности обучающихся, стимулирование, контроль и анализ результатов. Деятельность обучающихся: принятие учебных целей и задач, осуществление учебной деятельности, самоуправление. Учащийся как полноценный субъект целенаправленной учебной деятельности.

Тема 3.4. Логика учебного процесса. Виды обучения

Логика учебного процесса. Структура процесса усвоения: восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление и применение. Виды обучения. Особенности традиционного, активного и интерактивного обучения. Инновационное обучение.

Тема 3.5. Законы, закономерности и принципы обучения

Нормативные элементы дидактики. Законы и закономерности обучения.

Принципы обучения как система. Основные (традиционные) дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности, научности, связи теории и практикой.

Тема 3.6. Теория развивающего обучения

Сущность теории развивающего обучения. Характеристика различных теорий о соотношении обучения и развития. Основные идеи Л.С. Выготского. Уровень актуального развития и зона ближайшего развития.

Дидактические системы Л.В. Занкова, Эльконина-В.В. Давыдова, их сущность и дидактические принципы.

Тема 3.15. Урок как основная форма обучения и педагогического проектирования

Урок как основная форма обучения в учреждениях образования. Современные требования к уроку. Урок как педагогическая система.

Типы уроков, их место в системе учебных занятий в разные периоды обучения. Педагогическая задача (миссия) урока. Структура урока: дидактическая, методическая, логико-психологическая.

Конструирование дидактического процесса. План урока как одна из форм педагогического проектирования, его структура и содержание. Степень соответствия результатов урока поставленным целям и задачам.

Выбор методов, средств и форм обучения, обеспечивающих в полной мере реализацию дидактических задач.

Тема 3.16. Педагогический анализ и контроль

Роль педагогического анализа в управлении целостным педагогическим процессом. Виды и содержание педагогического анализа. Основные объекты педагогического анализа. Педагогический анализ учебного занятия.

Контроль в управлении целостным педагогическим процессом. Назначение контроля и предъявляемые к нему требования. Функции контроля: диагностическая, обучающая, развивающая, воспитательная, методическая. Виды контроля: предварительный, текущий, периодический (рубежный), итоговый. Методы контроля: устный опрос, письменная и практическая проверка, стандартизированный контроль и др. Методика их организации и проведения. Критерии и методика оценки качества результатов учебной деятельности.

Тема 3.17. Дидактические средства

Средства обучения: сущность понятия, классификация. Учебник как автономное средство обучения. Учебно-методические комплексы: характеристика, функции. Информационные технологии в учебном процессе. Дидактические возможности различных средств обучения.

Тема 3.18. Педагогические технологии в системе образования

Понятие педагогической технологии. Основные характеристики современных педагогических технологий. Понятие педагогической технологии как процессуальной части определенной педагогической системы. Качества (характеристики) современных педагогических технологий (структура, критерии технологичности, концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость).

Теория воспитания

Тема 4.1. Воспитание в целостном педагогическом процессе. Цели и принципы гуманистического воспитания.

Воспитание как отрасль педагогической науки. Воспитание как усвоение общественно значимого социального опыта. Воспитание как специально организованный целенаправленный процесс в системе учреждения образования. Сущность и соотношение понятий: личность, воспитание, социализация, развитие. Основные характеристики процесса воспитания: целенаправленность, многофакторность, комплексность, непрерывность, неоднозначность и отдаленность результатов.

Цели и задачи гуманистического воспитания. Педагогические принципы гуманистического воспитания. Условия, необходимые для развития системы воспитания в учреждении образования: взаимодействие педагогов, родителей и учащихся, гуманизация отношений в коллективе учреждения образования, создание благоприятного климата для всех участников образовательного процесса, повышение психолого-педагогической культуры педагогов и родителей, предоставление свободы творчества участникам воспитательного процесса. Состояние и современные тенденции развития теории и практики воспитания.

Тема 4.2. Содержание гуманистического воспитания. Понятие о методах, средствах и формах воспитания

Понятие о содержании воспитания. Проблема приоритетов в содержании воспитания. Социальный заказ и содержание воспитания. Воспитание как формирование системы отношений личности к обществу, Родине, природе, труду, людям, к себе. Патриотическое, гражданское, нравственное, экологическое, эстетическое, трудовое, физическое воспитание. Сущность понятий «метод воспитания», «средство воспитания», «форма воспитания». Их краткая характеристика.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

Перечень практических работ

Номер темы Наименование тем Кол-во часов
1.1 Система непрерывного образования в Республике Беларусь. Нормативное правовое обеспечение системы образования Республики Беларусь
1.2 Становление научной педагогики. Я.А. Коменский как основоположник педагогической теории
1.3 Развитие школы и педагогической мысли в России и Беларуси
1.4 Развитие, социализация и воспитание личности
1.5 Современные модели образования
1.6 Профессиональные компетенции педагога
1.7 Аксиологические основания педагогики. Демократизация и гуманизация педагогического процесса
2.1 Личность и профессиональная культура педагога. Методологическая культура педагога
2.2 Методы педагогических исследований
3.10 Проектирование целей по формированию опыта и качеств личности
3.11 Разработка учебного элемента модуля
3.12 Проектирование методов обучения
3.13 Игровое моделирование в деятельности педагога
3.17 Открытый урок. Педагогический анализ урока
3.16 Разработка педагогических тестов

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Система образования Республики Беларусь. Нормативное правовое обеспечение системы образования Республики Беларусь.

2. Основные этапы становления и развития педагогики. Становление научной педагогики. Я.А.Коменский как основоположник научной педагогики.

3. Дидактические системы И.Ф. Гербарта и Дж. Дьюи. Гуманистическая педагогика Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Дидактика Ф. Дистервега.

4. Просветительские идеи Ф. Скорины, Д.К. Ушинского, Л.Н. Толстого.

5. Основные категории педагогики: педагогичекая задача, педагогический процесс, педагогическая ситуация, образование, воспитание, обучение, развитие.

6. Понятие о педагогических системах. Компоненты педагогических систем, их взаимосвязь. Системообразующий компонент педагогических систем.

7. Сущность понятия «педагогика». Педагогика как наука о закономерностях обучения и воспитания.

8. Концепции современного образования: традиционалистическая, рационалистическая, феноменологическая.

9. Парадигмы современного образования: традиционалистическая, технократическая прагматическая парадигма, поведенческая парадигма, гуманистическая парадигма, теологическая и эзотерическая парадигмы.

10. Современные педагогические системы, их характеристики.

11. Образование как социокультурный феномен. Современные модели образования. Сущность непрерывного образования.

12. Индивидуальная педагогическая деятельность как система. Структурные и функциональные ее компоненты, их характеристика.

13. Уровни индивидуальной педагогической деятельности.

14. Требования к личности педагога. Квалификационные требования к педагогу.

15. Профессиональные компетенции педагога, их содержание.

16. Понятие о методологии педагогической науки. Уровни методологического знания (философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический).

17. Системный подход. Целостный подход.

18. Личностный подход.

19. Деятельностный подход.

20. Полисубъектный (диалогический) подход.

21. Культурологический подход.

22. Аксиологический (ценностный), технологический и личностно-творческий аспекты культурологического подхода.

23. Этнопедагогический и антропологический подходы.

24. Педагогический процесс как динамическая педагогическая система: основные компоненты, их взаимосвязь.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Педагогика в системе наук о человеке. Возникновение педагогики как науки. Объект, предмет, функции и задачи педагогики. Система педагогических наук. Идеи гуманизма как основа современной педагогики. Связь педагогики с другими науками.

2. Возникновение и становление педагогической профессии. Особенности педагогической профессии. Творческий характер труда педагога.

3. Профессиональная деятельность и личность педагога.

4. Профессиональные компетенции преподавателя и мастера производственного обучения, их сущность и содержание.

5. Индивидуальная педагогическая деятельность как система, ее уровни.

6. Образование как функция общества. Система непрерывного образования в Республике Беларусь. Принципы государственной политики в области образования.

7. Научно-методическое обеспечение профессионального образования Республики Беларусь. Участие педагогов в деятельности по научно-методическому обеспечению профессионального образования.

8. Инновации в системе профессионального образования. Понятия «новшество», «новация», «нововведение», «инновация».

9. Основные категории общей педагогики.

10. Основные этапы становления и развития педагогики.

11. Становление научной педагогики. Я.А. Коменский как основоположник научной педагогики. Общая характеристика развития школьного дела в Западной Европе. Гуманистическая педагогика Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Дидактика Ф. Дистервега. Дидактические системы И.Ф. Гербарта и Дж. Дьюи. Школа и педагогики в России в XYIII-XIX вв. Просветительские идеи Ф. Скорины, Д.К. Ушинского, Л.Н. Толстого.

12. Педагогические системы в новейшее время (XX и XXI вв.).

13. Развитие, социализация и воспитание личности.

14. Целостный педагогический процесс как педагогическая система.

15. Педагогическое взаимодействие. Стили педагогического общения.

16. Открытый урок как методическое мероприятие: цели, виды и методика проведения.

17. Выявление, обобщение, систематизация и распространение современного педагогического опыта.

18. Понятие методологии педагогики. Системный подход.

19. Понятие педагогической системы. Системообразующий компонент педагогической системы.

20. Сущность личностно-ориентированного подхода. Представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности.

21. Культурологический и аксиологический подходы в системе образования.

22. Дидактика как теория обучения. История развития дидактики.

23. Обучение в целостном педагогическом процессе. Обучение как процесс. Функции обучения. Зарубежные концепции обучения. Материалистическая теория познания и процесс обучения. Движущие силы процесса обучения.

24. Деятельность педагога и обучающихся в процессе обучения.

25. Традиционное обучение. Целевые ориентации, особенности методики традиционного обучения.

26. Законы и закономерности обучения.

27. Принципы обучения как система. Взаимосвязь между закономерностями и принципами обучения.

28. Теория развивающего обучения.

29. Теория проблемного обучения.

30. Теория поэтапного формирования умственных действий: сущность и дидактические возможности.

31. Личностно-ориентированное развивающее обучение. Акценты целей. Особенности образовательного процесса. Позиция педагога и позиция обучающихся.

32. Диагностичное задание целей по формированию опыта и качеств личности. Цели обучения, развития и воспитания учащихся. Организационно-методические цели.

33. Сущность содержания образования как основы базовой культуры личности и его исторический характер.

34. Уровни усвоения содержания образования (представления, понимания, применения, творчества), их характеристика. Особенности учебной деятельности обучающихся по усвоению содержания образования.

35. Формы проектирования содержания образования: образовательный стандарт, квалификационная характеристика специалиста, учебный план, учебная программа, тематический план, план урока (учебного занятия).

Их краткая характеристика.

36. Формы обучения, их характеристика, классификация.

37. Дидактические методы: сущность понятия, классификации и характеристики. Выбор методов обучения.

38. Средства обучения: сущность понятия, классификация, характеристики и дидактические возможности.

39. Учебно-методические комплексы: цели и принципы создания, структура и содержание.

40. Субъективный и объективный контроль в процессе обучения и оценка учебных достижений обучающихся. Виды и методы контроля. Учебные задачи.

41. Тесты. Структура теста. Виды тестов.

42. Урок как основная форма обучения. Типы и виды уроков.

43. Дидактическая структура и методическая подструктура учебного занятия.

44. Формы организации учебной деятельности обучающихся.

45. Понятие педагогической технологии. Основные характеристики современных педагогических технологий.

46. Модульное обучение: сущность, характеристика, особенности. Сущность понятия «модуль», его структура.

47. Метод проектов. Проектирование как особый вид интеллектуальной деятельности.

48. Педагогические игры: сущность, функции, История развития игровых технологий.

49. Деловые игры: сущность, основные характеристики, порядок проведения. Модификации деловых игр.

50. Технологии интерактивного обучения. Неимитационные и имитационные интерактивные технологии, их сущность и характеристика.

51. Воспитание как отрасль педагогической науки. Сущность и соотношение понятий: личность, воспитание, социализация, развитие.

52. Цели и направления воспитательной и идеологической работы в учреждениях образования.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

по дисциплине «Педагогика»

 

Разработка курсовой работы является одной из форм контроля качества изучения дисциплины «Педагогика».

Курсовая работа представляет собой самостоятельный исследовательский труд в области актуальных проблем педагогической науки и практики, который опирается на результаты исследований ученых и практиков Республики Беларусь, стран ближнего и дальнего зарубежья.

Курсовая работа – это законченная и логически цельная письменная работа, посвященная конкретному вопросу, входящему в круг проблем (задач), решаемых студентом, требующие развернутого изложения и аргументации.

Выполнение курсовой работы предполагает определение целей и задач педагогического исследования.

В процессе выполнения работы студент изучает законодательную нормативную базу Республики Беларусь, педагогическую литературу, научные статьи отечественных и зарубежных ученых, опыт педагогов-практиков.

В результате выполнения курсовой работы студент должен показать достаточный уровень знаний и умений в области педагогики, свою готовность творчески решать теоретические и практические педагогические проблемы на основе междисциплинарного подхода.

При выборе темы курсовой работы необходимо учитывать личностно, социально и профессионально значимые потребности и интересы студентов.

Материалы, полученные в ходе выполнения курсовой работы, позволят расширить имеющиеся у студентов знания по актуальным вопросам педагогики, могут быть апробированы и внедрены в образовательный процесс учреждений образования, стать основой для разработки дипломного проекта, написания статей на научно-практические конференции.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Профессиональная компетентность специалиста как главный ресурс общественного развития в ХХI веке.

2. Образовательные парадигмы в мировой педагогической практике.

3. Мониторинг качества профессионального образования.

4. Мониторинг качества учебного процесса.

5. Контроль в процессе обучения.

6. Методы педагогических исследований.

7. Метод квалиметрии в педагогике.

8. Педагогическое проектирование.

9. Поликультурное образование.

10. Система профессионально-технического, среднего специального и высшего образования в Республике Беларусь.

11. Социальная среда и ее воспитательные функции.

12. Нормативное обеспечение непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

13. Модели педагогического взаимодействия как образец социальных отношений.

14. Требования к личности педагога. Управленческая карьера педагога.

15. Методологическая культура педагога.

16. Сравнительный анализ современных дидактических концепций.

17. Традиционный урок: сущность и структура.

18. Виды нетрадиционных уроков и их характеристика.

19. Традиционные и инновационные методы и формы обучения, их характеристики.

20. Инновационные методы и формы обучения, их особенности.

21. Современные средства обучения.

22. Учебно-методические комплексы: характеристика, функции, структура.

23. Современные концепции воспитания.

24. Современные методы и формы воспитания.

25. Интерактивные игры: сущность, особенности проведения.

26. Ролевые игры: сущность, особенности проведения.

27. Деловые игры: сущность, особенности проведения.

28. Инновационный педагогический опыт: сущность, критерии оценки, механизмы трансляции.

29. Просветительские идеи Ф. Скорины, Д.К. Ушинского, Л.Н. Толстого.

30. Инновации в системе образовании Республики Беларусь.

ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основная литература

1. Об образовании: Кодекс Республики Беларусь, 13 янв. 2011 г.,№ 243-З: принят Палатой представителей 2 дек. 2010 г.: одобр. Советом Респ. 22 дек. 2010 г.: текст по состоянию на 13 янв. 2011 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. – № 13. – 2/1795.

2. Аксенова, Л.Н. Методика воспитательной работы в учреждениях профессионального образования: учебно-методическое пособие / Л.Н. Аксенова. – Минск: БНТУ, 2010. – 122 с.

3. Аксенова, Л.Н. Нетрадиционный урок: метод. рекомендации / Л.Н. Аксенова. – Минск: РИПО, 1999. – 22 с.

4. Аксенова, Л.Н. Содержание и организация методической работы в профессиональном учебном заведении / Л.Н. Аксенова. – Минск: РИПО, 2003. – 76 с.

5. Аксенова, Л.Н. Учебно-исследовательская работа студентов: учебно-методическое пособие для студентов специальности 1-08 01 01 «Профессиональное обучение» / Л.Н. Аксенова. – Минск: БНТУ, 2010. – 53 с.

6. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с.

7. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 208 с.

8. Капранова, В.А. История педагогики: Учеб.пособие / В.А. Капранова.– М.: Новое знание, 2003. – 160.

9. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. – М., 1981. – 185 с.

10. Новиков, А.М. Методология образования / А.М. Новиков. – Издание второе. – М.: «Эгвес», 2006. – 488 с.

11. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов; под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 512 с.

12. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин [и др.]. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000 – 512 с.

13. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб.пособие для студ высш.пед.уч. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.– 576 с.

14. Харламов, И.Ф. Педагогика:Учебное пособие для педагогических специальностей вузов / И.Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2002. – 517 с.

15. Хуторской, А.В. Современная дидактика. Учебное пособие. 2-изд., перераб. / А.В. Хуторской. – М.: Высш.шк., 2007. – 639 с.

 

Дополнительная литература

 

1. Аксенова, Л.Н. Подготовка педагогов к реализации управленческой функции // Народная асвета.– 2008.– № 10.– С. 3 – 7.

2. Аксенова, Л.Н. Особенности методов обучения, обеспечивающих формирование профессиональной компетентности у будущих специалистов / Л.Н. Аксенова, И.В. Морозова // Народная асвета. – 2009. – № 6. – С. 77 – 81.

3. Безрукова, В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебное пособие для инженерно-педагогических работников индустриально — педагогических техникумов / В.С. Безрукова. – Екатеринбург: Деловая игра, 1996. – 344 с.

4. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько – М.: Педагогика, 1989.– 192 с.

5. Большой энциклопедический словарь: философия, социология, религия, эзотеризм политэкономия / Главн. науч. ред. и сост. С.Ю. Солодовников. Мн.: МФЦП, 2002.

6. Вазина, К.Я. Коллективная мыследеятельность – тип развивающего обучения: Метод. рекомендации / К.Я. Вазина – Горький, 1988. – 54 с.

7. Громкова, М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пособие для вузов / М.Т. Громкова. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, 2003. – 415 с.

8. Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования / В.В. Давыдов – М.: Педагогика, 1986. — 240 с.

9. Дьяченко, Н.Н. Профессиональное воспитание учащейся молодежи / Н.Н. Дьяченко. – М.: Высшая школа, 1988.

10.Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения педагогике: учеб. пособие / С.С. Кашлев. – Минск: Выш. школа, 2004. – 176 с.

11. Ковалев, А.П. Педагогические системы: оценка текущего состояния и управление: Учеб. пособие. / А.П. Ковалев. — Харьков: ХГУ, 1990. — 156 с.

12. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: для студ.высш.и сред.пед.учеб. завед. / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 176 с.

13. Кочетов, А.И. Культура педагогического исследования.- 2-е изд., испр. и доп.- / А.И. Кочетов. – Минск: Ред. журн. “ Адукацыя i выхаванне”, 1996. – 312 с.

14. Кузьмина, Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастера производственного обучения профтехучилища / Н.В. Кузьмина. – М.: Высш. шк., 1989. – 166 с.

15. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина. – М.: Высш. шк., 1990. – 119 с.

16. Кукушин В.С. Теория и методика воспитания / В.С. Кукушин.– Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 508.

17. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество / А.М. Матюшкин – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 720 с.

18. Молчан, Л.Л. Культура профессионально-педагогической деятельности / Л.Л. Молчан. – Минск.: РИПО, 1999. – 95 с.

19. Общая и профессиональная педагогика: учебное пособие для студентов педагогических вузов / под ред. В.Д. Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 368 с.

20. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога: учеб.пособие для студентов высш. учеб. заведений / А.П. Панфилова; под общей редакцией В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой – М. : Издательский цент «Академия», 2006. – 368 с.

21. Педагогические технологии / Под общ. ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/д: изд.ценр «Март» – 2002. –320 с.

22. Поляков, С.Д. Педагогичекская инноватика: от идеи до практики / С.Д. Поляков. – М.: Центр “Педагогический поиск”, 2007. – 176 с.

23. Селевко, Г.В. Современные образовательные технологии: учебн. пособие / Г.В. Селевко — М.: Народное образование, 1998. -– 256 с.

24. Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. – Мастерство, 2001.– 272 с.

25. Торхова, А.В. Формирование индивидуального стиля педагогической деятельности будущего учителя: методологический аспект: Моногр. / А.В. Торхова. – Минск: БГПУ, 2003.– 103 с.

26. Управление образовательными системами: учебное пособие / под ред. В.С. Кукушина. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н / Д: Издательский центр «МарТ», 2003. – 464 с.

ПРОТОКОЛ