Психолого-педагогическое исследование

СОДЕРЖАНИЕ

педагогический коррекционный развивающий программа

Введение

Программа производственной практики

Задание №1. Изучить запросы и проблемы ОУ, исследовать образовательную среду учреждения

Задание № 2. Разработать программу психолого-педагогического исследования: проблема исследования, его цель (и общая гипотеза), методы, средства и вероятные результаты (общая форма их представления)

Задание №3. Разработать коррекционно-развивающую программу по результатам исследования

Задание №4. Освоить приемы научно-информационного обеспечения психологических исследований, изучить и знать правила библиографического описания источников в научных работах

Дневник

Отчет о прохождении производственной практики

Оценочная карта компетенций №1

Оценочная карта компетенций № 2

ВВЕДЕНИЕ

Производственная практика является важным завершающим этапом в процессе подготовки студентов, так как позволяет студентам применить полученные теоретические знания в конкретных ситуациях, сформировать умения и навыки профессиональной предметной деятельности, научиться взаимодействовать с будущими коллегами в решении профессиональных задач, сформировать потребность в самообразовании и самосовершенствовании.

Производственная практика, как составная часть общего процесса подготовки специалиста педагога-психолога неразрывно связана с общим процессом научно-исследовательской работы студента за период обучения в институте.

В период прохождения практики студенты выпускного курса выявляют уровень подготовленности по дисциплинам кафедры и специализации.

Главная цель производственной практики — реализация умений, навыков и знаний, полученных за время учебного процесса, а также при выполнении исследования по избранной научной проблематике.

Целью производственной практики является углубление и закрепление теоретических знаний, полученных в процессе обучения в институте, при решении конкретно-практических задач; овладение компонентами профессионального мастерства, формирование и закрепление основных профессиональных психолого-педагогических и социально-психологических умений, навыков; умение организовывать и проводить эмпирическую часть исследования, обрабатывать данные, анализировать и обсуждать результаты.

7 стр., 3458 слов

Практика исследования практики

... я буду говорить о том, что я думаю о возможностях исследования в нарративной практике и исследования нарративной практики. Я немножко поговорю об общем контексте, и у меня будет ... ответить (естественно, это невозможно), прежде чем перейти к теме исследования нарративной практики.   Первый вопрос – как понимать практику вообще? Если мы сталкиваемся с человеческой деятельностью, с человеческой ...

Эта цель реализуется в основном через диагностическую деятельность, так как именно психодиагностика позволяет изучить важнейшие психические феномены, отработать подбор и использование психологических методов и методик.

Задачи практики:

— углубление и совершенствование теоретических знаний, полученных в процессе обучения в институте и применение их в практической и исследовательской деятельности;

изучение и обобщение научно-методических материалов, научных исследований, необходимых для выполнения исследовательской работы;

разработать программу психолого-педагогического исследования;

подобрать диагностический инструментарий согласно целям исследования;

организовать и провести эмпирическую часть исследования;

обработать, интерпретировать и обсудить результаты исследования;

разработать коррекционно-развивающую программу по итогам исследования.

Содержание практики предполагает работу студента с соответствующей литературой, составление окончательного варианта научной библиографии, разработку коррекционных программ, проведение психологических мероприятий.

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

I. Общие сведения

. Индивидуальное задание

№ п/пНаименование мероприятияРезультат1Изучение запросов и проблем ОУ, исследование образовательной среды учрежденияАналитическая справка по изучению запроса со стороны администрации образовательного учреждения, психолога-педагога, родителей, педагогов, самих детей2Разработка программы психолого-педагогического исследования: проблема исследования, его цель (и общая гипотеза), методы, средства и вероятные результаты (общая форма их представления)Программа психологического исследования: — актуальность исследования — цель — объект исследования — предмет исследования — задачи исследования — гипотеза — методы исследования и их обоснование (валидность) — представление результатов3Освоение приемов научно-информационного обеспечения психологических исследований: ознакомление с правилами библиографического описания источников в научных работах.Сводная таблица правил работы с источниками в научных работах4Разработка коррекционно-развивающей программы по результатам исследованияКоррекционно-развивающая программа по выявленной проблемеЗАДАНИЕ №1. Изучить запросы и проблемы ОУ, исследовать образовательную среду учреждения

Аналитическая справка

4 стр., 1581 слов

Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика

... и практических достижений педагогики или предлагают модели развития педагогических систем. Прикладные исследования – исследования, направленные на углубленное изучение отдельных сторон педагогического процесса, вскрытие закономерностей многосторонней педагогической практики. Разработки ...

№Субъекты ОУФормулировка запроса, проблемы1Администрация1) Запрос на проведение консультаций для педагогов по вопросам профилактики эмоционального выгорания, тема: «Способы психологической реабилитации педагогов». 2) Запрос на проведение консультаций для родителей по тематике: «Профилактика суицидов среди подростков». «Роль семьи в профилактике употребления ПАВ подростками». 3) Запрос на мониторинг «Школа глазами обучающихся, педагогов, родителей», с целью отследить динамику изменения отношения участников образовательного процесса к школьной жизни (сравнительный анализ за три года), а также для корректировки образовательной программы школы. 4) Запрос на анкетирование родителей 4,5,6 классов «Удовлетворенность образовательным процессом в условиях ФГОС ООО». 5) Запрос на изучение уровня учебной мотивации обучающихся 1,2,5,7,8 классов2Педагог-психологСогласно плана работы педагога-психолога: 1) «Изучение готовности первоклассников к обучению в школе и их адаптационного потенциала». 2) «Диагностика адаптированности пятиклассников в среднем звене». 3) «Организация консультаций по вопросам профессиональных интересов и склонностей учащихся 9-11 классов» (тестирование, анкетирование).

4) «Психологическая подготовка учащихся 9, 11 классов к ГИА и ЕГЭ». Проведение тренингов3РодителиЗапросы, связанные с вопросами: 1) «Как помочь ребенку в подготовке к экзаменам к ГИА и ЕГЭ». 2) «Профилактика предэкзаменационного стресса». 3) «Как помочь ребенку в выборе профессии». Родительские собрания: «Подготовка к ГИА и ЕГЭ — задачи семьи и школы», «Психологическая подготовка к ГИА и ЕГЭ», «Как помочь своему ребёнку выбрать правильно профессию». Индивидуальное консультирование родителей.4УчащиесяЗапросы, связанные с вопросами: 1) «Помощь в профессиональном самоопределении». Проведение занятий профориентационной программы «Мой выбор». 2) «Обучения способам и приемам саморегуляциии в период подготовки к экзаменам». Проведение психологического тренинга для выпускников «Как справиться со стрессом» и «Контроль эмоций». Индивидуальные и групповые консультации выпускников. 3) «Помощь в урегулировании конфликта с учителем». Индивидуальное консультирование.5ПедагогиЗапросы, связанные со следующими проблемами: 1) Провести индивидуальное консультирование с учеником, который систематически нарушает правила поведения. 2) Интерпретировать неясное поведение ученика и помочь выстроить личностно-ориентированное воспитательное воздействие. 3) Провести диагностику межличностных отношений учащихся в классном коллективе (социометрия).

4) Провести классный час по теме «Взаимоотношения в классном коллективе».ЗАДАНИЕ № 2. Разработать программу психолого-педагогического исследования: проблема исследования, его цель (и общая гипотеза), методы, средства и вероятные результаты (общая форма их представления)

Тема исследования. Особенности мотивационной направленности агрессивного поведения младших школьников.

Актуальность исследования определяется тенденцией увеличения количества детей с повышенной агрессивностью. Особенно важной эта задача стоит применительно к младшему школьному возрасту. Учителя, работающие в школах, отмечают, что агрессивных детей с каждым годом становится все больше, с ними трудно работать, зачастую учителя просто не знают, как с ними справиться.

12 стр., 5835 слов

Особенности внимания младших школьников с гиперактивным поведением

... гиперактивного поведения младших школьников. - Исследовать особенности внимания младших школьников. - Исследовать особенности внимания у детей с гиперактивностью. - Постараться выявить зависимость уровня развития внимания от гиперактивного поведения младших школьников. - Анализ проведенного исследования. Объект исследования: младшие школьники с гиперактивным поведением. Предмет исследования: ...

Исследования и многолетние наблюдения показывают, что агрессивное поведение формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском возрасте, и именно этот период развития наиболее благоприятен для профилактики и организации коррекционного воздействия на агрессивное поведение.

Озабоченность, на наш взгляд, вызывает тот факт, что агрессивное поведение младших школьников может в дальнейшем перерасти в агрессию подростка, старшего школьника. Поэтому уже на этапе начальной школы необходимо выявлять младших школьников, склонных к проявлению агрессивности, а также определять факторы, провоцирующие их агрессивные проявления, способы их психологической диагностики и профилактические меры, обеспечивающие преодоление и предупреждение агрессивных тенденций. Необходимость оказания психологической помощи агрессивным детям приводит к тому, что исследования, посвященные мотивам детской агрессивности и ее коррекции, приобретают особую значимость.

Цель исследования: изучение особенностей мотивационной направленности агрессивного поведения младших школьников.

Объект исследования: агрессивное поведение младших школьников.

Предмет исследования: мотивационная направленность агрессивного поведения младших школьников.

Задачи исследования:

. Осуществить теоретический анализ научной зарубежной и отечественной психолого-педагогической литературы, раскрывающей основные подходы к мотивационной направленности агрессивного поведения у детей.

. Провести экспериментальное исследование на выявление особенностей мотивационной направленности агрессии младших школьников.

. По результатам диагностики разработать программу по коррекции агрессивного поведения у младших школьников.

Выборка для исследования — учащиеся младших классов в количестве 10 человек (из числа детей после проведения наблюдения за ними педагогами в классе).

Гипотеза: мы предполагаем, что агрессивное поведение младших школьников имеет индивидуальные мотивационные особенности проявления. Снижение уровня агрессивности возможно, если разработать коррекционно-развивающую программу по выявленным мотивационным направлениям проявления агрессии.

Методы исследования и их обоснование (валидность):

) Анкета «Критерии агрессивности у ребенка» (Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко) для педагогов. Данная анкета используется на этапе предварительной диагностики агрессивности у ребенка по поведенческим проявлениям. Метод наблюдения помогает получить полную информацию для предварительного психологического анализа особенностей поведения детей. Педагог заполняет бланк анкеты, в котором оценивается наличие или отсутствие признака в поведении детей. Каждый присутствующий признак в поведении ребенка оценивается в 1 балл. Затем подсчитывается общая сумма баллов:

13 стр., 6068 слов

Гендерные различия агрессивности у детей младшего школьного возраста

... поведение у детей младшего школьного возраста изучено недостаточно, в частности, в изученной мной литературе не полно освещены гендерные различия в проявлении агрессии. Объект исследования: агрессивность Предмет исследования: гендерные различия агрессивности у детей младшего ...

-20 баллов — свидетельствуют о высокой агрессивности ребенка; 7-14 баллов — о средней агрессивности; 1-6 баллов — о низкой.

) Методика графический рисунок «Кактус» М.А. Панфиловой. используется для изучения эмоционально-личностной сферы детей, обнаружение наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. Для проведения диагностики используется лист бумаги формата А4 и карандаш, далее ребенку дается задание «нарисовать на листе бумаги кактус таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо.

По завершении рисования с ребенком проводится беседа, в качестве дополнения задаются вопросы, ответы на которые уточняют интерпретацию.

Анализ рисунков проводится по критериям: агрессивность, импульсивность, эгоцентризм, зависимость и т. д. О наличии агрессивных тенденций в поведении говорит: наличие большого количества иголок; характер рисования колючек: сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

При обработке рисунков во внимание также принимаются показатели: расположение рисунка на бумаге, сила нажима на карандаш, характер линий. Так же учитываются специфические показатели: характеристика образа (кактус: домашний, дикий и т.д.), характеристика формы рисования (схематичный, хаотичный и т.д.), характеристика иголок (количество, размер, расположение).

На основании полученных данных выделяют агрессии:

высокий уровень — длинные, торчащие в разные стороны иголки. Иголки прорисованы тщательно. Большое количество иголок;

средний уровень — умеренное количество иголок, иголки в рисунке присутствуют, но не прорисованы. Большее место на рисунке занимает ствол растения или другие элементы рисунка;

низкий уровень — отсутствие колючек у кактуса.

) «Опросник уровня агрессивности Баса-Дарки» — для диагностики мотивационной агрессии (состоит из 75 утверждений, на которые отвечают «да» или «нет»).

Опросник выделяет следующие формы агрессивных и враждебных реакций: 1. Физическая агрессия (нападение) — использование физической силы против другого лица. 2. Косвенная — агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная. 3. Раздражение — готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4 стр., 1535 слов

Связь виктимности и агрессивности в поведении подростков

... поведение подростков Провести эмпирическое исследование по выявлению связи виктимности и агрессивности подростков Глава 1 Теоретические основы агрессии, виктимности и агрессивности подростков 1.1 Основные характеристики агрессии и агрессивности В простом понимании «агрессия» ... угрозу. Реактивная агрессия возникает как реакция с........ Библиографический список: 1. Агрессия у детей и подростков ...

4. Негативизм — оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. 5. Обида — зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия. 6. Подозрительность — в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред. 7. Вербальная агрессия — выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины — выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести. Ответы оцениваются по 8 шкалам: подсчитывается количество набранных баллов в соответствии с ключом по каждой шкале. Затем выводится индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалы и индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7. Нормой агрессивности является величина ее индекса (ИА), равная 21 ± 4, а враждебности (ИВ) — 6,5-7 ± 3.

Диагностика проводится в первой половине дня в отдельном помещении, индивидуально с каждым ребенком. Время работы с диагностическими методиками не превышало 25 минут.

При диагностировании соблюдались требования: доступность, четкость инструкций; доступный темп предъявления заданий; единообразие условий проведения эксперимента для всех детей; соответствие заданий целям исследования.

Представление результатов (таблицы, графики, рисунки и т.д.).

Результаты психолого-педагогического эксперимента, кроме их текстового описания, можно представить в виде таблиц, схем, графиков, рисунков и т.п. Так, результаты анкеты «Критерии агрессивности у ребенка» Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко можно представить в виде таблицы 1.

Таблица 1 — Уровень агрессивности дошкольников по результатам анкеты «Критерии агрессивности у ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.)

Уровни агрессивностиКол-во детей%Низкий520,8Средний1041,7Высокий937,5Итого24100,0

Графически результаты анкетирования отражены на диаграмме (рис. 1), где показаны процентные показатели агрессивного поведения по группе в целом.

Рисунок 1 — Уровни агрессивного поведения в группе младших школьников по результатам анкеты «Критерии агрессивности у ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.), %

В результате наблюдений и бесед с педагогом были выявлены формы проявления агрессивности у детей, а именно: гнев, враждебность, неумение сдерживать свои эмоции, негативное отношение к замечаниям, драки и ссоры. По итогам анкетирования из общего числа детей было отобрано 10 человек, имеющих наиболее выраженные тенденции к проявлению агрессивного поведения, которые и составили группу для диагностического исследования.

4 стр., 1914 слов

Девиантное поведение подростков как результат наркомании

... особенности личности, физическое и психическое здоровье ребенка. Девиантное поведение подростков как результат наркомании Несмотря на то, что не ... дефициту общения со сверстниками и т.п. Изучение влияния агрессии и акцентуации характера на подростковую зависимость к ... самому себе можно рассматривать через самооценку, удовлетворенность собой, уровень притязания, уверенность в себе. Мы полагаем, что ...

По методике графический рисунок «Кактус» М.А. Панфиловой, анализ рисунков детей проводился по следующим критериям: агрессивность, импульсивность, эгоцентризм, зависимость и т. д. Для этого каждый рисунок анализировался по выделенным категориям. На основе полученных данных была построена диаграмма (рис. 2), который отражает значения по каждому из параметров.

Результаты диагностики по данной методики в целом по группе в процентном отношении отражены на диаграмме (рис. 3).

Рисунок 3 — Уровни агрессивного поведения младших школьников по результатам методики графический рисунок «Кактус» М.А. Панфиловой в целом по группе, %

Следующая диагностика старших дошкольников на проявление агрессии в поведении проведена по опроснику «Баса-Дарки», которая также подтвердила, что у испытуемых преобладает высокий и средний уровень агрессии. Этот факт представлен в таблице 2 и на диаграмме (рис. 4).

Таблица 2 — Результаты диагностики младших школьников по «Опроснику агрессивности Баса-Дарки»

№ испытуемогоФизическая агрессияКосвенная агрессияРаздражениеНегативизмОбидаПодозритель-ностьВербальная агрессияЧувство виныИндекс агрессивных реакцийИндекс враждебностиУровни1778565622811в2668566662612в3783473882610в433424285186с5787473662810в678555465269в765745478259в844513365196с967445476249в10674446762410в5963553852406757

Рисунок 4 — Графическое представление результатов тестирования младших школьников по «Опроснику агрессивности Баса-Дарки», %

Данные диагностики мотивационной направленности агрессивного поведения по методике «Басса-Дарки» по группе показаны на диаграмме (рис. 5).

Выделенные факторы позволяют рассмотреть общий уровень агрессивности и враждебных реакций дошкольников, что в свою очередь поможет построить программу по их коррекции.

Рисунок 5 — Показатели мотивационной направленности агрессивного поведения старших дошкольников по «Опросник Баса-Дарки», балл

Выводы:

) По данным наблюдений педагогов и результатов анкеты «Критерии агрессивности у ребенка» Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко было установлено, что у части младших школьников преобладает высокий уровень, которые и составили основную группу для диагностического исследования. Основанием для отнесения данных детей к категории агрессивных стали: резкие перепады настроения; чаще по сравнению с поведением других детей, теряют контроль над собой; спорят со взрослыми; ругаются с детьми, сердятся и прибегают к дракам; повышенная двигательная активность; неспособность быстро изменить своё поведение в ответ изменения ситуации; намеренно раздражают взрослых, отказываются выполнять просьбы взрослых; завистливы, мнительны и часто винят других в своем «неправильном» поведении и ошибках; скрыто причиняет вред: ломает вещи.

10 стр., 4527 слов

1. Понятие агрессии, агрессивности и агрессивного поведения в психологии

... или устойчивостью агрессивных тенденций личности. Условно можно выделить следующие разновидности поведения с точки зрения агрессивности: антиагрессивность - негативное отношение к любым агрессивным проявлениям человека, ... женщину, детей, калеку; в случае конфликта считает, что лучше уйти, стерпеть или обратиться в милицию, обороняется лишь при явном физическом нападении; интринсивная агрессия, ...

) Анализ результатов по методике «Кактус» позволяет утверждать, что у испытуемых преобладает высокий уровень агрессивности — 75% (их характеризует низкий уровень самоконтроля, несдержанность, вспыльчивость и раздражительность); у 59% детей наблюдается склонность к импульсивности (действовать под влиянием эмоций внешних обстоятельств, также выявлена закономерность, что импульсивность проявляется, в основном, у агрессивных детей); 62% — показали эгоцентризм; большое количество демонстративного поведения — 55% (желание привлечь к себе внимание окружающих); 15% — детей проявляют неуверенность и зависимость, а 31% младших школьников скрыты и осторожны.

При интерпретации рисунков выявлено, что основными причинами проявлений детской агрессивности являются: стремление привлечь к себе внимание сверстников; стремление получить желанный результат; стремление быть главным; защита и месть; желание ущемить достоинство другого, с целью подчеркнуть свое превосходство. Этим детям чаще всего присуще поведение, которое включает физическую агрессию. Они используют в своем поведении запретные и наказуемые меры по отношению к своим сверстникам. Для них характерна и активная невербальная прямая агрессия, а также активные вербальные и невербальные действия, направленные на предметы. Эти дети любят быть первыми, готовность к сотрудничеству и компромиссу для них не характерна, они не в силах соблюдать правила игры, поддерживать других, неудачи вызывают раздражение, всегда ищут виноватых, сердятся, если кто-то подшучивает над ними. При усилении конфликта чаще приходят в ярость, отсутствует самостоятельный контроль за своими действиями.

Выявленные критерии были соотнесены с существующими образами кактусов детей и уровнями агрессивного поведения детей. В целом по группе получено следующее:

низкая степень агрессии не выявлена вовсе.

у 4 (40%) детей выявлена средняя степень агрессии. Об этом можно судить по коротким, редко расположенным иголкам, расположенным в основном по внешнему контуру рисунка. Учитывались и ответы на уточняющие вопросы.

у 6 (60%) детей выявлена высокая степень агрессии. Данные показатели наблюдались при наличии в рисунке ярко выраженных, крупных и близко посаженных иголок, расположенных как внутри, так и снаружи кактуса. И их ответы на уточняющие вопросы также говорят о высокой степени агрессии.

Кроме того, практически во всех рисунках детей кактус был нарисован очень крупно с большим количеством длинных иголок и находился, как правило в углу. На двух рисунках у кактуса иголки были расположены слишком близко друг к другу. При этом, отмечен сильный нажим на карандаш, что также указывает на высокую степень агрессивности. В процессе рисования было отмечено, что дети, имеющие высокий и средний уровни агрессивности, рисовали очень быстро. Данное наблюдение показывает, что эти дети слишком нетерпеливы.

6 стр., 2912 слов

Поведение как психофизиологический феномен

... механизмами: религиозные, эстетические, учебно-познавательные потребности, альтруизм, эгоцентризм, агрессивность, психическая зависимость, т. е. стремление к употреблению психоактивных веществ ... побуждений. Среди разных видов поведения выделим социальное поведение. Поведение человека может быть социальным или асоциальным. Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное ...

) Диагностика младших школьников на проявление агрессии в поведении по опроснику «Баса-Дарки» также подтвердила, что в группе преобладает высокий и средний уровень агрессии: у 8 (80,0%) зафиксирован — высокий уровень, у 2 (20,0%) — средний уровень.

У большинства детей зарегистрирован высокий индекс агрессивности при высоком индексе враждебности.

При этом, в группе наблюдаются все виды агрессии:

% — вербальная агрессия проявляется наиболее выраженно;

% — демонстрируют высокий уровень физической агрессии;

% — склонны проявлять косвенную агрессию, направленную на другое лицо, привлекая для этого посторонних людей;

% — подозрительны и с недоверием и осторожностью относятся к окружающим людям, бывают убеждены, что другие хотят причинить им вред;

% — испытывают чувства вины, после ссор с окружающими;

% — склонны выражать негативные чувства по отношению с окружающими и часто выступают против установленных законов и правил;

% — готовы проявить агрессивные реакции и негативные чувства при малейшем раздражении.

Таким образом, исследование по методикам показало, что у детей в обследуемой группе преобладает повышенный уровень агрессивности в поведении, причем сразу по нескольким показателям.

Большинство из детей проявляют вербальную агрессию, но в случае, если что-то идет не по их правилам, могут причинять физическую боль. Часто применяют косвенную агрессию, чтобы добиться желаемого, привлекая для этого, например, учителя, которому он жалуется на другого ребенка. Кроме того, предпочитают демонстративные формы поведения, разговаривают громко, иногда кричат. Провоцируют учителя или родителя (нарушают правила поведения), что бы те на них поругались, тем самым привлекая к себе внимание.

Вывод

Проведенный анализ психолого-педагогической литературы зарубежных и отечественных ученых показал, что проблеме и коррекции агрессивных проявлений в детском возрасте уделяется огромное значение, поскольку частые негативные переживания, испытываемые детьми, могут быть чрезвычайно опасными для развития его психики.

В основе детской агрессивности лежит мотивационная направленность: спонтанная демонстрация себя или достижение своих практических целей, в крайних проявлениях это подавление и унижение другого. При этом, всех агрессивных детей объединяет одно общее свойство — невнимание к другим детям, неспособность сопереживать, видеть и понимать другого.

Своевременное выявление агрессивных поведенческих проявлений у младших школьников, анализ характера их возникновения позволит предотвратить переход отклонений в хронические нарушения поведения.

С целью изучения мотивационной направленности агрессивного поведения младших школьников разработана программа экспериментального исследования.

В рамках исследования установлено, что у значительной части обследуемых детей, преобладает высокий и средний уровень агрессивности.

С целью снижения агрессивных проявлений в поведении младших школьников необходима разработка коррекционно-развивающей программы.

Самым эффективным методом коррекции нарушений поведения является игротерапия.

При выборе способов и методов коррекции нарушений поведения детей учитываются индивидуальные особенности ребенка, характер психической патологии, структура и форма агрессивного поведения, уровень социальной адаптации, соотношение биологических и социально-психологических факторов. Также учитываются возраст, индивидуальные условия воспитания. При правильном поведении психокоррекционных мероприятий дети освобождаются от тревожности, недоверия, и пытается установить контакт, вызвать похвалу и поощрение.

ЗАДАНИЕ №3. Разработать коррекционно-развивающую программу по результатам исследования

Название. Коррекционно-развивающая программа по снижению агрессивного поведения младших школьников.

Цель: снижение агрессивности у младших школьников.

Задачи: 1) Обеспечить возможность ребенку в социально приемлемой форме выразить свою агрессию.

) Снизить уровень агрессивности.

) Обучить детей способам регуляции эмоционального поведения.

) Сформировать у детей умение конструктивно общаться и выходить из конфликтных ситуаций без причинения вреда другому человеку.

При разработке коррекционной программы, учитывается разнонаправленный аспект коррекции: как на снижение уровня физической, так и вербальной и косвенной агрессии; на развитие доброжелательного, доверительного общения с окружающими людьми; на формирование коммуникативных навыков.

Принципы на которых строится программа:

. Комплексный и системный подход к коррекции — базируется на взаимодействии личностных (внутренних) и социальных (внешних) факторов.

. Учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка — предполагает внимание к каждому ребенку, индивидуальный подход, создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого.

. Опора на положительное в личности ребенка и ориентация на гармонизацию ее развития.

. Дифференцированный подход — учет социально-психологических особенностей группы.

. Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов — помогают охватить все стороны личности ребенка.

. Принцип практико-ориентированности — обучение конкретным техникам работы с агрессивным поведением.

Ожидаемые результаты: после коррекции агрессивного поведения дети научатся:

отреагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, отреагированию негативной ситуации в целом;

конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации;

снятию деструктивных элементов в поведении;

развитие позитивной самооценки.

Краткий план программы:

Занятие 1. Знакомство.

Цель: 1. Знакомство с группой. 2. Выявление причины агрессии. 3. Переключение внимания и агрессии.

Упражнения: «Стукни кулаком», «Мешочек криков», «Гневный листок». Рисунок «Злой Шарж».

Планируемые результаты: контроль негативных эмоциональных состояний, вербальной агрессии.

Занятие 2. Я вежливый.

Цель: Формирования у ребенка представления об ощущениях жертвы агрессии.

Упражнения: кукольное представление «Кошкин дом», ролевая игра «Вежливые хозяева», «Если я злюсь…», игра «Зайчики».

Планируемые результаты: развитие умения понимать состояния другого человека.

Цель: 1. Обучение самоконтролю и закрепление этих навыков. 2. Снятие эмоционального напряжения.

Упражнения: «Если я злюсь…», «Спектакль», «Счет до десяти», «Зайчики»; «Стукни кулаком», «Мешочек криков», «Гневный листок».

Планируемые результаты: развитие у ребенка умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме.

Занятие 4. Подними самооценку.

Цель: 1. Развитие положительной самооценки 2. Формирование у ребенка уверенности в себе.

Упражнения: беседа «Вера в себя», рассказ «Мой лучший поступок». Рисование «Автопортрет».

Планируемые результаты: формирование у ребенка позитивного самовосприятия на основе личностных достижений.

Занятие 5. Мы любимы и любим.

Цель: 1. Развитие положительного отношения к близким и окружающим. 2. Снятие агрессии и страхов, развитие воображения.

Упражнения: «Моя семья», «Я хороший». «Глаза в глаза». Конструирование «Подарок другу». Лепка «Солнце». Игра с водой и мокрым песком «Море».

Планируемые результаты: ребенок учиться любить себя и воспринимать как должное свой характер; учиться понимать эмоции близких ему людей и контролировать свой.

Занятие 6. Убежим от злости.

Цель: 1. Релаксация 2. Обучение техники снятия физического напряжения.

Упражнения: гимнастика, игра «Дрова», игра «подушки», игровой массаж».

Планируемые результаты: осознание ребенком важности переноса невербального гнева в физические упражнения.

Занятие 7. Помоги другу.

Цель: 1. Развитие чувства эмпатии 2. Социализация ребенка

Упражнения: беседа «Помощь», лепка «Старичок», игра «Доктор или медсестра».

Планируемые результаты: формируется положительное отношение к пожилым людям.

Занятие 8. Знаток чувств.

Цель: Развитие чувства эмпатии.

Упражнения: беседа «Помощь», игра «Доктор или медсестра», «Знаток чувств», «Угадай чувство», «Актер». Рисование «Мое чувство».

Планируемые результаты: развитие дружелюбия и эмпатии к окружающим людям.

Занятие 9. Словарик хороших слов.

Цель: Закрепление коммуникативных навыков и положительных моделей поведения.

Упражнения: игра «Словарик хороших слов», игра «Поводырь», игра «Диспетчер».

Планируемые результаты: Принятие положительной модели поведения.

Занятие 10. Итоговое.

Цель: Закрепление полученных навыков.

Упражнения. Беседа «Что я понял?». Ролевая игра «Ночлег» и обсуждение игры.

Планируемые результаты: стабилизация эмоционального состояние через ощущение внутренней радости.

Организация занятий.

Программа состоит из 10 занятий, 2 раза в неделю продолжительность которых 2-2, 5 часа.

Структура занятий:

. Разминка (приветствие детей, рассказ о том, что им сегодня предстоит сделать. Вопросы о настроении, самочувствии).

. Основная часть (на этом этапе используются беседы и методы, которые обеспечивают снижение уровня агрессивных проявлений).

3. Заключительная часть (подведение итогов занятия, похвала каждого участника за заслуги).

Основные направления работы коррекционного воздействия:

1) Обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом в приемлемой форме.

2) Обучение навыкам распознавания и контроля над негативными эмоциями.

) Обучать приемам саморегуляции, умению владеть собой в различных ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.

) Отрабатывать навыки общения в возможных конфликтных ситуациях.

) Способствовать формированию таких качеств как эмпатия, доверие к людям, сочувствию, сопереживанию.

) Снижение уровня личностной тревожности.

) Консультационная работа с родителями и педагогами, направленная на снятие провоцирующих факторов агрессивного поведения у детей.

) Сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, отвлекая и переключая внимание ребенка.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Актуальные проблемы психологии образования [Текст] : сборник научно-исследовательских работ / Сост. О.В. Лозгачева. — Екатеринбург : УГПУ, 2015 — 252 с.

. Александров, А.А. Психодиагностика и психокоррекция [Текст] / А.А. Александров. — СПб.: Питер, 2008. — 384 с

. Александровская, Э.М. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста [Текст] : учеб.-метод. пособие / Э.М. Александровская, Н.В. Куренкова // Журнал прикладной психологии. — 2001. — № 1. — С. 41-61.

. Демко, Е.В. Организационно-педагогическая деятельность по профилактике и коррекции агрессивности детей 6-7 лет [Текст] : дис… канд. пед. наук 13.00.01 / Демко Елена Витальевна. — Армавир, 2005. — 172 c.

5. Долгова, В.И. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе [Текст]: монография / В.И. Долгова, Н.И. Аркаева, Е.Г. Капитанец. — М. : Перо, 2015. — 200 с.

6. Дубровина, И.В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст]: учеб. пособие / И.В. Дубровина и др. — М. : Академия, 2012. — 98 с.

. Кашаева, Л.Ф. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения младших школьников / Л.Ф. Кашаева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2015. — № 10. — С. 186-190.

. Ковалевская, Т.Н. Сопровождение процесса социально-психологической адаптации личности: методические рекомендации [Текст]: в 4 ч. / Т.Н. Ковалевская. — Витебск : ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. — Ч. 1. — 52 с.

. Коррекция агрессивного поведения детей от 5 до 14 лет [Текст] : метод. пособие / Сост. О.П. Рожков. — M. : МПСИ, 2014. — 56 с.

. Микляева, А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция [Текст] / А.В. Микляева, П.В. Румянцева. — СПб. : Речь, 2004. — 248 с.

. Токарь, И.Е. Детская агрессия: истоки и способы предупреждения [Текст] / И.Е. Токарь // Народное образование. — 2012. — №4. — С. 239-242.

.Токарь, И.Е. Детская агрессия как педагогическая проблема [Текст] / И.Е. Токарь // Социальная педагогика. — 2012. — № 2. — С. 97-102.

ЗАДАНИЕ №4. Освоить приемы научно-информационного обеспечения психологических исследований, изучить и знать правила библиографического описания источников в научных работах

В настоящее время при библиографическом описании источников используют требования ГОСТ 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», а для библиографического описания электронных ресурсов — ГОСТ 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления».

При оформлении научных работ используются следующие виды описания:

описание документа в целом (книга, диссертация, автореферат диссертации, учебник, учебное пособие и т.п.);

описание составной части документа (статья из сборника, продолжающегося издания, журнала, газеты, глава, раздел, параграф, имеющие самостоятельное заглавие, и т.п.).

) Книга под фамилией автора. Описание книги начинается с фамилии автора, если книга имеет авторов не более трех. Библиографическое описание книги одного, двух, трех авторов:

Фамилия И.О. одного автора (или первого).

Заглавие книги : сведения относящиеся к заглавию / И.О. Фамилия одного (или первого), второго, третьего авторов ; сведения о редакторе, составителе, переводчике. — Сведения о переиздании. — Место издания : Издательство, год издания. — Количество страниц.

Составление библиографического описания диссертации или автореферата диссертации подчиняется общим правилам, с указанием вида работы в сокращенном виде («дис.» или «автореф. дис.») и ученой степени, на соискание которой диссертация представлена.

2) Книга под заглавием. Библиографическое описание книги дается на заглавие, если книга написана четырьмя и более авторами:

Заглавие книги : сведения, относящиеся к заглавию / И.О. Фамилия одного автора с добавлением слов [и др.] ; сведения о редакторе, составителе, переводчике. — Сведения о переиздании. — Место издания : Издательство, год издания. — Количество страниц.

3) Составная часть документов. Статья из газет, журналов, продолжающихся изданий (труды, известия, ученые записки), материалов научной конференции:

Сводная таблица правил работы с источниками в научных работах

№ п/пВид источникаТребования по ГОСТ 7.1-2003 (пример оформления)Источник по теме исследования1УчебникПример библиографического описания книги 1 автора: Петушкова, Г.И. Проектирование в ДОУ [Текст] : учеб. для вузов / Г.И. Петушкова. — М. : Академия, 2004. — 416 с.1) Немов, Р.С. Психология. [Текст] : учебник : В 3 кн. Книга 1. Общие основы психологии. — 6-е изд. — / Р.С. Немов. — М. : Владос, 2013. — 687 с.2Учебное пособиеПример библиографического описания книги 3 автора: Душков, Б.А. Психология труда, профессиональной, информа-ционной и организационной деятельности [Текст] : учеб. пособие для вузов / Б.А. Душков, А.В. Королев, Б.А. Смирнов. — М : Академический проект, 2005. — 848 с.1) Долгова, В.И. Коррекционно-развивающая деятельность специального психолога: современные психологические и педагогические технологии [Текст] : учеб. пособие / В.И. Долгова, Н.И. Аркаева, Е.Г. Капитанец. — Челябинск : Изд-во «АТОСКО», 2008. — 118 с.3Моно-графияПример библиографического описания монографии 3 автора: Максимов, Н.В. Древнерусская топонимия Елецкой земли [Текст] : монография / Н.В. Максимов, Т.Л. Партыка, И.И. Попов. — М. : Вега, 2005. — 157 с.1) Долгова, В.И. Инновационные психолого-педагогические техно-логии в начальной школе [Текст] : монография / В.И. Долгова, Н.И. Аркаева, Е.Г. Капитанец. — М. : Перо, 2015. — 200 с.4Диссерта-ция (авто-реферат диссерта-ции)Пример библиографического описания диссертации: Белозеров, И.В. Религиозная политика Золотой Орды на Руси в 13-14 вв. [Текст] : дис… канд. ист. наук: 07.00.02 / И.В. Белозеров. -М., 2002. — 215 с.1) Демко, Е.В. Организационно-педагогическая деятельность по профилактике и коррекции агрессивности детей 6-7 лет [Текст] : дис… канд. пед. наук 13.00.01 / Е.В. Демко. — Армавир, 2005. — 172 c.5Учебное пособиеПример библиографического описания книги 4 автора: Инвестиционная привлекательность Тюменской области: проблемы и перспективы / А.А. Зубарев [и др.]. — СПб. : Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та экономики и финансов, 2011. — 143 с.1) Психокоррекционная и развивающая работа с детьми [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / И.В. Дубровина [и др.]. — М. : Академия, 2012. — 98 с.6Учебно-методи-ческое пособиеПример библиографического описания книги, имеющие только редактора или составителя: Англо-русский словарь. Более 86000 слов и выражений современного английского языка [Текст] : / сост. Н.В. Адамчик. — Минск : Харвест, 2003. — 832 с.1) Коррекция агрессивного поведения детей от 5 до 14 лет [Текст] : учеб.-метод. пособие для студ. по курсу «Психолого-педагогическая коррекция» / сост. О.П. Рожков. — M. : МПСИ, 2014. — 56 с.7Статья в журналеПример библиографического описания статьи из журнала одного автора: Кириллова, Н.Б. Медиакультура, миф и политика / Н.Б. Кириллова // Философские науки. — 2006. — № 6. — С. 26-44. Пример библиографического описания статьи из журнала двух (трех) авторов: Леонтьев, Д.А. Курт Левин: в поисках нового психологического мышления / Д.А. Леонтьев, Е.Ю. Патяева // Психологический журнал — 2001. — Т.22, № 5. — С. 5-16.1) Кашаева, Л.Ф. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения младших школьников / Л.Ф. Кашаева // Научно-методический электроный журнал «Концепт». — 2015. — № 10. — С. 186-190. 2) Амбалова, С.А. К вопросу о психологических особенностях агрессивного поведения младших школьников / С.А. Амбалова, М.И. Бекоева // АНИ: педагогика и психология. 2016. — Т. 5. — № 2 (15).

— С. 183-185.8Материалы конферен-цийПример библиографического описания статьи из материалов научной конференции: Кряжков, В.А. О проблемах региональной конститу-ционной юстиции / В.А. Кряжков // Проблемы образования и деятельности конституционных судов Российской Федерации : материалы Всерос. науч. конф. (Москва, 24 дек. 2009 г.).

— М., 2000. — С. 71-78.1) Галеева, Ж.Ш. Роль учебной практики в формировании общих и профессиональных компетен-ций специалистов педагоги-ческого профиля / Ж.Ш. Галеева // Актуальные вопросы современ-ной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.).

— Самара: Асгард, 2016. — С. 231-233.ДНЕВНИК

ПериодКраткое содержание выполняемых работОтметка руководителя12.09Знакомство со школой, с педагогическим коллективом школы. Знакомство с психологом школы, со спецификой работы психолога. Определение целей и задач предстоящей практики. Составление индивидуального плана работы по реализации задач практики.13-14.09Исследование образовательной среды учреждения. Изучение запросов и проблем образовательного учреждения. Как показало исследование чаще всего запросы поступают от администрации школы и педагогов. Ученики и родители обращаются реже и как правило по проблеме подготовки в ГИА и ЕГЭ.15-16.09Выбор темы психолого-педагогического исследования и обсуждение с психологом. Выбрана тема исследования по запросу педагога второго класса «Изучение особенностей мотивационной направленности агрессивного поведения младших школьников». В соответствии с темой провела отбор и изучение литературных источников для психолого-педагогического исследования.17.09Методический (библиотечный) день. Заполнение дневника по практике.18.09Выходной день.19-20.09Разработка программы психолого-педагогического исследования. Выбор методик для исследования: 1) Анкета «Критерии агрессивности у ребенка» Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко (для педагогов).

2) Графический рисунок «Кактус» М.А. Панфиловой. 3) «Опросник уровня агрессивности Баса-Дарки». Обсуждение с психологом отобранных методик исследования.21.09Подбор класса для исследования: был выбран 2 класс. Знакомство с классом, беседа с педагогом, передана анкета «Критерии агрессивности у ребенка» Г.П. Лаврентьевой и Т.М. Титаренко для наблюдения за детьми.22-23.09Изучение особенностей научно-информационного обеспечения психологических исследований, изучала правила библиографического описания источников в научных работах. Изучены ГОСТы 7.1-2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления», а для библиографического описания электронных ресурсов — ГОСТы 7.82-2001 «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов. Общие требования и правила составления». Для ссылок на электронные ресурсы — ГОСТ 7.82-2001. Кроме того, формат библиографических записей регламентируется ГОСТ 7.80-2000, ГОСТ Р 7.0.12-2011 и ГОСТ 7.11-2004.24.09Методический (библиотечный) день. Заполнение дневника по практике.25.09Выходной день.26.09Проведение исследования с выбранной группой учеников по первой методике: графический рисунок «Кактус» для изучения эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста, обнаружение наличия агрессии, ее направленности и интенсивности27.09Обработка и интерпретация результатов диагностики.28.09Проведение исследования выбранной группы учеников по второй методике: «Опросник уровня агрессивности Баса-Дарки» для диагностики мотивационной агрессии29.09Обработка и интерпретация результатов диагностики.30.09Анализ и обобщение результатов проведенного исследования.01.10Методический (библиотечный) день. Заполнение дневника по практике.02.10Выходной день.03.10Обсуждение с психологом итогов проведенного психолого-педагогического исследования.04-05.10Разработка коррекционно-развивающей программы по результатам исследования, направленной на снижение агрессивности у младших школьников06.10Доведение результатов исследования до педагога класса, беседа с педагогом и с учениками07.10Подведение итогов производственной практики. Заполнение документация по практике. Встреча с психологом с целью обсуждения результатов практики08-09.10Составление таблиц и графиков по результатам исследования. Написание и оформление отчета о пройденной производственной практике. Заполнение дневника по практике.

ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Сроки и место прохождения практики:

Виды работ, выполненные в период практики: составлена аналитическая справка по итогам изучения проблем образовательного учреждения и запросов психологу со стороны администрации, педагогов, школьников, родителей; разработана программа психолого-педагогического исследования по изучению мотивационной направленности агрессии у младших школьников; разработана коррекционно-развивающая программа по результатам проведенного исследования; освоены приемы и правилами библиографического описания источников в целях научно-информационного обеспечения психологических исследований.

Личностно-профессиональные изменения, произошедшие за время практики (личностно-профессиональный рост, расширение жизненного опыта, повышение мотивации учебной деятельности, формирование представления о будущей профессии и т.п.).

Практическая работа в школе позволила мне систематизировать теоретические знания в области психологии. Я овладела рефлексивной культурой; научилась планировать свою деятельность; развила творческое мышление, индивидуальный стиль профессиональной деятельности, исследовательский подход к ней; возник устойчивый интерес к профессии; появилась потребность в самообразовании, самосовершенствовании Я получила огромный багаж знаний, колоссальный опыт и практику, которые несомненно пригодятся мне в дальнейшем работе педагога-психолога

Профессиональные знания и навыки, полученные в ходе практики: научилась правильно ставить цель исследования, выдвигать гипотезу; разрабатывать и подбирать экспериментальный материал, а именно: диагностики, тесты, анкеты; выработала основы владения техникой проведения диагностики; приобрела практические навыки психологического тестирования, проводить их обработку и интерпретацию; овладела методами разработки программ коррекционной и развивающей работы.

Трудности, возникшие в ходе практики:

организационные: трудности возникали при установлении контакта с группой учеников в процессе проведения диагностирования, привлечь их внимание содержательные: недостаточно опыта в проведении диагностирования, подбора упражнений для проведения коррекционно-развивающей работы;

другие: часто трудно было справиться с собственным волнением

Оценка собственных перспектив профессионального развития. В дальнейшем я планирую постоянно повышать свой профессиональный и образовательный уровень, осваивать инновации в области детской психологии и педагогики, методы и приемы работы с детьми, взаимодействие с родителями, а также делиться приобретенным опытом с коллегами. Благодаря своей целеустремленности, нежеланием останавливаться на достигнутом, надеюсь реализовывать на практике свои идеи и замыслы

Предложения и пожелания по организации и содержанию практики: упростить форму отчета по практике, сделать более творческой.

АНАЛИЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ, САМООЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Оценочная карта компетенций №1

Инструкция: заполните оценочную карту компетенций (№1) и определите уровень их овладения до практики. В соответствующей графе поставьте знак +

Компетенции магистранта (формируемые компетенции)Уровень овладения (до практики)когнитивныйдеятельностныйтворческийА. общепрофессиональные компетенции (ОПК)готовностью применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);+способностью понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);+Б. профессиональные компетенции (ПК)готовностью применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);+способностью осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);+способностью к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4);+способностью осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);+способностью выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7);+способностью проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение учебной деятельности (ПКНО-2);+способностью участвовать в построении и изменении индивидуальной образовательной траектории обучающегося (ПКНО-3);+готовностью создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе (ПКНО-4);+готовностью во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к освоению образовательных программ основного общего образования (ПКНО-6);+способностью осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников (ПКД-6);+готовностью применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКСПП-2);+

Оценочная карта компетенций № 2

Инструкция: заполните оценочную карту компетенций (№2) и определите уровень их овладения после практики. В соответствующей графе поставьте знак +

Компетенции магистранта (формируемые компетенции)Уровень овладения (после практики)когнитивныйдеятельностныйтворческийА. общепрофессиональные компетенции (ОПК)готовностью применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях (ОПК-2);+способностью понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8);+Б. профессиональные компетенции (ПК)готовностью применять утвержденные стандартные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКПП-2);+способностью осуществлять сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики (ПКПП-3);+способностью к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий (ПКПП-4);+способностью осуществлять психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития детей (ПКПП-5);+способностью выстраивать развивающие учебные ситуации, благоприятные для развития личности и способностей ребенка (ПКПП-7);+способностью проводить диагностику уровня освоения детьми содержания учебных программ с помощью стандартных предметных заданий, внося (совместно с методистами) необходимые изменения в построение учебной деятельности (ПКНО-2);+способностью участвовать в построении и изменении индивидуальной образовательной траектории обучающегося (ПКНО-3);+готовностью создавать условия, облегчающие адаптацию детей к учебному процессу на начальном этапе обучения в школе (ПКНО-4);+готовностью во взаимодействии с психологом проводить комплекс мероприятий по профилактике трудностей адаптации детей к освоению образовательных программ основного общего образования (ПКНО-6);+способностью осуществлять взаимодействие с семьей, педагогами и психологами образовательного учреждения по вопросам воспитания, обучения и развития дошкольников (ПКД-6);+готовностью применять рекомендованные методы и технологии, позволяющие решать диагностические и коррекционно-развивающие задачи (ПКСПП-2);+