Методы психологической защиты

Методы психологической защитыВ ситуациях, когда интенсивностьпотребности возрастает, а условия е удовлетворения отсутствуют, поведениерегулируется с помощью механизмов психологической защиты . Психологическая защита определяетсякак нормальный механизм, направленный на предупреждение расстройств поведенияне только в рамках конфликтов между сознанием и бессознательным, но и междуразными эмоционально окрашенными установками . Эта особая психическая активностьреализуется в форме специфических приемов переработки информации, которые могутпредохранять личность от стыда и потери самоуважения в условиях мотивационногоконфликта . Психологическая защита проявляется втенденции человека сохранять привычное мнение о себе, отторгая ил искажаяинформацию, расцениваемую как неблагоприятную и разрушающую первоначальныепредставления о себе и других . Защитные механизмы начинают действовать, когдадостижение цели нормальным способом невозможно ил когда человек полагает, что ононевозможно . Важно подчеркнуть, что это не способы достиженияжелаемой цели, а способы организации частичного и временного душевногоравновесия с тем, чтобы собрать силы для реального преодоления возникшихтрудностей, т. е. разрешения конфликта соответствующими поступками .

В этом случае люди по разному реагируют на своивнутренние трудности . Одни, отрицая их существование, подавляют склонности,которые доставляют им неудобства, и отвергают некоторые свои желания какнереальные и невозможные . Приспособление в этом случае достигается за сч тизменения восприятия . Сначала, человек отрицает то, что не желательно, нопостепенно может привыкнуть к такой ориентации, действительно забытьболезненные сигналы и действовать так, как если бы их не существовало . Другие люди преодолевают конфликты, пытаясьманипулировать беспокоящими их объектами, стремясь овладеть событиями иизменить их в нужном направлении . Третьи находятвыход в самооправдании и снисхождении к своим побуждениям, а четв ртыеприбегают к различным формам самообмана . Личностям с особенно ж сткой системой принциповповедения было бы особенно трудно и подчас невозможно действовать вразнообразной и изменчивой среде, если бы защитные механизмы не оберегали ихпсихику . Кмеханизмам психологической защиты относят обычно отрицание, вытеснение,проекцию, идентификацию, рационализацию, включение, замещение, отчуждение идругие . Отрицание сводится к тому, что информация,которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается . Имеетсяв иду конфликт, возникающий при появлении мотивов, противоречащих основнымустановкам личности, или информации, которая угрожает самосохранению, престижу,самооценке . Этотспособ защиты вступает в действие при конфликтах любого рода, не требуя предварительногообучения, и характеризуется заметным искажением восприятия действительности . Отрицаниеформируется ещ в детском возрасте и зачастую не позволяет человеку адекватнооценивать происходящее вокруг, что, в свою очередь, вызывает затруднение в поведении.

8 стр., 3805 слов

Глава 1 Современное состояние проблемы восприятия человека человеком ...

... изучить особенности восприятия человека человеком в профессиональной деятельности. Задачи: 1. проанализировать современное состояния проблемы восприятия человека человеком в медицине; 2. изучить особенности профессии медика в системе «человек-человек»; 3. определить особенности восприятия человека человеком в ...

Вытеснение наиболее универсальный способизбежания внутреннего конфликта пут м активного выключения из сознаниянеприемлемого мотива или неприятной информации . Вытеснениепредставляет собой бессознательный психологический акт, при котором неприемлемаяинформация или мотив отвергаются цензурой на пороге сознания . Ущемл нноесамолюбие, задетая гордость и обида могут порождать декларирование ложныхмотивов своих поступков, чтобы скрыть истинные не только от других, но и отсебя.

Истинные,но не приятные мотивы вытесняются с тем, чтобы их заместили другие, приемлемыес точки зрения социального окружения и поэтому не вызывающие стыда и угрызенийсовести . Ложныймотив в этом случае может быть опасен тем, что позволяет прикрывать общественноприемлемой аргументацией личные эгоистические устремления . Вытесненныймотив, не находя разрешения в поведении, сохраняет свои эмоциональные ивегетативные компоненты . Несмотря на то, что содержательная сторонатравмирующей ситуации не осознается и человек может активно забыть сам факттого, что он совершил некоторый неблаговидный поступок, тем не менее конфликтсохраняется, а вызванное им эмоционально-вегетативное напряжение субъективноможет восприниматься как состояние неопределенной тревоги . Поэтому вытесненныевлечения могут проявляться в невротических и психофизиологических симптомах . Проекция бессознательный переноссобственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себесознаться, понимая их социальную неприемлемость, на другое лицо . Когдачеловек по отношению к кому-то проявил агрессию, у него нередко возникаеттенденция понизить привлекательные качества пострадавшего . Человек,постоянно приписывающий другим собственные стремления, противоречащие егоморальным нормам, получил специальное название ханжа . Идентификация бессознательный перенос на себячувств и качеств, присущих другому человеку и не доступных, но желательных длясебя . У детей это простейший механизм усвоения норм социального поведения и этических ценностей.

Так,мальчик бессознательно старается походить на отца и тем самым заслужить еготепло и уважение . Благодаряидентификации достигается также символическое обладание желаемым, но недосягаемым объектом . Рационализация превдоразумное объяснениечеловеком своих, желаний, поступков, в действительности вызванных причинами,признание которых грозило бы потерей самоуважения . В частности, она связана с попыткойснизить ценность недоступного . Рационализация, используетсячеловеком в тех особых случаях, когда он, страшась осознать ситуацию, пытаетсяскрыть от себя тот факт, что в своих действиях побуждается мотивами,находящимися в конфликте с его собственными нравственными стандартами . Близким к рационализации способомпсихологической защиты является включение, при котором также переоцениваетсязначимость травмирующего фактора . Для этого используется новаяглобальная система ценностей, куда прежняя система входит как часть, и тогдаотносительная значимость травмирующего фактора понижается на фоне других, болеемощных . Примером защиты по типу включенияможет быть катарсис облегчение внутреннего конфликта при сопереживании . Если человек наблюдает и сопереживаетдраматические ситуации других людей, существенно более тягостные и травмирующие,чем те, которые тревожат его самого, он начинает смотреть на свои бедыпо-другому, оценивая их по сравнению с чужими . Замещение перенос действия, направленного нанедоступный объект, на действие с доступным объектом . Замещениеразряжает напряжение, созданное недоступной потребностью, но не приводит кжелаемой цели . Когдачеловеку не уда тся выполнить действие, необходимое для достижения поставленнойперед ним цели, он иногда совершает первое попавшееся бессмысленное движение,дающее какую-то разрядку внутреннему напряжению . Такоезамещение часто видно в жизни, когда человек срывает сво раздражение, гнев,досаду, вызванные одним лицом, на другом лице или на первом попавшемся предмете.

11 стр., 5141 слов

Учение З. Фрейда о бессознательном. Конфликт инстинкта и разума

... стремлений человека. Оно не дает некоторым желанием бессознательного проникнуть в сознание, т.к. они ... ребенка, возникает внутренний диссонанс. Конфликт сознательного и бессознательного, разума и инстинкта, приводит ... сознанию. «Сверх-Я» же представляет собой некую идеальную структуру, которая служит арбитром, надзирателем человеческой психики. «Сверх-Я» согласует мысли и поступки человека ...

Изоляцияили отчуждение обособление внутри сознания травмирующих человека факторов . Приэтом неприятные эмоции блокируются от доступа к сознанию, так что связь междукаким-то событием и его эмоциональной окраской не отражается в сознании . Этотвид защиты напоминает синдром отчуждения , для которого характерно чувствоутраты эмоциональной связи с другими людьми, ранее значимыми событиями илисобственными переживаниями, хотя их реальность и осозна тся . Феноменыдереализации, деперсонализации и расщепления личности могут быть связаны стакой защитой . Избирательностьотношения человека к группе и коллективу связана с опосредованиемпсихологической защитой . Онаявляется своеобразным фильтром, включающимся при существенном рассогласованиисобственной системы ценностей и оценкой своего поступка или поступков близкихлюдей, отделяющих желательные воздействия от нежелательных, соответствующиеубеждениям, потребностям и ценностям личности от несоответствующих . Полезно иметь в виду, что воздействие психологическойзащиты может способствовать сохранению внутреннего комфорта человека даже принарушении им социальных норм и запретов, поскольку, снижая действенностьсоциального контроля, она зада т почву для самооправдания . Если человек, относясь к себе в целомположительно, допускает в сознание представление о своем несовершенстве, онедостатках, проявляющихся в конкретных действиях, то он становится на путь ихпреодоления . Он может изменить свои поступки, ановые поступки преобразуют его сознание и тем самым всю его последующую жизнь .Если же информация о несоответствиижелаемого поведения, поддерживающего самоуважение, и реальных поступков всознание не допускается, то сигналы конфликта включают механизмыпсихологической защиты и конфликт не преодолевается, т. е. человек не можетвстать на путь самоусовершенствования . Только переводя неосознаваемыеимпульсы в сознание, можно достигнуть контроля над ними, приобретая большуювласть над своими поступками и повышая уверенность в своих силах.

3 стр., 1163 слов

Тест достижений Сознание человека

... его действительность ? 1. Да 2. Нет 3. Редко 15. Путь и средство самопознания и развития сознания человека через восприятие им своих собственных творений. 1. Труд 2. Деятельность ... за участие в работе !!! ТЕСТ « СОЗНАНИЕ ЧЕЛОВЕКА ». 1. Высшая форма отражения мира, свойственная только человеку. 1. Воля 2. Сознание 3. Подсознание 2. Готовность сознания к познанию других психических явлений ...