Диагностическая сказка

Министерство образования и науки Украины

Днепропетровский национальный университет

им. Олеся Гончара

Кафедра социальной психологии и психологии управления

Отчетная работа

«Диагностическая сказка»

Выполнила: студентка гр. Дс-12с-2

Афанасьева Марина

г. Днепропетровск

2012 г.

Цель работы

1) ознакомиться с диагностической сказкой, как с методом психологической диагностики личности

2)практически исследовать скрытые личностные качества клиента

Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых в современной научной практике. Первые научные теории, посвященные проблеме сказок, относятся к XVIII веку. Речь идет не только о собирательстве фольклорных сказок, предпринятом братьями Гримм, но и о попытках интерпретаций их содержания (И.И.Винкельман, И.Г.Гаман, И.Г.Гердер, К.Ф.Моритц и др.).

Сказку, как отражение психики человека исследовали такие психологи, как Фромм, Берн, Беттельхейн, Юнг и др. Это направление разрабатывалось отечественными педагогами и психологами Выгодским, Элькониным, Осориной, Проппом, Гнездиловым и др. Свое окончательное оформление в виде психолого-педагогической технологии «Комплексная сказкотерапия» получила в работе Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой — доктора психологических наук, ректора Института сказкотерапии. Столь значительный интерес к сказкотерапии и количество трудов говорит об актуальности выбранной темы: «Сказка — инструмент диагностики и коррекции». В понимании Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой сказкотерапия — это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений психологии, педагогики, психотерапии и философии разных культур. Следует отметитить, что обычно сказка выполняет три функции, а именно терапевтическую, прогностическую и диагностическую. Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения личности. В данных случаях психологи просят сочинить либо продолжить любую сказку. После написания сказки психолог ее анализирует. С помощью анализа могут быть выявлены ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы личности, либо базовый жизненный сценарий. Выявлению состояния или отношений личности, о которых она не хочет говорить вслух.

4 стр., 1767 слов

Сплетничание, сказки и психология наоборот

... должен "случайно" подслушать. 2. Сказки: вы преподносите желаемую идею в форме сказки. 3. "Психология наоборот": вы добиваетесь взаимодействия, говоря ... . Это способ почувствовать свое влияние и продемонстрировать самостоятельность. "Психология наоборот" - это возможность обернуть склонность в свою пользу. ... Сплетничание, сказки и психология наоборот Интересное качество человеческой натуры: нечаянно ...

Методы работы с диагностической сказкой

Различают четыре возможных варианта диагностической работы со сказкой:

1. Психолог рассказывает специально заготовленную сказку и наблюдает за реакцией клиента, отслеживает его позы, движения, мимику для того, чтобы выявить ценностные представления, наиболее значимые эпизоды, возможные страхи и т. п. Психолог начинает сочинять сказку, а клиенту надо продолжить или ответить на специальные вопросы: «Что было дальше?», «Что подумал герой"и т.д.

2. Психолог просит клиента самому сочинить сказку, в том числе и о самом себе. Таким образом, можно проследить, кем себя ощущает клиент: героем или несчастливцем, и какой представляет свою дальнейшую жизнь.

3. Психолог просит рассказать клиента его любимую или наиболее запомнившуюся сказку или рассказ, при этом подразумевается, что главный герой сказки и есть прообраз клиента.

Во время работы со сказкой необходимо обращать внимание на признаки психологического дискомфорта:

· на те моменты, которые вызывают особый интерес или, наоборот, не привлекли внимания клиента, на его комментарии по ходу рассказа, смех, тревогу;

· с кем из героев сказки клиент себя идентифицирует;

· если клиент прерывает рассказ и предлагает неожиданное решение;

· если клиент отвечает торопливо, понизив голос, с признаками волнения на лице (излишнее покраснение или бледность, потливость и т. д.);

· если клиент отказывается отвечать на вопрос, появляется настойчивое желание опережать события или начать сказку сначала.

Методика исследования: пересказ сказки, диагностическое интервью, написание совместной сказки, завершение сказки.

Результаты:

Таблица № 1

Категория

Характеристика клиента

Подтверждение сказки

Диагностическое интервью

Тема: любовь, семья, близкие люди и забота о них, взаимоотношения с людьми, счастье, беззаботность, свобода.

Клиентка испытывает теплые чувства к близким людям, заботиться о них, но иногда ей не хватает их внимания, понимания, поддержки и любви. Так же временами, клиент хочет быть беззаботным и свободным, откинув все свои проблемы и тревоги, видеть сочные сны, ограничится от всех своих неприятностей, жить без каких- либо ограничений.

-любить без страданий,

-быть по-настоящему счастливой,

-чтоб любимый обращал внимание,

-здоровья бабушки и маме, -снижение веса у папы,

-понимания и поддержки мамы,

-чтоб дедушка не мучил себя ошибками прошлого.

— быть свободной и независимой как кошка.

-когда я буду старше, я буду организованнее и более, еще более свободной.

Роли (персонажи): волшебник, волшебный зверек, кошка, олененок, мама, папа, любимый, дедушка, бабушка.

Клиентка указывает на свою принадлежность к этим людям, указывает их значимость для себя. В зверьках и в волшебнике он указывает на свойственные для неё черты характера и возможно на те черты, которых ей не хватает.

-если бы я была Волшебником ,

— в сказочной стране я была бы волшебным зверьком,

— я была бы кошкой,

— была бы олененком,

-Мне кажется мама,

-папа иногда звонит,

-чтоб любимый…,

-чтоб бабушка…,

-чтоб дедушка.

Герой: волшебный, веселый, добрый, беззаботный зверек

Клиентка отождествляет себя: с добрым, веселым, беззаботным зверьком, кошкой, олененком, объясняя это свободой, независимостью, хрупкостью, беззаботностью, что еще раз показывает на желание и потребности во внимании и ограничении от всех забот.

-в сказочной стране я хотела бы быть волшебным, веселым, добрым, беззаботным зверьком,

-кошкой — они свободные, независимые,

-олененком -гулять в лесу, удивляться

Отношения персонажей и героя: близкие, тесные, но с недостаточным вниманием

Отношения между клиенткой и героями можно назвать достаточно близкими, хотя в них не хватает внимания и понимания со стороны близких к клиентке, иногда она чувствует себя одинокой и не всегда понятой.

-чтоб любимый обращал внимание

-понимания и поддержки мамы,

Типичные события: Поиск счастья, жизни более проще, спокойствия, понимания, самопознания.

Клиентка мечтает о счастливом будущем, ищет пути к самопознанию и более беззаботной жизни. Задается вопросами о своем внутреннем спокойствии и спокойствии других.

-счастливая семейная жизнь в моем понимании,

-счастливое будущее детям,

— спокойствие родным и близким,

-как научиться быть более спокойной, глубокой?

-понимания и поддержки мамы,

Трудности: не понимание близких, отсутствие поддержки и внимания.

На мой взгляд, основной трудностью клиентки, является не понимание близких и отсутствие поддержки и внимания с их стороны

-понимания и поддержки мамы,

-чтоб любимый обращал внимание,

Стратегии: быть полезной, стратегия свободы, стратегия избегания одиночества.

Я склоняюсь к тому, что клиентка для себя выбрала стратегию, быть полезной для окружающих её людей, стратегию быть более свободной и стратегию избегания одиночества. Ей необходимо быть нужной и значимой, хочется дарить радость и позитив, не быть ограниченной житейскими трудностями, найти себя, и обрести нужную ей свободу. Так же клиентка боится быть одной наедине со своими мыслями и быть одинокой, поэтому она всячески старается этого избежать.

-я хотела быть этим зверьком, потому что, можно спать и видеть красивые и сочные сны, любить без страданий, приносить окружающим радость просто своим существованием.

-когда я буду старше, я буду организованнее и более, еще более свободной.

— быть свободной и независимой как кошка.

-если бы люди знали, как я боюсь быть одинокой, наедине с собой.

Ресурсы которых не хватает: эмпатия со стороны близких, бодрости, уверенности в себе, понимания, организованности.

Клиентке не хватает организованности, эмпатии со стороны близких, времени, уверенности в себе, бодрости, понимания со стороны друзей и близких, так может именно этого ей не хватает, для достижения своих целей.

-когда я буду старше, я буду организованнее,

-я думаю мама в большинстве случаев не понимает и не чувствует меня,

-в компании друзей наколдовала бы понимания, взаимоуважения,

— для тебя наколдовала бы, уверенности в себе, бодрости.

Таблица № 2

Категория

Характеристика клиента

Подтверждение сказки

Пересказ сказки «Золотая рыбка»

Тема: самостоятельное достижение целей, труд, усилия, стремление.

Возможно, выбором этой сказки клиентка пытается показать на жизненные трудности, которые ей приходиться преодолевать, на свою самостоятельность, так же делает акцент на то, что ничего в жизни не добивается без труда.

-ничто хорошее и настоящее легко не дается.

--нужно строить свою жизнь по кирпичику, собственными руками.

Роли (персонажи): бабка и старик

Скорей всего клиентка отождествляет себя или сложившуюся ситуацию в её жизни с данными персонажами. Возможно она, или кто-то из её окружения, стремились к чему- то не пытаясь приложить усилия.

-я бабка, я сижу у разбитого корыта.

-я старик, жили мы с бабкой очень бедно.

Герой: бабка

На мой взгляд, клиентка отождествляет себя с бабкой, так как возможно ей хотелось добиться чего-то без трудностей, усилий и стремлений. В данном контексте, речь идет о ее отношениях с ее мужчиной. Возможно, клиентка не всегда поддерживала его решения, или из- за его решений у них возникали разногласия, которые ее часто огорчали и расстраивали.

-я бабка, сижу у разбитого корыта, плачу о жизни горькой и бедной.

-старик поймал золотую рыбку, которая исполнит желания.

-я была всегда недовольная его решениями.

Отношения персонажей и героя: довольно близкие, но иногда присутствует не понимание, у них разные ценности, имеются разногласия.

Я думаю, что клиентка мало прислушивается к своему мужчине, у них разные ценности, из- за чего периодически у них бывают разногласия, при этом они могут хотеть одного и того же, но только не всегда выражают это одними словами.

— дед обрадовался и пожелал новое корыто, избу и прочие роскоши, я была всегда недовольная его решениями.

-счастья я нам пожелал, да слишком столько, сколько нам не утянуть

Типичные события: уход от трудностей, поиск наиболее легкого решения.

В некоторых ситуациях клиентка пытается, искать более легкий путь решения проблемы, старается избежать трудностей, с которыми ей приходиться периодически сталкиваться. Ей иногда хочется, чтоб все было проще, чтоб не предавать много усилий и сил.

-старик поймал золотую рыбку, которая исполнит желания.

Трудности: не достаточная оценка своих сил, недовольствие некоторыми своими достижениями.

Возможно, клиентка не всегда верно оценивает свои возможности и силы, иногда бывает, не уверенна в них, из- за чего не всегда достигает желаемого результата. Так же некоторые ее достижения, или действия ее близких, не всегда приносят ей радость, и могут даже вызвать недовольствие.

-я была всегда недовольная

Стратегии: достижение цели своими усилиями, борьба с трудностями.

Для клиентки характерна целеустремленность и вера в то, что ничего не бывает без преград. Она стремиться преодолевать трудности, хоть и не всегда у нее это получается.

-ничто хорошее и настоящее легко не дается.

--нужно строить свою жизнь по кирпичику, собственными руками.

Ресурсы которых не хватает: уверенность в своих силах, недостаток желания, энергии.

Клиентка не всегда бывает до конца уверенной в своих начинаниях, из- за этого возникают противоречия с самой собой. Так же не всегда у нее бывает большое желание, чтоб прилагать усилия к задуманному. Иногда добиться своего ей мешает усталость и жалость к самой себе, а так же её амбиции.

-Я бабка, сижу у разбитого корыта и плачу о жизни, горькой и бедной.

Таблица № 3

Категория

Характеристика клиента

Подтверждение сказки

Завершение сказки

Тема: будущее, боязнь одиночества.

Будущее имеет большое значение для клиентки. Она часто задается вопросом о том, каким оно будет. Она хочет почувствовать себя в роли невесты, хочет семейную жизнь. Но она боится остаться одной и боится одиночества.

-в первом зеркале она увидела себя счастливой невестой.

-во втором зеркале, она увидела себя старой и одинокой.

Роли (персонажи): дочка Кари, невеста, старуха.

Клиентка позиционирует себя, как себя настоящую и как себя будущую.

-дочка Кари подросла…

-в первом зеркале она увидела себя счастливой невестой.

-во втором зеркале, она увидела себя старой и одинокой.

Герой: дочь Кари

Отождествление с женственностью, юностью, с собой настоящей, отображая в героине свои надежды на будущее.

-Она жила долго и счастливо, прожила настоящую, мудрую и полную жизнь.

Отношения персонажей и героя: тесные, единые.

Так как герой и персонажи, являются единым целым, а именно настоящим и будущим клиентки.

-в первом зеркале она увидела себя счастливой невестой.

-во втором зеркале, она увидела себя старой и одинокой. -в третьем увидела себя счастливой старушкой с детьми.

Типичные события: планирование будущего, мысли о будущем, боязнь одиночества

Как уже отмечалось ранее, для клиентки мысли о будущем не являются чуждыми. Она задумывается о нем, планирует, идеализирует, мечтает о счастливом, наполненном любовь и радостью будущем, в котором будут семья и дети, и не в коем случае не хочет провести будущее в одиночестве. Страх одиночества- одна из мучающих ее проблем.

-в первом зеркале она увидела себя счастливой невестой.

-во втором зеркале, она увидела себя старой и одинокой.

-в третьем увидела себя счастливой старушкой с детьми.

Трудности: не определенность, страх перед будущим.

В какой — то степени клиентка боится будущего, так как не знает, каким оно будет. В связи с этим и возникла двойственная ситуация, будет ли оно счастливым и наполненным любви, или же оно будет одиноким и несчастным. Так же возникает и третий сценарий будущего, в котором соединены все компоненты воедино.

-скоро она счастливо вышла замуж, жила долго, когда умер муж, она осталась одна, но ее внуки, стали для нее лучшими друзьями.

Стратегии: планирование будущего, выбор более приемлемого варианта.

В будущем клиентка мечтает успешно выйти замуж, родить детей, воспитать внуков, прожить с любимым мужем жизнь. И если что-то будет не так, ее это расстроит, но в какой- то степени, она будет готова принять любые сложности.

-скоро она счастливо вышла замуж, жила долго, когда умер муж, она осталась одна, но ее внуки, стали для нее лучшими друзьями.

Ресурсы которых не хватает: определенности и уверенности в будущем.

В своем будущем клиентка не уверенна, в связи с этим настолько размытое представление. Скорей всего, это из- за того, что, в её жизни нет такого человека, который смог бы обеспечить ей уверенность в счастливом и надежном совместном будущем. Человека, с которым она захотела бы связать свою жизнь, в надежности которого она даже не сомневалась бы и с которым чувствовала себя защищенной.

-в первом зеркале она увидела себя счастливой невестой.

-во втором зеркале, она увидела себя старой и одинокой.

-в третьем увидела себя счастливой старушкой с детьми. -скоро она счастливо вышла замуж, жила долго, когда умер муж, она осталась одна, но ее внуки, стали для нее лучшими друзьями.

Таблица № 4.

Категория

Характеристика клиента

Подтверждение сказки

Совместное сочинение сказки.

«Волны судьбы»

Тема: любовь, надежда, вера, счастье, мечты, свобода.

Возможно, для нас обоих была крайне важна данная тема, так как видимо обоим этого немного не хватает.

— они могли купить ей все что угодно, кроме любви и счастья.

— каждый день Лилия мечтала о путешествиях, о далеких странах…

-он так же писал ей о своих мечтах и мыслях, и о том, что тоже очень хочет любить.

-с каждым письмом Лиля все больше влюблялась в своего друга по переписке.

-Лилия поверила ей.

— ее строгие родители ограничивали это желание.

Роли (персонажи): Лилия, эльф Пиппи, Феникс, родители Лилии, старушка

Скорей всего Лилия, это наша общая проекция самих себя, остальные персонажи, просто второстепенные персонажи, которые играют определенные роли в наших жизнях и в каких-то ситуациях.

-девушка, которую звали Лилия,

-даже у ее маленького эльфа Пиппи.,

-ее строгие и очень богатые родители.

-звали этого таинственного юношу Фениксом.

-маленькая старушка в старых одеяниях…

Герой: Лилия

Мы старались сделать ее описание вообще не похожим на нас внешне, но сделать акцент, на какие- то ее внутренние переживания, которые свойственны нам обоим. Допустим, как и я она нежная, любит путешествия, мечтать и ищет любовь. Общее с клиенткой у нее рвение к свободе, осуществление желаний, и так же поиск любви.

-у нее была нежная, светлая кожа, длинные, золотые локоны и большие зеленые глаза.

— каждый день Лилия мечтала о путешествиях, о далеких странах…

Отношения персонажей и героя: дружественные, близкие.

Здесь мы пытались отобразить наши отношения с окружающими нас людьми. Возможно даже какие — то не осуществленные мечты и надежды, так же были здесь описаны.

-даже у ее маленького эльфа Пиппи, который прилетал к ней иногда ночью,

-влюбленные очень рады были такому подарку судьбы,

Типичные события: находка бутылки на пляже, мечты о путешествиях и любви, переписка с обладателем бутылки, встреча со старушкой, исполнение желания.

Наверное, нам в равной степени не хватает, какого-то волшебства, некой романтики и сказки, исполнения желаний. Судя по всему, в наших жизнях давно не происходило ничего интересного и волнующего, поэтому в данный момент нам это необходимо.

-как-то бродя по побережью, лилия нашла зарытую в песок бутылку. В бутылке было письмо.

— каждый день Лилия мечтала о путешествиях, о далеких странах…

— …так началась их волшебная и таинственная переписка.

-как- то в их замке была странная гостья. Маленькая старушка в старых одеяниях…

-желание исполнилось, и волны принесли ее к нему…

Трудности: строгие родители, ограничения в свободе, одиночество.

В данном контексте, клиентка, наверное больше охарактеризовала свою ситуацию, так как мои родители всегда уважали мое мнение и никогда не пытались меня в чем-то ограничивать или не поддерживать мое стремление к свободе. Скорей всего в семье клиентке, существовали некоторые запреты, ограничения. Видимо родители воспитывали ее в строгости и не всегда поддерживали ее стремления и начинания. Что касается одиночества, то эта тема близка нам обоим, так как каждая из нас по -своему боится его. И каждая по- своему воспринимает.

-ее строгие и родители ограничивали это желание, и не выпускали дочь с побережья.

— каждый день Лилия мечтала о путешествиях, о далеких странах…

-она была красивой и очень одинокой…

Стратегии: поиск решения проблемы, стремление к своему счастью.

Видимо, каждой из нас свойствен поиск необходимых для нас решений, и каждая по своему ищет путь к своему счастью, но в данной сказке, мы отобразили наиболее приемлемые тактики.

-она решила испытать судьбу и написала ему письмо…

— шли месяца, недели, годы, а они все писали письма, которые им доставляли волны.

-…в долгожданное полнолуние она вошла в воду, прижала звезду, закрыла глаза…

-желание исполнилось, и волны принесли ее к нему…

Ресурсы которых не хватает: свободы действий.

Возможно, нас ограничивают некоторые обязательства, и ситуации. Нет определенного толчка, для действий, в связи с этим в сказке мы отобразили эти преграды при помощи строгих родителей героине.

-ее строгие и родители ограничивали это желание, и не выпускали дочь с побережья.

Инициатива: была фактически равной

Мы работали над сказкой сообща, дополняли идеи друг друга. Я придумала сюжет, совместно выбрали тему, я придумала имена персонажам, и название сказки, клиентка придумала место жительства героини, выбрала ее цвет волос и глаз.

— Лилия, эльф Пиппи, Феникс,

-Волны судьбы

-сказка про любовь

-на одном прекрасном побережье, в прекрасном замке…

— длинные, золотые локоны и большие зеленые глаза.

Дистанция: была не значительной.

Было несколько не долгих пауз, пару раз внимание клиентки отвлекал телефон.

Пристройка: на равных

Клиентка выразила желание сотрудничать, задавала наводящие вопросы при написании сказки, дополняла мои идеи своими. Например, при описании главной героини и в акценте на ее родителях, как бы подчеркиваю свою проблематику в отношениях со своими родителями.

— у нее была нежная, светлая кожа, длинные, золотые локоны и большие зеленые глаза.

-ее строгие и очень богатые родители

Переживающие эмоции: волнение, заинтересованность, увлеченность

Клиентка была весьма заинтересована в разработке сюжета. Так же присутствовало некое волнение, будто бы она сама проживала эту историю по каждой строчке. Как уже отмечалось, возможно просто ей не хватает романтизма, неких положительных вспышек и волшебства. Видимо она устала от серых будней, поэтому была так увлечена сюжетом. В какой то степени она по своему одинока, и стремиться от него убежать, как и главная героиня сказки.

-она была очень красивой и очень одинокой.

Цели персонажей: найти свое счастье и любовь.

Вопрос поиска счастья и любви волнует каждого. Для клиентки, наверно это ключевой момент, так как только мы стали сочинять, она сразу сказала, что сказка непременно будет про любовь. Видимо на данный момент она мечтает обрести это чувство.

-…в долгожданное полнолуние она вошла в воду, прижала звезду, закрыла глаза…

-желание исполнилось, и волны принесли ее к нему… влюбленные были очень рады такому подарку судьбы, и уже через месяц сыграли свадьбу. Жили они долго и счастливо.

Типичные формы поведения: клиентка настаивала на том, чтоб действия происходили на побережье, так как это ассоциировалось у нее с отдыхом и так же она отметила, что в «далекой волшебной стране» слишком банально.

Скорей всего клиентка мечтает об отдыхе, а сказочное место в виде побережья, хоть немного приблизит ее к этому.

-на одном прекрасном побережье, в прекрасном замке…

Основными, доминирующими и значимыми темами для клиентки являются темы любви, свободы, счастья. Она ассоциирует себя с девушками, которые воплощают свои мечты, ищут свою любовь и свое счастье, которые так же стремятся к своей свободе. Основное отождествление у нее все же прошло в совместном сочинении сказки. Клиентка очень прониклась образом главной героини, и в какой- то степени переживала за нее, так же ее очень заинтересовал сюжет. При интерпретации возникали различные персонажи, такие как: волшебник, волшебный зверек, кошка, олененок, мама, папа, любимый, дедушка, бабушка. Бабка и старик, дочка Кари, невеста, старуха, девушка Лилия, эльф Пиппи, Феникс, родители Лилии, старушка. Некоторые из этих героев являются второстепенными дополнениями картины. Клиентка проецирует в них свое окружение: родителей, друзей, молодого человека, свои взаимоотношения с ними. Некоторые персонажи, являются проекциями ее желаний, потребностей. Как упоминалось ранее, себя она позиционирует как девушку Лилию, так как созданию ее образа, описанию сопутствующих ее событий, она предала большое значение и проявила к этому персонажу не маленький интерес. Эта героиня оказалась для нее ближе других, так как возможно у них совпадают позиции, взгляды, потребности и мечты. Фактически все описанные отношения, смело можно назвать доверительными и близкими, хотя в них не всегда присутствует понимание. Так же при анализе текста, мной было выяснено, что клиентка боится одиночества и всячески стремится его избежать. Клиентка в поиске себя, своих потребностей, в поиске понимания и поддержки. Ей не всегда легко получить все это от своего окружения, соответственно из-за этого чувствует угнетенность и унылость. Основными трудностями для нее возникают препятствия на пути к целям, неопределенность относительно своей позиции, неосознанность будущего и иногда непринятие настоящего. Более значимыми стратегиями для себя она выбирает борьбу с обстоятельствами, поиск решений проблем, воплощение своих желаний в жизнь. Ее расстраивают трудности, и не всегда она с ними справляется, поэтому всячески ищет поддержки и понимания в близких. Еще ей не всегда хватает свободы, поддержки и понимания. Она иногда чувствует себя не значимой, ограниченной, что и отобразилось в некоторых аспектах ее сказок. Например в продолжении сказки про зеркала, четко просматривается боязнь одиночества в будущем, в диагностическом интервью больше сделан акцент на взаимоотношения с близкими, друзьями, любимым, в пересказе сказки больше акцента на отношения клиентки с ее мужчиной и в данном аспекте он выступал как старик, скорей всего из-за того что по возрасту он ее старше, и из-за этого у них возникают разногласия, непонимание, и соответственно разные взгляды на жизнь, а в совместном сочинении, уже больше акцента сделано на свои потребности и желания. Но при объединении всех этих блоков трактуется единая мысль о том, что клиентке не хватает любви, счастья и свободы. Из-за отсутствия этих составляющих, она пока видит свое будущее неопределенным и далеким с присутствием одиночества и грусти. Для воплощения своих желаний и целей, ей не всегда хватает энергии, уверенности в своих силах, позициях и в тех людях которые ее окружают. Временами она хочет стать беззаботной, может даже беззащитной, но в тоже время она не может позволить себе сдаться.

Клиентка является достаточно инициативной с весьма интересными идеями и интересными мыслями. Это проявилось в написании совместной сказки, в планировании образов и места нахождения замка. Как таковых, дистанций не наблюдалось, клиентка была сосредоточенной, заинтересованной. Были не значительные переключения внимания на телефон, но они были не долгими. Клиентка склонна к сотрудничеству, и весьма охотно идет на контакт. В ходе работы с данной методикой, клиентка испытывала разные эмоции, в основном это было сопереживание и волнение, так как в некоторых персонажах она отображала себя и свое отношение к жизни. В принципе, как и тему, цели клиентка для себя ставит подобные, так как на данный момент это все более значимо и весомо для нее и в этом есть своя необходимость. Весьма наглядным проявлением поведения клиентки послужила ее настойчивость при совместном составлении сказки., так как она хотела именно ту позицию, которую она считала наиболее приемлемой, но так как клиентка является компромиссным человеком, мы воплотили ее настойчивость на половину.

Анализ результатов:

1. на мой взгляд, сказкотерапия весьма сложный, трудоемкий метод, и на его интерпретацию уходит большое количество времени. Но в тоже время следует отметить, что это достаточно интересный способ диагностики, который дает возможность раскрыть многие аспекты личности, определить значимые для него проблемы, при помощи сказочных героев.

2. При работе с клиентом, наверное, самым важным компонентом, является налаживание контакта. При работе с моим клиентом у меня не возникло особых проблем. Она легко шла на контакт, и с интересом выполняла задания. Что касается результатов, они ее удивили, так как она не рассчитывала, что получится такое количество верной информации, только при помощи сказок. В целом результатами она осталась довольной.

сказка диагностический психологический поведение

Выводы

С древних времён (до психотерапии) люди рассказывали друг другу сказки у костра или у очага, для того, чтобы каждый член данного сообщества (особенно юный) мог успешно выжить и не погибнуть раньше времени. Рассказывание сказок было древнейшей психотерапией, древнейшей практической психологией.

Сказкотерапия -- это лечение сказками, совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими. Так же сказкотерапия — это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Метод сказкотерапии имеет две цели: диагностическую, терапевтическую.

Сказкотерапия вскрывает неправильные (неработающие) жизненные сценарии, которым мы с упорством почему-то следуем. Метод сказкотерапии позволяет быстро победить стресс, снять последствия фрустрации. Сказкотерапия лечит застарелые обиды, не дающие нам двигаться дальше — во всей практической психологии нет метода, который бы лучше справлялся с этой задачей.

Список использованной литературы

1. Дарья Колдина статья: диагностические возможности сказки. Педагогический журнал № 10

2. Л. Н. Самошкина.: Пособие по подготовке к «спецпрактикуму», г. Днепропетровск 2010 г.

3. М. В. Зюзько Психологические консультации для начинающего учителя. М., 1995.

4. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева: Практикум по сказкотерапии, Издательство «Речь» г. Санкт-Петербург, 2000г

Приложения

Диагностическое интервью:

Пересказ сказки

Завершение сказки

Сочинение сказки

Размещено на

Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:

Отправить запрос

Adblock
detector