Особенности внимания у детей младшего школьного возраста 3

Содержание

Введение……………………………………………

Глава 1.Теоретические основы проблемы развития внимания у детей младшего школьного возраста.

1.1 Понятие внимания, его виды, свойства и особенности……………………………

1.3 Научные взгляды на развитие внимания в младшем школьном возрасте……………………………….

Выводы по главе 1.

Глава 2.Экспериментальное исследование внимания у детей младшего школьного возраста.

2.1 Результаты диагностики внимания детей младшего школьного возраста……………………………………

2.2. Рекомендации по развитию внимания младших школьников………………………………

Выводы по главе 2.

Заключение

Библиография

Введение

В настоящее время возросло число детей, потерявших интерес к учебе, снизился их интеллектуальный уровень, и все это обуславливает необходимостью разработки практических психолого-педагогических средств по увеличению и развитию внимания детей. Дети очень невнимательны, делают ошибки, часто непроизвольно отвлекаются от основной деятельности. И поэтому совершенствовать и развивать свое внимание столь же важно, как формировать умения и навыки чтения, письма, математики. Внимательный ребенок легче усваивает учебный материал, выполняет четко и аккуратно движения при написании букв и цифр, что является показателем эффективности учебной деятельности.

Актуальность этой темы заключается в том, что на сегодняшний день почти 75% детей с плохо развитым вниманием, и от этого следует, что усидчивость ребенка снижается. Внимание необходимо человеку как в повседневной жизни, так и профессиональной.

На сегодняшний день проблема развития внимания изучена недостачно, т.к. данная тема настолько обширна по своему содержанию, что систематизировать и проанализировать все факты, связанные с особенностями развития внимания в младшем школьном возрасте представляется весьма проблематично.

Зарубежные и отечественные психологи и педагоги не могут прийти к одному выводу. Одни считают, что внимание является самостоятельным психологическим процессом, а другие наоборот, что внимание-не самостоятельный процесс. Оно является некой стороной другого психологического процесса. Например, мы не можем что-то запомнить, отложить в памяти, если мы не будем внимательными при запоминании.

Проблемой изучения внимания много лет занимаются известные зарубежные, отечественные психологи и педагоги.

Среди отечественных ученых: Р.С. Немов, Л.С. Выготский, Л.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Добрынин, П.Я. Гальперий, Г.А. Урунтаева, Н.Н. Ланге, Ю.В. Гиппенрейтер и многие другие.

13 стр., 6402 слов

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития ...

... процесс развития речи детей младшего возраста. Предмет исследования: дидактические игры и лексические упражнения как средство развития речи детей младшего возраста. Цель исследования: исследовать дидактические игры и лексические упражнения как средство развития речи детей младшего возраста. Задачи ...

Среди зарубежных: Э. Титченер, Дж. Миль, И. Гербарт, Т. Рибо.

Актуальность обусловила выбор темы исследования «Особенности внимания у детей младшего школьного возраста.

Цель исследования: изучить особенности внимания у детей младшего школьного возраста.

Объект исследования: познавательное развитие внимания у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: развитие внимания младшего школьника.

Гипотеза исследования: внимания у детей младшего школьного возраста имеет ряд качественных особенностей. Их внимание отличается небольшим объемом, малой устойчивостью. Но младшие школьники уже способны концентрировать внимание на неинтересных действиях. Предполагается, что в учебной деятельности у детей данного возраста развивается произвольное внимание.

Задачи исследования:

1.Осуществить теоретический анализ проблемы развития внимания у детей младшего школьного возраста.

2.Определить методы изучения внимания у младших школьников.

3.Провести диагностику внимания у детей младшего школьного возраста.

4.Разработать рекомендации внимания детям младшего школьного возраста.

Теоретико-методологические основы исследования: принципы психологических исследований А. М. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, теория культурно-исторического развития высших психических функций Л. С. Выготского.

Методы исследования:1. теоретический метод: анализ психологической, педагогической, методологической литературы по теме исследования.

2.эмпирический метод: тестирование, с использованием тахистоскопической методики Д. Кеттела, В. Вундта; корректурного теста Б. Бурдона; методики Шульте.

Практическая значимость: Материалы исследований следует использовать для эффективности работы с детьми и развития у них определенных свойств внимания. Этот материал полезен для учителей начальных классов, а также для родителей, которые самостоятельно могут проводить разные методики по развитию внимания.

База: Опытно-экспериментальное исследование проводилось на базе В эксперименте участвовали дети 1 класса в количестве 15 человек.

Структура: Курсовая работа состоит из содержания, введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Особенности внимания у детей младшего школьного возраста

1.1 Понятие внимания, его виды, свойства и особенности

Существуют противоречивые точки зрения по поводу проблемы внимания. Некоторые специалисты придерживаются мнения, что внимание не является самостоятельным психическим действием, а выступает как составная часть остальных, наиболее трудных психических процессов. Другие ученые полагали, что внимание — это отдельный психический процесс, т.к. оно имеет свои закономерности и свойства.

Первые труды, рассматривающие внимание, — это работы В.Вундта (конец 19 в.): на его взгляд, внимание — это фиксационная точка сознания или поле светлого видения. Его ученик, Э. Титчинер, полагал, что внимание — это свойство ощущения; Д. Милль: внимание — результат эмоций; В. Блок: внимание — уровень бодрствования. [30]

Современные ученые трактуют внимание как концентрацию сознания на одном объекте при одновременном его отвлечении от остальных объектов.

Н.Ф. Добрынин дал вниманию такое понятие: «Сущность внимания состоит в избирательном нраве психической деятельности. Мы никогда не воспринимаем всего, что на нас повлияет, а только что-то, никогда не думаем обо всем сразу, а только о чем-то. Причины внимания и невнимания лежат в жизни личности. Психическая активность личности посылается на то, что владеет для нее в этот момент величайшую значимость. Внимание и представляет собой направленность и серьезность психической деятельности».[10]

10 стр., 4930 слов

Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет) 2

... деятельность как наиболее зна­чимую для него, что происходит благодаря изменению со­циальной ситуации развития ребенка, ориентирующегося на общественную ценность того, что он делает. Итак, в младшем школьном возрасте ...

Внимание не существует само по себе, без восприятия, памяти, мышления, воображения. Более того, сами эти психические процессы «включаются» лишь тогда, когда появилось внимание. Так, мы можем слушать шум на перемене и ничего не слышать. Но если внезапно прозвучит наша фамилия, то орган слуха почему-то сразу различит важную для нас информацию. Что происходит? Звуковые волны долетали до нашего уха всю перемену, и мы их слушали, а когда возникло внимание к словам из-за прозвучавшей фамилии, процесс восприятия мгновенно перестроился из «слушаю» в «слышу» — появилась то самое сосредоточение сознания, т.е. внимание. Становится ясно, как перестраиваются психические процессы: из «слушаю» в «слышу», из «смотрю» в «вижу», из «размышляю» в «понимаю».

Итак, внимание не имеет собственного содержания, а является составной частью остальных познавательных процессов. Вот почему нельзя в чистом виде совершенствовать этот процесс. Получается, чтобы быть внимательным, нужно отлично чувствовать, запоминать и мыслить.

Таким образом, внимание — избирательная направленность сознания человека на установленный объект (предмет, явление), сосредоточенность на нем при одновременном отвлечении от др.

Под направленностью понимается избирательный характер данной деятельности и хранение этой выбранной деятельности, а под сосредоточением — углубление в данную деятельность и отвлечение от всего остального. Человек может сконцентрироваться не только на внешних предметах, но и на внутренних состояниях и переживаниях.

Затрагивая вопрос о физиологических основах внимания, подчеркнем, что внимание представляет собой трудное психическое явление. Это сложное явление может быть объяснено лишь на основе обширно действующих физиологических закономерностей. Для осмысления физиологических основ внимания огромное значение имеют труды российских ученых И.П Павлова и А.А. Ухтомского.

И.П. Павлов ориентировал на то, что раздражители, сигналы, поступающие в мозг, вызывают ориентировочно-исследовательскую реакцию, рефлекс «что такое?». [41]

Организм готов к неожиданностям, готов ответить на новые происшествия той или другой формой поведения. Говоря психологическим языком, животное или человек становятся внимательными к тому, от кого можно ожидать каких-то «сюрпризов». Потом придет оценка важности наступившего события, станет ясно, стоило ли прерывать текущую деятельность, но пока необходимо на мгновение бросить все дела, приглядеться, напрячься, вслушаться…

Заключение

В современном мире с новыми технологиями и быстрым темпом жизни- надо развивать свое внимание. Для этого фундаментом будущего является усвоение знаний с младшего школьного возраста. Поэтому, на педагогов лежит большая ответственность за обучение и воспитание ребенка. Для положительной динамики обучения большую роль играет окружение ребенка, и его семья. В первую очередь, задачей педагога является развитие внимания.

Внимание-это важный психический процесс, который характеризуется тем, что отбирает нужную информацию и отбрасывает ненужные. Все дело в том, что мозг человека поступает множество сигналов из наружного мира, и если бы не существовало внимания, наш мозг не смог бы избежать перезагрузки.

2 стр., 563 слов

Направление 37.03.01 Психология профиль – Общая психология

... абстрагирование от процессов и явлений окружающего мира   18. Способности – это А. общий интеллектуальный потенциал личности Б. особенности личности, обеспечивающие успешность выполнения деятельности В. особенности ...

У внимания есть определенные свойства: объем, концентрация, переключаемость, распределение и устойчивость. Нарушение какого-либо из перечисленных свойств приводит к отклонению в деятельности ребенка. В исследовании мы раскрыли сущность внимания, его виды, свойства и провели опытно-экспериментальную работу, которая определяет уровень развития и концентрации внимания у детей младшего школьного возраста. И написала рекомендации по развитию внимания.

Внимание в школьном возрасте непроизвольное, ребенок реагирует на все, что привлекает его интерес. А произвольное внимание развивается параллельно с мотивами учения. Такие как, желание получить хорошую отметку и одобрение. Повышается объем внимания, возрастает устойчивость и улучшаются навыки распределения и переключения.

Внимание можно развивать с помощью различных упражнений и игр. Улучшая различные свойства внимания можно помочь школьнику успешно учиться в школе, осваивать предмет и новую информацию. Их постоянное применение способствует повышению развития внимания у детей младшего школьного возраста.

Поэтому следует, что наша гипотеза подтверждает мною проведенное исследование.

Список литературы

1. Блонский П.П. Избранные психологические произведения / П. П. Блонский. — Москва: Просвещение, 1964. — 235 с.

2. Блонский П.П. Избранные психологические произведения / П. П. Блонский. — Москва: Просвещение, 1964. – С. 45-46.

3. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л. С. Выготский. — Москва: Просвещение, 1960. – 159 с.

4. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Учебное пособие / П. Я. Гальперин. — Москва: КД «Университет», 1999. — 332 с.

5. Гальперин П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая // Вопросы психологии. — 2009.- № 3 — С. 5-87.

6. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Учебное пособие / П. Я. Гальперин. — Москва: КД «Университет», 1999. – С. 56.

7. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо. — Москва: Педагогическое общество России, 2003 — 512 с.

8. Горбач М.С. Психологические основы воспитания внимания / М.С. Горбач. — Москва: Просвещение, 1992. — 233 с.

9. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской — Москва: Гардарики, 2010. — 255 с.

10. Добрынин Н. Ф. О новых исследованиях внимания // Вопросы психологии. 1973. — № 3 — С. 121-128.

11. Добрынин Н. Ф.О новых исследованиях внимания // Вопросы психологии. 1973. — № 3 — С. 121.

12. Добрынин Н.Ф. Изучение особенностей внимания младших школьников / Н. Ф. Добрынин. — Москва: Просвещение, 1979.

13. Добрынин Н.Ф. Изучение особенностей внимания младших школьников /Н. Ф. Добрынин. — Москва: Просвещение, 1979. – С. 81.

14. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской — Москва: Гардарики, 2010. – С. 99-100.

15. Ермолаев О.Ю. Внимание школьника / О. Ю. Ермолаев, Т. М. Марютина, Т. А. Мешкова.- Москва, 2012.

10 стр., 4652 слов

По психологии проблемы неуспеваемости школьников

... выступает единственным гарантом объективности оценивания результатов учебной деятельности школьников. Несмотря на общую положительную оценку балльного учета успеваемости учащихся, необходимо отметить ... дневниках, свидетельствах, аттестатах, специально выдаваемых справках. Оценка в учебной деятельности школьников — показатель степени правильности и точности выполненного задания, самостоятельности и ...

16. Ермолаев О.Ю. Внимание школьника / О. Ю. Ермолаев, Т. М. Марютина, Т. М. Мешкова. — Москва, 2012. – С. 96-97.

17. Ермолаев О.Ю., Марютина Т.М., Мешкова Т.А. Внимание школьника. — Москва, 2012. – С. 99-100.

18. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. — Москва: Директмедиа Паблишинг, 2013. — 1287 с.

19. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — Москва: Просвещение, 1981. – С. 56-57.

20. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. — Москва: Просвещение, 1981. — 562 с.

21. Зеньковский В.В. Психология детства. — Москва: Академия, 2012. — 342 с.

22. Зеньковский В.В. Психология детства. — Москва: Академия, 2012. – С. 32-33.

23. Зеньковский В.В. Психология детства. — Москва: Академия, 2012. – С. 66-67.

24. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. — Москва: Директмедиа Паблишинг, 2013. – С. 101-102.

25. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Санкт-Петербург, 2013. — 992 с.

26. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Санкт-Петербург, 2013. – С. 78.

27. Левитов Н.Д. Психологические особенности младших школьников. — Москва: Просвещение, 1989. — 244 с.

28. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника. — Москва: Просвещение, 1994. — 192 с.

29. Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника. — Москва: Просвещение, 1994. – С. 81-82.

30. Лурия А.Р. Внимание и память. — Москва: МГУ, 1975. — 103 с.

31. Матюгин И.Ю., Аскоченко Т.Ю., Бонк И.А. Как развивать внимание и память вашего ребенка. — Москва: Эйдос, 1996. — 114 с.

32. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов. — СПб.: Санкт-Петербург, 2013. — 583 с.

33. Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для вузов.-СПб.: Санкт-Петербург, 2013.- С. 41.

34. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вызов. — СПб.: Санкт-Петербург, 2013. – С. 43.

35. Младший школьник: развитие познавательных способностей. Пособие для учителя / Под ред. И.В.Дубровиной. — Москва: Просвещение, 2013. — 208 с.

36. Немов Р.С. Психология: Учебник. — Москва: Владос, 2011. – 207 с.

37. Немов Р.С. Общая психология. — Москва: Владос, 2013. — 400 с.

38. Немов Р.С. Общая психология / Р. С. Немов. — Москва: Владос, 2013. – С. 113.

39. Немов Р.С. Общая психология / Р. С. Немов. — Москва: Владос, 2013. – С. 114.

40. Павлов И.П. Собрание сочинений / И. П. Павлов.- Москва: Просвещение, 1982. — 151 с.

41. Павлов И.П. Собрание сочинений / И. П. Павлов. — Москва: Просвещение, 1982. – С. 67-68.

42. Понарядово Г.М. О внимании младших школьников с различной успеваемостью // Вопросы психологии. — 1982. — № 2. — С. 51-52.

43. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. — СПб.: Санкт-Петебург, 2010. — 712 с.

44. Санникова Е.П. Активация внимания первоклассников на уроках / Е. П. Санникова. — Саратов, 1995. — 233 с.

3 стр., 1319 слов

Семинарские занятия по психологии (раздел общая психология)

... -М.,МГУ,1976.1 5. Популярная психология (хрестоматия) / под. ред. Мироненко В.В. - М.: Просвещение. 1990 6. Гиппенрейтор Ю.Б. Введение в общую психологию. 7. Петровский А.В. Общая психология.-М.,1976. Семинар № ... -М.,МГУ,1976.i 5. Популярная психология (хрестоматия) / под. ред. Мироненко В.В. М.: Просвещение. 1990 Семинар №3 (2 часа) Память Теоретические вопросы: Общее представление о памяти, ...

45. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. — Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 544 с.

46. Страхов И.В. Воспитание устойчивости внимания школьников на уроках. Саратов, 1987. — 192 с.

47. Страхов И.В. Воспитание устойчивости внимания школьников на уроках / И. В. Страхов.- Саратов, 1987. – С. 57-64.

48. Узнадзе Д.Н. Общая психология / Д. Н. Узнадзе. — СПб: Санкт-Петербург, 2004. – 413 с.

49. Узнадзе Д.Н. Общая психология / Д. Н. Узнадзе. — СПб: Санкт-Петербург, 2004. – С. 45-46.

50. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников / Л. И. Уманский. — Москва: Просвещение, 1981. — 197 с.

51. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников / Л. И. Уманский. — Москва: Просвещение, 1981. — С. 36-37.

52. Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь / З. Л. Шинтарь. — Гродно: ГрГУ, 2002. — 119 с.

53. Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь / З. Л. Шинтарь. — Гродно: ГрГУ, 2002. – С. 45-46.

54. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития / Б Д. Эльконин. — Москва: Тривола, 1994. — 168 с.

55. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития / Б. Д. Эльконин. — Москва: Тривола, 1994. — С. 26-28.