Особенности психического состояния при умственной отсталости

Нарушения психической деятельности при олигофрении (общем психическом недоразвитии) со­ставляют основу дефекта. Клиническая картина психических нарушений при разных формах детского слабоумия неодинако­ва и зависит от ряда моментов: степени тяжести поражения центральной нервной системы, характера патогенного агента и времени его воздействия, вредных влияний, действующих на дальнейших этапах развития ребенка в период активного фор­мирования психических функций (частые заболевания, небла­гоприятные условия в семье и др.).

Анализ работ, посвященных олигофрении, показывает, что патология психического статуса у этих детей связана с недо­развитием всей познавательной деятельности и особенно мыш­ления.

Дети-олигофрены в подавляющем большинстве адекватно воспринимают окружающий мир, однако сам процесс восприя­тия этого мира малоактивен. Это приводит к тому, что пред­ставления у этих детей обычно нечетки и малодифференцированны. По образному выражению проф. В. А. Гиляровского, «олигофрены смотрят на окружающий мир как бы сквозь мутное стекло».

Пониженная реактивность коры у детей-олигофренов созда­ет условия, которые способствуют образованию нечетких, не­достаточно дифференцированных представлений о предметах и явлениях внешнего мира. Выработанные условные связи не­прочны и быстро угасают. Обычно детали, второстепенные при­знаки предметов и явлений плохо или совсем не фиксируются. Учителя вспомогательных школ хорошо знают, что эти особен­ности памяти детей-олигофренов вызывают значительные трудности при изучении нового материала. Указанные особен­ности памяти требуют неоднократного повторения материала. Перечисленные выше нарушения восприятий и представлений отрицательно сказываются на формировании таких высших пси­хических функций, которые составляют основу интеллектуаль­ной деятельности. Известно, например, что олигофренам быва­ет трудно найти сходство или различие между предметами по характерным признакам, высказать суждение о предмете, яв­лении, создавшейся ситуации, самостоятельно оценить ситуа­цию и найти в ней свое место. Вот почему у этих детей иногда имеют место неадекватные реакции и недостаточно осмысленные формы поведения.

4 стр., 1648 слов

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением опорно-двигательного ...

... психолого-педагогической характеристики детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата 1.1. Общая характеристика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей Понятие «нарушение функций опорно-двигательного ... словесно-логического мышления, памяти и восприятия, эмоциональными нарушениями и т.д. Развитие ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата происходит, прежде всего, под ...

Своеобразие познавательной деятельности олигофренов со­стоит в значительном недоразвитии словесно-логического мыш­ления. В меньшей мере это своеобразие проявляется в процессе наглядно-образного мышления.

Многие авторы отмечают у олигофренов нарушения волевой деятельности. Внешне это выражается в хаотическом поведе­нии, преобладании движений и действий непроизвольного харак­тера. Кроме того, у них нередко наблюдается стойкое проявле­ние негативизма. Слабость воли у многих детей выражается еще и в том, что они легко подчиняются чужому влиянию, не проявляют настойчивости и инициативы в достижении цели. Их поведение носит импульсивный характер. Отсюда неспособ­ность олигофренов сдерживать свои чувства и влечения.

Одним из видов волевой деятельности является внимание, состояние которого существенно влияет на развитие детей, при­обретение ими знаний. Непроизвольное внимание, в основе которого лежит врожденный ориентировочный рефлекс «что такое?» (по И. П. Павлову), наблюдается у большинства детей-олигофренов. Произвольное внимание у большинства из них отличается неустойчивостью — дети легко отвлекаются на лю­бой посторонний раздражитель. Им трудно сосредоточить вни­мание на каком-то определенном предмете, что очень осложняет их обучение. Однако, как показывает педагогическая практика, в процессе обучения и воспитания внимание становится более устойчивым, расширяется его объем. Этому весьма способствует овладение навыками самообслуживания и выполнения трудовых заданий.

К нарушениям психической деятельности нужно отнести и наблюдающиеся у детей-олигофренов расстройства эмоцио­нальной сферы. В процессе познания большое значение имеет эмоциональный (чувственный) фон, активизирующий работу мышления.

Снижение остроты восприятий и сужение диапазона представлений характерно для олигофре­нов, что сказывается и на их эмоциональном состоянии. Чувст­ва олигофренов малодифференцированны, бедны. В случаях тяжелого поражения центральной нервной системы чувства од­нообразны, неустойчивы, ограничиваются двумя крайними со­стояниями (удовольствием или неудовольствием), возникают только при непосредственном воздействии того или иного раз­дражителя. Их переживания, привязанности обычно поверхност­ны и непрочны. При менее значительном поражении нервной системы в процессе развития сфера чувств значительно обога­щается.

Одно из типичных нарушений при олигофрении — расстрой­ства речи. В случаях тяжелого поражения мозга связная речь вообще отсутствует. При более легких его поражениях наблю­дается разной степени недоразвитие речи. Почти как правило, речевая система формируется с задержкой. Словарь накапли­вается медленно и никогда не достигает уровня, который харак­терен для нормы. У многих детей-олигофренов бывает нарушена структура слова: они не договаривают окончаний, делают про­пуски, искажают или заменяют звуки. Заметно страдает и грамматический строй речи. Ослаблен контроль за собственной речью. Нередко страдает понимание речи окружающих; послед­нее в большей мере относится к детям с выраженной формой слабоумия.

19 стр., 9482 слов

Исследование процесса развития речи умственно отсталых дошкольников ...

... процессе игры. Объект: Процесс развития речи умственно отсталых дошкольников. Предмет: игровая деятельность умственно отсталых дошкольников. Цель: Исследовать уровень развития речи у умственно отсталых дошкольников в процессе игровой деятельности. ... речевого развития умственно отсталых детей. 3. Раскрыть специфику игровой деятельности умственно отсталых детей 4. Провести констатирующий эксперимент ...

Основным дефектом при оли­гофрении является недоразвитие всей познавательной деятель­ности ребенка. Степень этого недоразвития может быть раз­личной. В клинике принято различать три степени олиго­френии: идиотия, имбецильность, дебильность.

Идиотия (глубокая умственная отсталость по мкб-10)

Самая тяжелая степень олигофрении — идиотия (от греч. слова «идиос», что означает собственный, существующий для себя, или, иначе,— существующий без общения с окружающи­ми).

К идиотам относят детей с грубым недоразвитием мозга и глубоким снижением всей психической деятельности. У таких детей аномалии развития психики сопровождаются глубокими нарушениями чувствительных и двигательных функциональных систем. У них резко снижены реакции на разнообразные внеш­ние раздражители (световые, звуковые, вкусовые, иногда даже на болевые и др.).

У некоторых повышен пищевой рефлекс

Не различая вкуса, они часто тянут в рот все, что попадает в руки (землю, куски известки, тряпки, собственный кал).

Для части детей-идиотов характерна неподвижность (сидят или лежат в кроватях); иногда у них возникают однообразные, навязчивые движения. Другие более беспокойны: они долго повторяют одни и те же стереотипные движения или действия (раскачивают головой или всем туловищем, перебирают паль­цы или предметы, попадающие им в руки, открывают или за­крывают дверь).

Эти дети ползают или бегают; то и другое они прерывают внезапными остановками. Все эти движения и дей­ствия носят автоматизированный, бесцельный и хаотичный характер. Некоторые дети-идиоты отвечают на раздражения, поступающие из внешней среды, но их ответные реакции при­митивны, однообразны. Иногда ответные реакции носят неадек­ватный и запоздалый характер.

Речь у детей-идиотов часто отсутствует. Такие дети спон­танно издают только отдельные звуки. Они плохо понимают об­ращенную к ним речь и чаще реагируют на интонацию. Их поведение зависит от состояния органических потребностей: они спокойны, когда сыты, находятся в тепле и сухости, и про­являют беспокойство, когда находятся в неблагоприятных усло­виях. У (некоторых детей-идиотов возникают импульсивные вспышки гнева, злобы, что выражается в бурном двигательном возбуждении, крике, агрессивных действиях по отношению к себе или окружающим (царапаются, кусаются и пр.).

В более легких случаях идиотии имеет место сравнительно большая динамика в развитии. Дети живее реагируют на раз­дражители внешней среды. У них формируются статические функции, начинает развиваться речь (произносят отдельные слова).

Проведенные исследования показали, что систематиче­ские занятия с этими детьми по развитию речи оказались ус­пешными: у некоторых из них увеличился словарный запас, возникло понимание коротких фраз.

7 стр., 3148 слов

Копия 2 распр.нарушения у детей

... В их речи встречается меньше штампов, она носит более спонтанный характер. Прогноз развития этих детей еще более благоприятен. Они могут учиться в массовой школе, причем иногда даже ... чтобы на занятиях присутствовали родители, которые смогли бы продолжить обучение детей дома. На всех этапах работы, особенно на начальной стадии, необходимым условием является установление доверительных отношений ...

У отдельных детей-идиотов развивается чувство привязан­ности к лицам, которые за ними ухаживают. Однако эта при­вязанность нестойкая и легко исчезает, если ребенок какой-то период не связан с ухаживающим за ним человеком. Музыка на большинство детей действует успокаивающе. В процессе длительной и упорной воспитательной работы дети приобрета­ют некоторые навыки самообслуживания и опрятности.

Имбецильность (умеренная и тяжелая умственная отсталость

по МКБ-10)

Средняя степень олигофрении — имбецильность (от лат. im — без, bacillum — палка, т. е. не может обойтись без «пал­ки», без поддержки, без посторонней помощи и руководства).

В сравнении с идиотами у имбецилов имеются более выражен­ные признаки сознательной психической деятельности. Их ре­акции на различные воздействия окружающей среды отличают­ся большей живостью и разнообразием. У них можно отметить элементы осознания собственной личности — знают и называют

свое имя, фамилию, некоторые дети знают свой возраст. Часто имбецилы правильно называют имена родных.

Имбецилам бывают доступны и некоторые обобщения. Они могут установить некоторые признаки различия между предме­тами (в пределах конкретного восприятия), в известных пре­делах им доступен практический синтез. Так, например, они могут сложить разрезанную картинку. В большинстве случаев это дается после специального обучения, многократного показа. Внимание у большинства имбецилов неустойчиво: они легко отвлекаются и быстро истощаются, особенно во время занятий, связанных с обучением грамоте. Память ослаблена. Только не­которые из них овладевают элементарной грамотой и порядко­вым счетом.

Логические процессы у большинства имбецилов на очень низком уровне. Прочитанное могут воспроизвести только с по­мощью вопросов. Приобретенные на занятиях знания быстро распадаются, забываются; то, что запомнилось, воспроизводит­ся как заученный штамп.

Для имбецилов характерны косность, тугоподвижность мыс­лительных процессов, слабость абстракции. Начав какую-либо деятельность, они -не могут от нее оторваться. Знакомые, уже выработанные действия выполняются ими автоматизированию, всегда однотипно. Они предпочитают делать то, что им дается легко и быстро. Негативизм чаще проявляется во время заня­тий, особенно когда учитель предлагает новое задание. Неко­торые дети сразу же говорят «не знаю», «не могу» или упорно молчат, смеются, гримасничают. Негативизм возникает в свя­зи с эмоциональными состояниями. Дети инертны — ко всему новому относятся настороженно, отрицательно. Профессор Г. Л. Трошин назвал их «рабами привычек».

В труде отмечается шаблон, стереотипия. Малейшее же из­менение ситуации нарушает привычное, автоматизированное действие. Некоторые дети охотно, подолгу и с интересом рабо­тают в мастерской. Очень важно помнить, что взрослые долж­ны постоянно следить за ходом работы детей и вовремя прий­ти им на помощь. В противном случае дети могут делать ошиб­ки и допускать брак в работе. Так, например, одна из девочек во время шитья пришила рукав к подолу платья. Это говорит о том, что она не поняла места части в системе целого.

22 стр., 10786 слов

Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом в процессе ...

... определение своеобразия развития личности аутичного ребенка, которая, с его точки зрения, формируется в процессе взаимодействия биологических, социальных, психолого-педагогических ... наблюдение, беседа, интервью, сбор анамнестических данных, анализ документации на детей; экспериментальные:констатирующий, формирующий (коррекционно-развивающий), контрольный этапы психологического эксперимента. ...

Речь, как правило, запаздывает в своем развитии. Первые слова появляются в 3—5 лет, иногда несколько раньше. Запас слов обычно невелик. Однако он может обогащаться, особенно при проведении логопедической работы. Словарь обычно состоит из повседневных, обиходных, часто повторяющихся слов. В речи много аграмматизмов — нарушаются согласование, управление, опускаются окончания. Звукопроизношение в подавляющем большинстве случаев нарушено: имеются замены, перестановки звуков. Речь у многих детей неясная, смазанная. Обращенную к ним обиходную речь понимают неплохо и правильно на нее реагируют. Особенно живо реагируют на мимику, интонацию и жест окружающих.

Эмоционально-волевая сфера имбецилов богаче, чем у идио­тов. Их отношение к людям и реакция на окружающее более дифференцированны. Так, например, к одним людям дети от­носятся с чувством симпатии, к другим — отрицательно, к третьим — проявляют полное безразличие. Некоторые дети со­храняют симпатии к родным, близким (дети помнят о них, спрашивают, скучают).

Положительные чувства к другим де­тям часто выражаются в том, что они опекают маленьких, по­могают им одеться, берут за руку, когда гуляют или переходят в другое помещение (в столовую, зал и др.).

У некоторых детей-имбецилов можно заметить черты эгоцентризма. Так, на­пример, они могут требовать по отношению к себе повышенно­го внимания и ревниво относятся к похвале, которая обраще­на к их товарищу. .

Среди имбецилов встречаются дети с другими особенностя­ми личности: такие дети иногда обижают маленьких, слабых, отнимают у них игрушки, вещи. Они любят командовать ими, отдавать различные приказания. Иногда на фоне спокойного, характерного для данного ребенка состояния могут внезапно возникать аффекты или более длительные состояния возбужде­ния.- Некоторые дети бывают мстительны. Иногда отвечают на обиду спустя некоторое время.

Дети-имбецилы малоспособны к школьному обучению. Но они овладевают элементарными трудовыми навыками. Эти дети охотно выполняют задания по уборке помещений, стара­тельно работают в мастерских, любят стирать, мыть и т. п. Особенно охотно имбецилы выполняют сельскохозяйственные работы. Любят ухаживать за животными, работать в саду, огороде.

Однако приобретенные навыки и знания оказываются не­прочными и требуют постоянного подкрепления. В процессе ра­боты педагог должен наблюдать за правильностью выполнения задания.

В случаях более легкого поражения мозга, когда есть осно­вание предположить пограничное состояние (т. е. имбецильность на грани с дебильностью), у детей отмечаются хорошая механическая память и достаточно выраженное активное вни­мание.

Это создает более благоприятные условия для овладения грамотой и более сложными навыками труда.

Дебильность (легкая умственная отсталость по мкб-10)

Легкая степень олигофрении обозначается термином «дебильность» (что в переводе с латинского обозначает — слабость, хилость).

Психическая неполноценность проявляется у дебилов отно­сительно позднее, чаще в начале школьного обучения. Их интеллект более сохранен. Поэтому в процессе развития они дают большее продвижение, чем имбецилы. Дети-дебилы способны обучаться в специальных вспомогательных школах.

14 стр., 6665 слов

Одаренные дети: особенности их развития и воспитания

... некоторых случаях причиной замаскированности проявлений одаренности являются те или иные трудности развития ребенка. Например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.д. могут ... либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. У детей, опережающих свой возраст, переплетение возрастных и, ...

В процессе обучения у дебилов увеличивается запас пред­ставлений, знаний, навыков и умений. Увеличивается активный словарь, развивается фразовая речь.

Дебилам в некоторой мере свойственны индивидуальные особенности темперамента, характера и эмоциональных реак­ций. Они обладают и сравнительно большими возможностями в отношении овладения некоторыми видами трудовой деятельно­сти. Поскольку у ряда детей с явлениями дебильности не от­мечается заметных отклонений со стороны физического стату­са, они могут на первый взгляд показаться обычными, нормаль­ными детьми. Такое впечатление остается, например, у студентов-дефектологов, впервые посетивших вспомогательную шко­лу. Однако это впечатление обманчиво. Сущность дебильности состоит в неполноценности познавательной деятельности. Осо­бенно страдают способность к анализу, логическому обобщению, абстракции, т. е. те психические функции, которые составляют основу интеллекта. Ослабление указанных способностей, вы­званное перенесенным заболеванием мозга, не дает разбираемой группе детей освоить программу массовой школы.

Уже в анамнезе таких детей можно заметить указание на то, что они отстают в развитии от нормальных сверстников. Осо­бенно это относится к формированию нервно-психических функ­ций. Так, дети позднее реагируют на раздражения внешней сре­ды (звуковые, световые и др.), двигательные функции разви­ваются с задержкой (позже начинают держать головку, сидеть, стоять, ходить, играть с игрушками и др.).

Особенно харак­терно отставание в развитии речевой функции. Это выражается, в частности, в медленном накоплении словарного запаса. При обследовании иногда выявляется, что пассивный словарь зна­чительно преобладает над активным. Часто у таких детей бы­вает нарушено и с трудом поддается коррекции звукопроизношение. Во многих случаях долго удерживаются аграмматизмы (опускание и искажение окончаний).

Однако отклонение в развитии становится более заметным в дошкольном возрасте. Здесь заметнее выявляется ряд особен­ностей, свойственных детям-олигофренам. Они не проявляют достаточного интереса к окружающему, долго не стремятся к самостоятельности, не включаются активно в овладение навы­ками, негативистичны и теряются в новой обстановке. Их игро­вая деятельность отличается однообразием. Дети не проявляют интереса к игре. Отсутствует поиск новых вариантов игры. В процессе игры они легко отвлекаемы.

Могут ли дети-олигофрены, и особенно с выраженной сте­пенью умственной отсталости, овладеть прочными знаниями и трудовыми навыками? В прошлом, до работ Сегена, некоторые педагоги и врачи давали на этот вопрос отрицательный ответ. Возможности таких детей резко преуменьшались и позже. Так, например, один из крупных немецких психиатров — Э. Крепелин утверждал, что из умственно неполноценных детей в даль­нейшем формируются антисоциальные элементы: воры, тунеядцы, проститутки. Считалось, что задача государства состоит в том, чтобы содержать таких детей в специальных заведениях, расположенных за городом.

Однако опыт работы с такими людьми, накопленный про­грессивными деятелями в области педагогики и медицины, по­казал, что даже глубоко отсталые дети при соответствующих лечебно-воспитательных мероприятиях способны к некоторому развитию. Остальная масса умственно неполноценных детей с менее выраженным дефектом интеллекта способна к обучению, приобретению трудовых навыков, а в дальнейшем и к участию в социально полезной деятельности. Что же является основой для такого развития? Человеческий мозг обладает большой пла­стичностью, способностью к компенсации, т. е. к преодолению дефектов развития. При утрате или ослаблении одних функци­ональных систем мозговой коры их функцию выполняют дру­гие системы. По-видимому, возможно и формирование новых нервных связей. Все это приводит к коррекции общей и специ­альной нейродинамики мозга, а отсюда и к улучшению психи­ческой деятельности ребенка-олигофрена. Имеет значение и степень первичной сохранности мозга. Однако для осуществле­ния такого воспитательно-педагогического процесса, в ходе ко­торого могла бы осуществляться коррекция нервно-психическо­го развития таких детей, педагог должен обладать специаль­ными знаниями и умениями. Разработкой специальной системы педагогических мероприятий занимается особая наука — олиго­френопедагогика.

4 стр., 1879 слов

Блоки мозга и функции психического отражения

... системы у всех млекопитающих один и тот же. Поэтому изучение мозга животных чрезвычайно важно для развития не только физиологии, но и психологии. Но нельзя забывать и ... опасности с большой быстротой и точностью. Специализация выражена в появлении клеток, единственной функцией которых становится восприятие сигналов. Эти клетки образуют гак называемые рецепторы (аппарат, воспринимающий ...

Приведенная клинико-педагогическая характеристика носит обобщенный характер. Среди слабоумных иногда встречаются дети с некоторыми индивидуальными особенностями, представ­ляющими интерес в психолого-педагогическом плане. Так, на­пример, среди имбецилов встречаются дети с хорошо развитой механической памятью. Они могут читать наизусть длинные стихи, отрывки, не осмысливая их содержания. Сюда же могут относиться «феноменальные» счетчики, способные производить элементарные арифметические действия, оперируя большими цифрами. Встречаются имбецилы с выраженными художествен­ными и музыкальными способностями. Вопрос о природе этих редких явлений не представляется вполне ясным. Возможно, здесь имеет место своеобразие развития нервных элементов в от­дельных локальных участках мозга, непосредственно связанных с выполнением указанных функций.

7