Основы психогенетики 2

УРАЛЬСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ

КАФЕДРА ОБЩЕЙ И ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ

УТВЕРЖДЕНО: УТВЕРЖДАЮ:

Заседанием кафедры проректор по учебно-методической

Протокол № 2 от _10.12.2014 работе

Заведующий кафедрой ________________________

____________ О.В. Кузьмина «__»_______________20___ г.

Методические указания к самостоятельной работе

по направлению

37.03.01 «Психология»

Автор: д.м.н., проф. Вогулкин С.Е., ст.преподаватель Стригулина Е.Ю.

Ответственный редактор: к.пс.н., доцент Кузьмина О.В.

Екатеринбург, 2015

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Место дисциплины в профессиональной подготовке выпускников

Дисциплина «Основы психогенетики» является дисциплиной ООП ФГОС ВО по направлению 37.03.01 «Психология».

Данная дисциплина опирается на дисциплины общепрофессиональной психологической подготовки (Анатомия ЦНС, Философия, Общая психология, Нейрофизиология, Психология личности, Психофизиология)».

 Цель и задачи дисциплины

Основная цель изучения дисциплины «Основы психогенетики» -формирование знаний о роли и взаимосвязи наследственных и средовых детерминант в вариативности психологических и психофизиологических признаков человека

Основные задачи дисциплины:

  • ознакомление студентов с основными проблемами, теоретическими подходами и результатами исследований в области генетических основ поведения и психики.
  • освоение базовых знаний по основам психогенетики для использования их при изучении специальных дисциплин: психологии развития и возрастной психологии, специальной психологии, клинической психологии, дифференциальной психологии и др.
  • формирование у студентов основных понятий о природе наследственности, изменчивости.
  • формирование у студентов знаний о роли и взаимодействии факторов наследственности и среды в формировании индивидуальных различий по психологическим и психофизиологическим признакам.
  • изучение методов психогенетического исследования.
  • приобретение студентами навыков практического применения знаний: элементарная диагностика, описание фенотипа, составление генеалогического древа.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

16 стр., 7507 слов

Рабочая программа дисциплины(модуля) «Фонетико-фонематическое недоразвитие речи»

... Усвоение содержания курса опирается на знание студентами основ анато­мии, физиологии, патологии человека, невропатологии и нейро­физиологии, специальной психологии, логопедии. На практических занятиях ... 20___ г. Заведующий кафедрой _____________ФИО Содержание 1. Цели освоения дисциплины 2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате ...

В результате изучения дисциплины «Основы психогенетики» студенты должны:

знать:

Основы наследственности и изменчивости, закономерности наследования, виды и причины изменчивости.

Законы наследования психофизиологических и психологических характеристик индивида.

Основы теории и практики психогенетических исследований.

уметь:

Составлять генеалогическое дерево.

Соотносить данные психогенетики и смежных психологических дисциплин.

Генотипически диагностировать генетические патологии

Использовать генетическую терминологию.

владеть:

Навыками прогнозирования проявления наследственных болезней в потомстве, а также навыками диагностики генетических патологий.

Навыками работы с литературой и с Интернетом по изучаемым проблемам.

Основными методами естественно-научных исследований.

  Итогом освоение содержания дисциплины «Основы психогенетики» должно стать формирование следующих компетенций:

  1. Способность к осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-3).
  2. Способность к выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-4).

2 Вопросы для обсуждения

Тема 1. Психогенетика как научная дисциплина

Задание 1. Ответьте на вопросы:

  1. Предмет, цель и задачи психогенетики.
  2. История возникновения психогенетики.
  3. Психогенетика в России: взгляды К. Д. Ушинского, А.Ф. Лазурского, Г.И. Россолимо на роль наследственных факторов в психике человека.
  4. Понятие о евгенике. Правовые и этические проблемы евгеники и эвтаназии.
  5. Точки зрения Б.М. Теплова, Г. Айзенка, Л. Сэва, Г. Оллпорта и др. на значение проблемы индивидуальности для психологии.
  6. Разработка психометрических и соответствую­щих статистических процедур (А. Бине, К. Пирсон и др.).
  7. Три основные исследовательские парадигмы: биологическое – социальное, врожденное – приобретенное, наследственное – средовое.
  8. При­меры популяционных (прежде всего — межрасовых) исследований психоло­гических признаков и неправомерность генетической интерпретации популя­ционных различий
  9. История как фактор формирования генофонда популяции
  10. Генеалогический метод. Составление индивидуальной генограммы.
  11. Особенности применения метода близнецов и метода приемных детей.
  12. Данные современных психогенетических исследований (предмет исследования, метод, результаты)
  13. Специфика близнецовой ситуации и развития детей из многодетных семей. Положительные и отрицательные последствия. Специализированная психологическая помощь.

Задание 2. Составьте опросники из 8-10 вопросов для изучения отношения различных социальных групп к проблемам:

3 стр., 1342 слов

Задания по психологии развития человека

... процесса. Компактное, практико-ориентированное изложение ключевых закономерностей развития в определенном возрасте или путей решения той ... опыта Коллаж Драматический этюд Пояснения к видам заданий: Мультимедиа-презентация. Последовательность слайдов для демонстрации на ... Ясность и психологическая обоснованность идей, положенных в основу коллажа. Соответствие иллюстративного и текстового материала ...

  • клонирования человека,
  • ограничения рождаемости среди бедных слоев населения,
  • стерилизации людей с наследственными заболеваниями.

Задание 3. Проведите опрос в группах людей (не менее 20 человек) различного возраста (юношеского, зрелого, пожилого).

Проанализируйте результаты и сделайте выводы.

Тема 2. Генетическая основа психогенетики

Задание 1. Ответьте на вопросы:

  1. Законы Менделя.
  2. Хромосомная теория наследственности.
  3. Молекулярные основы наследственности.
  4. Гены в хромосомах.
  5. Генные мутации.
  6. Хромосомные аномалии.
  7. Место психофизиологических исследований в общей системе психофизиологических знаний.
  8. Наследуемость в фенотипической изменчивости вегетативных реакций.
  9. КГР и ее психологические корреляты.
  10. Генетические исследования сердечно-сосудистой системы.
  11. Уровни анализа генетической информации ЦНС: клеточный.
  12. Влияние генотипа на поведение и морфофункциональный уровень.
  13. Генетическая детерминация ЭЭГ человека.
  14. Генотип-средовые соотношения в изменчивости ЭЭГ и вызванных потенциалов на разных этапах онтогенеза.
  15. Исследования Ф. Фогеля.

Задание 2. Опросите различные типы родственников нескольких поколений и попробуйте определить тип наследования умения сворачивать язык трубочкой.

Задание 3. Опросите членов Вашей семьи и ближайших родственников относительно их групп крови сисемы АВ () и резус. Попробуйте определить генотипы родственников.

17 стр., 8420 слов

Теоретико-методологические основы исследования проблем пожилых людей

... возможные пути коррекции гериатрических проблем пожилых людей. Объект исследования: проблемы пожилых людей. Предмет: особенности гериатрических проблем пожилых людей. Задачи: 1. Определить место гериатрии в ... 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ 1.1. Гериатрия в системе наук о человеке Социальные и психологические проблемы пожилых людей являются предметом изучения ...

Тема 3. Психогентические исследования интеллекта, темперамента и индивидуального развития

Задание 1. Ответьте на вопросы:

  1. Общественная полемика по проблеме наследуемости интеллекта в связи с расовой политикой.
  2. Неопределенность понятия «интеллект» и связанные с этим трудности интерпретации получаемых результатов
  3. Психогенетика когнитивных функций. Психогенетические исследования интеллекта.
  4. Генетические и средовые детерминанты темперамента у детей младшего возраста: раннее проявление генетически заданной индивидуальности
  5. Проект «Геном человека» (1990-2001 гг.), результаты исследования генома человека
  6. Роль эмбрионального и неонатального опыта в разви­тии поведения.
  7. Родительские эффекты в развитии.
  8. Методы исследования возрастных изменений в психологии и генетике поведения: сравни­тельно-возрастной и лонгитюдный.
  9. Преимущества многообразия среды развития ребенка и стратегии свободного выбора.
  10. Основы биологии умственного развития (developmental cognital neuroscience)
  11. Концепции преформизма и витализма
  12. Шизофрения.
  13. Депрессивное расстройство.
  14. Болезнь Альцгеймера (старческое слабоумие, деменция).
  15. Умственная отсталость и задержка психического развития.
  16. Неспособность к обучению.
  17. Дислексия.
  18. Преступность и алкоголизм.
  19. Алкоголизм и наследственность.

Задание 2. Составьте опросник на выявление характеристик семейной среды (20-30 вопросов), включая особенности физической среды, психологического климата, взаимоотношений между родственниками, проживающими в семье. Проведите опросы в семьях с представителями разных поколений и сравните результаты.

Задание 3. Напишите эссе на 1 тему:

  • «Проблема семейной среды в психогенетике»
  • «Дерматоглифика человека как количественный признак. История изучения и применения»

Задание 4. Составьте небольшое пособие по воспитанию близнецов для родителей, ожидающих рождение двойни.

Задание 5. Составьте родословную любой семьи по какому-либо признаку.

Задание 6. Напишите эссе на 1 тему:

  • «Психические заболевания и наследстванность»
  • «Умственная отсталость и наследстванность»
  • «Наследуется ли алкоголизм?»

Тема 4. Общее представление о девиантном и делинквентном поведении

Задание 1. Ответьте на вопросы:

18 стр., 8541 слов

Эмпирическое исследование взаимосвязи аддиктивного поведения ...

... и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования аддиктивного поведения одной из наиболее актуальных проблем современного мира, важной теоретической ... с помощью употребления спиртного, наркотиков, курения; оказать помощь, предупредить аддиктивное поведение. Актуальность исследования: Перед нашим обществом очень строго стоит проблема увеличения количества ...

  1. Психологический фенотип («психофен») как объект генетического исследования
  2. Роль генетических факторов в определении предрасположенности к болезненному влечению к пси­хоактивным веществам
  3. Экспериментальные генетические исследования алкоголизма, наркомании, агрессивности на животных
  4. Цитогенетические исследования криминального поведения. Мужчины с кариотипом YXX
  5. Психические заболевания (олигофрении), обусловленные у человека геномными и хро­мосомными мутациями: синдром Шерешевского-Тернера, синдром Клейнфельтера, синдром трисомии X, синдром Дауна
  6. Попытки устранения личностей с криминальными наклонностями методами евге­ники в 1930-е годы в США и Германии и их правовая и этическая оценка
  7. Последние данные о локализации генов, ответственных за перечисленные заболевания и аномалии в геноме человека, по результатам проведения исследований по Программе «Геном человека» (2001-2005 гг.).

Задание 2. Используя Интернет, составьте перечень сайтов, содержащих информацию о молекулярных аспектах генетики поведения (в том числе англоязычные сайты).

Задание 3. Составьте библиографию отечественных и зарубежных обзоров и обобщающих работ по генетике поведения за последние 3 года.

Задание 4. Используя Интернет, составьте перечень научных и учебных центров по генетике поведения.

Задание 5. Напишите эссе на 1 тему:

  • «Девиантное поведение и наследственность»
  • «Наследуется ли преступность?»

Тема 5. Генотип и среда в психическом дизонтогенезе

Задание 1. Ответьте на вопросы:

  1. Психогенетические исследования психического дизонтогенеза.
  2. Психогенетические исследования детского аутизма.
  3. Общие представления о синдроме дефицита внимания и гиперактивности. Психогенетические исследования расстройств внимания и гиперактивности. Сопряженность СДВГ и других психических расстройств.
  4. Психогенетические исследования неспособности к обучению. Дислексия. Специфическая неспособность к чтению (СНЧ).

Задание 2. Напишите эссе на 1 тему:

  • «Ребенок с детским аутизмом в семье»
  • «Гиперактивный ребенок в семье»
  • «Ребенок с неспособностью к обучению в семье»

Вопросы для подготовки к зачету

  1. Предмет, задачи и место психогенетики в системе наук.
  2. Хромосомная теория наследственности. Наследственность и среда. Генотип и фенотип.
  3. Среда как фактор количественной изменчивости. Норма реакции.
  4. Совместный вклад генотипа и среды в популяционную изменчивость. Генетическая и средовая дисперсия.
  5. Методы психогенетики (метод приемных детей, близнецовый метод, енеалогический метод).
  6. Моделирование на животных в психогенетике.
  7. Парадигмы Г.Менделя и Ф.Гальтона в методах психогенетики.
  8. Взаимодействие генотипа со средой как основа развития
  9. Психофизиологические исследования в психогенетике.
  10. Психогенетические исследования сенсорных процессов
  11. Психогенетические исследования моторики
  12. Психогенетические исследования отдельных способностей
  13. Психогенетические исследования общего интеллекта. Возрастные психогенетические исследования интеллекта. Психогенетические исследования сниженного интеллекта
  14. Психогенетические исследования темперамента в различном возрасте
  15. Психогенетические исследования свойств личности
  16. Генетическая и физиологическая детерминация пола и поло-ролевые различия
  17. Психогенетика и практическая психология
  18. Психогенетика аномального и девиантного поведения
  19. Мутации и их виды. Мутагены
  20. Аутосомные синдромы
  21. Синдромы половых хромосом
  22. Гендерные различия в когнитивных способностях и свойствах личности
  23. Генотип – средовые взаимодействия и генотип – средовые корреляции.
  24. Генетический код.
  25. Виды близнецов и возможные причины их появления. Метод разлучённых близнецов. Метод контрольного близнеца.

Литература

Основная литература

3 стр., 1113 слов

Психогенетика поведения человека. Модели поведения

... в этот мир, как чистый лист. И это было верно ранее, НО!!! Психогенетика поведения человека добавляет очень существенные детали. Паттерн формируется предшествующим сознанием и опытом длиной ... и счастливыми. Как это эффективно сделать? Психогенетика имеет очень чёткий ответ: освободиться от модели жертвы, осознав разрушительные модели поведения, унаследованные из прошлого. Для того, чтобы ...

Ермаков В.А. Психогенетика: [Электронный ресурс IPRbooks]: учеб. пособие/ В.А. Ермаков. _ М.: Евразийский открытый институт, 2011. – 134с.

Дополнительная литература

Александров, А. А. Психогенетика: учебное пособие: рек. УМО / А. А. Александров. — СПб. : Питер, 2010. — 192 с.

Лучинин А.С. Психогенетика: учебное пособие. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 158 с.

Малых С. Б. Психогенетика: учебник: рек. УМО. Т. 1 / С. Б. Малых, М. С. Егорова, Т. А. Мешкова. — СПб. : Питер, 2008. — 406 с.

12