Основы нейропсихологии 5

План самостоятельной работы студентов.

Тема

Количество часов

Вид работы

Форма отчета

1.

Нейропсихология и ее связь с другими науками

8

Составление понятийного словаря по данной теме.

конспект

2.

Структурно -функциональная организация мозга.

6

Конспектирование работ А.Р.Лурия:

«Основы нейропсихологии», «Высшие корковые функции человека»

презентация

3.

Мозговая организация

зрительного и слухового восприятия.

4

Изучение специфических особенностей нарушений у детей при наличии органического поражения коры головного мозга.

выступление

10

Подбор диагностического материала

презентация

4.

Организация движений

8

Подбор

реферат

и действий.

диагностического материала.

презентация

5.

Психические процессы и их мозговая организация.

4

Подготовка к проведению круглого стола по данной теме.

выступление

Итого:

40

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины Основы нейропсихологии

а) основная литература:

  1. Холмская Е.Д. Нейропсихология.-М.. 2007.
  2. Корсакова Н.К. Клиническая нейропсихология.-М.. 2003
  3. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста.Под.ред.Л.С.Цветковой.-М, 2001

б) дополнительная литература

  1. Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. — М.2003.
  2. Лурия А.Р. Мозг и психика. — М. 1999
  3. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. — М.2000.

  1. Психология и медицина (ред.В.М.Банщиков, Б.Ф.Ломов.) — М.. 1978.
  2. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.-М.. 1981.
  3. Ахутина Т.В., Игнатьев СЮ. и др. Методы нейропсихологического обследования детей 6-8 лет.- Вестник МГУ.сер.14. Психология №2.. 1996.
  4. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические механизмы психической деятельности человека. — Л. 1974.

Интернет-ресурсы

  1. Педагогическая библиотека — hUp://www.pedlip.ru/
  2. Психолого-педагогическая библиотека — — http://www.Koob.ru/
  3. Научная электронная библиотека — http://www.elibrary.ru/

Примерные темы рефератов:

  1. Системное строение высших психических функций
  2. Функциональные асимметрии
  3. Геторохрония развития высших психических функций
  4. Соотношение биологического и социального высших психических функций
  5. Дефицитарность программирования и контроля у детей Примерные темы курсовых работ:

  1. Методы изучения фонематического слуха и акустического гнозиса у детей с тяжелыми нарушениями речи
  2. Сравнительный анализ выраженности нарушения звукопроизношения и праксиса у детей с нарушениями речи
  3. Влияние зрительного словаря на формирование словаря у детей с тяжелыми нарушениями речи
  4. Роль функциональных асимметрий в формировании просодических компонентов речи
  1. Нейропсихологические методы исследования речи у детей.

Примерные тестовые задания

1. Речь, мышление, внимание, память — это высшие психические функции илиэлементарные?

элементарные высшие

2. Что такое психофизиологический уровень речевой деятельности?умение использовать слова

умение строить предложения умение различать на слух речевые сигналы умение оформлять речь в актах членораздельной артикуляции

З.Что такое смысловой уровень речевой деятельности?

умение различать на слух речевые сигналы

умение оформлять речь в актах членораздельной артикуляции

умение использовать слова

умение строить предложения

4. Какая функция имеет психофизиологический уровень?речь

язык

5. Что такое: устная — письменная, внутренняя — внешняя речь; экспрессивная -импрессивная речь; монологическая— диалогическая речь?

виды речи функции речи

  1. Предмет и задачи нейропсихологии.
  2. Вклад Л.С.Выготского и А.Р.Лурия в развитие нейропсихологии.
  3. Вклад различных отраслей научных знаний в развитие нейропсихологии.
  4. Роль коры в функциональной организации мозга.
  5. Роль подкорковых образований в функциональной организации мозга.
  6. Общая структурно-функциональная модель мозга.
  7. Блок Регуляции тонуса и бодрствования.
  8. Блок приема, хранения и переработки информации. Блок программирования, регуляции и контроля сложных форм деятельности.

История развития учения о функциональной организации коры головного мозга. Взаимодействие коры и подкорки, корковых областей в пределах одного полушария, межполушарное взаимодействие. Структурная организация мозговой коры. Первичные зоны коры больших полушарий. Вторичные зоны коры больших полушарий. Третичные зоны коры больших полушарий. Сущность рецепторной теории ощущений и восприятия. Сущность рефлекторной концепции восприятия. Мозговая организация зрительного восприятия. Нарушение предметного восприятия. Мозговая организация слухового восприятия. Акустико-гностические функции слуха. Акустико-мнетсические функции слуха.

Идеалистическая концепция произвольных движений и действий. Особенности строения корковых отделов двигательного анализатора. Организация произвольных движений. Кинетическая и кинестетическая основа речевых движений. Проблема межполушарной асимметрии мозга, межполушарное взаимодействие. Произвольная регуляция ВПФ.

Значение речевой функции в регуляции сенсомоторной деятельности у детей младшего школьного возраста с соматогенной формой ЗПР">произвольной регуляции ВПФ.

Специфика зрительного восприятия при нарушении произвольной регуляции ВПФ. Специфика слухового восприятия при нарушении произвольной регуляции ВПФ. Особенности мнестической деятельности при поражении различных отделов мозга. Психофизиологическая основа речевой функции.

Критерии оценивания ответа студента на экзамене:

  1. Достаточный уровень знаний по одному из теоретических вопросов.
  2. Знания основных теоретических и практических вопросов нейропсихологической диагностики и коррекции детей и взрослых.
  3. Умение соотносить результаты нейропсихологического обследования с синдромами.
  4. Владение специальной терминологией.
  5. Умение правильно построить свои речевые высказывания. их доказательность, аргументированность.
  1. Предмет и задачи нейропсихологии.
  2. Вклад Л.С.Выготского и А.Р.Лурия в развитие нейропсихологии.
  3. Вклад различных отраслей научных знаний в развитие нейропсихологии.
  4. Роль коры в функциональной организации мозга.
  5. Роль подкорковых образований в функциональной организации мозга.
  6. Общая структурно-функциональная модель мозга.
  7. Блок Регуляции тонуса и бодрствования.
  8. Блок приема, хранения и переработки информации.
  9. Блок программирования- регуляции и контроля сложных форм деятельности.
  10. История развития учения о функциональной организации коры головного мозга.
  11. Взаимодействие коры и подкорки, корковых областей в пределах одного полушария, межполушарное взаимодействие.

  1. Структурная организация мозговой коры.
  2. Первичные зоны коры больших полушарий.
  3. Вторичные зоны коры больших полушарий.
  4. Третичные зоны коры больших полушарий.
  5. Сущность рецепторной теории ощущений и восприятия.
  6. Сущность рефлекторной концепции восприятия.
  7. Мозговая организация зрительного восприятия.
  8. Нарушение предметного восприятия.
  9. Мозговая организация слухового восприятия.
  10. Акустико-гностические функции слуха.
  11. Акустико-мнетсические функции слуха.
  12. Идеалистическая концепция произвольных движений и действий.
  13. Особенности строения корковых отделов двигательного анализатора.
  14. Организация произвольных движений.
  15. Кинетическая и кинестетическая основа речевых движений.
  16. Проблема межполушарной асимметрии .мозга, межполушарное взаимодействие.
  17. Произвольная регуляция ВПФ.
  18. Значение речевой функции в произвольной регуляции ВПФ.
  19. Специфика зрительного восприятия при нарушении произвольной регуляции ВПФ.
  20. Специфика слухового восприятия при нарушении произвольной регуляции ВПФ.
  21. Особенности мнестической деятельности при поражении различных отделов мозга.
  22. Психофизиологическая основа речевой функции.

Критерии оценивания ответа студента на экзамене:

  1. Достаточный уровень знаний по одному из теоретических вопросов .
  2. Знания основных теоретических и практических вопросов нейропсихологической диагностики и коррекции детей и взрослых.
  3. Умение соотносить результаты нейропсихологического обследования с синдромами.
  4. Владение специальной терминологией.
  5. Умение правильно построить свои речевые высказывания.

их доказательность, аргументированность.

1