Основные положения школы психологии

ПЕРМСКИЙ ИНСТИТУТ ФИЛИАЛ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА И ПРАВА 2 курс очного отделения специальности 061100 менеджмент организации группа МП-21 КУРСОВАЯ РАБОТА По дисциплине Основы менеджмента на тему Основные положения школы психологии и человеческих отношений и их значение на современном этапе. Исполнитель Куштанова Э.З. Научный руководитель ст. преподаватель Рябков В. Е. Пермь 2004 Содержание Введение1. Основные предпосылки возникновения школы психологии и человеческих отношений.2. Основные положения доктрины человеческих отношений и концепции социального человека.1. Начальные этапы развития школы психологии и человеческих отношений2.Возникновение и содержание доктрины человеческих отношений16 2.3. Изучение потребностей и мотивационного поведения3. Практическое применение основных положений школы психологии и человеческих отношений в современном менеджменте26 Заключение.30 Литература 34 Приложение35 Введение Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Было время, когда считалось, что машина, автомат или робот вытеснят человека из большинства организаций и окончательно утвердят примат техники над работником. Однако хотя машина и стала полновластным хозяином во многих технологических и управленческих процессах, хотя она и вытеснила человека частично или даже полностью из отдельных подразделений организаций, роль и значение человека в организации не только не упали, но и увеличились.

При этом человек стал не только самым ценным ресурсом организации, но и самым дорогостоящим.

Многие организации, желая подчеркнуть свой вес и размах деятельности, говорят не о размере их производственных мощностей, объеме производства или продаж, финансовом потенциале и т.п а о числе работников в организации.

Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать потенциал своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и для интенсивного развития их потенциала.

Все это является одной стороной взаимодействия человека и организации. Но есть и другая сторона этого взаимодействия, которая отражает то, как человек смотрит на организацию, на то, какую роль она играет в его жизни, что она дает ему, какой смысл он вкладывает в свое взаимодействие с организацией.

16 стр., 7835 слов

Организация проблемного обучения в начальной школе

... ее для педагогической теории практики обусловили выбор темы нашего исследования «Организация проблемного обучения в начальной школе». В соответствии с названной темой мы определим ее научный аппарат. ... 126]. В настоящее время проблемное обучение не является открытием для педагогики и психологии, потому что оно было известно еще во времена Сократа. В дальнейшем идею ...

Подавляющее большинство людей почти всю свою сознательную жизнь проводят в организациях. Начиная с юности и заканчивая старостью, человек сознательно или бессознательно, добровольно или по принуждению, заинтересованно или с полной апатией включается в жизнь организации, живет по ее законам, взаимодействует с другими членами организации, отдавая что-то организации, но получая от нее также что-то в обмен. Вступая во взаимодействие с организацией, человек интересуется различными аспектами этого взаимодействия, касающимися того, чем он должен жертвовать для интересов организации, что, когда и в каких объемах он должен делать в организации, в каких условиях функционировать в организации, с кем и сколько времени взаимодействовать, что будет давать ему организация и т.п. От этого и ряда других факторов зависят удовлетворенность человека взаимодействием с организацией, его отношение к организации и его вклад в деятельность организации.

Установление органичного сочетания двух этих сторон взаимодействия человека и организации является одной из важнейших задач менеджмента, так как оно обеспечивает основу эффективного управления организацией.

Поэтому для того чтобы понять, как строится взаимодействие человека с организацией, необходимо уяснить, в чем суть проблемы взаимодействия человека и организации, какие характеристики личности определяют поведение человека в организации и какие характеристики организационного окружения оказывают воздействие на включение человека в деятельность организации.

Эти и многие другие вопросы рассматриваются нами в курсовой работе. Актуальность данной темы заключается в том, что главной задачей науки управления является повышение эффективности производства за счет всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы. Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления.

Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а также стимулирование и мотивация работников. Обращение к человеческому фактору это революционный переворот в науке управления и менеджмента. Понятие человеческий фактор ныне используется в разных науках. Под человеческим фактором понимают личность, группу, коллектив, общество, включенные в управленческую систему.

В более конкретном понимании это внутренний мир людей, их потребности, интересы, установки, переживания и т. д. Именно человеческий фактор определяет ныне конкурентоспособность и эффективность организации. Поэтому в последние годы затраты на человека стали рассматриваться не как издержки, а как активы компании, которые надо правильно использовать. Поэтому такая система управления, где основное внимание уделяется человеческому фактору, является наиболее оптимальной в условиях рынка. 1.

Основные предпосылки возникновения школы психологии и человеческих отношений

Корень развития и зарождения школы человеческих отношений нужно искать в истории развития менеджмента.

Для этого мы рассмотрим эволюцию экономической мысли, связанную непосредственно с менеджментом и факторы, способствующие развитию поведенческой школы. Как известно менеджмент начинал формироваться в эпоху промышленной революции и становления капитализма. Причем тон этих исследований задавали философы, которые пытались ответить на вопрос Что же движет людьми, побуждает их к активным действиям Таким образом философы и мыслители объединялись в научные школы. Первой школой была школа научного управления, затем классическая или административная школа.

3 стр., 1181 слов

Организация управления коммерческой фирмой на примере OOO «ПИЩЕПАК»

... во всех отношениях образцом для окружающих. В процессе управления руководитель осуществляет ряд конкретных функций, среди которых: организация и ... первых, это управляющий, облеченный властью, руководящий большим коллективом людей. Во-вторых, это лидер, способный вести за ... Под ред. Д.Д. Вачугова. – М.: Высшая школа, 2009. 5. Вересов Н.Н. Психология управления. Учебное пособие. – М.: МПСИ, 2009. ...

Представители этих школ понимали значение человеческого фактора, но отводили ему второстепенную роль, ограничиваясь рассмотрением экономического стимулирования, справидливой оплаты труда и установлением формальных функциональных отношений.

Тейлор рассматривал возможности рабочего как само собой разумеющиеся и считал главным приспособить человека к машине. В период зарождения и становления школы научного управления и классической школы психология находилась в зачаточном состоянии. Кроме того, исследователи, занимающиеся управлением предприятием, никак не связывали управление с психологией. Правда, отдельные последователи Тейлора Ф. Гилбрет, Гантт, Томпсон и другие американские инженеры пытались подвести под научную организацию труда физиологическую и психологическую основу.

Это не могло не дать толчок к возникновению и развитию физиологии и психологии. Одним из недостатков школы научного управления и классической школы было то, что они до конца не осознавали роли и значения человеческого фактора, который в конечном счете является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений, которая устранила недостатки классической школы, часто называют неоклассической. 10, стр. 83 84 Классическая школа, пройдя определенные этапы развития, в совершенстве изучив техническую сторону производственного процесса, в значительной степени исчерпала свои возможности.

Насколько классическая школа несколько десятилетий спустя потеряла свою былую значимость, говорит тот факт, что Япония, которая, как известно, берет на вооружение все сколько — нибудь ценные идеи, заимствовала у Тейлора лишь отдельные принципы, отвергнув тейлоризм в чистом виде. Доминирующей стратегией у них японцев стала не специализация, а универсализация. Например, если английские кораблестроители могли готовить конструкции корпусов и снабжать затем корпуса кранами, моторами и прочим оборудованием, получаемым от других независимых производителей, то в Японии, в силу специфических особенностей, верфи обязаны были производить не только корпуса, но и оборудование к ним. Это означало, что труд на японских фабриках гораздо менее пригоден для стандартизации или специализации.

Их производство, особенно в начале экономического подъема, носило комплексный характер. Тейлор же как раз подчеркивал особую важность специализации.

Поэтому вместо специализированной задачи как цели управления в Японии в центре внимания стал человек, т.е. вместо управления работами во главу угла было поставлено управление формированием персонала. Попутно можно отметить, что связь между условиями производства и способом управления стала почти функциональной. 3, стр.15 Для более успешного, конкурентоспособного развития управленцам необходимо было изучать человека, его психологические особенности, адаптационные возможности.

12 стр., 5690 слов

Инновационное управление трудом

... благодаря самоотверженному, героическому труду людей, без которых были бы невозможны все эти достижения. Управление трудом в командно-административной ... степени являясь тормозом развития организации. Поэтому одним из основных направлений повышения эффективности работы является внедрение в практику управления кадровым потенциалом организаций социальных инноваций.Инновационный тип управления трудом ...

Начала формироваться школа человеческих отношений, которая изучала поведение человека в производственной среде и зависимость производительности труда от морально-психологического состояния исполнителя. Считается, что начало этому направлению положил один из основателей поведенческой школы Элтон Мэйо психолог — клиницист, который пришел к сенсационному в то время открытию, исследуя зависимость производительности труда с уровня освещенности рабочего места.

Э. Мэйо увеличил уровень освещенности рабочего места и отметил серьезное увеличение производительности. Тогда в научных целях экспериментатор уменьшил уровень освещения, однако производительность снова возросла. После многочисленных исследований был сделан вывод о том, что производительность труда растет не из- за уровня освещенности изменение производительности непосредственно от уровня освещенности можно принять относительно небольшим, а в силу того обстоятельств что к исполнителям просто проявлялось внимание так как ничего подобного с ними раньше не было. Видимо, в силу этих же обстоятельств производительность труда в контрольных группах менялась точно так же, хотя уровень освещенности там не варьировали. 2, стр.62 Это, казалось бы лежащее на поверхности, обстоятельство игнорировали представители классической школы.

Подтверждением этому является тот факт, что основатель классической школы Ф. Тейлор, работавший главным мастером на фабрике в Вифлееме, не смог понять причину того, почему так трудно заставить рабочего увеличить выработку, даже значительно повышая его заработок.

Тейлор полагал, что повышение производительности одного работающего ставит в положение отстающих других работающих, которые, в свою очередь, тоже должны будут повысить производительность труда. Но ведь, в конечном итоге, расценки снизят, и работники останутся с прежним заработком, но за более интенсивный труд надо отметить, что подобная ситуация характерна более всего для отечественных предприятий.

Вполне естественно, что коллектив не жаловал таких передовиков. В результате рабочие предпочитали нормальные человеческие отношения высоким заработкам. Но Тейлор не пошел дальше совершенствования операций материального стимулирования, в то время как решение проблемы лежало в управлении человеческими взаимоотношениями. Конечно, в определенной степени психологические особенности работников учитывались и раньше.

Много времени этому, например, уделял Г. Форд. Однако данный эффект был заложен в первооснову системы промышленного управления лишь ближе к середине века. Поведением человека не конкретно в производственной среде, вообще в различных жизненных ситуациях занимались многие ученые. Стоит отметить блестящие труды Д. Карнеги, недавно переведенные работы М. Смолла и Р. А. Маккензи, А. Робера и Ф. Тильмана, М. Вудкока и Д. Френсиса ряда других исследователей. 6, стр.191 Основные исследователи, включая Д. Карнеги, рассматривают человека либо как нейтральную функциональную единицу, либо как деятельного, энергичного бизнесмена сангвинистического типа. Учитывая, что индивидуальные особенности людей анализируются недостаточно глубоко, а процент деятельных сангвиников в обществе относительно небольшой, использовать в чистом виде данные этих исследований управленцам, занимающимся промышленным производством, было бы неправильным.

9 стр., 4098 слов

Конституциональные типы человека в трудах отдельных ученых XX века

... журнала принять участие в обсуждении этой актуальной проблемы. Таблица 1 Конституциональные типы человека в трудах отдельных ученых XX века   Авторы   Типы конституции   Виола, ... мор­фологических, сколько на функциональных приз­наках. Развитие учения о конституции человека про­должалось в трудах ученых различных эпох и стран мира. Так, К. Гален (129 ...

Это направление в развитии науки о человеке, вероятно, имеет много неразработанных вопросов.

Например, как ни странно, но психологией одиночество человека совершенно не изучено, а ведь управленцам приходится иметь дело с тысячами индивидов. В издаваемой у нас зарубежной литературе не встречаются углубленные структурные исследования коллектива. Если теоретики в области маркетинга например, Ф. Котлер и др исследуя рынок, делят возможных покупателей по секторам, сегментам интересам, возрастам, материальной обеспеченности т. д то к работникам, занимающимся производством реализуемой продукции, чаще всего подходят как к однородной массе, например, в теории управления лишь в некоторой степени учитывается деление людей по темпераменту на холериков, сангвиников, меланхоликов и флегматиков. 4, стр.12 Также никто в области промышленного управления серьезно не занимался глубоким анализом специфических возможностей коллектива в зависимости от национальности, вероисповедания, возраста, пола, образования.

Если в целом, в известной степени учитывается уровень соответствия персонала предъявляемым требованиям, то структуру кадрового состава анализируют в гораздо меньшей степени. Человека сложнее изучать, нежели машины, и поэтому в этом направлении так много белых пятен.

Школа человеческих отношений носит скорее эмпирический, нежели теоретический характер. Однако, наличие у практиков менеджмента колоссальной информационной базы дает возможность использовать полученные знания с определенной отдачей.

Так или иначе теория управления, обслуживающая дальнейшее развитие промышленности, стала базироваться на изучении психофизиологических возможностей человека и была разработана до уровня, удовлетворяющего требованиям производства. Первым серьезным достижением поведенческой школы было доказательство того факта, что на производительность труда исполнителя оказывают влияние не только, а порой и не столько материальные факторы, сколько психологические и отчасти социальные. 7, стр. 23 Ранее применяемые методы перестали давать необходимые результаты.

Рабочие, в течение многих десятилетий занимающиеся тяжелым, монотонным и бесперспективным трудом, все чаще и чаще стали открыто выражать свое недовольство методами нещадной их эксплуатации на предприятиях. Это нашло свое выражение в различных формах социального протеста в конфликтах рабочих с мастерами, различных формах стачек, усилении текучести рабочей силы и пр. В конечном итоге все это привело к осознанию необходимости выработки новых форм взаимоотношений между рабочими и управляющими, без наличия которых индустриальное производство обречено на крах. В США главным источником роста национального дохода считается триада труд земля капитал, при этом определяющим среди них, начиная с 1929 г считается труд. Это утверждение справедливо также для отдельных компаний и фирм, что убедительно подтверждается опытом их работы.

В зарубежной практике постепенно сформировался принципиально новый взгляд на человеческие ресурсы.

На предприятии менеджер имеет дело с человеком в целом, а не только с его опытом, квалификацией и образованием, умственными и физическими способностями. Поэтому с работником надо обращаться как с личностью, Используя стандартные инструкции и правила, нельзя добиться стандартного поведения всех работников. К каждому из них необходим индивидуальный подход. Это находит свое выражение в том, что, с одной стороны, значительно повысились требования к ним, а с другой существенно увеличились затраты на их подготовку и развитие как государством, так и частным бизнесом. К этому периоду времени утвердилось четкое убеждение в том, что без изменения отношения к трудовым ресурсам бизнес не сможет выжить в новых экономических условиях.

19 стр., 9267 слов

Основные методологические принципы психологии труда. Основные ...

... проце труда.   Основные методологические принципы психологии труда. Основные составные части психологии труда. Связь психологии труда и эргономики с инженерной психологией и ... работников.     Механография. Циклография. Оценка рабочей позы. Биомеханический метод. Циклография - первоначально метод ... Эти идеи распростр и на нач школу как 1ю ступень подготовки кадров (педология). ...

А это, в свою очередь, требует выработки нового понимания роли и места человека в производственном процессе, его поведения и движущих им мотивов. Возникла необходимость рассматривать каждую организацию как самостоятельную не только техническую, но и социальную систему, в центре которой находится человек. 10, стр.86 Они пришли к пониманию того, что очень часто человеческое поведение определяется не знаниями и опытом, а чувствами.

И не учитывать этот эмоциональный фактор поведения человека нельзя, так как он является одним из главных составляющих человеческих ценностей, от которых зависит достоинство каждого человека. Известный ученый Ф. Ротлисбергер писал Индустриальный концерн является также организацией людей, в которой их надежды и воодушевление стремятся обрести свое воплощение. Модели, подавляющие роль личности в организации, показали свою недееспособность на практике.

Жизнь требовала их замены на более совершенные модели, в которых непосредственный исполнитель рабочий чувствовал бы себя лидером. Создание таких моделей требовало изменения психологии работников, их отношения к труду и к его результатам, развития инициативы и предприимчивости. В истории наступил новый этап, развития менеджмента и рассмотрения его со стороны человеческого фактора, который и в сегодняшнее время не утратил своей актуальности.

Roelhlisberger F.J, Management and Morale. Cambri Mass, 1942 P.27. 2.

Основные положения доктрины человеческих отношений и концепции социального человека

В сложившихся условиях в 20 30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины человеческих отношений обычно связывают с именами американских ученых Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений.

В частности, Ротлисбергер рассматривал предприятие как целостную систему, в которой необходимо добиваться равновесия между технической и социальной сторонами и направлять усилия работников на сотрудничество друг с другом и достижение общей цели. Он отмечал, что за последние 100 лет произошло значительное техническое развитие производства, в то время как отношение к рабочему осталось на прежнем уровне, что не допустимо.

Необходимо обеспечить каждому рабочему достойное социальное положение, что непосредственно отразится на повышении эффективности работы предприятия. 9, стр. 27 2.1.

Начальные этапы развития школы психологии и человеческих отношений

Одним из главных отличий школы психологии и человеческих отношений является внесение в нее бихевиоризма, т. е. теории человеческого поведения. Бихевиоризм психология поведения это направление психологии, возникшее в конце XIX начале XX вв. под влиянием экспериментов, заключающихся в наблюдении за поведением животных.

3 стр., 1208 слов

Теория потребностей Маслоу

... потребность, выгода, корысть В философии – нечто объективно значимое, нужное для индивида, коллектива, общества В психологии – явление человеческого ... является объектом потребности: – физиологические – материальные – социальные – духовные – этические – эстетические - развлекательные   Теория потребностей Маслоу ... границ, разделяющих индивида и мир. - Отношение человека к природе в средние ...

Родоначальником этого направления считается Э. Торндайк, несмотря на то, что термин бихевиоризм от английского слова behavior поведение был предложен американцем Дж. Уотсоном в 1913 г. Бихевиоризм основывается на необходимости изучения поведения человека, которое непосредственно зависит от влияющих на него стимулов и, в свою очередь, оказывает обратное воздействие на них. Бихевиориальный подход был направлен на преодоление недостатков концепции человеческих отношений.

Его возникновение связывают с именем Ч. Барнарда. Впоследствии это направление развивалось в трудах А. Маслоу, Р. Лайкетра, Д. Макгрегора, Ф. Герцберга, К. Арджириса. Школа психологии и человеческих отношений пересмотрела свои взгляды на взаимоотношения руководителей и подчиненных. Особое внимание она уделяла изучению поведения людей в зависимости от изменяющихся условий, требовала гуманного отношения к подчиненным, уважения личности, демократизации управления и т. п. На первых этапах создания школы психологии и человеческих отношений большое внимание уделялось различным исследованиям, проведению экспериментов, проверке разных теорий, гипотез. Следует отметить, что понимание важности социально психологических факторов на рост производительности труда пришло к известному английскому менеджеру Роберту Оуэну 1771 1851 задолго до начала XX в Осуществил эксперимент, направленный на гуманизацию отношений между предпринимателями и рабочими улучшались условия труда и быта, строилось и благоустраивалось жилье, торговля в магазинах для рабочих велась по доступным ценам, открывались школы, проводились мероприятия по облегчению женского и детского труда. 2, стр. 23 Оуэн ранее других понял значение морального стимулирования рабочих.

Однажды он появился на своей фабрике с тремя мотками лент желтых, зеленых и красных и привязал красные ленты к станкам хорошо работающих, зеленые к станкам рабочих, имеющих средний уровень выработки, и желтые к станкам рабочих, не выполняющих установленные нормы. Рабочие это сразу заметили и через два месяца на всех станках были красные ленты.

Так без увеличения зарплаты Оуэн добился роста производительности труда.

Среди, первых ученых, обратившихся к проблемам поведения человека, была американский социолог Мери Паркер Фоллетт 1868 1933. Фоллетт не оставила четко сформулированной концепции, но она часто выступала с докладами и статьями.

Ею было высказано много ценных мыслей, способствующих развитию нового направления в менеджменте. Один из ее современников назвал Фоллетт философом первого ранга в области политики и бизнеса. Именно Фоллетт была первой, кто определил менеджмент как обеспечение выполнения работы с помощью других лиц. Это непосредственно связано с делегированием, которое означает передачу задач и полномочий работнику, который принимает на себя ответственность за их выполнение. Делегирование представляет собой акт, который превращает человека, возглавляющего какое-то подразделение, в подлинного руководителя.

5 стр., 2314 слов

Исследование мотивации труда педагогов МАОУ СОШ №154 .ЭМПИРИЧЕСКОЕ ...

... В этом случае необходимые для организации действия работников будут высокомотивированными, а результаты труда значимыми. Сложность управления мотивацией работников обусловлена сложностью ее носителя. Личность человека по природе своей уникальна ...

Фоллетт внесла значительный вклад в развитие школы психологии и человеческих отношений. Она опередила Мэйо и первой сформулировала идею о том, что решающее влияние на рост производительности труда рабочего оказывают не материальные, а главным образом психологические и социальные факторы. В основе доктрины человеческих отношений, по мнению Фоллетт, должны лежать достижения научной психологии. 8, стр.9 Следует отметить, что далеко опережая свое время, Фоллетт еще в 20-е гг. XX в. говорила о законе ситуации.

Она отмечала, что различные ситуации требуют различных типов знаний, и что человек, обладающий знаниями применительно только к одной ситуации, стремится быть в хорошо управляемых деловых организациях, при прочих равных условиях, калифом на час. Фоллетт считала, что между руководителями и рабочими должны быть гибкие взаимоотношения, что руководитель должен исходить из ситуации в управлении, а не опираться на то, что предписывает функция управления. 2.2.

Возникновение и содержание доктрины человеческих отношений

Одним из основателей школы психологии и человеческих отношений является профессор Школы бизнеса Гарвардского университета Элтон Мэйо 1880 1949. Элтон Мэйо родился в Австралии. Будучи студентом, изучал психологию, философию, медицину, логику и этику. Затем поступил в Школу финансов и коммерции при Пенсильванском университете в США. С 1926 г. профессор индустриальной социологии в Гарварде.

Поводом для возникновения школы психологии и человеческих отношений послужил социальный и психологический эксперимент, проведенный группой Мэйо с целью исследования факторов, влияющих на выработку рабочих, и изыскания новых методов интенсификации труда. Работа проводилась на заводе компании Вестерн Электрик в г. Хоторне, близ Чикаго, штат Иллинойс. В начале 20-х гг. дела на предприятии шли неудовлетворительно из-за низкой производительности труда рабочих.

Поэтому в 1923 г. администрация совместно с учеными Гарвардского университета начала проводить эксперимент. Он превзошел все ожидания, были сделаны крупные открытия, которые и привели впоследствии к возникновению школы человеческих отношений в науке управления. Первоначальным замыслом работы было определение зависимости между физическими условиями работы и производительностью труда. На первом этапе была поставлена задача определить влияние интенсивности освещения на производительность труда.

Наряду с экспериментальной была создана контрольная группа. Инженерами-исследователями проводились эксперименты по увеличению и уменьшению освещения для экспериментальной группы. Производительность труда изменялась в обеих группах контрольной и экспериментальной вслед за изменением уровня освещенности соответственно увеличивалась или же уменьшалась в обеих группах. Отсюда был сделан вывод, что освещение оказывает на производительность труда очень незначительное влияние.

Исследователи поняли, что эксперимент не удался из-за факторов, находящихся вне сферы их контроля. Кроме того, был сделан вывод, что трудно проводить исследования в больших группах. Этот эксперимент проводился без участия Мэйо. На втором этапе в 1926 г. к группе исследователей, в которую входили экономисты, психологи, социологи, врачи, присоединился Мэйо. Объектом эксперимента стала бригада из шести молодых работниц, занятых на операции по сборке реле на конвейере, группа была изолирована от остальных работников в отдельном помещении и получала за свой труд льготную оплату.

11 стр., 5096 слов

Эстетические потребности человека

... потребностями человека и преобразуют эти потребности в соответствии с уровнем развития производств, делая их истинно человеческими потребностями. [5] Человек относится к своим потребностям через отношение к другим людям ... рассматривал потребность как основную движущую силу, которая сделала ум человека изощрённым, позволила приобрести язык, речь, привычку к труду. Вне потребностей человек не ...

В отличие от других работников для этой группы были созданы условия, благоприятные для общения. Девушкам были предоставлены большая свобода, сокращенный рабочий день, возможность делать дополнительные перерывы в работе. Результата был тем же после отмены льгот производительность осталась высокой. Это уже нельзя было объяснить благоприятными условиями труда. Выяснилось, что главное для роста производительности труда имеет значение, какие отношения существуют у работниц между собой, а также между работницами и менеджерами. Так возник термин человеческие отношения, давший начало школе с аналогичным названием.

Мэйо считается основным разработчиком теоретических основ этой концепции. В развитии ее практической части принял самое активное участие соратник Мэйо по Хоторнскому эксперименту Ротлисбергер. Эксперимент длился 8 лет до 1933 г. Это было самое крупное эмпирическое исследование из всех исследований, когда-либо проводившихся в области менеджмента.

Впоследствии была предпринята попытка повторить полученные результаты с другой группой рабочих, на этот раз с 14 мужчинами-сборщиками. Но эксперимент не удался, так как группа была настроена враждебно и делала все возможное и невозможное для сдерживания роста производительности труда. Наблюдатели отмечали, что в группе появились свои лидеры, сформировались свои нормы поведения и справедливости. Неожиданные результаты эксперимента потребовали продолжения работ. Задачей третьего этапа эксперимента было совершенствование непосредственного руководства людьми и улучшение отношений между сотрудниками и их отношения к своей работе.

Однако первоначально составленный план перерос в огромную программу, состоящую из бесед с 20 тыс. сотрудников об их отношении к выполняемой ими работе. В результате было выяснено, что производительность труда каждого сотрудника в организации зависит как от самого работника, так и от трудового коллектива. Необходимость выявления этого влияния потребовало проведение четвертого этапа эксперимента.

Четвертый этап получил название эксперимента на участке по производству банковской сигнализации. Целью этого этапа было выявить воздействие материального стимулирования на рост групповой производительности труда. Ученые исходили из посылки, что рабочие, стремящиеся больше заработать, будут оказывать влияние на медленно работающих, чтобы они увеличивали производительность своего труда. Однако и здесь ученых ждала неожиданность.

Медленно работающие рабочие все-таки делали все возможное для увеличения производительности своего труда. Они не хотели отставать от хороших работников. На основании Хоторнского эксперимента было сделано много научных открытий. Основными из них являются следующие все проблемы производства и управления должны рассматриваться через призму человеческих отношений, с учетом социального и психологического факторов возникновение понятия хоторнский эффект — повышенное внимание в рассматриваемой проблеме, ее новизна и создание условий для проведения эксперимента способствуют получению желаемого результата.

На самом деле работницы, зная, что они участвуют в эксперименте, старались работать лучше. Поэтому в практической деятельности следует стремиться избегать Хоторнского эффекта, учитывая то обстоятельство, что условия во время проведения эксперимента и в действительной жизни практически не совпадают. Безусловно, хоторнский эффект оказывал влияние на рост производительности труда, но он был всего одним из факторов.

Было установлено, что другим важным фактором повышения производительности является форма контроля. Ученые Блюм и Нейлор отмечали, что перерывы для отдыха, бесплатный обед, более короткая рабочая неделя имели для девушек не такое большое значение, как отсутствие непосредственного контроля. 10, стр.102 Предметом специального исследования школы человеческих отношений становятся чувства рабочего, его поведение, настроения, убеждения и т. д. Мэйо считал, что удовлетворение социальных и психологических потребностей рабочих будет способствовать достижению целей и эффективности организации, повышению производительности труда.

Постепенно сформировалась доктрина человеческих отношений, которая включает в себя следующие основные моменты система взаимных связей и информации, которая должна, с одной стороны, информировать работников о деятельности и планах организации, а с другой предоставлять руководству информациюо требованиях рабочих беседы психологических советников с рабочими система исповедей.

Каждое предприятие должно иметь штат психологов, к которым рабочий может обратиться по любому вопросу. В процессе беседы рабочий может эмоционально разрядиться организация мероприятий, именуемых участием рабочих в принятии решений проведение деловых совещаний с участием рабочих, обсуждение плана работы цеха, участка, т. е. привлечение рабочих к управлению производством наличие, в любой организации неформальных групп.

Формальная организация создается по воле руководства. Неформальные группы создаются в рамках формальной организации по следующим важнейшим причинам чувство принадлежности, взаимопомощь, взаимозащита, тесное общение и заинтересованность. Производительность труда зависит не только и не столько от методов организации производства, сколько от того, как управляющие относятся к исполнителям. Поэтому важнейшая обязанность менеджера состоит в формировании сплоченного коллектива, создании в нем благоприятного микроклимата, заботе о подчиненных, помощи им в повседневных делах, в том числе и личного характера. 2.3.

Изучение потребностей и мотивационного поведения

Большое место в исследованиях ученых, примыкающих к школе психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации людей в организации. К числу исследователей, уделивших этим проблемам значительное внимание, следует отнести А. Маслоу, Ф. Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера.

Огромный вклад в развитие бихевиористского направления и наследия внес Абрахам Маслоу 1908 1970, американский психолог. Свои взгляды он изложил в научных трудах Теория человеческой мотивации 1934, Обзор психологии1934, Мотивация и индивидуальность 1970. Маслоу известен как создатель иерархической теории потребностей 40-е гг получившей название пирамида потребностей. Рис 1. Пирамида иерархия потребностей Маслоу. Физиологические потребности и потребности безопасности и уверенности в будущем защищенности относятся к первичным базисным потребностям, а остальные виды потребностей это вторичные производные, непрерывно изменяющиеся потребности или мета-потребности. По теории Маслоу все эти потребности можно расположить в виде строгой иерархической структуры.

Теория Маслоу внесла важный вклад в понимание того, что заставляет работников трудиться более эффективно. Мотивация людей определяется широким спектром их потребностей. Но его концепция вызвала критику, т.к. он не раскрыл природу тех или иных потребностей.

Потребности по-разному проявляются в зависимости от положения работника в организации, пола, возраста, содержания работы и т.п. Не обязательно потребности возрастают снизу вверх, как это представлено в пирамиде Маслоу. Существуют три основные группы теории мотивации 1. Содержательные теории мотивации 2. Процессуальные теории мотивации 3. Теория ожидания. В основе содержательных теорий мотивации лежит анализ потребностей и их влияние на мотивы, побуждающие человека к деятельности.

К содержательным теориям относятся 1. Концепция ERG К. Альдерфера. 2. Концепция приобретенных потребностей Макклеланда. 3. Концепция двух факторов Герцберга. В концепции К. Альдерфера так же, как в теории Маслоу, потребности расположены иерархически. Однако он выделяет всего три группы потребностей, которые достаточно наглядно соответствуют с потребностями пирамиды Маслоу. Рис. 2. Соотношение потребностей по пирамиде Маслоу и теории Альдерфера.

Концепция Дэвида Макклелланда делает основной акцент на потребности высших уровней, которые он рассматривает как приобретенные под влиянием опыта, жизненных обстоятельств и обучения. Он считает, что людям присущи потребности власть, успех и причастность. Наличие этих потребностей у человека оказывает заметное влияние на его поведение, заставляя предпринимать серьезные усилия и действия для удовлетворения поставленных целей и задач. Потребности у него не расположены иерархически, хотя они оказывают заметное влияние друг на друга.

Фредерик Герцберг ученый психо-социологического подхода. Он установил, что на удовлетворенность рабочих оказывают влияние два фактора 1.Гигиенические факторы, которые называют факторами здоровья зарплата, безопасность на рабочем месте, хорошие условия труда, отношения с коллегами и подчиненными. 2.Мотивирующие факторы, которые Герцберг называл удовлетворителями признание, ответственность, продвижение по службе, достижение цели. Эти потребности связаны с характером и сущностью работы.

Впоследствии ученые пришли к выводу, что для объяснения механизма мотивации необходимо учитывать разнообразные поведенческие аспекты. Это привело к созданию процессуальных теорий мотивации. Процессуальные теории основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. К ним относятся теория ожидания, теория справедливости, модель Портера Лоулера. Теория ожидания изучает и описывает взаимодействие трех блоков усилия, исполнение, результат.

Теория ожидания рассматривает ожидания в отношении затрат труда результатов, т. е. соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами ожидание в отношении результатов вознаграждений, т. е. ожидание определенного вознаграждения за достигнутые результаты валентность приоритеты для человека тех или иных результатов. Валентность выражает уровень относительного удовлетворения или неудовлетворения полученным вознаграждением. Для отдельных людей полученное вознаграждение может не иметь никакой ценности, в то время как для других людей тоже вознаграждение может иметь достаточную ценность.

В практической деятельности организаций руководство должно проводить сопоставление возможного вознаграждения с потребностями отдельных сотрудников и добиваться их соответствия. Основателем теории справедливости является Стейси Адамс. Содержание теории равенства справедливости сводится к следующему в процессе осуществления трудовой деятельности человек постоянно сравнивает полученное вознаграждение с затраченными усилиями, а затем сопоставляет это с вознаграждением, полученным другими людьми.

Если он видит, что это сравнение явно не в его пользу, то он чувствует несправедливость и напряжение, так как нет удовлетворения от выполненной работы. Он начинает работать менее интенсивно, затрачивая значительно меньше усилий. Если человек считает, что его труд справедливо вознаграждается, то он будет продолжать трудиться с прежними усилиями, или даже их увеличит.

Теория справедливости не способствует повышению эффективности работы организации, если общий уровень исполнения низок. Если же уровень исполнения в организации высокий, то принцип равенства является важным мотивирующим фактором для успешной работы членов организации. Модель Портера Лоулера, построена на основных элементах теории ожидания и справедливости. Содержание модели Портера-Лоулера сводится к следующему чтобы достичь определенных результатов и получить достойное вознаграждение, человек затрачивает усилия, зависящие от его способностей, опыта и квалификации При этом размер усилий определяется ценностью вознаграждения.

Значительное влияние на результаты оказывает осознание человеком своей роли в процессе труда. Так же как и в теории постановки целей, вознаграждения могут быть внутренними чувство удовлетворения от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения и внешние повышение оплаты труда, премия, благодарность руководителя, продвижение по службе. Восприятие вознаграждения определяет уровень удовлетворенности, который, в свою очередь, будет влиять на поведение человека в будущем.

Портер и Лоулера на основе анализа предложенной модели сделали вывод о том, что результативный труд ведет к удовлетворению. Заслуга Портера и Лоулера заключается в том, что их теория внесла основной вклад в понимание мотивации. Все рассмотренные теории направляют действия менеджеров на построение эффективной системы мотивации людей в организации. 10, стр.112 3.

Практическое применение основных положений школы психологии и человеческих отношений в современном менеджменте

Обращение к человеческому фактору это революционный переворот в науке управления и менеджмента. Понятие человеческий фактор ныне используется в философии, социологии, психологии, педагогике, медицине, науке управления и других науках, каждая из которых использует это понятие в соответствии со своей спецификой философия сосредоточивается на общих положениях, наука управления на конкретике.

Под человеческим фактором в психологии понимают личность, группу, коллектив, общество, включенные в управленческую систему. В более конкретном понимании это внутренний мир людей, их потребности, интересы, установки, переживания и т.д. Именно человеческий фактор определяет ныне конкурентоспособность и эффективность организации. Поэтому в последние годы затраты на человека стали рассматриваться не как издержки, а как активы компании, которые надо правильно использовать. В деятельности сегодняшнего менеджера преобладают социально-экономические и психологические методы управления над традиционными административными.

Взаимоотношения менеджера, большей часть неформальные, со множеством людей составляют специфику его работы. Характерно высказывание крупного японского менеджера Акио Мориты Многие иностранцы, посещая нашу фирму, удивляются, как мы, используя ту же технологию, то же оборудование и то же сырье, что и в Европе и США, добиваемся более высокого уровня качества.

Они не понимают, что качество дают не станки, а люди. Пожалуй, самое наглядное представление о роли и значении человеческих отношений в решении разнообразных практических задач дает Морита А. Сделано в Японии. История фирмы Сони. М 1993. С. 69. известная книга Дейла Карнеги Как приобрести друзей и оказывать влияние на людей. Карнеги формулирует основные методы обращения с людьми 6 правил, соблюдение которых позволяет понравиться людям 12 правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения 9 правил, соблюдение которых позволяет воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувства обиды 7 правил, соблюдение которых позволяет сделать вашу семейную жизнь более счастливой. Суть системы человеческих отношений характеризуют так называемые менеджерские заповеди предписания, нормы, правила социального и нравственного характера, которым должен следовать менеджер в своей практической деятельности.

Каждая фирма разрабатывает, как правило, свои менеджерские заповеди.

Например, менеджеры фирмы Дженерал Моторс руководствуются следующими правилами Будь внимателен к критике и улучшающим предложениям, даже если они непосредственно для тебя не имеют значения будь внимателен к чужому мнению, даже если оно неверно имей бесконечное терпение будь справедлив, особенно по отношению к подчиненным будь вежлив, никогда не демонстрируй раздражения будь краток всегда благодари подчиненного за хорошую работу не делай замечания подчиненному в присутствии третьего лица не делай сам того, что могут сделать твои подчиненные, за исключением тех случаев, когда это связано с опасностью для жизни выбор и обучение подчиненного более благодарная задача, чем выполнение дела самим См. Карнеги Д. Как приобрести друзей и оказывать влияние на людей.

М 1975. если действия сотрудников в корне не расходятся с твоими решениями, давай им максимальную свободу действий не спорь по мелочам, которые только затрудняют работу не бойся подчиненного, который способней тебя, а гордись им никогда не применяй своей власти до тех пор, пока все остальные средства не использованы, после этого применяй ее в максимально возможной степени если твои распоряжения оказались ошибочными, признай ошибку всегда старайся во избежание недоразумений отдавать распоряжения в письменном виде. Согласно современной доктрине менеджмента в системе управления имеют значение 3 существенных фактора люди, финансы и техника, и первое место занимает фактор люди. Среди господствующих целей менеджмента отношения между людьми и выполнение задач преобладает человеческий фактор.

Именно такая система управления, где основное внимание уделяется человеческому фактору, является наиболее оптимальной в условиях рынка.

Менеджмент психологически насыщенная система управления, главные функции которой непосредственно связаны с психологией. Поэтому для эффективного осуществления этих функций менеджеру нужно овладеть психологическими компонентами менеджерского мастерства уметь взаимодействовать с людьми, выступать перед аудиторией, убеждать и т.д. В суровых условиях рыночной конкуренции только умение общаться с людьми дает возможность постоянно поддерживать высокий темп производства и обеспечивать нескончаемый поток высококачественной продукции.

Известные японские, европейские и Трейсон Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла Настольная книга. М 1993. с.68. американские менеджеры добиваются завидных успехов в производстве дешевых и качественных товаров именно благодаря бережному отношению к персоналу.

В умении обходиться с людьми заключается суть управления, как подчеркивает Ли Якокка Мне встречалось много людей, пишет он, которые были умнее меня и тем не менее я их оставил далеко позади. Почему Невозможно сколько-нибудь долго добиваться успехов, набрасываясь на людей с бранью, Надо уметь говорить с ними откровенно и просто. 5, стр. 19 Якокка Л. Карьера менеджмента. М 1992. с.78. Заключение.

Человек составляет основу организации, ее сущность и ее основное богатство. Однако с позиций управления нельзя говорить о человеке вообще, так как все люди разные. Люди ведут себя по-разному, у них различные способности, различное отношение к своему делу, к организации, к своим обязанностям люди имеют различные потребности, их мотивы к деятельности могут существенно отличаться. Наконец, люди по-разному воспринимают действительность окружающих их людей и самих себя в этом окружении.

Все это говорит о том, что управление человеком в организации исключительно сложное, но в то же время исключительно ответственное и важное для судьбы организации дело. Менеджер должен очень много знать о людях, с которыми он работает, для того чтобы пытаться успешно управлять ими. Но проблема управления человеком в организации не сводится только к взаимодействию работника и менеджера. В любой организации человек работает в окружении коллег, товарищей по работе. Он является членом формальных и неформальных групп. И это оказывает на него исключительно большое влияние, либо, помогая более полно раскрываться его потенциалу, либо подавляя его способности и желания работать производительно, с полной отдачей.

Группы играют очень важную роль в жизни каждого члена организации. Поэтому менеджмент должен учитывать этот факт в построении работы организации, в управлении кадрами, рассматривая каждого работника как индивида, обладающего набором определенных характеристик, как специалиста, призванного выполнять определенную работу, как члена группы, выполняющего определенную роль в групповом поведении, и как человека, который учится и меняет свое поведение в соответствии с принципами научного поведения.

В нашей работе мы подробно рассмотрели методы поведения менеджеров, управленцев с рабочими для эффективного развития предприятия. Пришли к пониманию, что с человеком в первую очередь нужно обращаться по-человечески, тогда и он тебе отплатит тем же. Главная задача современного менеджера обладать психологическими знаниями, этикой делового общения, историческими знаниями развития менеджмента лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих.

Эффективность развития предприятия зависит от системы менеджмента и его профессионализма. В связи с этим нам еще предстоит пережить свою революцию менеджмента и менеджеров, без которой, как показывает мировой опыт, цивилизованное общество построить невозможно. А для этого предстоит изменить традиции пренебрежительного отношения к менеджменту вообще и к обучению управлению в частности.

До сих пор у нас широко распространено мнение, что управлять людьми несложно, никаких специальных знаний для этого не требуется, нужны лишь минимальные организаторские способности и некоторый опыт. Проблему можно решать в двух направлениях. Во-первых, готовить в вузах дипломированных специалистов аналитиков с очень основательной системной философских и управленческих знаний. Во-вторых, ввести соответствующие учебные дисциплины для всех студентов и слушателей, обучающихся по специальности Менеджмент.

Кроме того, необходимо поднять уровень аналитического подхода у руководителей всех звеньев, создать культуру системного мышления в обществе в целом, В государственном образовательном стандарте в перечне специальностей сравнительно недавно появилась специальность Менеджмент, и, конечно, сразу же возникли различные мнения по поводу ее названия, целесообразности, практического содержания, специфики и принадлежности к определенной области знаний и профессиональной деятельности.

Наиболее общей точкой зрения является та, что менеджмент это специальность, профессия и квалификация, требующая фундаментального основания экономического, технологического, информационного, юридического. Менеджер это современный, целеустремленный, свободный, уверенный в своих силах молодой человек. Так же мы рассмотрели различные ситуации, с которыми сталкивались ученые на протяжении столетий, делали выводы, выделяли ошибки, находили решения существовавших и существующих проблем.

Основываясь на этих знаниях можно утверждать, что нет какого то конкретного решения для всех ситуаций. Нужно гибко смотреть на предстающие перед нами проблемы, ведь каждая индивидуальна и пользуясь знаниями поступать правильно, но не забывать за основу брать человеческое отношение. По нашему мнению, главной задачей менеджера является умение общаться, неформально воздействовать на людей в своих целях. Мы считаем ошибочным забывать, что люди это не только производственный фактор, а гораздо больше.

Они являются членами социальной системы любого предприятия, а также членами таких организаций, как семья, школа и т. п. И они всегда граждане. В этих нескольких качествах они оказывают на общество влияние Они взаимодействующие члены широкой социальной системы. Нормальное существование каждого человека требует удовлетворения его потребностей. И если физиологические потребности пище, одежде и др. удовлетворить сравнительно просто, то с удовлетворением социальных потребностей общения, признания, самовыражения и др. значительно сложнее.

В своих трудах теоретики школы человеческих отношений исходили из положения о том, что процесс индустриализации разрушил ранее существовавшую патриархальную систему, которая приносила человеку чувство удовлетворения. На смену семейным отношениям и святыням, традициям родства пришло безразличие, формальные взаимоотношения и большие разочарования. Все это в конечном счете негативно сказывалось на отношении рабочих к труду, на росте производительности труда и на других экономических показателях деятельности предприятий.

Сложившееся положение глубоко волнует как предпринимателей, так и менеджеров. Поэтому вопросы улучшения социально-психологического климата на предприятиях выходят на первое место. По нашему мнению производство не сможет достичь значительной эффективности, если оно не будет совершенствовать социальную организацию предприятия. Инженерный подход давно исчерпал себя. На первый план выдвигаются проблемы человеческого поведения, психологии работников.

Поэтому предметом исследования становятся этические нормы и правила, убеждения, мотивы поведения. На смену концепции экономического человека пришла концепция человека социального. Если экономический человек, продавая свою рабочую силу, стремится получить максимальную материальную выгоду, то социальный человек стремится к признанию, самовыражению, получению духовного вознаграждения. Доказательством этого и есть наша работа.

В заключение можно вспомнить старую, проверенную временем истину Именно на управленцах всех уровней лежит задача сделать все возможное для создания подходящего варианта будущего и не дать втянуть себя в водоворот неудач. Конечно, современный мир многообразен, зависит от многих факторов, но этот тезис должен стать путеводным для тех, кто хочет взять на себя бремя ответственности за руководство нашим хозяйством в условиях перестройки и кто готов сделать все для того, чтобы быть на уровне этой ответственности.

Литература

. 1. Веснин В.Р. Основы менеджмента. М. Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова, 1999. 480 с. 2. Виханский О.С Наумов А.И. Стратегическое управление Учебник. 3-е изд перераб. и доп. М. Гардарики, 2000. 296с. 3. Герчикова И.Н. Менеджмент Учебник 3-е изд перераб. и доп. М. Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. 501 с. 4. Герчикова И.Н. Менеджмент Учебник 4-е изд перераб. и доп. М. ЮНИТИ ДАНА, 2004. 5. Дубинина М.В. Корпоративная этика как инструмент социального менеджмента. 20024 6. История менеджмента учебное пособие.

Под ред. Д.В. Валового. М. ИНФРА М, 1997. 7. Кохно П.А. и др. Менеджмент. М. Финансы и статистика, 1993. 8. Кузнецова Н.В. Хороший лидер не имеет подчиненныхМенеджмент в России и зарубежом. 20036 9. Менеджмент Современный российский менеджмент Учебник. под ред. Ф.М. Русикова и М.Л. Разу. М. ФБК- ПРЕСС, 1999 504с. 10. Семенова И.И. История менеджмента. М. ЮНИТИ ДАНА, 2000. Приложение 1. Социальные методы управления Приложение 2. Психологические методы управления.