1) Объект и предмет социологии

социология — это научное изучение общества и общественных отношений. Она черпает данные (факты) из реального мира и пытается объяснить их на основе научного анализа Для того чтобы наиболее точно определить объект и предмет социологии как науки, следует уточнить общие понятия объекта и предмета. Под объектом исследования обычно понимают определенную часть окружающего нас материального или нематериального мира, реальность, существующую независимо от нашего знания о ней. Это могут быть физические тела, взаимодействующие друг с другом, живые организмы или человек. Важно то, что все эти объекты окружающей действительности существовали до нашего знания и не зависят от него.

Таким образом, объектом социологии является общество, взятое в целом, а также отдельные его части, достаточно крупные для того, чтобы в них проявились закономерности, характерные для общества.

Объектами социологического познания могут являться:

  • глобальное мировое сообщество;
  • традиционное национальное общество;
  • микрообщество (социальная группа, семья и т.д.);
  • индивид.

социология мало интересуется отдельно взятым индивидом, его поведением, мыслями, чувствами, а если интересуется, то лишь типичными, повторяющимися у всех, или очень многих. Соответственно эта наука принципиально и изначально безличностна. Предмет же социологии, поскольку он является результатом исследовательских действий, не может быть определен од­нозначно. Понимание предмета социологии на протяжении всей исто­рии существования этой науки менялось. Представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различное понима­ние предмета социологии. И это естественно, так как предмет науки находится в тесной связи с исследовательской деятельностью ученых.

предмет социологии — это социальные взаимодействия между людьми, а также закономерности, возникающие в ходе этих взаимодействий. Социология интересуется не отдельными случаями, а родовыми процессами или типичными феноменами, существующими всегда и повсюду.

Обычно при определении предмета социологии в качестве ключевого выделяют то или иное социальное явление. К числу таких ключевых явлений относят:

  • групповые взаимодействия, (конфликты или интеграцию внутри обществ);
  • становление и функционирование социальных институтов (института семьи, религии,;
  • социальные процессы (социальную мобильность, миграцию, культурную диффузию и т.д.).

2) Структура социологического знания по р. Мертону. Тсу.‬

Общие социологические теории пытаются описать и объяснить жизнь общества в целом, они исследуют становление, развитие, изменение и функционирование социальных общностей разного уровня, отношения между ними, а также массовые социальные процессы, типические социальные действия людей.

8 стр., 3913 слов

Предмет социальной психологии.

... Д.: «Социальная психология – наука, изучающая как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу». Таким образом, предмет социальной психологии ... общения и деятельности отдельных личностей и групп, связанные с их включенностью в социальные общности. Предметом социальной психологии выступают социально – психологические явления и процессы, т. е. общественно – ...

Теории среднего уровня призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания.

Конкретные социологические исследования направлены на получение эмпирического (опытного) материала для подтверждения или опровержения существующих теорий и гипотез, а также на получение нового теоретического знания об обществе.

ТСУ:

Процессы:

-Социология урбанизации -Социология конфликта -Социология управления

Институты:

-Социология религии -Социология семьи -Политическая социология -Экономическая социология

Общности:

-Социология города -Социология молодежи

Макросоциология рассматривает общество, государство, большие группы людей и их взаимоотношения.

Микросоциология рассматривает не многочисленные группы – трудовой коллектив, группы, личность.

3)Связь с другими науками!

Философия и социология. Социальная философия раскрывает субъективно-объективные отношения, сознательную деятельность на высшем уровне обобществления, рассматривает ее как родовую. Социология же, опираясь на философию, ориентируется на более конкретный анализ, на исследование сложной и разнообразной мозаики этой деятельности, поведения и отношений в том или ином обществе

История и социология. Между данными науками существует множество точек соприкосновения и взаимодействия. Известно, что в процессе развития общества нормы деятельности, поведения и отношений, ценности передаются из поколения в поколение. Прерывание преемственности, отрицание накопленного опыта, традиций, культуры в целом, как мы вновь и вновь убеждаемся, чревато большими бедами для человека и общества. Вместе с тем весьма важно выявить эволюцию субъективно-объективных связей, деятельности, отношений, норм и ценностей. Решить данную задачу можно лишь совместными усилиями истории и социологии.

Социология и экономическая наука. Материальное производство, экономическая деятельность — основная форма деятельности общества. Следовательно, социология не может не взаимодействовать с теорией этой деятельности — экономической наукой. Радикальные сдвиги в средствах труда, изменения в связи с этим места и роли человека в производственном процессе — все это оказывает прямое и опосредованное влияние на эволюцию социальной деятельности, поведения и отношений.

Сама же трудовая деятельность меняется с учетом развития человека как социального существа, что исследуется социологией.

Социология и политология. Исследуя людей и общности как объекты и субъекты деятельности, поведения и отношений, социология по существу имеет дело с гражданским обществом. Политология же изучает политическую жизнь. Ясно, что между данными науками существует взаимодействие. (Не случайно на их стыке возникла особая дисциплина — политическая социология.) Раскрыть закономерности политической жизни и на этой основе оптимизировать ее структуры, органы власти и т.д. можно лишь учитывая особенности общества в целом как социальной системы, что является предметом исследования социологии. Вместе с тем общество нельзя понять и реформировать без того воздействия, которое оказывают на него политические структуры и различные режимы.

4)Постановка социальной проблематики в античной философии.‬

Платон: основной принцип, справедливость

Обучение по 3 категориям: — мудрец — войн — ремесленники-крестьяне

Отсутствие частной собственности

. Государством управляли 37 мудрецов.

Работы: «Государство», «Законы»

Аристотель: — основной принцип – стабильность — поддерживал идею частной собственности

Выделял 3 класса: богатые, средний класс и бедные.

Средний класс должен быть самым многочисленным (~70%)

Выделял 3 правильных и 3 не правильных формы правления:

Правильные: монархия, аристократия, полития.

Не правильные: тирания, олигархия,демократия.

Фома Аквинский:

Работы: «О граде божьем» Противопоставляет

церковь граду земному.

Говорил о положительной роли

государства, которое является

божественной волей.

Разделяет власть на духовную и светскую.

Приоритет отдаётся духовной власти.

5) Концепция «естественного состояния» в социальной философии Нового времени (Ж.Руссо, Т. Гоббс, Дж. Локк).‬

По мнению Гоббса, появлению государства предшествует так называемое естественное состояние, состояние абсолютной, ничем неограниченной свободы людей, равных в своих правах и способностях. Люди равны между собой и в желании господствовать, обладать одними и теми же правами. Поэтому естественное состояние для Гоббса есть в полном смысле  «состояние войны всех против всех «. Абсолютная свобода человека — стремление к анархии, хаосу, беспрерывной борьбе, в которой оправдывается и убийство человека человеком. В этой ситуации естественным и необходимым выходом становится ограничение, обуздание абсолютной свободы каждого во имя блага и порядка всех. Люди должны взаимно ограничить свою свободу чтобы существовать в состоянии общественного мира. Они договариваются между собой об этом ограничении. Это взаимное самоограничение называется общественным договором. Ограничивая свою естественную свободу, люди вместе с тем передают полномочия по поддержанию порядка и надзор за соблюдением договора той или иной группе или отдельному человеку.

Несколько иных взглядов придерживался другой английский мыслитель 17 в. Дж. Локк (1632-1704).

В работе «Два трактата о государственном правлении» он выдвигает иной взгляд на первоначальное, естественное состояние человека. В отличии от Гоббса с его тезисом о «войне всех против всех», Локк считает первоначальной абсолютной свободе людей не источник борьбы, а выражение естественного их равенства и готовности следовать разумным естественным, природным законам. Эта естественная готовность людей приводит их к осознанию того, что в интересах общего блага необходимо, сохранив свободу, часть функции отдать правительству, которое призвано обеспечить дальнейшее развитие общества. Так достигается общественный договор между людьми, так возникает государство.

Основная цель государства — защита естественных прав людей, прав на жизнь, свободу и собственность. Легко заметить, что Локк существенно отходит от теории Гоббса. Гоббс подчеркивал абсолютную власть государства над обществом и людьми. Локк акцентирует другое: люди отдают государству лишь часть своей естественной свободы. Государство обязано защищать их естественные права на собственность, жизнь, свободу. Чем больше прав у человека, тем шире круг его обязанностей перед обществом.

Ж. -Ж. Руссо (1712-1778) был одним из крупнейших представителей французского Просвещения. Его теория общественного договора существенно отличалась как от взглядов Гоббса, так и от воззрений Локка. Естественное состояние людей Руссо трактует состояние первобытной гармонии с природой. Человек не нуждается ни в общественных ограничителях, ни в морали, ни в систематическом труде. Способность к самосохранению удерживает его от состояния «войны всех против всех». Однако, население растет, меняются географические условия, развивается способности и потребности людей, что приводит в конечном счете к установлению частной собственности. Общество расслаивается на богатых и бедных, могущественных и притесненных, которые враждуют между собой. Неравенство развивается постепенно: сначала признаются богатство и бедность, затем — могущество и беззащитность, наконец — господство и порабощение. Общество нуждается в гражданском мире — заключается общественный договор, по которому власть над обществом переходит государству. Но в основе государственной власти, по мнению Руссо, лежит воля и свободы каждого отдельного человека.

6) Концепция «гражданского общества» в немецкой классической философии (Кант Гегель)

В общественных науках выделяют следующие основные подходы к определению сущности гражданского общества: как противопоставление анархии; как противоположность церкви; как комплекс общественных отношений, противоположных государству; как конкретный феномен западной цивилизации. О трудностях становления гражданского общества свидетельствует история разработки его концепции в западной общественно-политической мысли.

Становление концепции гражданского общества относится ко второй половине XVIII — началу XIX веков. немецкая классическая философия, в трудах представителей которых начинает осознаваться необходимость четкого различия между государством и гражданским обществом (как сферой, охватывающей все многообразие социальных связей, лежащей между индивидом и государством), отдавали приоритет во взаимодействии государства и гражданского общества государству (особенно Гегель).

Важной характеристикой гражданского общества является достижение высокого уровня самоорганизации и саморегуляции общества. Гражданское общество — это основанная на самоорганизации система социально-экономических и политических отношений, функционирующих в правовом режиме социальной справедливости, свободы, удовлетворения материальных и духовных потребностей человека как высшей ценности гражданского общества.

По Гегелю, Гражданское общество — сфера реализации особенно частных целей и интересов отдельной личности. Подлинной свободы в гражданском обществе нет, так как в нем постоянно присутствует противоречие между частными интересами и властью, носящее всеобщий характер.

Наибольший вклад  в  разработку теории гражданского общества внесли представители немецкой классической философии —  И.Кант  и особенно Г.Гегель.  Кант  сформулировал  следующие принципы гражданского общества: 1) свобода члена общества как человека, 2) равенство его с другими как подданного,  3) самостоятельность члена общества как гражданина. Гегель в своем капитальном труде «Философия права»  заложил основы понимания концепции гражданского общества, вывел сущность отношений государства и  гражданского  общества. Гегель  рассматривает  государство и гражданское общество как самостоятельные образования.  Причем  автономное  гражданское

общество создается лишь в современном мире, то есть в конце ХVШ — начале Х1Х века.  Предпосылкой  для его появления служит  наличие общественных связей демократического характера,  преодоление феодальных пут.  В трактовке Гегеля гражданское общество — это опосредованная трудом система потребностей,  которая зиждется на господстве частной собственности и всеобщем формальном равенстве людей. Такого  общества фактически не было в античности и средневековье, а его возникновение  связано  с  утверждением  буржуазного строя. Гражданское  общество  —  это  сфера реализации особенных, частных интересов и целей индивидов,  а  в  государстве  выражена всеобщая воля граждан.  Вследствие столкновения частных интересов гражданское общество раздирается противоречиями, происходит «борьба всех против всех».

В структуре гражданского общества Гегель выделяет три сословия:

1) субстанциональное (землевладельцы — дворяне и крестьяне),

2) промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники),

3) всеобщее (чиновники).

Что касается государства,  то Гегель считает, что оно реализует идею разума,  свободы и права.  В своем развитом и  разумном виде государство  представляет  собой  основанную  на  разделении властей конституционную  монархию.  В  политическом государстве действуют три власти: законодательная, правительственная и власть государя. Он не признает самостоятельности каждой из трех властей и выступает  за  их  единство.  Гегель восхваляет государство как идею права,  как правовое государство, как такую организацию свободы, в  которой механизм насилия связан правом,  введен в правовое русло.  Но в его концепции государство все же возвышается над индивидами  и  обществом в целом и отрицаются либеральные взгляды по поводу автономии личности.

7) ‪Проект науки об обществе О. Конта. Закон трех стадий.‬

Основателем позитивизма был французский мыслитель Огюст КОНТ. Основная идея позитивизма состояла в том, что эра метафизики окончилась, началась эра положительного знания, эра позитивной философии. Поскольку наука опирается на законы и стремится к их открытию, то и Конт попытался обосновать свое учение несколькими сформулированными им законами.

«Закон трех стадий», согласно Конту, прежде всего, определяет те этапы, которые

проходит человечество в своем умственном развитии, в своем стремлении познать

окружающий мир.

Первая стадия — теологическая. Находясь на этой стадии своего духовного развития, человек стремится все явления объяснить вмешательством сверхъестественных сил, понимаемых по аналогии с ним самим: богов, духов, душ, ангелов, героев и т.п.

Вторая стадия, которую проходит человечество в своем умственном развитии — метафизическая. Для нее, как и для теологической стадии, характерно стремление достигнуть исчерпывающего абсолютного знания о мире. Но в отличие от первой стадии, объяснение явлений мира достигается не путем обращения к божественным началам и силам, а сводится к ссылке на различные выдуманные первосущности, якобы скрывающиеся позади мира явлений, позади всего того, что мы воспринимаем в опыте, основу которого они составляют.

Третья стадия, по Конту, — позитивная. Поднявшись на эту стадию, человечество оставляет безнадежные и бесплодные попытки познать первые и конечные причины, познать абсолютную природу или сущность всех вещей, т.е. отказывается и от теологических, и от метафизических вопросов и притязаний и устремляется по пути накопления положительного знания, получаемого частными науками. На третьей стадии, по Конту, полностью вступает в силу закон постоянного подчинения воображения наблюдению, потому что именно наблюдение рассматривается Контом как универсальный метод приобретения знаний.

Т.к. в основе науки, по Конту, лежит наблюдение, а наблюдать мы можем только явления или то, что дается нашим чувствам, то понятно, что научное знание не может проникнуть к предполагаемой основе явлений, не может иметь дело с их сущностью. Поэтому по своему характеру научное знание является преимущественно описательным.

8) Развитие социологических теорий во взглядах Г. Спенсера.‬

Представления о государстве как о своеобразном подобии человеческого организма были сформулированы первоначально ещё древнегреческими мыслителями. Платон, например, сравнивал структуру и функции государства со способностью и сторонами человеческой души. Аристотель считал, что государство во многих отношениях напоминает живой человеческий организм, и на этом основании отрицал возможность существования человека как существа изолированного. Образно свои взгляды он аргументировал следующим сравнением: как руки и ноги отнятые от человеческого тела, не могут самостоятельно функционировать, так и человек не может существовать без государства.

 Суть органической теории такова: общество и государство представлены как организм, и поэтому их сущность возможно понять исходя из строения и функций этого организма. Все неясное в строении и деятельности общества и государства может быть объяснено по аналогии с закономерностями анатомии и физиологии.

 Органическая теория, видным представителем которой является Герберт Спенсер, в окончательном виде была сформулирована в XIX веке. По мнению Г. Спенсера, государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Важным аспектом данной теории является утверждение о том, что государство образуется одновременно со своими составными частями — людьми — и будет существовать, пока существует человеческое общество. Государственная власть — это господство целого над своими составными частями, выражающееся в обеспечении государством благополучия своего народа. Если организм здоровый, то и клетки его функционируют нормально. Болезнь организма подвергает опасности составляющие его клетки, и, наоборот, больные клетки снижают эффективность функционирования всего организма.

 Такое представление о государстве с первого взгляда может показаться наивным и ненаучным. Однако в нем есть существенное рациональное зерно, к которому нашей науке, возможно, придется возвратиться. Утверждение Спенсера о том, что теория государства станет научной лишь при условии, восприятия ее методологии и понятий естественных наук, не лишено объективного смысла.

 Во-первых, законы социальной жизни предопределяются законами естественными.

Во-вторых, органическая теория довольно четко вводит в понятие об обществе и государстве системный признак.

В-третьих, органической теорией обосновывается (Спенсер) дифференциация и интеграция общественной жизни.

9) Социологизм э. Дюркгейма. Социальные факты как предмет социологии.‬

Э. Дюркгейм 1858—1917 Он полагал, что социология, имея объектом своего изучения общество, не должна претендовать на «всезнайство» об этом обществе — предметом ее интереса должны быть только социальные факты, которые и образуют социальную реальность. Исхода из этого он трактовал реальность (законы, обычаи, правила поведения, религиозные верования, денежную систему и т.д.) как объективную, ибо они не зависят от человека.

Классический тип научности, по его мнению, был представлен такими видными социологами, как О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм. Основные принципы классической методологии сводятся к следующим: 1) Социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности. Нет никаких специфических социальных законов. 2) Поэтому социология должна строиться по образу естественных «позитивных» наук. 3) Методы социального исследования должны быть такими же точными, строгими. Все социальные явления должны быть описаны количественно. 4) Важнейшим критерием научности является объективность содержания знания. Это значит, что социологическое знание не должно содержать в себе субъективные впечатления и умозрительные рассуждения, но описывать социальную действительность, независимо от нашего к ней отношения. Этот принцип нашел свое выражение в требовании «социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и идеологий».

Наиболее четко принципы классического типа научности были сформулированы в работе французского социолога «Правила социологического метода» 1895 г. Дюркгеймовская социология основывается на теории социального факта. В данной работе Э. Дюркгейм излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки.

Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи». Это означает, что: а) социальные факты внешних для индивидов; б) социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны, строго наблюдаемы и безличны; в) устанавливаемые между двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества.

Второе правило состоит в том, чтобы «систематически отмежевываться от всех врожденных идей». Это означает, что: а) социология прежде всего должна порвать свои связи со всякими идеологиями и личностными пристрастиями; б) она также должна освободиться от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.

Третье правило состоит в признании примата (первенства, приоритета) целого над составляющими ее частями. Это означает признание того, что: а) источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов; 6) общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида.

10) ‪Социологические идеи к. Маркса.‬

Карла Маркса (1818 — 1883).К.Маркс (основной труд «Капитал») — выдающийся теоретик капитализма, объяснявший общественное развитие как  результат смены формаций, происходящей под воздействием экономических и социально-политических факторов (способ производства, классы, классовая борьба).

Свое понимание сущности человека и общества К.Маркс назвал историческим материализмом, чтобы подчеркнуть две основные его характеристики: историчность и материалистичность.

К.Маркс утверждал, что предпосылка всякой истории человеческого общества – люди, которые живут  и, в отличие от животных, производят необходимые для своей жизни средства. Существование людей как живых существ в определенном окружении их географической среде и определенный способ их деятельности, в котором проявляется их образ жизни, способ их производства и воспроизводства, представляют собой два основных условия всей человеческой истории. По сути люди являются не просто природными существами, но природными существами особого вида, специфика которых проявляется в их активном и присваивающем отношении к природе, отношении, посредством которого они обеспечивают свое материальное и человеческое существование. Таким образом, люди как действительные индивиды и их материальная жизнь являются, с точки зрения исторического материализма, отправным пунктом человеческой истории.

В основе общества, согласно К.Марксу материальные производственные силы и производственные отношения, характер которых проявляется в разделении труда и форме собственности. Поэтому человеческое общество в своей основе представляет собой систему, этих факторов производства и вместе с их изменением изменяется само, ибо качественное изменение производительных сил приводят к новому разделению  труда и новым формам собственности.

Марксистское понимание движущих сил развития человеческого общества основывается на признании материальности и единстве мира. Оно включает элементы объективности и необходимости. А именно, события в обществе разворачиваются независимо от сознания людей, их желаний, мнений и ожиданий. Человек может осознать ход общественного развития, согласовать с ним свою деятельность, но не может с успехом действовать против него, не может остановить или повернуть вспять колесо истории.

Марксистское учение об обществе видит движущие силы социального развития в самом обществе, причем в основном общественном процессе – процессе материального производства. Движущие силы развития общества марксистская наука усматривает в противоречии между производительными силами и производственными отношениями. Это противоречие выражается в различных интересах общественных групп.

11) ‪«Понимающая» социология м. Вебера. Социальное действие как предмет социологии.‬

ДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОЕ – важнейшее понятие теоретической социологии. Введено в социологию М.Вебером, который основным признаком социального действия считал осмысленную ориентацию его субъекта на другого, на ответную реакцию со стороны других участников взаимодействия. Действие, не ориентированное на других людей и не обладающее определенной мерой осознанности этой ориентации, не является социальным. Таким образом, по Веберу, социальное действие характеризуется двумя чертами: наличием субъективного смысла и ориентацией на другого. Известная веберовская классификация типов социального действия основана на различной степени сознательности и рациональности, характерной для его различных типов:

  • Целее — рациональное действие — это действие, характеризующееся ясностью и однозначностью осознания действующим субъектом своей цели, которую он соотносит с рационально осмыcленными средствами, обеспечивающими ее достижение; у Вебера этот тип социального действия играет роль рациональной «модели» человеческого действия;
  • ценностно-рациональное действие – это действие, цель которого воспринимается действующим субъектом как безусловная ценность, как нечто самодостаточное, не требующее сравнения различных средств его достижения; чем больше абсолютизируется ценность, на которую ориентируется действие, тем значительнее иррациональный компонент;
  • традиционное действие – это действие ,основанное на привычке и получающее в связи с этим почти автоматический характер, действие, почти не требующее осмысленного целеполагания и потому рассматриваемое
  • Вебером в качестве «пограничного случая» социального действия вместе с четвертым типом социального действия – аффективным действием. Это действие, определяющей характеристикой которого является доминирующее эмоциональное состояние действующего субъекта: любовь или ненависть, ужас или прилив отваги и т.п. Оно фиксирует меру минимальной осмысленности социального действия, за которой оно уже перестает быть социальным.

12) ‪Функционализм как направление в социологической теории (т. Парсонс, р. Мертон).‬

Парсонс попытался связать воедино как аспекты активности индивида, так и его зависимость от социальной и других  типов систем. действующее лицо рассматривается  как целеустремленная личность;  элементы ситуации, которые она не может контролировать, — ситуационными условиями, а которые подконтрольны — средствами. четыре первичные подсистемы, выполняющие названные функциональные требования: организм, личность, социальная и культурная подсистемы. Характер исполнения функциональных требований на уровне социальной системы, в свою очередь, определяется тем обстоятельством, что личность в социальном взаимодействии выступает как носитель ролевых предписаний, заданных системой стандартизированных, т.е. институциональных, отношений. Приспособление социальных систем к внешней среде происходит как раз через институционально-ролевую дифференциацию: функцию адаптации выполняют роли. Функция целедостижения определяется способностью людей объединять свои усилия в рамках социальных организаций. Интеграцию в социальной системе обеспечивают нормы, а поддержание образца – ценности.

общество является особым типом социальной системы, достигшей наивысшего уровня дифференциации и самодостаточности. Его функциональное единство обеспечивается подсистемами экономики (адаптация), политики (целедостижение), культуры (поддержание образца).

Функцию же интеграции общества выполняет система «социетальной общности», которая содержит в себе главным образом структуры нормативов.

  Р.Мертон (род.в 1910 г.).

Он показал, в частности, что «постулат функционального единства общества» спорен, поскольку отдельные социальные явления отнюдь не способствуют этому. Поэтому нужно вести речь о степени функционального единства, а какова она – уже определяется конкретными исследованиями.

Подверг критике Мертон и «постулат универсальности функционализма», утверждающий позитивность функций всех стандартизированных или культурных форм. Социолог, по его мнению, должен исходить из того, что социальное явление может быть функциональным, дисфункциональным или нефункциональным. В силу этого Мертон предложил считать сетевой баланс функциональных последствий каждого социального явления.

Сомнению со стороны Мертона подвергся и «постулат обязательности», провозглашающий универсальную необходимость уже существующих институтов и структур для функционирования общества. С его точки зрения, необходимые для общества функции могут выполнять так называемые «функциональные альтернативы-эквиваленты», берущие на себя функции, ранее выполнявшиеся другими институтами. Основная теорема функционального анализа в мертоновской трактовке звучит следующим образом: «… точно так же, как одно и то же явление может иметь многочисленные функции, так и одна и та же функция может по-разному выполняться различными явлениями».

 Во-первых, ученый согласен, что предметом социологического анализа является «стандартизированное» явление (роли, процессы, нормы, социальные организации и т.д.).

Во-вторых, он предлагает отделять мотивы и цели от объективных последствий социальных явлений. Далее, необходимо различать уровни функциональных требований и, как указывалось выше, социальные единицы, обслуживаемые функциями (индивиды, подгруппы, большие социальные системы).

Структурный контекст ограничивает вариативность функциональных альтернатив. Механизмы, через которые выполняется функция: распределение ролей, иерархизация ценностей, обособление институциональных требований и т.д. работы:«Социальная структура и аномия», «Бюрократическая структура и личность», «Наука и социальный порядок» и др.

13) Социологические теории конфликта (л. Козер, р. Дарендорф, к. Боулдинг)

Говоря о социологических теориях социального конфликта, следует остановиться на 3 основных, фундаментальных концепциях:

• концепция позитивно-функционального конфликта Льюиса Козера; • конфликтная модель общества Ральфа Дарендорфа; • общая теория конфликта Кеннета Боулдинга

1) Согласно концепции Л. Козера:

• обществу присуще неизбежное социальное неравенство = постоянная психологическая неудовлетворенность его членов = напряженность в отношениях между индивидами и группами (эмоциональное, психическое расстройство) = социальный конфликт;

• социальный конфликт как напряженность между тем, что есть, и что должно быть в соответствии с представлениями тех или иных социальных групп или индивидов;

• социальный конфликт как борьба за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.

2) Конфликтная модель общества Р. Дарендорфа:

• постоянные социальные изменения в обществе, переживание социального конфликта;

• любое общество опирается на принуждение одних его членов другими = неравенство социальных позиций по отношению к распределению власти;

• разница в социальном положении различных социальных групп и индивидов вызывает взаимные трения, противоречия = как результат — изменение социальной структуры самого общества.

3) Общая теория конфликта Кеннета Боулдинга

• все конфликты имеют общие образцы развития = их подробное изучение и анализ предоставляет возможность создать обобщающую теорию — «общую теорию конфликта», которая позволит обществу контролировать конфликты, управлять ими, прогнозировать их последствия;

• Боулдинг утверждает, что конфликт неотделим от общественной жизни (в природе человека — стремление к борьбе с себе подобным);

• Конфликт — ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны;

• 2 аспекта социального конфликта: статический и динамический. Статический — анализ сторон (субъектов) конфликта (личности, организации, группы) и отношения между ними = классификация: этнические, религиозные, профессиональные).

Динамический — изучает интересы сторон как побудительные силы в конфликтном поведении людей. = определение динамики конфликта = есть совокупность ответных реакций сторон на внешние стимулы.

14) Символический интеракционизм (дж Мид)

Джордж Герберт Мид (1863—1931) считается основоположником  символического интеракционизма. Дж. Мид признавал важность изучения наблюдаемого поведения, но также считал, что существуют скрытые аспекты поведения. Дж. Мид и Г. Блумер развивали учение, которое должно было противостоять не только бихевиоризму, но и структурному функционализму. По их мнению, оба течения фокусировали внимание на факторах, влияющих на человеческое поведение. Обе теории пренебрегали процессом, с помощью которого действующие субъекты придают значение действующим на них силам и своему поведению. Человек живет в мире значений, а не стимулов.

Для сторонников символического интеракционизма важно изучать процесс, с помощью которого актор принимает решение в пользу  того или иного действия. Интерпретациястимула осуществляется в промежуток времени между воздействием стимула и нашей ответной реакцией. В это время мы осмысливаем значение стимула и принимаем решение, как на него реагировать. Действующий может  обдумать, как может отреагировать другой человек, и подготовить свою реакцию на его реакцию. Например, жена упрекает мужа и, зная, что это вызовет у него агрессивную реакцию, готова к «боевым действиям».

Основным механизмом социального действия является жест. Жесты бывают «незначащие» и «значащие» Жест, который вызывает реакцию одного типа у  действующего и того, на кого направлено действие, называется значащий символ. Благодаря значащим символам возможна символическая интеракция. Поэтому коммуникация в собственном смысле слова возможна только между людьми. Наиболее ярким представителем значащего символа является язык. Поскольку мы усваиваем значения различных символов в процессе социального взаимодействия, они для всех нас оказываются общими.

15) Развитие социологии в хх веке: основные парадигмы и направления

Неомарскистская парадигма представленная немецкими социологами франкфуртской школы (М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Ю.Хабермас).

Это течение социально-философской мысли, по-новому интерпретирующее марксизм. Центральным понятием для его представителей выступает понятие отчуждение» как социально-экономическая категория. Неомарксизм провозглашает приход на смену «марксовому» капитализму «позднего капитализма», изменяющего трудовую основу общества. Теории конфликта и социального обмена Теория конфликта разрабатывалась немецким социологом Г. Зиммелем. В центре анализа социальных  процессов — конфликт как явление, присущее природе  человеческого общества. Ее сторонники подчеркивают объективную ценность конфликта, не допускающего закостенения социальной системы и стимулирующего ее развитие. Однако  они обращают внимание на те конфликты, которые тормозят этот процесс. К их числу социологи относят и классовую борьбу.

Ещё одна парадигма современной западной социологии — теория социального обмена, развиваемая наиболее интенсивно американскими социологами Дж. Хомансом, П.Блау, Р. Эмерсоном. Функционирование человека и общества, в соответствии с этой теорией, базируется на обмене социальными благами и формами деятельности. Благодаря такому обмену существуют власть, престиж, статус, порядок и др. По существу, на первый план выходит ценностно — нормативный уровень взаимодействия. Но если у Дж.Хоманса этот уровень (ценности, нормы, роли, статус,) явно преобладает, то его последователи (П.Блау и Р.Эмерсон) стремятся усилить концепцию за счёт перехода к более широким структурным связям на основе структурно — функционального анализа взаимодействия. Основоположник символистического интеракционизма — американский социолог Дж. Мид. Социальный прогресс рассматривается социологами как выработка  и изменение социальных значений, не имеющие строгой причинной обусловленности, зависящие больше от субъектов взаимодействия, чем от объективных причин. Социальная среда трактуется как результат взаимодействия людей, которые используют те или иные символы и значения для изменения этой среды. Еще одна из парадигм современной западной социологии — этиометодология определенным образом связана с символическим интеракционизмом. Ее основателем является американский социолог Г. Гарфинкель. Основа этой концепции состоит в превращении методов этнографии и социальной антропологии в общую методологию социологических исследований. Речь идет об использовании методов изучения различных общин и примитивных культур и переводе их на язык процедур анализа современных социальных и культурных явлений и процессов.      В качестве парадигм современной западной социологии рассматриваются: структурный функционализм и неомарксизм теории конфликта и социального обмена, символический интеракционализм и этнометодология. В них особое внимание уделяется межличностным взаимодействиям, динамике развития личности, изменению социальных смыслов и значений, раскрывающих преобразование широких социальных структур.

16) ‪Особенности развития социологии в России в XIX -начале XX вв.‬

Социология пришла в Россию в 60-х годах 19 века из Франции, с трудами Огюста Конта. Его принцип позитивизма, а так же идеи других западных социологов дали начало социологии в России. Первым в России трудами Конта заинтересовался В. Майков. Общество было заинтересовано в познании социальных процессов, социальной реальности в России. Накопилось большое количество социологического и демографического материала, требующего обработки, но теоретическая база для его анализа, методы, отсутствовали. Д. Милютин, Г. Вырубов, Е. В. Де-Роберти, объявили себя позитивистами уже в 1850-е годы. Д. И. Писарев опубликовал «Исторические идеи Огюста Конта» в журнале «Русское слово» в 1866 году.

До революции 1917 года, развитие социологии в России прошло несколько стадий, на которых выделялись специфические направления. Географический детерминизм. Основной представитель – Лев Ильич Мечников. Его наиболее важная работа «Цивилизация и великие исторические реки» (1889).

Он придерживается линейной эволюционной концепции, в которой причинным является географический фактор, фактор воды. Он говорит о том, что природа определяет ход истории. Общество способно к солидарности в условиях освоения природы.

Мечников выделяет три эпохи в ходе истории: речную, морскую, океаническую. Другими направлениями социологической мысли были 2) Органицизм. П. Ф. Лилленфельд-Тоаль, А. И. Стронин 3) Концепция культурно-исторических типов. Н. Я. Данилевский 4) Народничество. Два направления народничества: 1) анархизм, возглавляемый М. А. Бакуниным и П. А. Кропоткиным и 2) бланкистское направление, возглавляемое П. Н. Ткачевым 5) Субъективная школа в российской социологии. П. Лавров, Н. К. Михайловский. 6) Психологическое направление. Н. И. Кореев , Е. В. Де Роберти 7) Классический позитивизм. М. М. Ковалевский (1850–1916).

Антипозитивистская реакция. Начало 1980-х – 1900 год. В. В. Соловьев, Чичрин, И. А. Бердяев. 1) Ортодоксальная методология, занимающееся проблемами социологической методологии. К нему относились А. С. Лаппо-Данилевский, Б. А. Кистяковский, 2) Философский иррационализм. В. М. Хвостов , П. И. Новгородцев 3) Индивидуальный психологизм. Л. И. Петражицкий. Е. В. Де Роберти ввел термин «неопозитивизм».

17. «Субъективная школа» в русской социологии

Основоположником субъективной  щколы  является  Лавров  Петр Лаврович. он  опирался  на  философию,  историю  и  этику.  Лавров пытался найти истоки общественности в животном мире,   понять   специфику    человеческого общества. Лавров утверждал, что культура в жизнедеятельности общества и человека выражает бессознательное, инстинктивное, являясь  «зоологическим  элементом» цивилизации.         Лавров отрицал эгоизм, анархию личности и диктат общества и группы над нею в равной степени. И то, и другое были для него патологией,  «социальным заболеванием»,  часто  встречающимся  в  истории.   Ему   были   близки   те исторические личности, которые участвуют  в  прогрессе,   т.е. способствуют росту  солидарности  наибольшего количества лиц и  росту  их  личностного  развития.   Михайловский Николай     Центральная проблема социологии Михайловского была связана  с выяснением  природы, и противопоставлением двух видов связей людей в обществе.   При  этом в основу кладутся не выяснение конкретных отношений человека к  человеку,  а абстрактное  отношение  общества  к человеку  (и  наоборот).   Главной   формой,   типом    «общественной    индивидуальности»,    по Михайловскому,  является личность.  Наряду   с   неделимой   «человеческой индивидуальностью»  в  социуме  есть  и  другие   более   сложные,   делимые «общественные индивидуальности» (разные социальные  группы:  классы,  семья, профессиональные группы, партии и институты: государство  и  церковь).  Все эти  виды  «общественной  индивидуальности»  ведут  между  собою  борьбу   с попеременным успехом.       Для Михайловского социологическая методология («субъективный метод»  — «борьба за индивидуальность») должна не  только объяснить  объективный  ход исторического процесса, но и дать определенные правила поведения, нормы  для этого  процесса.       Южаков Сергей  Николаевич  Он критически  рассматривал  перенос выводов биологии в социологию,  в  частности  дарвинизма.  Южаков считал, что естественный  отбор работает в социальной сфере  иначе,  чем в природной, так как с ним сильно конкурируют  такие   факторы, как  богатство, власть,   общественное   положение,   статусные   привилегии,   нравственные ценности, культура в целом.   По мнению Южакова,   существуют  три вида деятельности

  • личности,  самостоятельная  деятельность,  но  несогласованная   с  интересами   общества    (деятельность    преступников), 
  • принудительная  деятельность,  насильственно   согласованная   с  обществом (подневольный труд раба, заключенных  или  крепостного)   
  • самостоятельная, свободная деятельность, согласуемая с интересами личности и  общества  (труд изобретателя, ученого, артиста).

    Идеал справедливого общества  предполагает максимальное расширение последней сферы.

18. Однофакторные школы в русской социологии к.19-нач 20 в

Особенности позитивизма проявляются в различных направлениях (однофакторные школы):

  • 
Органистическое направление, механицизм,
  • 
Географическое направление,
  • 
Этико-субъективная школа,
  • 
Генетическая школа.

В России позитивизм нашел свое место в том, что он стремился устранить теолого-метафизическое представление об обществе. Социология в лице позитивизма ставила задачу преодолеть философское и на основе естественнонаучных методов познания стремиться понять природу социальных законов.

В России однофакторные школы просуществовали от 20 до 40 лет (от 1860-х годов до начала 20 века).

Лишь в конце 19 века начали формироваться переходные формы: позитивизм перешел в неопозитивизм.

Конт был чрезвычайно популярен в России, т.к. он провозгласил учение, основанное на вере в человеческий разум. Именно человеческий разум способен решить все проблемы. В середине 19 века в России происходит расцвет естественных наук. Сеченов, Тимирязев, Бутлеров, Столетов – их открытия способствовали проникновению в глубь природы. Произошло соединение общественных и естественных наук. Развился оптимистический взгляд на вопросы социологии, её возможности познать природу социального с помощью позитивизма. Интерес к социально-общественным проблемам общества, прогресса, личности.

19. Многофакторная теория м м Ковалевского

В социологии Ковалевский уделял наибольшее внимание: 1) связи социологии с историческими науками; 2) сравнительно-историческому методу исследования, 3) многофакторной основе общества; 4) социальным закономерностям и прогрессу, а также широкому кругу проблем, относящихся к происхождению главных социальных институтов («генетическая социология»).

Как и большинство позитивистов, он полагал, что социология в классификации наук идет за биологией и психологией. В социологической теории Ковалевского находит место сложное переплетение биологических, психических и экономических факторов. С помощью своего принципа плюрализма Ковалевский пытался преодолеть односторонность существующих уже направлений в социологии. Для того, чтобы получить истинный взгляд на общество, необходимо было синтезировать все положительное различных социологических школ. Общество — это многосложная, развивающаяся организация, в которой все стороны находятся в тесном взаимодействии. Поэтому необходимо изучение одной его стороны с помощью наук, изучающих другие его стороны. Проверка данных одной науки данными других, а главное — совпадение результатов, есть лучшая гарантия от субъективизма и вместе с тем надежное ручательство за правильность сделанных выводов. И только в этом он видел достаточный критерий истинности. Занимаясь исследованиями истории отдельных стран, историей экономического, социально-политического развития Западной Европы, М. Ковалевский видел сложность, многоплановость и взаимодействие огромного числа социальных факторов. Он отрицал наличие единого определяющего фактора. Он акцентировал внимание прежде всего на тесном взаимодействии всех сторон общественной жизни.Чтобы избежать односторонности существующих социологических теорий и получить истинный взгляд на общество, по мнению Ковалевского, нужно синтезировать все то положительное в подходе к обществу, что имеется у различных социологических школ. Эту задачу он и пытался решить с помощью принципа плюрализма. Подобный интегративизм сыграл значительную роль в развитии как русской, так и мировой социологии.