Общественное сознание

: структура, уровни, формы.

1. Введение.

Человек владеет прекрасным даром — разумом с его пытливымполетом как в отдаленное прошлое, так и в грядущее, миром мечты и фантазии,творческим решением практических и теоретических проблем, наконец, воплощениемсамых дерзновенных замыслов. Уже с глубокой древности мыслители напряженноискали разгадку тайны феномена сознания. Наука, философия, литература, искусство,техника — словом, все достижения человечества объединили свои усилия, чтобыраскрыть сокровенные тайны нашей духовной жизни.

В течение многих веков не смолкают горячие споры вокругсущности сознания и возможностей его познания. Богословы рассматривают сознаниекак крохотную искру величественного пламени божественного разума. Идеалистыотстаивают мысль о первичности сознания по отношению к материи. Вырываясознание из объективных связей реального мира и рассматривая его каксамостоятельную и созидающую сущность бытия, объективные идеалисты трактуютсознание как нечто изначальное: оно не только не объяснимо ничем, чтосуществует вне его, но само из себя призвано объяснить все совершающееся вприроде, истории и поведении каждого отдельного человека. Единственнодостоверной реальностью признают сознание сторонники объективного идеализма.

Если идеализм вырывает пропасть между разумом и миром, томатериализм ищет общность, единство между явлениями сознания и объективныммиром, выводя духовное из материального. Материалистическая философия ипсихология исходят в решении этой проблемы из двух кардинальных принципов: изпризнания сознания функцией мозга и отражением внешнего мира.

 2.Отражение как всеобщее свойство материи.

 2.1.Отражение и информация.

Сознание современного человека есть продукт всей всемирнойистории, итог многовекового развития практической и познавательной деятельностибесчисленных поколений людей. И для того, чтобы понять его сущность, необходимовыяснить вопрос о том, как оно зародилось. Сознание имеет свою не толькосоциальную историю, но и естественную предисторию — развитие биологическихпредпосылок в виде эволюции психики животных. Двадцать миллионов летсоздавались условия для возникновения разумного человека. Без этой эволюции появлениечеловеческого сознания было бы просто чудом. Но не меньшим чудом было бы ипоявление психики у живых организмов без наличия свойства отражения у всейматерии.

12 стр., 5558 слов

ОТРАЖЕНИЕ, ЕГО СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ

... ­хотворенной). Понятие отражения, таким образом, есть ключ к решению проблемы происхождения сознания, раскрытию его сущности и содержа­ ... "генезис" означает происхождение чего-то) предпосылка возникновения сознания человека. Ведь уже у высших животных формируются идеальные образы ... предметов. По мере эволюции мате­риального мира сформировался целый спектр форм отражения, ко­торые различаются ...

Отражение есть всеобщее свойство материи, заключающееся ввоспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Способностьк отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организацииматерии. Отражение в неорганической природе, в мире растений, животных и,наконец, человека выступает в качественно различных формах. Особым инеотъемлемым свойством отражения у живого организма являются раздражимость ичувствительность как специфическое свойство отражения, взаимодействий внешней ивнутренней среды в виде возбуждения и ответной избирательной реакции.

Отражение во всем многообразии его форм, начиная отпростейших механических следов и кончая человеческим разумом, происходит впроцессе взаимодействия различных систем материального мира. Это взаимодействиеимеет своим результатом взаимоотражение, которое в простейших случаях выступаетв виде механической деформации, в общем же случае — в виде взаимной перестройкивнутреннего состояния взаимодействующих систем: в изменении их связей илинаправленийдвижения, как внешняя реакция или как взаимная передачаэнергии и информации. Отражение в общем случае представляет собой процесс,результатом которого является информационное воспроизведение свойствотражаемого предмета. Любое отражение включает информационный процесс: оно естьинформационное взаимодействие, одно оставляет о себе память в другом.Информация есть объективная сторона процессов природы и как таковая всеобща,что предполагает ее специфику в различных сферах реального мира — внеорганической природе, живых системах и социальных процессах.

Все в мире находится в непосредственном или удаляющемся вбесконечность опосредованном взаимодействии всего со всем — все несетинформацию обо всем. Это предполагает универсальное информационное полемироздания, которое является всеобщей формой связи формой универсальноговзаимодействия и тем самым единства мира: ведь все в мире “помнит” обо всем!Это вытекает из принципа отражения как всеобщего свойства материи.

 2.2. Формы отражения. Определение сознания.

Выше было сказано, что отражение есть свойство материальныхсистем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем.Можно сказать, что отражение есть результат взаимодействия объектов. Спростейшей формой отражения мы встречаемся в неорганическом мире. Например,проводник нагревается и удлиняется, если он включен в электрическую цепь,окисляются металлы, находящиеся на воздухе, остается след на снегу, если прошелчеловек и т.п.Это пассивное отражение. Оно осуществляется в формемеханических и физико-химических изменений.

По мере усложнения организации материи и появления жизни наЗемле у простейших организмов, а также растений сформировалась способность“отвечать” на воздействие внешней среды и даже усваивать (перерабатывать)продукты этой среды (пример — насекомоядные растения).

Эта форма отраженияназывается раздражимостью. Раздражимость характеризуется определеннойизбирательностью — простейший организм, растение, животное приспосабливается кокружающей среде.

Прошли многие миллионы лет, прежде чем появилась способностьощущения, с помощью которого уже более высоко организованное живое существо наоснове сформировавшихся органов чувств (слуха, зрения, осязания и др.)приобрело способность отражать отдельные свойства объектов — цвет, форму,температуру, мягкость, влажность и т.п. Это стало возможным потому, что у животныхпоявился специальный аппарат (нервная система), который позволяетактивизировать их отношения с окружающей средой.

14 стр., 6619 слов

Отражение мира эмоций в лексике

... состояний, переживаний, ощущений человека. Эмоции - особая, своеобразная форма познания и отражения действительности, так как в них человек выступает одновременно и ... человека переживать, испытывать эмоции: психическая реальность, психическое состояние, внутреннее состояние, эмоциональная деятельность… Есть даже попытки развести эмоции и чувства как две иерархически различные формы отражения мира. ...

Высшей формой отражения на уровне животного царства являетсявосприятие, которое позволяет охватить объект в его целостности и полноте.Психика (как результат взаимодействия мозга с внешним миром) и психическаядеятельность позволили животным не только приспосабливаться к окружающей среде,но и в определенной мере проявлять внутреннюю активность по отношению к ней идаже изменять среду. Возникновение психики у животных означает появлениенематериальных процессов. Как показали исследования, в основе психическойдеятельности лежат безусловные и условные рефлексы головного мозга. Цепьбезусловных рефлексов является биологической предпосылкой формированияинстинктов. Наличие у животных ощущений, восприятий, “впечатлений”,“переживаний”, наличие элементарного (конкретного, “предметного”) мышления естьоснова возникновения человеческого сознания.

Сознание — высшая форма отражения действительного мира;свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся вобобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительноммысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумномрегулировании и самоконтролировании поведения человека. “Ядром” сознания,способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту,человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслейчеловека является этот мир, те или иные его стороны, связи, законы. Поэтомусознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира.

Сознание это прежде всего осознание ближайшей чувственновоспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами,находящимися вне начинающего сознавать себя индивида; в то же время оно — осознание природы.

Сознанию человека присущи такие стороны, как самосознание,самоанализ, самоконтроль. А они формируются лишь тогда, когда человек выделяетсебя из окружающей среды. Самосознание — важнейшее отличие психики человека отпсихики самых развитых представителей животного мира.

Следует заметить, что отражение в неживой природесоответствует первым трем формам движения материи (механической, физической,химической), отражение в живой природе — биологической форме, а сознание — социальной форме движения материи.

Происхождение сознания.

 3.1. Роль труда в формировании сознания.

 Процесс становления человека был процессомразложения инстинктивной основы психики животных и формирования механизмов сознательнойдеятельности. Сознание могло возникнуть лишь как функция высокоорганизованногомозга, который сформировался под влиянием труда и речи. Зачатки трудахарактерны для австралопитеков, труд же стал отличительным признаком ихпреемников — питекантропов и синантропов — первых людей на земле, положившихначало изготовлению орудий и покорению огня. Неандертальский человекзначительно продвинулся вперед в изготовлении и использовании орудий, увеличилих ассортимент и вовлек в производство новый прикладной материал (научилсяизготавливать каменные ножи, костяные иглы, строил жилища и пр.).

4 стр., 1607 слов

Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека ...

... воспитания в целостном педагог. процессе Выступает как форма индивидуального сознания и отношение человека к окружающей действительности мировоззрение конкретной личности   25.Личностная характеристика, ... рассказ, беседа, лекция, пример, диспут, конференция, анализ ситуации. Методы формирования сознания личности Пути выделения и закрепления в опыте воспитанников положительных способов ...

Наконец,человек современного типа — человек разумный, поднял уровень техники на ещебольшую высоту.

Решающая роль трудовых операций в формировании человека иего сознания получила свое материальное фиксированное выражение в том, что мозгкак орган сознания развивался одновременно с развитием руки как органа труда.Именно рука как “воспринимающий” ( непосредственно соприкасающийся спредметами) орган давала поучительные уроки другим органам чувств, напримерглазу. Активно действующая рука учила голову думать, прежде чем сама сталаорудием исполнения воли головы, заведомо планирующей практические действия. Впроцессе развития трудовой деятельности уточнялись и обогащались осязательныеощущения. Логика практических действий фиксировалась в голове и превращалась влогику мышления: человек учился думать. И прежде чем приступить к делу, он ужемог мысленно представить и его результат, и способ осуществления, и средствадостижения этого результата.

Ключ к решению вопроса, который представляет собойпроисхождение человека и его сознания заключается в одном слове — труд. Какговорится, обивая клинок своего каменного топора, человек в то же времяоттачивал лезвие своих умственных способностей.

Вместе с возникновением труда формировался человек ичеловеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей итем самым хотя бы элементарное разделение трудовых действий между егоучастниками. Разделение трудовых усилий возможно лишь в том случае, еслиучастники как-то осмысливают связь своих действий с действиями других членовколлектива и тем самым с достижением конечной цели. Формирование сознаниячеловека связано с возникновениемобщественных отношений, которыетребовали подчинения жизни индивида социально-фиксированной системепотребностей, обязанностей, исторически сложившихся обычаев и нравов.

 3.2. Роль языка и общенияв формировании иразвитии сознания.

Язык также древен, как и сознание. У животных нет сознания вчеловеческом смысле слова. Нет у них и языка, равного человеческому. Тонемногое, что животные имеют сообщить друг другу, может быть сообщено и безречи. Многие животные обладают голосовыми органами, мимико — жестикулярнымиметодами сигнализации, однако все эти средства имеют принципиальное отличие отчеловеческой речи: они служат выражением субъективного состояния, вызываемогоголодом, жаждой, страхом и т.д., либо простым указанием, либо призывом ксовместным действиям илипредупреждением об опасности и т.п. Языкживотных никогда не достигает в своей функции акта полагания некоторогоабстрактного смысла в качестве предмета общения. Содержанием общения животныхвсегда является наличная в данный момент ситуация. Человеческая же речьоторвалась от своей ситуативности, и это была “революция”, породившаячеловеческое сознание и сделавшая содержанием речи идеальное, опосредованновоспроизводящее объективную реальность.

Мимико — жестикулярные и звуковые средства взаимного общенияпрежде всего высших животных и послужили биологической предпосылкойформирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочениючленов общества. У людей появилась необходимость что-то сказать друг другу.Потребность создала орган — соответствующее строение мозга и периферическогоречевого аппарата. Физиологический механизм образования речи — условно-рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки,сопровождаемые жестами, сочетались в мозгу с соответствующими предметами идействиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоцийпревратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

8 стр., 3811 слов

Происхождение и развитие сознания человека

... особое значение для психики человека имеет кора головного мозга, которая совместно с подкорковыми структурами, входящими в передний мозг, определяет особенности функционирования сознания и мышления человека. Центральная нервная система связана ...

Сущность языка выявляется в его двуединой функции: служитьсредством общения и орудием мышления. Язык — это система содержательныхзначимых форм. Сознание и язык образуют единство: в своем существовании онипредполагают друг друга как внутренне, логически оформленное идеальноесодержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык естьнепосредственная действительность мысли, сознания. Он участвует в процессемыслительной деятельности как ее чувственная основа или орудие. Сознание нетолько выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием иязыком не механическая, а органическая. Их нельзя отделить друг от друга неразрушая того и другого.

Посредством языка происходит переход от восприятий ипредставлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. В речичеловек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможностьподвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мыслии чувства человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя только испытав надругих понятность своих слов. Язык и сознание едины. В этом единствеопределяющей стороной является сознание, мышление: будучи отражениемдействительности, оно “лепит” формы и диктует законы своего языкового бытия.Через сознание и практику структураязыка в конечном счете выражает,хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единство — это нетождество. Обе стороны этого единства отличаются друг от друга: сознаниеотражает действительность, а язык обозначает ее и выражает в мысли. Речь — этоне мышление, иначе величайшие болтуны должны были бы быть величайшимимыслителями.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияетна сознание: его исторически сложившиеся нормы, специфичные у каждого народа, водном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышленияот языка не является абсолютной. Мышление детерминируется главным образомсвоими связями с действительностью, язык же может лишь частично модифицироватьформу и стиль мышления.

Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далекодо завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для исследования.

 4. Структура сознания.

Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова подним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, накаком уровне оно осуществляется — биологическом или социальном, чувственном илирациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самымподчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурнойорганизации.

В более узком и специальном значении под сознанием имеют ввиду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую формуотражения действительности. Сознание здесь структурно организовано,представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов,находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознаниянаиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей,а также переживание, то есть определенное отношение к содержанию того, чтоотражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует длянего, это — знание. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение егоновыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознаниевещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясностипонимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозноеосознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения,восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако онине исчерпывают всей его структурной полноты: оно включает в себя и акт вниманиякак свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности вниманияопределенный круг объектов находится в фокусе сознания.

7 стр., 3438 слов

Сознание человека 2

... общества и речи, поэтому сознание человека – результат общественно-исторического развития в процессе деятельности. Деятельность – активность человека, которая направлена на ... сознания, формы его бытия, уровни и виды проявления, элементы и структура, состояние, функционирование и направленность развития являются общественно-историческим продуктом, закономерно связанным со способом жизни человека ...

Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас нетолько познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”,заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит иненавидеть. Познание и творчество — это не холодно-рассудочное, а страстноеискание истины.

Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть неможет человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизничеловеческой личности включает в себя собственно чувства, представляющие собойотношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.),настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) иаффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

В силу определенного отношения к объекту познания знанияполучают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркоевыражение в убеждениях: они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А этоявляется показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненнымориентиром.

Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания.Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека — потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержитв себе как образное выражение, так и чувства.

Познание не ограничивается познавательными процессами,направленными на объект (внимание), эмоциональной сферой. Наши намеренияпретворяются в дело благодаря усилиям воли. Однако сознание — это не суммамножества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, ихинтегральное сложноструктурированное целое.

Сознание — свойство высокоорганизованной материи.

Сознание и мозг.

Человеческий мозг — поразительно сложное образование,тончайший нервный аппарат. Это самостоятельная система и вместе с темподсистема, включенная в состав целостного организма и функционирующая вединстве с ним, регулирующая его внутренние процессы и взаимоотношения свнешним миром. Какие же факты неопровержимо доказывают, что именно мозг естьорган сознания, а сознание — функция человеческого мозга?

Прежде всего тот факт, что от уровня сложности организациимозга зависит и уровень отражательно-конструктивной способности сознания. Мозгпервобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить органом лишьпримитивного сознания. Мозг современного человека, сформировавшийся врезультате длительной биосоциальной эволюции, представляет собойсложноорганизованный орган. Зависимость уровня сознания от степени организациимозга подтверждается еще и тем, что сознание ребенка формируется, как известно,в связи с развитием его мозга, а когда мозг глубокого старца дряхлеет, угасаюти функции сознания.

8 стр., 3813 слов

Тема: «Сознания человека, как предмет философского анализа»

... отношении сознания к бытию, вопрос о тех возможностях, которые предоставляет человеку сознание, и о той ответственности, которую возлагает сознание на человека. Вторичность сознания по отношению к бытию означает, что бытие выступает ... но и творит мир. Сознание с самого начала является общественным продуктом. Оно возникает и развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда ...

Нормальная психика невозможна вне нормально функционирующегомозга. Как только нарушается и тем более разрушается утонченная структураорганизации материи мозга, разрушаются и структуры сознания. Когда повреждаютсялобные доли, больные не могут продуцировать и осуществлять сложные программыповедения; они не имеют устойчивых намерений и легко возбуждаются побочнымираздражителями. При поражении затылочно-теменных отделов коры левого полушариянарушаются ориентировка в пространстве, оперирование геометрическимиотношениями и т.д. Известно, как деформируется духовный мир личности, а нередкопроисходит ее полная деградация, если человек систематически отравляет своймозг алкоголем, наркотиками.

Экспериментальные данные различных наук, таких какпсихофизиология, физиология высшей нервной деятельности и др., неопровержимосвидетельствуют о том, чтосознание неотделимо от мозга: нельзя отделитьмысль от материи, которая мыслит. Мозг с его сложными биохимическими,физиологическими, нервными процессами является материальным субстратомсознания. Сознание всегда связано с этими протекающими в мозгу процессами и несуществует помимо них. Но не они составляют сущность сознания.

 5.2. Материальное и идеальное.Образ ипредмет.

Физиологические механизмы психических явлений нетождественны содержанию самой психики, представляющей собой отражениедействительности в виде субъективных образов. Диалектико-материалистическаяконцепция сознания не совместима ни с идеалистическими воззрениями, отрывающимипсихические явления от мозга, ни со взглядами так называемых вульгарныхматериалистов, отрицающих специфику психического.

Отражение вещей, их свойств и отношений в мозгу, разумеется,не означает их перемещения в мозг или образования их физических отпечатков внем наподобие отпечатков на воске. Мозг не деформируется, не синеет, не холодеет,когда на него оказывают воздействие твердые, синие и холодные предметы.Переживаемый образ внешней вещи есть нечто субъективное, идеальное. Он несводим ни к самому материальному объекту, находящемуся вне мозга, ни к темфизиологическим процессам, которые происходят в мозгу и порождают этот образ.Идеальное есть не что иное, как материальное, “пересаженное” в человеческуюголову и преобразованное в ней.

Духовный мир человека невозможно ни осязать, ни видеть, нислышать, ни обнаружить какими-либо приборами или химическими реактивами. Вмозгу человека никто еще не нашел непосредственно ни одной мысли: мысль,идеальное не имеет существования в физическом и физиологическом смысле этогослова. Вместе с тем, мысли, идеи реальны. Они существуют. Поэтому нельзя считатьидею чем-то “недействительным”. Однако, ее действительность, реальность нематериальна, а идеальна. Это наш внутренний мир, наше личное, индивидуальноесознание, а также весь мир “надличной“ духовной культуры человечества, то естьвнешне объективированные идеальные явления. Поэтому никак нельзя сказать, чтореальнее — материя или сознание. Материя -объективная, а сознание — субъективная реальность.

8 стр., 3825 слов

Мышление, сознание определяются реальным бытием, жизнью людей ...

... мира, впервые оно возникает у человека в процессе становления труда и общественных отношений. Сознание с самого начала есть общественный продукт[5]. Итак, радикальное для ... метод научного познания психического отражения, сознания. В изучении форм общественного сознания – это анализ бытия общества, свойственных ему способов производства и системы общественных отношений; в изучении индивидуальной ...

Сознание принадлежит человеку как субъекту, а необъективному миру. Не существует “ничьих” ощущений, мыслей, чувств. Всякоеощущение, мысль, идея есть ощущение, мысль, идея конкретного человека.Субъективность же образа — это отнюдь не произвольное привнесение чего-то отсубъекта: объективная истина есть тоже субъективное явление. Вместе с тем,субъективное выступает и в смысле неполной адекватности образа оригиналу.

Содержание мысленного образа предмета определяется неанатомо-физиологической организацией человека и не тем, что познающий субъектнаходит непосредственно в природе на основе своего индивидуального опыта. Егосодержание представляет собой синтетическую характеристику объекта, полученнуюв ходе предметно-преобразующей деятельности. Этим открывается принципиальнаявозможность объективного изучения сознания: оно может быть познано через формысвоего выявления в чувственно-практической деятельности.

Субъективный образ как знание, как духовная реальность ифизиологические процессы как его материальный субстрат — качественно разныеявления. Непонимание этой качественной специфики порождало механическуютенденцию их отождествления. Абсолютизация же специфики сознания каксубъективного образа порождает тенденцию противопоставлять идеальное иматериальное и доводить противопоставлениедо полного распада мира надве субстанции — духовную и материальную.

Сознание и объективный мир — противоположности, образующиеединство. Основой его является практика, чувственно-предметная деятельностьлюдей. Именно она и порождает необходимость психического сознательногоотражения действительности. Необходимость сознания, и при этом сознания,дающего верное отражение мира, лежит в условиях и требованиях самой жизни.

 5.3.Активность сознания.

 Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а впроцессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется нетолько как отражение мира, но и как такая духовная деятельность, котораянаправлена на активное, творческое преобразование действительности.

 Содержание сознания обязательно так или иначепрактически реализуется. Но для этого оно приобретает характер замысла, илиидеи. Идея — это не только знание того, что есть, но и планирование того, чтодолжно быть. Идея — это понятие, ориентированное на практическую реализацию.

Творческая деятельность сознания тесно связана спрактической деятельностью человека и с потребностями, возникающими подвлиянием внешнего мира. Потребности, отражаясь в голове человека, приобретаютхарактер цели. Цель — это идеализированная и нашедшая свой предмет потребностьчеловека, такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной формекоторого предвосхищается результат этой деятельности. Цели формируются наоснове всего совокупного опыта человечества и поднимаются до высших форм своегопроявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов. Способность кцелеполаганию — специфически человеческая способность, составляющаякардинальную характеристику сознания. Сознание стало бы ненужной роскошью, еслибы оно быль лишено целеполагания, то есть способности мысленного преобразованиявещей в соответствии с общественными потребностями. Таким образом,взаимоотношения целенаправленной деятельности человека и природы не сводятся кпростому совпадению. В основе целеполагающей деятельности человека лежитнеудовлетворенность миром и стремление изменить его, придать ему формы, необходимыечеловеку, обществу. Следовательно, и цели человека порождены общественнойпрактикой, объективным миром и предполагают его.

9 стр., 4268 слов

Экологическое сознание и экологическое образование человека

... формами общественно-исторической деятельности людей. Сознание представляет собой единство психических процессов, активно участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного бытия. Сознание возникает в процессе трудовой общественно-производственной деятельности людей и ...

Но человеческая мысль способна не только отражатьнепосредственно существующее, но и отрываться от него. Бесконечно многообразныйобъективный мир всеми своими красками и формами как бы светится, отражаясь взеркале нашего “я” и образуя не менее сложный, многообразный и удивительноизменчивый мир. В этом причудливом царстве духа, собственном духовномпространстве, движется и творит человеческая мысль. В сознании людей возникаюти верные и иллюзорные представления. Мысль и движется по готовым шаблонам ипрокладывает новые пути, ломая устаревшие нормы. Она обладает чудеснойспособностью новаторства, творчества.

Признание активного, творческого характера сознания являетсянеобходимым требованием понимания человеческой личности: люди есть продукты итворцы истории. Связь с действительностью осуществляет не само по себесознание, а реальные люди, практически преобразующие мир. Объективный мир,воздействуя на человека и отражаясь в его сознании, превращается в идеальное.Будучи следствием воздействия внешнего миракак причины, сознание,идеальное, в свою очередь, выступает в роли производной причины: сознание черезпрактику оказывает обратное влияние на породившую его действительность.

Активность свойственна не только индивидуальному, личному,но и общественному сознанию, прежде всего прогрессивным идеям, которые,овладевая массами, становятся “материальной силой”.

6. Общественноесознание и его преобразовательнаясила.

Сознание невозможно вывести из одного лишь процессаотражения объектов природного мира: отношение “субъект-объект” не можетпородить сознания. Для этого субъект должен быть включен в более сложнуюсистему социальной практики, в контекст общественной жизни. Каждый из нас,приходя в этот мир, наследует духовную культуру, которую мы должны освоить,чтобы обрести собственно человеческую сущность и быть способными мыслитьпо-человечески. Мы вступаем в диалог с общественным сознанием, и этопротивостоящее нам сознание есть реальность, такая же, как, например,государство или закон. Мы можем взбунтоваться против этой духовной силы, но также, как и в случае с государством, наш бунт может оказаться не толькобессмысленным, но и трагичным, если мы не будем учитывать те формы и способыдуховной жизни, которые нам объективно противостоят. Чтобы преобразоватьисторически сложившуюся систему духовной жизни, нужно ею сначала овладеть.

Общественное сознание возникло одновременно и в единстве свозникновением общественного бытия. Природе в целом безразлично существованиечеловеческого разума, а общество не могло бы без него не только возникнуть иразвиваться, но и просуществовать ни одного дня и часа. В силу того, чтообщество есть объективно-субъективная реальность, общественное бытие иобщественное сознание как бы “нагружены” друг другом: без энергии сознанияобщественное бытие статично и даже мертво.

Сознание реализуется в двух ипостасях: отражательной иактивно-творческой способностях. Сущность сознания в том и состоит, что ономожет отражать общественное бытие только при условии одновременногоактивно-творческого преобразования его. Функция опережающего отражения сознаниянаиболее четко реализуется в отношении общественного бытия, котороесущественным образом связано с устремленностью в будущее. Это неоднократноподтверждалось в истории тем обстоятельством, что идеи, в частностисоциально-политические, могут опережать наличное состояние общества и дажепреобразовывать его. Общество есть материально-идеальная реальность.Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций ит.п., то есть того, что составляет содержание общественного сознания и образуетдуховную реальность, выступает составной частью общественного бытия, так каконо дано сознанию отдельного индивида.

Но подчеркивая единство общественного бытия и общественногосознания, нельзя забывать и их различие, специфическую разъединенность.Историческая взаимосвязь общественного бытия и общественного сознания в ихотносительной самостоятельности реализуется таким образом, что если на раннихэтапах развития общества общественное сознание формировалось поднепосредственным воздействием бытия, то в дальнейшем это воздействиеприобретало все более опосредованный характер — через государство,политические, правовые отношения и др., а обратное воздействие общественногосознания на бытие приобретает, напротив, все более непосредственный характер.Сама возможность такого непосредственного воздействия общественного сознания наобщественное бытие заключается в способности сознания правильно отражать бытие.

Итак, сознание как отражение и как активно-творческаядеятельность представляет собой единство двух нераздельных сторон одного и тогоже процесса: в своем влиянии на бытие оно может как оценивать его, вскрывая егопотаенный смысл, прогнозировать, так и через практическую деятельность людейпреобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не толькоотражать бытие, но активно способствовать его перестройке. В этом и заключаетсята исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает егообъективно необходимым и реально существующим элементом любого общественногоустройства.

Тот факт, что общественное сознание включает в себя разныеуровни (обыденно-житейское, теоретическое, общественную психологию, идеологию ит.д.), и то, что каждым уровнем сознания общественное бытие отражаетсяпо-разному, как раз и составляет реальную сложность в понимании феноменаобщественного сознания. И поэтому нельзя рассматривать его как простую суммупонятий “сознание” и “общественное”.

Обладая объективной природой и имманентными законамиразвития, общественное сознание может как отставать, так и опережать бытие врамках закономерного для данного общества эволюционного процесса. В этом планеобщественное сознание может играть роль активного стимулятора общественногопроцесса, либо механизма его торможения. Мощная преобразовательная силаобщественного сознания способна воздействовать на все бытие в целом, вскрывая смыслего эволюции и предсказывая перспективы. В этом плане оно отличается отсубъективного (в смысле субъективной реальности) конечного и ограниченногоотдельным человеком индивидуального сознания. Власть общественного целого надиндивидом выражается здесь в обязательном принятии индивидом историческисложившихся форм духовного освоения действительности, тех способов и средств, спомощью которых осуществляется производство духовных ценностей, того смысловогосодержания, которое накоплено человечеством веками и вне которого невозможностановление личности.