Общая психология 5

Вопросы к контрольной работе

1. Психология как наука.

2. Основные этапы развития психологии.

3. Предмет, задачи и структура современной психологии.

4. Методы психологии. Классификация методов. Основные методы психологических исследований.

5. Возникновение и развитие психики в филогенезе.

6. Возникновение и развитие сознания человека. Структура, функции сознания.

7. Сознание и бессознательное

8. Самосознание человека. Нарушение сознания.

9. Общее понятие о личности.

10. Современные зарубежные психологические теории личности. Развитие личности.

11. Психологическая структура личности.

12. Личность и ее формирование.

13. Самосознание личности. «Я-концепция».

14. Механизмы психологической защиты.

15. Понятие о строении человеческой деятельности.

16. Понятие и виды общения. Роль общения в психическом развитии человека.

17. Ощущение как психический процесс и его особенности.

18. Понятие и виды общения. Роль общения в психическом развитии человека.

19. Основные свойства и особенности общения.

20. Общая характеристика и физиологические основы восприятия.

21. Виды и свойства восприятия.

22. Общая характеристика памяти.

23. Виды памяти. Закономерности.

24. Процессы памяти. Формирование и развитие памяти.

25. Понятие о мышлении. Операции и виды мышления.

26. Мышление и речь. Функции речи. Виды речи.

27. Общее понятие о воображении.

28. Физиологические основы воображения.

29. Виды, приемы воображения. Функции воображения, его развитие.

30. Понятие о внимании. Свойства и виды внимания.

31. Внимание как функция умственного контроля, по Гальперину П.Я.

32. Понятие об эмоциях. Функции эмоций. Виды и формы эмоций.

33. Основные свойства эмоциональных переживаний.

34. Понятие о воле. Теории воли.

35. Волевая регуляция поведения.

36. Темперамент. Типы темпераментов.

37. Свойства темперамента.

38. Темперамент и личность.

39. Учение о характере. Структура характера.

6 стр., 2541 слов

Понятие, виды и свойства ощущений.

... то есть ошибочных восприятий реальных предметов и явлений. 14) Внимание: понятие, виды, свойства. Связь с другими познавательными процессами. Ответ: Внимание не является ... результате взаимодействия анализаторов и упражнений (развитие высокого слуха у детей занимающихся музыкой). 13) Характеристики и закономерности восприятия: понятие, свойства, виды. Ответ: Восприятие — это психический ...

40. Типология характеров. Акцентуация характера.

41. Общее понятие о способностях.

42. Виды способностей. Формирование способностей.

43. Основные направления развития отечественной психологии.

44. Основные направления развития зарубежной психологии.

45. Предыстория донаучной психологии.

46. Развитие психологии как науки.

47. Феномен бессознательного и психоанализ.

48. Бихевиоризм и проблема объективного проявления психики.

49. Гуманистическая психология (К. Роджерс, Г. Оллорт, А. Маслоу).

50. Гештальтпсихология — и проблема целостного анализа психики.

51. Когнитивная психология.

Третий вопрос

Практические опросы к контрольной работе по психологии. Задание 1.Выберите наиболее полные и правильные суждения и прокомментируйте Ваш выбор:

  • Психология – наука, изучающая основные закономерности поведения человека и животных, как отражающие объективную реальность;
  • Психология – наука, занимающаяся изучением переживаний и психических состояний. которые устанавливаются посредством интроспекции;
  • Психология — наука изучающая закономерности развития и функционирования психики, как определенной реальности;
  • Психология – отрасль естественного знания, занимающаяся исследованием развития и функционирования нервной системы;

Дайте определение предмета научного исследования. Выберите наиболее полные и правильные суждения и прокомментируйте Ваш выбор:

  • Предмет психологии – исследование закономерностей функционирования психики как определенной реальности;
  • Предмет психологии – исследование поведения человека, реализующее и отражающее закономерности определенной реальности;
  • Предмет психологии – изучение переживаний и психических состояний, которые устанавливаются посредством интроспекции;
  • Предмет психологии – изучение и описание различных эмоциональных состояний человека, как отражающих закономерности объективной реальности;

Дайте определение объекта научного исследования. Выберите правильное суждение и прокомментируйте Ваш выбор:

  • Объект психологического исследования – человек;
  • Объект психологического исследования – человек и животные;
  • Объект психологического исследования – животные;

Задание 2. С точки зрения психологии человека от животного отличает наличие следующей особенности:

  • Психики;
  • Речи;
  • Сознания;
  • Индивидуальности;

Самое существенное свойство психики это:

  • Эмоции;
  • Индивидуальность;
  • Отражение;
  • Чувства;

Прокомментируйте следующие суждения:

  • На данном этапе развития психология не является наукой, т.к. эта область знания сегодня мало формализована, не имеет фундаментальных законов и имеет очень условную прогностическую функцию;
  • Психология должна заниматься тем, что можно реально наблюдать – т.е. поведением.
  • При изучении психических явлений следует обращать внимание только на то, что самоанализу – т.е. только на осознаваемое;
  • При изучении психических явлений всегда следует обращать внимание на материальные причины, их вызвавшие;

Задание 3. Выберите правильный вариант ответа:

  1. Бихевиоризм: а) опирался на схему «S-R»; б) превратил психологию в психологию без психики; в) ввел понятие научения; г) заложил идеи программированного обучения; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  2. психоанализ: а) опирался на практику лечения неврозов; б) сделал предметом рассмотрения бессознательные явления; в) ввел в психологию метод свободных ассоциаций; г) утверждал, что психическая жизнь человека подчинена дихотомии принципов удовольствия и реальности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  3. Гештальтпсихология: а) сделала предметом психологии образы восприятия; б) определила гештальт как форму, структуру, целостную конфигурацию; в)ввела в психологию идею инсайта; г) определила гештальты как элементы сознания; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  4. Гуманистическая психология: а) ориентирована на расцвет всех потенциальных возможностей человека; б) сделала целью воспитания личностный рост; в) отводит главную роль индивидуальному опыту; г) опирается на учение богословов; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  5. Психология деятельности: а) сделала предметом исследования поведенческий акт; б) ввела понятие установки в) сделала предметом рассмотрения деятельность как вид появления психической активности; г) занимается проблемами адаптации и социализации; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

Задание 4. Сравните понятия по предложенному образцу: а) 1- психика, 2- сознание; б) 1- сознание, 2 – отражение; в) 1-психика, 2- сознание; Выберите правильный вариант ответа:

  1. Недостатком метода интервьюирования является: а) структурированность; б) гало-эффект; в) неструктурированность; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.
  2. К ситуативному тестированию относятся: а) анкетирование; б) опросники типа «карандаш-бумага»; проективные тесты; в) имитация реальных условий жизни; г) наблюдение; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  3. Надежность личностных опросников это: а) близкие показатели для одного и того же человека; б) измерение тестом именно заявленного параметра; в) обоснование нужного числа опытов для достижения правильного результата; г) определение необходимого числа опытов; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  4. Валидность личностных опросников это: а) близкие показатели для одного и того же человека; б) измерение тестом именно заявленного параметра; в) обоснование нужного числа опытов для достижения правильного результата; г) определение необходимого числа опытов; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

Задание5. Выберите правильные варианты ответа:

  • Психоаналитик: а) помогает преодолеть легкие психоэмоциональные нарушения с помощью психоанализа; б) занимается диагностикой и коррекцией неуспеваемости в школе; в) ставит медицинские диагнозы; г) может не знать психологической теории; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  • Психиатр: а) помогает преодолеть легкие психоэмоциональные нарушения с помощью психоанализа; б) занимается диагностикой и коррекцией неуспеваемости в школе; в) ставит медицинские диагнозы; г) может не знать психологической теории; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.
  • Клинический психолог: а) выполняет те же функции, что и психиатр; б) использует групповые формы работы; в) выполняет только психотерапевтические функции; г) может не знать психологической теории; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

Заполните пропуски в утверждениях:

  • Древних мыслителей, рассматривавших вопросы души, условно можно разделить на два направления: одухотворявших мироздание — …………… и оживлявших — ……………..
  • Во времена античности предметом психологического рассмотрения считали ……….
  • Сознание стало предметом психологического рассмотрения в эпоху ……….
  • Сегодня наиболее крупные течения психологии рассматривают в качестве ее предмета психику и …………
  • В 1879 г. в Лейпциге Вильгельм Вундт открыл первую психологическую лабораторию, которая занималась исследованием простейших структур осознаваемого внутреннего опыта, таким образом было основано направление психологии, получившее название ……….
  • В 1881 г. Уильям Джеймс в США начал исследовать различные функциональные состояния психики, которые позволили бы выработать различные формы поведения. Так было основано направление психологии, получившее название ………..

Задание 6. Заполните пропуски в утверждениях:

12 стр., 5944 слов

В Древней Греции наиболее известные описания психических явлений ...

... психических явлений были даны философами Гераклитом, Демокритом, Анаксагором, Гиппократом, Сократом, Платоном и Аристотелем. Согласно учению Гераклита(530— ... подвижные из них — это атомы души. Трактат Аристотеля «О душе» стал первым специальным психологическим сочинением, в котором ... как механическая система; б) сознание — способность человека путем внутреннего наблюдения получать достоверное знание о ...

13 стр., 6235 слов

Ответы. Психология развития

... 2. понятие возраста в психол. Развития В психологии принято различать:1. Календарный возраст 2. Биологический возраст (степень изношенности организма человека: в 20л выглядеть на 50) 3. ... однако развитие прежде всего характеризуется качественными изменениями – появлением новообразований. 4.Связь психологии развития с другими отраслями психологической науки. 5. Факторы психического развития. ЛС ...

  • Джон Уотсон утверждал, что психология должна рассматривать те явления, которые доступны наблюдению, и предложил отказаться от психики в качестве предмета психологического исследования. Это направление получило название ………..
  • Зигмунд Фрейд утверждал, что предметом психологического исследования должно стать выявление неосознаваемых мотивов поведения человека. Таким образом было создано направление, получившее название ……….
  • Курт Левин настаивал на неделимости психических явлений, утверждая, что предметом психологического рассмотрения должна стать психическая жизнь человека в комплексе – это направление получило название………….
  • Абрахам Маслоу утверждал, что задачей развития личности является реализация творческого потенциала, к которой стремится, по его мнению, каждый человек, но достигают этого состояния, названного им самоактуализацией немногие, так как для этого необходимы определенные условия, это направление психологии было названо …………
  • Выготский утверждал, что предметом психологического рассмотрения должна стать деятельность, так как, по его мнению, психику можно наблюдать только в процессе деятельности, эти явления взаимозависимы и невозможны друг без друга. Он принадлежал к направлению психологии, названному ……………..

Задание7.Выберите правильный ответ из предложенных:

  1. Античные философы, говоря о душе, считали, что она:
  • Материальна
  • Нематериальна
  • Смертна
  • Бессмертна
  • Какой античный философ, представляя душу, состоящей из атомов, представлял ее в виде трех отделов, расположенных в голове, груди и печени?
  • Демокрит
  • Пифагор
  • Платон
  • Аристотель

  1. Какой античный философ придерживался мнения о бессмертии и переселении

душ?

7 стр., 3315 слов

Тестовые задания для промежуточного контроля Тестовые задания ...

... е) изображает действия конкретных взрослых Тестовые задания по теме «Психология развития дошкольника» Задание 3. Инструкция: Выберите правильный ответ. 1. Сенсорное развитие — это: а) развитие анализаторов; б) ознакомление с эталонами; ...

  • Демокрит
  • Пифагор
  • Платон
  • Аристотель

4. Какой античный философ говорил о неделимости души и тела, наделял

душой только «естественные» тела и утверждал, что душа смертна, за

исключением одной ее части – разума?

  • Демокрит
  • Пифагор
  • Платон
  • Аристотель

  1. Какой античный философ делил душу на две части – рациональную и

иррациональную?

  • Демокрит
  • Пифагор
  • Платон
  • Аристотель
  1. Какого религиозного философа можно назвать предтечей психоанализа, но без

психоаналитика, так как он видел источник психологических знаний в самонаблю-

дении?

  • Блаженный Августин
  • Фома Аквинский
  • Леонардо да Винчи

  1. Какой религиозный философ придерживался мнения о том, что душа нематериальна, неуничтожима, бессмертна, и выделял три ее составляющие: разумную, вегетативную и сенситивную?
  • Демокрит
  • Блаженный Августин
  • Фома Аквинский
  • Аристотель

  1. Какой философ эпохи Нового времени разделил психические и физиологические процессы, видел источником психологических знаний самонаблюдение, а привлечение души в психологию излишним?
  • Френсис Бэкон
  • Рене Декарт
  • Джон Локк
  • Готфрид Лейбниц

8. Какой философ эпохи Нового времени видел опыт источником духовной жизни человека, и опыт же, по его мнению, порождал идеи, которые и лежат в основе сознания?

  • Френсис Бэкон
  • Рене Декарт
  • Джон Локк
  • Готфрид Лейбниц

  1. Какой ученый эпохи Нового времени впервые заявил, что в психике человека есть явления, недоступные самоанализу?
  • Френсис Бэкон
  • Рене Декарт
  • Джон Локк
  • Готфрид Лейбниц

Задание 8. Проанализируйте отрывки:(опишите, с чем согласны или нет и почему)

  • «…надлежит в отношении каждого существа исследовать, какая у него душа, например, какова она у растения, человека, зверя. Ведь без растительной способности не может существовать ощущающая. Между тем, у растений растительная способность имеется раздельно от ощущающего начала. … Наконец, некоторые живые существа в самом незначительном числе одарены способностью логического мышления и рассудком. Ибо, что касается тех смертных существ, которым свойственно логическое начало, то у них имеются также все остальные способности, а из тех, кто одарен одной из этих способностей, не всякий обладает логической силой, наоборот – у некоторых отсутствует даже воображение, другие же живут только им одним. Что касается теоретического разума, то его надо исследовать особо. Таким образом, ясно, что исследование каждой отдельной способности души является наиболее подобающим рассмотрением души в целом.» Аристотель
  • «Всякая душа ведает всем неодушевленным, распространяется же она по всему небу, принимая порой разные образы. Будучи совершенной и окрыленной, она парит в вышине и правит миром, если же она теряет крылья, то носится, пока не натолкнется на что-нибудь твердое – тогда она вселяется туда, получив земное тело… А что зовется живым существом, — все вместе, то есть сопряжение души и тела, получило прозвание смертного… Что касается главнейшего вида нашей души, то ее должно мыслить себе как демона, приставленного к каждому из нас богом; Это тот вид который… обитает на вершине нашего тела и устремляет нас от земли к родному небу как небесное, а не земное порождение.» Платон
  • «От чего мы получаем добро, от того же самого мы можем получить и зло, а также средство избежать зла. Так, например, глубокая вода полезна во многих отношениях, но, с другой стороны, она вредна, так как есть опасность утонуть в ней. Вместе с тем найдено средство избегнуть этой опасности, средство обучения плаванию.» Демокрит

  • «Мне стало ясно, что только доброе может стать хуже. Если бы это было абсолютное добро или вовсе бы не было добром, то оно не могло бы стать хуже. Абсолютное добро не может стать хуже, а в том, в чем вовсе нет добра, нечему стать хуже. Ухудшение наносит вред; Если бы оно не уменьшало доброго, оно бы вреда не наносило. И так или ухудшение не наносит вреда – чего быть не может, — или – это совершенно ясно – все ухудшающееся лишается доброго. Если оно совсем лишится доброго, оно вообще перестанет быть. Если же останется и не сможет более ухудшиться, то станет лучше, ибо пребудет неухудшающимся. Не чудовищно ли, однако, утверждать, что при полной потере доброго оно станет лучше? Если, следовательно, оно вовсе лишится доброго, то его вообще и не будет; Значит, пока оно существует, оно доброе, и, следовательно, все что есть – есть доброе, а то зло, о происхождении которого я спрашивал, не есть субстанция; Будь оно субстанцией, оно было бы добром, или субстанцией, не подверженной ухудшению вовсе, т.е. великой и доброй. Или же субстанцией, подверженной ухудшению, что было бы невозможно, не будь в ней доброго.» Блаженный Августин.

Задание 9. Проанализируйте отрывки:(опишите, с чем согласны или нет и почему)

  • «Под словом мышление я понимаю все то, что совершается в нас осознанно, поскольку мы это понимаем. Таким образом, не только понимать, хотеть, воображать, но также и чувствовать есть то же самое, что мыслить… Если я буду разуметь само чувство или осознание зрения или ходьбы, то, поскольку в этом случае они будут сопряжены с мыслью, коя одна только чувствует или осознает, что она видит или ходит, заключение мое окажется вполне верным… Та сила, посредством которой мы, собственно и познаем вещи, является чисто духовной и отличается от тела в целом не менее, чем кровь от кости или рука от глаза.» Рене Декарт.
  • «Все, что ум замечает в себе и что есть непосредственный объект восприятия, мышления или понимания, я называю «идеею»; Способность, вызывающую в нашем уме какую-нибудь идею, я называю «качеством» предмета, в котором эта способность находится. Так, снежный ком способен порождать в нас идеи белого, холодного и круглого. Поэтому силы, вызывающие эти идеи в нас, поскольку они находятся в снежном коме, я называю «качествами», а поскольку они суть ощущения или восприятия в нашем разуме, я называю их «идеями».Если я говорю иногда об идеях, как бы находящихся в самих вещах, я понимаю под ними те качества предметов, которые вызывают в нас идеи.» Джон Локк.
  • «Психоанализ относится к психиатрии приблизительно как гистология к анатомии: одна изучает внешние формы органов, другая – их строение из тканей и элементарных частичек. Противоречие между этими двумя видами изучения, одно из которых продолжает другое, просто трудно себе представить. Вы знаете, что сегодня анатомия считается основой научной медицины, но было время, когда вскрывать человеческие трупы для того, чтобы познакомиться с внутренним строением тела, было так же запрещено, как сегодня кажется предосудительным заниматься психоанализом, чтобы узнать о внутреннем механизме душевной жизни. И может быть, в недалеком будущем мы поймем, что глубоко научная психиатрия не возможна без хорошего знания глубоко лежащих, бессознательных процессов в душевной жизни.» З. Фрейд.

Задание 10. Прокомментируйте приведенный отрывок. Что первично в познавательной деятельности человека: ощущение или восприятие?

В ходе повторяющегося всматривания в предмет происходит истолкование увиденного. Оно основывается на вычленении определенных частей и сегментов предмета, на таком сопоставлении этих частей и элементов, которое позволяет увидеть, «что» является главным и определяющим в предмете. В ходе такого сопоставления частей между собой отдельно и в группе, сопоставления их с целым происходит выявление соотношений между ними, усмотрение назначения предмета, раскрытие его существенных свойств. При таком рассмотрении некоторые отдельные стороны или качества предмета делаются для нас «ориентирами», которые позволяют лучше всего понять и поэтому по-настоящему увидеть, что такое находится перед нами. (П.М. Якобсон)

5 стр., 2057 слов

Q: Выберите верный ответ

... Д) Тип поселения № 35 Выберите верный ответ Интернет как фактор социализации пользователей влияет на: 1) семейную социализацию 2) уровень жизни членов общества 3) развитие планетарного ... целенаправленно осуществляемый процесс Б) человек как член социума в единстве его индивидуальных и общественных характеристик В) противоречивое, закономерное развитие личности, отношения технологии организации и ...

12 стр., 5664 слов

Влияние музыки на состояние человека и на процессы формирования личности у детей

... что музыка должна быть обязательным элементом в процессе формирования личности человека, обособления его в мире как индивидуума, поиска им ... поступках, в рождении и смерти. Через нахождение этого верного ритма человек, рассматриваемый как своего рода микрокосмос, мог гармонично войти ... же музыка столь значима для человека и имеет над ним такую власть? Однозначного ответа на этот вопрос у ученых ...

21 стр., 10354 слов

Связь функциональных состояний и образа жизни личности

... образа жизни личности. Гипотеза - функциональные состояния личности не будут зависеть от образа жизни человека (здорового образа жизни). Методы исследования: теоретический анализ понятий: образ жизни, здоровый образ жизни ... качеств и свойств организма человека, которые прямо или косвенно определяют его деятельность. Итак, функциональное состояние -- это системный ответ организма, обеспечивающий его ...

Задание 11. Попробуйте доказательно обосновать, что: (описать доказательство)

  • Иллюзии восприятия не могут служить аргументом в пользу непозанаваемости мира;
  • Восприятие человека не является зеркальной копией того, что существует вне его;
  • Восприятие человека субъективно;
  • Образы восприятия одного человека непосредственно недоступны сознанию другого;
  • Одного восприятия недостаточно для адекватного отражения действительности;
  • Процессы восприятия имеют своей физиологической основой деятельность мозга;

Задание 12.Верны ли следующие утверждения? Ответ обоснуйте письменно.

  • Функции рецепторов зависят от уровня развития мозга.

  • Адаптация состоит в том, что мы быстро перестаем замечать тиканье часов.
  • Физиологический порог ощущений определен генетически.
  • Мозг испытывает информационную перегрузку, если он не может осуществить выбор среди большого количества сигналов.
  • У каждого биологического вида свое восприятие действительности, создаваемое специфическими ощущениями.
  • Интуиция основана на подпороговых ощущениях.

Проанализируйте отрывки:(опишите, с чем согласны или нет и почему)

  • «Под словом мышление я понимаю все то, что совершается в нас осознанно, поскольку мы это понимаем. Таким образом, не только понимать, хотеть, воображать, но также и чувствовать есть то же самое, что мыслить… Если я буду разуметь само чувство или осознание зрения или ходьбы, то, поскольку в этом случае они будут сопряжены с мыслью, коя одна только чувствует или осознает, что она видит или ходит, заключение мое окажется вполне верным… Та сила, посредством которой мы, собственно и познаем вещи, является чисто духовной и отличается от тела в целом не менее, чем кровь от кости или рука от глаза.» Рене Декарт.

Задание 13. Обобщите смысл приведенных высказываний. Определите, что общего и различного в эмоциях и чувствах.Опишите.

1 Эмоции – это есть работа инстинкта, а чувства – горечь, печаль и т.д. – это уже статья другая, это связано с затруднением деятельности больших полушарий… 2.Чувства связаны с самым верхним отделом, и все они привязаны ко второй сигнальной системе. (И.П. Павлов)

3.Чувства сложнее эмоций, поскольку испытывают на себе влияние не только и не столько психофизиологических процессов, сколько всей совокупности индивидуальных особенностей личности, ее жизненного опыта, мировоззрения и ее социальных отношений. (Б.Д. Парыгин)

4.Эмоции отражают не предметы и явления реального мира, а объективные отношения, в которых эти предметы и явления находятся к нуждам организма. 5.Эмоции, не являясь еще формой познания, вызывают не образ предмета или явления, а переживание. (К.К. Платонов).

10 стр., 4554 слов

Двигательная активность человека в различные периоды жизни

... импринтинга заглушает «инстинкт свободы» и прививает человеку психологию подчинения. Грудной возраст (до одного года) из всех периодов жизни человека характеризуется наиболее бурным развитием абсолютно всех ... здоровья, подготовки личности к плодотворной трудовой, общественно важной деятельности – занятия физической культурой и спортом. Сегодня мы вряд ли найдём образованного человека, который отрицал ...

Задание 14.. Проанализируйте следующие утверждения. Оцените их правильность с точки зрения современных представлений об эмоциях.Опишите.

  • Чувства и эмоции человека имеют животное происхождение, и по мере развития психики они будут исчезать.
  • Человеку грустно, потому что он плачет, а не наоборот.
  • Одни и те же физиологические сдвиги могут сопровождать несколько различных эмоций.
  • Чувства непередаваемы языком слов и движений.
  • Без эмоций невозможны познание и деятельность.
  • Разум всегда способен взять верх над эмоциями.
  • Эмоциональная жизнь человека в корне отличается от эмоций животных.
  • Эмоции являются источником силы для нервных клеток коры больших полушарий, выполняя роль своеобразного аккумулятора нервной энергии.

Задание 15. Ответьте на вопросы психологии восприятия.Письменно.

  • Верно ли, что лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать?
  • Почему в аэропорту, когда вы ждете прибытия определенного самолета, объявление по радио звучит так: «Самолет, прибывающий рейсом (что-то неразборчиво), опаздывает на (опять неразборчиво) минут» — самые нужные слова расслышать не удается?
  • Мог ли Тарзан научиться читать, рассматривая книги в хижине родителей?
  • Почему в детстве время субъективно течет медленнее, чем в зрелом возрасте и старости?
  • Почему на детских утренниках часто можно услышать «порою волк, сердитый волк, с лисою пробегал» вместо «рысцою пробегал»; а вместо «мороз снежком укутывал» — «мороз мешком укутывал»?
  • Почему болевых рецепторов в 10 раз больше на пальцах, чем на ладонях?

Задание 16. С точки зрения современной психологии прокомментируйте высказывания:

  • «Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней» Марк Аврелий.
  • «Человек страдает не столько от того, что происходит, столько от того, как он оценивает происходящее» Мишель Монтень.
  • «Страшно не то, что вас обманули или обокрали, страшно, если вы постоянно помните об этом» Конфуций.
  • «Я был убит горем, потому что у меня не было туфель, до тех пор, пока не встретил человека, у которого не было ног» Гарольд Абботт.
  • «Когда мы наслаждаемся отдыхом и, кажется должны чувствовать себя счастливыми, нас подстерегает дьявол беспокойства. Ведь именно в эти минуты мы задумываемся о том, чего не достигли в жизни, что топчемся на месте, становимся лысыми, некрасивыми и т.д.» Дейл Карнеги.

Задание 17.Какие из приведенных высказываний кажутся Вам правильными? Ответ обоснуйте письменно

  • Под личностью понимается совокупность тех относительно устойчивых свойств и склонностей индивида, которые отличают его от других.
  • Личность – это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению.
  • Личность – это индивидуально выраженное всеобщее.
  • Личность – дееспособный член общества, осознающий свою роль в нем.
  • Личность – совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.

Задание18. Выберите правильный ответ из предложенных:

  1. Человека как индивида характеризуют: а) рост; б) цвет глаз и волос; в) тип высшей нервной деятельности; г) принадлежность к расе; д) все ответы верны; е) все ответы не верны;
  2. Свойства человека, обусловленные биологическими факторами: а) задатки; б) лидерство; в) нравственность; г) гуманность; д) все ответы верны; е) все ответы не верны;
  3. Личностные свойства, обусловленные социально: а) инстинкты; б) ценностные отношения; в) музыкальный слух; г) острота зрения; д) рефлексы; е) все ответы верны; ж) все ответы не верны;
  4. Важнейшими элементами психологической структуры личности являются : а) способности; б) направленность; в) темперамент; г) характер; д) все ответы верны; е) все ответы не верны;
  5. Личность это: а) совокупность относительно устойчивых свойств и наклонностей индивида, которые отличают его от других; б) это комбинация всех относительно устойчивых индивидуальных различий, поддающихся измерению; в) индивидуально выраженное всеобщее г) все ответы верны; д) все ответы не верны;
  6. Человека можно считать сложившейся личностью если а) в его мотивах есть иерархия; б) у него есть способности к сознательному управлению собственным поведением; в) у него есть нравственные ценности и гуманистические установки; г) он является творческим субъектом; д) все ответы верны; е) все ответы не верны;
  7. процесс социализации состоит в следующем: а) привитие ребенку нравственных норм; б) усвоение ребенком общекультурного опыта; в) воспроизводстве ребенком социальных правил и норм; г) познании действительности; д) все ответы верны; е) все ответы не верны;

Задание 19. Проанализируйте отрывки:

  • «…в свете индивидуальной психологии уменьшается важность проблемы наследственности, так как важно не то, что человек наследует, а то что он делает со своей наследственностью в ранние годы, — иными словами, важен прототип, который формируется ребенком в его окружении. Наследственность, конечно же, ответственна за врожденные органические дефекты, но наша задача в данном случае заключается в том, чтобы облегчить частные трудности и поместить ребенка в более благоприятную ситуацию… мы считаем, что социальный интерес – это наиболее важный фактор в подходе к воспитанию и лечению… только смелые и уверенные в себе люди, чувствующие себя в мире как дома, могут извлекать преимущества как из благ жизни, так и из ее трудностей. Они знают, что трудности существуют, но они также знают, что в состоянии их преодолеть. Они готовы к любым проблемам жизни, которые неизменно оказываются социальными проблемами. Чтобы быть человеком, необходимо быть подготовленным к социальному поведению. У трех типов детей (детей с поврежденными органами, избалованных и отвергнутых детей), формируется прототип с наименьшей степенью социальной общности. У них отсутствует такая ментальная установка, которая бы помогла им воплощать их жизненные планы или разрешать проблемы. Чувство поражения рождает в прототипе ошибочную установку в отношении жизненных проблем и тенденцию развивать личность в бесполезном направлении. В противоположность этому наша задача в лечении этих пациентов заключается в том, чтобы направить их поведение в полезную сторону и закрепить общую позитивную установку в отношении жизни и общества» А. Адлер.

Задание 20. Проанализируйте отрывки:

  • «Никто не в состоянии воспитать личность, если он сам не является личностью. И не ребенок, а только взрослый может достичь этого уровня развития в качестве спелого плода жизненных свершений, направленных на эту цель. Ведь достичь уровня личности означает максимально развернуть целостность индивидуальной сущности… Личность – высшая реализация врожденного своеобразия у отдельного существа. Личность – результат наивысшей жизненной стойкости, абсолютного приятия индивидуально сущего и максимально успешного приспособления к общезначимому при величайшей свободе выбора. Воспитать человека таким – это, по-моему, немалое дело… Личность развивается в течение всей жизни человека из темных или даже вовсе необъяснимых задатков, и только наши дела покажут, кто мы есть. …Личность как полная реализация целостности нашего существа – недостижимый идеал. Однако недостижимость не является доводом против идеала, потому что идеалы – не что иное, как указатели пути, но никак не цели.» К.Г. Юнг.

Задание 21 . Проанализируйте отрывки:

  • «Прежде чем приступить к обсуждению психологической проблемы эгоизма и себялюбия, следует указать на логическую ошибку в утверждении, что любовь к себе и любовь к другим взаимно исключают друг друга. Если любовь к ближнему как к человеческому существу – добродетель, то и любовь к себе добродетель, а не грех, поскольку я – ведь тоже человеческое существо. Не существует понятия человека, в которое не включался бы я сам. Учение, настаивающее на подобном исключении, внутренне противоречиво. Идея, выраженная в библейской заповеди «люби ближнего твоего как самого себя», подразумевает, что уважение к своей личности, ее полноте и уникальности, любовь к себе, понимание своего собственного «я» неотделимо от уважения, любви и понимания другого. Любовь к собственной личности нераздельно связана с любовью к личности другого… Любовь есть проявление собственной энергии, способности любить, а любовь к другому человеку – это актуализация и концентрация этой энергии по отношению к нему. Идея романтической любви, согласно которой только один человек в мире может быть предметом собственной любви и что главная задача найти именно этого человека, — ошибочна. Не верно и то, что любовь к нему, уж если повезет встретить такого человека, будет иметь результатом отказ от любви к другим. Любовь, которая может переживаться только по отношению к одному человеку, этим самым фактом как раз и показывает, что это не любовь, а симбиотическое отношение…. Любовь к одному человеку предполагает любовь к человеку как к таковому. Своего рода «разделение труда» как говорит Уильям Джеймс проявляющееся, например, в том, что человек любит свою семью, но остается бесчувственным, когда речь идет о людях «посторонних», есть показатель изначальной неспособности любить… Любовь к себе и эгоизм не только не идентичны, они диаметрально противоположны. Эгоист любит себя так же мало, как и других; фактически он даже ненавидит себя. Действительно эгоисты не способны любить других, но они неспособны также любить и самих себя. Эгоизм будет проще понять, если сравнить его с таким отношением к другому, которое характеризуется ненасытностью, как отношение чрезмерно заботливой и целиком поглощенной своей заботой матери к своему ребенку. Хотя она и считает, что горячо любит свое дитя, на самом деле ею владеет глубоко скрытая и подавленная враждебность к нему. Она сверхзаботлива не потому что слишком сильно его любит, но потому, что вынуждена компенсировать свою неспособность вообще любить его.» Э. Фромм.

Задание 22 . Проанализируйте отрывки:

  • «Будем подразумевать под термином личность все то, чем обладает индивид ( в действительности или в потенции) и его возможности (действительные или потенциальные) в отношении реакций. Под тем, чем он обладает, мы подразумеваем, во-первых, общую массу его организованных навыков, социализированные и урегулированные инстинкты, социализированные и умеренные эмоции и сочетания и взаимоотношения этих последних и, во-вторых, высокие коэффициенты как пластичности (способности образования новых навыков и видоизменения старых), так и способности удержания (готовность установления навыков функционировать после периода непользования ими).

    Рассматриваемый с другой точки зрения актив его – это так часть снаряжения индивида, которая служит его приспособлению и равновесию в настоящей среде и также потенциальные или возможные факторы, которые подготовили бы его подъем для того, чтобы справиться с изменившейся средой. Выражаясь подробнее, мы подразумеваем, что можем перечислить причины его настоящей неприспособленности в таких терминах, как «недостаточность навыков» «отсутствие общественных инстинктов» (инстинкт, неизмененный навыком), «бурность эмоций» или «недостаток или отсутствие эмоций», и что мы можем заключить, что с его настоящим снаряжением и эластичностью индивид не в состоянии достигнуть удовлетворительного приспособления ни к настоящей обстановке, ни, может быть, к какой-нибудь другой. В том случае, когда его потенциальный актив достаточен, мы можем перечислить и начать запечатление тех факторов, которые будут пригодны для его приспособления. Этот способ рассматривания личности требует как будто нормы для приспособленности и как будто предполагает, что такая норма действительно существует. Норма, которой мы пользуемся в настоящее время, носит практический характер и основана на здравом смысле. На практике мы в нашей обыденной жизни берем индивидов, с которыми знакомы, и отмечаем существенные факторы, на основании которых они могут занимать то место, которое занимают в социальной и общественной жизни. Чем лучше мы подготовлены, тем точнее мы можем отметить эти факторы. Вопрос о том, будем ли мы когда-либо иметь научные и точные нормы, может не занимать нас в настоящий момент… Изучение личности в той или иной форме существенно для каждого вида общественной жизни. Все мы ежедневно в своей жизни сталкиваемся с проблемами личности. Мы становимся лицом к лицу с серьезными проблемами личности, когда нам приходится высказать суждение по поводу выбора нашим ребенком товарища для игр, избрать компаньона на всю жизнь в предприятие или для университетской работы. Приступить к изучению или новой тренировке какого-либо индивида, личность которого больна или извращена. При менее серьезных обстоятельствах мы сталкиваемся с этой проблемой, когда помещаем двух людей вместе за обедом, или составляем список гостей для партии бриджа, или даже водя вместе двух наших близких друзей. Умные хозяйки очень хорошо понимают общественную сторону проблемы, но они скажут вам, что их успех вызывается не каким-либо особым вдохновением с их стороны, а тем обстоятельством, что они изучают интимные подробности жизни их друзей и хорошо о них осведомлены.» Дж. Уотсон.

  • «Самоактуализированные люди обладают удивительной способностью радоваться жизни. Их восприятие свежо и наивно. Они не устают, удивляться, поражаться, испытывать восторг и трепет перед многочисленными и разнообразными проявлениями жизни, к которым обычный человек давно привык, которых он даже не замечает. Колин Уилсон назвал эту способность чувством новизны. Для такого человека закат солнца, пусть он даже видит его в сотый раз, будет так же прекрасен, как и в тот день, когда он увидел его впервые; любой цветок, любой ребенок может захватить его внимание, может предстать перед ним как чудо природы, пусть даже он перевидал на своем веку тысячу цветов и сотни детей. Ощущение великого счастья, огромной удачи, благоволения судьбы не покидает его даже спустя тридцать лет после свадьбы; его шестидесятилетняя жена кажется ему такой же красивой, как и сорок лет назад. Даже повседневность становится для него источником радости и возбуждения, любое мгновение жизни может подарить ему восторг. Разумеется, это не означает, что они постоянно пребывают в экстатическом состоянии или прилагают осознанные усилия, чтобы добиться этого. Столь интенсивные чувства они испытывают лишь время от времени, и эти чувства настигают их внезапно. Человек может десяток раз переправиться через реку, а в одиннадцатый раз к нему вдруг возвращается то чувство трепетного восторга, которое он испытал, впервые увидев живописный ландшафт, открывшийся ему с парома.» А. Маслоу.