8
Учебно-тематический план
Срок изучения – 2 семестр
Трудоемкость – 2 з.е. – 72 часа
Аудиторные занятия (40% трудоемкости) – 26 час.
Число часов в неделю (17 недель) – 1,5 часа
Лекции – 10 час.
Практические занятия 16 час.
Самостоятельная работа – 46 час.
Интегрированный зачет по общей педагогике и введению в историю образования и педагогической мысли (9 час. за счет времени, отведенного на самостоятельную работу по общей педагогике)
|
Темы занятий |
Лекции |
Практич. занятия |
Всего |
Предмет и задачи педагогики |
2 |
|
2 |
|
|
Источники и факторы развития человека и формирования его личности |
2 |
|
2 |
|
Внутренние факторы развития человека (наследственность, самовоспитание) |
|
2 |
2 |
|
Влияние среды на развитие человека и формирования его личности. Семья и коллектив как факторы социализации и воспитания человека |
|
4 |
2 |
|
Деятельность и общение: способы бытия и факторы развития человека |
|
2 |
2 |
|
Воспитание как фактор социализации личности |
2 |
|
|
|
Педагогический процесс: общая характеристика |
2 |
|
2 |
|
Структура педагогического процесса |
2 |
|
2 |
|
Цели, задачи и содержание педагогического процесса |
|
2 |
2 |
|
Носители содержания педагогического процесса и их характеристика |
|
2 |
2 |
|
Формы, методы педагогического процесса, педагогические технологии: общая характеристика |
|
2 |
|
|
Система отечественного образования: состояние, тенденции развития |
|
2 |
2 |
ИТОГО |
10 |
16 |
26 |
Основное содержание учебного материала
Тема 1. Предмет и задачи педагогики
Лекция (2 час.)
Педагогика в системе наук о человеке. Педагогика – наука о воспитании. Становление и развитие педагогики как науки – донаучный и научный периоды ее развития. Объект и предмет педагогики в современном понимании. Структура педагогики: области и отрасли педагогики, их характеристика. Категориально-понятийный аппарат педагогики, обусловленность его обновление процессами развития педагогической науки и практики. Педагогическая наука и педагогическая практика. Структура педагогической науки. Система педагогических наук. Взаимосвязь педагогики с другими областями знания.
Тема 2. Источники и факторы развития человека и формирования его личности
Лекция (2 час.)
Человек – индивид – индивидуальность – личность: характеристика понятий. Биологическое и социальное в развитии человека, формировании его личности. Процесс развития личности. Общая характеристика движущих сил, основных закономерностей и факторов развития человека. Диагностика развития.
Тема 3. Внутренние факторы развития человека
Практическое занятие (2 час.)
Наследственность и развитие. Задатки, способности, таланты: зарождение и развитие.
Роль нервной системы, органов чувств и сенсорного воспитания в развитии человека. Игра в жизни ребенка, ее психологическая природа, ее значение для физического и психического развития.
Самовоспитание: человек, себя созидающий. Буржуазные и отечественные концепции саморазвития человека. Возрастные уровни самовоспитания. Основные мотивы самовоспитания на разных этапах его осуществления. Структура процесса самовоспитания. Способы самовоспитания.
На практическом занятии студенты должны представить сообщения о влиянии различных факторов (наследственности, самовоспитания) в формировании личности человека. Проанализировать ситуацию своего личного развития и разработать программу самовоспитания и условия ее реализации.
В оставшееся время преподаватель предлагает студентам выполнить задания №№1, 2, 6, 7, 8 (с.112-113) учебного пособия Смирнов В.И. Общая педагогика.
Тема 4. Влияние среды на развитие человека и формирования его личности. Семья и коллектив как факторы социализации и воспитания человека
Практическое занятие (2 час.)
Среда и ее роль в формировании и социализации личности. Макросреда и макрофакторы. Мезосреда и мезофакторы. Микросреда и микрофакторы.
Семья в системе социализации и воспитания личности. Ретроспектива семьи и семейного воспитания. Особенности развития современной семьи в России. Типология семей. Функции современной семьи и особенности их реализации на современном этапе. Специфика и основные факторы формирующего влияния семьи. Значение семейной атмосферы и влияние семейных отношений на ход и темп развития ребенка. Стили родительского поведения, как субъектов развития и тактики воспитания ребёнка в семье. Направления и формы взаимодействия семьи и школы.
Детский коллектив и его функции. Коллектив и личность. Типология коллективов. Основные психолого-педагогические концепции коллектива. Учение А.С. Макаренко о коллективе. Коллектив и неформальные группы.
На практическом занятии студенты должны представить сообщения о влиянии семьи и коллектива на формирование личности человека. Проверить обоснованность педагогических утверждений на ситуации собственного развития .
Тема 5.Деятельность и общение: способы бытия и факторы развития человека
Практическое занятие (2 час.)
Деятельность и развитие. Виды деятельности; важнейшие характеристики деятельности. Структура человеческой деятельности. Общие закономерности развития деятельности.
Условия эффективности деятельности.
Общение как фактор развития человека. Функции общения. Сферы и виды общения.
Структура общения: коммуникативная, интерактивная и перцептивная сторона общения.
Педагогическое общение.
На практическом занятии студенты должны представить сообщения о роли деятельности и общения в формировании личности человека. Проверить обоснованность педагогических утверждений на ситуации собственного развития.
В оставшееся время преподаватель предлагает студентам выполнить задания №№1, 2, 3, 5, 6, 9, 10, 11 (с.139-141) учебного пособия Смирнов В.И. Общая педагогика.
Тема 6.Воспитание как фактор социализации личности
Лекция (2 час.)
Сущность воспитания. Движущие силы воспитания. Общие закономерности и принципы воспитания. Структура воспитания как педагогического явления. Роль воспитания в системе факторов социализации личности.
Учет половозрастных и индивидуальных особенностей человека и развитие его личности. Возрастная периодизация. Акселерация. Девочка – девушка, мальчик – подросток – юноша: специфика развития и социализации. Гендерно обусловленная неравномерность развития.
Тема 7. Педагогический процесс: общая характеристика
Лекция (2 час.)
Сущность педагогического процесса: определение и основные характеристики педагогического процесса: целенаправленность, обусловленность педагогического процесса внешними и внутренними факторами, целостность, системность, организуемость, непрерывность, цикличность, межсубъектность. Основные функции педагогического процесса.
Процессы обучения, воспитания и развития в целостном педагогическом процессе.
Основные закономерности и движущие силы педагогического процесса: закономерности, обусловленные социальными условиями; закономерности, обусловленные природой человека (зависимость воспитания и обучения от возрастных, индивидуальных и половых особенностей человека); закономерности, обусловленные сущностью воспитания, обучения, образования и развития человека (взаимосвязь процессов воспитания, обучения, образования и развития личности; взаимосвязь группы и личности в педагогическом процессе; взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе; взаимосвязь между педагогическим воздействием, взаимодействием и активностью воспитуемого).
Принципы педагогического процесса: принцип целостного подхода к воспитанию и обучению; принцип непрерывности образования; принцип целенаправленности в образовании; принцип интеграции и дифференциации совместной деятельности педагогов и воспитанников; принцип природосообразности; принцип культуросообразности; принцип воспитания в деятельности и в коллективе; принцип последовательности и систематичности в обучения и воспитании; принцип единства и адекватности управления и самоуправления в педагогическом процессе.
Проектирование педагогического процесса. Этапы проектирования педагогического процесса: целеполагание, целеосуществление, анализ и оценка результатов.
Тема 8. Структура педагогического процесса
Практическое занятие (2 час.)
Структура педагогического процесса. Закономерности и принципы построения педагогического процесса. Проектирование педагогического процесса. Этапы проектирования педагогического процесса: целеполагание, целеосуществление, анализ и оценка результатов.
Понятие субъекта педагогического процесса.
Основные компоненты субъектности педагога: активность, способность к рефлексии, свобода выбора и ответственность за него, уникальность субъекта, понимание и принятие другого, саморазвитие. Самообразование и творчество как необходимые условия развития рефлексивной позиции учителя. Профессиональная компетентность учителя: сущность понятие, структура и содержание. Профессиональная карьера и участие педагога в проектировании собственной профессиональной карьеры.
Ученик как субъект педагогического процесса. Субъектность позиции ученика в педагогическом процессе. Педагог – воспитуемый, учитель – аудитория, педагог — группа: особенности взаимопонимания, система взаимоотношений. Диагностика личности педагогический прогноз и программа развития, обучения и воспитания ребенка.
Взаимодействие участников педагогического процесса. Выбор форм, методов и средств реализации педагогического процесса.
На практическом занятии студенты должны представить сообщения о структуре педагогического процесса, об условиях педагогически целесообразного проектирования педагогического процесса, о специфике взаимодействия преподавателей и студентов вуза в педагогическом процессе.
В оставшееся время преподаватель предлагает студентам выполнить задания №№ 1, 3 (с.272-273) учебного пособия Смирнов В.И. Общая педагогика.
Тема 9. Цели, задачи и содержание педагогического процесса
Лекция (2 час.)
Цели воспитания. Задачи воспитания. Цели воспитания в зарубежной педагогике.
Различные подходы к конструированию целей и содержания образования, современные концепции целей и содержания образования. Развивающий характер и возрастная адекватность содержания образования.
Содержание педагогического процесса. Основные принципы и критерии отбора содержания образования и воспитания. Формальный (классический) и материальный (реальный) подходы к отбору содержания педагогического процесса в истории педагогики и в современный период.
Фундаментализация образования. Гуманизация и гуманитаризация содержания образования.
Тема 10. Носители содержания педагогического процесса и их характеристика
Практическое занятие (2 час.)
Нормативно-методические документы, отражающие содержание образования в современной отечественной школе. Государственный образовательный стандарт (общего, высшего профессионального образования), его содержание и структура.
Учебные планы, программы, учебники, учебные пособия. Учебно-методические комплексы.
На практическом занятии студенты должны проанализировать ГОС ВПО, основную образовательную программу, учебный план по избранной специальности и учебную программу по общей педагогике, подтвердив свое знание структуры и логики построения указанных документов.
Тема 11. Формы, методы педагогического процесса, педагогические технологии: общая характеристика
Практическое занятие (2 час.)
Формы и методы обучения. Педагогические технологии обучения: сущность понятия «педагогическая технология» признаки педагогической технологии, краткая характеристика основных педагогических технологий обучения. Оценка и учет учебных достижений: понятие, технологии оценивания учебных достижений учащихся.
Взаимосвязь понятий о приемах, методах и технологиях воспитания. Современные гуманитарные подходы к воспитанию. Результаты процесса воспитания, их оценка.
Одаренные, слабоуспевающие и неуспевающие дети: специфика педагогической работы с ними. Вариативность индивидуально-личностных маршрутов. Система дополнительного образования, ее функции и характер.
На практическом занятии студенты должны, используя метод беседы, подтвердить свое знание основных педагогических категорий, представленных в проблематике занятия; рассказать о том, какие формы и методы обучения используются на их факультете, отметив при этом соотношение продуктивных и репродуктивных методов обучения.
Тема 12. Система отечественного образования: состояние, тенденции развития
Практическое занятие (2 час.)
Современная образовательная парадигма, ее сущностные характеристики. Реформирование образования в современном мире: глобальные, национальные и региональные направления и тенденции. Современная российская система образования, программа и условия ее реализации. Научно-технический прогресс и воспитание человека. Система образования в современной России: резервы и тенденции развития. Стабильность и динамичность школы как образовательной системы.
Современные подходы к организации управления образованием. Управление развитием образовательных систем.
На практическом занятии студенты должны сделать развернутые сообщения на темы:
Федеральный Закон «Об образовании в РФ»: его достоинства и недостатки в части утверждения цели, задач и основных подходов к отбору содержания общего образования.
Федеральный Закон «Об образовании в РФ»: его достоинства и недостатки, имеющие отношение к организации системы общего образования.
Федеральный Закон «Об образовании в РФ»: его достоинства и недостатки, имеющие отношение к подготовке педагогических кадров.
«Программа модернизации педагогического образования в РФ»: анализ документа с позиций студента педагогического вуза.
Состояние и перспективы развития общего и высшего педагогического образования в России: анализ оценок и мнений студентов.
ОБЩАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ
Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учебник для вузов / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д.Никандров. – М.: Просвещение, 2006.
Виненко В.Г. Общие основы педагогики: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008.
Загвязинский В.И. Общая педагогика: Учебное пособие /В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. – М.: Высшая школа, 2008.
Корнетов Г.Б. Общая педагогика: Учебное пособие. – М.: УРАО, 2003.
Краевский В.В. Общие основы педагогики: Учеб. для студентов педвузов. – М.: Академия, 2003.
Лихачев Б. Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие. — М.: Прометей, 1992.
Педагогика / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М.: Роспедагентство, 1996. .
Педагогика / Под ред. Ю. К. Бабанского. — М.: Просвещение, 1983.
Педагогика: Учеб. пособие для студентов педвузов /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. — М.: Академия, 2002.
Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л.П. Крившенко. – М.ТК Велби, изд-во «Проспект», 2004.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педвузов: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн.1. Общие основы. Процесс обучения.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. В.А. Сластенина: В 2-х ч. – М.: ВЛАДОС, 2002. – Ч.1.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студентов вузов / Под ред. В.А. Сластенина: В 2-х ч. – М.: ВЛАДОС, 2002. – Ч.2.
Смирнов В.И. Общая педагогика: Учебное пособие. Изд. второе., перераб., испр. и доп. – М.: Логос, 2003.
Харламов И. Ф. Педагогика. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1990.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ
Конвенция о правах ребенка. Принята 44-й сессией Генеральной ассамблеи ООН (1989).
В кн.: Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов. — М.: Юрид. лит. 1990. – С.388–409.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Народное образование. – 2002. — № 4.
Нормативные и законодательные документы Правительства Российской Федерации и органов управления образованием (Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Программа модернизации образования РФ, Конвенция о правах ребенка, Программа «Наша новая школа» и др.).
Акулова О.В., Писарева С.А. Пискунова Е.В., Тряпицына А.П. Современная школа: опыт модернизации: Книга для учителя / Под обще редакцией А.П. Тряпицыной. – СПб, 2005.
Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили, 1995.
Ананьев Б.Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Ананьев Б. Г. Избр. психологические труды: В 2-х т. – Т.2. – М., 1980. – С.9-127.
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000.
Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. (Курс лекций).
Ч.1. – М.; Воронеж,1996.
Бернс Р. Развитие Я — концепции и воспитание. – М.: Прогресс, 1986.
Бим-Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. – М.: Изд-во УРАО, 2003.
Введение в педагогическую деятельность / Роботова А.С., Леонтьева Т.В., Шапошникова И. Г. и др // Под ред. А.С. Роботовой . М.: Академия, 2007.
Воробьева С.В. Основы управления образовательными системами: Учебное пособие для студентов вузов. – М., Академия, 2008.
Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Изд-во УРАО, 1999.
Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. – М,: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО МОДЭК, 1996.
Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. — М.: Школа-Пресс, 1995.
Гин А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя. – М.: Вита-Пресс, 1999.
Горчакова-Сибирская М.П., Колесникова И.А. Педагогическое проектирование: Учебное пособие для студентов. – М., Академия, 2008.
Гребенников И. В. Основы семейной жизни. – М.: Просвещение,1991.
Грехнев В. С. Культура педагогического общения. – М.: Просвещение, 1990.
Гримак Л. П. Общение с собой: Начала психологии активности. – М.: Политиздат,1991.
Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Введение в философию образования. – М.: Логос, 2001.
Демков М.И. Педагогические правила и законы // Антология педагогической мысли России второй половины XIX – начала XX в. – М., 1990.
Жданов Н.В. Педагогическая генетика: Учебное пособие. – Киров, 1994.
Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. – М.: Педагогика, 1990.
Каменская Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007.
Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч. – М.: Педагогика, 1982.
Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, Игры и дискуссии. (Анализ зарубежного опыта. – Рига: НПЦ «Эксперимент», 1995.
Ковалев С. В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988.
Колесникова И.А. Педагогическая праксеология: Учебное пособие / И.А. Колесникова, Е.Г. Титова. – М.: Академия, 2005.
Коменский Я.А. Великая дидактика // Коменский Я.А. Педагогическое наследие. – М.: Педагогика, 1989. – С.11-106.
Коменский Я.А. Законы хорошо организованной школы // Коменский Я.А. Избр. пед. соч. В 2 т. Т.2. – М.: Педагогика,1982 – С.133-163.
Коменский Я.А. Пансофическая школа // Коменский Я.А. Избр. пед. соч. В 2 т. Т.2. – М.: Педагогика,1982. – С.44-98.
Корчак Я. Педагогическое наследие. – М.: Педагогика, 1991.
Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: Новый этап: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2006.
Кукушин В.С. Общие основы педагогики: Учебное пособие для студентов педвузов. – Ростов-на-Дону: МарТ, 2002.
Лапина О. А., Пядушкина Н.В. Введение в педагогическую деятельность. Учеб. пособие: – М.: Академия, 2008.
Леднев В.С. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. – 2-е изд. Перераб. – М.: Высшая школа, 1991.
Леонтьев А. Н. Развитие психики в онтогенезе //Леонтьев А. Н. Избр. психологические произведения: В 2-х т. – Т.1. – М.: Педагогика, 1983.
Макаренко А.С. Книга для родителей / Пед. соч. В 8-ми т. Т. 5. – М.: Педагогика, 1985.
Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. – М.: Школа-Пресс, 1994.
Меренков А.В. Педагогика саморазвития личности. – Екатеринбург: Урал, 2001.
Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую деятельность. М.: Педобщество России, 2005.
Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения: Рекомендации для опытно-экспериментальной работы школы / А.Г. Каспаржак, Л.Ф.Иванова, К.Г.Митрофанов и др. – М.: Просвещение, 2004.
Мухина В. С. Детская психология. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985.
Ободовский А.Г. Руководство к педагогике, или науке воспитания // Антология педагогической мысли России первой половины Х1Х в. – М., 1987. – С. 259-264.
Организация самостоятельной работы студентов по педагогическим дисциплинам: Учебно-методическое пособие для преподавателей высшей школы. В 2-х частях / Под редакцией профессора, члена-корреспондента РАО А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2009.
Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.П. Панфилова. – М.: Академия, 2009.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. пособие / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 1998.
Педагогические технологии: Учебное пособие / Под общ. ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Д: Март, 2002.
Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Политиздат, 1982.
Пилиповский В. Я. Критика современных буржуазных теорий формирования личности. – М.: Педагогика, 1985.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педвузов: В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Кн.1. Общие основы. Процесс обучения.
Психология развивающейся личности / Под ред. А. В. Петровского. – М.: Педагогика, 1987.
Роботова А.С., Хоменко И.А. Задания для самостоятельной работы по курсу «Введение в педагогическую деятельность»: развитие профессиональных компетенций: учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов: Серия УМК «Педагогика» /Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.
Свадковский И.Ф. Введение в педагогику. Курс лекций / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2005.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учеб. пособие. – М.: Народное образование, 1998.
Семенов В.Д. Педагогика среды. – Екатеринбург,1993.
Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М., Академия, 2008.
Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. – М.: Магистр, 1997.
Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. Учеб. пособие для студентов, преподавателей, аспирантов. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998.
Стоунс Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения / Пер. с англ. – М.: Педагогика, 1984.
Сухомлинский В. А. Родительская педагогика / Избр. пед. соч.: В 3-х т. Т. 3. — М.: Педагогика, 1981. – С.305-420.
Толстой Л.Н. Прогресс и определение образования // Толстой Л.Н. Пед. соч. – М.,1989.
Трайнев И.В. Конструктивная педагогика: Учебное пособие / Под общ. Ред. В.Л. Матросова. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Тюников Ю.С. Педагогическая мифология: Учебное пособие / Ю.С. Тюников, М.А. Мазниченко. – М.: ВЛАДОС, 2004.
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Предисловие // Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. В 2-х т. Т.1. – М., 1974.
Фельдштейн Д. И. Психология развития личности в онтогенезе. – М.: Педагогика, 1989.
Хрипкова А. Г., Колесов Д. В. В семье сын и дочь. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1985.
Шестун Евгений, протоиерей. Православная Педагогика. – М.: Православная педагогика, 2001.
Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989.