1. Общая характеристика

Воображение

Воображение — это психический процесс создания новых образов на основе прошлых восприятий. Оно возникло и развилось в процессе труда, на основе потребности изменить те или иные предметы, представить то, чего человек непосредственно не воспринимал и не воспринимает.

Другими словами, воображение есть особая форма человеческой психики, стоящая отдельно от остальных психических процессов и вместе с тем занимающая промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью (характерно только для человека).

Воображение основано на преобразовании и творческом комбинировании уже имеющихся представлений, впечатлений и знаний. Самый фантастический вымысел всегда состоит из элементов, взятых из жизни, из прошлого опыта. По мнению И. М. Сеченова: «Через голову человека в течение всей его жизни не проходит ни единой мысли, которая не создалась бы из элементов, зарегистрированных в памяти. Даже так называемые новые мысли, лежащие в основе научных открытий, не составляют исключения из этого правила».

Воображение своеобразно отражает действительность. Оно обусловлено жизнью.

Образы воображения отличаются от образов представлений. Образы воображения- это образы предметов и явлений, которых мы раньше не воспринимали (например, атомного взрыва и его последствий или состояния невесомости в космосе и др.).

Они могут возникнуть лишь на основе имеющихся представлений, благодаря их переработке и комбинированию. А это невозможно без мышления. Но воображение тесно связано не только с памятью, представлениями и мышлением. Большое влияние на него оказывают потребности человека, его желания, интересы, воля, отношение к действительности. В свою очередь под влиянием воображения возникают те или иные чувства и желания.

В зависимости от содержания деятельности различают такие виды воображения, как художественное, научное, техническое и др.

Хорошо развитое воображение – одно из условий новаторства во всех областях жизни. Оно необходимо не только ученому, художнику, писателю, но и конструктору, инженеру, специалисту в области менеджмента и маркетинга, представителям большого числа других профессий и специальностей.

Виды воображения

1. Непроизвольное (или пассивное), то есть образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека, без заранее поставленной цели, сами собой (например, сновидения).

Неудовлетворение материальной или духовной потребности может непроизвольно вызвать в сознании яркое представление той ситуации, в которой эта потребность могла бы быть удовлетворена. Возникающие в той или иной обстановке чувства и эмоциональные состояния также могут быть причиной появления образов непроизвольного воображения.

13 стр., 6103 слов

Новаторство Достоевского в образе «маленького» человека

... толкового сочинения. Я рассмотрела разные определения «маленького человека». Таким образом, «маленький человек» -- это человек невысокого социального положения и происхождения, не одаренный выдающимися ... и психологическое. Многие писатели, создавая образ «маленького» человека хотят напомнить читателям, что самый обыкновенный человек тоже человек, достойный сочувствия, внимания, поддержки. Пё ...

2. Произвольное (или активное) — пользуясь им, человек по собственному желанию, усилием воли вызывает у себя соответствующие образы, заставляет работать свое воображение, чтобы решать свои проблемы.

Произвольное воображение связано с активностью второй сигнальной системы, с ее возможностью регулировать функции первой сигнальной системы, которая лежит в основе, прежде всего, образного отражения действительности. Основными формами произвольного воображения являются:

а) воссоздающее — процесс создания образов на основе личного опыта, восприятия речи, текста, чертежа, карты, схемы и т. д.;

б) творческое — более сложный процесс — это самостоятельное создание образов объектов, которых пока еще нет в действительности. Благодаря творческому воображению рождаются новые, оригинальные образы в различных областях жизни.

3. Мечта — своеобразный вид воображения – это представление желаемого будущего. Она может быть полезной и вредной. Мечта, если она не связана с жизнью, расслабляет волю, снижает активность человека, замедляет его развитие. Она пуста. Такие мечты называются грезами.

Если же мечта реальна и связана с действительностью, она помогает человеку мобилизовать все силы для достижения цели. В этом случае мечта является стимулом к действию и развитию лучших качеств личности.

Функции воображения

1. Представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением и органически в него включена.

2. Регулирование эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен, хотя бы отчасти, удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная жизненно важная функция особенно подчеркивается и разрабатывается в психоанализе.

3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. С помощью искусно вызываемых образов человек может обращать внимание на нужные события. Посредством образов он получает возможность управлять восприятием, воспоминаниями, высказываниями.

4. Формирование внутреннего плана действий — способность выполнять их в уме, манипулируя образами.

5. Планирование и программирование деятельности, составление таких программ, оценка их правильности, процесса реализации.

Важное значение воображения состоит в том, что оно позволяет человекупредставить результаты труда до его начала. С помощью воображения мы можем управлять многими психофизиологическими состояниями организма, настраивать его на предстоящую деятельность. Известны факты, свидетельствующие о том, что с помощью воображения, чисто волевым путем, человек может влиять на органические процессы: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, кровяное давление, температуру тела. Данные факты лежат в основе аутотренинга, широко используемого для саморегуляции.

Восприятие

Восприятие — это отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие отличается от ощущений тем, что в нем происходит отражение всей совокупности свойств предмета и формируется его целостный образ. Однако восприятие не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав. В процессе восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам.  Восприятие основано на взаимосвязи сенсорной и мыслительной деятельности индивида, является результатом функционирования системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-сенсорной деятельностью мозговых отделов анализаторов.  В основе восприятия лежат два вида нервных связей: • связи, образуемые в пределах одного анализатора; • межанализаторные связи. Благодаря связям, образуемым между анализаторами, мы отражаем и воспринимаем такие свойства предметов или явлений, для которых нет специально приспособленных анализаторов (например, величина предмета, удельный вес и т. д.).

13 стр., 6307 слов

Глава 1. Теоретические аспекты формирования представлений и понятий ...

... понятий о растительном мире в процессе изучения предмета «Человек и мир» во втором классе В соответствии с целью, объектом и предметом были поставлены следующие задачи: 1.Раскрыть сущность категорий ... непосредственного наблюдения, но и в результате воображения ребёнка, работы с учебником и наглядными пособиями. Возникнув на основе ощущений и восприятий, являясь формой более обобщённого, ...

Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности. Перцептивная система — совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия. Значение разных анализаторов в перцептивной системе может быть неравнозначным: один анализатор является ведущим, а остальные дополняют восприятие предмета.

2. Восприятие и действие

Восприятие является своеобразным действием, направленным на обследование воспринимаемого объекта и на создание его копии. Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент в виде ощупывания предмета, движения глаз, движения гортани. Поэтому процесс восприятия рассматривают как перцептивную деятельность субъекта. Во всех видах восприятия моторный компонент способствует вычленению объекта из окружающего фона. Большую роль играют моторные компоненты в акте осязания. При активном осязании они обеспечивают высокую точность, адекватность отражения предмета, возникающую при касании его рукой. В результате зрительной деятельности формируется зрительный образ.  Процесс целенаправленного восприятия объекта состоит из следующих перцептивных действий: • поиск объекта; • выделение наиболее характерных его признаков; • опознание объекта, то есть отнесение его к определенной категории вещей или явлений.

3. Основные свойства внимания

К основным свойствам внимания как познавательного психического процесса относятся: предметность, целостность, структурность, осмысленность, константность, избирательность: • предметность выражается в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира к этому миру; • целостность подчеркивает тот факт, что восприятие есть всегда целостный образ предмета, а не отражение отдельных его свойств; • структурность проявляется в том, что восприятие не является простой суммой ощущений. Человек воспринимает фактически абстрагированную от этих ощущений обобщенную структуру; • осмысленность восприятия определяется пониманием сущности предмета; • константность восприятия — относительное постоянство образов предметов, в частности их формы, цвета, величины при изменении условий восприятия; • избирательность проявляется в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими. Избирательность внимания зависит от интересов и в значительной степени от установок личности. В числе выделяемых свойств восприятия ближе всего к психофизиологическим закономерностям находится соотношение фигуры и фона. Выделение фигуры из фона, объекта восприятия из всех остальных предметов — биологическая необходимость. Этот процесс включает в себя психофизиологические механизмы, но определяется личностными, социальными факторами. Гештальт-психологами показано, что любое плоскостное (двухмерное) изображение при восприятии расслаивается на фигуру и фон. При длительном восприятии фигура и фон меняются местами. Фигура всегда выдвинута вперед, фон отодвинут назад (хотя иллюзии объемности и не возникает), фигура богаче по содержанию, чем фон, ярче фона. Человек мыслит о фигуре, а не о фоне. Среди видов восприятия особо выделяют восприятие пространства, времени и движения.

8 стр., 3714 слов

11.Мышление как особый психический процесс. Роль мышления в познавательной ...

... действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это мышление есть наиболее элементарный вид мышления, ... мышление - мышление на основе теоретических рассуждений и умозаключений. Теоретическое мышление - это познание законов и правил. Практическое мышление - мышление на основе суждений и умозаключений, основанных на решении ...

4. Восприятие пространства, времени, движения

Восприятие пространства включает в себя восприятие величины, формы, взаимного расположения объектов, из рельефа, удаленности и направления. В этих процессах большую роль играет преобразование зрительного образа в соответствии с задачей восприятия. Восприятие времени — это отражение длительности и последовательности явлений или событий. Оно во многом зависит от содержания деятельности. На оценке времени сказывается установка личности на ожидание приятных и неприятных событий. Восприятие движений — это отражение направления и скорости пространственного существования предметов. Оно помогает человеку ориентироваться в окружающей среде.

5. Иллюзии восприятия

Особый исследовательский интерес в теории восприятия относится к изучению иллюзий, проявляющихся в неадекватном отражении воспринимаемого объекта. В настоящее время наиболее изученными являются иллюзорные эффекты, наблюдаемые при зрительном восприятии двухмерных контурных изображений. Эти так называемые «оптико-геометрические иллюзии» заключаются в кажущемся искажении соотношений между фрагментами изображений (равные линии кажутся неравными и т. д.).

К другому классу иллюзий относится феномен яркостного контраста (так, серая полоска на светлом фоне кажется темнее, чем на черном).

Известно много иллюзий видимого движения. Встречаются также разнообразные установочные иллюзии, исследованные Д. Н. Узнадзе. Принято считать, что иллюзии являются результатом работы в необычных условиях тех же механизмов восприятия, которые в нормальных условиях обеспечивают его константность.

Мышление

1. Общая характеристика

В процессе своей жизни человек постоянно сталкивается с необходимостью решать различные задачи. В окружающей нас действительности есть много неизвестного, непонятного, непредвиденного, скрытого. Перед человеком постоянно возникают проблемы познавательного характера, связанные с открытием нового. Причем новое не обязательно связано с открытием чего-то, до сих пор неизведанного человечеством, это может быть просто открытие «для себя». Мышление — социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, то есть процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Существуют различные психологические теории мышления. Согласно ассоцианизму, само мышление не является особым процессом и сводится к простому сочетанию образов памяти (ассоциациям по смежности, сходству, контракту).

11 стр., 5233 слов

Решение практических психологических задач Ощущение

... е; г, д, ж. Память № 1 Ниже описаны действия человека, характеризующие различные процессы памяти. Определите, какой процесс памяти (запечатление, ... анализатора в пространственной ориентировки говорит опыт? Описанные в задаче 120 опыты были повторены с глухонемыми детьми, у ... Ниже под соответствующими номерами даны ответы на поставленный к задаче вопрос. Выберите тот № ответа, в котором все явления ...

Представители вюрцбургской школы считали мышление особым видом психических процессов и отделяли его от чувственной основы и речи. Гештальт-психологи считают, что мышление совершается в замкнутой сфере сознания. В итоге они сводят мышление к движению мыслей в замкнутых структурах сознания. Материалистическая психология подошла к рассмотрению мышления как к процессу, который формируется в общественных условиях жизни, проявляется сначала как развернутая предметная деятельность, переходящая затем в свернутые формы, и приобретает характер внутренних «умственных действий». Мышление как высшая форма познавательной деятельности человека позволяет отражать окружающую действительность: • Обобщенно; • Опосредованно; • путем установления связей и отношений между предметами и явлениями. Обобщение — мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Опосредствование — познание с использованием вспомогательных средств. Благодаря опосредованности оказывается возможным познать то, что непосредственно в восприятии не дано. Мышление дает возможность установить связи и отношения между предметами, в то время как ощущения и восприятия отражают преимущественно отдельные стороны явлений. Таким образом, если восприятие — отражение единичного предмета в его внешних, чувственно воспринимаемых чертах, то мышление — это отражение общего в единичном, существенного в случайном. Весь материал мыслительная деятельность получает только из чувственного познания и через чувственное познание мышление непосредственно связывается с внешним миром.  Несмотря на то, что мышление есть психический процесс, совершающийся в коре головного мозга, оно по своей природе социально. Ведь для постановки и решения любой задачи человек используется законы, правила, понятия, которые были открыты в человеческой практике. Материальной основой мышления является речь. Мысль опирается на свернутую внутреннюю речь. Эксперименты показали, что ни одна сложная мысль не протекает без свернутых внутренних речевых процессов. Оказалось, что если зарегистрировать положение языка или органов гортани в спокойном состоянии, а затем предложить испытуемому придумать любую задачу, то в речевом анализаторе начнется сложная деятельность, которую можно зарегистрировать. Благодаря формулированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть. Всегда существует возможность снова вернуться к этой мысли, проверить ее в ходе рассуждения.

2 стр., 887 слов

Влияние познавательной деятельность человека на эффективность ...

... (Д.Б. Богоявленская). Влияние познавательной деятельность человека на эффективность решения учебно-профессиональных задач. Тема 3. «Психология личности» 1. ... формы, виды мышления, их характеристика. Понятие о воображении, его основных видах. Мышление и речь, ... действия, операции). 3. Освоение деятельности: навыки, упражнения, умения, привычки. 4. Основные виды деятельности и их развитие у человека. ...

2. Мышление как деятельность и решение мыслительных задач

Решение мыслительной задачи обычно проходит четыре этапа: возникновение проблемы, построение различных гипотез возможного решения и его проверка. В активный мыслительный процесс личность вовлекается ав результате появления той или иной проблемной ситуации. Проблемная ситуация — это конфликт между тем, что дано субъекту, и тем, что он должен достигнуть. Под проблемой обычно понимают особый вид интеллектуальных задач, имеющих следующие характеристики: • цель (ориентировочную основу для решения задач); • условия, в которых задается данная цель; • потребность в достижении цели; • недостаточность стандартных средств решения, вытекающих непосредственно из условий. Нет проблем там, где отсутствует недостаток информации и неудовлетворенность потребностей. То, что является проблемой для одного человека, не составляет проблемы для другого. От осознания проблемы человек переходит к принятию решения. Само решение выступает как поиск недостающего звена. В результате анализа проблемной ситуации возникает задача. Задача — это цель, данная в определенных условиях. Возникновение задачи означает, что решающему ее удалось хотя бы предварительно и приблизительно выделить известное и неизвестное (искомое).

Большое значение для решения задач имеет подсказка или промежуточная задача. Причем особенно важно, на каком этапе решения дается такая задача.  Выделяют два типа мыслительных действий, характерных для решения задач: • ориентировочные действия (анализ условий, возникновение гипотезы); • исполнительные действия (выбор приемов решения задач); • нахождение ответа (сверка решения с исходным условием).

Мыслительная деятельность, связанная с внезапным решением проблемы, называется эвристикой. Эвристика — наука, изучающая продуктивное творческое мышление.  Процесс формирования умственных действий совершается поэтапно (по П. Я. Гальперину): 1. Ориентация в задании. 2. Получение полной системы указаний и системы внешних признаков, на которые следует ориентироваться. Действие автоматизируется, делается целесообразным, возможен его перенос на аналогичные задания. 3. Действие формируется в громкой речи. Большое значение приобретает не только знание условий, но и понимание их. 4. Этап формирования действий во внешней речи про себя. 5. Формирование действий во внутренней речи. Переход от первого из этих этапов ко всем последующим представляет собой последовательную интерполяцию действий. Это переход «извне внутрь».

3. Мыслительные операции

Мышление включает в себя ряд операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение и абстракция. С их помощью осуществляется проникновение в глубь проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи: • сравнение — мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами; • анализ связан с расчленением сложного объекта на составляющие его части или характеристики; • синтез неотделим от анализа: они, как правило, осуществляются одновременно;  • абстракция (отвлечение) — мыслительная операция, основанная на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, искусственных; • обобщение проявляется в мысленном объединении предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

6 стр., 2987 слов

использование приема графического моделирования в процессе ...

... в практике обучения младших школьников решению текстовых задач способствует развитию образного мышления, учит школьника логически рассуждать и правильно выбирать арифметическое действие в ходе решения задачи, т. е. формирует у него ...

4. Логические формы мышления

К формам мышления относятся понятие, суждение, умозаключение: • понятие — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов (понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными); • суждение — форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо (суждения бывают истинными и ложными); • умозаключение — форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии: – индукция — логический вывод в процессе мышления от частного к общему; – дедукция — логический вывод в процессе мышления от общего к частному.

5. Виды мышления

Существует несколько видов мышления:  – наглядно-действенное мышление — вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними. Это наиболее элементарная форма мышления, возникающая в практической деятельности и являющаяся основой для формирования более сложных форм мышления; – наглядно-образное мышление — вид мышления, характеризующийся опорой на представление и образы; – абстрактно-логическое (отвлеченное) мышление — вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета. Оно выступает прежде всего в форме отвлеченных понятий и рассуждений. Взрослый человек не пользуется каким-то одним видом мышления: все виды мышления тесно взаимосвязаны. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой задачи требует словесных обобщений.

6. Качества ума

Среди многих качеств личности, составляющих ее своеобразие, существенное значение имеют качества ума. Они выражаются в своеобразии умственных способностей человека и влияют на особенности его умственной деятельности.  Умственные способности — совокупность тех качеств, которыми отличается мышление данного человека:  – глубина ума — умение устанавливать самые основные, существенные связи;  – гибкость и подвижность ума — привлечение к решению конкретного вопроса многообразных знаний, умение легко образовать новые сочетания, новые отношения; – логичность — способность устанавливать отношения анализа-синтеза, последовательно анализировать ход событий; – доказательность и критичность — умение обосновывать решения, регулировать сам процесс мышления во всех его звеньях.

И. М. Сеченов (1829—1905) справедливо считается основоположником, «отцом» (по словам К. А. Тимирязева и И. П. Павлова) русской физиологии. В своих исследованиях он опирался на философию материализма, утверждая объективное, независимое от человеческого сознания существование внешнего мира. Отрицая агностицизм идеалистической философии, Сеченов стоял на позициях познаваемости объективного мира. Он дал ниспровергающий критический анализ учения Им. Канта об априорности познания, об обусловленности результатов процесса познания якобы прирожденными человеку особыми формами рассудочной деятельности. Критерием достоверности познания человеком внешнего мира он считал практику, успехи техники.

13 стр., 6368 слов

Личность человека в компьютеризированном мире

... перед нами - компьютер пятого поколения. Он может без присутствия и участия человека воспринимать внешний мир, "знать его" (хранить информацию), и реагировать на какие-либо изменения во ... “компьютерщика”? Для “компьютерщика” это свой отдельный мир. Программирование – это не просто искусство, а состояние души. По иронии судьбы человек, изменяя и совершенствуя компьютер изменяется под его ...

В своих психологических исследованиях Сеченов утверждал обусловленность психики человека внешним миром, который с его предметными связями и отношениями является всегда первичным фактором в развитии сознания человека. «Предметный мир существовал и будет существовать, по отношению к каждому человеку, раньше его мысли».

В своем выдающемся труде «Рефлексы головного мозга» (1863) Сеченов впервые раскрыл рефлекторный характер процессов мышления н в связи с этим указал на основную задачу научной психологии — изучение происхождения психических процессов как функции головного мозга. «Научная психология,— писал он, по всему своему содержанию не может быть ничем другим, как рядом учений о происхождении психической деятельности».

Учение Сеченова о рефлекторной природе психики и человеческого сознания явилось для физиологии XIX в. полной революцией. До Сеченова понятие рефлекса связывалось с деятельностью только спинного мозга, механизмы же «душевной» жизни считались непознаваемыми. В ряде работ («Элементы мысли», 1878, «Кому и как разрабатывать психологию», 1873, и др.) Сеченов убедительно показал, что сознание является продуктом мозга, что психика во всех своих проявлениях обусловлена воздействиями внешнего мира на органы чувств человека. В своих работах он показал физиологические механизмы процессов восприятия, мышления, воли. Сеченов дал глубокий анализ проблемы «свободы воли», доказав обусловленность произвольных действий в конечном итоге внешними воздействиями и условиями существования человека: «Первоначальная причина всякого поступка лежит всегда во внешнем чувственном возбуждении, потому что без него никакая мысль невозможна»,— говорит он.