17. Причинно – следствнные связи между патогенным фактором и нарушенным развитием

Виды отклонений в развитии

Помощь (основание на котором строится данная классификация)

I.

Дети с нарушениями в интеллектуальном развитии

1.Дети с задержкой психического развития (ЗПР), по новой педагогической терминологии дети с трудностями в обучении.

По МКБ – 10 – относят к расстройствам психологического развития:

смешанное расстройство учебных навыков (F81.3);

расстройство развития учебных навыков неуточненное (F81.9); смешанные специфические расстройства психологического развития (F83);

F84.8 – другие общие расстройства развития

2. Дети с умственной отсталостью, по новой педагогической терминологии дети с интеллектуальной недостаточностью.

По МКБ -10

F70 – умственная отсталость легкой степени

F71 умственная отсталость умеренная

F72 умственная отсталость тяжелая

F73 умственная отсталость глубокая

Обычный класс общеобразовательной школы

Специальный класс общеобразовательной школы

Интегрированный класс общеобразовательной школы

Школа для детей с ЗПР , ПКПП

Дошкольные специальные группы

Дошкольные интегрированные группы

Вспомогательная школа 1 отделение, интегрированный кл.

Вспомогательная школа 2 отделение, ЦКРОиР

Вспомогательная школа 2 отделение, ЦКРОиР, на дому

На дому

II.

Дети с сенсорной и локальной мозговой патологией

1.Дети с нарушениями слуха

а. слабослышащие

б.глухие

2. Дети с нарушениями зрения

а. слабовидящие

б.слепые

3.Дети с комбинированными нарушениями (множественными)

слепоглухие

(человек получает информацию

85% — через зрение,

12% — через слух,

3% — биосистема)

4. Дети с системной речевой патологией

5. Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата центрального происхождения

а. последствия полиомиелита

б. дети с ДЦП и его последствиями

Школы общеобр., спец.школы, кл. интегрированного обучения

спец.школы

Школы общеобр., спец.школы, кл. интегрированного обучения

спец.школы

Жестокий эксперимент природы. Существует единственный в мире детский дом в Загорске (Москва).

Возглавляли его доктора психологических наук Иван Афанасьевич Соколянский и А.И.

Мещеряков. Выросли три кандидата наук (по предметной перцепции защищались двое «Как воспринимаю и ощущаю предметный мир при отсутствии слуха и зрения»), один по социальной перцепции – взаимодействие с людьми.

Монография А.И. Мещерякова «Слепоглухие дети», О.И.Скороходова «Как я воспринимаю, ощущаю и окружающий мир».

Обычный класс общеобразовательной школы

Специальный класс общеобразовательной школы

Интегрированный класс общеобразовательной школы

Школа для детей с ТНР ,ПКПП

Дошкольные специальные группы

Дошкольные интегрированные группы

Логопеды в поликлиниках

Сейчас такие дети встречаются редко, т.к. в 50–ых годах была изобретена вакцина Чумаковой, но бывает и у привитых детей, поскольку вирус подвержен мутациям

Специальные школы, обучение на дому

ЦКРОиР

III.

Дети с текущими психическими заболеваниями

1.Дети с заболеваниями шизофренического круга

наиболее часто

а. РДА

б.детская шизофрения

2.Эпилепсия.

При сохранном интеллекте общеобразовательная школа, часто переводят на надомное обучение.

При нарушенном интеллекте – во вспомогательных школах, при ЦКРОиР, на дому.

При сохранном интеллекте общеобразовательная школа, часто переводят на надомное обучение.

При нарушенном интеллекте – во вспомогательных школах, при ЦКРОиР, на дому.

IV.

Дети с дисгармоническим развитием личности

1.Детская психопатия

2.Патохарактерологическое развитие личности

3.Нефропатия

4.Нарушение темпа сексуального развития

5.Неврозы

При сохранном интеллекте общеобразовательная школа, иногда могут перевести на надомное обучение.

При нарушенном интеллекте – во вспомогательных школах, при ЦКРОиР, на дому.

Таблица к 23 вопросу

Патогенные факторы. Это биологические причины отклоняющегося развития (генетические, пренатальные, натальные, постнатальные вредности) и психосоциальные. Любое отклонение в развитии всегда имеет свою причину, В специальной психологии причина – это воздействие на организм внешнего или внутреннего патогенного фактора, вызывающего болезнь или отклонения в развитии.

Обычно все многообразие патогенных факторов делят на:

  • наследственные факторы (70-90%), действующие до зачатия и поражающие половые клетки будущих родителей;
  • врожденные – действующие уже на развивающийся плод;

приобретенные – неблагоприятные воздействия, поражающие ребенка в первые три года жизни.

Экзогенные факторы (врожденные). Известно более 400 врожденных факторов. Высокий риск рождения детей с нарушениями развития связан с гипоксией плода у матерей, страдающих в тяжелой форме хроническими заболеваниями. К числу этиологических факторов относят токсикозы беременных, иммунологическую несовместимость крови матери и плода по группе крови и резус фактору. Внутриутробные инфекции, токсические факторы ( алкогололь, курение, таблетки) ; физические факторы ( облучение, радиация) ;

Механические факторы. ( травмы головы , половой контакт , родовая травма); Острые и хронические эмоциональные стрессы; Влияние недоношенности и переношенности – все эти факторы влияют на психическое развитие ребенка.

2.Психосоциальные факторы отклоняющегося развития.

Депривация — психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения в удовлетворении в достаточной мере потребностей, необходимых для полноценной жизни и развития.

Были выделены:

материнская (эмоциональная) депривация, возникающая в раннем возрасте в связи с недостаточными контактами с матерью;

сенсорная депривация из-за лишения необходимой для жизнедеятельности информации;

социальная депривация, вызываемая недостаточными контактами с окружающей средой.

одна и та же причина иногда приводит к совершенно различным отклонениям в развитии. С другой стороны, отличающиеся по характеру патогенные условия могут вызвать одинаковые формы расстройств. Это означает, что причинно-следственные связи между патогенным фактором и нарушенным развитием могут носить не только прямой, но и опосредованный характер.

К числу таких переменных следует отнести [14]:

преимущественную локализацию вредоносного воздействия, влияние которого чаще всего избирательно, в результате чего пораженными могут оказаться самые различные структуры, органы и системы;

интенсивность деструктивных условий. экспозиция (длитель­ность воздействия.частота является важной характеристикой вредоносных условий

18. Сущность депривационных феноменов.Виды депривации.

Депривация — психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения в удовлетворении в достаточной мере потребностей, необходимых для полноценной жизни и развития

Были выделены:

материнская (эмоциональная) депривация, возникающая в раннем возрасте в связи с недостаточными контактами с матерью;

сенсорная депривация из-за лишения необходимой для жизнедеятельности информации;

социальная депривация, вызываемая недостаточными контактами с окружающей средой.

Наиболее важные факторы депривации:

  • недостаточность и непоследовательность материнской заботы с элементами пренебрежения;
  • икаженное воспитание психически больными или отсталыми родителями;
  • дезорганизация семейной жизни в связи с отсутствием отца или матери или их антисоциальное поведение;
  • социальная изоляция семьи;
  • неблагоприятные материально-бытовые условия, невозможность владения личными вещами – игрушками, одеждой, постелью и т.д.

И.А.Шаповал выделяет следующие характерные депривационные симптомы и симптомокомплексы:

  • задержка и искажения интеллектуального развития (от легких временных парциальных до умственной отсталости, обеднения познавательной сферы);
  • эмоциональные расстройства и искажения формирования эмоций;
  • волевые нарушения (от снижения активности до выраженной пассивности);

коммуникативные нарушения (от легких аутистических тенденций до парааутизма как стойкого состояния);

  • двигательные стереотипии и привычные действия в бодрствовании (например, сосание пальца, раскачивания, мастурбация и т.п.);

расстройства инстинктивной сферы и функциональные соматовегетативные проявления (нарушения аппетита, сна и др.).

Й. Лангмейер и З.Матейчек выделяют внутренние условия депривации. Одним из них является возраст. Установлено, что первые годы жизни наиболее чувствительны к депривационному воздействию. Переживание депривации зависит от пола ребенка – мальчики более реактивны. Свою роль играют конституциональные особенности психики – уровень активности ребенка, регулярность биоритмов, адаптивность, генетическая предрасположенность к каким либо психическим или соматическим заболеваниям, которые могут провоцироваться условиями депривации. Влияние частичной депривации может сказаться на тех детях, которые ослаблены врожденными вредностями или рано перенесенными болезнями, следующими одна за другой.

24. Параметры дизонтогенеза в специальной психологии ( по в.В. Лебединскому)

В.В. Лебединским выделяет шесть вариантов дизонтогенеза:

1.Недоразвитие – тотальное недоразвитие всех психических функций. Типичной моделью общего недоразвития является олигофрения, врожденная или рано, до 2,5-3 лет, приобретенная умственная отсталость (интеллектуальная недостаточность).

2.Задержанное развитие – замедление темпа развития психики. Полиформная группа, пред­ставленная разнообразными вариантами инфантилизма. Выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности, эмоциональной незрелости. Типичной моделью задержанного развития является задержка психического развития (ЗПР).

В отличие от умственной отсталости характеризуется парциальным замедлением развития и разными степенями обратимости.

3.Поврежденное развитие описывает случаи, при которых ребенок имел длительный пе­риод нормального развития, нарушенного заболевани­ями (прежде всего, центральной нервной системы) или травмами, интоксикациями, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями. В отличие от общего недоразвития всегда имеется более или менее длительный период нормального развития, но в результате патогенного воздействия психические функции, уже сформировавшиеся, распадаются. Вместе с тем отдельные функции страдают неодинаково, в связи с чем расстройства неоднородны, парциальны, частичны. Типичная модель – приобретенная после 2,5-3 лет умственная отсталость.

4. Дефицитарное развитие связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. Наиболее показательной моделью нарушений по дефицитарному типу является психический дизонтогенез, возникший на почве поражения сенсорной или моторной сферы.

5.Искаженное развитие – сложное сочетание общего недоразвития, задер­жанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящее к ряду качественно новых патологических образований. Наблюдается при процессуальных психических расстройствах. Типичной моделью является ранний детский аутизм.

6.Дисгармоническое развитие по структуре напоминает искаженное, но здесь причиной является не текущий болезненный процесс, а врожденная или рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Типичной моделью данного вида дизонтогенеза могут быть различные формы психопатий, патологическое формирование личности.

19. Компенсация как катеория специально психологи.

Компенсация возмещение, выравнивание, развитие нарушенных или недоразвитых функций, перестройка сохранных функций для замещения нарушенных; приобретение в обучении и воспитании способов деятельности и поведения, способствующих социальной адаптации и интеграции.

Выделяют два типа компенсации:

внутрисистемная, когда один элемент утратил свою функцию, остальные элементы берут на себя утраченную функцию; осуществляется за счет привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур (например, на биологическом уровне – восстановление речи при афазии).

межсистемная, когда нарушается деятельность целой системы, а другие системы берут на себя ее функции; связана с перестройкой функциональной системы и включением в работу новых нервных элементов из других нервных структур.

Компенсаторные процессы, разворачиваясь во времени, осуществляются на разных уровнях своей организации. Обычно выделяют четыре таких уровня.

Первый – биологический или телесный уровень. Компенсаторные процессы протекают преимущественно автоматически и бессознательно.

Второй – психологический уровень существенно расширяет возможности компенсаторных механизмов, преодолевая ограничения первого. Психологический уровень – это чисто человеческий способ восстановления нарушенных функций с привлечением работы сознания. Данный уровень включает в себя работу защитных механизмов, т.е. неосознаваемых процессов, обеспечивающих снижение тревоги и внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях.

Третий уровень – социально-психологический, связанный с общественным характером бытия. Хорошо известно, что процесс восстановления тех или иных нарушений во многом зависит от характера внешней помощи, в частности, от позиции окружающих по отношению к инвалиду.

Высший уровень организации компенсаторных процессов – социальный. Содержание этого уровня, прежде всего, связано с макросоциальными масштабами существования человека. Его реализация связана с отношением в целом общества к инвалидам. Эти отношения во многом определяются национальными и религиозными традициями общества, способствуя или препятствуя социальной адаптации лиц с ограничениями.

20. Защитные механимы и копинг – стратегии.

Психологический уровень компенсации связан с работой защитных механизмов и копинг-стратегий поведения. Психологическая защита, по определению Р. М. Грановской, — «это специальная система стабилизации личности, направленная, на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Механизмы психологической защиты по большей мере относятся к бессознательной активности. Это вытеснение, подавление, идентификация, проекция, регрессия, сублимация, рационализация, катарсис и многие другие. Копинг-стратегии представляют собой сознательные усилия личности, предпринимаемые для совладания со стрессовыми ситуациями, порождающими тревогу. В реальном повседневном поведении человека, пытающегося решить ту или иную проблемную ситуацию, как правило, различные защитные механизмы комбинируются с разными вариантами копинг-стратегий. Последние крайне многообразны, но легко укладываются в три основных типа — разрешение проблемы, поиск социальной поддержки и избегание — уход от необходимости самостоятельного решения. Выбор конкретного типа стратегии обусловлен объективными обстоятельствами проблемной ситуации. Но он также во многом зависит от личностных особенностей индивида, от направленности личности, характера ценностных ориентации, системы социальных установок и отношения к себе, окружающим и в особенности к своему нарушению.

21. Понятие о декомпенсации, гиперкомпенсации, псевдокомпенсации. Адаптационные и компенсанаторные процессы

Декомпенсация— утрата достигнутого ранее компенсаторного эффекта под влиянием патогенных воздействий. В специальной психологии часто используется еще одно близкое по содержанию понятие — псевдокомпенсация. Оно фиксирует устойчивые тенденции личности неадекватно использовать защитные механизмы и копинг-стратегии, не позволяющие человеку найти продуктивный выход из сложившийся кризисной ситуации. «гиперкомпенсация» — смысл термина сводится к тем немногочисленным случаям, когда лица с серьезными недостатками в физическом и психическом развитии оказывались способными достичь высоких результатов в самых разных областях человеческой деятельности, не доступных большинству нормальных людей.

адаптация — составная часть приспособительных реакций системы на изменение среды существования, выражающихся в том, что система, реагируя на изменения существенных для нее параметров и дефектов среды, перестраивает, изменяет свои структурные связи для сохранения функций, обеспечивающих ее существование как целого в изменившейся среде. Компенсаторные процессы срабатывают также в ситуации нарушенного равновесия, но по причине изменений, произошедших не в среде, а в самом индивиде.

22. Коррекция, реабилитация, абиоитация как категории специальной психологии.

Коррекция система психолого-педагогических мер, направленных на исправление, ослабление или сглаживание недостатков психофизического развития ребенка. коррекция — это внешняя активность, нужен специалист, который будет осуществлять коррекционную деятельность, исправлять имеющееся нарушение (например, логопед исправляет речевые нарушения).

Коррекция, в отличие от компенсации, показана в случае, нарушения функции, но не ее выпадения. Корригировать зрение, когда оно отсутствует, бессмысленно.

Реабилитация система медико-психологических, педагогических и социальных мероприятий, направленных на восстановление, коррекцию или компенсацию нарушенных психических функций, состояний, личностного и социально-трудового статуса больных, инвалидов, лиц, перенесших заболевание. Можно сказать, что реабилитация есть попытка воздействия на компенсаторные способности человека. При этом разные виды реабилитации опираются на разные уровни компенсаторных процессов. Так медицинская реабилитация обращена к биологическому уровню организации компенсаторных процессов (ведущими являются лекарства, лечебная физкультура и т.д.); психологическая реабилитация обращена к психологическому уровню компенсаторных процессов (ведущим будут психокоррекционные и психотерапевтические мероприятия, направленные на сознание человека) и т.д.

Ситуация абилитации характеризуется тем, что факта и момента утраты функции не было – человек изначально от рождения или с раннего детства обладал тем или иным нарушением. Речь не может идти о восстановлении, так как восстанавливать можно только то, что утрачено. Если при реабилитации ключевым словом выступает – восстановление, то при абилитации – формирование. Например, если человек, после перелома ноги хромает, необходима реабилитация, восстановление нормальных функций (таких, как были до перелома ноги), а умственно отсталому малышу нужна абилитация, формирование всех функций, так как самостоятельно они у него не появятся. Поэтому абилитационные мероприятия нужно понимать как систему раннего вмешательства в процессе развития ребенка с целью достижения его максимальной приспособленности к внешним условиям существования с учетом индивидуальных особенностей имеющихся нарушений. Таким образом, абилитация (предоставление прав) — это система мероприятий, направленных на формирование эффективных способов социальной адаптации в возможных для данного индивида пределах.

23. Классификации дизонтогенеза

Дизонтогенез общее название различных вариантов нарушений в психическом развитии.

В.В.Лебединский Класификация типом дезогтогенеза .Он выделяет шесть вариантов дизонтогенеза:

1.Недоразвитие тотальное недоразвитие всех психических функций. Типичной моделью общего недоразвития является олигофрения, врожденная или рано, до 2,5-3 лет, приобретенная умственная отсталость (интеллектуальная недостаточность).

2.Задержанное развитие – замедление темпа развития психики. Полиформная группа, пред­ставленная разнообразными вариантами инфантилизма. Выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности, эмоциональной незрелости. Типичной моделью задержанного развития является задержка психического развития (ЗПР).

В отличие от умственной отсталости характеризуется парциальным замедлением развития и разными степенями обратимости.

3.Поврежденное развитие описывает случаи, при которых ребенок имел длительный пе­риод нормального развития, нарушенного заболевани­ями (прежде всего, центральной нервной системы) или травмами, интоксикациями, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями. В отличие от общего недоразвития всегда имеется более или менее длительный период нормального развития, но в результате патогенного воздействия психические функции, уже сформировавшиеся, распадаются. Вместе с тем отдельные функции страдают неодинаково, в связи с чем расстройства неоднородны, парциальны, частичны. Типичная модель – приобретенная после 2,5-3 лет умственная отсталость.

4. Дефицитарное развитие связано с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. Наиболее показательной моделью нарушений по дефицитарному типу является психический дизонтогенез, возникший на почве поражения сенсорной или моторной сферы.

5.Искаженное развитие – сложное сочетание общего недоразвития, задер­жанного, поврежденного и ускоренного развития отдельных психических функций, приводящее к ряду качественно новых патологических образований. Наблюдается при процессуальных психических расстройствах. Типичной моделью является ранний детский аутизм.

6.Дисгармоническое развитие по структуре напоминает искаженное, но здесь причиной является не текущий болезненный процесс, а врожденная или рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики, преимущественно в эмоционально-волевой сфере. Типичной моделью данного вида дизонтогенеза могут быть различные формы психопатий, патологическое формирование личности.