Невербальное общение 6

Содержание

Введение

Общие сведения о невербальном общении

Кинесика

Мимика

Просодика

Такесика

Проксимика

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Трудно ли говорить перед аудиторией? На этот вопрос может ответить практически любой человек, поскольку большинству людей когда-нибудь приходилось это делать — выступления с докладами, ответ экзаменаторам, отчет перед начальством — все это случаи публичных выступлений. Казалось бы, что трудного может быть в том, рассказать людям подготовленный (или заученный) текст? Да проще простого! Однако стоит только встать перед слушателями, как вдруг понимаешь, что не знаешь, куда себя деть. Начинаешь говорить, боясь пошевелиться, и с ужасом понимаешь, что тебя никто не слушает, а от монотонного исполнения люди начинают зевать. Что же нужно делать для того, чтобы аудитория начала слушать?

Задачи данной курсовой работы:

рассказ о неречевых средствах общения.

описание различных аспектов, разделов и подразделов, элементов невербального общения;

рассмотрение случаев использования невербальных средств при выступлении оратора перед публикой.

Основная гипотеза — так ли необходимо невербальное общение и можно ли обойтись без него, используя исключительно вербальные средства?

Основной целью своей курсовой работы я ставлю доказательство того, что в ораторском искусстве невозможно обойтись без использования невербальных элементов, а умелое их употребление необходимо при выступлении перед аудиторией.

Общие сведения о невербальном общении

Тело <#»justify»>Всё невербальное общение можно разделить на несколько разделов. Важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с участием разных сенсорных систем: зрения, слуха, тактильного восприятия, вкуса, обоняния. На основе полисенсорной природы невербального сообщения выделяют его разные виды, которые не изолированы, находятся во взаимодействии. Рассмотрим некоторые из них и их влияние на взаимодействие оратора с аудиторией. [6]

6 стр., 2979 слов

Профессиональное общение с открытой аудиторией

... неосознанному)? Во-первых ­ изначальное состояние открытой аудитории: доминанта «зрелищности» (те, кто смотрят на оратора, скорее «публика», нежели люди, склонные к общению); Во-вторых, возникающий в массе людей ... году в нашей стране двухтомник «Спичмейкер» («Речи нового поколения. 600 готовых к использованию речей») предлагает «готовые коммуникативные решения», а именно: «модульные тексты с четко ...

Кинесика — общая моторика различных частей тела, отображающая эмоциональные реакции человека. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в жестах и мимике, в пантомимике (моторика всего тела, включающие в себя позу, походку, осанку и др.), а также визуальном контакте.

Жесты.

Жесты — это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов — самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. В различных риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные жестам. Теоретики ораторского искусства в статьях о лекторском мастерстве также обращали особое внимание на жестикуляцию. А. Ф. Кони в «Советах лекторам» пишет: Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест должен соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова. Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются и раздражают.

Жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. В то же время не все жесты производят благоприятное впечатление. Действительно, плохо, если оратор дергает себя за ухо, потирает кончик носа, поправляет галстук, вертит пуговицу, то есть повторяет какие-то механические, не связанные со смыслом слов жесты.

Механические жесты отвлекают внимание слушателей от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе. Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается со словом и усиливает его воздействие на слушателей.

На возможное несоответствие между словом и жестом обратил внимание английский исследователь поведения Десмонд Моррис: «Если политик пальцем прокалывает воздух в то время, когда он говорит о мирном сосуществовании, то нам следует верить движению его руки, а не тому, что он говорит».

Принято выделять три группы жестов:

В первую группу входят наиболее универсальные жесты повседневного межличностного общения. Их употребление, по существу, автоматизировано. Это этикетные знаки приветствия и прощания, привлечения внимания, запрещения или разрешения, согласия или возражения. Жесты первой группы могут замещать речевые формы: они понятны без слов, вне речевого контекста. К этой же группе можно отнести и общеизвестные жесты-символы. При выступлении они используются на том же уровне, что и в повседневной жизни.

Ко второй группе относятся жесты, которые органично включаются в контекст речи.

Такое употребление обусловлено практической целесообразностью, наглядностью невербальных средств передачи информации (при условии семантической адекватности).

Например, жест, изображающий размер или форму предмета, может заменить более пространное и менее выразительное вербальное объяснение («такой большой, необычный по размеру предмет»).

22 стр., 10766 слов

Формирование суффиксального способа словообразования у старших ...

... ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ ЗАКЛЮЧЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК29 ПРИЛОЖЕНИЯ ВВЕДЕНИЕ Речь - это основное средство, с помощью которого осуществляются психические функции, так как ... в этом отношении развитие мелкой моторики рук, оказывающей большое стимулирующее воздействие на речь ("центры", управляющие движениями пальцев рук, и движениями артикуляторных мышц, расположены в ...

Третья группа характеризуется параллельным употреблением слова и жеста: эмоционально смысловое значение жестов соотносится с лингвистическими средствами информации. При этом жесты могут дублировать и дополнять значение языковых средств: «Обратите внимание на эту таблицу» (указательный жест привлекает внимание, подсказывает направление взгляда).

В ситуации совместного (сопряженного с языком) употребления жестикуляции дублирование усиливает эффект достоверности информации, повышает степень запоминания. Оратор пользуется жестами этой группы, когда ему нужно, например, привлечь внимание к какому-либо предмету. [3]

Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Помимо механических жестов, жесты по своему назначению бывают еще ритмические, эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи — то, что обычно предает интонация.

Произносимая речь наша часто бывает эмоциональной. Волнение, радость, восторг, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство — все это проявляется не только в подборе слов, в интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными.

Указательные жесты требуется для выделения какого-то предмета из ряда однородных: показывает место — рядом, наверху, там; подчеркивает порядок следования — по очереди, через одного. Указать можно взглядом, кивком головы, рукой, пальцем (указательным, большим), поворотом тела. (Пиз)

К изобразительным жестам относятся жесты, которые как бы изображают предмет (наглядно, показывая его).

В качестве рабочей можно использовать классификацию жестовых знаков общения, предложенную в работе Е. А. Ермолаевой, где выделяются «три группы жестов: жесты-симптомы (экспрессивные знаки самовыражения), жесты-регуляторы (реализующие регуляторно-коммуникативную, побудительную функцию) и жесты-информаторы (жесты, несущие информацию о предмете)».

Важно понимать условность жестов, поскольку большинство их полифункционально: они несут информацию о личности говорящего, о его отношении к предмету речи и вместе с тем так или иначе воздействуют на собеседника. Вместе с тем эмоционально-смысловая нагрузка жеста предопределяется целью его использования (чаще — на интуитивном уровне).

Характеристика жестов по трем названным группам практически значима.

Кинесическая природа первой группы (самовыражение) отличается наибольшей индивидуальностью и непроизвольностью. Выступающему нужен самоконтроль, нужны некоторые ориентиры. Такими ориентирами могут стать представления об эмоционально-смысловом значении тех или иных жестов.

Особенно внимательно следует контролировать так называемые модальные жесты самовыражения — очень знакомые, автоматизированные жесты повседневного общения. Это жесты согласия — несогласия, одобрения — неодобрения: соответствующий поворот головы, кивок, движение головы и т. п. Это знакомые жесты императивного волеизъявления: жест-просьба и жест-требование, жест-совет и жест-убеждение. Их использование естественно корректируется целью и типом высказывания (постановка задания, инструкция, оценочное суждение и др.).

10 стр., 4883 слов

Деловое общение: беседы, публичные речи

... к партнеру, демонстрируемое словами, мимикой, жестами, позой, организацией пространственной среды; открытое признание ... производственной, научной, сервисной и т.д. Деловое общение - это такой процесс взаимосвязи и ... взгляд оставляет неприятное чувство. Поэтому скользите взглядом по отдельным слушателям. Это привлекает внимание и вызывает расположение. 6. Говорите выразительно, ибо выразительная речь ...

[3]

Поза.

Поза показывает, как оратор воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц.

Одним из первых на роль позы человека как одного из невербальных средств общения указал психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо и закрытости, либо о расположении к общению.

Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую оратор выставляет между собой и аудиторией. Закрытая поза воспринимается как знак несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается слушателями. Закрытая поза нежелательна при общении с аудиторией.

Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону слушателей. Это — поза согласия, доброжелательности, сонастроенности. (Пиз)

Мимика

Мимика — совокупность движений частей лица человека, выражающая его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, припоминает и т. п.).

(Краткий словарь психологических терминов)

Визуальный контакт

Визуальный контакт является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего означает не только заинтересованность, но и помогает нам сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Если на оратора смотрят мало, он имеет основания полагать, что к нему или к тому, что он говорит, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нему отношение.

Американскими психологами Р. Экслайном и Л. Винтерсом было доказано, что взгляд связан с процессом формирования высказывания. Когда только человек формирует мысль, он чаще смотрит в сторону, «в пространство», когда мысль полностью готова — на слушателей. Оратору невозможно контактировать с каждым слушателем одновременно, однако зрительный контакт должен присутствовать, чтобы видеть реакцию реакцию и заинтересованность.

Со стороны аудитории же смотрение на говорящего означает не только заинтересованность, но и помогает нам сосредоточиться на том, что он говорит.

Взгляд может иметь множество значений:

Деловой взгляд. Ведя деловые переговоры, представьте, что на лбу вашего собеседника находится треугольник. Направив наш взгляд на этот треугольник, мы создаем серьезную атмосферу, и другой человек чувствует, что мы настроены по-другому. При условии, что наш взгляд не опускается ниже глаз другого человека, мы сможем контролировать ход переговоров при помощи взгляда.

12 стр., 5838 слов

Психологические проявления лжи в общение людей

... и искреннего поведения у учащихся шестых классов. Предмет исследования: Признаки лжи в общении людей. Объект исследования: Вербальное и невербальное поведение подростка. Гипотеза исследования: Младшие подростки ... не рефлексируют признаки лжи в общении с другим человеком, поэтому не могут достоверно отличить обман и искреннее поведение. Признаками ...

Социальный взгляд. Если наш взгляд опускается ниже уровня глаз другого человека, создается атмосфера социального общения. Эксперименты по исследованию особенностей взгляда показали, что во время социального общения глаза тоже смотрят на символический треугольник на лице человека, в данном случае расположенный на линии глаз и области рта.

Интимный взгляд. Этот взгляд проходит через линию глаз и спускается ниже подбородка на другие части тела собеседника. При таком общении этот треугольник опускается от глаз до груди, а при отдаленном — от глаз до промежности. Таким образом, можно сказать, что мужчины и женщины при помощи этого взгляда показывают свою заинтересованность к человеку, а если он тоже заинтересован, то он ответит тем же взглядом.

Взгляд искоса. Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Если он сопровождается слегка поднятыми бровями или улыбкой, он означает заинтересованность и часто используется для завлекания. Если он сопровождается опущенными вниз бровями, нахмуренным лбом или опущенными уголками рта, он означает подозрительное, враждебное или критическое отношение. [5]

невербальный оратор коммуникация кинесика

Просодика

И умолчание может быть криком души. (Данил Рудый <#»justify»>Заключение

О важности жестикуляции, говорит тот факт, что в риториках, начиная с античных времен, ей посвящались специальные главы. Основным показателем чувств говорящего является выражение лица. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний: радость и скорбь, сомнение, иронию, решимость … Выражение лица должно соответствовать характеру речи. У хорошего оратора, как замечал А. Ф. Кони: «Лицо говорит вместе с языком». Лицо и весь внешний облик выступающего должны выражать доброжелательное и даже дружественное отношение. Аудитория не любит сердитых или безучастных.

Вывод: невербальные средства общения занимают важное место в риторике и без них невозможно обойтись. Грамотное использование внеязыковых элементов украшает речь, привлекает интерес аудитории, делая выступление живым и эффектным.

Список использованной литературы

1. «Искусство и наука общения: невербальная коммуникация.» — Морозов В.П./ М, Изд-во «Институт психологии РАН», 1998.

. «Культура и искусство речи» — Введенская Л.А., Павлова Л.Г./ Изд-во «Феникс», 2012.

. «Общая риторика: учебное пособие», «Риторика: учебник — . Н.А. Ипполитова, Е.Л. Ерохина и др./ Изд-во «Проспект», 2006.

. «Невербальное поведение» — Лабунская В.А./ Изд-во Ростов, ун-та, 1986.

5. «Язык телодвижений. Как читать мысли окружающих по их жестам» — Аллан Пиз/ Изд-во «Эксмо», 2006.

Словари:

10 стр., 4911 слов

Общение и его функции

... плач, смех, покашливание; проксемика, телодвижение движение глаз. Общение — специфическая форма взаимодействия человека с другими ... Как (осуществляется передача) — канал Кому (направлено сообщение) — аудитория С каким результатом передается — эффективность сообщение Каждая личность выполняет ... — склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («Мы верим тому, чему ...

. Большая психологическая энциклопедия/ А. Б. Альмуханова [и др. ; отв. ред. Н. Дубенюк]. — Самое полное соврем. изд. — Москва : Эксмо, 2007.

. Краткий психологический словарь.

Под общей ред.А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского /ред.- составитель Л.А.Карпенко- М.: Политиздат, 1985. — 431с. — Ростов-на-Дону: ФЕНИКС, 1998.

. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.