Направленность

8

№ 3 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ: ХАРАКТЕР, СПОСОБНОСТИ,

План:

  1. Понятие о характере, физиологические основы характера.
  2. Формирование характера.
  3. Характерологические типы.
  4. Способности, их характеристика и структура.
  5. Направленность и её виды.
  6. Потребностно-мотивационная сфера личности.

1. Понятие о характере, физиологические основы характера

Характер – совокупность сравнительно устойчивых и постоянно проявляющихся черт и качеств личности, которые обуславливают особенности его поведения и взаимодействия с другими людьми; и проявляется в отношении человека к себе, к окружающим его людям, к работе, к жизни и т.д.

Х человека – это сплав врожденных свойств ВНД с приобретенными в течении жизни индивидуальными чертами, но при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее.

Х тесно связан с направленностью личности, что проявляется в активном избирательном отношении личности к требованиям реального мира и таким образом оказывает влияние на деятельность человека.

Отдельные свойства Х зависят друг от друга, связаны друг с другом и образуют целостную организацию – структуру характера.

Структура и содержание Х каждого человека определяются:

  • динамикой воли (готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности);
  • спецификой проявления эмоций человека и эмоционального фона (например, конфликтного), который сопровождает те или иные его поступки;
  • интеллектуальными особенностями человека;
  • взаимосвязью всех этих компонентов (для структуры Х важно то, насколько они слиты воедино, гармоничны между собой).

2.Формирование характера

Выступая как прижизненное образование человека, Х определяется и формируется в течение всей жизни человека в зависимости от: родителей; общественных условий; конкретных жизненных обстоятельств; референтной группы и ее ценностей и т.д.

3 стр., 1332 слов

1.человек как личность

... суждения неверны. Врождённые или унаследованные качества сказываются на: А) характере человека как личности; Б) способностях человека. 1) верно А); 2) верно Б); 3) верны оба ... жизни общества, и отвечать за свои поступки, прежде всего, связана с понятием: личность; индивид; индивидуальность; субъект. Не связаны с понятием индивидуальности человека: возраст; темперамент; характер; способности. ...

Формирование Х начинается с раннего детства. Ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игра. В игровой деятельности, особенно в коллективных сюжетных играх «с правилами», начинает формироваться характер дошкольника, в частности, такие его черты, как товарищество и коллективизм, настойчивость, смелость, выдержка, инициативность.

В процессе речевого общения со старшими у ребенка постепенно складываются понятия о том, что «можно» и чего «нельзя», и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению и поведению других детей.

Младший школьник впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение. Борьба за успеваемость и дисциплину развивает в школьнике организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие.

В период 2 — 10 лет создаются оптимальные условия для формирования положительных черт Х ребенка.

Подросток становится участником жизни взрослых, к нему предъявляются более высокие требования, непосредственная опека над ним ослабляется. Он сам стремится активно участвовать в жизни окружающих его людей, работать на общую пользу. Важную роль в развитии его характера играет всё более развивающееся сознательное отношение к действительности, к ученью как основной его обязанности перед родиной и обществом, к самому себе, а также тот факт, что подросток в своей учебной и общественной деятельности уже в большой мере начинает руководствоваться мотивами общественного порядка — чувством долга и ответственности перед коллективом, желанием поддержать честь школы, отряда, класса.

В ранней юности перед учащимися встают вопросы о жизненных целях и дальнейших перспективах. Это связано с формированием убеждений, с выработкой мировоззрения, с ростом морального сознания и моральных чувств. Мотивы общественного порядка (чувство долга, чести, ответственности) в этом возрасте играют уже очень видную роль. Наконец, характерный для данного возраста рост самосознания личности открывает широкие возможности для самовоспитания, для сознательного развития у себя ценных качеств личности.

Условия воспитания характера:

  • семья;
  • является формирование мировоззрения, убеждений, идеалов;
  • определенная организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, накопление им практического опыта в правильном поведении;
  • творческий коллективный общественно полезный труд;
  • коллектив, общественное мнение, общественный контроль;
  • наличие перспективных линий, перспективных устремлений, перспективных путей;
  • физического воспитания в формировании характера (особенно его волевых черт);
  • индивидуальный подход в воспитании;
  • самовоспитание, сознательная работа по воспитанию у себя ценных качеств личности.

3. Характерологические типы

Известный немецкий психиатр Карл Леонгард считал, что у 20-50% людей (до 80% у подростков) некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что при определенных обстоятельствах приводит к однотипной реакции.

11 стр., 5220 слов

Формирование игровой деятельности детей дошкольного возраста ...

... значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность работа, служба. Каков ребенок в игре, ... ёнка в процессе его деятельности. Оказывается, если воспитатель не учитывает активный характер приобретения опыта, самые совершенные ... деятельностью Д.Б. Эльконин [7, с.23] определял её как деятельность, в которой складывается и совершенствуется управление поведением. ...

Акцентуация характера – преувеличенное развитие одних черт характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми.

Выраженность А может быть различной – от легкой, заметной лишь близким, до крайних вариантов, соприкасающихся с болезненным состоянием – психопатией – болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми, психопаты могут быть социально опасны для окружающих.

В отличии от психопатии А/Х проявляются не постоянно, с возрастом могут изменяться.

Ригидность – затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной субъективной программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки.

Аффект сильное и относительно кратковременное нервно-психическое возбуждение, сопровождающееся нарушением самоконтроля, возникающее в критических ситуациях.

Краткая характеристика особенностей поведения в зависимости от типов А:

  1. Гипертимический (гиперактивный) – постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность с жаждой деятельности и тенденцией разбрасываться, не доводит дело до завершения, самостоятелен, стремится к лидерству, риску, авантюризму, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, потеря грани дозволенности, отсутствие самокритичности.
  2. Демонстративный (истероидный) – повышенная способность к демонстративности поведения, стремиться к лидерству, одобрению, похвалам, желает быть в центре внимания, склонен к театральности, позерству, тусовке (добивается этого любой ценой), быстро забывает свои проступки, властолюбив, самоуверен, стремится не столько работать, сколько руководить.
  3. Экстравертивный – похож на предыдущие типы, контактен, имеет много знакомых и друзей, любит общественные развлечения, все интересы направлены на внешний мир.
  4. Дистимичный (гипоактивный) – постоянно пониженное настроение, замкнут, немногословен, тяготится шумным обществом, в конфликты вступает редко (чаще выступает пассивной стороной), серьёзен, добросовестен, ценит друзей, обострённое чувство справедливости.
  5. Интровертивный – погружён в себя, замкнут, не нуждается в общении, сдержан, производит впечатление «оторванного от жизни».
  6. Циклотимический (циклоидный) – частая смена настроения и манеры поведения, в минуты душевного подъёма – гипертимик, в периоды плохого настроения — дистимик.
  7. Застревающий – занудлив, часто застревает на мелочах, стремится к достижению высоких результатов, требователен к себе, но с трудом переключается, чрезмерная стойкость аффекта со склонностью к формированию сверхценных идей, в конфликтах выступает активной стороной.
  8. Педантичный – ригиден, инертность психических процессов, долго переживает травмирующие события, формалист, чрезмерно аккуратен, добросовестный работник, исполнителен.
  9. Тревожный (психастенический) – пониженный фон настроения, опасается за себя и близких, склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожности, долго переживает неудачу, склонен к самоанализу и оценкам поведения других людей, дружелюбен, исполнителен.
  10. Эмотивный — предпочитает общение только с близким кругом друзей, тщательно скрывает свои обиды, обострённое чувство долга, сострадателен, добр, хотя и чрезмерно чувствителен.
  11. Экзальтированный – большой диапазон эмоциональных состояний, часто не имеющий достаточных оснований, резкая смена настроения в зависимости от ситуации, искренность чувств.
  12. Возбудимый – импульсивность, ослабленнось контроля над влечениями и побуждениями, вспыльчивость.

4.Способности, их характеристика и структура

При равных внешних условиях разные люди с разной степенью эффективности приобретают ЗУН.

3 стр., 1116 слов

Типология личности сотрудников УИС в зависимости от психологической ...

... зависимости от психологической устойчивости к коррупционному поведению. Исходя из общих требований к классификации личности, предположим, что можно подразделить сотрудников УИС по коррупционной направленности ... день коррупцией охвачены все стороны деятельности ведомства. Коррупциогенным назван и ... влияние следующие индивидуально-психологические особенности людей: поведенческий уровень, ведущий тип ...

Биологи считают, что активно работают 3-5% клеток головного мозга.

С проявляются не в самих ЗУН, а в динамике их приобретения, в том, насколько быстро и легко человек осваивает конкретную деятельность. С могут развиваться через какое-то время или проявляться в другом виде деятельности.

Способности – психическое свойство личности, отражающее проявление таких ее особенностей, которые позволяют успешно заниматься и овладевать одним или несколькими видами деятельности.

В зависимости от особенностей соотношения между сигнальными системами И.П. Павлов различал «специально человеческих» типа ВНД:

  • с относительным преобладанием первой сигнальной системы — художественный тип (характеризуется яркостью непосредственных впечатлений, образностью восприятия и памяти, богатством воображения.);
  • с относительным преобладанием второй сигнальной системы — мыслительный тип (расположен к анализу и систематизации, к более обобщенному и абстрактному мышлению);
  • средний тип — с относительной уравновешенностью сигнальных систем.

С делятся на:

2 стр., 690 слов

Праздники сегодня и вчера: влияние праздника на личность человека

... жизни эксплуататорских классов) раздутой и потому пустой, поверхностной, декоративно-развлекательной, культурно бесплодной. Организаторам праздника нужно чётко дифференцировать возрастную направленность, ... и служит институтом, позволяющим исправлять недостатки людей посредством их публичного осмеяния. Праздничный ... оказывает влияние на социализацию личности, а дарение и получение подарков – ...

  • потенциальные (не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны актуализироваться при изменении соответствующих социальных условий);
  • актуальные (С, которые необходимы в данный момент и реализуются в настоящем конкретном виде деятельности).

У каждого человека при рождении формируются определенные предпосылки его С – задатки – врожденные анатомо-физиологические особенности организма, которые облегчают развитие способностей.

Одаренность — совокупность общих и специальных С, свойственных конкретному человеку.

Олигофрения — патологическое снижение способностей, имеет разную степень выраженности дефекта:

  • легкую (дебильность);
  • среднюю (имбецильность);
  • глубокую (идиотия).

Условия, оптимизирующие развитие С:

  • раннее начало развития С;
  • игровая деятельность в младшем возрасте;
  • присутствие комплексности, т.е. одновременного совершенствования нескольких взаимодополняющих друг друга С;
  • многоплановость и разнообразие видов деятельности, выполняемых человеком;
  • выполняемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности;
  • присутствие творческого начала;
  • поддержание интереса к деятельности через стимулирующую мотивацию.

Способности можно классифицировать на:

  1. Природные (естественные) – в основе своей биологически обусловленные.
  2. Специфические – имеющие общественно-историческое происхождение и обеспечивающее жизнь и развитие в социальной среде:

А) Общие С – определяют успех человека в различных видах деятельности и общения (умственные С, память, речь, точность движений рук и т.д.).

Специальные С – определяют успех человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы задатки и их развитие (С музыкальные, математические, технические и т.д.).

Б) Теоретические – определяют склонность человека к абстрактно-логическому мышлению.

Практические – склонность к конкретно-практическим действиям.

В) Учебные – влияют на успешность педагогического воздействия.

Творческие – успешность в создании произведений материальной и духовной культуры.

Г) С к общению, взаимодействию с людьми и предметно-деятельные С.

5.Направленность и её виды

Направленность личности – психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели её жизни и деятельности.

5 стр., 2317 слов

Психологические и социальные особенности личности безработного человека

... .Отрицательную или положительную социальную направленность (оценка агрессивности и общительности) .Направленность трудовой деятельности (работоспособность и предприимчивость) Самооценка ... 30% считают себя общительными людьми). Это отражает не только характеристику человека как личности, но и о признании ... работы, но из-за того, что потребность неудовлетворенна, то её значимость приобретает гораздо ...

Направленность личности обнаруживается в том, к чему личность стремиться в жизни и деятельности, чего добивается, на что направляет свои силы, возможности, какие условия и результаты ее удовлетворяют.

Выделяют три основных вида направленности личности:

  1. Личная направленность – создается преобладанием мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Такой человек чаще всего бывает, занят самим собой, своими чувствами и переживаниями и мало реагирует, на потребности окружающих его людей: игнорирует интересы сотрудников или работу, которую должен выполнять. В работе видит, прежде всего, возможность удовлетворить свои притязания вне зависимости от интересов других сотрудников.

  1. Направленность на взаимные действия – имеет место тогда, когда поступки человека определяется потребностью в общении, стремлением поддерживать хорошие отношения с товарищами по работе, учебе. Такой человек проявляет интерес к совместной деятельности, хотя может и не способствовать успешному выполнению задания, нередко его действия даже затрудняют выполнение групповой задачи и его фактическая помощь может быть минимальной.

  1. Деловая направленность – отражает преобладание мотивов порождаемых самой деятельностью, увлечение процессом деятельности, бескорыстное стремление к познанию, овладению новыми навыками и умениями. Обычно такой человек стремится к сотрудничеству и добивается наибольшей продуктивности группы, а поэтому старается доказать точку зрения, которую считает полезной для выполнения поставленной задачи.

6.Потребностно-мотивационная сфера личности

Потребности личности – испытываемая личностью нужда в чём либо.

П делят на: материальные, духовные и социальные.

Особенности П:

  • конкретно-содержательный характер;
  • осознавание данной потребности, сопровождаемое характерным эмоциональным состоянием;
  • эмоционально-волевое состояние побуждения к удовлетворению потребностей;
  • ослабление или полное исчезновение этих состояний после их удовлетворения.

Важнейшая линия мотивации достижений идет от потребностей личности. С учетом схемы Маслоу, выделяют группы потребностей, находящейся в иерархии:

11 стр., 5281 слов

Сервисная деятельность как форма удовлетворения потребностей человека

... в ходе становления человека как личности и развития его общественных связей. Интеллектуальные потребности связаны с мыслительной деятельностью человека. Это потребности в познании, образовании, ... выделяют следующие классы потребностей: физические, социальные и интеллектуальные. Физические потребности связаны с поддержанием физической жизни человека. К ним относятся потребности в пище, одежде, ...

  • 1-физиологические (в пище, воде, тепле, продолжении рода);
  • 2-в безопасности (в сохранении жизни (инстинкт самосохранения), защите от боли, болезней, риска, неприятных переживаний);
  • 3-в жизнеобеспечении (информация о происходящем вокруг, в материальных, бытовых, жилищных и иных удобствах, в добывании средств для жизни, в труде);
  • 4-в контактах с людьми (в жизни среди людей, в общении, социальной включенности, принадлежности определенному сообществу);
  • 5-в социальном статусе (занятии достойного положения в сообществе, в признании и уважении со стороны других, в дружбе и любви);
  • 6-в самовыражении, созидании, творчестве, личностном росте, индивидуальности;
  • 7-в самоуважении;
  • 8-в трансцендентной духовности (вынесенная личностью за пределы корыстных интересов).

Мотивы – те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают её к определённой деятельности. М делятся:

  1. По силе (сильные, слабые).
  2. По содержанию (социальные – интересы, убеждения, идеалы личности; биологические – влечения, желания, хотения человека, обычно отражающие его физиологические потребности).