Наглядно-образная методика

Основные цели применения этой методики — формирование когнитивных операций, необходимых для опознания при нарушенном сенсорном отражении, т. е. развитие операционной стороны восприятия; обогащение представлений детей; развитие наглядно-образного мышления. В ходе работы по этой методике решаются следующие задачи:

— интериоризация внешних перцептивных действий, превращение их во внутренние;

— закрепление навыков выделения основных информативных признаков изображений;

— формирование механизма интегрирования признаков и их симультанного опознания;

— максимальное включение в сенсорно-перцептивный процесс когнитивных операций (сравнение, вербально-логический анализ и др.);

развитие константности восприятия.

Средством реализации методикиявляется разнообразный иллюстративный материал:

— отдельные изображения, сгруппированные по характеру наполнения и по тематической направленности;

— сюжетные ситуации разной степени сложности.

— Особый вид изобразительного материала предназначен для выполнения визуально-логических заданий, способствующих интеллектуализации процесса восприятия.

Весь иллюстративный материал делится на следующие подгруппы:

— по пространственным свойствам — изображения плоскостные (двумерные) и объемные (трехмерные);

— по степени сложности — простые и сложные;

— по смысловой нагрузке — предметные и сюжетные;

— по формообразующему признаку — контурные, силуэтные, заполненные;

— по цветообразующему признаку — черно-белые и гетерохромные;

— по художественной направленности — рисунок (графика) и картина (живопись).

Основные обучающие задания и приемы.

На первом этапе работа с рисунками строится на использовании следующих обучающих заданий:

— нахождение рисунка, определение границ, выделение из фоновой плоскости;

— ориентирование на изобразительной плоскости, определение верха—низа, правой—левой, центральной частей рисунка;

— поиск изображения на рисунке;

— наложение силуэтного изображения на рисунок;

— построение вербально-смысловых схем описания изображения;

— выделение и опознание контура;

— определение порога узнавания формы;

— постепенное сокращение угла зрения, демонстрация изображений на более удаленном расстоянии;

14 стр., 6687 слов

Определении уровня развития наглядных форм мышления у детей 6-7 ...

... либо один из психических процессов. Так, в раннем детстве основное значение имеет развитие восприятия, в дошкольном возрасте – памяти. Наше познание окружающей действительности начинается с ... абстракции числа, пространства и времени., а развитие технического потенциала общества приводит к оперированию физическими явлениями, не поддающимися восприятию нашими органами чувств, и мышление переходит ...

— определение количественных понятий с помощью рисунков, развитие порога различения величины;

— развитие цветовосприятия;

— опознание основных ахроматических и хроматических цветов;

— различение оттенков и промежуточных цветов;

— закрепление связи между вербальным и зрительным представлениями о цвете;

— обнаружение объекта в условиях пониженной контрастности, насыщенности и яркости цвета, четкости контура.

 

Ряд заданий первого этапа связан с опознанием простых предметных изображений. Эти задания включают:

 

— формирование дискретного способа опознания, выделение частей (фрагментов) изображений, описание их информативных свойств;

— формирование интегрального способа опознания, определения сигнальных признаков, определение основного в объектах изображения,

— закрепление различительных признаков путем многократного сравнения разнородных изображений;

— развитие быстроты и точности восприятия, стереотипов узнавания;

— дифференциация зрительных представлений, сравнение разнородных изображений, имеющих выраженные отличительные признаки однородных, но разновидных изображений, имеющих классовые различия; определение особенностей, характеризующих объект как отличный от всех других объектов;

— обобщение объектов изображения;

— выделение обобщающих понятий;

— решение сложных мыслительных задач на материале предметных изображений.

 

Основной формообразующей структурой объекта является кон­тур; для отработки приемов выделения и опознания контура ис­пользуются задания:

— совмещение силуэтного трафарета с изображением;

— прослеживание контура, т. е обведение контура каранда­шом; для проверки качества воспроизведения обведение произво­дится под копировальную бумагу;

— опознание контурных изображений;

— опознание контурных изображений по частям (деталям);

выделение заданного контура из зашумленного перцептивного поля (маскировочной сетки, наложения контурных изображений одного на другое).

Тематическое наполнение предметного иллюстративного мате­риала ограничивается на первом этапе геометрическими телами и предметами, близкими по форме к геометрическим телам или со­стоящими из их сочетаний, например: домик, пирамида, звез­да и т. п. С помощью таких рисунков изучаются количественные понятия — больше — меньше, одинаковое — разное, по размеру, равно, длинее — короче, толще — тоньше, уже — шире. Учащиеся сравнивают равно- и разновеликие изображения, выделяют из ря­да равновеликих разновеликие, располагают предметы «по росту».

Развитие цветовосприятия начинается с различимости основных ахроматических и хроматических цветов и их сочетаний, а затем промежуточных цветов. Закрепляются связи между названиями и зрительными представлениями о цветах. Даются задания на опо­знание изображений при вариации их хроматических характерис­тик: цветового тона, коэффициента отражения, чистоты цвета. Предлагаются следующие задания:

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... именно детей среднего дошкольного возраста, послужили основанием для определения ТЕМЫ РАБОТЫ: «Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в ... процессе обучения пению. ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: процесс развития музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: педагогические условия развития музыкально-творческих ...

выделение заданного цвета из цветовой гаммы;

— построение цветовых рядов при снижении насыщенности и
яркости цвета;

— сопоставление цветовых рядов с цветовой матрицей;

— прослеживание цветовых рядов с постепенным понижением
цветового контраста;

— опознание и построение различных цветовых сочетаний.

 

На втором этапе коррекционного курса дети учатся опознавать сложные изображения. В круг заданий этого этапа входят:

— пространственная ориентация на материале сложных изображений;

— описание рисунка и нахождение ориентационных зависимостей между объектами;

— взаиморасположение объектов на рисунке и пространственные соотношения между изображенными объектами,

— изучение законов перспективы;

— объяснение построения проекционной глубины, понятий «линия горизонта» и «точка схода»;

— описание изображений, имеющих проекционную глубину;

— развитие восприятия объемности изображаемых объектов;

— сопоставление изображений, имеющих фронтальную и угловую перспективу, а также изображений, находящихся в различной угловой перспективе по отношению к наблюдателю,

— опознание изображений с контрастными изменениями цветового тона, различение светотени, изменение окраски предметов в зависимости от расположения относительно источника света и его структуры;

— опознание объектов, имеющих перекрытие объектами первого плана;

— отработка приемов по частичному наложению одного изображения на другое, определение целого по части;

— обучение опознанию объектов в различных условиях воспроизведения и демонстрации;

— развитие константности восприятия формы, цвета, величины.

 

Третий этап коррекционною курса связан с развитием восприятия сложных сюжетных рисунков и картин. Задания включают:

— подробное описание сюжетной композиции;

— выделение главного на рисунке;

— определение объекта и субъекта действия, характера и направленности действия;

— установление причинно-следственных связей и пространственно-временных отношений;

— определение основной сюжетной канвы сложного изображения, установление ассоциативных связей и актуализация их в процессе описания;

— обучение пониманию внутреннего действия сюжетной композиции, определение по внешним (признакам эмоционального состояния персонажей;

— знакомство с произведениями изобразительного искусства;

— понимание условностей стилизации художественного произведения, авторского замысла, манеры исполнения картины;

8 стр., 3901 слов

1. Развитие зрительного восприятия и знакомство с окружающим миром

... с плоскостным изображением округлой и угольной формы. Учить выполнять мануальные обследовательские действия при восприятии изображений с постепенным ... последующим изменением вариантов их расположения. Упражнять в зрительном определении расстояния (ближе-дальше) от себя до 2 ... прикладывание предметов друг к другу, наложение одного объекта на другой), учить приспосабливать движения руки к особенностям ...

— развитие эмоционального восприятия произведений искусства.

 

Основные приемы работы:

— поиск и обнаружение изображений;

— различение их информативных признаков;

— дискретное и фрагментарное опознание частей изображения;

— целостное опознание на основе интегрирования признаков и частей;

— опознание изображений в различных условиях предъявления;

— сопоставление и сравнение изображений и их частей,

— обобщение и категоризация;

— установление пространственно-временных зависимостей и причинно-следственных связей на сюжетных рисунках,

— осмысление ситуаций сюжетных рисунков.

 

Итак, коррекционные занятия с наглядно-образными методика­ми формируют и развивают:

— умения выделять признаки изображений — контур, яркость, цвет, черно-белый и хроматический контраст, форму, размер, ори­ентацию;

— способность к интегрированию признаков; дискретное, фраг­ментарное и целостное восприятие изображения;

— константность восприятия;

— навыки максимального включения в сенсорно-перцептивный процесс мыслительных операций;

— зрительную кратковременную память.