Мотивация. Направленность

Поведение человека отличается от поведения животных. Оно как правило несет на себе отпечаток социальных связей и отношений, и может контролироваться со стороны внутреннего наблюдателя.

Поведение человека характеризуется двумя составляющими: акт поведения и диспозиция поведения.

Акт поведения охватывает актуальное изменение поведения индивида. Это — конкретный элемент поведения, который можно наблюдать и оценивать. Акт поведения всегда является результатом общего состояния индивида, который в течение определенного отрезка времени находится во взаимоотношении с другими индивидами (или группой индивидов) в определенных социальных ситуациях. Акт поведения состоит из действий – движений, определяемых какой-то целью или поведенческой программой.

Диспозиция поведения (от лат. dispositio расположение) — готовность, предрасположенность субъекта к поведенческому акту, действию, поступку, их последовательности.

Диспозиция поведения — это то, что «внутриличностно» детерминирует способ поведения. Следовательно, диспозиции — это внутренние детерминанты поведения, своего рода программа, алгоритм-план, являющийся содержательной структурой поведения.

В.А. Ядов (1975) выделяет четыре уровня диспозиций.

I. Первый уровень составляют элементарные фиксированные установки. Этот уровень означает регуляцию непосредственных реакций субъекта на, актуальную ситуацию.

II. Второй уровень это наиболее сложные диспозиции, которые формируются на основе потребности человека. Этот уровень регулирует поступки личности, осуществляемые в привычных ситуациях.

III. Третий уровень имеет дело с такими диспозициями, в которых фиксируется общая направленность интересов личности относительно конкретной сферы социальной активности. На этом уровне регулируются уже некоторые системы поступков и социальное поведение.

IV. Четвертый уровень высший уровень диспозиций — образует система ценностных ориентации личности. Он регулирует целостность социального поведения и деятельности личности.

I. Установки

В психологии под установкой понимают сложившееся на основе прошлого опыта оценочное суждение человека по отношению к физическому объекту, идее, индивиду, группе лиц. Индивидуальная психология рассматривает феномен установки с позиций отдельного субъекта, социальная психология — с позиций социальных групп.

11 стр., 5225 слов

Философия личности человека

... личность является человеком, но не каждый человек является личностью. А что же такое личность? Кто мы? Обычные люди или, может быть, личности? Поэтому цель данной работы – понять сущность, предназначение человека и его личности. ... кто же не знает (пусть интуитивно, хотя бы поверхностно, на житейском уровне, что такое человек?) Однако не все так просто, и в итоге то, с чем ...

Различаются два вида установки — общая и дифференцированная (фиксированная).

Общая установка возникает в отношении больших классов явлений; дифференцированная — по отношению к отдельным объектам.

Установка лежит в основе целостности и последовательности поведения человека, объединяет его сознательную и подсознательную сферы. Она лежит в основе поведенческих стереотипов, стабилизирующих поведение индивида, освобождающих его от необходимости принимать решения и произвольно контролировать осуществление деятельности в стандартных для него (обобщенных в опыте данного индивида) ситуациях.

В ряде случаев (при низком уровне критичности индивида) установки обусловливают инертность поведения, не учитывая изменения в обстановке, люди действуют шаблонно.

Многие социальные установки (аттитюды) формируются в детстве и воспринимаются детьми от своего ближайшего социального окружения. Дети моделируют свои аттитюды, копируя тех, кто им нравится, кого они уважают и даже боятся. Наблюдая за отношением родителей к различным событиям и явлениям, они формируют к ним собственное отношение. Особой привлекательностью для подростков и молодежи обладают поведение, внешний облик и аттитюды популярных певцов и актеров, которые нередко выступают безусловным образцом для подражания.

II. Потребности

Потребность — это состояние некоторой нехватки в чем-либо, которую организм стремится компенсировать; это внутреннее напряжение, которое динамизирует и направляет активность на получение того, что необходимо для нормального функционирования организма и личности в целом.

Потребность — это необходимое условие любой деятельности, однако потребность сама по себе еще не способна предоставить деятельности четкого направления. Потребность должна «найти» предмет, на котором она опредметится (который способен ее удовлетворить).

Например, наличие у человека эстетической потребности создает соответствующую избирательность, но это еще не указывает на то, что именно человек будет делать для удовлетворения этой потребности. Возможно, он будет слушать музыку, а возможно, будет стремиться написать стихотворение или картину.

Потребности порождают разветвленную и разнообразную мотивацию действий и поступков.

Мотив (от лат. movere — двигать, толкать) – внешние и (или) внутренние условия, вызывающие активность субъекта, направленную на удовлетворение потребностей. Мотив – это побуждение к деятельнолсти, связанной с удовлетворением потребности – причина направленности поведения.

Наиболее известную классификацию потребностей предложил А. Маслоу.

А. Маслоу упорядочивает потребности в ценностной иерархии соответственно их роли в развитии личности. Таким образом, существует иерархия различных потребностей — от наиболее примитивных до потребностей высших уровней.

9 стр., 4230 слов

Мотивы и мотивация. Поведение человека

... При этом подчеркивают, что в качестве мотива выступает не сама потребность, а предмет потребности (А.Н. Леонтьев). В теории мотивации, ...       4 ТеориМаслоу «пирамиду потребностей Маслоу»?     & ... социальные потребности, жизнен­ные цели, когнитивные факторы, когнитивный диссонанс, ценности, ожидание ус­пеха, боязнь неудачи, уровень притязаний. ...

  1. Физиологические потребности (еда, сон, и др.), без удовлетворения которых ничто другое не возможно, всегда выступают на первый план и лежат в основе иерархии потребностей. Выше, над физиологическими потребностями, находится
  2. потребность в безопасности (физиологической и психологической).

    Ее удовлетворение дает возможность развития

  3. потребности в эмоциональных контактах (потребности в хорошем отношении, в единении, в принадлежности к некоторой группе, потребности в любви).

    Когда удовлетворены потребности трех низших уровней, актуализируется

  4. потребность в самоуважении (в одобрении, признании, компетентности, достижениях).

    По достижении ее появляется

  5. потребность в познании самого себя. Далее проявляются
  6. потребность в гармонии, эстетические потребности. Только когда удовлетворены все прочие потребности, возникает
  7. потребность в самореализация (самоактуализации).

Самоактуализация — стремление человека как можно полнее обнаружить, развить и реализовать свои возможности, стремления личности быть тем, кем она может быть. В соответствии с А.Маслоу, если индивид не занимается тем, к чему он склонен, то возникает неудовлетворенность, беспокойство, тревожность. Чтобы быть в согласии с самим собой, музыкант должен создавать музыку, художник — рисовать, поэт — писать стихотворения. Человек обязан выполнить свою миссию, используя все свои возможности и способности.

А.Маслоу отмечал, что потребность в самоактуализации возникает только у здоровых людей. Невротики лишены этой потребности, и, собственно, невроз возникает именно у тех людей, у которых по определенным причинам нет этой потребности.

Согласно концепции А.Маслоу, прежде чем активизируются (и начнут определять поведение) потребности более высоких уровней, должны быть удовлетворены потребности низших уровней. Ведь очевидно, что смертельно голодный человек не стремится «чем-нибудь заняться». И еще меньше он стремится заняться такой деятельностью, в которой можно было бы проявить свою компетентность и самореализоваться. Мысли и действия голодного человека направлены в первую очередь на поиски еды. Самоактуализация, отмечает А.Маслоу, может стать мотивом поведения только тогда, когда удовлетворены все прочие потребности. В случае конфликта между потребностями различных иерархических уровней побеждает потребность низшего уровня.

Появление потребности приводит к появлению мотива – побуждения к некоему поведенческому акту.

Иерархия мотивов

К деятельности человека побуждают, как правило, несколько мотивов, которые образовывают мотивационный комплекс (систему или иерархию мотивов).

Одни мотивы в этой системе имеют ведущее значение и большую побудительную силу (осуществляют большее влияние на деятельность, чаще актуализируются).

Влияние других мотивов меньшее: они имеют слабую побуждающую силу и пребывают внизу иерархии мотивов.

Мотив проявляется с различной силой в зависимости от конкретных обстоятельств жизни, влияния других людей, временных факторов и т.п. Поэтому и иерархия мотивов, невзирая на относительную стабильность, не является абсолютно устойчивым психическим образованием. «Вес» (побудительная сила) отдельных мотивов время от времени может меняться под влиянием различных социальных и психологических факторов.

4 стр., 1687 слов

Структура мотивов человека

... потребность в приятии другими людьми, потребность в уважении и признании собственных достижений, потребность деятельности, познавательные потребности, эстетические и потребность в осмысленности собственной жизни относятся к духовным потребностям. Это обычный взгляд на потребности. Понятие мотива ...

Мотивы, которые занимают ведущее место, постоянно актуализируются и обладают существенным мотивационным влиянием на деятельность человека, называются действующими мотивами. Мотивы, находящиеся внизу мотивационной иерархии, незначительно влияют на активность человека и часто вообще не проявляющиеся — потенциальные мотивы, поскольку в данный конкретный промежуток времени они не совершают побуждающего влияния, но могут актуализироваться при определенных обстоятельствах.

Каждый из мотивов имеет различную силу. Одни мотивы довольно часто актуализируются и оказывают существенное влияние на деятельность человека, другие действуют только в определенных обстоятельствах (и в большинстве случаев являются потенциальными мотивами).

Виды мотивов.

Мотив самоутверждения (стремление утвердить себя в социуме) связан с чувством собственного достоинства, честолюбием, самолюбием. Человек пытается доказать окружающим, что он чего-то стоит, стремится получить определенный статус в обществе, хочет, чтобы его уважали и ценили. Иногда стремление к самоутверждению относят к мотивации престижа (стремление получить или поддержать высокий социальный статус).

Мотив идентификации с другим человеком. Идентификация с другим человеком — стремление быть похожим на героя, кумира, авторитетную личность (отца, учителя и т.п.).

Этот мотив побуждает работать и развиваться. Он является особенно актуальным для детей и молодежи, которые пытаются наследовать других людей в своих действиях.

Мотив власти — это стремление субъекта влиять на людей. Мотивация власти (потребность во власти) — одна из самых главных движущих сил человеческих действий, это стремление занять руководящую позицию в группе (коллективе), попытка руководить людьми, определять и регламентировать их деятельность.

Процессуально-содержательные мотивы — это побуждение к активности процессом и содержанием деятельности, а не внешними факторами. Человеку нравится выполнять эту деятельность, проявлять свою интеллектуальную или физическую активность. Его интересует содержание того, чем он занимается. Человеку нравится (и побуждает к активности) процесс и содержание определенной деятельности.

Экстринсивные мотивы — это такая группа мотивов, когда побуждающие факторы лежат вне деятельности. В случае действия экстринсивных мотивов к деятельности побуждают не содержание, не процесс деятельности, а факторы, которые не посредственно с ней не связаны (например, престиж или материальные факторы).

Среди экстринсивных мотивов выделяют:

а) мотив долга и ответственности перед обществом, группой отдельными людьми;

б) мотивы самоопределения и самоусовершенствования;

в) стремление получить одобрение других людей;

г) стремление получить высокий социальный статус – при отсутствии интереса к деятельности существует стремление к тем внешним атрибутам, которые может принести деятеленость — к отличным оценкам, к получению диплома, к славе будущем;

4 стр., 1797 слов

Изучение специфических особенностей игровой деятельности взрослого человека

... четырехтомном словаре русского языка отмечается семь основных значений этого слова. Это деятельность, занятие людей и занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов, служащее для заполнения ... задача рассмотрения игры как полноценной сферы жизнедеятельности взрослых людей. Попытки очертить контуры данной проблемы и послужили мотивом выбора изучаемой тематики и рассмотрения ее как ...

д) мотивы избежания неприятностей и наказания (негативная мотивация) — это побуждения, вызывающиеся осознанием н которых неприятностей, неудобств, которые могут возникнуть случае невыполнения деятельности.

Мотив саморазвития. Стремление к саморазвитию, самоусовершенствованию — это важный мотив, который побуждает нас много работать и развиваться. По мнению А.Маслоу, это стремление к полной реализации своих способностей и желание ощущать свою компетентность.

Мотив достижения — это стремление достичь высоких результатов и мастерства в деятельности; оно проявляется в выборе сложных заданий и стремлении их выполнить.

Успехи в любой деятельности зависят не только от способностей, навыков, знаний, но и от мотивации достижения. Мотивация достижения (и поведение, которое направлено высокие результаты) даже у одного и того же человека не всегда одинакова и зависит от ситуации и предмета деятельности.

Просоциальные (общественно значимые) мотивы

К этой группе относятся мотивы, связанные с осознанием общественного значения деятельности, с чувством долга, ответственности перед группой или обществом.

В случае действия просоциальных (общественно значимых) мотивов происходит идентификация индивида с группой. Человек не только считает себя членом определенной социальной группы, не только отождествляется с ней, но и живет ее проблемами, интересами и целями.

Личности, которая побуждается к деятельности просоциальными мотивами, присущи нормативность, лояльность к групповым стандартам, признание и защита групповых ценностей, стремление реализовать групповые цели.

Мотив аффилиации

Аффилиация (от англ, affiliation — присоединение) — это стремление к установлению или поддерживанию отношений с другими людьми, стремление к контакту и общению с ними. Сущность аффилиации состоит в самоценности общения. Индивид, однако, может общаться и потому, что пытается уладить свои дела, установить полезные контакты с необходимыми людьми. Но в таком случае общение побуждается другими мотивами, является средством удовлетворения других потребностей личности и такое общение с аффилиативной мотивацией ничего общего не имеет.

Целью аффилиативного общения может быть поиск любви (или, во всяком случае, симпатии) со стороны партнера по общению.

Негативная мотивация — это побуждения, вызванные осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний которые могут последовать в случае невыполнения деятельности. Например, школьника к учебе могут побуждать требована и угрозы родителей, боязнь получить неудовлетворительные оценки. Учеба под влиянием такого мотива приобретает характер защитного действия и является принудительной.

В случае действия негативной мотивации человека побуждают к деятельности страх перед возможными неприятностям или наказанием и стремление их избежать.

Негативная мотивация тем сильнее влияет на поведение человека, чем больше его уверенность в неизбежности наказания.

III. Мотивация

Совокупность мотивов во многом определяет мотивацию.

7 стр., 3458 слов

Психология мотивации человека 2

... ваша мотивация внутренняя. Иначе говоря, мотив следует считать внутренним, если человек получает удовлетворение непосредственно от самого поведения, от самой деятельности. Специфическая особенность внутреннего мотива состоит ... что у ребенка преобладает, доминирует стремление к успеху; низкий уровень мотивации свидетельствовал, напротив, о преобладании у ребенка стремления избегания неудач. В целом ...

Мотивация — это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности; к ним относятся мотивы, потребности, стимулы, ситуативные факторы, которые детерминируют поведение человека.

Если человек стремится к выполнению определенной деятельности, можно сказать, что у него есть мотивация. Например, если ученик прилежен в учебе — у него мотивация к учебе; у спортсмена, который стремится достичь высоких результатов, высокий уровень мотивации достижения; желание руководителя всех подчинять свидетельствует о наличии высокого уровня мотивации к власти.

Мотивация включает в себя не только мотивы, но и ситуативные факторы (влияние различных людей, специфика деятельности и ситуации).

Такие ситуативные факторы, как сложность задания, требования руководства, установки окружающих людей, сильно влияют на мотивацию человека в некоторый промежуток времени. Ситуативные факторы динамичны, легко меняются, поэтому существуют возможности влиять на них и на активность в целом. Интенсивность актуальной (действующей «здесь и теперь») мотивации состоит из силы мотива и интенсивности ситуативных детерминант мотивации (требований и влияния других людей, сложности заданий и т.п.).

Например, мотивация деятельности и активность работника зависят не только от интенсивности мотивов (стабильных личностных образований, которые проявляются в различных обстоятельствах), но и от требований, установок руководителя и других ситуативных факторов.

Мотивация характеризуется 2-мя факторами:

  1. Динамика (изменяющееся во времени усиление или ослабление).
  2. Направленность (активная, длительная и избирательная).

1) Сила и динамика мотивации зависит от многих причин.

Чем больше мотивов детерминирует деятельность, тем выше общий уровень мотивации. Например, когда деятельность побуждается пятью мотивами, то общий уровень мотивации обычно выше, чем в случае, когда активность человека детерминируют только два мотива.

Много зависит от побуждающей силы каждого мотива. Иногда сила одного какого-либо мотива преобладает над влиянием нескольких мотивов, вместе взятых. В большинстве случаев, однако, чем больше мотивов актуализируется, тем сильнее мотивация. Если удается задействовать дополнительные мотивы, то повышается общий уровень мотивации.

Следовательно, общий сила и динамика мотивации зависит:

— от количества мотивов, которые побуждают деятельность;

— от актуализации ситуативных факторов;

— от побуждающей силы каждого из этих мотивов.

2) Направленность мотивации зависит от итога борьбы мотивов и от наличия цели поведения и деятельности.

10 стр., 4636 слов

Мотивация деятельности 3

... но не деятельности человека. Кроме того, этот взгляд на мотив на отвечает на вопрос: «почему выбрана именно эта цель и этот способ ее достижения». Мотивы личности (понятие и ... непосредственно работой, ее содержанием, условиями, организацией трудового процесса, режимом труда. Это внутренняя мотивация человека, совокупность его внутренних движущих сил поведения, связанных с работой как таковой. ...

Мотивы часто не бывают однонаправленными, то есть связанные одним результатов. В данном случае возникает некий конфликт мотивов, который должен завершиться победой одного из них (возможно временной, ситуативной) для осуществления поведенческого акта. Собственно актуализированный мотив и определяет направленность мотивации.

Если поведение целенаправленно, то ведущим фактором направленности мотивации является цель деятельности.

Цель — это осознанный, запланированный результат деятельности, субъективный образ, модель будущего продукта деятельности. Иными словами, цель — это то, чего мы стремимся достичь. Цель организовывает, побуждает человека к деятельности.

Мотивационные состояния

Внешние раздражители становятся стимулами, то есть сигналами к действию лишь при соответствующем мотивационном состоянии организма (сытый организм не реагирует на самую привлекательную пищу).

К мотивационным состояниям человека относятся интересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти.

Влечение – неосознаваемое или не полностью осознаваемое состояние навязчивого тяготения к чему-либо.

Как правило, естественные влечения связаны с органическими процессами и лишь в незначительной мере регулируются сознанием. Сами же влечения могут существенно влиять на организацию, направленность сознания. Среди инстинктивных, органических влечений выделяют: ориентировочные реакции, сексуальное влечение, голод (пищевое влечение), жажда и др.

Желание – осознаваемое мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Желание представляет собой определенный этап вызревания потребности, соотнесение ее с целью и планом действий. Еще Эпикур подразделил все человеческие желания на три группы: 1) естественные и необходимые (желания еды, питья, сна, отдыха и т. п.); 2) естественные, но не необходимые (например, сексуальные желания); 3) желания ни естественные, ни необходимые.

Стремление – стойкая повышенная тяга к чему-либо, несмотря на существующие препятствия.

Страсть — очень стойкое аффективное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей жизнедеятельности человека.

Страсть интегрирует волевые и эмоциональные побуждения; она может быть положительной и отрицательной в зависимости от ценности того, к чему стремится человек. Многие отрицательные страсти (к стяжательству, азартным играм и т. п.) ведут к деградации личности и нередко являются предпосылкой преступного поведения.

Положительные страсти мобилизуют силы человека на достижение социально значимых целей (например, страсть к искусству, науке, отдельным видам трудовой деятельности и т. п

Интерес — эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанные со стабильными потребностями человека (от лат. interest имеет значение).

Интерес проявляется в повышенном внимании к объекту, имеющему устойчивую значимость.

Интерес как психическое состояние существенно влияет на психические процессы, активизирует их. В соответствии с потребностями интересы подразделяются по содержанию (материальные и духовные), широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые).

5 стр., 2175 слов

Личность и деятельность музыканта

... окружающей действительности у человека, обладающего этим свойством, имеют тенденцию к переживанию в форме музыкальных образов. Цель данной работы: Проанализировать личность и деятельность музыканта. Задачи: ... Рассмотреть особенности личности музыканта. Изучить общие черты в игре ...

Удовлетворение интереса не только не погашает его, но формирует еще более разветвленную систему интересов.

Мотивация человека может быть сознательной и подсознательной. Сознательная мотивация связана с намерением.

Намерение сознательно принимаемое решение достичь определенной цели с отчетливым представлением средств и способов действия.

В намерении объединяются побуждение к действию и его сознательное планирование. Намерения, как и потребности, обладают динамическими свойствами — силой, напряженностью и др. Намерения организуют поведение человека, обеспечивают произвольность его действий, выступают как сознательный акт поведения.

IV. Система ценностной ориентации

Система ценностной ориентации личности является базой многообразных отношений личности к действительности. Ценностные ориентации определяют всю жизнедеятельность личности. Ценность -это значимость для человека определенных явлений.

Ценностями могут быть как главные цели жизни, так и принципы ее организации (честность, достоинство и т. п.).

Ценности определяют диапазон возможных вариантов решений сложных жизненных проблем.

Социальная адаптация личности — это, прежде всего ее приобщение к системе ценностей определенных социальных общностей. Среди этих ценностей имеются ценности базовые, фундаментальные для данной группы людей, есть и сверхиенности. (# свобода личности, свобода народа, жизнь близких людей, честь и достоинство), которые для очень многих людей значат больше, чем собственная жизнь.