23
культуры и искусств
Факультет социально- культурной деятельности
Кафедра педагогики и психологии
ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Учебная программа
по специальности 031000 – «Педагогика и психология»
Москва
2010
Программа утверждена на заседании кафедры педагогики и психологии
2010 г. (Протокол № )
Рекомендована к изданию
История педагогики и образования:
учебная программа по специальности 031000 – «Педагогика и психология», квалификация — «педагог-психолог».
/ Сост. Л.С.Зорилова. – М.: МГУКИ, 2010.
Автор-составитель:
— Зорилова Лариса Сергеевна – доктор культурологи, профессор, зав.кафедрой педагогики и психологии, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, член Союза писателей России.
Содержание
1. Введение………………………………………………………………. 4
2. Тематический план курса ………………………………..…………… 5
3. Рекомендации к самостоятельной работе студентов…………………… 5
4. Балльно-рейтинговая структура оценки знаний студентов………….. 7
Педагогика начального образования: Теория и методика воспитания ...
... -педагогические воздействия в процессе личностно-ориентированного образования, воспитания и развития младших школьников. Преемственность ... культурно-исторический феномен. Воспитание как категория педагогики. Разнообразие понятий воспитания. Различные подходы к определению ... организации. Характеристика и содержание учебно-познавательной деятельности. Организация познавательной деятельности процессе ...
5. Содержание курса…………………………………………………..… 8
I. Теоретико-методологические основы курса………………………. 10
II. Развитие педагогической мысли в Древнем мире………………. 10
III. Воспитание и школа в античном мире………………………….. 11
IV.Воспитание и педагогическая мысль в
эпоху европейского Средневековья……………………………… 12
V. Развитие педагогической мысли в эпоху
Возрождения (XIV – XVI вв.)…………………………………… 13
VI. История становления западноевропейского образования
в Х1Х веке……………………………………………………….. 14
VII. Педагогическая мысль в Древней Руси………………………. 15
VIII. Становление системы образования в России в ХУШ в…… 16
IX. Развитие системы образования в России
в Х1Х- начале ХХ вв………………………………………….. 17
X. Развитие педагогики в советский период…………………….. 18
6. Тематика рефератов …………………………………………………. 19
7. Экзаменационные вопросы…………………………..…………….. 20
8. Рекомендуемая литература……………………………………….. .. 21
Введение
Настоящий курс является компонентом профессиональной подготовки студентов, обучающихся по педагогической специальности 031000 – «Педагогика и психология». В современной системе образования нарастает потребность в профессиональной подготовке компетентных педагогов, соответствующих международным и государственным стандартам, широко владеющим обширной системой знаний, умений и навыков в области психолого-педагогических наук, среди которых особое место отводится дисциплине «История образования и педагогической мысли». Ее изучение раскрывает перед студентами, будущими педагогами-психологами смысл и содержание воспитания и обучения личности в различные исторически времена, Знания истории педагогики помогают в поисках ответов на многие вопросы современного становления личности. По мнению В.О. Ключевского, именно в истории можно и нужно найти «направления пройденного» чтобы представить себе, куда идти. Этим обусловлено обращение к истории педагогики. Однако не достаточно лишь овладеть знаниями прошлого, необходимо осмыслить и понять достоинства и недостатки отдельных педагогических систем, найти тенденции развития настоящего, чтобы прогнозировать будущее.
Цель программы: последовательное формирование историко — педагогических знаний, профессиональной педагогической компетентности, ценностных ориентаций, мировоззренческих взглядов и представлений у студентов, будущих педагогов-психологов.
Задачи программы:
— развитие мотивации к приобретению историко-педагогических знаний;
— овладение методами научно-педагогического анализа и синтеза, индукции и дедукции, герменевтическим методом при изучении текстов авторов, педагогического наследия выдающихся педагогов;
— развитие профессиональных умений творческого осмысления ценности педагогических и дидактических теорий, методик, технологий, используемых для
достижения целей обучения и воспитания;
— развитие профессиональной и личностной рефлексии студентов.
В результате решения вышеперечисленных задач студент должен научиться ориентироваться в педагогических системах, школах, парадигмах,, применять необходимый опыт в практической деятельности педагога-психолога.
Основными формами организации профессиональной подготовки студентов в процессе освоения курса «История образования и педагогической мысли» выступают: лекции, семинары, самостоятельная работа студентов.
Программа включает в себя темы рефератов и основную и дополнительную литературу, вопросы к экзамену.
На экзамене предлагается три типа вопроса:
1.Зарубежная педагогика;
2.Отечественная педагогика.
3. Собеседование по реферату
Программа изучения курса рассчитана на два семестра: всего = 72 часа.
Тематический план курса
№ п\п |
Наименование тем |
Лекции |
Семинары |
1 2 3 4 5 6 7
8 9
10
11
12
13 14
15 16 17
18 19 20 |
Теоретико-методологические основы курса Развитие педагогической мысли в древнем мире Возникновение воспитания. Воспитание в Древнем мире Воспитание и школа в античном мире. Воспитание и обучение в Древней Греции Воспитание в Древнем Риме и Элладе. Воспитание и педагогическая мысль в эпоху европейского Средневековья. Особенности воспитания в средневековой Европе Развитие педагогической мысли в эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.). Гуманизм как идеал творческого развития человека в эпоху Возрождения История становления западноевропейского образования в Х1Х веке. Система западноевропейского образования с конца ХVIII по ХХ век. Педагогическая мысль в Древней Руси Особенности развития педагогической мысли в Древней Руси. Становление системы образования в России в ХУШ в. Трансформация системы образования в России в ХУШ в. Развитие системы образования в России в Х1Х- начале ХХ вв. Образование и школа России в Х1Х веке. Развитие педагогики в советский период. Становление и развитие педагогической мысли и образования в советский период.
|
2 4
6
2
6
6
6
6
6
4 |
2
2 2
2
4
2
2
2
4
2______________________________________________________________________________________________________________________________ |
|
Итого = 72 часа |
48 |
24 |
Рекомендации к самостоятельной работе
В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:
— аудиторная;
— внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Содержание внеаудиторной самостоятельной определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ учебной дисциплины.
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются:
— для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы), составление плана текста, конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.
— для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции, обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио и видеозаписей, составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала, ответ на контрольные вопросы, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.
— для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу, решение вариативных задач, решение ситуационных (профессиональных) задач, подготовка к деловым играм, проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности, опытно экспериментальная работа, рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.
Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы.
Студент должен уметь планировать и выполнять свою работу. Удельный вес самостоятельной работы составляет по времени более 50% от всего времени изучаемого цикла. Это отражено в учебных планах и графиках учебного процесса.
Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.
Ежедневной учебной работе студенту следует уделять 9-10 часов своего времени, т.е. при 6 часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить 3-4 часа.
Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день.
В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы. Необходимо осуществлять самоконтроль, который является важным условием успешной учебы.
Самостоятельная работа (в том числе и со специальной литературой выполняет познавательную, обучающую и воспитывающую функции, т.е. расширяет и углубляет полученные на занятиях знания, развивает умения и навыки по изучению литературы, воспитывает самостоятельность, творчество, убежденность.
Балльно-рейтинговая структура оценки знаний студента (за один семестр)
Посещение лекций и семинаров – 2 балла.
Работа на семинаре (выступление с сообщением, самостоятельное изучение и освещение дополнительных вопросов курса) – 10 баллов.
Рубежный контроль – 10 баллов.
Реферат (контрольная работа) – 15 баллов
Премиальные — 3 балла
Итого работа в течение семестра – 70 баллов (максимально)
Шкала оценок экзамена (зачета)
«отлично» — 30 баллов
«хорошо» — 20 баллов
«удовлетворительно»-15 баллов
Итоговое количество складывается из баллов, накопленных в течение семестра, и баллов, полученных на экзамене (зачете).
В течение первого семестра максимальное количество баллов -100
В течение второго семестра максимальное количество баллов – 70, на экзамене – 30. В итоге максимально 100 баллов за второй семестр.
Итоговая оценка (ставится в зачетку и в ведомость):
100-85 баллов – «отлично»
84-70 баллов – «хорошо»
69-55 баллов – «удовлетворительно»
Менее 55 баллов – «неудовлетворительно»
№ п.п. |
Содержание курса: |
Количество часов |
1. |
Место истории педагогики в системе наук о человеке |
2 |
2. |
Основные этапы курса «Истории педагогики и образования» |
2 |
3. |
Методологические основы курса «История педагогики и образования» |
2 |
4. |
Античная школа |
2 |
5. |
Влияние Античной школы на дальнейшее становление педагогической мысли |
2 |
6. |
Средневековье. Культура и становление человека. Цели и задачи. Схоластика. |
5 |
7. |
Средневековый университет. История создания и содержание. |
4 |
8. |
Предпосылки эпохи Возрождения. Первые гуманистические идеи. |
4 |
9. |
Ф. Рабле, Т. Кампанелла, Дж. Локк, А. Коменский, Ж. Руссо, Г. Песталоцци, А. Дистервег, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс |
10 |
10. |
Взаимодействие и борьба идей XIXв. в Западной Европе |
2 |
11. |
Вальдорфская педагогика. Концепции и идеи Р. Штайнера. Эвритмия. |
4 |
12. |
Педагогическая мысль Древней Руси. |
4 |
13. |
Воспитательное значение литературных памятников |
4 |
14. |
Первые учителя. Цели и задачи церковного воспитания. Основные идеи, содержание. |
4 |
15. |
Реформирование системы образования в XVIIIв. |
5 |
16. |
Педагогические идеи педагогики XIXв. Светское и религиозное воспитание. Цели и задачи. |
4 |
17. |
Педагогическое наследие К. Ушинского и Л. Толстого |
6 |
18. |
Трансформация системы образования в советский период |
4 |
19. |
Педагогические идеи Луначарского, Крупской, Шацкого, Макаренко |
4 |
20. |
Педагогическая деятельность Сухомлинского |
2 |
21. |
Система коммунистического воспитания, ее достижения и недостатки |
2 |
22. |
Реформирование системы образования на рубеже XX-XXIв. |
4 |
|
ИТОГО: |
82 |
Распределение курса по семестрам:
чтение курса предусмотрено
— по 3 часа в неделю в 7-м семестре.
Итоговая форма контроля – реферат.
— по 3 часа в неделю в 8-м семестре.
Итоговая форма контроля – экзамен.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1. Теоретико-методологические основы курса
Особенности становление истории педагогики как науки. Место истории педагогики в системе научного знания. Цель и задачи курса «истории образования и педагогической мысли». Её место в системе других наук, в формировании специалиста психолого-педагогической квалификации в вузе. Принципы развития истории историко-педагогического процесса в России и за рубежом. Социально-культурный подход к проблемам образования, обучения и воспитания личности в различные исторические времена.
Лекция: 2 часа.
Основная литература
- Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. С. 5-25
- История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. Под ред З.И.Васильевой. –М.:Владос, 2002 С.3-15
- История педагогики в 2-х частях, ч.1 От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины ХУ11 в. – Под ред. А.И.Пискунова, -М.: Сфера, 1998 С.3-19
Дополнительная литература
- Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.
- Корнетов Г.Б. История педагогики. – М., 2002.
- Алексеев В.П. Становление человечества. – М., 1984.
П. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ДРЕВНЕМ МИРЕ
Воспитание в первобытнообщинном строе. Мудрость воспитания древних.
Воспитание и обучение на Древнем Востоке. «Дома табличек», Школа писцов в Египте.
Воспитание в Древней Индии. Жреческие школы. Смысл гармонии Духа и нравственности — цель образования и его главный результат. Брахманизм и воспитание. Система обучения в ведических школах. Обучение по памяти. Ригведы, притчи. Религиозные основы воспитания, Буддизм. Признание страданий человека и поиск путей избавления.
Воспитание и обучение в Древнем Китае: даосская школа (Даоцзы), Лао-цзы. Роль Конфуция в воспитании; сходство и различия этических учений.
Лекции: 4 часа.
Семинар 1. Возникновение воспитания. Воспитание в Древнем мире
Вопросы к семинару:
- Каковы социальные предпосылки воспитания в первобытную эпоху?
- Охарактеризуйте специфические особенности воспитания в первобытном обществе?
- Раскройте содержание и формы воспитания в первобытном обществе?
- Каковы особенности семейно-сословного воспитания в Древнем мире?
- Каковы основные факторы социального влияния на воспитание в странах Древнего Востока?
- Какова характеристика школы писцов в Древнем Египте?
- Особенности воспитания в Древней Индии?
- Каково содержание воспитания в Древнем Китае, конфуцианство и его воспитательное значение?
2 Часа Основная литература
1.Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. С. 14-35
2.История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. Под ред З.И.Васильевой. –М.:Владос, 2002 С.7-18
3.История педагогики в 2-х частях, ч.1 От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины ХУ11 в. – Под ред. А.И.Пискунова, -М.: Сфера, 1998 С.15-29
Дополнительная литература
- Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.
- Корнетов Г.Б. История педагогики. – М., 2002.
- Корнетов Г.Б., Бликштейн Л.С. Школа, воспитание и педагогика цивилизации Ближнего Востока. – М., 1993.
- Алексеев В.П. Становление человечества. – М., 1984.
- Белицкий М. Забытый мир шумеров. – Л., 1980.
III. Воспитание и школа в античном мире
Становление воспитания в 1Х – У веке до н.э. Гомер, Пифагор. Социальные предпосылки становления различных систем воспитания. Спартанская и афинская школы. Общая характеристика системы воспитания, цели и задачи обучения в различных школах. Особенности семейного воспитания мальчиков и девочек. Воспитание и обучение в Древнем Риме. Развитие и усложнение ремесленного обучения. Развитие философской мысли, и ее влияние на систему воспитания. (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтиллиан).
Зарождение христианства, формирование христианского идеала. Природосообразность как ведущий принцип воспитания, идея гармонического сочетания умственного и физического развития личности.
Лекции: 6 часов.
Семинар 2. Воспитание и обучение в Древней Греции
Вопросы к семинару:
1. Цели и задачи спартанской системы воспитания.
2. Цели и задачи афинской системы воспитания.
3.Охарактеризуйте содержание и формы воспитания в различных учебных заведениях Спарты.
4. Охарактеризуйте содержание и формы воспитания в различных учебных заведениях Афин.
5. Какие идеи воспитания поднимали великие древнегреческие философы?
2 часа
Семинар 3. Воспитание в Древнем Риме и Элладе.
Вопросы к семинару:
1. Цели и задачи римской системы воспитания.
2. Цели и задачи эллинской системы воспитания.
3. Охарактеризуйте содержание и формы воспитания в различных учебных заведениях Рима. Риторические школы
4. Охарактеризуйте содержание и формы воспитания в различных учебных заведениях Александрии.
5. Какие идеи воспитания поднимали великие римские ораторы?
2 часа
Основная литература
1.Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. С. 31-61
2.История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. Под ред З.И.Васильевой. –М.:Владос, 2002 С.17-28
3.История педагогики в 2-х частях, ч.1 От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины ХУ11 в. – Под ред. А.И.Пискунова, -М.: Сфера, 1998 С.19- 29
Дополнительная литература
- Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.
- Корнетов Г.Б. История педагогики. – М., 2002.
- Вернер И.П. Воспитание античного грека. – М., 1997.
- Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. – М.,1988.
IV. ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЭПОХУ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.
- Цели и задачи воспитание в средние века в Западной Европе. Школа, Церковь. Раскол христианства и его влияние на развитие педагогической мысли. Схоластика и педагогическая мысль (Боэций, П. Абеляр, Ф.А. Алкуин, Фома Аквинский и др.).
Рыцарсткая культура и ее влияние на воспитание благородного воина. Воспитание галантности, хорошим манерам за столом, умению вести беседу на любую тему, в сочетании с надзирательством, жесткой регламентацией, доносительством, недоверием, телесными наказаниями. Особенности организации внеклассного воспитания (игры, верховая езда, регулярное питание, полноценный отдых, поездки, прогулки, экскурсии.) Принцип безусловного повиновения учителю, начальнику. Схоластическая школа. Многочисленные упражнения и повторения, заучивания наизусть.
Средневековой университет, особенности организации, содержание обучения. Программы «тривиум» и «квадриум».
Лекции: 2 часа.
Семинар 4. Особенности воспитания в средневековой Европе.
Вопросы к семинару:
- Какие цели и задачи были ведущими в Западноевропейском воспитании в средние века?
- Какие особенности организации средневековой школы?
- Каким было воспитание иезуитов?
- Каковы “рыцарские доблести»?
- Каковы особенности проведения урока в классе?
- Каково содержание и организация обучения в средневековом университете?
2 часа
V. Развитие педагогической мысли в эпоху возрождения (XIV – XVI вв.)
Особенность воспитания в Западной Европе в начале ХУП в. Зарождение педагогики нового типа, становление творческой активности человека, его чувств и разума. Соответствие античному идеалу гармоничного человека. Роль латинского и греческого языка. Педагогические воззрения Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ф. Рабле, Эразма Роттердамского, М. Монтеня. Педагогическое наследие: Яна Амоса Коменского. Гуманизм как основополагающий принцип педагогики эпохи Возрождения. Титаны Возрождения в области науки, культуры, искусства (Леонардо да Винчи, Бруно, Галилей).
Преодоление недостатков схоластической школы, отход от телесных наказаний. Педагогическое наследие Д.Локка, Ж.Ж.Руссо, Г.Песталоцци, А.Дистервега, А.Гербарта Р.Оуэна и др.
Лекции: 6 часов.
Семинар 5. Гуманизм как идеал творческого развития человека
в эпоху Возрождения
Вопросы к семинару:
- Какие античные идеи воспитания возрождались?
- Что означал принцип «гуманизма»?
- Какие новые методы обучения, активизации познании становились ведущими?
- В чем главное значение педагогического наследия Я.А.Коменского?
- В чем главное значение педагогического наследия Д.Локка?
- В чем главное значение педагогического наследия Г.Песталоцци?
- В чем главное значение педагогического наследия А.Дистервега?
4 часа
Основная литература
1.Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. С. 80 — 190
2.История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. Под ред З.И.Васильевой. –М.:Владос, 2002 С. 75-168
3.История педагогики в 2-х частях, ч.1 От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины ХУ11 в. – Под ред. А.И.Пискунова, -М.: Сфера, 1998 С.70- 188
Дополнительная литература
- Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.
- Корнетов Г.Б. История педагогики. – М., 2002.
- Латышина Д.И. История педагогики. – М., 1998.
- Алексеев В.П. Становление человечества. – М., 1984.
- Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания с древнейших времен и до наших дней В 2-х частях. –СПб:Алетейя, 2000
VI. История становления западноевропейского образования в х1х веке.
Роль французской революции конца ХVIII века. Социально — философский поиск и идеи воспитания, Человек в системе ценностей индустриальной Западной Европы. Реформаторская педагогика конца Х1Х- начала ХХ в. Педагогические идеи выдающихся ученых, философов И.Фихте, Г.Гегеля, И.Канта. Педагогические идеи философов материалистов: К.Маркса, Ф.Энгельса. Вальдорфская школа: ведущие идеи, система духовного воспитания. Эвритмия, ее назначение и смысл.
Лекции: 6 часов.
Семинар 6. Система западноевропейского образования с конца ХVIII по ХХ век.
Вопросы к семинару:
1.Какова общая характеристика системы образования до французской революции и в Х1Х-ХХ веках в Западной Европе?
2.Духовное становление личности в вальдорфской педагогике.
3.Каковы особенности теория Р.Штейнера и в чем ее социально — педагогическое значение?
4.Какие цели и задачи ставит эвритмия?
- Какое воспитательное влияние оказывает эвритмия на исполнителей и окружающих?
2 Часа. Основная литература
1.Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. С. 155-245
2.История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. Под ред З.И.Васильевой. –М.:Владос, 2002 С. 114-175
3.История педагогики в 2-х частях, ч.2. – Под ред. А.И.Пискунова, -М.: Сфера, 1998 С.58-126
Дополнительная литература
- Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.
- Корнетов Г.Б. История педагогики. – М., 2002.
- Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания с древнейших времен и до наших дней В 2-х частях. –СПб:Алетейя, 2000
- Искусство эвритмии в лекциях и высказываниях Рудольфа Штейнера. – М.:Парсифаль, 1996
- Штейнер Р. Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека. Ереван:Ной,1990
- Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. – М.: Парсифаль, 1993
VII. Педагогическая мысль в древней руси.
Стихийность воспитания, Отношение к старшим. Традиции и обряды и их воспитательное значение. Воспитательные средства (колыбельные, сказки, легенды, былины, пословицы, поговорки и т.п.).
Первые учителя, Воспитание в Киевской и Московской Руси. Роль Православия в воспитании, принципы православной педагогики, понятийно-категориальный аппарат. Священное Писание, учение Отцов церкви, мыслителей Средневековья. Литературные памятники, имеющие воспитательное значение «Пчела», «Слово о Полку Игореве», « Моление Даниила Заточника», «Слово о Законе и Благодати», «Поучение Владимира Мономаха детям», «Житие Сергия Радонежского», «Житие Феодосия Печерского», «Великие Четья Минеи». Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение. Педагогические взгляды Е. Славинецкого, С. Полоцкого, К.Истомина.
Лекции: 6 часов.
Семинар 7. Особенности развития педагогической мысли в Древней Руси.
Вопросы к семинару:
- Каковы социальные предпосылки воспитания детей с момента их рождений?
- Каковы источники формирования личности в Древней Руси?
- Какие особенности православного воспитания были ключевыми: их смысл и содержание?
- Какой была организация религиозного просвещения в Киево-Печерском монастыре, ( лавре) на примере просветительской деятельности Феодосия Печерского.
- В чем социально-психологические особенности литературных памятников Древней Руси, на какие ценностные ориентации они были направлены?
2 Часа.
Основная литература
1.Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. С. 131-149
2.История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. Под ред З.И.Васильевой. –М.:Владос, 2002 С. 75-168
3.История педагогики в 2-х частях, ч.1 От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины ХУ11 в. – Под ред. А.И.Пискунова, -М.: Сфера, 1998 С.129 188
Дополнительная литература
- Корнетов Г.Б. История педагогики. – М., 2002.
- Буганов В.И. и др. История государства Российского. – М., 1991.
- Егоров С.Ф. История педагогики в России.- М., 1999.
- Курочкина И.Н. Русская педагогика. – М., 2002.
- Латышина Д.И. История педагогики. – М., 1998.
- Фрадкин Ф.А. и др. Лекции по истории отечественной педагогики.- М., 1995.
VIII. Становление системы образования в россии
В ХVШ в.
Европеизация образования. Реформы Петра 1 и формирование светского образования, организация учебных заведений, цели и задачи обучения. Сословность, абсолютизм власти и их влияние на социальное, духовно-нравственное становление личности. Открытие профессиональных школ, педагогическая деятельность Л.Ф.Магницкого, В.Н.Татищева. Петербургская академия наук. Реформаторские идеи И.И.Бецкого, организация учреждений нового типа. Педагогическая деятельность М.В.Ломоносова. Открытие Московского государственного университета с гимназией при нем. Школьный устав 1786 г. Открытие Петербургской учительской семинарии. Создание методических руководств и учебных книг для народных училищ.
Лекции: 6 часов.
Семинар 8. Трансформация системы образования в России в ХУШ в
Вопросы к семинару:
- Каковы были предпосылки образовательных реформ Петра 1?
- Каково основное содержание образовательных реформ, цели и задачи организации светского обучения?
- Какие учебные заведения возникли и как они были организованы?
- В чем особенности функционирования и создания Петербургской академии наук?
- Какие изменения в системе образования произошли в эпоху правления Екатерины 11 ?
- Какие реформаторские идеи были предложены И.И.Бецким?
- Каковы особенности педагогической деятельности М.В.Ломоносова?
2 Часа.
Основная литература
1.Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. С. 195-212
2.История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. Под ред З.И.Васильевой. –М.:Владос, 2002 С. 140=194
3.История педагогики в 2-х частях, ч.2. – Под ред. А.И.Пискунова, -М.: Сфера, 1998 С.42-98
Дополнительная литература
- Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.
- Корнетов Г.Б. История педагогики. – М., 2002.
-
Антология педагогической мысли России хуш в. – м., 1985.
- Егоров С.Ф. История педагогики в России.- М., 1999.
- Курочкина И.Н. Русская педагогика. – М., 2002.Миронов В.Б. Образование в истории человеческой цивилизации. – М., 1991.
овского госудрственного В.Ломоносовакие идеи ятельность Л.Ф.Магницкого, В.Н.Татищева. _____________________________________
1Х. Развитие системы образования в россии в х1х- начале хх вв.
Содержание и значение Устава 1804 года. Особенности дворянского светского воспитания. Царскосельский лицей: мотивы создания, цели, задачи, организация обучения, духовно-нравственный смысл воспитания. Декабристы и их роль в развитии народного просвещения в России. Педагогические идеи В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, Н. Добролюбова. Педагогические наследие К.Д.Ушинского, его учение о единстве общечеловеческого и национального воспитания, программа построения начальной школы на основе принципа народности воспитания. Труд как средство всестороннего развития ребенка. Педагогическая концепция свободного воспитания Л.Н.Толстого, деятельность школы крестьянских детей в Ясной Поляне. П.Столыпин и его влияние на развитие образования в России.Синтез достижений русской педагогики XIX — начала XX в. (П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, М.И.Демков и др.).
Лекции: 6 часов.
Семинар 9. Образование и школа России в Х1Х веке.
Вопросы к семинару:
- Какие цели и задачи ставило созданное Министерство просвещения перед системой образования в начале Х1Х века(устав 1804 года)?
- Цели и задачи воспитания «Столпов Отечества» в Царскосельском лицее?
- Каковы особенности социально-психологического влияния декабристов на формирование истинных патриотов Отечества?
- Каково значение педагогических идей В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, Н. Добролюбова на становление образования в Х1Х веке?
- В чем смысл и содержание педагогической деятельности К.Д.Ушинского?
- Каковы особенности педагогических взглядов Л.Н.Толстого?
4 часа
Основная литература
1.Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. С. 248-287
2.История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. Под ред З.И.Васильевой. –М.:Владос, 2002 С. 197-246
3.История педагогики в 2-х частях,. – Под ред. А.И.Пискунова, -М.: Сфера, 1998 С.199-271
Дополнительная литература
- Антология педагогической мысли России первой половины Х1Х в. – М., 1987.
- Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х- начала ХХ в. – М., 1990.
- Йосифова Б. Декабристы. – М., 1983.
- Колесникова В.С. Гонимые и неизгнанные. Судьба декабристов братьев Бобрищевых-Пушкиных. М., 2002.
- Нечкина М.В. Декабристы. – М., 1976.
- Равкин З.И. Педагогика царскосельского лицея пушкинской поры. М., 1993.
- Сергеев М.Д. Подвиг любви бескорыстной ( Декабристки.).
– М., 1976.
- Тебиев Б.К., Коркищенко О.А. Государство, общество и «трудные дети» в досоветской России. — М., 2002.
- Фрадкин Ф.А. и др. Лекции по истории отечественной педагогики.- М., 1995.
Х. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД.
Создание Государственного комитета по народному образованию в период Февральской революции 1917 г. Поиск новых форм и методов обучения, организация народно просвещения после Октябрьского переворота 1917г. «Положение о единой трудовой школе РСФСР», «Основные принципы единой трудовой школы». Организация Наркомпроса РСФСР и реализация государственной школьной политики в начальный период его деятельности. Педагогическая деятельность А.В. Луначарского, Н.К. Крупской и др. Ориентация школы на профессионально-техническое образование. Новые организационные формы и методы обучения: обучение на основе комплексов, бригадно-лабораторный метод, метод проектов, связь обучения с трудом. Коллективизм как ведущий принцип воспитания в советской школе, педагогическая деятельность А.С.Макаренко и ее социальное значение. Разработка педагогами П.П. Блонским, А.Н. Пинкевичем, С.Т. Шацким, Л.В. Занковым и др. проблем цели, содержания, организации и методов школьного воспитания и образования. Особенности изучение проблем дефектологии. Организации специальных школ. Сущность пионерской и комсомольской организации. Педагогические идеи и деятельность В.А.Сухомлинского. Движение педагогов-новаторов и их влияние на организацию современного образовательного процесса.
Лекции: 4 часа.
Семинар 10. Становление и развитие педагогической мысли и образования в советский период.
Вопросы к семинару:
1. Какие постановления правительства были основой развития советской школы поле Октябрьской революции?
2. Какие цели и задачи стояли перед школой в Какие постановления правительства были основой развития советской школы поле Октябрьской революцииенко и ее социальное значение 20-30-ых г.г. ?
3. Что такое «лабораторно-бригадный метод обучения»?.
4. Какие цели и задачи ставили пионерская и комсомольская организаций?
5. В чем особенности функционирования школы в годы Великой Отечественной войны?
6.Какие особенности педагогической деятельности В.А.Сухомлинского вы считаете наиболее значительными?
2 Часа.
Основная литература
1.Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. С327-356
2.История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. Под ред З.И.Васильевой. –М.:Владос, 2002 С. 219-289
3.История педагогики в 2-х частях,. – Под ред. А.И.Пискунова, -М.: Сфера, 1998 С.267-345
Дополнительная литература
- Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.
- Корнетов Г.Б. История педагогики. – М., 2002.
- Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко. – М., 1987.
- Латышина Д.И. История педагогики. – М., 1998.
- Алексеев В.П. Становление человечества. – М., 1984.
- Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания с древнейших времен и до наших дней В 2-х частях. –СПб:Алетейя, 2000
- Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Об идеалах В.А.Сухомлинского. – М., 1991.
- Данильченко М.Г. Блонский П.П о школе и учителе. – М., 1979.
Т е м а т и к а р е ф е р а т о в
- Курс «История образования и педагогической мысли» в системе наук о человеке.
- Теоретико-методологические основы курса «История образования и педагогической мысли»
- Эволюционные особенности развития педагогической мысли за рубежом.
- Эволюционные особенности развития педагогической мысли в России
- Особенности воспитания в спартанской школе
- Особенности воспитания в афинской школе
- Особенности воспитания в римской школе
- Особенности воспитания в эллинской школе
- «Познай себя» как ведущая философско-педагогическая идея Сократа.
- Философско-педагогические идеи Платона, Аристотеля, Демокрита.
- Педагогические идеи Цицерона, Квинтилиана.
- Христианское воспитание в Западной Европе в средние века.
- Организация и функционирование цеховых школ в Западной Европе.
- Организация обучения в монастырях Западной Европы в Средние века.
- Рыцарская культура, особенности становления в Средневековой Европе.
- Педагогические идеи Эразма Ротердамского, Витторино де Фельтре
- Гуманистическая направленность педагогических взглядов Франсуа Рабле.
- Педагогическое наследие выдающихся педагогов – гуманистов (по выбору)
- Педагогические взгляды Томаса Мора, Мишеля Де Монтеня, Томмазо Кампанеллы.
- История создания первых университетов в Западной Европе.
- Педагогическое наследие Яна Амоса Коменского.
- Идеи о воспитании в материалистических концепциях К.Маркса, Ф.Энгельса
- Идеи о воспитании в идеалистических концепциях И.Канта, Г.Гегеля
- О духовном становлении личности в антропософском учении Р.Штейнера
- Особенности русского народного воспитания
- Содержание религиозного воспитания в Древней Руси: от язычества к христианству
- Православная Церковь как источник просвещения на Руси.
- Воспитательное значение литературных памятников (по выбору).
- Образовательные реформы Петра 1
- Организация женского воспитания и обучения в России в ХVIIIвеке
- Педагогическое наследие М.В.Ломоносова
- Педагогические взгляды Н.И.Пирогова.
- Организация образования в эпоху правления Екатерины 11
- Особенности военного образования в Х1Х веке.
- Царскосельский лицей и его идеалы воспитания
- Декабристы и их роль в развитии просвещения.
- К.Д.Ушинский – великий русский педагог.
- Педагогическая система А.С.Макаренко.
- Педагогическое наследие Н.К.Крупской, С.Т.Шацкого, П.П.Блонского, В.А.Сухомлинского (по выбору)
- Воспитательная работа комсомольской организации в советское время.
Экзаменационные вопросы по курсу « История образования и педагогической мысли»
- Методологические основы курса « история образования и педагогической мысли»
- Место истории педагогики в системе наук о человеке.
- Воспитание в первобытнообщинном строе: содержание и особенности.
- «Дома табличек», школы писцов в Египте
- Воспитание и обучение в Индии,
- Воспитание и обучение в Китае.
- Образовательные системы в Древней Греции.
- Афинская система воспитания.
- Спартанская система воспитания.
- Система воспитания в Древнем Риме.
- Эллинская система воспитания.
- Система воспитание в Византии.
- Традиции дохристианского воспитания в Западной Европе.
- Цеховая школа и ее особенность.
- История создания первых европейских университетов
- Педагогические идеи эпохи Возрождения
- Педагогические взгляды Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
- Дидактическая система Я.А.Коменского.
- Концепция о человеке в эпоху Просвещения.
- Педагогические взгляды Д. Локка.
- Педагогические взгляды Ж.-Ж. Руссо.
- Авторитарная педагогика И. Гербарта.
- Педагогическое наследие И.Г.Песталоцци.
- Дидактические взгляды А.Дистервега – учителя немецких учителей.
- Вальдорфская педагогика: содержание и организация.
- Зарождение педагогической мысли и воспитательных традиций в Древней Руси
- Народная педагогика Древней Руси.
- Воспитание у восточных славян в У1-1Х в.в.
- Литературные памятники Древней Руси и их нравоучительное значение
- Образовательные реформы Петра I и их социальное предназначение.
- Педагогическая деятельность М.В.Ломоносова.
- Педагогические идеи и деятельность российских просветителей.
- Реформы образования начала ХIХ в. Царскосельский лицей.Декабристы.
- Педагогическое наследие Н.И. Пирогова.
- Педагогическое наследие К.Д.Ушинского.
- Педагогическая концепция «Свободного воспитания» Л.Н.Толстого.
- Педагогические идеи С.Т.Шацкого, П.П.Блонского.
- Педагогические системы А.С.Макаренко. В.А.Сухомлинского.
- Цели и задачи воспитания в советский период.
- Характер проблем российского образования в современных условиях.
Рекомендуемая литература
Основная:
1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999.
2. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. Под ред З.И.Васильевой. –М.:Владос, 2002
3. История педагогики в 2-х частях, ч.1 От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины ХУ11 в. – Под ред. А.И.Пискунова, -М.: Сфера, 1998
Дополнительная:
1. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.
2.Корнетов Г.Б. История педагогики. – М., 2002.
3.Алексеев В.П. Становление человечества. – М., 1984.
4.Корнетов Г.Б., Бликштейн Л.С. Школа, воспитание и педагогика цивилизации Ближнего Востока. – М., 1993.
5.Алексеев В.П. Становление человечества. – М., 1984.
6.Белицкий М. Забытый мир шумеров. – Л., 1980.
7.Вернер И.П. Воспитание античного грека. – М., 1997.
8. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. – М.,1988.
9.Латышина Д.И. История педагогики. – М., 1998.
10.Алексеев В.П. Становление человечества. – М., 1984.
11.Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания с древнейших времен и до наших дней В 2-х частях. –СПб:Алетейя, 2000
12.Искусство эвритмии в лекциях и высказываниях Рудольфа Штейнера. – М.:Парсифаль, 1996
13.Штейнер Р. Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека. Ереван:Ной,1990
14.Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. – М.: Парсифаль, 1993
15.Буганов В.И. и др. История государства Российского. – М., 1991.
16.Егоров С.Ф. История педагогики в России.- М., 1999.
17.Курочкина И.Н. Русская педагогика. – М., 2002.
17.Латышина Д.И. История педагогики. – М., 1998.
18.Фрадкин Ф.А. и др. Лекции по истории отечественной педагогики.- М., 1995.
19.Антология педагогической мысли России хуш в. – м., 1985.
20.Антология педагогической мысли России первой половины Х1Х в. – М., 1987.
21.Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х- начала ХХ в. – М., 1990.
22.Миронов В.Б. Образование в истории человеческой цивилизации. – М., 1991.овского госудрственного В.Ломоносовакие идеи ятельность Л.Ф.Магницкого, В.Н.Татищева. _____________________________________
23. Йосифова Б. Декабристы. – М., 1983.
24.Колесникова В.С. Гонимые и неизгнанные. Судьба декабристов братьев Бобрищевых-Пушкиных. М., 2002.
25.Нечкина М.В. Декабристы. – М., 1976.
26.Равкин З.И. Педагогика царскосельского лицея пушкинской поры. М., 1993.
27.Сергеев М.Д. Подвиг любви бескорыстной ( Декабристки.).
– М., 1976.
28.Тебиев Б.К., Коркищенко О.А. Государство, общество и «трудные дети» в досоветской России. — М., 2002.
29. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко. – М., 1987.
30.Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Об идеалах В.А.Сухомлинского. – М., 1991.
31.Данильченко М.Г. Блонский П.П о школе и учителе. – М., 1979.