Московский государственный университет 2

23

культуры и искусств

Факультет социально- культурной деятельности

Кафедра педагогики и психологии

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Учебная программа

по специальности 031000 – «Педагогика и психология»

Москва

2010

Программа утверждена на заседании кафедры педагогики и психологии

2010 г. (Протокол № )

Рекомендована к изданию

История педагогики и образования:

учебная программа по специальности 031000 – «Педагогика и психология», квалификация — «педагог-психолог».

/ Сост. Л.С.Зорилова. – М.: МГУКИ, 2010.

Автор-составитель:

— Зорилова Лариса Сергеевна – доктор культурологи, профессор, зав.кафедрой педагогики и психологии, член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, член Союза писателей России.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………. 4

2. Тематический план курса ………………………………..…………… 5

3. Рекомендации к самостоятельной работе студентов…………………… 5

4. Балльно-рейтинговая структура оценки знаний студентов………….. 7

6 стр., 2803 слов

Педагогика начального образования: Теория и методика воспитания ...

... -педагогические воздействия в процессе личностно-ориентированного образования, воспитания и развития младших школьников. Преемственность ... культурно-исторический феномен. Воспитание как категория педагогики. Разнообразие понятий воспитания. Различные подходы к определению ... организации. Характеристика и содержание учебно-познавательной деятельности. Организация познавательной деятельности процессе ...

5. Содержание курса…………………………………………………..… 8

I. Теоретико-методологические основы курса………………………. 10

II. Развитие педагогической мысли в Древнем мире………………. 10

III. Воспитание и школа в античном мире………………………….. 11

IV.Воспитание и педагогическая мысль в

эпоху европейского Средневековья……………………………… 12

V. Развитие педагогической мысли в эпоху

Возрождения (XIV – XVI вв.)…………………………………… 13

VI. История становления западноевропейского образования

в Х1Х веке……………………………………………………….. 14

VII. Педагогическая мысль в Древней Руси………………………. 15

VIII. Становление системы образования в России в ХУШ в…… 16

IX. Развитие системы образования в России

в Х1Х- начале ХХ вв………………………………………….. 17

X. Развитие педагогики в советский период…………………….. 18

6. Тематика рефератов …………………………………………………. 19

7. Экзаменационные вопросы…………………………..…………….. 20

8. Рекомендуемая литература……………………………………….. .. 21

Введение

Настоящий курс является компонентом профессиональной подготовки студентов, обучающихся по педагогической специальности 031000 – «Педагогика и психология». В современной системе образования нарастает потребность в профессиональной подготовке компетентных педагогов, соответствующих международным и государственным стандартам, широко владеющим обширной системой знаний, умений и навыков в области психолого-педагогических наук, среди которых особое место отводится дисциплине «История образования и педагогической мысли». Ее изучение раскрывает перед студентами, будущими педагогами-психологами смысл и содержание воспитания и обучения личности в различные исторически времена, Знания истории педагогики помогают в поисках ответов на многие вопросы современного становления личности. По мнению В.О. Ключевского, именно в истории можно и нужно найти «направления пройденного» чтобы представить себе, куда идти. Этим обусловлено обращение к истории педагогики. Однако не достаточно лишь овладеть знаниями прошлого, необходимо осмыслить и понять достоинства и недостатки отдельных педагогических систем, найти тенденции развития настоящего, чтобы прогнозировать будущее.

Цель программы: последовательное формирование историко — педагогических знаний, профессиональной педагогической компетентности, ценностных ориентаций, мировоззренческих взглядов и представлений у студентов, будущих педагогов-психологов.

Задачи программы:

— развитие мотивации к приобретению историко-педагогических знаний;

— овладение методами научно-педагогического анализа и синтеза, индукции и дедукции, герменевтическим методом при изучении текстов авторов, педагогического наследия выдающихся педагогов;

— развитие профессиональных умений творческого осмысления ценности педагогических и дидактических теорий, методик, технологий, используемых для

достижения целей обучения и воспитания;

— развитие профессиональной и личностной рефлексии студентов.

В результате решения вышеперечисленных задач студент должен научиться ориентироваться в педагогических системах, школах, парадигмах,, применять необходимый опыт в практической деятельности педагога-психолога.

Основными формами организации профессиональной подготовки студентов в процессе освоения курса «История образования и педагогической мысли» выступают: лекции, семинары, самостоятельная работа студентов.

Программа включает в себя темы рефератов и основную и дополнительную литературу, вопросы к экзамену.

На экзамене предлагается три типа вопроса:

1.Зарубежная педагогика;

2.Отечественная педагогика.

3. Собеседование по реферату

Программа изучения курса рассчитана на два семестра: всего = 72 часа.

Тематический план курса

№ п\п

Наименование тем

Лекции

Семинары

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Теоретико-методологические основы курса

Развитие педагогической мысли в древнем мире

Возникновение воспитания. Воспитание в Древнем мире

Воспитание и школа в античном мире.

Воспитание и обучение в Древней Греции

Воспитание в Древнем Риме и Элладе.

Воспитание и педагогическая мысль в эпоху европейского Средневековья.

Особенности воспитания в средневековой Европе

Развитие педагогической мысли в эпоху Возрождения (XIV – XVI вв.).

Гуманизм как идеал творческого развития человека в эпоху Возрождения

История становления западноевропейского образования в Х1Х веке.

Система западноевропейского образования с конца ХVIII по ХХ век.

Педагогическая мысль в Древней Руси

Особенности развития педагогической мысли в Древней Руси.

Становление системы образования в России в ХУШ в.

Трансформация системы образования в России в ХУШ в.

Развитие системы образования в России в Х1Х- начале ХХ вв.

Образование и школа России в Х1Х веке.

Развитие педагогики в советский период.

Становление и развитие педагогической мысли и образования в советский период.

2

4

6

2

6

6

6

6

6

4

2

2

2

2

4

2

2

2

4

2______________________________________________________________________________________________________________________________

Итого = 72 часа

48

24

Рекомендации к самостоятельной работе

В учебном процессе выделяют два вида самостоятельной работы:

аудиторная;

— внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по   заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

Содержание внеаудиторной самостоятельной определяется в соответствии с рекомендуемыми видами заданий согласно примерной и рабочей программ учебной дисциплины.

Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы являются:

—  для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника,  дополнительной литературы), составление плана текста,  конспектирование текста, выписки из текста, работа со словарями и справочниками, ознакомление с нормативными документами, учебно-исследовательская работа, использование аудио-  и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.

—       для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции,  обработка текста, повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной  литературы, аудио и видеозаписей, составление плана, составление таблиц для систематизации учебною материала, ответ на контрольные вопросы, составление библиографии, тематических кроссвордов, тестирование и др.

—       для формирования умений:   решение задач и упражнений по образцу, решение вариативных задач, решение ситуационных (профессиональных) задач, подготовка к деловым играм, проектирование и моделирование  разных  видов и  компонентов  профессиональной  деятельности, опытно экспериментальная работа,  рефлексивный анализ профессиональных умений с использованием аудио- и видеотехники и др.

  Студент в процессе обучения должен не только освоить учебную программу, но и приобрести навыки самостоятельной работы.

Студент должен уметь планировать и выполнять свою работу. Удельный вес самостоятельной работы составляет по времени более 50% от всего времени изучаемого цикла. Это отражено в учебных планах и графиках учебного процесса.

Четкое планирование своего рабочего времени и отдыха является необходимым условием для успешной самостоятельной работы.

Ежедневной учебной работе студенту следует уделять 9-10 часов своего времени, т.е. при 6 часах аудиторных занятий самостоятельной работе необходимо отводить 3-4 часа.

Каждому студенту следует составлять еженедельный и семестровый планы работы, а также план на каждый рабочий день.

В конце каждого дня целесообразно подводить итог работы. Необходимо осуществлять самоконтроль, который является важным условием успешной учебы.

Самостоятельная работа (в том числе и со специальной литературой выполняет познавательную, обучающую и воспитывающую функции, т.е. расширяет и углубляет полученные на занятиях знания, развивает умения и навыки по изучению литературы, воспитывает самостоятельность, творчество, убежденность.

Балльно-рейтинговая структура оценки знаний студента (за один семестр)

Посещение лекций и семинаров – 2 балла.

Работа на семинаре (выступление с сообщением, самостоятельное изучение и освещение дополнительных вопросов курса) – 10 баллов.

Рубежный контроль – 10 баллов.

Реферат (контрольная работа) – 15 баллов

Премиальные — 3 балла

Итого работа в течение семестра – 70 баллов (максимально)

Шкала оценок экзамена (зачета)

«отлично» — 30 баллов

«хорошо» — 20 баллов

«удовлетворительно»-15 баллов

Итоговое количество складывается из баллов, накопленных в течение семестра, и баллов, полученных на экзамене (зачете).

В течение первого семестра максимальное количество баллов -100

В течение второго семестра максимальное количество баллов – 70, на экзамене – 30. В итоге максимально 100 баллов за второй семестр.

Итоговая оценка (ставится в зачетку и в ведомость):

100-85 баллов – «отлично»

84-70 баллов – «хорошо»

69-55 баллов – «удовлетворительно»

Менее 55 баллов – «неудовлетворительно»

№ п.п.

Содержание курса:

Количество часов

1.

Место истории педагогики в системе наук о человеке

2

2.

Основные этапы курса «Истории педагогики и образования»

2

3.

Методологические основы курса «История педагогики и образования»

2

4.

Античная школа

2

5.

Влияние Античной школы на дальнейшее становление педагогической мысли

2

6.

Средневековье. Культура и становление человека. Цели и задачи. Схоластика.

5

7.

Средневековый университет. История создания и содержание.

4

8.

Предпосылки эпохи Возрождения. Первые гуманистические идеи.

4

9.

Ф. Рабле, Т. Кампанелла, Дж. Локк, А. Коменский, Ж. Руссо, Г. Песталоцци, А. Дистервег, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс

10

10.

Взаимодействие и борьба идей XIXв. в Западной Европе

2

11.

Вальдорфская педагогика. Концепции и идеи Р. Штайнера. Эвритмия.

4

12.

Педагогическая мысль Древней Руси.

4

13.

Воспитательное значение литературных памятников

4

14.

Первые учителя. Цели и задачи церковного воспитания. Основные идеи, содержание.

4

15.

Реформирование системы образования в XVIIIв.

5

16.

Педагогические идеи педагогики XIXв. Светское и религиозное воспитание. Цели и задачи.

4

17.

Педагогическое наследие К. Ушинского и Л. Толстого

6

18.

Трансформация системы образования в советский период

4

19.

Педагогические идеи Луначарского, Крупской, Шацкого, Макаренко

4

20.

Педагогическая деятельность Сухомлинского

2

21.

Система коммунистического воспитания, ее достижения и недостатки

2

22.

Реформирование системы образования на рубеже XX-XXIв.

4

ИТОГО:

82

Распределение курса по семестрам:

чтение курса предусмотрено

— по 3 часа в неделю в 7-м семестре.

Итоговая форма контроля – реферат.

— по 3 часа в неделю в 8-м семестре.

Итоговая форма контроля – экзамен.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1. Теоретико-методологические основы курса

Особенности становление истории педагогики как науки. Место истории педагогики в системе научного знания. Цель и задачи курса «истории образования и педагогической мысли». Её место в системе других наук, в формировании специалиста психолого-педагогической квалификации в вузе. Принципы развития истории историко-педагогического процесса в России и за рубежом. Социально-культурный подход к проблемам образования, обучения и воспитания личности в различные исторические времена.

Лекция: 2 часа.

Основная литература

  1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. С. 5-25
  2. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. Под ред З.И.Васильевой. –М.:Владос, 2002 С.3-15
  3. История педагогики в 2-х частях, ч.1 От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины ХУ11 в. – Под ред. А.И.Пискунова, -М.: Сфера, 1998 С.3-19

Дополнительная литература

  1. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.
  2. Корнетов Г.Б. История педагогики. – М., 2002.
  3. Алексеев В.П. Становление человечества. – М., 1984.

П. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ В ДРЕВНЕМ МИРЕ

Воспитание в первобытнообщинном строе. Мудрость воспитания древних.

Воспитание и обучение на Древнем Востоке. «Дома табличек», Школа писцов в Египте.

Воспитание в Древней Индии. Жреческие школы. Смысл гармонии Духа и нравственности — цель образования и его главный результат. Брахманизм и воспитание. Система обучения в ведических школах. Обучение по памяти. Ригведы, притчи. Религиозные основы воспитания, Буддизм. Признание страданий человека и поиск путей избавления.

Воспитание и обучение в Древнем Китае: даосская школа (Даоцзы), Лао-цзы. Роль Конфуция в воспитании; сходство и различия этических учений.

Лекции: 4 часа.

Семинар 1. Возникновение воспитания. Воспитание в Древнем мире

Вопросы к семинару:

  1. Каковы социальные предпосылки воспитания в первобытную эпоху?
  2. Охарактеризуйте специфические особенности воспитания в первобытном обществе?
  3. Раскройте содержание и формы воспитания в первобытном обществе?
  4. Каковы особенности семейно-сословного воспитания в Древнем мире?
  5. Каковы основные факторы социального влияния на воспитание в странах Древнего Востока?
  6. Какова характеристика школы писцов в Древнем Египте?
  7. Особенности воспитания в Древней Индии?
  8. Каково содержание воспитания в Древнем Китае, конфуцианство и его воспитательное значение?

2 Часа Основная литература

1.Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. С. 14-35

2.История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. Под ред З.И.Васильевой. –М.:Владос, 2002 С.7-18

3.История педагогики в 2-х частях, ч.1 От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины ХУ11 в. – Под ред. А.И.Пискунова, -М.: Сфера, 1998 С.15-29

Дополнительная литература

  1. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.
  2. Корнетов Г.Б. История педагогики. – М., 2002.
  3. Корнетов Г.Б., Бликштейн Л.С. Школа, воспитание и педагогика цивилизации Ближнего Востока. – М., 1993.
  4. Алексеев В.П. Становление человечества. – М., 1984.
  5. Белицкий М. Забытый мир шумеров. – Л., 1980.

III. Воспитание и школа в античном мире

Становление воспитания в 1Х – У веке до н.э. Гомер, Пифагор. Социальные предпосылки становления различных систем воспитания. Спартанская и афинская школы. Общая характеристика системы воспитания, цели и задачи обучения в различных школах. Особенности семейного воспитания мальчиков и девочек. Воспитание и обучение в Древнем Риме. Развитие и усложнение ремесленного обучения. Развитие философской мысли, и ее влияние на систему воспитания. (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Цицерон, Квинтиллиан).

Зарождение христианства, формирование христианского идеала. Природосообразность как ведущий принцип воспитания, идея гармонического сочетания умственного и физического развития личности.

Лекции: 6 часов.

Семинар 2. Воспитание и обучение в Древней Греции

Вопросы к семинару:

1. Цели и задачи спартанской системы воспитания.

2. Цели и задачи афинской системы воспитания.

3.Охарактеризуйте содержание и формы воспитания в различных учебных заведениях Спарты.

4. Охарактеризуйте содержание и формы воспитания в различных учебных заведениях Афин.

5. Какие идеи воспитания поднимали великие древнегреческие философы?

2 часа

Семинар 3. Воспитание в Древнем Риме и Элладе.

Вопросы к семинару:

1. Цели и задачи римской системы воспитания.

2. Цели и задачи эллинской системы воспитания.

3. Охарактеризуйте содержание и формы воспитания в различных учебных заведениях Рима. Риторические школы

4. Охарактеризуйте содержание и формы воспитания в различных учебных заведениях Александрии.

5. Какие идеи воспитания поднимали великие римские ораторы?

2 часа

Основная литература

1.Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. С. 31-61

2.История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. Под ред З.И.Васильевой. –М.:Владос, 2002 С.17-28

3.История педагогики в 2-х частях, ч.1 От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины ХУ11 в. – Под ред. А.И.Пискунова, -М.: Сфера, 1998 С.19- 29

Дополнительная литература

  1. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.
  2. Корнетов Г.Б. История педагогики. – М., 2002.
  3. Вернер И.П. Воспитание античного грека. – М., 1997.
  4. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. – М.,1988.

IV. ВОСПИТАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В ЭПОХУ ЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ.

  1. Цели и задачи воспитание в средние века в Западной Европе. Школа, Церковь. Раскол христианства и его влияние на развитие педагогической мысли. Схоластика и педагогическая мысль (Боэций, П. Абеляр, Ф.А. Алкуин, Фома Аквинский и др.).

    Рыцарсткая культура и ее влияние на воспитание благородного воина. Воспитание галантности, хорошим манерам за столом, умению вести беседу на любую тему, в сочетании с надзирательством, жесткой регламентацией, доносительством, недоверием, телесными наказаниями. Особенности организации внеклассного воспитания (игры, верховая езда, регулярное питание, полноценный отдых, поездки, прогулки, экскурсии.) Принцип безусловного повиновения учителю, начальнику. Схоластическая школа. Многочисленные упражнения и повторения, заучивания наизусть.

Средневековой университет, особенности организации, содержание обучения. Программы «тривиум» и «квадриум».

Лекции: 2 часа.

Семинар 4. Особенности воспитания в средневековой Европе.

Вопросы к семинару:

  1. Какие цели и задачи были ведущими в Западноевропейском воспитании в средние века?
  2. Какие особенности организации средневековой школы?
  3. Каким было воспитание иезуитов?
  4. Каковы “рыцарские доблести»?
  5. Каковы особенности проведения урока в классе?
  6. Каково содержание и организация обучения в средневековом университете?

2 часа

V. Развитие педагогической мысли в эпоху возрождения (XIV – XVI вв.)

Особенность воспитания в Западной Европе в начале ХУП в. Зарождение педагогики нового типа, становление творческой активности человека, его чувств и разума. Соответствие античному идеалу гармоничного человека. Роль латинского и греческого языка. Педагогические воззрения Т. Мора, Т. Кампанеллы, Ф. Рабле, Эразма Роттердамского, М. Монтеня. Педагогическое наследие: Яна Амоса Коменского. Гуманизм как основополагающий принцип педагогики эпохи Возрождения. Титаны Возрождения в области науки, культуры, искусства (Леонардо да Винчи, Бруно, Галилей).

Преодоление недостатков схоластической школы, отход от телесных наказаний. Педагогическое наследие Д.Локка, Ж.Ж.Руссо, Г.Песталоцци, А.Дистервега, А.Гербарта Р.Оуэна и др.

Лекции: 6 часов.

Семинар 5. Гуманизм как идеал творческого развития человека

в эпоху Возрождения

Вопросы к семинару:

  1. Какие античные идеи воспитания возрождались?
  2. Что означал принцип «гуманизма»?
  3. Какие новые методы обучения, активизации познании становились ведущими?
  4. В чем главное значение педагогического наследия Я.А.Коменского?
  5. В чем главное значение педагогического наследия Д.Локка?
  6. В чем главное значение педагогического наследия Г.Песталоцци?
  7. В чем главное значение педагогического наследия А.Дистервега?

4 часа

Основная литература

1.Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. С. 80 — 190

2.История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. Под ред З.И.Васильевой. –М.:Владос, 2002 С. 75-168

3.История педагогики в 2-х частях, ч.1 От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины ХУ11 в. – Под ред. А.И.Пискунова, -М.: Сфера, 1998 С.70- 188

Дополнительная литература

  1. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.
  2. Корнетов Г.Б. История педагогики. – М., 2002.
  3. Латышина Д.И. История педагогики. – М., 1998.
  4. Алексеев В.П. Становление человечества. – М., 1984.
  5. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания с древнейших времен и до наших дней В 2-х частях. –СПб:Алетейя, 2000

VI. История становления западноевропейского образования в х1х веке.

Роль французской революции конца ХVIII века. Социально — философский поиск и идеи воспитания, Человек в системе ценностей индустриальной Западной Европы. Реформаторская педагогика конца Х1Х- начала ХХ в. Педагогические идеи выдающихся ученых, философов И.Фихте, Г.Гегеля, И.Канта. Педагогические идеи философов материалистов: К.Маркса, Ф.Энгельса. Вальдорфская школа: ведущие идеи, система духовного воспитания. Эвритмия, ее назначение и смысл.

Лекции: 6 часов.

Семинар 6. Система западноевропейского образования с конца ХVIII по ХХ век.

Вопросы к семинару:

1.Какова общая характеристика системы образования до французской революции и в Х1Х-ХХ веках в Западной Европе?

2.Духовное становление личности в вальдорфской педагогике.

3.Каковы особенности теория Р.Штейнера и в чем ее социально — педагогическое значение?

4.Какие цели и задачи ставит эвритмия?

  1. Какое воспитательное влияние оказывает эвритмия на исполнителей и окружающих?

2 Часа. Основная литература

1.Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. С. 155-245

2.История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. Под ред З.И.Васильевой. –М.:Владос, 2002 С. 114-175

3.История педагогики в 2-х частях, ч.2. – Под ред. А.И.Пискунова, -М.: Сфера, 1998 С.58-126

Дополнительная литература

  1. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.
  2. Корнетов Г.Б. История педагогики. – М., 2002.
  3. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания с древнейших времен и до наших дней В 2-х частях. –СПб:Алетейя, 2000
  4. Искусство эвритмии в лекциях и высказываниях Рудольфа Штейнера. – М.:Парсифаль, 1996
  5. Штейнер Р. Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека. Ереван:Ной,1990
  6. Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. – М.: Парсифаль, 1993

VII. Педагогическая мысль в древней руси.

Стихийность воспитания, Отношение к старшим. Традиции и обряды и их воспитательное значение. Воспитательные средства (колыбельные, сказки, легенды, былины, пословицы, поговорки и т.п.).

Первые учителя, Воспитание в Киевской и Московской Руси. Роль Православия в воспитании, принципы православной педагогики, понятийно-категориальный аппарат. Священное Писание, учение Отцов церкви, мыслителей Средневековья. Литературные памятники, имеющие воспитательное значение «Пчела», «Слово о Полку Игореве», « Моление Даниила Заточника», «Слово о Законе и Благодати», «Поучение Владимира Мономаха детям», «Житие Сергия Радонежского», «Житие Феодосия Печерского», «Великие Четья Минеи». Славяно-греко-латинская академия – первое высшее учебное заведение. Педагогические взгляды Е. Славинецкого, С. Полоцкого, К.Истомина.

Лекции: 6 часов.

Семинар 7. Особенности развития педагогической мысли в Древней Руси.

Вопросы к семинару:

  1. Каковы социальные предпосылки воспитания детей с момента их рождений?
  2. Каковы источники формирования личности в Древней Руси?
  3. Какие особенности православного воспитания были ключевыми: их смысл и содержание?
  4. Какой была организация религиозного просвещения в Киево-Печерском монастыре, ( лавре) на примере просветительской деятельности Феодосия Печерского.
  5. В чем социально-психологические особенности литературных памятников Древней Руси, на какие ценностные ориентации они были направлены?

2 Часа.

Основная литература

1.Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. С. 131-149

2.История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. Под ред З.И.Васильевой. –М.:Владос, 2002 С. 75-168

3.История педагогики в 2-х частях, ч.1 От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины ХУ11 в. – Под ред. А.И.Пискунова, -М.: Сфера, 1998 С.129 188

Дополнительная литература

  1. Корнетов Г.Б. История педагогики. – М., 2002.
  2. Буганов В.И. и др. История государства Российского. – М., 1991.
  3. Егоров С.Ф. История педагогики в России.- М., 1999.
  4. Курочкина И.Н. Русская педагогика. – М., 2002.
  5. Латышина Д.И. История педагогики. – М., 1998.
  6. Фрадкин Ф.А. и др. Лекции по истории отечественной педагогики.- М., 1995.

VIII. Становление системы образования в россии

В ХVШ в.

Европеизация образования. Реформы Петра 1 и формирование светского образования, организация учебных заведений, цели и задачи обучения. Сословность, абсолютизм власти и их влияние на социальное, духовно-нравственное становление личности. Открытие профессиональных школ, педагогическая деятельность Л.Ф.Магницкого, В.Н.Татищева. Петербургская академия наук. Реформаторские идеи И.И.Бецкого, организация учреждений нового типа. Педагогическая деятельность М.В.Ломоносова. Открытие Московского государственного университета с гимназией при нем. Школьный устав 1786 г. Открытие Петербургской учительской семинарии. Создание методических руководств и учебных книг для народных училищ.

Лекции: 6 часов.

Семинар 8. Трансформация системы образования в России в ХУШ в

Вопросы к семинару:

  1. Каковы были предпосылки образовательных реформ Петра 1?
  2. Каково основное содержание образовательных реформ, цели и задачи организации светского обучения?
  3. Какие учебные заведения возникли и как они были организованы?
  4. В чем особенности функционирования и создания Петербургской академии наук?
  5. Какие изменения в системе образования произошли в эпоху правления Екатерины 11 ?
  6. Какие реформаторские идеи были предложены И.И.Бецким?
  7. Каковы особенности педагогической деятельности М.В.Ломоносова?

2 Часа.

Основная литература

1.Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. С. 195-212

2.История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. Под ред З.И.Васильевой. –М.:Владос, 2002 С. 140=194

3.История педагогики в 2-х частях, ч.2. – Под ред. А.И.Пискунова, -М.: Сфера, 1998 С.42-98

Дополнительная литература

  1. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.
  2. Корнетов Г.Б. История педагогики. – М., 2002.
  3. Антология педагогической мысли России хуш в. – м., 1985.

  4. Егоров С.Ф. История педагогики в России.- М., 1999.
  5. Курочкина И.Н. Русская педагогика. – М., 2002.Миронов В.Б. Образование в истории человеческой цивилизации. – М., 1991.

овского госудрственного В.Ломоносовакие идеи ятельность Л.Ф.Магницкого, В.Н.Татищева. _____________________________________

1Х. Развитие системы образования в россии в х1х- начале хх вв.

Содержание и значение Устава 1804 года. Особенности дворянского светского воспитания. Царскосельский лицей: мотивы создания, цели, задачи, организация обучения, духовно-нравственный смысл воспитания. Декабристы и их роль в развитии народного просвещения в России. Педагогические идеи В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, Н. Добролюбова. Педагогические наследие К.Д.Ушинского, его учение о единстве общечеловеческого и национального воспитания, программа построения начальной школы на основе принципа народности воспитания. Труд как средство всестороннего развития ребенка. Педагогическая концепция свободного воспитания Л.Н.Толстого, деятельность школы крестьянских детей в Ясной Поляне. П.Столыпин и его влияние на развитие образования в России.Синтез достижений русской педагогики XIX — начала XX в. (П.Ф. Каптерев, В.П. Вахтеров, М.И.Демков и др.).

Лекции: 6 часов.

Семинар 9. Образование и школа России в Х1Х веке.

Вопросы к семинару:

  1. Какие цели и задачи ставило созданное Министерство просвещения перед системой образования в начале Х1Х века(устав 1804 года)?
  2. Цели и задачи воспитания «Столпов Отечества» в Царскосельском лицее?
  3. Каковы особенности социально-психологического влияния декабристов на формирование истинных патриотов Отечества?
  4. Каково значение педагогических идей В.Г.Белинского, А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, Н. Добролюбова на становление образования в Х1Х веке?
  5. В чем смысл и содержание педагогической деятельности К.Д.Ушинского?
  6. Каковы особенности педагогических взглядов Л.Н.Толстого?

4 часа

Основная литература

1.Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. С. 248-287

2.История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. Под ред З.И.Васильевой. –М.:Владос, 2002 С. 197-246

3.История педагогики в 2-х частях,. – Под ред. А.И.Пискунова, -М.: Сфера, 1998 С.199-271

Дополнительная литература

  1. Антология педагогической мысли России первой половины Х1Х в. – М., 1987.
  2. Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х- начала ХХ в. – М., 1990.
  3. Йосифова Б. Декабристы. – М., 1983.
  4. Колесникова В.С. Гонимые и неизгнанные. Судьба декабристов братьев Бобрищевых-Пушкиных. М., 2002.
  5. Нечкина М.В. Декабристы. – М., 1976.
  6. Равкин З.И. Педагогика царскосельского лицея пушкинской поры. М., 1993.
  7. Сергеев М.Д. Подвиг любви бескорыстной ( Декабристки.).

    – М., 1976.

  8. Тебиев Б.К., Коркищенко О.А. Государство, общество и «трудные дети» в досоветской России. — М., 2002.
  9. Фрадкин Ф.А. и др. Лекции по истории отечественной педагогики.- М., 1995.

Х. РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИКИ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД.

Создание Государственного комитета по народному образованию в период Февральской революции 1917 г. Поиск новых форм и методов обучения, организация народно просвещения после Октябрьского переворота 1917г. «Положение о единой трудовой школе РСФСР», «Основные принципы единой трудовой школы». Организация Наркомпроса РСФСР и реализация государственной школьной политики в начальный период его деятельности. Педагогическая деятельность А.В. Луначарского, Н.К. Крупской и др. Ориентация школы на профессионально-техническое образование. Новые организационные формы и методы обучения: обучение на основе комплексов, бригадно-лабораторный метод, метод проектов, связь обучения с трудом. Коллективизм как ведущий принцип воспитания в советской школе, педагогическая деятельность А.С.Макаренко и ее социальное значение. Разработка педагогами П.П. Блонским, А.Н. Пинкевичем, С.Т. Шацким, Л.В. Занковым и др. проблем цели, содержания, организации и методов школьного воспитания и образования. Особенности изучение проблем дефектологии. Организации специальных школ. Сущность пионерской и комсомольской организации. Педагогические идеи и деятельность В.А.Сухомлинского. Движение педагогов-новаторов и их влияние на организацию современного образовательного процесса.

Лекции: 4 часа.

Семинар 10. Становление и развитие педагогической мысли и образования в советский период.

Вопросы к семинару:

1. Какие постановления правительства были основой развития советской школы поле Октябрьской революции?

2. Какие цели и задачи стояли перед школой в Какие постановления правительства были основой развития советской школы поле Октябрьской революцииенко и ее социальное значение 20-30-ых г.г. ?

3. Что такое «лабораторно-бригадный метод обучения»?.

4. Какие цели и задачи ставили пионерская и комсомольская организаций?

5. В чем особенности функционирования школы в годы Великой Отечественной войны?

6.Какие особенности педагогической деятельности В.А.Сухомлинского вы считаете наиболее значительными?

2 Часа.

Основная литература

1.Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. С327-356

2.История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. Под ред З.И.Васильевой. –М.:Владос, 2002 С. 219-289

3.История педагогики в 2-х частях,. – Под ред. А.И.Пискунова, -М.: Сфера, 1998 С.267-345

Дополнительная литература

  1. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.
  2. Корнетов Г.Б. История педагогики. – М., 2002.
  3. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко. – М., 1987.
  4. Латышина Д.И. История педагогики. – М., 1998.
  5. Алексеев В.П. Становление человечества. – М., 1984.
  6. Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания с древнейших времен и до наших дней В 2-х частях. –СПб:Алетейя, 2000
  7. Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Об идеалах В.А.Сухомлинского. – М., 1991.
  8. Данильченко М.Г. Блонский П.П о школе и учителе. – М., 1979.

Т е м а т и к а р е ф е р а т о в

  1. Курс «История образования и педагогической мысли» в системе наук о человеке.
  2. Теоретико-методологические основы курса «История образования и педагогической мысли»
  3. Эволюционные особенности развития педагогической мысли за рубежом.
  4. Эволюционные особенности развития педагогической мысли в России
  5. Особенности воспитания в спартанской школе
  6. Особенности воспитания в афинской школе
  7. Особенности воспитания в римской школе
  8. Особенности воспитания в эллинской школе
  9. «Познай себя» как ведущая философско-педагогическая идея Сократа.
  10. Философско-педагогические идеи Платона, Аристотеля, Демокрита.
  11. Педагогические идеи Цицерона, Квинтилиана.
  12. Христианское воспитание в Западной Европе в средние века.
  13. Организация и функционирование цеховых школ в Западной Европе.
  14. Организация обучения в монастырях Западной Европы в Средние века.
  15. Рыцарская культура, особенности становления в Средневековой Европе.
  16. Педагогические идеи Эразма Ротердамского, Витторино де Фельтре
  17. Гуманистическая направленность педагогических взглядов Франсуа Рабле.
  18. Педагогическое наследие выдающихся педагогов – гуманистов (по выбору)
  19. Педагогические взгляды Томаса Мора, Мишеля Де Монтеня, Томмазо Кампанеллы.
  20. История создания первых университетов в Западной Европе.
  21. Педагогическое наследие Яна Амоса Коменского.
  22. Идеи о воспитании в материалистических концепциях К.Маркса, Ф.Энгельса
  23. Идеи о воспитании в идеалистических концепциях И.Канта, Г.Гегеля
  24. О духовном становлении личности в антропософском учении Р.Штейнера
  25. Особенности русского народного воспитания
  26. Содержание религиозного воспитания в Древней Руси: от язычества к христианству
  27. Православная Церковь как источник просвещения на Руси.
  28. Воспитательное значение литературных памятников (по выбору).
  29. Образовательные реформы Петра 1
  30. Организация женского воспитания и обучения в России в ХVIIIвеке
  31. Педагогическое наследие М.В.Ломоносова
  32. Педагогические взгляды Н.И.Пирогова.
  33. Организация образования в эпоху правления Екатерины 11
  34. Особенности военного образования в Х1Х веке.
  35. Царскосельский лицей и его идеалы воспитания
  36. Декабристы и их роль в развитии просвещения.
  37. К.Д.Ушинский – великий русский педагог.
  38. Педагогическая система А.С.Макаренко.
  39. Педагогическое наследие Н.К.Крупской, С.Т.Шацкого, П.П.Блонского, В.А.Сухомлинского (по выбору)
  40. Воспитательная работа комсомольской организации в советское время.

Экзаменационные вопросы по курсу « История образования и педагогической мысли»

  1. Методологические основы курса « история образования и педагогической мысли»
  2. Место истории педагогики в системе наук о человеке.
  3. Воспитание в первобытнообщинном строе: содержание и особенности.
  4. «Дома табличек», школы писцов в Египте
  5. Воспитание и обучение в Индии,
  6. Воспитание и обучение в Китае.
  7. Образовательные системы в Древней Греции.
  8. Афинская система воспитания.
  9. Спартанская система воспитания.
  10. Система воспитания в Древнем Риме.
  11. Эллинская система воспитания.
  12. Система воспитание в Византии.
  13. Традиции дохристианского воспитания в Западной Европе.
  14. Цеховая школа и ее особенность.
  15. История создания первых европейских университетов
  16. Педагогические идеи эпохи Возрождения
  17. Педагогические взгляды Ф.Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль».
  18. Дидактическая система Я.А.Коменского.
  19. Концепция о человеке в эпоху Просвещения.
  20. Педагогические взгляды Д. Локка.
  21. Педагогические взгляды Ж.-Ж. Руссо.
  22. Авторитарная педагогика И. Гербарта.
  23. Педагогическое наследие И.Г.Песталоцци.
  24. Дидактические взгляды А.Дистервега – учителя немецких учителей.
  25. Вальдорфская педагогика: содержание и организация.
  26. Зарождение педагогической мысли и воспитательных традиций в Древней Руси
  27. Народная педагогика Древней Руси.
  28. Воспитание у восточных славян в У1-1Х в.в.
  29. Литературные памятники Древней Руси и их нравоучительное значение
  30. Образовательные реформы Петра I и их социальное предназначение.
  31. Педагогическая деятельность М.В.Ломоносова.
  32. Педагогические идеи и деятельность российских просветителей.
  33. Реформы образования начала ХIХ в. Царскосельский лицей.Декабристы.
  34. Педагогическое наследие Н.И. Пирогова.
  35. Педагогическое наследие К.Д.Ушинского.
  36. Педагогическая концепция «Свободного воспитания» Л.Н.Толстого.
  37. Педагогические идеи С.Т.Шацкого, П.П.Блонского.
  38. Педагогические системы А.С.Макаренко. В.А.Сухомлинского.
  39. Цели и задачи воспитания в советский период.
  40. Характер проблем российского образования в современных условиях.

Рекомендуемая литература

Основная:

1. Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999.

2. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. Под ред З.И.Васильевой. –М.:Владос, 2002

3. История педагогики в 2-х частях, ч.1 От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины ХУ11 в. – Под ред. А.И.Пискунова, -М.: Сфера, 1998

Дополнительная:

1. Коджаспирова Г.М. История образования и педагогической мысли. – М., 2003.

2.Корнетов Г.Б. История педагогики. – М., 2002.

3.Алексеев В.П. Становление человечества. – М., 1984.

4.Корнетов Г.Б., Бликштейн Л.С. Школа, воспитание и педагогика цивилизации Ближнего Востока. – М., 1993.

5.Алексеев В.П. Становление человечества. – М., 1984.

6.Белицкий М. Забытый мир шумеров. – Л., 1980.

7.Вернер И.П. Воспитание античного грека. – М., 1997.

8. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. – М.,1988.

9.Латышина Д.И. История педагогики. – М., 1998.

10.Алексеев В.П. Становление человечества. – М., 1984.

11.Модзалевский Л.Н. Очерк истории воспитания с древнейших времен и до наших дней В 2-х частях. –СПб:Алетейя, 2000

12.Искусство эвритмии в лекциях и высказываниях Рудольфа Штейнера. – М.:Парсифаль, 1996

13.Штейнер Р. Теософия. Введение в сверхчувственное познание мира и назначение человека. Ереван:Ной,1990

14.Штейнер Р. Воспитание ребенка с точки зрения духовной науки. – М.: Парсифаль, 1993

15.Буганов В.И. и др. История государства Российского. – М., 1991.

16.Егоров С.Ф. История педагогики в России.- М., 1999.

17.Курочкина И.Н. Русская педагогика. – М., 2002.

17.Латышина Д.И. История педагогики. – М., 1998.

18.Фрадкин Ф.А. и др. Лекции по истории отечественной педагогики.- М., 1995.

19.Антология педагогической мысли России хуш в. – м., 1985.

20.Антология педагогической мысли России первой половины Х1Х в. – М., 1987.

21.Антология педагогической мысли России второй половины Х1Х- начала ХХ в. – М., 1990.

22.Миронов В.Б. Образование в истории человеческой цивилизации. – М., 1991.овского госудрственного В.Ломоносовакие идеи ятельность Л.Ф.Магницкого, В.Н.Татищева. _____________________________________

23. Йосифова Б. Декабристы. – М., 1983.

24.Колесникова В.С. Гонимые и неизгнанные. Судьба декабристов братьев Бобрищевых-Пушкиных. М., 2002.

25.Нечкина М.В. Декабристы. – М., 1976.

26.Равкин З.И. Педагогика царскосельского лицея пушкинской поры. М., 1993.

27.Сергеев М.Д. Подвиг любви бескорыстной ( Декабристки.).

– М., 1976.

28.Тебиев Б.К., Коркищенко О.А. Государство, общество и «трудные дети» в досоветской России. — М., 2002.

29. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С.Макаренко. – М., 1987.

30.Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Об идеалах В.А.Сухомлинского. – М., 1991.

31.Данильченко М.Г. Блонский П.П о школе и учителе. – М., 1979.