«ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ»

ХАРЬКОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ДИЗАЙНА И ИСКУССТВ

кафедра социально-гуманитарных дисциплинн

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине

«ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКЕ»

по теме №37

«ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ИГРАХ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ, ПО КНИГЕ Э.БЕРНА «ИГРЫ, В КОТОРЫЕ ИГРАЮТ ЛЮДИ»

Выполнила:

студентка 4 курса

факультета Дизайн

специализации МД

Аракелова А.А.

Проверила:

Бильдер Н.Т.

Харьков- 2013 г.

содержание

содержание 2

Введение 3

1. Основные поняти и термины в теории об «Играх» Э.Берна 4

2. Основные предпосылки развития игр у ребенка 6

3. Наиболее распространенные игры, встречающиеся среди детей в художественных школах 8

3.1. Игра «Дурачок» 8

3.2. Игра «Изъян» 10

Выводы 11

Список использованных источников 12

Введение3

1. Основные поняти и термины в теории об «Играх» Э.Берна 4

2. Основные предпосылки развития игр у ребенка 6

3. Наиболее распространенные игры, встречающиеся среди детей в художественных школах 8

3.1. Игра «Дурачок»8

3.2. Игра «Изъян»10

Выводы 11

Список использованных источников 12

Введение

В свое время У.Шекспир сказал знаменитую фразу, которая в последствии стала крылатым выражением: «Вся жизнь— театр, а люди в ней — актеры». В этих словах скрыт глубокий смысл, и как оказалось с психологической точки зрения эта мысль имеет свое научное обоснование.

Человек, как существо социальное, постоянно «примеряет»на себя различные«амплуа», конкретная роль зависит от ряда факторов. В своей книге «Игры, в которые и грают люди»Э.Берн очень наглядно проиллюстрировал поведенческие схемы общения людей, выявил закономерности и вывел их в отдельную теорию. В связи с этим проблема о закономерностях поведения человека в обществе приобретает своюактуальностьне только для специалистов научного круга, но и для студентов, чья практическая деятельность может быть связана с преподаванием в детских художественных школах, т.к. зная возможное развитие событий, можно избежать конфликтов, нежелательных и сложных ситуаций, построить процесс обучения максимально эффективно, вызвав у ребенка интерес к предмету и развив его способности.

11 стр., 5370 слов

Основные идеи Франкфуртской школы

... главный порок европейской цивилизации.   ДИАЛЕКТИКАПРОСВЕЩЕНИЯ совместная работа Хоркхаймера и Адорно. Основной пафос книги - бросаемый авторами вызов безудержной вере в исторический прогресс, не ... только тогда, когда, человек осознает величие диалектики. В основополагающей для Франкфуртской школы работе, написанной Хоркхаймером совместно с Т. Адорно, "Диалектика просвещения" (1948) ...

Цель: охарактеризовать применение теории, изложенной в книге Э.Берна «Игры, в которые играют люди», в преподавательской практике художественных дисциплин для детей.

Задачи:

-ознакомится с источником «Игры, в которые играют люди»;

-охарактеризовать основные предпосылки к развитию игр у ребенка для дальнейшего использования в преподавательской деятельности;

-описать основные виды игр, встречающихся в преподавательской практике художественных дисциплин.

1. Основные поняти и термины в теории об «Играх» э.Берна

В своей книге Э.Берн освещает несколько сфер жизни человека и игры, в которые играют люди при разном стечении обстоятельств. На работе— это один вид игр, в семье, с детьми— другой, а на досуге— третий. Так как специфика данной работы ограничивается именно сферой преподавательской деятельности в школах с художественным уклоном, то из общего количества игр следует выделить те, в которые наиболее часто играют дети.

К сожалению человек может играть в игру и при этом даже не осознавать этого, но и обратно тоже возможно, когда игрок прекрасно отдает себе отчет в том, что он делает и с какой целью.«Наши исследования позволяют сделать вывод о том, что физический контакт при уходе за детьми и его символический эквивалент для взрослых людей — «признание»— имеют большое значение в жизни человека»[1, с. 4]. Из приведенной выше цитаты можно заключить, что каждый человек требует к себе какого-либо признания. Тем более остро стоит вопрос о признании у ребенка, который занимается творчеством. Если в раннем возрасте родители, педагоги не обращают никакого внимания на проявляющиеся способности, или начинают всячески мешать их развитию, то в будущем, когда он повзрослеет, человек приобретает массу ненужных комплексов. Теперь он не просто не умеет рисовать, но и всячески боится проявлять хоть какие-то попытки к изменению сложившейся ситуации.

«Мы пришли к выводу, что наряду с сенсорным голодом и потребностью в признании существует также и потребность в структурировании времени, которую мы назвали структурный голод»[1, с. 4]

Именно благодаря такому голоду человек начинает играть в игры, так как они хорошо заполняют и структурируют время.

Э.Берн выделяет три состояния «Я»— Родитель, Взрослый, Ребенок. Основной проблемой, с которой сталкиваются педагоги, является то, что ребенок часто не оправдывает их ожиданий и общаются они на разных уровнях своего «Я». Например Преподаватель предполагает общение со своим учеником на уровне Взрослый—Взрослый, в то время, как ученик ведет общение с позиции Ребенка. Если нарисовать схему, то можно увидеть пересечение линий трансакций, что неизбежно приводит к конфликтам. Так часто бывает недопонимание со стороны, как учителя, так и ученика.

9 стр., 4241 слов

Роль фантазии в игре детей

... свойственная миру взрослых, хотя совершенно ясно, что понятие игры должно охватывать и игру детей и игру взрослых. Причем функции игры у детей и взрослых могут быть совершенно различны. Подробный ответ ... активности, но эта активность должна развиваться на психическом просторе. Вот отчего человек нуждается в игре даже тогда, когда у него нет неизрасходованного запаса энергии, он должен ...

Потому в преподавательской деятельности, чтобы максимально раскрыть способности и таланты ребенка, необходимо правильно определять, какое состояние «Я»наиболее эффективно поможет донести до ребенка информацию.

Однако, следует отметить, что выше описанный пример не является игрой. «Игрой мы называем серию следующих друг за другом скрытых дополнительных трансакций с четко определенным и предсказуемым исходом. Она представляет собой повторяющийся набор порой однообразных трансакций, внешне выглядящих вполне правдоподобно, но обладающих скрытой мотивацией; короче говоря, это серия ходов, содержащих ловушку, какой-то подвох. Игры отличаются от процедур, ритуалов и времяпрепровождении, на наш взгляд, двумя основными характеристиками: 1) скрытыми мотивами; 2) наличием выигрыша».[1, с. 19-20] Также Э.Берн отмечает, что игры проводятся с разных позиций. Например, общаясь с учеником на предмет его плохой успеваемости, преподаватель избирает роль Взрослого, и со стороны можно подумать, что это разговор двух взрослых. Однако, если присмотреться поближе, то можно заметить, что ученик ведет разговор с позиции Ребенка. Так как в данном случае присутствует скрытая трансакция и в действии участвуют два состояния «Я», то данное явление можно назвать игрой.

2. Основные предпосылки развития игр у ребенка

В совсем еще маленьком возрасте ребенок не умеет играть в игры, но постепенно приобретая опыт, он закладывает фундамент для будущих игр.

В этот период он активно набирается новых знаний, которые в дальнейшем определяют его жизненный сценарий. «Очень трудно предсказать, когда и как кто-то из посторонних скажет или сделает что-то, что изменит весь сценарий человека. Возможно, это будет реплика, случайно услышанная в коридоре или в праздничной толпе, или результат формального взаимодействия в браке, в школе, в кабинете психотерапевта». [1, с. 216]

Приходя в школу, ребенок начинает пробовать разученные дома игры на учителях и одноклассниках. В процессе общения он решает, какие игры оставить, а какие следует развивать дальше. Он наблюдает за поведением учителя, узнавая таким образом на какие ходы она реагирует, а какие оставляет без внимания. Однако не только ученик играет в игры и это естественно, что учитель так же играет со своим классом. Э.Берн приводит замечательный пример, когда учительница, задавая вопрос классу хочет, чтобы ответ был именно таким, какой интересен ей, но т.к. дети никогда не смогут его угадать, она с триумфом выставит их на посмешище друг перед другом. Конечно же это не педагогично. Особенно с учетом того, что ребенка могут всячески подавлять дома родители. Таким образом преподаватель еще больше усугубляет ситуацию.

Видя, что ученик играет в разного рода игры, например, «Ты об этом пожалеешь», «Сделай мне больно», «Вот я тебя поймал»и др., учителю художественной школы необходимо как можно спокойнее держаться, не извиняться, поощрять ребенка разумными словами и тогда он будет чувствовать себя более уверенным и спокойным. [1, с. 157]

«В возрасте примерно до десяти лет у ребенка формируется эмоция, которая будет преобладать в его жизни. Причем предварительно он как бы «экспериментирует», поочередно испытывая чувства злости, вины, обиды, испуга, недоумения, радости, торжества и т. д. ».[1, с. 150]

13 стр., 6430 слов

Развитие музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного ...

... способностей в пении, ритмике, игре на музыкальных инструментах. Однако, именно пение является самым любимым видом музыкальной деятельности ребенка, помогает ему проявить свое ... способностей дошкольников, установить закономерности; - провести диагностику музыкально-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста. МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ основой исследования послужили концептуальные подходы к ...

Из этого следует, что ребенок как бы пробует разные виды эмоций, постепенно выбирая наиболее подходящую, как ему кажется. В будущем она скорее всего станет его основным способом реагирования на различного рода ситуации, превратясь таким образом в своего рода «выигрыш». Такая реакция будет неестественной, хотя сам ребенок, будет думать совершенно иначе. Привыкший злиться, разозлится, если кто-нибудь усомниться в искренности его чувств, а человек, у которого излюбленным чувством будет чувство вины, будет ощущать себя виноватым и так далее, по аналогии.

Несомненно, что для преодоления данной проблемы, человек, уже в более сознательном возрасте прибегнет к услугам психоаналитика, однако можно попытаться контролировать ситуацию еще на ранних стадиях ее развития. В это время преподавателю следует обращать свое внимание и внимание ребенка на проявления той или иной эмоции в чрезмерном количестве. Возможно, следует «переключать»его на другие объекты. Так, например, частые раздражения, чувства разочарования при несложившейся работе по живописи, могут заложить фундамент для жизненного сценария человека, который будет реагировать таким образом на различного рода ситуации.

3. Наиболее распространенные игры, встречающиеся среди детей в художественных школах

3.1. Игра «Дурачок»

Э.Берн выделяет несколько игр, в которые могут играть, как взрослые, так и дети. Среди них «Смотри, что я из-за тебя сделал», «Суд», «Полицейские и воры», «Почему со мной всегда так«, «Дурачок»и« Изъян». Также существуют еще две игры, которые чаще всего распространяются среди взрослых женщин, однако начало им положено именно в детстве. Это игра «Фригидная жена»и «Насилуют».

Из предложенного списка игр необходимо выделить те, которые наиболее часто встречаются в педагогической практике в художественной школе. Наиболее подходящими являются такие игры, как «Дурачок», «Изъян». В дальнейшем рассмотрим эти игры в контексте преподавательской практики.

Игра «Дурачок»очень часто встречается в школе. В каждом классе есть такой ученик, которого никто не воспринимает всерьез, у которого низкая успеваемость, и он только и способен, что подурачится. «Он с детства привык к тому, что люди будут вполне удовлетворены им, пока он ведет себя как дурачок, даже если на словах они утверждают обратное. Окружающие будут удивлены, если в критической ситуации, при условии, что он решит справиться с ней, вдруг выяснится, что он совсем неглупый человек, не более чем «глупый»младший брат в сказке».[1, с. 82] Чаще всего подобное случается по вине родителей и преподавателей. Возможно ему с самого детства прикрепили подобный «ярлык»и не желая, а может быть и не умея, с ним бороться, ребенок становиться заложником своего предвзятого отношения, так как таким образом ему гораздо легче жить.

Цель преподавателя, особенно в художественной школе, не только не раздавать подобные «ярлыки», но и помогать освободиться ребенку от уже создавшихся. Например, сравнивая творческие работы одного ученика с другим, можно не только вызвать зависть, но и отнять желание совершенствовать себя далее. Все эти явления широко распространены в наше время, а особенно больно и остро на них реагируют дети на творческих предметах, где на самом деле все очень субъективно.

3 стр., 1052 слов

Ролевая игра Стипком

... точках-станциях, приближённых к реальным вузовским объектам. Приложение 2 Ситуации, с которыми сталкиваются участники на точках: Бухгалтерия Бухгалтер не согласен ... года, минимальная выплата по заявлениям на мат.помощь, чтобы не создалась ситуация нехватки денежных средств. Студенческий совет: Если фан: то они ... Этапы игры: 1 Этап "стипендиальное положение" Отработка навыков: -формирование локального ...

Игра имеет множество развязок одной из которых может являться следующе положение: «Если Блэк откажется играть в «Дурачка»и не будет смеяться над неловкостью Уайта или бранить его за глупость, то он приобретет в его лице друга». И хотя в открытую переубеждать игрока , в том, что он не глуп, бесполезно, лучшим способом помочь ему отучиться играть в игру «Дурачок»может быть демонстрация неподдельного восхищения человеком в той сфере его деятельности, где он действительно силен. [1, с. 83]

3.2. Игра «Изъян»

«Эта игра является источником мелочных склок в обыденной жизни. Игрок исходит из депрессивной позиции Ребенка «Я никуда не гожусь», которую его защитный механизм превращает в Родительскую позицию «Они никуда не годятся». Трансакционная задача игрока состоит в доказательстве последнего тезиса. Поэтому игроки в «Изъян»не чувствуют себя спокойно с новым человеком, пока не обнаружат у него какой-нибудь изъян».[1, с. 55]

Таким образом эта игра может быть следствием описанной выше игры. Скорее всего данная игра будет наблюдаться у более старших детей. Преподавателю художественного учреждения необходимо выявить ее и помочь ребенку расстаться с такой манерой поведения. Самоутверждаясь за счет неудач других учеников, например, у кого-то хуже живопись, кто-то не может грамотно построить композицию , ребенок не сумеет преодолеть свою неуверенность, а значит изучить новый материал.

Игра «Изъян»является большим препятствием для ученика художественной школы, потому педагогу, зная о ней, в зависимости от сложившейся ситуации, необходимо избирать такую роль, которая сможет решить проблему без дальнейших осложнений. Зная дальнейшее развитие любой из представленных игр, задача преподавателя предупредить их нежелательные развязки.

Выводы

Таким образом книга Э.Берна «Игры, в которые играют люди» является незаменимым пособием для преподавательской деятельности. В ходе работы была достигнута поставленная цель, при которой следовало охарактеризовать применение данного материала на практике преподавания художественных дисциплин.

Были изложены основные понятия и термины книги «Игры, в которые играют люди», были охарактеризованы основные предпосылки к развитию игр у ребенка, а также описаны основные игры, встречающиеся в преподавательской практике. Вся информация была проанализирована с учетом специфики преподавания художественных дисциплин для детей.

Список использованных источников

1. Эрик Берн. Игры, в которые играют люди; [Электронный ресурс]— Санкт-Петербург—Москва: Университетская книга, 1998.—247с.