МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ 3

27

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский государственный педагогический университет»

Кафедра общей и социальной педагогики

МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Практикум по курсу

Для студентов специальности 031300 — «Социальная педагогика»

Пермь 2005

УДК 37. 015.3

ББК Ю 984.0

М 41

Р е ц е н з е н т:

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры общей и социальной педагогики

Пермского государственного педагогического университета Т. М. Кузнецова

Составитель: ст. преподаватель кафедры

общей и социальной педагогики Е.О. Федотова

М 41 Методология и методы психолого-педагогического исследования: практикум по курсу. Для студентов специальности 050711- «Социальная педагогика» / сост. Е.О. Федотова; Перм. гос. пед. ун-т.- Пермь, 2005.- 28 с.

Практикум содержит вопросы и задания к семинарским и практическим занятиям по курсу «Методология и методы психолого-педагогического исследования» по каждой теме, отраженной в программе. Также представлен список литературы, послужившей основой для составления издания.

Адресовано студентам специальности «Социальная педагогика» очной и заочной форм обучения.

УДК 37. 015.3

ББК Ю 984.0

Печатается по решению учебно-методического совета

Пермского государственного педагогического университета

4 стр., 1581 слов

Методология психолого-педагогических исследований: общая характеристика

... методологические основы социально-педагогического исследования Глоссарий к теме: Методология – 1) совокупность приемов исследования, применяемых в какой-либо науке; 2) учение о методе познания и преобразования мира. Методология педагогики – система знаний ...

© Федотова Е.О., составление, 2005

© Пермский государственный

педагогический университет, 2005

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка………………………………………………………. …………………………..4

Вопросы и задания по темам курса…………………………………………………………………5

Тема 1. Социальный педагог как исследователь………………………………… ……………..5

Тема 2. Методология психолого-педагогического исследования…………………………6

Тема 3. Методы исследования, их классификация……………………………………………12

Тема 4. Логика психолого-педагогического исследования………………………………..14

Тема 5. Эмпирические методы исследования…………………………………………………..15

Тема 6. Теоретические методы исследования…………………………………………………..19

Тема 7. Математические методы

в психолого-педагогическом исследовании………………………………………………………21

Тема 8. Оформление результатов исследования……………………………………………….23

Список литературы…………………………………………………………………………………………26

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предлагаемое издание предназначено для студентов — будущих социальных педагогов, изучающих дисциплину «Методология и методы психолого-педагогического исследования», которая ориентирует будущих специалистов на формирование необходимых исследовательских умений, педагогическое творчество, на понимание методологических принципов и методов психолого-педагогического исследования в области социально-педагогической практики, на осознанное овладение методологической культурой как важным компонентом профессиональной деятельности.

27 стр., 13144 слов

Влияние групповых психолого-педагогических методов на развитие ...

... этой проблемы составляет цель исследования. Объект исследования – Дети дошкольного возраста. Предмет исследования – Групповые психолого-педагогические методы развития навыков общения у детей дошкольного возраста. Цель исследования: определить, какие групповые психолого-педагогические методы работы с детьми ...

«Вопросы и задания по курсу «Методология и методы психолого-педагогического исследования» подготовлены в соответствии с содержанием соответствующей программы (2003, 2004).

Структура издания отражает структуру курса. В рамках каждой темы студентам предлагаются вопросы репродуктивного и творческого характера; задания, требующие от будущих специалистов наличия определенных исследовательских умений.

Вопросы и задания данного издания могут быть использованы как в процессе проведения семинарских и практических занятий, так и для самостоятельной работы студентов. В каждой теме имеется задание, выделенное жирным шрифтом, которое выполняется в ходе аудиторных занятий как образец. Этому способствует предлагаемый список литературы, послужившей основой для составления сборника и ориентирующей студентов на выполнение заданий.

Выполнение предлагаемых заданий призвано помочь студентам в подготовке и проведении учебно-исследовательских работ, предусмотренных ГОС ВПО (2000): курсовых и выпускной квалификационной работ.

Тема 1. Социальный педагог как исследователь

1. Объясните, почему разработка социальным педагогом модели собственной деятельности есть проявление исследовательского подхода. Приведите пример такой модели.

2. Укажите, с выполнения какой функции начинается практическая социально-педагогическая деятельность; раскройте ее сущность. Сделайте вывод, что объединяет реализацию данной функции и проведение научного исследования.

3. Выскажите и обоснуйте свою точку зрения по следующему вопросу: при участии социального педагога в разработке и реализации социально-педагогического проекта необходимо наличие у него исследовательских умений и качеств личности педагога-исследователя.

4. Соотнесите между собой понятия: профессиональная культура, методологическая культура, методологическая культура социального педагога.

5. Обоснуйте утверждение, что в современных условиях владение специалистом (в том числе и социальным педагогом) методологической культурой является важным условием профессионального становления и роста.

6. Укажите, в чем состоит сходство и отличите методологической культуры социального педагога — исследователя и социального педагога — практика.

7. Выразите свое мнение по вопросу: возможны ли формирование и рост методологической культуры будущего социального педагога в процессе профессиональной подготовки; в случае положительного ответа укажите пути формирования и повышения методологической культуры будущего специалиста.

Тема 2. Методология психолого-педагогического исследования

1. Дайте характеристику основных современных учений, выступающих в качестве философской основы методологии психолого-педагогического исследования.

8 стр., 3714 слов

Педагогические условия воспитания младших школьников

... исследования – особенности педагогических условий эстетического воспитания младших школьников. Цель работы – изучить педагогические условия воспитания младших школьников. Поставленная цель дипломного исследования ... Методологической основой исследования ... педагогов. При написании работы был использован ряд методов исследования, как общенаучного характера, так и специальные психолого-педагогические ...

2. Раскройте сущность системного, деятельностного, целостного подходов как реализующихся на общенаучном уровне психолого-педагогического исследования.

3. Назовите конкретно-методологические теоретические концепции, лежащие в основе психолого-педагогического исследования; проиллюстрируйте их примерами.

4.Объясните, можно ли говорить о реализации принципа объективности при выполнении исследовательской работы, если ее проводит человек, обладающий собственной позицией, системой утвердившихся взглядов и ценностей.

5. Раскройте сущность психолого — педагогических исследований различного вида; укажите, каким образом связаны фундаментальные, прикладные, разработки, теоретические и экспериментальные исследования.

6. Объясните, чем различаются понятия «проблема» и «практическая задача»?

7. Определите, какая из следующих формулировок относится к числу практических задач, а какая — к научной проблеме:

1) преодоление отставания и неуспеваемости школьников;

  1. выявление и определение условий и методов формирования у школьников общеучебных умений и навыков;
  2. формирование у учащихся познавательной самостоятельности.

8. По материалам периодики составьте перечень актуальных социально-педагогических проблем. Докажите актуальность одной из них.

9. Проанализируйте и дайте оценку доказательства актуальности проблемы исследования по материалам конкретной дипломной работы.

10. Выявите сходство и различие проблемы и темы исследования.

11. Укажите, какое из приведенных в паре высказываний является темой, какое — проблемой исследования:

а) — какими должны быть педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие коммуникативного потенциала студентов технического вуза;

— развитие коммуникативного потенциала студентов технического университета;

б) — определение педагогических условий в образовательном процессе школы, необходимых и достаточных для обеспечения эффективности процесса саморазвития у юношества;

— личностное саморазвитие старшего школьника в педагогическом процессе школы;

в) — научно-исследовательская работа студентов педагогического колледжа как средство формирования их готовности к педагогической деятельности;

— влияние научно-исследовательской работы на формирование готовности студентов к педагогической деятельности;

г) — саморазвитие студентов педагогического колледжа в условиях учебной деятельности;

— определение условий саморазвития студентов педагогического колледжа как основы их профессионального становления в учебной деятельности.

12. Конкретизируйте следующие темы психолого-педагогических исследований:

а) развитие интеллектуальной одаренности в подростковом возрасте;

б) отношения сотрудничества в учебно-воспитательном процессе;

в) социализация педагогически запущенных подростков;

г) взаимодействие социального педагога с семьей «группы риска».

13. Объясните, каков смысл выделения предмета исследования, если уже определен его объект.

14. По следующим темам сформулируйте объект и предмет исследования:

  • Воспитание самостоятельности младших подростков в условиях общеобразовательной школы с целью содействия их успешной социализации;
  • Организация педагогической поддержки музыкально одаренных детей в условиях общеобразовательной школы с целью их успешной социализации;
  • Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников с целью их социальной адаптации..

15. Укажите, каким образом связаны цель и проблема исследования; приведите конкретные примеры, взяв за основу авторефераты диссертаций.

16. Проанализируйте представленные ниже цели студенческого исследования и сделайте аргументированный вывод, какая из них является целью курсовой, а какая — дипломной работы:

  • определение педагогических условий, обеспечивающих формирование у подростков барьера к употреблению наркотиков;
  • на основе изучения теории и практики выявить педагогические условия, обеспечивающие формирование у подростков антинаркотического барьера, и экспериментально проверить их эффективность.

17. На конкретном примере покажите, каким образом в гипотезе отражается характеристика предмета и предполагаемого результата исследования.

18. Укажите, каким образом соотносятся между собой цели и задачи исследования; приведите примеры.

19. Попытайтесь сформулировать цель и задачи психолого-педагогического исследования по теме «Профилактика правонарушений у подростков в условиях детского дома как условие их успешной социальной адаптации».

20. Расположите в логической последовательности задачи исследования на тему «Проблемы и условия формирования методологической культуры студентов педвуза»:

  1. определить и проверить в процессе опытно-экспериментальной работы условия формирования методологической культуры студентов;
  2. изучить состояние методологической культуры студентов;
  3. разработать рекомендации по созданию условий формирования методологической культуры студентов;
  4. проанализировать понятие «методологическая культура будущего педагога».

21. Найдите ошибки в формулировке задач дипломного исследования по теме «Специфика работы социального педагога по профилактике подростковой преступности и правонарушений в условиях детского дома»:

  1. разработать теоретико-методологические основания процесса профилактики подростковой преступности и правонарушений в условиях детского дома;
  2. провести анализ правонарушений за 10 лет по Осинскому району Пермской области (выявить мотивы, причины, современные тенденции преступности, специфику проявлений у воспитанников детских домов);
  3. определить педагогические условия повышения профилактики подростковой преступности и правонарушений в условиях детского дома.

Попытайтесь исправить выявленные недочеты.

22. Сформулируйте цель, гипотезу и задачи для написания курсовой работы и ВКР по следующей теме — «Правовое просвещение подростков в условиях общеобразовательной школы как средство профилактики педагогической запущенности», объекту — профилактика педагогической запущенности в условиях общеобразовательной школы и предмету исследования — правовое просвещение подростков школы как средство профилактики педагогической запущенности.

23. Самостоятельно проанализируйте 2 дипломные работы и выявите правильность определения объекта, предмета, формулировку цели, задач, гипотезы исследования.

24. Сформулируйте все основные методологические характеристики для следующих тем:

  • Воспитание культуры поведения у старших дошкольников с целью их успешной социализации;
  • Формирование толерантности у подростков в условиях общеобразовательной школы как одно из направлений деятельности социального педагога»
  • Профилактика школьной дезадаптации младших подростков как направление социально-педагогической деятельности.

25. Ознакомьтесь с содержанием § 4 «Конкретно-методологические принципы педагогических исследований» главы «Методология и методы педагогических исследований» в учебнике «Педагогика» (См. 19 списка литературы), выпишите определения системного, личностного, деятельностного, диалогического, антропологического подходов; подумайте, как будет меняться содержание методологических характеристик указанных выше тем (задание 24) в зависимости от подхода, выбранного исследователем.

26. Укажите, в чем различие таких методологических параметров исследования как научная новизна, теоретическая и практическая значимость результатов исследования. Из предложенных примеров выберите те, которые выражают

а) научную новизну, б) теоретическую значимость, в) практическую значимость по темам:

  • Организация самообразовательной деятельности как эффективное условие формирования у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала

а) разработаны основные положения методики и методические рекомендации организации самообразовательной деятельности в целях формирования у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала;

б) исследование существенно дополняет научные представления о педагогических возможностях самообразовательной деятельности, раскрывает взаимосвязь процессов организации самообразовательной деятельности и формирования у подростков готовности к развитию своего творческого потенциала;

в) определены теоретические и организационно-методические основы самообразовательной деятельности, позволяющие решать задачу формирования у подростков готовности к развитию собственного творческого потенциала;

  • Развитие коммуникативного потенциала студентов технического университета

а) разработка научно-методического обеспечения по развитию коммуникативного потенциала, включающего учебное пособие, программу спецкурса «Коммуникативное страноведение», задания и методические рекомендации для студентов и преподавателей;

б) теоретическая разработка модели развития коммуникативного потенциала студентов технического университета; а также обоснование и экспериментальная проверка комплекса педагогических условий, обеспечивающих ее существование и эффективное функционирование;

в) уточнение структуры содержания и определения понятия «коммуникативный потенциал студента», а также систематизация индивидуальных коммуникативных заданий для студентов при изучении гуманитарных дисциплин.

27. Укажите, какие неточности присутствуют в формулировке практической значимости студенческого исследования; попытайтесь внести свои коррективы в предложенные формулировки в соответствии с требованиями к этому компоненту методологического аппарата:

а) материалы исследования могут быть полезны социальным педагогам, классным руководителям и воспитателям, работающим с подростками;

б) разработанные и адаптированные диагностические методики, эффективность которых экспериментально доказана, могут быть использованы социальными педагогами и классными руководителями для определения уровня самостоятельности младших подростков;

в) разработанная программа воспитания культуры поведения старших дошкольников может использоваться в ДДОУ.

Тема 3. Методы исследования, их классификация

1. Определите основные критерии классификации методов психолого-педагогического исследования, опираясь на позиции разных авторов. Заполните таблицу, пользуясь соответствующей литературой, сделайте выводы:

Методы исследования

Авторы

Основания отбора

Методологичес-

кое обоснование

Теоретические

Эмпирические

Математические

П.И. Пидкасистый

И.П. Подласый

В.И. Загвязинский

В.А. Сластенин

В.В. Краевский

2. Обоснуйте, почему исследователь не может ограничиться применением какого-либо одного метода, например наблюдения или анкетирования.

3. Укажите, какой метод сбора научной информации Вы изберете при индивидуальном изучении личности педагогически запущенного подростка.

4. Дополните логическую схему методов психолого-педагогического исследования и укажите основание для данной классификации:

Методы психолого-педагогического исследования

Эмпирические

Теоретические

. . . ?

Наблюдение

Анализ и синтез

Ранжирование

Эксперимент

Моделирование

5. Составьте примерный перечень методов, необходимых для изучения в ходе эксперимента проблем семей «группы риска». Обоснуйте свой выбор.

6. Продумайте, какие методы исследования могут быть использованы при подготовке курсовой (дипломной) работы по теме «Профилактика школьной дезадаптации младших подростков как направление социально-педагогической деятельности».

7. Покажите взаимосвязь методологии, методов и методик исследования.

8. Назовите метод психолого-педагогического исследования, конкретизацией которого являются следующие методики:

а) «Фантастический выбор» («Приплыла к тебе золотая рыбка и пообещала выполнить три заветных желания…»);

б) «Оцените качества характера вашего товарища»:

1. Настойчивый

54321

Ненастойчивый

2. Самостоятельный

54321

Несамостоятельный

3. Аккуратный

54321

Небрежный

4. Организованный

54321

Неорганизованный

5. Трудолюбивый

54321

Ленивый и т.д.

9. Объясните, с какой целью организуется изучение социально-педагогической практики в процессе исследования.

10. Объясните, в чем суть анализа и обобщения передового опыта в отличие от его описания в ходе исследования.

Тема 4. Логика психолого-педагогического исследования

1. Заполните таблицу «Этапы педагогического исследования», проанализируйте позиции разных авторов по вопросу соотношения уровня (эмпирического и теоретического) и этапа исследования; сделайте вывод об основаниях различных подходов к логике исследования.[2], [7], [13], [19], [20].

Этапы

Авторы

В.И. Журавлев

Э.И.Моносзон

В.И. Смирнов

В.В. Краевский

В.А. Сластенин

1 этап

и т.д.

2. Назовите основные стадии педагогического исследования, сформулируйте их цели. Укажите, на какой стадии находитесь Вы в процессе работы над темой своего исследования.

3. Распределите следующие действия в соответствии с логикой по этапам

исследования:

а) выработка практических рекомендаций;

б) организация и проведение преобразующего эксперимента;

в) построение гипотезы исследования, которую предстоит доказать;

г) общее ознакомление с проблемой исследования, обоснование ее актуальности, формулирование целей;

д) выбор методологии — исходной концепции, опорных теоретических положений;

е) выбор методов исследования; проведение констатирующего эксперимента;

ж) анализ, интерпретация и оформление результатов исследования.

  1. Объясните, какую роль в процессе планирования исследования играет выделение его логических этапов (стадий).

5. Определите основные этапы выполнения исследования по теме «Профилактика школьной дезадаптации младших подростков как направление социально-педагогической деятельности».

Тема 5. Эмпирические методы исследования

1. Установите и обоснуйте правильное соответствие эмпирических методов (левый столбик таблицы) и различных объектов изучения (правый столбик), наилучшим образом исследуемых данными методами:

Методы исследования

Объекты изучения

1. Анкетирование

1. Индивидуальные особенности сознания

2.Изучение документов

2. Межличностные отношения

3. Интервьюирование

3. Факты сознания (мнения, интересы и т.п.)

4. Наблюдение

4. Причинно-следственные связи

5. Тестирование

5. Протоколы, отчеты, письма

6. Социометрия

6. Факты поведения людей

7. Эксперимент

7. Ценностные ориентации и установки

2. Укажите, какие из приведенных ниже наблюдений можно отнести к методу научного исследования:

а) воспитатель ведет наблюдение за соблюдением дошкольниками культуры поведения во время разнообразных сюжетно-ролевых игр;

б) дежурный педагог наблюдает за соблюдением порядка в столовой;

в) педагог ведет наблюдение за проявлением у младших подростков самостоятельности и инициативы в учебно-воспитательном процессе школы;

г) социальный педагог наблюдает за разрешением конфликта между подростком и учителем математики.

Ответ обоснуйте, назвав черты, характерные для научного наблюдения.

3. Составьте план проведения наблюдения по теме вашего исследования, определите способы регистрации наблюдаемых явлений.

4. Подготовьте анкету для младших школьников «Мои интересы», опираясь на требования к составлению анкет; используйте различные виды вопросов.

5. Социальный педагог — исследователь просит учащихся экспериментального класса развернуто ответить на следующие вопросы:

1) Чем ты любишь заниматься во внеурочное время?

2) Любишь ли ты читать? Если «да», то какие книги, о чем?

3) Есть ли у тебя любимый учебный предмет? Какой?

4) В каких кружках, секциях ты занимаешься?

5) Чем бы ты хотел заниматься в жизни?

6) Любишь ли ты учиться?

7) Какие виды деятельности предпочитаешь на уроках?

8) О чем бы ты хотел узнать поподробнее?

Укажите, что, по вашему мнению, находится в центре внимания исследователя.

6. Назовите отличия беседы как метода исследования от интервью, анкетирования и тестирования.

7. Из представленных ниже пунктов выделите беседу как метод научно-педагогического исследования:

а) беседа классного руководителя о воспитании детей в семье;

б) беседа учителя с опоздавшими на урок учениками;

в) беседа педагога с подростками о правилах поведения в общественных местах;

г) беседа с учителем, в процессе которой выявляются эффективные приемы стимулирования школьников к изучаемому материалу.

8. Сформулируйте вопросы для исследовательской беседы с родителями «трудных» подростков с целью выявления возможности воспитательного взаимодействия с социальным педагогом.

9. Смоделируйте проведение исследовательской беседы по проблеме Вашего исследования. Проведите ее и проанализируйте результаты.

10. Сравните анкетирование и интервьюирование как методы исследования; укажите, в каких случаях интервьюирование предпочтительнее анкетирования.

11. Дайте определение теста и назовите трудности тестирования как метода исследования.

12. Объясните, правильно ли поступил исследователь в следующей ситуации. При проведении теста «Рисунок семьи» педагог зачитал инструкцию: «Нарисуй, пожалуйста, свою семью» (не объясняя, что значит слово «семья». Время не ограничено).

Последующую просьбу ребенка индивидуально прокомментировать слово «семья» исследователь не удовлетворил.

13. Укажите, каким образом соотносятся между собой характеристики валидности и надежности тестов в психолого-педагогическим исследовании.

14. Назовите методы, которые вы сочтете возможными и целесообразными использовать для получения необходимой информации при изучении в ходе исследования микроклимата в детской группе, самочувствия каждого из ее членов, отношения детей друг к другу. Обоснуйте свой выбор и охарактеризуйте условия применения.

15. Укажите, в чем особенности проведения социометрического исследования с детьми дошкольного возраста.

16. Объясните, в чем проявляется комплексный характер педагогического эксперимента по сравнению с другими методами исследования.

17. Назовите общую цель любого педагогического эксперимента.

18. Для проведения первичной диагностики конкретного свойства / качества личности (например, самостоятельность, готовность к определенной деятельности, коллективизм, ответственность и пр. — на выбор) выделите критерии, показатели и уровни сформированности выбранного качества / свойства личности и дайте качественную характеристику каждому выделенному показателю по всем уровням.

19. Заполните таблицу, указав (+,-) наличие или отсутствие означенного признака. Объясните свое решение.

Метод

Предоставляется возможность

Организация

процесса

Изменение условий

Постановка гипотезы

Наблюдение

Естественный эксперимент

Лабораторный эксперимент

20. Объясните, что значит репрезентативность выборки для педагогического эксперимента и как ее следует определять.

21. Объясните, в чем состоит взаимосвязь наблюдения и эксперимента.

22. Выскажете и аргументируйте свое мнение по следующему вопросу: что важнее в эксперименте — достаточно объемная, подробно разработанная методика или обеспечение условий реализации предлагаемой экспериментатором программы преобразования предмета исследования?

23. Продумайте и предложите программу констатирующего и формирующего этапов эксперимента в исследовании по теме «Воспитание дисциплинированности подростков как нравственного качества в условиях загородного лагеря».

24. Разработайте общий план проведения эксперимента в рамках исследования по теме «Профилактика школьной дезадаптации младших подростков как направление социально-педагогической деятельности» и представьте его в виде таблицы:

Этап

Время

Задачи

Методы

Подготовительный

Основной

Заключительный

Тема 6. Теоретические методы исследования

1. Обоснуйте отнесение метода анализа литературы и других источников к группе теоретических методов исследования.

2. Назовите основные способы фиксации содержания прочитанного; укажите, каким из них Вы преимущественно пользуетесь и почему.

3. Представьте базовые и периферийные понятия по теме «Профилактика школьной дезадаптации младших подростков как направление социально-педагогической деятельности», а также по теме Вашего исследования; покажите их взаимосвязи.

4. Определите основание для сравнения различных подходов к толкованию термина «социальное воспитание». Проведите сравнение различных точек зрения в соответствии с требованиями к данному методу, сделайте выводы.

5. Укажите, в чем состоит сходство и различие анализа литературы по теме исследования и метода теоретического анализа. Проиллюстрируйте ответ примерами из собственной исследовательской практики.

6. Ознакомьтесь с таблицей, представленной в исследовании; назовите метод, на основании которого она составлена, дайте ему характеристику:

№п/п

Уровни сформированности самостоятельности

1-й уровень

2-й уровень

3-й уровень

1

Евгений Б.

Александр А.

Александр В.

2

Екатерина Д.

Игорь Б.

Руслан И.

3

Василий Е.

Анна Д.

Евгения М.

4

Светлана К.

Дмитрий С.

5

Алексей С.

7. Дайте определение и объясните связь методов абстрагирования, идеализации и моделирования.

8. Проанализируйте следующее суждение и ответьте, справедливо ли исключать моделирование из группы теоретических методов. Обоснуйте свою точку зрения.

«В теоретическом исследовании проводится «мысленный эксперимент», когда идеализированный объект исследования (точнее — умственный образ) ставится в различные условия (также мысленные) и анализируется его возможное поведение путем логических рассуждений.

Метод моделирования отличен как от теоретического метода, дающего обобщенное, абстрагированное знание, так и от эмпирического. При моделировании исследователь пользуется методом аналогий, умозаключением «от частного к частному», тогда как экспериментатор работает с помощью методов индукции (математическая статистика является современным вариантом индуктивного вывода).

Теоретик пользуется правилами дедуктивного умозаключения, разработанными еще Аристотелем.

Для исследователя, применяющего моделирование, модель — аналог объекта. Моделирование используется тогда, когда невозможно провести «экспериментальное исследование объекта» (Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. М., 1997. С.51-70).

9. Ознакомьтесь со следующим материалом и сделайте вывод о том, каким методом пользовался исследователь.

«Обращение к работам философов экзистенциального направления (Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, Ж.П. Сартр, Л. Шестов, Г.Г. Шпет, К. Ясперс), представителей гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм) и гуманной, личностно-ориенторованной педагогики (М.Н. Берулава, Э.Н. Гусинский, Л.Н. Куликова, Ю.И. Турчанинова) позволило нам сделать вывод о том, что на базе таких концепций развивался тип миропонимания, рассматривающий личность как целостную, уникальную экзистенциальную сущность…» (Глазкова Т.В. Педагогическое сопровождение личностного развития учащихся в общеобразовательной школе: автореф. дис…. канд. пед.наук. Иркутск, 2004. С. 8).

10. Назовите теоретический метод, которым пользовался исследователь, выявляющий педагогический потенциал социума и рассматривающий в чистом виде воспитательные возможности семьи и школы, отвлекаясь от экономических условий, правовой нестабильности и пр. Обоснуйте свой ответ, опираясь на особенности метода.

11. Назовите теоретические методы, которые использует исследователь

  • при формулировке темы исследования;
  • при построении гипотезы;
  • при выборе методов ее проверки.

Тема 7. Математические методы в психолого-педагогическом исследовании

1. Охарактеризуйте особенности количественной и качественной обработки данных проведенного исследования.

2. Проведите группировку учащихся младшего звена в параллелях (по данным классного журнала) по успеваемости, по половой принадлежности, социальной принадлежности родителей и назовите метод исследования; дайте истолкование связей и зависимостей, которые обнаружатся между этими данными.

3. Дайте определение метода регистрации, обоснуйте его использование в психолого-педагогическом исследовании.

4. Дайте определение понятию «корреляции». Объясните, почему исследование, проведенное при помощи корреляционного анализа называют «пилотажным» и оно, как правило, предшествует эксперименту.

5. Соотнесите уровень шкалы с ее особенностями; приведите примеры использования метода шкалирования в психолого-педагогическом исследовании:

  • Номинальная шкала
  • Порядковая (ранговая) шкала
  • Шкала интервалов
  • Шкала отношений

а) имеет нулевую отметку (точку отсчета), позволяет определить, во сколько раз один объект больше или меньше, чем другой;

б) представляет собой наименование класса предметов; символически использует числа и другие обозначения;

в) точка отсчета относительна; имеет возможность установить равные интервалы и выявить, на сколько единиц один объект больше или меньше другого;

г) имеет возможность провести градацию по степени выраженности какого-либо признака

6. В исследовании представлена таблица «Уровни самостоятельности учащихся экспериментального класса»:

№ п/п

Имя ученика

Уровень самостоятельности

1

Евгений Б.

1

2

Екатерина Д.

1

3

Василий Е.

1

4

Светлана К.

1

5

Александр А.

2

6

Игорь Б.

2

7

Анна Д.

2

8

Александр В.

3

9

Руслан И.

3

10

Евгения М.

3

11

Дмитрий С.

3

Назовите метод, которым воспользовался исследователь, составляя таблицу; объясните смысл его использования.

7. Выявите произошедшие в ходе эксперимента изменения и сделайте выводы о сформированности у педагогически запущенных подростков основ правовой культуры, если констатирующий эксперимент и вторичная диагностика с использованием соответствующих методик показали:

Порядковый номер учащихся

1

2

3

4

5

6

7

Среднее

арифметическое

Кол-во баллов при 1-м замере

12

15

10

16

8

18

14

Кол-во баллов при 2-м замере

12

18

16

18

11

18

10

Изменения

8. Подумайте, возможно ли использование математических методов при подготовке исследования по теме «Профилактика школьной дезадаптации младших подростков как направление социально-педагогической деятельности». Обоснуйте свои соображения.

Тема 8. Оформление результатов исследования

1. Определите недостающие компоненты типовой структуры введения курсовой и дипломной работы; объясните необходимость их использования:

а) обоснование актуальности проблемы и темы исследования;

б) формулировка темы исследования;

в)…………………; г)………………….;

д) формулировка цели исследования;

е)…………………..; ж)…………………….;

з) описание теоретико-методологической основы исследования;

и)………………………; к)……………………..;

л) краткая характеристика структуры работы.

2. По одной из предложенных ниже тем напишите введение для курсовой (дипломной) работы:

  • Работа с подростками «группы риска» как одно из направлений социально-педагогической деятельности,
  • Взаимодействие детского дошкольного учреждения с семьей ребенка раннего возраста с целью его успешной социализации,
  • Воспитание ответственности у младших подростков как условие их успешной социализации,
  • Обучение структурированным навыкам конструктивного взаимодействия воспитанников детского дома как важное условие их социальной адаптации;
  • Профилактика школьной дезадаптации младших подростков как направление социально-педагогической деятельности.

3. Выразите одну и ту же мысль (например, об источниках подростковой преступности), используя научный и популярный стили изложения. Объясните, почему в исследовании используется преимущественно научный стиль.

4. Укажите, в чем, по вашему мнению, основное отличие научной статьи от методических рекомендаций.

5. Объясните, в чем суть интерпретации результатов исследования; приведите конкретные примеры, используя курсовые, дипломные работы по педагогике.

6. Объясните, с какой целью в психолого-педагогическом исследовании используются аналитические таблицы; проиллюстрируйте свой ответ конкретными примерами.

7. Определите, в чем ошибка предъявления текстового материала исследования; объясните правило использования такого рода информации в работе:

а) По мнению А.И. Санниковой, образовательный процесс, на базе которого складывается развивающее образовательное пространство, предоставляет учащимся возможность для творческой самореализации, обеспечивая им субъектность позиции.;

б) А.И. Санникова пишет, что «субъектная позиция стимулирует учащихся к определению собственных приоритетов, направлений и содержания самореализации».

8. Объясните, какие литературные источники включаются в список литературы: все, использованные автором исследования, или только те, на которые автор ссылается в тексте.

9. Найдите литературные источники по теме Вашего исследования, запишите их в соответствии с требованиями к оформлению библиографического списка:

  • 2 книги одного или нескольких авторов;
  • 1 статью из книги;
  • 3 статьи из периодического издания;
  • 1 отдельный том многотомного издания;
  • словарь / энциклопедия.

10. Оцените структуру, содержание и оформление курсовой или дипломной работы, выбранной из числа предложенных преподавателем. Напишите отзыв.

Список литературы

  1. Бережнова, Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике / Е.В. Бережнова. — М., 1999.
  2. Введение в научное исследование по педагогике / под ред. В.И. Журавлева.- М., 1987.
  3. Волков, Б.С. Методы исследований в психологии: учебно-практ. пособие / Б.С. Волков, Н.В. Волкова- М., 2002.
  4. Загвязинский, В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования / В.И. Загвязинский.- М., 1995.
  5. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атарханов. — М., 2003.
  6. Климова, Т.Е. Научно-педагогическое исследование: программа спецкурса / Т.Е. Климова. — Магнитогорск, 1998.
  7. Краевский, В.В. Общие основы педагогики / В.В. Краевский. — М., 2003.
  8. Крюкова, Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование / Е.А. Крюкова. — Волгоград, 1998.
  9. Кузнецов, И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: Методика подготовки и оформления / И.Н. Кузнецов. — М., 2004.
  10. Курсовая работа по социальной педагогике / сост. Т.П. Гаврилова. — Пермь, 2000.
  11. Методика работы социального педагога / сост. Г.С. Семенов.- М., 2003.
  12. Методология и методы педагогических исследований: учеб.-метод. комплекс курса / сост. Л.В. Пименова.- Пермь, 2000.
  13. Методы педагогических исследований / под ред. В.И. Журавлева. — М., 1972.
  14. Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 2004.
  15. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый.- М., 1996.
  16. Рассел, Б. Человеческое познание. Его сфера и границы / Б. Рассел. — М., 1997.
  17. Розенталь, Д.Э. Русская орфография и пунктуация / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб.- М., 1995.
  18. Сергеева, В.П. Теоретическая педагогика в тестах и тренинговых заданиях / В.П. Сергеева. — М., 2002.
  19. Сластенин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — М., 1998
  20. Смирнов, В.И. Общая педагогика / В.И. Смирнов. — М., 2003.
  21. Чукаев, О.В. Организация исследовательской работы студентов по педагогике / О.В. Чукаев // physics@ tspu. tula. ru

Учебное издание

Методология и методы психолого-педагогического исследования

Практикум по курсу

Для студентов специальности 031300 — «Социальная педагогика»

Составитель:

Елена Олеговна Федотова

Редактор О.В. Вязова

Компьютерный набор Е.О. Федотовой

Свидетельство о государственной аккредитации вуза

№ 0001483 от 23.04.2001

Изд. лиц. ИД № 03857 от 30.01.2001

Подписано в печать 19.08.05. Формат 60 х 90 1/16.

Бумага ксероксная. Печать на ризографе

Усл. печ. л. 1, 5. Уч.-изд. л. 1,1

Тираж 100 экз.

Редакционно-издательский отдел

Пермского государственного педагогического университета

614990, Г. Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 2, оф. 71,

тел. (3422) 386 — 312

Отпечатано на ризографе в

Пермском государственном педагогическом университете

614990, Пермь, ул. Сибирская, 24, корп. 1, оф. 11