по «Социологии»

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра «»

Контрольная работа

по «Социологии»

на тему «Социальное поведение»

Вариант № 5

Работу выполнил студент

гр. З-13МНТ-1

Гришенькова И. М.

Проверил доц.

Дергачева Е.А.

Брянск 2015

Содержание

  1. Введение…………………………………………………………………………………………3
  2. Социальные нормы и социальный контроль………………………………4
  3. Система социальных санкций…….………………………………………10
  4. Девиантное (отклоняющееся) поведение………………………………..16
  5. Заключение………………………………………………………………..20
  6. Список использованной литературы…………………………………….21

1.Введение

В повседневной жизни каждого человека нередко возникает вопрос, как правильно поступить в различных ситуациях на работе, в общественных местах, дома, в семье, или, иначе говоря, как согласовать свои поступки с интересами общества, государства, других людей. Ответ на вопрос о допустимом, желательном и должном поведении в подавляющем большинстве случаев мы получаем из сложившихся в обществе социальных норм, в которых в общей форме аккумулируется опыт многих поколений людей. Нормы – это определенные стандарты, образцы, эталоны, модели поведения участников социального общения. Без них невозможно никакое человеческое общежитие, тем более функционирование таких сложных образований, как государство, общество.

2.Социальные нормы и социальный контроль

Социальная норма – не просто абстрактное правило желаемого поведения. Она означает также и само реальное действие, которое фактически утвердилось в жизни, на практике. В этом случае действительные поступки и становятся правилом. Иными словами, социальная норма выражает не только «должное», но и «сущее» (Теория государства и права /Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М., 1997.) Социальные нормы в разной степени отражают закономерности общественного развития, но сами таковыми не являются. Объективные законы, по которым развивается история, не есть нормы. Последние привносятся в жизнь общества людьми, социальной практикой. Одни из них со временем отпадают, другие – возникают, видоизменяются, третьи – навязываются определенными классами, группами или властью. Иначе говоря, процесс становления, формирования социальных норм – фактор субъективный. Вырабатываются они людьми. Другое дело, что нужда в них диктуется объективной необходимостью. Социальные нормы обусловлены уровнем развития социально экономического строя и регулируют поведение людей в обществе, определяя должное, либо возможное поведение человека они создаются коллективами людей.

9 стр., 4337 слов

Моральные нормы и нравственное поведение в отношениях "человек ...

... социальное находятся в диалектическом единстве, взаимодействия и взаимопонимания. Человек всей плотью и кровью принадлежит природе. Поэтому изучение человека ... образа жизни. Обе ... человека как чрезвычайно пластичное существо, способным к различным общественным адаптациям. Психология, в противовес данной установке, ищет стабильное характеристики психики, которые обеспечивают постоянство поведение ...

Возникновение социальных норм и их развитие выражают тенденцию общества к самоподдержанию общественного порядка в процессе обмена материальными и духовными благами. Объекты обмена выступают в качестве тех ценностей, которые человек стремится получить, освоить, и поэтому обменные отношения приобретают нормативно-ценностный характер, а повторяющиеся, устойчивые связи возникающие в процессе обмена деятельностью, становятся привычными эталонами социального поведения. Объективный характер социальных норм определяется следующими обстоятельствами: социальные нормы возникают из объективной потребности социальных систем в саморегуляции, в поддержании стабильности и порядка;* норма возникает в процессе деятельности людей, субъективно обусловленной способом производства;* норма неотделима от отношении обмена, характер которого, также определяется способом производства и распределения. Социальные нормы – это общие правила поведения людей в обществе, обусловленные его социально-экономическим строем и являющиеся результатом их сознательно-волевой деятельности. (Э. Гидденс «Социология». — М., 1999).

Они «страхуют», предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют ее течение в нужное русло. Следовательно, несмотря на большое различие социальных норм, их общие черты следующие: это правила поведения людей в обществе, нормы носят общий характер (обращены ко всем и каждому), создаются в результате сознательно-волевой деятельности людей, их коллективов, организаций и обусловлены экономическим базисом общества.

Социализация касается прежде всего индивида. Это индивидуальный процесс. Но он протекает всегда под бдительным оком общества, окружающих его людей. Они не только обучают детей , но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения. Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он носит индивидуальный характер, а если целым коллективо- семьей, группой друзей , учреждением или социальным институтом, то приобретает общественный характер и называется социальным контролем .

Основная задача социального контроля — создание условий для

4 стр., 1685 слов

Обрядовые, регулируют поведение людей через обычаи, обряды, этикет и т. д

... на индивида внешнее давление Механизм регуляции социального поведения – это «соц принуждение», состоящее из: - внешних ограничительных правилах - и интериоризированных социальных нормах   Общество: Архаическое общ — ... сознании людей, · Дух народа выражается – в продуктах культуры (язык, мифы, обычаи, верования).   Термины: 1. язык вещь подвижная – каждый представитель оказывает ...

устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной

стабильности и в то же время для позитивных изменений. Это требует от

контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения от

социальных норм деятельности: дисфункциональные, приносящие обществу вред, и необходимые для его развития, которые следует поощрять .

Социальный прогресс в развитии общества основан на изменениях ,

инновациях, привнесениях нового, однако невозможен без сохранения старого, если это старое заслуживает быть сохраненным для потомства.

Самое важное в этом старом — нравственные законы, нормы, правила поведения, обычаи, которые составляют содержание культуры и без которых невозможна практика социальных отношений , жизнедеятельность общества . Переселяясь на другое, новое место народ переносит с собой не памятники материальной культуры , а обычаи, нормы, традиции.

Таким образом, социализация, формируя наши привычки, желания и

обычаи, является одним из основных факторов социального контроля и

установление порядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии

решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя, как действовать в

той или иной жизненной ситуации. При этом любое решение, идущее вразрез с тем, которое принимается и усваивается в ходе реализации, кажется нам

неуместным, незаконным и опасным. Именно таким путем осуществляется значительная часть внутреннего контроля личности за своим поведением.

3.Система социальных санкций

Социальные санкции — средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

К нормам относятся групповые привычки («не задирай нос перед своими», «не общайся с начальством чаще, чем со своими»), обычаи (например, гостеприимства), традиции (например, подчинение детей родителям), нравы (манеры, мораль, этикет), законы, табу (абсолютные запреты на каннибализм, детоубийство, кровосмешение и т. д.).

Обычаи, традиции, нравы, законы, табу называются иногда общими правилами. Нормы делятся также на ожидания и требования.

Социальные нормы выполняют важные функции:

регулирование общего хода социализации;

интеграция индивидов в группы, а групп в общество;

контроль отклоняющегося (девиантного) поведения;

образец поведения.

Социальные нормы различаются масштабом. Одни нормы возникают и существуют только в малых группах — компании друзей, рабочие коллективы, семьи, спортивные команды. Другие нормы возникают и существуют в больших группах или в обществе в целом и называются “общими правилами“, а не “групповыми привычками“. К “общим правилам“ относятся обычаи, традиции, нравы, законы, этикет, манеры поведения, которые присущи определенной социальной группе.

Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго соблюдается их исполнение. За нарушение одних норм следует очень слабое наказание — неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм следуют очень сильные санкции — изгнание из страны, смертная казнь, тюремное заключение. Строже всего карается нарушение табу и юридических законов (например, убийство человека, разглашение государственной тайны), мягче всего — отдельные виды групповых привычек, в частности семейные (например, отказ выключать свет или закрывать входную дверь).

Однако существуют групповые привычки, которые ценятся очень высоко и за нарушение которых следуют строгие санкции.

Как же нормы помогают сохранению общества? Нужно запомнить, что нормы оформляют обязанности одного лица по отношению к другим. Запрещая индивидам присваивать чужие вещи, убивать людей, клеветать и завидовать, нормы ставят их в определенные отношения с членами групп, с правящим классом, соседями. Нормы — это еще и ожидания. Если человек соблюдает нормы, он должен вести себя в соответствии с ожиданиями других. При нарушении этого правила возникает хаос. Если пешеходы переходят улицу, не обращая внимания на светофор, уличное движение становится беспорядочным.

Почему общество строго следит за тем, чтобы все люди соблюдали нормы?

Нормы — стражники ценностей. Например, с древнейших времен высоко ценились честь и достоинство семьи потому, что семья — основная ячейка общества и заботиться о ней общество обязано в первую очередь. Если мужчина может защитить честь и жизнь своих домочадцев, его статус повышается. Если не может — он теряет свой статус. В традиционном обществе мужчина, способный охранять семью, автоматически становится ее главой. Жена, дети играют вторые, третьи роли. Не возникает споров о том, кто главнее, умнее, изобретательнее, поэтому семьи — крепкие, единые в социально-психологическом отношении. В современном обществе мужчина в семье не имеет возможности продемонстрировать свои лидирующие функции. Вот почему семьи в настоящее время так нестабильны и конфликтны.

Санкции — охранники норм. Социальные санкции — разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, и наказаний за отклонение от них (т. е. девиантность).

Формальные Санкции

Позитивные санкции

Негативные санкции

Ф.+

Ф–

Неформальные санкции

НФ+

НФ–

Рис.1 Типы социальных санкций.

Различаются четыре типа санкций:

Формальные позитивные санкции — публичное одобрение со стороны официальных организаций, оформленное документами с подписями и печатями. К ним относятся, например, награждение орденами, званиями, премиями, допуск к высоким должностям и т. п.

Неформальные позитивные санкции — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: комплимент, улыбка, слава, аплодисменты и т. д.

Формальные негативные санкции – наказания, предусмотренные законами, инструкциями, указами и прочее. Это арест, заключение в тюрьме, отлучение от церкви, штраф и т. д.

Неформальные негативные санкции — наказания, не предусмотренные законами — издевка, порицание, нотация, пренебрежение, распускание слухов, фельетон в газете, клевета и т. п.

Нормы и санкции соединены в одно целое. Если у какой-то нормы отсутствует сопровождающая ее санкция, то она теряет свою регулирующую функцию. Скажем, в XIX в. в странах Западной Европы нормой считалось рождение детей в законном браке. Незаконнорожденные исключались из наследования имущества родителей, они не могли заключить достойные браки, ими пренебрегали в повседневном общении. Постепенно общество по мере осовременивания исключало санкции за нарушение данной нормы, смягчалось общественное мнение. В итоге норма перестала существовать.

3.Девиантное поведение

Оценка любого поведения подразумевает его сравнение с какой-то нормой. Нестандартное, отклоняющееся от нормы поведение часто называют девиантным.

Девиантное поведение подразделяется на две группы:

1.Поведение, отклоняющееся от нормы психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии, эту группу составляют лица: астеники, шизойды, эпилептойды и лица с акцентуированным характером.

2.Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляется, в разных формах социальной патологии – пьянство, наркомания, проституция и пр. Это поведение выражается в форме проступков или преступлений. К основным субъектам девиантного поведения можно отнести лиц, страдающих определенными формами психической патологией и склонных на этой основе к аморальному поведению, попыткам членовредительства и самоубийствам.

Существуют общие причины девиантного поведения для всех групп «риска»:

1. Социальное неравенство. Это находит выражение в низком, подчас нищенском уровне жизни большей части населения, в первую очередь молодежи; в расслоении общества на богатых и бедных; безработица, инфляция, коррупция и т.д.

2. Морально-этический фактор девиантного поведения выражается в низком морально-нравственном уровне общества, бездуховности, психологии вещизма и отчуждении личности. Жизнь общества с рыночной экономикой напоминает базар, на котором все продается и все покупается, торговля рабочей силой и телом является рядовым событием. Деградация и падение нравов находят свое выражение в массовой алкоголизации, бродяжничестве, распространении наркомании, «продажной любви», взрыве насилия и правонарушениях.

3. Окружающая среда, которая нейтрально-благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты в большинстве своем выходцы из неблагополучных семей.

Неблагоприятные условия жизни и воспитания в семье, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружающими и возникающие на этой основе конфликты, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования.

Суицид – это сознательное лишение себя жизни или попытка к самоубийству. Суицидальное поведение — это само разрушительное поведение, к которому кроме того, можно отнести и такие формы девиантного поведения, как злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, упорное нежелание лечиться, управление транспортом в нетрезвом виде, самоистязание, сознательное участие в драках и войнах. Одной из форм антисоциального поведения, которое направлено против интересов общества в целом или личных интересов граждан, является правонарушение.

Основные факторы социального контроля за девиантным поведением:

Методы и средства социального контроля должны быть адекватны конкретным видам девиантного поведения. Основным средством социального контроля должно стать удовлетворение различных потребностей и интересов лиц, склонных к «ненормальному» поведению. Так, научное, техническое и другие виды творчества могут служить серьезной альтернативой разным формам противоправного и аморального поведения. Существенное сужение репрессивных мер воздействия. Лишение свободы приводит личность к социальной и нравственной деградации и может использоваться лишь как крайняя мера воздействия. Создание гибкой и разветвленной системы социальной помощи, включающие государственные, общественные, благотворительные и иные структурные звенья.

Нравственное вознаграждение и духовное развитие граждан на принципах общечеловеческой морали и духовных ценностей, свободы совести и слова, индивидуального поиска смысла жизни (кризис духа или утрата смысла жизни – важный фактор девиантного поведения).

Создание »институтов согласия» и «институтов посредничества», которые бы принимали на себя функции уголовного и административного право применения сообразно тяжести проступка или преступления, личности правонарушителя, условиям совершения противоправного деяния.

Жёсткий контроль за потоком видеозаписей, содержащих сцены насилия, жестокости и натурального секса. Ориентация молодежи на «изделия» черного рынка, где проповедуется культ насилия и примитивный секс, формирует криминальные установки и ущербное самосознание.

Подготовка и переподготовка кадров, которые были бы способны работать с представителями «социального дна»: работников правоохранительных органов, особенно специализирующихся на работе с молодыми правонарушителями в местах лишения свободы; социальных педагогов и социальных психологов; врачей-наркологов и социальных работников – всех тех, кто уже сегодня работает в контактной зоне с девиантами.

Заключение

Социальные нормы регулируют не всякие, а наиболее типичные, массовые отношения. Случайные связи, поступки, действия не могут отразиться в норме. Норма – это всегда стереотип, основанный как на внутренних побуждениях, так и на внешних детерминантах. Кризисное состояние нашего общества требует последовательного соблюдения всех социальных норм, и особенно таких, как правовые, нравственные, политические. Ибо именно отступление от них, т.е. от веками выработанных основ бытия, явилось в конечном счете одной из причин возникших трудностей. Были отброшены те приоритеты и ориентиры, которых придерживается весь мир. Попытки обойти столбовую дорогу цивилизации, найти свой собственный путь окончились неудачей и дорого обошлись обществу, поверившему в ложные цели. Юристы имеют дело прежде всего с правовыми нормами, которые представляют для них непосредственный профессиональный интерес. Но они постоянно соотносят их с другими социальными регуляторами, так как все нормы тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Следовательно, о специфике правовых норм нельзя судить без выяснения их места и роли в общей массе социальных ориентиров. Итак, действуя в системе социального нормативного регулирования, юридические нормы являются только одним из элементов этой системы. В условиях правового общества, демократического государства гармоническое взаимодействие права с иными социальными нормами – необходимое условие его эффективности.

Список литературы

1. Корельский, В.М. Теория государства и права. / В.М. Корельский, В.Д. Перевалов. – М.: Дрофа 1997. 109 с.

2. Гидденс, Э. Социология: Учебное пособие. / Э. Гидденс. – М.: Восток,

1999. — 256 с.

3. Кравченко, А.И Основы социологии и политологии: Учебное пособие / А.И. Кравченко. – М.: Просвещение, 2000. – 183 с.

4. Фролов, С.С. Социология: Учебное пособие / С.С Фролов. – М.: Проспект, 1998. – 272 с.

5.Капитонов, Э.А. Социология ХХ века: Ученое пособие / Э.А. Капитонов. —

Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. — 252 с.