СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ 8

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Программа дисциплины

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

1. Цель курса

Цель курса — освоение студентами знаний в области специальной (дизонтогенетической) психологии, теоретическая подготовка студентов к будущей профессиональной деятельности с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, инвалидами по слуху, зрению, лицами с нарушениями интеллекта, речевыми нарушениями, поражениями опорно-двигательного аппарата.

2. Задачи курса

  • Сформировать у студентов интерес к проблемам специальной психологии, основанный на личностно-ориентированной аксиологической концепции отношения к инвалидам и лицам с отклонениями в состоянии здоровья;
  • обеспечить освоение студентами знаний в области специальной психологии;

— сформировать у студентов стремление к самостоятельной научно-исследовательской деятельности.

3. Место курса в профессиональной подготовке выпускника

Современный уровень развития педагогики показывает, что эффективный процесс воспитания и обучения детей с отклонениями в психическом развитии невозможен без знания закономерностей психического развития групп аномальных детей, специфических особенностей каждой конкретной группы ано­малий. Таким образом, изучение дисциплины «Специальная психология» поможет выпускнику лучше понять ребенка и найти подход, как к группе детей, имеющих нарушения в развитии, так и к каждому конкретному ребенку.

4. Требования к уровню освоения содержания курса

В результате изучения дисциплины «Специальная психология» студенты должны

Знать:

  • предмет, задачи и методы, используемые в специальной психологии;
  • особенности развития, обучения и воспитания личности человека с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов;

— классификации лиц, имеющих нарушения психофизического развития;

12 стр., 5873 слов

Методические рекомендации по курсу медицинской психологии для ...

Иванова. Методические рекомендации по курсу психологии для студентов медицинских вузов / Сост. проф. В.В.Деларю -3-е изд., доп. и перераб.- Волгоград, ... депрессивными проявлениями и суицидальными попытками (в т.ч. и завершенными), затяжных невротических состояний или патологических развитий личности. Если ятрогения - это, собственно, неблагоприятные изменения психики больного, развивающиеся в ...

— особенности системы обучения и воспитания лиц с нарушениями психофизического развития в нашей стране и за рубежом.

Уметь:

  • формировать задачи, подбирать соответствующие средства и методы решения этих задач для успешного контакта с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, инвалидами и их семьями;
  • формулировать задачи, подбирать средства и методы для интеллектуального, эмоционально-волевого и личностного развития лиц с отклонениями в состоянии здоровья и инвалидов, их социализации в процессе занятий адаптив­ной физической культурой, используя при этом свои психологические знания;
  • уметь проводить научно-исследовательскую работу; подбирать необходимые методики для выявления особенностей развития каждого отдельного члена группы и группы в целом; собирать и анализировать полученные науч­ные данные, формулировать выводы.

II. Содержание курса

1. Разделы курса

Часть I. Введение в специальную психологию.

Раздел 1.1. Предмет, задачи и методы специальной психологии.

Раздел 1.2. Классификация психического дизонтогенеза.

Раздел 1.3. Основные понятия специальной психологии.

Раздел 1.4. Общие и частные закономерности аномального развития.

Раздел 1.5. Характеристики аномального развития.

Раздел 1.6. Проблема депривации.

Раздел 1.7. Психотерапия как метод работы.

Раздел 1.8. Психология семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.

Часть П. Особенности психического развития лиц с нарушениями психофизического развития.

Раздел 2.1. Дефицитарный дизонтогенез. Общие понятия.

Раздел 2.2. Закономерности психического развития слепых и слабовидя­щих.

Раздел 2.3. Деятельность при глубоких нарушениях зрения.

Раздел 2.4. Развитие познавательных процессов при слепоте и слабовидении.

Раздел 2.5. Общая характеристика детей со слуховой депривацией.

Раздел 2.6. Психолого-медико-педагогическая характеристика детского церебрального паралича.

Раздел 2.7. Общая характеристика умственной отсталости.

Раздел 2.8. Развитие познавательных процессов при умственной отсталости.

Раздел 2.9. Характеристика детей с задержкой психического развития.

Раздел 2.10. Ранний детский аутизм.

Раздел 2.11. Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушения развития.

2. Темы и краткое содержание

ЧАСТЬ I. ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНУЮ ПСИХОЛОГИЮ (всего 32 часа: 16 — лекций, 16 — семинарских занятий)

8 стр., 3623 слов

Раздел 2. Социальная психология

... ответов   Промежуточная аттестация (тестирование) Специальность 31.02.01 Лечебное дело Раздел 2. Социальная психология Внимательно прочитайте задание. Выберите один вариант ответа. Задание № 1. ... -оценочных материалов позволяет оценить освоение следующих знаний: - основные задачи и методы психологии; - психические процессы и состояния; - структуру личности; - пути социальной адаптации ...

Раздел 1.1. Предмет, задачи и методы специальной психологии (всего 2 часа: 2 часа лекций)

Характеристика объекта специальной психологии. Понятие об аномальном ребенке и аномальном развитии. Причины, определяющие отклонения в психическом развитии. Связь специальной психологии с другими науками. Становление и развитие специальной психологии. Взаимосвязь общей и специ­альной психологии. Проблемы, связанные с выделением тифло-, сурдо- и олигофренопсихологии из общей психологической науки.

Основные методы специальной психологии: наблюдение, эксперимент, беседа, опрос, тестирование и др.

Специфика использования методов, диагностических и обучающих методик в специальной психологии.

Раздел 1.2. Классификация психического дизонтогенеза (всего 2 часа: 2 часа лекций)

Классификация В.В. Лебединского:

  • общее стойкое недоразвитие;
  • задержанное развитие;
  • поврежденное развитие;
  • дефицитарное развитие;
  • искаженное развитие;
  • дисгармоничное развитие.

Классификация МКБ-10.

Раздел 1.3. Основные понятия специальной психологии

(всего 4 часа: 2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий)

Понятие о дефекте и его структуре. Первичный и вторичный дефект.

Врожденные и приобретенные аномалии. Комбинированный (сочетанный) дефект. Учение Л.С. Выготского об аномальном развитии. Понятие о хроногенности в структуре аномального развития.

Компенсация и ее физиологические основы. Особенности функциональных состояний ВНД при сенсорных и интеллектуальных нарушениях. Бисоциальная природа компенсаторного приспособления. Понятие о коррекции вто­ричных отклонений при различных нарушениях.

Понятия адаптации. Виды и типы дезадаптации. Связь понятий компенсации и адаптации. Теория А. Адлера о сверхкомпенсации.

Взаимосвязь процессов коррекции и компенсации при абилитации, реабилитации и интеграции лиц с нарушениями сенсорной и интеллектуальной сферы.

Раздел 1.4. Общие и частные закономерности аномального развития

(всего 4 часа: 2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий)

Взаимосвязь первичных и вторичных отклонений в структуре дефекта, обуславливающих аномальное развитие. Соотношение биологических, социальных и аномальных факторов в психическом развитии детей с проблемами. Особенности проявления общих закономерностей в ходе аномального развития. Возникновение вторичной симптоматики при сенсорных и интеллектуальных нарушениях. Замедление темпа приема, переработки и хранения информации.

Раздел 1.5, Характеристики аномального развития

(всего 4 часа: 2 ча­са лекций, 2 часа семинарских занятий)

Проблема изучения самосознания в современной психологии. Понятие «Я-концепции». Связь «Я-концепции» и проблемы самосознания у детей, имеющих нарушения психофизического развития. 5 уровней формирования сознания (по теории А.Е. Личко).

4 стр., 1893 слов

Мини-лекция об особенностях развития речи детей раннего возраста

... ответить на вопрос: «Какое чтение лучше воспринималось и почему?»   Мини-лекция об особенностях развития речи детей раннего возраста На этапе становления речи для ребенка очень ... «Чтение сказки» Цель: показать родителям, насколько важен эмоциональный контакт с ребенком для развития его речи. Инструкция. Трем участникам предлагаются книжки со знако­мыми детскими сказками. ...

Понятия схемы тела. Образы внешнего и физического «Я» ребенка. Аутопластическая или внутренняя картина болезни. Функциональная и онтогенетическая модель внутренней картины болезни.

Раздел 1.6. Проблема депривации

(всего 4 часа: 2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий)

Понятие сенсорной депривации. Влияние сенсорной депривации на различные структурные компоненты психики.

Понятие социальной депривации, ее влияние на развитие ребенка. Возможности профилактики и коррекции негативных последствий социальной де­привации. Теория привязанности. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации.

Логотерапия В. Франкла.

Раздел 1.7. Психотерапия как метод работы

(всего 6 часов: 2 часа лекций, 4 часа семинарских занятий)

Определение понятия психотерапии. Различные формы психотерапии. Игротерапия как действенный метод работы с «особыми» детьми. Применение сказкотерапии и пескотерапии в работе с детьми, имеющими проблемы психофизическом развитии.

Раздел 1.8. Психология семьи, воспитывающей ребенка-инвалида

(всего 6 часов: 2 часа лекций, 4 часа семинарских занятий)

Понятие семьи. Функции, структура и динамика семьи. Семья как важ­ный фактор психического развития ребенка. Типы воспитания в семье. Особен­ности семьи, воспитывающей ребенка-инвалида. Нарушения жизнедеятельно­сти семьи.

ЧАСТЬ П. ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

(всего 58 часа: 28 часов лекций, 30 часов семинарских занятий)

Раздел 2.1. Дефицитарный дизонтогенез. Общие понятия (всего 2 часа: 2 часа лекций)

Общие представления о дефицитарном дизонтогенезе.

Раздел 2.2. Закономерности психического развития слепых и слабо­видящих (всего 4 часа: 2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий)

Роль зрения в жизнедеятельности человека. Влияние потери зрения на процесс познания. Нарушения в ориентировочной и коммуникативной деятельности. Количественные и качественные изменения в процессе психической дея­тельности у слепых и слабовидящих. Дефекты, сопутствующие слепоте. Поня­тия тотальной и частичной слепоты. Слабовидящие. Рано- и поздноослепшие.

Основные причины нарушения зрительного анализатора и классификация глазных заболеваний.

Ранний онтогенез в условиях слепоты. Влияние слепоты на различные структурные компоненты психики.

История развития взглядов на личность слепого. Формирование субъективной картины дефекта и отношение личности к собственному дефекту. Эмо­ционально-волевая сфера слепых.

Раздел 2.3. Деятельность при глубоких нарушениях зрения (всего 4 часа: 2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий)

Проблема активности в тифлопсихологии. Роль и значение деятельности в процессе компенсации слепоты и слабовидения. Своеобразие игровой дея­тельности в раннем онтогенезе слепого ребенка. Тифлотехнические средства в процессе учебной и трудовой деятельности лиц с нарушением зрения. Соци­ально-трудовая реабилитация инвалидов по зрению.

5 стр., 2216 слов

1. Возрастные особенности развития детей школьного возраста

... надежным средством предупреждения и коррекции отклонений в состоянии здоро­вья школьников. Особенности развития детей младшего школьного возраста, подростков и юношей Младший школьный возраст (6—11 ... в деятельности желез внутренней секреции. Дети реже болеют, пропорционально раз­виваются. Влияние различных физических упражнений на динамику возрастного развития детей:1)Силовые упраж­нения могут ...

Раздел 2.4. Развитие познавательных процессов при слепоте и слабовидении (всего 4 часа: 2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий)

Внимание. Внимание слепых в трактовке психологов различных направлений. Свойства внимания в условиях нарушения зрения. Ощущения слепых и слабовидящих. Сенсорная организация человека при дефектах зрения. Виды ощущений и их роль в жизнедеятельности слепых и слабовидящих людей.

Коррекция восприятия при нарушениях зрения.

Своеобразие мыслительных операций при нарушенном зрении. Формирование понятий у слепых и слабовидящих.

Пространственная ориентация слепых. Особенности обучения пространственной ориентировке поздноослепших.

Раздел 2.5. Общая характеристика детей со слуховой депривацией

(всего 4 часа: 2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий)

Классификация нарушений слуха. Причины стойких нарушений слуха у детей. Различия в развитии слышащего и глухого ребенка, начиная с младенчества. Специфические средства общения глухих. Сопутствующие заболевания при глухоте и тугоухости.

Роль речи в формировании личности ребенка с дефектом слуха. Возможности и условия полноценного развития личности глухих и слабослышащих. Индивидуально-психологические особенности личности детей с дефектом слу­ха.

Раздел 2.6. Психолого-медико-педагогическая характеристика детского церебрального паралича (всего 6 часов: 4 часа лекций, 2 часа семинар­ских занятий)

Системная модель моторного контроля. Этиология и патогенез детского церебрального паралича (ДЦП).

Общая характеристика детей с ДЦП. Отличия развития в онтогенезе детей с ДЦП и нормально развивающихся детей. Основные формы ДЦП.

Особенности структуры двигательных нарушений. Характеристика речевых расстройств. Особенности познавательной деятельности детей с ДЦП.

Раздел 2.7. Общая характеристика умственной отсталости (всего 6 часов: 4 часа лекций, 2 часа семинарских занятий)

Понятие умственной отсталости. Этиология и патогенез умственной отсталости. Классификации умственной отсталости. Характеристика личности умственно отсталого ребенка. Особенности познавательной деятельности, памяти и внимания при умственной отсталости. Особенности эмоциональноволевой сферы у умственно отсталых детей. Особенности двигательного анали­затора при умственной отсталости.

Раздел 2.8. Развитие познавательных процессов при умственной от­сталости (всего 8 часов: 2 часа лекций, 6 часов семинарских занятий)

Познавательная деятельность у умственно отсталых. Характеристика общих и специфических закономерностей познавательной деятельности при нарушениях интеллекта. Особенности произвольного и непроизвольного внимания. Развитие внимания при умственной отсталости. Особенности мышления при умственной отсталости. Соотношения наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактного мышления. Соотношение речи и мышления.

Раздел 2.9. Характеристика детей с задержкой психического развития

(всего 4 часа: 2 часа лекций, 2 часа семинарских занятий)

Классификации задержек психического развития (ЗПР):

  • ЗПР конституционального происхождения;
  • ЗПР соматогенного происхождения;
  • ЗПР психогенного происхождения;
  • ЗПР церебрально-органического происхождения.

Общее состояние психических процессов у детей с ЗПР. Причины ЗПР у детей. Динамика соотношения детей с проблемами в развитии с нормально раз­вивающимися детьми.

Раздел 2.10. Ранний детский аутизм (всего 8 часов: 4 часа лекций, 4 ча­са семинарских занятий)

Понятие аутизма. Классификация нарушений при раннем детском аутиз­ме (РДА).

Причины аутизма. Клинико-психолого-педагогическая характери­стика РДА. Особенности и динамика развития при аутизме. Виды помощи лю­дям с РДА. Классификация МКБ-10. Мифы об аутизме. Методы работы с аутичными детьми.

Раздел 2.11. Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушения развития (всего 8 часов: 2 часа лекций, 6 часов семинарских заня­тий)

Нетрадиционные формы работы с аномальными детьми. Кэпхилльское движение. Интеграционное обучение детей с проблемами в развитии.

3. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

  1. Что общего во всех психологических отраслях и чем они отличаются друг от друга?
  2. Какие методы диагностики предпочтительнее использовать в работе с детьми с отклонениями в психическом развитии?
  3. Где и каким образом должна проходить экспертиза отклонений?
  4. Какая организация имеет право направлять ребенка в специальные образовательные учреждения?
  5. Компенсация психических функций, какие авторы занимались данной проблемой?
  6. Классификации нарушений психического развития. Авторы. Сходства и различия.
  7. Теория Л.С. Выготского.
  8. Теория А. Адлера.
  9. Влияние материнской депривации на психическое развитие детей-сирот с нарушениями психического развития.
  10. А. Фрейд и детский психоанализ в рамках специальной психологии.
  11. Проблема становления Я-концепции у детей с психофизическими нарушениями.
  12. Формы работы с детьми с отклонениями в развитии.
  13. Как адаптивная физическая культура может помочь психологу в его работе?
  14. Как психолог может помочь в работе учителю адаптивной физической культуры?
  15. Нужен ли психолог в команде спортсменов-инвалидов? Обоснуйте свое мнение.
  16. Какие особенности есть у семьи, воспитывающей ребенка-инвалида?
  17. Отличаются ли семьи, воспитывающие ребенка-инвалида и ребенка с ослабленным здоровьем?
  18. Как может помочь спорт и адаптивная физическая культура интегра­ции семьи, воспитывающей ребенка-инвалида, в общество?
  19. Какие личностные особенности присущи инвалидам по зрению?
  20. Какие формы двигательной активности предпочтительнее выбирать при планировании психокоррекционной работы с инвалидами по зрению?
  21. Какие особенности эмоционально-волевой сферы есть у инвалидов по зрению?
  22. Нужно ли использовать жестовую и дактильную речь в работе учите­ля и психолога с инвалидами по слуху?
  23. Какие характерологические особенности есть у инвалидов по слуху?
  24. Как формируются понятия, относящиеся к миру эмоциональных переживаний у инвалидов по слуху?
  25. Существуют ли общественные организации, которые помогают в адаптации инвалидам по слуху?
  26. Что общего есть у умственно отсталых детей и детей с задержкой психического развития?
  27. Какие особенности волевых процессов есть у детей с ЗПР?
  28. Необходимы ли занятия адаптивной физической культурой инвалиду с умственной отсталостью?
  29. Нужен ли психолог в работе специального олимпийского комитета? Обоснуйте свое мнение.
  30. Особенности трудовой деятельности инвалидов по слуху.

11.4. Примерная тематика рефератов

  1. История становления специальной психологии как самостоятельной науки.
  1. Вклад русских ученых в специальную психологию.
  1. Теория А. Адлера о сверхкомпенсации: «за» и «против».
  2. Система помощи детям с психофизическими нарушениями в нашей стране.
  3. Системы психолого-педагогической помощи ребенку с психофизическими нарушениями за рубежом.
  4. Использование психотерапевтических техник в работе с детьми с на­ рушениями психического развития.
  5. Сказкотерапия в работе с детьми с тяжелой степенью умственной отсталости.
  6. Роль семьи в воспитании ребенка с отклонениями в развитии.
  7. Особенности психологии семьи, воспитывающей ребенка-инвалида.
  8. Вальдорфская система помощи детям с отклонениями в психическом развитии.
  9. Роль учебной деятельности в умственном развитии ребенка с дефектом слуха.
  10. Специфические средства общения детей с нарушением слуха.
  11. Общение и его особенности у детей с нарушением слуха.
  12. Особенности личности у детей с нарушением слуха.
  13. Особенности внимания у детей с нарушением зрения.
  14. Психологические особенности детей с нарушением зрения.
  15. Особенности пространственной ориентировки у детей с нарушением зрения.
  16. Пескотерапия как метод работы с детьми с умственной отсталостью.
  17. Соотношение наглядно-действенного, наглядно-образного и абстрактного мышления у умственно отсталых школьников.
  18. Коррекционное значение развития эмоционально-волевых процессов у умственно отсталых.
  19. Особенности становления Я-концепции у умственно отсталых детей.
  20. Трудотерапия в работе с умственно отсталыми детьми.
  21. Особенности психического развития детей с ЗПР.
  22. Особенности развития речи у детей с нарушениями психического раз­ вития (на примере одной нозологии).
  23. Коррекция девиантного поведения методами психотерапии.

5. Примерный перечень вопросов к зачету и экзамену

1. Предмет специальной психологии и его задачи.

  1. Своеобразие методов и методических приемов, используемых в специальной психологии.
  2. Специальная психология в системе наук о человеке.
  3. Роль и значение теории Л.С. Выготского в отечественной специальной психологии.
  4. Понятие о дефекте и его структуре.
  5. Понятие дефекта и функциональной системы.
  6. Симптомы дизонтогенеза и болезни.
  7. Общие и специфические закономерности аномального развития.
  8. Понятие компенсации, ее структура.
  1. Компенсация, декомпенсация, псевдокомпенсация. Теория А. Адлера.
  2. Понятие адаптации и дезадаптации.
  3. Психология семейного воспитания ребенка с отклонениями в развитии.
  4. Понятие депривации. Ее виды, депривационный синдром.
  5. Теория В. Франкла и понятие депривации. Теория привязанности.
  6. Общая характеристика основных видов дизонтогенеза.
  7. Основные движущие силы и условия нормального и аномального раз­вития.
  8. Основные причины отклоняющегося развития.
  9. Роль зрения в развитии человека.
  10. Роль слуха в развитии человека.
  11. Общение и его значение в нормальном развитии человека.
  12. Причины слепоты и слабовидение. Классификация зрительных нару­шений.
  13. Причины глухоты. Классификация слуховых нарушений.
  14. Понятие о ЗПР. Этиология. Классификация.
  15. Общие понятия об умственной отсталости. Этиология.
  16. Классификации умственной отсталости. Сходства и различия.
  17. Развитие психомоторики умственно отсталого ребенка,
  18. Понятие о поврежденном развитии.
  19. Искаженное психическое развитие.
  20. Дисгармоническое психическое развитие,
  21. Системы работы с детьми с отклонениями в развитии: традиционные и альтернативные.
  22. Внимание и его особенности у детей с нарушениями в развитии.
  23. Воображение и его особенности у детей с нарушениями в развитии.
  24. Мышление и его особенности у детей с нарушениями в развитии.
  25. Речь и ее особенности у детей с нарушениями в развитии.
  26. Представления и их особенности у детей с нарушениями в развитии
  27. Эмоциональная сфера и ее особенности у детей с нарушениями в раз­витии.
  28. Особенности физического развития у детей с проблемами.
  1. Особенности коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.
  2. Личность ребенка с отклонениями в развитии и особенности ее фор­мирования.
  1. Особенности игровой деятельности детей с отклонениями развитии.

III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ

Наименование темы

Количество часов

Всего

Аудиторные занятия

Само­-

стоя­-

тельная

работа

Лек-

ции

Семи-

нары

1

2

3

4

5

6

Часть I. Введение в специальную психо­логию

54

16

16

22

1.

Раздел 1.1. Предмет, задачи и методы специальной психологии

4

2

2

2.

Раздел 1.2. Классификация психическо­го дизонтогенеза

2

2

3 .

Раздел 1.3. Основные понятия специальной психологии

6

2

2

2

4 .

Раздел 1.4. Общие и частные закономерности аномального развития

6

2

2

2

5 .

Раздел 1.5. Характеристики аномально­го развития

6

2

2

2

6 .

Раздел 1.6. Проблема депривации

6

2

2

2

7.

Раздел 1.7. Психотерапия как метод работы

12

2

4

6

8 .

Раздел 1.8. Психология семьи, воспитывающей ребенка-инвалида

10

2

4

4

Часть П. Особенности психического раз­вития лиц с нарушениями психофизиче­ского развития

126

28

30

68

1 .

Раздел 2.1. Дефицитарный дизонтогенез. Общие понятия

6

2

4

2 .

Раздел 2.2. Закономерности психиче­ского развития слепых и слабовидящих

8

2

2

4

3.

Раздел 2.3. Деятельность при глубоких нарушениях зрения

8

2

2

4

4

Раздел 2.4. Развитие познавательных процессов при слепоте и слабовидении

8

2

2

4

5

Раздел 2.5. Общая характеристика детей со слуховой депривацией

10

2

2

6

6

Раздел 2.6. Психолого-медико-педагогическая характеристика детско­го церебрального паралича

14

4

2

8

7

Раздел 2.7. Общая характеристика ум­ственной отсталости

14

4

2

8

8

Раздел 2.8. Развитие познавательных процессов при умственной отсталости

16

2

6

8

9

Раздел 2.9. Характеристика детей с за­держкой психического развития

10

2

2

6

10

Раздел 2.10. Ранний детский аутизм

16

4

4

8

11

Раздел 2.11. Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими наруше­ния развития

16

2

6

8

Итого

180

44

46

90

IV. Форма итогового контроля

Дисциплина (курс) преподается с 9-го по 10-ый семестр включительно, завершается экзаменом в 10-ом семестре. В 9-ом семестре предусмотрен зачет.

Третьим вопросом на экзамене является практический вопрос, где сту­дент должен показать умение владеть психодиагностическими методиками (за­дание выполняется в течение учебного года и предоставляется в письменном виде).

V. Учебно-методическое обеспечение курса

1. Рекомендуемая литература (основная)

  1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопси­ хологии. — М., 1994.

  1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. — М.: МГУ, 1985.

2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

  1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. — М.: Про­ гресс, 1996.

  1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития / Под ред. К.С. Лебединской. — М.: Педагогика, 1982.
  1. Баскакова Н.Л. Внимание школьников-олигофренов. — М., 1982.
  1. Вайзман Н.П. Психомоторика умственно отсталых детей. — М., 1997.
  2. Васерман Л.И. Методы нейропсихологической диагностики: Практическое руководство / Васерман ЛИ., Дорофеева С.А., МеерсонЯ.А. — СПб., 1997.
  3. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / Власова Т.А., Певзнер М.С.-М., 1973.
  4. Выготский Л.С. Собрание сочинений. — В 6-ти тт. — М.: Педагогика, 1983.
  5. Выготский Л.С. Основные проблемы дефектологии. — М., 1996.

9. Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. — М., 1956.

  1. Выготский Л.С. Слепой ребенок. — Собр. соч. — М., 1983. — Т. 5.
  2. Гозова А.П. Изучение психического развития аномальных детей / Гозова А.П., Кулагин Ю.А., Лубовский В.И., Петрова В.Г. — М., 1983.
  3. Детский аутизм: Хрестоматия / Сост. Шипицына Л.М. — СПб.: МУ- СиР, 1997.
  4. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М.: Просвещение, 1995.
  5. Земцова М.И. Пути компенсации слепоты. — М., 1956.
  6. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Как помочь особому ребенку / Зинкевич- Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. — СПб., 1998.
  7. Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. М.И. Земцовой. — М: Просвещение, 1967.
  8. Дети с задержкой психического развития / Под ред. В.И. Лубовского и др. — М., 1984.
  9. Иванов Е.С. Что такое умственная отсталость: Руководство для родителей / Иванов Е.С., Исаев Д.Н. — СПб.: ИСПиП МУСиР, 2000.
  10. Исаев Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста. — СПб, 1996.
  11. Кабанов М.М. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике / Кабанов М.М., Личко А.Е., Смирнов В.М. — М., 1983.
  12. Каган В.Е. Аутизм у детей. — Л.: Медицина, 1981.
  13. Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально-эмоциональные проблемы/Под науч. рук. Л.М. Шипицыной, Е.С. Иванова. — СПб., 2000.
  14. Лангмейер А.Г. Психическая депривация в детском возрасте / Лангмейер А.Г., Матейчик 3. — Прага, 1984.
  15. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1983.
  16. Литвак А.Г. Тифлопсихология. — М., 1985.
  17. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномально­ го развития детей. — М.: Педагогика, 1989.
  18. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции и действий у детей в норме и патологии. — М.: Педагогика, 1983.
  19. Матвеев В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. — М.: Медицина, 1986.
  20. Мещерякова А.И. Слепоглухонемые дети. Развитие психики в процес­се формирования поведения. — М., 1974.
  21. Морозова Г.Н. Формирование познавательных интересов у аномаль­ных детей. — М., 1969.
  22. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хрестоматия / Сост. Л.М. Шипицына. — СПб., 1997.
  23. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями движения / Под науч. рук. И.А. Смирнова. — СПб., 1995.
  24. Певзнер М.С. Дети-олигофрены. — М., 1959.
  25. Принципы отбора детей во вспомогательные школы / Под ред. Дульнева. — М., 1973.
  26. Психология глухих детей / Под ред. И.М. Соловьева и др. — М., 1971.
  27. Психолого-медико-педагогическая консультация: Методические рекомендации / Под ред. Л.М. Шипицыной. — СПб., 1999.
  28. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании — М., 1995.
  29. Розанова Т.В. Развитие памяти и мышления глухих школьников. — М., 1978.
  30. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. — М., 1979.
  31. Сверлов М.С. Пространственная ориентировка слепых. — М., 1954.
  32. Семенова К.А. Клиника и реабилитационная терапия ДЦП / Семено­ва К.А., Мастюкова Е.М. — М.: Медицина, 1972.
  33. Солнцева Л.И. Развитие компенсаторных процессов у слепых детей дошкольного возраста. — М.: Педагогика, 1990.
  34. Специальное обучение в России и Фландрии: сходства и различия / Под ред. Л.М. Шипицыной. — СПб., 1998.
  35. Спиваковская А.С. Нарушения игровой деятельности. — М.: МГУ, 1980.
  36. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. — М., 1986.
  37. Усанова О.Н. Специальная психология. — М.: МГПИ, 1990.
  38. Шванцара И. и др. Диагностика психического развития. — Прага, 1978.
  39. Шипицына Л.М. Социально трудовая реабилитация и адаптация детей с глубоким нарушением интеллекта: Методическое пособие / Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Асикритов В.Н. — СПб., 1996.
  40. Шипицына Л.М. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуаль­ном и физическом развитии / Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. — СПб, 1995.
  41. Шипицына Л.М. Детский церебральный паралич / Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. — СПб.: Дидактика Плюс, 2001. 17
  42. Шишщына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социа­лизация детей с нарушением интеллекта. — СПб.: Дидактика Плюс, 2002.
  43. Шипицына Л.М. Развитие навыков общения лиц с нарушениями ин­теллекта. — СПб., 2000.
  44. Ярмоленко А.В. Очерки психологии слепоглухих. — Л., 1961.

3. Перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диафильмов, кино- и телефильмов, мультимедиа

  1. Видеофильм «По ту сторону одиночества» -1 ч. 10 мин.
  2. Видеофильм «Сказки для родителей» — 1 ч. 10 мин.
  3. Видеофильм «Со1еg Elidyr» — 30 мин.
  4. Видеофильм «Мы учимся читать по губам» — 26 мин.
  5. Видеофильм «Маленькая страна» — 30 мин.
  6. Видеофильм о работе с детьми с девиантным поведением в спец. школе г. Шексна — 1 час.
  7. Видеофильм о работе родительского клуба в специальной (коррекционной) школе № 4 г. Санкт-Петербурга — 30 мин.
  8. Видеофильм «Знакомство» — 45 мин.
  9. Видеофильм «Родительский театр» — 45 мин.