Методы социальной психологии 3

Частная методология социальной психологии нацелена на всестороннее исследование изучаемых явлений и процессов обычно использует следующие основные методы: наблюдение, эксперимент, метод анализа документов, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности, опросы, тестирование, социометрию.

Наблюдение — наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают социально-психологические явления и процессы в различных условиях без вмешательства в их течение. Наблюдение бывает житейским и научным, включенным и невключенным.

Житейское наблюдение ограничивается регистрацией фактов, носит случайный, неорганизованный характер. Научное наблюдение является организованным, предполагает четкий план, фиксацию результатов в специальном дневнике. Включенное наблюдение предусматривает участие исследователя в деятельности, которую он изучает; в невключенном – этого не требуется.

Эксперимент — метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемых с целью создания наилучших условий для изучения конкретных социально-психологических явлений и процессов.

Эксперимент может быть лабораторным, когда он протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемых определяются инструкцией; естественным, когда изучение осуществляется в естественных условиях; констатирующим — когда изучаются лишь необходимые социально-психологические явления; формирующим — в процессе которого развиваются определенные качества испытуемых и их групп.

Метод анализа документов обычно представляет собой процесс осмысления информации о конкретных социально-психологических явлениях и процессах, которая содержится в различного рода источниках (документах, научных исследованиях, архивных материалах, научной, художественной и публицистической литературе).

Наиболее продуктивным он становится тогда, когда опирается на методику контент-анализа.

Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление  и анализ мнений о тех или иных социально-психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей или различных источников .

3 стр., 1395 слов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАТЬИ

... в). Во II главе "Психологический анализ симптомов кризиса 3 лет" излагаются материалы наблюдения, предпринятого с целью описания и анализа внешней картины течения критического ... Психологический смысл этой перестройки раскрывается как усложнение структуры составляющих личность отношений, приобретение ими опосредствованного характера. В предметной сфере активность ребенка опосредствуется социально ...

Анализ результатов деятельности — метод опосредованного изучения социально-психологических явлений по практическим результатам и предметам совместной деятельности людей, в которых воплощаются их творческие силы и способности.

Опрос — метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя.

Он бывает письменным (анкетирование), когда вопросы задаются на бумаге; устным, когда вопросы ставятся устно; и в форме интервью, во время которого устанавливается личный контакт с испытуемыми.

Анкетирование делится на прессовое, когда воп­росник публикуется в каком-либо периодическом издании, а читателям этого издания предлагается ответить на пред­лагаемые вопросы и прислать ответы в редакцию данного издания, почтовое, при котором анкеты рассылаются по почте согласно адресам подписчиков или ад­ресной книге ДЭЗ,   и раздаточное, предполагающее личную раздачу и сбор исследователем вопросов. Первый вид анкетирования наиболее дешевый, но и менее эффективный (3-5%).

Второй предполагает уже 10-25% возврата анкет. А третий является наибо­лее предпочтительным, поскольку возврат анкет в этом случае приближается к 100%.

Тестированиеметод, во время применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя.

Социометрия — метод социальной психологии используемый для диагностики взаимных симпатий и антипатий, статусно-ролевых отношений между членами группы и позволяющий выявлять: социально-психологическую структуру взаимоотношений в малых группах; конкретные позиции ее членов в структуре этих взаимоотношений; формальных и неформальных «лидеров» и «отвергнутых» членов группы; наличие и связи между микрогруппами.

Социометрия предполагает проведение опроса всех членов группы с последующей математической и статистической обработкой его результатов и построением социограммы (схемы взаимоотношений в группе).

Кроме основных социальная психология использует также дополнительные методы, к которым обычно относятся приемы и способы обработки и анализа результатов ее исследования (факторный и корреляционный анализ, различные методы моделирования, техники компьютерной обработки данных и др.).

Наконец, в социальной психологии применяются и аппаратурные методы (методики) исследований, предполагающее эффективное использование технических устройств — аппаратов, с помощью которых: а) создается определенная значимая ситуация, позволяющая выявить ту или иную характеристику исследуемого явления; б) снимаются показания о проявлении изучаемых характери­стик и в) фиксируются и частично подсчитываются резуль­таты исследования.

В современной социально-психологической диагности­ке разработано множество различных модификаций гомеостатических аппаратурных методик. Например, «Арка», «Эстакада», «Лабиринт», «Групповой ритмограф, групповой волюнтограф», «Сенсорный интег­ратор» и др. Все они предполагают решение групповой за­дачи лишь при условии взаимодействия, согласования дей­ствий членами группы, приспособления их друг к другу. Существуют также аппаратурные методики для замера реакции аудитории средств массовой информации на те или иные программы («Анализаторы программ») или для под­счета ответов в ходе автоматизированного анкетного опро­са («Полуавтоматическая анкета»).

5 стр., 2309 слов

Понятие и методология социально – психологического исследования.

... своего рода норматив социально-психологического исследования, определяет исследовательскую стратегию, а это и есть функция специальной методологии. 3. Методологические приемы – множество методик исследования, терапии, развития. Суть ... установленными фактами и гипотезами; 4) объяснение и прогнозирование фактов и явлений. Каждая из перечисленных черт имеет свою специфическую реализацию в социальной ...

Использование дан­ных методик совместно с компьютерной техникой значи­тельно повышает их эффективность [198. — С. 104].

Изучение социально-психологических явлений всегда осуществляется на основе специально разработанных программ исследования конкретных феноменов. Обычно она вклю­чает в себя следующие разделы, в которых:

1. формулируется главное направление исследования, опреде­ляются его объект и предмет, указываются це­ли и задачи ( особое внимание при этом уделяется эмпирическому определение основных понятий, используемых в исследовании и выдвижению гипотез, разработке плана-графика исследования);

2. осуществляется выбор необходимых методов и методик изучения выбранного для анализа исследования; здесь же может иметь место и первичная апробация этих методик на небольшой пробной выборке (что же касается самостоятельно разрабо­танных методик, то они, как правило, нуждаются в специальной предва­рительной апробации);

3. осуществляется сбор фактических данных, от которого зависят качество и надежность полученных выводов;

4. производится качественная и количественная обработка данных, осуществляется их интерпретация, имеет место формулирование выводов, практических рекомендаций, строится прогноз развития социально-психологических явлений на будущее.

В любом случае на заключительном этапе психолог, руководствуясь своей программой, доказывает или опровергает вы­двинутые перед исследованием гипотезы, переходит к научным обобщениям, абстрагируясь от частностей, деталей, единичных фак­тов и наблюдений.

Особенности организаци­онной стороны социально-психологического исследования (его программы), предшествующей уста­новлению социально-психологического диагноза, зависят в значительной степени от уровня изучаемых явлений (макро-, среднего, микро- и личностного), от сфе­ры, в которой наблюдается данное явление (социально-бы­товая, политическая, производственно-экономическая и т.д.), а также от условий, в которых функционирует явление и находится объект изучения (нормальные, осложненные или экстремальные).

Часто может иметь место и дополнительный этап, в ходе которого осуществляется уточнение проблемы, корректировка или смена методов или методик при неудовлетворительных результатах.

В целом наличие программы изучения сложных социально-психологических явлений позволяет достаточно обоснованно судить о компетентности его осуществления, дает возможность по­вторить его согласно изложенному в про­грамме алгоритму и проверить полученные результаты.

Методики изучения конкретных социально-психологических явлений. Многообразие и сложность социально-психологических феноменов обусловливает и наличие большого количества методик их изучения. Вместе с тем их можно классифицировать в зависимости от конкретных классов социально-психологических феноменов, которые с их помощью исследуются.

2 стр., 879 слов

Виды социально-психологических исследований

... исследование направлено на изучение ряда параметров исследуемой действительности, однофакторное - на исследование только одного явления. 2. Различия между экспериментальным и корреляционным социально-психологическими исследованиями Корреляционные и экспериментальные исследования Большинство научных исследований, ... преимущество корреляционного исследования состоит в изучении значимых переменных ...

Во-первых, различают методики изучения социальных отношений и взаимоотношений. К ним можно отнести:

—      социометрию (методика нацелена на выявление статусно-ролевых отношений в малой группе);

—     методику парных сравнений шкалы социальной дистанции Э. Богардуса;

—     опросник межличностных отношений В. Шутца — А.А.Рукавишникова (методика построена на основе теории межлич­ностных отношений, в которой делается попытка объяснить межличностное поведение индивида на основе трех потребностей: включе­ния, контроля и аффекта);

—     методику диагностики межличностных отношений Т. Лири (методика основана на изучении специфики доминирова­ния — подчинения, дружелюбия — враждебности и других восьми более частных отношений);

—     цветовой тест отношений (он предназначается для изучения эмоциональных — сознательных и бессознательных — компонентов взаимоотношений людей);

—     фотодиагностику взаимоотношений;

—     личностный ориентационный опросник В. Смекала — М. Кучера (он используется для выявления личностной, коллективисткой и деловой направленности людей); 

—     методику изучения нормативных предпочтений в группе О.И. Комиссаровой, ориентированную на выявление коммуникативных и деловых отношений;

—     методику восприятия индивидом группы В.Е. Залюбовской, позволяющую определить: а) восприятие группы как помехи; б) восприятие группы как средство достижения тех или иных целей; в) восприятие группы как самостоятельной ценности;  

—     методику изучения взаимоотношений в группе (она построена на использовании 4-х факторной шкалированной анкеты, предполагающей оценку четырех видов взаимоотношений: социальной дистанции, дружбы, альтруизма и ответственности);

—     методику изучения психологического климата в группе (она основана на применении биполярной шкалы взаимоотношений Ф. Фидлера —  Ю. Ханина);

—     методику количественной оценки групповой эмпатии (она построена на выявлении уровня переживаний членов группы в форме сопереживания, сочуствия, сострадания, сорадости, совосхищения);

—     методику изучения сплоченности группы (методика нацелена на выявление и оценку: а) опосредованности групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности;  б) ценностно-ориентационного единства группы);

—     аппаратурные методики диагностики межличностных отношений.

Во-вторых, различают методики изучения различных видов общения:

7 стр., 3220 слов

Изучение межличностных отношений с использованием методологии ...

... (ОУБ) №7 «Опросникструктуры личности» (РВД) Введение                                      В настоящей дипломной работе: «Изучениемежличностных (супружеских) отношений с использованием методологии транзактногоанализа» ...

—     методику измерения общей общительности людей И.В. Липсица (она предполагает изучение общительности с помощью специальных тестов «общительный ли Вы человек»;

—     методику измерения потребности в общении Ю. Орлова — В. Шкурина, дающую возможность шкалировать потребность людей в общении;

—     тесты М.Снайдера (данные методики позволяющие оценить в какой степени чело­век контролирует себя в общении с другими людьми);

—     методику «Q-сортировка» Х. Зелена — Д. Штока (она позволяет определить мес­то основных тенденций общения человека в реальной груп­пе: общительность, необщительность, зависимость, неза­висимость, принятие «борьбы» и «избегание борьбы»);

—     методику изучения невербальных средств общения людей, строящуюся на использовании специальных тестов на измерение характерных средств невербального общения;

—     методики «кадр за кадром», структур­но-лингвистические, описания-рисунки (они позволяют превращать целостное, объемное, подвижное, разворачивающееся во времени невербального общение в плоское, фрагментарное, застывшее явление, поддающееся доскональному изучению);

—     методику изучения уровня эффективности педагогического общения;

—     аппаратурные методики изучения компетентности в деловом общении и делового обаяния людей.

Социально-психологическая диагностика, по сути дела, явля­ется фундаментом социальной психологии.

Без нее немыслимо построение социально-психологической теории и методологии, невозможно осуществить как эффективное консультиро­вание заказчика (клиента), так эффективно воздействовать на изучаемый объект с помощью психотехнологий.

В-третьих, различают методики диагностики социальных конфликтов, включающие:

—     методику изучения конфликтного взаимодействия К. Томаса;

—     методику выявления внутриличностного конфликта Г. Келлера, позволяющую определить наличие конфликта в трех сферах: семейной, партнерской и производственной деятельности;

—     методики определения внутриличностной конфликтности, основанные на изучении ценностных ориентаций по шкале Рокича и шкале депрессии;

—     опросник определения индивидуального уровня агрессивности личности А. Баса — А. Дарки, позволяющий выявить различные формы агрессивных и враждебных реакций: физической, косвенной, вербальной агрессии, раздражительности, негативизма, обиды, зависти, подозрительности;

—     методики изучения поведения личности в конфликте (основана на методике исследования фрустрационных реакций С. Розенцвейга);

—     опросник оценки способов реагирования на конфликтные ситуации К. Томаса;

—     опросник Б. Кросби — Д. Шерера, позволяющий определить индекс психологического климата в организации;

5 стр., 2315 слов

Методики изучения личности и познавательной сферы школьника

... материальным достатком 19. Кто тот человек, словам которого Вы больше всего доверяете? __________________________________________________________ 20. Счастливы ли Вы?_____________________ 2. Изучение логического мышления учащихся старших классов ... Кто кому должен дать, чтобы денег было поровну? 3. Исследование самооценки (методика Дембо – Рубинштейн в модификации Т.М. Габриял) 1. Перед вами четыре « ...

—     методику «включенного конфликта» Ю. Баскиной, позволяющая выявить родительское отношение к ребенку у родителей из гармоничных и конфликтных семей;

—     модульную методику межличностных конфликтов, включающая базовые и дополнительные шкалы для измерения межличностных конфликтов;

—     ситуационные методы исследования конфликтов;

—     качественные методы изучения межгрупповых конфликтов;

—     аппара­турные методики моделирования конфликтов (М. Новикова и др.) [14. — С. 125 — 191].

В-четвертых, выделяют методики изучения национально-психологических особенностей людей, в которые обычно включают:

—     этнопсихологический опросник Л. Дробижевой и Г. Старовойтовой, позволяющий выявить интересы, психологические предпочтения, обряды и обычаи представителей различных народов;

—     методику выявления актуального этнопсихологического статуса личности А. Асмолова и Е. Шлягиной, дающая возможность зафиксировать степень выраженности и знака этнической идентичности личности, направленности и содержания ее авто и гетеростереотипов;

—     региональную картотеку человеческих отношений (HRAF), представляющая собой систему обощения и хранения этнопсихологических данных;.

—     методику множественной идентификации В. Петренко, предназначенная для изучения этноспецифических приоритетов представителей конкретных национальных общностей;

—     методики изучения этнических стереотипов;

—     методику шкалирования этноцентризма Д. Левинсона, ориентированная на выявление своеобразия отношения к своей этнической общности;

—     шкалу социальной дистанции Э. Богардуса, выявляющая приоритет социальных отношений у представителей этнических общностей;

—     методику «подбора черт» и «свободного описания» А. Катца и У. Брэйли, с помощью которой выявляются типичные характеристики национальной психологии;

—     методику исследования направленности интересов, ценностных ориентаций и социальных установок В. Водзимской, ориентированная на изучение энтоспецифических предпочтений;

—     этноадаптированный опросник самоотношения личности В. Столина (он позволяет охарактеризовать самоотношение представителя конкретной этнической общности как чувство в адрес собственного «я»;

—     этноадаптированную методику измерения локуса контроля Е. Бажина — Е. Голынкина, дающий возможность оценить чувство ответности, готовности к активности и переживания «я» представителя конкретной этнической общности;

—     опросник для измерения мотивации одобрения С. Марлоу, ориентированный на выявление особенностей национального поведения людей;

18 стр., 8707 слов

Специализированные психологические методики диагностики внутрисемейных отношений

... различных психологических методик, выделяя различные стороны данного типа межличностных отношений: супружеские и детско-родительские. 1. Теоретические аспекты изучения межличностных внутрисемейных отношений в психологии ... благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Современный брак основывается на совместимости современных людей как личностей. Совместная жизнь требует от супругов ...

—     алаптированный опросник для оценки мотивации к достижению цели К. Томаса, позволяющий изучить своеобразие разнообразных социально- и индивидуально-психологических качеств представителей различных этнических общностей;

—     методику выявления импульсивности-целеустремленности В. Лысенкова, с помощью которой может быть осуществлена оценка существенных для каждой нации диспозиций личности;

—     методики выявления национально-психологических особенностей людей с использованием семантического дифференциала;

—     опросный лист для руководителей многонационального коллектива В. Крысько, дающий возможность оценить знаний, умения и навыки управления межнациональными отношениями [109. — С. 281].

В-пятых, различают методики изучения семейных отношений, которые включают:

—     методику PARI Е. Шефера и Р. Делли (предназначена для изучения отноше­ний родителей, прежде всего матерей, к разным сторонам семейной жизни и выполнению своей семейной роли);

—     методику «Типовое семейное состояние» (выявляет три типа семейных отношений: неустойчивый, конструктивный и деструк­тивный);

—     опросник «Конструктивно-деструктивная семья» (ориентирован на изучение особенностей данного типа семьи;

—     методику «Нормативное сопротивление» (позволяет диагностировать состояния противодействия членов семьи друг другу);

—     тест «Кинетический рисунок семьи» Р. Бернса и С. Кауфмана (предназначен для диагностики внутрисемейных отношений с точки зрения ребенка);

—     тест-опросник удовлетворенности браком В. Столина, Т. Романовой, Г. Бутенко (предназначен для экспресс-диагностики степени удовлет­воренности — неудовлетворенности браком, а также степе­ни согласования-рассогласования браком у той или иной социальной группы);

—     методику изучения супружеских отношений в смешанных браках В. Левкович (предназначена для выявления специфики отношений между разноэтническими супругами [300].

В-шестых, существуют методики социально-психологической диагностики личности, к которым обычно относят:

—     методику выявления «осознанности жизненных целей» личности (позволяет оценить глубина и осознанность жизненных целей человека);

—     методику определения деловых и коммуникативных пред­почтений личности (исследует качества человека по 3 шкалам: коммуникатив­ных и деловых предпочтения и шкале неискренности;

3 стр., 1254 слов

32 Методики изучения эмоций

... для скрининг-диагностики при массовых исследованиях и в целях предварительной диагностики. Методика «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний», ... здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, для выявления индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций. ... Ланге проверялась с помощью методов изучения реакции внутренних органов на эмоциогенные ...

—     методику диагностирования эмоциональной направленности личности Б. Додонова (позволяет изучить 10 видов ее потребностей);

—     методики исследования мотивации достижения и аффилиациии А. Мехрабиана и М. Магомед-Эминова (применяются для диагностики мотивов стремления к успеху и мотивов избегания неудачи);

—     методики «Карта интересов» и «Дифференциально-диагностический опросник» Е. Климова (используются для исследования интересов и профессиональной ори­ентации личности);

—     методику изучения личностного дифференциала (позволяет выявить определенные характеристики личности, относящиеся к ее самосознанию и межличностным отношениям);

—     методику косвенного измерения системы самооценок (предназначена для вскрытия не вполне вербализированных или неосознаваемых особенностей самооценки);

—     методики «Кос» (используются для выявления коммуникативных и организаторских способностей личности через различные ситуации поведения);

—     методики диагностики психологической наблюдательности личности («Поведенческий порт­рет», «Список личностных черт» А. Эткинда, «Рисунок эмоций» В. Лабунской);

—     шкалу одиночества Д. Рассела, Л. Пепло и М. Фергюссона (выявляет одиночество как следствие тревожности, социальной изоляции, депрессии, скуки);

—     тест М. Люшера (позволяет понять направленность личности у или иную деятельность, ее функциональные состояния и настроения, а также наиболее устойчивые черта личности);

—     опросник САН (предназначен для оперативной оценки самочуствия, активности и настроений людей) [198. — С. 141 — 160].

В-седьмых, различают методики изучения массовидных и других социально-психологических явлений, в состав которых обычно включают:

—     методики изучения соци­альной удовлетворенности людей (основываются на учете престижа их профессий людей, уровня образования и дохода);

—     методики диагностики качества и образа жизни в обществе (основаны на анализе показателей культуры образа жизни, социального благополучия);

—     методики оценки репутации (основана на существующем в каждом обществе своеобразном разделении множества профессий, статусов, позиций и оценки их с точки зрения значимо­сти, престижа);

—     «самооценочный» метод классовой идентификации (ориентирован на выявление реального или мнимого имущественного и социально-психологического самочувствия представителей различных конфессиональных групп);

—     семи- и девятиклассные шкалы оценки социальной стратификации (основаны на применении кластерного анализа для анализа уровня дохода, тесноты связей этого показателя с перечнем профессий и уровнем образования, статусом и т.п.);

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

—     методики изучения общественного мнения и общественных настроений (строятся на выявлении отношения различных слоев общества к собы­тиям, фактам, представляющим социальный интерес, наиболее значимым для людей, для удовлетворения их потребностей в самосохранении, потреблении, общении, самовыражении и т.д.);

—     методики изучения политического лидерства (представляют собой соединение различных технологий анализа отношения общества к конкретным политическим лидерам и использования специальных тестов для выявления наиболее предпочтительных для общества их психологических характеристик);

—     методики «Профиль организационных характеристик» Р. Лайкерта и «Шкала организационных парадигм» Л. Константина (предназначены для выявления лидерст­ва, группового взаимодействия и сотрудничества, мотивации, коммуникации, процесса принятия решений в ходе управления);

—     методики изучения социально-психологического климата (позволяют выявить эмоциональный, поведенче­ский и когнитивный компонент отношений в обществе) [173; 311].