Методы формирования сознания

Выделение педагогики в науку связано с именем великого чешского педагога Я.А.Коменского (1592 – 1670).

Его труд «Великая дидактика», в котором он обосновал принцип и метод наглядного обучения, классно — урочную форму обучения, актуален и сегодня. С появлением «Великой дидактики» Коменского наука о воспитании, педагогика, начинает быстро развиваться, так как о передаче опыта подрастающим поколениям заботиться каждое общество. Чем быстрее идет общественное развитие, тем более необходимы знания о воспитании. Вместе с совершенствованием социальных и духовных отношений в обществе, совершенствуется и развивается сам человек, он обладает возможностями, позволяющими емуулучшать свои как природные, так и личностные свойства и качества.

3. Изложить общие сведения о спортивно-педагогическом образовании в Республике Беларусь. Объяснить воспитание как общественное явление и как предмет педагогики. Раскрыть роль педагогики в профессиональной подготовке тренера по виду спорта.

Образование происходит от слова «образ» в буквальном обозначении образовании образа. Под образованием понимается формирование образа личности.

Цель: передача учащиися большего объёма знаний из разных областей науки, необходимых в жизни.

Структура системы образования в РБ

1.Дошкольное воспитание(детский сад)

2.Общее среднее образование(начальная школа),основная школа(базовая, средняя)

3.Внешкольное обучение (воспитание)

4.Проффесионально-техническое образование (ПТУ)

5.Среднее специальное образование (колледж)

6.Среднее высшее образование (ВУЗ)

7.Подкотовка научных и педагогических кадров (аспирантура)

8.Повышение квалификации (переподготовка кадров)

Предметом педагогики является процесс воспитания человека. Понятие «воспитание» трактуется как функция человеческого общества передавать новым поколениям ранее накопленные ценности: знания, мораль, трудовой опыт. Воспитание возникло с возникновением общества и оно исчезнет, если общество перестанет существовать. Воспитание является социальной категорией, свойственной лишь людям. Воспитание, как передача опыта младшим поколениям, неотделимо от развития общества. Если бы культурно — исторический опыт не передавался, человечество не развивалось бы. Источники развития человека как личности находятся вне человека, его формирование происходит по «социальной программе», под влиянием общественной среды. С усложнением производства опыт увеличивается, и возникает необходимость отбирать опыт для передачи подрастающим поколениям, воспитание превращается в обязанность общества, возникают школы, появляются педагоги, идеи, как воспитывать, то есть появляются мысли о педагогике. Педагогика находится в составе философии, психологии, методики, этики, физиологии, но передовые идеи посвящены воспитанию, ее предмету. Тренер, работая с юными спортсменами, вносит существенный вклад в подготовку поколений, поэтому изучает педагогику, чтобы работать грамотно, приносить пользу.Во взаимоотношениях тренеров с юными спортсменами ведущая роль принадлежит тренеру. Важную роль играют педагогические особенности личности тренера. Высокое педагогическое мастерство тренера опирается на развитые педагогические способности — т.е. на педагогические знания, навыки и умения, и педагогический опыт тренера, что, является обязательным для успешной педагогической деятельности.

9 стр., 4341 слов

1.Педагогика как наука. Общее понятие

... общества. Исходя из такого понимания предмета педагогики, рассмотрим основные педагогические категории. Воспитание - социальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта ... и усвоения опыта. Это ядро образования - обучение. Обучение - процесс непосредственной передачи в усвоения опыта поколений во ...

4. Объяснить процесс развития и закономерности развития человека. Перечислить виды развития человека. Сделать заключение о том, как влияют факторы среды и воспитания на развитие юных спортсменов.

Развитие – это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних факторов. Процесс развития – это процесс количественных и качественных изменений в организме человека. Результат развития — становление чел. как биологического вида и как социального существа. Биологическое – это физическое развитие, а социальное – это психическое, духовное развитие. И то и другое — общее развитие. Развитие человека – сложный, длительный и противоречивый процесс. Развитие человека определяется внутренними (физиологические и психические свойства организма) и внешними (окружение человека) условиями. Развитие имеет закономерности. Кзакономерностям физ. разв. относятся: физически человек развивается быстро в молодом возрасте, а с возрастом темп замедляется; человек развивается неравномерно – в одни периоды быстрее, в другие медленно; каждый орган развивается в своем темпе, части тела развиваются неравномерно и непропорционально.К закономерностям духовного развития относятся: чем ниже возраст, тем выше темп дух. развития; процесс развития протекает неравномерно, бывают благоприятные условия для развития отдельных качеств; существуют сроки для развития отдельных качеств их называют сензитивными; по мере развития психика приобретает устойчивость, сохраняя при этом пластичность и возможность к компенсации.

Развитие личности зависит от наследственности, среды, воспитания и собственной преобразующей деятельности человека.Одним из важнейших факторов всестороннего развития человека являются физическая культура и спорт. Как показывают данные многочисленных научных исследований, дети школьного возраста, регулярно занимающиеся спортом, обычно имеют более высокий и стабильный уровень успеваемости. Именно спорт развивает в ребенке такие важные качества характера как трудолюбие, чувство коллективизма, честности, дисциплинированности, патриотизма. Спортсмены развиваются в окружении семьи, школы и спортивной команды, везде испытывают воздействие, но наиболее сильным фактором является воспитательное воздействие спортивной команды, если это окружение для спортсмена привлекательно. Инициатива, в реализации задач развития и воспитания, а также процесс самовоспитания и перевоспитания юных спортсменов принадлежит воспитателю, а также тренеру.Успешность развития и воспитания юного спортсмена во многом зависит от общего воспитания тренера и воспитателя. Должна быть способность повседневно сочетать задачи специальной спортивной подготовки и общего развития и воспитания.

10 стр., 4754 слов

"Нравственное воспитание в процессе физического воспитания студентов"

... школа в искусстве, совокупность черт, отличающих творчество группы людей; – характерная манера выполнения, например спортивных упражнений, обусловленная принадлежностью к той или иной школе, а ... обучения и т.д.). К субъективным условиям относят природные задатки, уровень развития психических процессов (ощущения, память, мышление, специализированные восприятия и т.д.); доминирующие психические ...

5. Изложить закономерности физического и психического развития человека. Объяснить влияние факторов наследственности, среды на воспитание и развитие личности.

Кзакономерностям физ. разв. относятся: физически человек развивается быстро в молодом возрасте, а с возрастом темп замедляется; человек развивается неравномерно – в одни периоды быстрее, в другие медленно; каждый орган развивается в своем темпе, части тела развиваются неравномерно и непропорционально.К закономерностям духовного развития относятся: чем ниже возраст, тем выше темп дух. развития; процесс развития протекает неравномерно, бывают  благоприятные условия для развития отдельных качеств; существуют сроки для развития отдельных качеств их называют сензитивными; по мере развития психика приобретает устойчивость, сохраняя при этом пластичность и возможность к компенсации. Развитие личности зависит от наследственности, среды, воспитания и собственной преобразующей деятельности человека.Одним из важнейших факторов всестороннего развития человека являются физическая культура и спорт. Как показывают данные многочисленных научных исследований, дети школьного возраста, регулярно занимающиеся спортом, обычно имеют более высокий и стабильный уровень успеваемости. Именно спорт развивает в ребенке такие важные качества характера как трудолюбие, чувство коллективизма, честности, дисциплинированности, патриотизма. Спортсмены развиваются в окружении семьи, школы и спортивной команды, везде испытывают воздействие, но наиболее сильным фактором является воспитательное воздействие спортивной команды, если это окружение для спортсмена привлекательно.

6. Объяснить влияние спорта на воспитание и развитие личности. Определить связь развития с возрастом. Раскрыть физические и психические возрастные особенности школьников.

Одним из важнейших факторов всестороннего развития человека являются физическая культура и спорт. Как показывают данные многочисленных научных исследований, дети школьного возраста, регулярно занимающиеся спортом, обычно имеют более высокий и стабильный уровень успеваемости. Именно спорт развивает в ребенке такие важные качества характера как трудолюбие, чувство коллективизма, честности, дисциплинированности, патриотизма. Спортсмены развиваются в окружении семьи, школы и спортивной команды, везде испытывают воздействие, но наиболее сильным фактором является воспитательное воздействие спортивной команды, если это окружение для спортсмена привлекательно. Инициатива, в реализации задач развития и воспитания, а также процесс самовоспитания и перевоспитания юных спортсменов принадлежит воспитателю, а также тренеру.Успешность развития и воспитания юного спортсмена во многом зависит от общего воспитания тренера и воспитателя. Должна быть способность повседневно сочетать задачи специальной спортивной подготовки и общего развития и воспитания.

3 стр., 1072 слов

Анализ программного обеспеченния обучения и воспитания глубоко ...

... разработки уроков, программа психолого-педагогического изучения детей-имбецилов дошкольного возраста, тематическое планирование по развитию речи, сангигиеническому и нравственному воспитанию. Как видим, и этим ... комплектованию групп по этапам обучения и воспитания, психолого-педагогическая характеристика детей каждого этапа обучения и воспитания. Даны рекомендации по организации учебно- ...

Каждому возрасту соответствует свой уровень физического и духовного развития. Существует возрастная педагогическая периодизация, которая основывается на выделении возрастных особенностей, учет которых необходим для лучшего обучения и воспитания. Младший школьный возраст – 6-7 — 9-10 лет (основы нравственного поведения закладываются именно в этом возрасте), средний шк. возр. – 10-11 – 14-15 лет (система оценочных суждений неустойчива, ее легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни, роль правильно организованного воспитания является решающей) и старший шк. возр. – 14-15 – 17-18 лет (время самоутверждения, активного осмысления будущего, взрослым следует проявлять терпимость и заинтересованность). В каждом возрасте есть проблемы, но особенно они ощущаются в среднем школьном возрасте, когда происходит переход от детства к взрослости как в физ. так и в духовном развитии. Если этот период пройдет неблагополучно, то это определит дальнейший жизненный путь человека как проблематичный. Этот возраст педагоги называют трудным. У подростков быстро растет скелет, а внутренние органы отстают, кроме этого половое созревание. Такие дети ощущают физический дискомфорт, но так как они ощущают себя взрослыми, то и желания у них как у взрослых, а реализовать эти желания в обществе еще нельзя, у подростков нет прав.

В этом и проблема. И если к подросткам относится с непониманием, то их можно перегрузить физически и психически, тогда они стремятся убегать от педагогического воздействия, что плохо сказывается на их характере и жизни, задерживает их в подростковой группе. Следует помнить, что это разделение на периоды весьма условно. Возраст календарный или школьный, а также определенного вида деятельности и уровня осознания самого себя наступает у разных детей в разное время. Это связано с половой принадлежностью (мальчики, девочки), с условиями культурно-познавательного развития, здоровьем ребенка. В последние десятилетия наблюдается явление, которое получило название акселерации, проявляющейся в том, что дети по сравнению со своими родителями, например, быстрее достигают определенного веса, роста, вступают в период физиологического созревания. Обусловлено это многими причинами: социально-экономическими условиями, ростом концентрации активных реагентов в воздухе, воде, пище и др. Проявление ускорения в развитии требует от педагогов и тренеров учета этого явления. Спортом начинают более серьезно заниматься в школьном возрасте. Учет возрастных особенностей – один из педагогических принципов, опираясь на который нужно дозировать учебную и спортивную нагрузку, выбирать формы и методы педагогического воздействия.

7. Раскрыть сущность индивидуального подхода в развитии возможностей личности. Объяснить влияние возрастных особенностей на обучение и воспитание. Привести примеры трудностей, связанных с возрастными особенностями спортсменов среднего школьного возраста.

3 стр., 1002 слов

Идеи гуманизации образования в процессе педагогической коррекции ...

... системы в вузе, направленной на педагогическую коррекцию МО, предполагает: принять концепцию образовательного процесса не как соединение обучения и воспитания, а как развитие индивидуальности, становления ... менее доступны схематическому воздействию [3], мы рассматриваем процесс педагогической коррекции МО не только как деятельность педагога, направленную на нравственное развитие личности, но и ...

Каждому возрасту соответствует свой уровень физического и духовного развития. Существует возрастная педагогическая периодизация, которая основывается на выделении возрастных особенностей, учет которых необходим для лучшего обучения и воспитания. Младший школьный возраст – 6-7 — 9-10 лет (основы нравственного поведения закладываются именно в этом возрасте), средний шк. возр. – 10-11 – 14-15 лет (система оценочных суждений неустойчива, ее легко разрушают мнения товарищей, противоречия жизни, роль правильно организованного воспитания является решающей) и старший шк. возр. – 14-15 – 17-18 лет (время самоутверждения, активного осмысления будущего, взрослым следует проявлять терпимость и заинтересованность). В каждом возрасте есть проблемы, но особенно они ощущаются в среднем школьном возрасте, когда происходит переход от детства к взрослости как в физ. так и в духовном развитии. Если этот период пройдет неблагополучно, то это определит дальнейший жизненный путь человека как проблематичный. Этот возраст педагоги называют трудным. У подростков быстро растет скелет, а внутренние органы отстают, кроме этого половое созревание. Такие дети ощущают физический дискомфорт, но так как они ощущают себя взрослыми, то и желания у них как у взрослых, а реализовать эти желания в обществе еще нельзя, у подростков нет прав.

В этом и проблема. И если к подросткам относится с непониманием, то их можно перегрузить физически и психически, тогда они стремятся убегать от педагогического воздействия, что плохо сказывается на их характере и жизни, задерживает их в подростковой группе. Следует помнить, что это разделение на периоды весьма условно. Возраст календарный или школьный, а также определенного вида деятельности и уровня осознания самого себя наступает у разных детей в разное время. Это связано с половой принадлежностью (мальчики, девочки), с условиями культурно-познавательного развития, здоровьем ребенка. В последние десятилетия наблюдается явление, которое получило название акселерации, проявляющейся в том, что дети по сравнению со своими родителями, например, быстрее достигают определенного веса, роста, вступают в период физиологического созревания. Обусловлено это многими причинами: социально-экономическими условиями, ростом концентрации активных реагентов в воздухе, воде, пище и др. Проявление ускорения в развитии требует от педагогов и тренеров учета этого явления. Спортом начинают более серьезно заниматься в школьном возрасте. Учет возрастных особенностей – один из педагогических принципов, опираясь на который нужно дозировать учебную и спортивную нагрузку, выбирать формы и методы педагогического воздействия.

8. Дать понятие педагогического процесса. Изложить структуру педагогического процесса и определить условия протекания педагогического процесса. Сделать заключение о направленности и особенностях педагогического процесса в училищах олимпийского резерва.

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие обучающего и учащегося, целью которого является передача (обучающим — педагог, тренер) и освоение (учащимся) социального опыта, необходимого для деятельности и жизни в обществе. Педагогический процесс — это целостный процесс, выполняющий и реализующий цели обучения, воспитания и образования в условиях учебно-воспитательных учреждений. В педагогическом процессе участвуют педагог, тренер (определяет цель, содержание, формы и методы воспитания, а также оценивает результаты) и обучающийся (воспитанник) (воспринимает и осознает цель совместной деятельности, воспринимает и корректирует собственным опытом информацию, активно участвует в совместной деятельности, оценивает собственные достижения). Взаимодействие субъектов (учителей и учеников) в ходе педагогического процесса проявляется в том случае, когда педагоги направлены на то, чтобы учить и воспитывать учеников, а ученики в свою очередь охотно, с желанием выполняют то, что от них требуется. С одной стороны – взрослые – директор, завучи, классные руководители, учителя, тренеры, а с другой – ученики, классы, команды. Между этими двумя сторонами должна быть взаимная активность, то есть учителя учат, а ученики отзываются и стараются учиться, и только тогда это педагогическое взаимодействие, а если наоборот, педагоги учат, а ученики не хотят, то пед. взаимодействия нет, что не способствует успешности реализации целей пед.процесса. В училищах ол. резерва. пед.проц. направлен как на подготовку спортсменов – будущих олимпийских победителей, так и на образование юных спортсменов, и сущность его в том, чтобы учащиеся сочетали учебу и спорт, так как спортсмен-неуч опасен для общества- физически развит, а духовно нет.

11 стр., 5145 слов

Как современная система отметок стимулирует учебно-познавательную ...

... социальной воспитательной среды, регулятор и контролер ее взаимодействия с каждым учеником". Такой подход к построению процесса воспитания - как активного целенаправленного формирования личности - согласуется с нашей ... где акцент делался на стимулирование различных видов активности школьников, их самостоятельной деятельности. Применялись такие методические системы, как Дальтон-план и метод проектов. ...

9. Определить цели, средства, результаты педагогического процесса. Сформулировать требования к современному тренеру-преподавателю. Сделать вывод о влиянии педагогического общения тренера на результаты воспитания.

1) Образовательная цель: формирование мотивации к учёбе; опыт практической и творческой деятельности; освоение научных знаний, умений, навыков.

2) Воспитательная цель реализуется в процессе взаимодействия преподавателя и воспитанников, и отражается в тех изменениях, которые происходят в личности учащегося, также проявляются в учебных планах, программах, формах, методов и средствах, используемых в учебно-воспитательном процессе.

3) Развивающая цель проявляется в формировании новых качеств, новых умений.

Все начинается с учителя. Учитель дает необходимые знания, воспитывает учеников, от него зависит качество подготовки подрастающих поколений. Поэтому к учителю предъявляются обществом требования: личностная зрелость, выражающаяся в принципиальной гражданской позиции и ответственности за качественное исполнение своей профессии, моральная устойчивость, психологические и педагогические качества, общая эрудиция и хорошее владение знаниями по своему предмету, а также способность преподавать, знание методики, учитель — пример для учеников, стимул. Способности учителя – организаторские, дидактические, коммуникативные, суггестивные. Эти же требования распространяются и на современного тренера. Tpенеp — теоретик и практик. А. С Макаренко говорил, что ученики простят своим учителям и строгость, и сухость, и даже придирчивость, но не простят плохого знания своего дела. Структуру знаний тренера составляют общественно-политические (составляют теоретическую основу мировоззрения тренера,), психолого-педагогические (определяют сущность профессиональной подготовки тренера, т.к. для того, чтобы управлять поведением юного спортсмена, тренеру необходимо обладать искусством проникновения во внутренний мир ребенка, что невозможно без знания педагогики и психологии личности), медико-биологические и специальные знания, биомеханики, физиологии, гигиены, врачебного контроля и лечебной физкультуры (знания в этой области позволяют ему грамотно воздействовать физическими упражнениями на различные органы и системы организма учащихся с учетом их возрастных и половых особенностей). Можно добавить веру в ученика, умение убедить ученика, что он сможет достичь спортивного результата. Тренер постоянно общается с учениками, и это общение является педагогическим, так как направлено на решение задач обучения и воспитания спортсмена. Если тренер общается на основании культуры общения, уважает, ценит, понимает своих подопечных, то это поднимает спортсменов на более высокий уровень достоинства и способствует развитию и результативности спортсменов, если же тренер груб, кричит, не уважает, то это унижает спортсмена, и он будет противодействовать, что растрачивает энергию и не способствует результату.

3 стр., 1247 слов

Методы, принципы и стили управления

... и обучения персонала, а также обоснованно принимать кадровые решения. Инструментарий социологических методов составляет анкетирование, интервьюирование, социометрический метод, метод наблюдения и т.д. 2. Принципы ... конкретными видами деятельности. В системе общих принципов управления на современном этапе основное место занимают принцип научной обоснованности управления, принцип системного подхода ...

10. Перечислить категории и понятия дидактики. Охарактеризовать этапы процесса обучения.

Дидактика – часть педагогики, разрабатывает закономерности обучения и образования т.е. наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации и достигаемых результатах. Предметом исследования дидактики является процесс преподавания и учения условий, в которых он протекает, а также результатов, к которым он приводит.

Дидактика изучает обучение в тесном единстве с воспитанием, эти два процесса неразрывны в педагогическом процессе.

Обучение — целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками. В современном понимании для обучения характерны следующие признаки: 1) двусторонний характер (совместная деятельность (педагогов и обучаемых)); 2) руководство со стороны педагога, тренера (специальная планомерная организация и управление; соответствие закономерностям возрастного развития обучающихся; управление развитием и воспитанием обучающихся). Обучение оказывает влияние на развитие интеллекта личности, а воспитание на развитие нравственных чувств, мотивов, характера.

Основные задачи дидактики – разработка научного знания чему и как учить, кого и когда, где и зачем учить. Основатель дидактики-Ян Амос Коменский. Любая педагогическая деятельность основывается на категориях дидактики. В настоящее время в спортивно-образовательных учреждениях усиливается ориентация на конечный результат — повышение уровня подготовленности занимающихся. Особое место в этом процессе занимает дидактическая культура тренера-преподавателя как важная составляющая его профессионально-педагогической культуры, позволяющая ему эффективно осуществлять профессиональную деятельность. Для решения этой задачи необходимо не только совершенствовать методику тренировочного процесса и обучения, но и выходить на уровень дидактического формирования новых педагогических технологий. Из дидактики выделяются различные дисциплины, изучающие частные методики, например, методика обучения избранному виду спорта, основы теории и методики спортивной тренировки. Эти две специальные дисциплины изучают способы формирования техники и тактики спортсменов, разрабатывают закономерности обучения спорту.

6 стр., 2535 слов

Контрольная работа. Педагогические условия развития, обучения, ...

... той или иной деятельности. Но разовьются ли задатки, станут ли они способностями — это зависит от социальных условий, обучения и воспитания, т.е. влияние наследственности всегда опосредуется обучением, воспитанием и социальными ... К ним можно отнести, например, способы вскармливания младенца и ухода за ним; методы поощрения и наказания в семье, в группах сверстников (общение, игра, спорт) и ...

11. Дать определение понятия «воспитания». Раскрыть двусторонний характер воспитания как особенности воспитательного процесса. Выявить проблемы воспитания квалифицированных спортсменов.

Воспитание — это це л енаправ л енн ый проц ес с форм и рован и я высо ки х гра жд анско — по л итич е ск и х , м о ра л ьно-нр а вств ен ных, п с их о л о гическ и х и ф из ическ их кач е ст в , привыч е к пов е д е н и я и д ействи й в соответствии с пр ед ъяв­ля е мыми о б ществом с оциальными и педагогич е ским и требов а ниями.

У понятия воспитания много значений, оно рассматривается педагогикой в разных смыслах.Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности — это вос­питание человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, рационально проявляющего свои нравственные и психологические качества, способного решать любые проблемы и преодоле­вать трудности, встречающие на его пути. В широком педагогическом смысле воспитание – это формирование заданных качеств личности учеников, их характеров, мотивов, самооценки, способностей под влиянием педагогов, т.е. специально подготовленных для этого процесса людей. Педагоги в учебных учреждения воспитывают людей, нужных и полезных обществу. Процесс воспитания носит двусторонний характер, потому что он идет в двух направлениях, от воспитателя к воспитаннику в виде воспитательных воздействий и от воспитанника к воспитателю в виде обратной связи, выражаемой в поведении воспитанников, в их отношениях ко всем сторонам жизни, понимании и исполнении предъявляемых к ним требований. Проблемы воспитания квалифицированных спортсменов заключаются в том, что результат в спорте зависит от индивидуальных особенностей личности спортсмена, от его мотивации. Со спортсменов молодежь берет пример, поэтому воспитание спортсмена – это социальная задача. Спортсмен – это чаще всего школьник среднего и старшего школьного возраста, он сочетает учебу в школе и спортивные тренировки. День его занят до отказа, он переживает постоянно состояния утомления, страха, что не добьется результата во время соревнований, стрессы. Нужно это учитывать в воспитании иначе, если перегрузить спортсмена, то как замещение в психике, может развиваться негативный характер. Так как спортсмен постоянно имеет физические нагрузки до пота, это может огрубить личность молодого человека. Тренеру необходимо владеть такими методами воспитания, чтобы побуждать его к самовоспитанию культуры поведения. Тренер должен постоянно помнить, что его задача – постоянно быть примером достойного человека человека- гражданина для юных спортсменов.

12. Дать понятие воспитательных мероприятий. Изложить технологию подготовки и проведения беседы с учащимися на физкультурно-оздоровительную тематику.

Воспитательные мероприятия – это составная часть воспитания, это вид (форма) организации и осуществления конкретной деятельности воспитанников.Задачи воспитательных мероприятий – вовлечь воспитанников в различные виды общественно полезной и личностно значимой деятельности, расширять кругозор, приучать с пользой проводить досуг, стимулировать активность. Воспитательные мероприятия должны базироваться на следующих педагогических принципах: учет возрастных и индивидуальных особенностей, опора на инициативу, добровольность, романтика, красочность, эмоциональность.  Воспитательные мероприятия необходимо заранее планировать. Планирование предполагает определение целей и задач воспитательных мероприятий, тщательную разработку хода мероприятия, распределение обязанностей по подготовке к его проведению. Беседа на этическую тему – это и метод, и форма и содержание воспитательного мероприятия. Беседа готовится путем продумывания следующих моментов: 1.Нужно продумать, как обосновать тему беседы ( нельзя просто начать беседу, нужно объяснить, почему проводится данная беседа, 2.Нужно подобрать базовый рассказ по теме беседы, в котором будет красочно изложена проблема — это будет материал для обсуждения, 3. К рассказу необходимо продумать вопросы, побуждающие к высказыванию, к обсуждению 4. Затем идет заключительное слово педагога, в котором он покажет и расскажет, как он относится к предмету беседы, охарактеризует нравственную составляющую проблемы, проявит свою человеческую педагогическую культуру. Если воспитательное мероприятие подготовить данным образом, то оно будет эффективным и заставит учеников задуматься о собственной нравственности.

5 стр., 2140 слов

процесс адаптации ребенка к обучению в школе средствами игровой деятельности.

... исследования: процесс адаптации ребенка к обучению в школе средствами игровой деятельности. Решение задач исследования предполагает использование следующих методов: теоретические (анализ литературы); эмпирические ( ... – С. 11-17. 11. Бондаревская Е. В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания гуманистического типа [Текст]// Образование в поисках человеческих смыслов / Под ред. ...

13. Перечислить основные виды воспитания и раскрыть их суть. Описать связь физического воспитания с другими видами воспитания.

1. Умственное воспитание – формирование интеллектуальной культуры, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы личности.

В процессе спортивных занятий с юными спортсменами основными задачами интеллектуального воспитания являются: овладение учащимися специальными знаниями в области теории и методики тренировки, гигиены, аутотренинга; воспитание умения объективно анализировать приобретаемый опыт тренировки, выступлений в соревнованиях; развитие познавательной активности, творческих проявлений в спортивной и бытовой деятельности.

2. Нравственное воспитание – формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учетом общественных требований и норм, прочной системы привычного, повседневного морального поведения. Этика составляет теоретическую основу нравственного воспитания.

Задача спортивно-этического воспитания заключается в конкретизации применительно к спортивной деятельности этических норм, чтобы сделать общие принципы нравственного поведения практическим руководством к действию в области спорта.

3. Эстетическое воспитание – целенаправленная и планомерная деятельность по приобщению людей к прекрасному в природе и обществе. Способствует выработке и совершенствованию в подрастающем поколении способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.

Специфические, присущие спорту методы — спортивная атрибутика, символика, ритуалы, средства наглядной агитации и пропаганды, музыкальные сопровождения, внешнее оформление мест занятий, содержание физических упражнений и т.д.

4. Трудовое воспитание – совместная деятельность воспитателей и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду.

Трудовое воспитание в спортивной школе также предусматривает: приобретение двигательных умений и навыков, имеющих прикладное значение в различных видах деятельности человека; развитие необходимого уровня развития физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости для полноценного участия в трудовых операциях и т.д.

5. Специфика физического воспитания отражена в содержании общей задачи: содействовать гармоническому развитию форм и функций организма, укреплению здоровья и творческому долголетию человека.

6. Гражданское воспитание – предполагает формирование у человека ответственного отношения к семье, к другим людям, к своему народу и Отечеству.

Гражданин должен добросовестно выполнять не только конституционные законы, но и профессиональные обязанности, вносить свой вклад в процветание страны.

14. Назвать основные принципы воспитания. Раскрыть их смысл. Доказать необходимость реализации принципов воспитания в деятельности тренера-преподавателя.

Принципы воспитания – это основные положения, на которых строится воспитание, из них исходят правила воспитания. Принципы воспитания существуют в единстве и взаимосвязи. Принцип гуманности предполагает уважение ученика, его личности. Нужно проявлять чуткость к ученику, понимать его трудности, уважать его достоинство. Иначе цели воспитания не достигнуть. Униженный ученик сам будет унижать более слабых. Принцип общественнойнаправленности воспитания предполагает ориентацию воспитания на поддержку государственного строя, органов власти, на формирование гражданских качеств учеников на основании уважения законов. Принцип опоры на положительное в ученике заключается в выявлении хорошего в ученике и опоре на это хорошее. Нет плохих учеников, есть плохие воспитатели. Даже, если ученик совершил плохой поступок, нужно воззвать к его чувству собственного достоинства и в наказании должна прослеживаться вера в ученика. Принцип индивидуального подхода гласит, что в воспитании необходимо опираться на знание индивидуальных особенностей, учитывать возраст. Лучше знать учеников – лучше воспитывать говорил К.Д.Ушинский. Принцип единства воспитательных воздействий предполагает, что ученика воспитывают учителя, тренеры, семья, общественные организации, средства массовой информации, поэтому необходима координация и согласованность этих факторов воспитания. Главный координатор – школа. Если тренер нарушает принципы воспитания, например, говорит в школу не ходить, обмануть, а на тренировку придти, потому что спорт важнее, он наносит вред личности ученика. Такой горе — тренер ставит спортсмена в затруднительную ситуацию выбора, кого же послушать, и часто толкает ученика на самовоспитание отрицательных черт характера, а это плюс одна безнравственная личность в обществе.

15. Назвать методы воспитания. Изложить специфику методов формирования сознания.

Методы воспитания – это способы взаимосвязанной деятельности воспитателя и воспитанников, направленные на решение задач воспитания. Методы воспитания разделяются на основные и вспомогательные. К методам воспитания относятся методы формирования сознания (убеждение, внушение, рассказ, диспут, беседа,), методы формирования опыта поведения (инструктаж, упражнение, метод примера),методы педагогического стимулирования (педагогическое требование (указание действовать определенным образом), соревнование, поощрение), а также методы педагогической коррекции (критика, наказание).

Методы формирования сознания

1. Убеждение – умышленное целенаправленное воздействие на сознание, волю и чувства воспитанников с целью формирования у них устойчивых убеждений, определенных норм поведения.

2. Внушение – это эмоционально окрашенное воздействие на человека с целью создания у него определенного состояние или побуждения к определенным действиям.

3. Рассказ– это монолог воспитателя, который строится как повествование, описание или разъяснение; это словесные методы, обеспечивающие сообщение и анализ информации, имеющей воспитательное содержание и значение.

4. Диспут – спор, столкнове­ние точек зрения, взглядов, мнений и оценок, отстаивание своих убеждений.

5.  Беседа– диалог воспитателя и воспитанников.

16. Назвать принципы обучения и объяснить их. Прокомментировать, почему принципы действуют в системе.

Принципы обучения — это основные положения определенного содержания, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его целями.

К принципам обучения относятся : принцип воспитывающего обучения, принцип научности, принцип систематичности и последовательности, сознательности и активности, наглядности, прочности, доступности.Принцип воспитывающего обучения предполагает, что в процессе обучения у учащихся воспитываются качества личности такие как самостоятельность, ответственность, аккуратность, дисциплинированность и др. Принцип научности обучения требует, чтобы учащимся предлагались для усвоения подлинные, достоверные, доказанные наукой знания, тогда у них сложится объективная картина мира. Принцип систематичности и последовательности обучения предполагает, что знание передается по плану, обобщается, тогда оно создает четкую картину мира. Принцип сознательности и активности требует осмысления знаний учениками, что возможно при понимании ими целей обучения и интенсивного напряжения ума, активности, самостоятельного осмысления. Принцип наглядности требует, чтобы во время передачи знаний происходило воздействие на все органы чувств, тогда усвоение их эффективно. Принцип доступности вытекает из учета закономерностей возрастного развития учеников и их уровня развития. То доступно, что соответствует уровню развития. Нужно идти от легкого к трудному, от известного к неизвестному. Принцип прочности связан с такой организацией обучения, когда над зубрежкой преобладает мышление, запоминается лучше то, что понятно, применяются методики для запоминания. Принципы обучения действуют в органическом единстве, образуя систему принципов, тогда только достигается результат обучения. Если нарушаются правила обучения, предписываемые одним принципом, то и другие тогда нарушаются. Тренеру в рамках своей работы приходится решать задачи по максимальному развитию необходимых функций и качеств, достигая тем самым максимальной результативности в избранном виде спорта, поэтому для тренера принципы: обучения являются закономерностями. Например, принцип доступности и посильности (предполагает, что обучение соответствует физическим способностям, освоение упражнения не вызывает трудностей и выполняется правильно), принцип систематичности и последовательности (требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый новый элемент учебного материала логически связывается с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового. Например, последовательное чередование исходных положений и упражнений для различных мышечных групп. Если тренировать системно и последовательно, то добьетесь больших результатов и т.д.. Умение правильно применить педагогические принципы и составить грамотный тренировочный план, а потом работать по нему систематично и последовательно – признак профессионализма тренера.

 

17. Охарактеризовать методы обучения как совместную деятельность учителя и учащихся. Объяснить условия выбора методов обучения, применяемые в сфере физической культуры и спорта.

Метод обучения – способ взаимосвязанной деятельности учителей и учеников, направленный на достижение целей и задач обучения. Методы должны обеспечивать вооружение учащихся прочными научными знаниями и умениями, формировать мировоззрение, развивать познавательный интерес. Метод сам по себе не обеспечивает полностью успеха. Важен не только хороший метод, но и мастерство его применения. Методы классифицируются. Словесные и наглядные методы обучения дают возможность организации учебно-познавательной деятельности. К словесным методам обучения относятся — учебный рассказ— используется для расширения кругозора уч-ся по изучаемой теме, формирует отношение к учебному материалу, 10-15 мин. урока. учебная лекция – устное изложение материала большого объема и высокой научности; объяснение— раскрытие сущности явлений, правил, законов; учебная беседа – разговор учителя с учениками по заранее составленному плану вопросов по теме. Наглядные методы обучения – это иллюстрация учебного материала (таблицы, плакаты, схемы), демонстрация учебного материала (опыта, упражнения, диафильма), видеометод, мультимедийные методы. Нагл.методы развивают абстрактное мышление. Для обучения спорту используются объяснение, иллюстрация и демонстрация физических упр., технических приемов, а также видеометод для изучения техники и разработки тактики спортивной борьбы. Тренер должен поставить определенную дидактическую цель и эта цель достигается при помощи имеющихся средств. В процессе формирования методов физического воспитания, широкое применение нашли игровые и соревновательные формы организации двигательной деятельности (типичные для игры и спорта).

Важно помнить, что ни один метод, каким бы он хорошим ни был, взятый в отрыве от других, не может быть единственно полноценным. Лишь совокупность методов, используемых в соответствии с методическими принципами, может обеспечить успешное выполнение комплексных задач физического воспитания.

18. Перечислить формы организации обучения. Объяснить особенности классно-урочной формы обучения.

Форма обучения – внешняя сторона организации учебно – воспитательного процесса, отражающая характер взаимосвязи процесса в единстве всех его компонентов. Известны различные формы обучения – индивидуальная, групповая (классно – урочная, лекционно – семинарская).Урок является основной формой организации обучения. Классно – урочная система была предложена и обоснована Яном Амосом Коменским, она предполагает, что учащиеся организованы в классы и посещают уроки. Особенности кл.-ур. системы: постоянный состав учащихся одного возраста и уровня подготовленности (класс), каждый класс учится в соответствии с годовым планом ( планирование обучения), учебный процесс осуществляется в виде отдельных, взаимосвязанных одна с другой частей (урок), каждый урок посвящается одному предмету (монизм), уроки чередуются (расписание) учитель руководит обучением ( педагогическое управление), применение различных видов и форм познавательной деятельности (вариативность деятельности).

Плюсыкл.-ур. сист. – экономно, простота в организации структуры обучения и управлении процессом, возможность обучать сразу многих, используется взаимообучение, коллектив учащихся имеет воспитательное значение для занятий.Минусыориентация на середняка, трудно осуществить индивидуальный подход, наличие жестких программных требований.Специфика урока физкультуры: 1) основной вид деятельности – двигательный, 2) решение 4 видов задач: образовательной, развивающей, воспитательной, оздоровительной, 3) значительная степень эмоциональной нагрузки (создает условия для выхода эмоций), 4) разный уровень двигательной подготовленности создает проблемы (у неуспевающих по ФК может формироваться комплекс), 5) соревновательная деятельность рассматривается как стимул развития и формирования коллектива, так и проблемы воспитания (неоднозначен эффект соревнований – победители и побежденные).

19. Перечислить практические методы обучения. Объяснить их. Конкретизировать их применение в учебно-тренировочном процессе.

Метод обучения – способ взаимосвязанной деятельности учителей и учеников, направленный на достижение целей и задач обучения. Практические методы обучения используют для познания действительности, формирования навыков и умений, углубления знаний. Практические методы обучения невозможно использовать без других, в частности наглядных и словесных, методов обучения. Практические методы обучения бывают следующими: метод упражнений, метод лабораторных работ, метод практических работ, метод игры и др.

Практические методы позволяют выработать умения и навыки применения знаний. К ним относятся метод упражнения— многократное повторение действий с целью овладения навыком действий (практического применения) либо повышение их качества. Этот метод обучения имеет наибольшую эффективность. Для того чтобы учащиеся хорошо овладели такими навыками и умениями, нужно правильно организовывать упражнении, соблюдая ряд требований: 1) овладение двигательным действием должно быть сознательным, 2) необходимо предупреждать появление ошибок и их закрепление в процессе многократных повторений, 3) новое двигательное действие нужно включать в систему ранее приобретенных, 4) упражнения должны быть разнообразными, правильно чередоваться и разумно распределяться во времени. Этот метод используется постоянно при обучении спорту. Есть разные упр. ( физические, технич., тактич. и др.); метод лабораторных и практических работ, основан на самостоятельном применении экспериментов и практическом выполнения действий. При обучении спортивной технике практический метод используется постоянно и состоит из объяснения, показа, проб, упражнений, контроля выполнения спортивных упр.; метод познавательных игр— это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, стимулирует познавательный процесс, например, в спорте во время тренировки имитация соревнований. В учебно — тренировочном процессе практический метод обучения один из основных, его эффективность зависит от методической подготовки и способностей тренера организовывать и разнообразить их использование. Важно помнить, что ни один метод, каким бы он хорошим ни был, взятый в отрыве от других, не может быть единственно полноценным. Лишь совокупность методов, используемых в соответствии с методическими принципами, может обеспечить успешное выполнение комплексных задач физического воспитания.

20. Перечислить типы уроков. Изложить особенности структуры комбинированного типа урока. Обосновать требования к планированию современного урока.

Типы уроков:

1.Изучение нового материала.

2.Урок закрепления знаний и формирование умений и навыков.

3.Урок обобщения и систематизации знаний.

4.Урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся.

5.Комбинированный урок.

Комбинированный урок.

Вид урока: — практикум,

— конференция,

— семинар,

— контрольная работа,

— лекция,

Цель урока: Выработка умений самостоятельного применения знаний в комплексе и перенос их в новые условия.

Структура урока.

I.Организация начала урока (2 минуты).

Заинтересовать детей, привлечь их внимание к уроку, сообщить тему и цель урока.

II.Проверка домашнего задания (3 минуты).

Определённый уровень усвоенного материала предыдущей темы и подготовка школьников к восприятию новой информации (в зависимости от формы обучения может и не присутствовать).

III.Основная часть. Изучение нового материала (20 минут).

Научное, увлекательное, доступное изложение нового материала с привлечением учащихся.

IV.Первичное закрепление знаний (5 минут).

Можно использовать специальные задания после объяснения нового материала. Провести беседу с целью выработки умений и применения знаний.

V.Подведение итогов урока (2 минуты).

Выяснить чему научились дети на уроке, что узнали нового и аргументировать оценку знаний учащихся.

VI.Информация о домашнем задании (3 минуты).

Сообщение домашнего задания и разъяснение способов его выполнения.

Чтобы подготовить урок или спортивную тренировку необходимо составить план, в котором предусмотреть цели — обучающие, воспитательные, развивающие. Продумать содержание, методы для каждого этапа урока соответственно его типу и его содержанию. Основной принцип системы физического воспитания, построения тренировочного процесса и проведения соревнований – это обеспечение оздоровительного эффекта, выражающегося в укреплении здоровья и повышении работоспособности спортсменов. В ходе тренировок и соревнований тренеры должны не только предотвращать возможные случаи нарушения здоровья спортсменов, но, прежде всего, активно использовать различные средства и методы для укрепления здоровья занимающихся. План-конспект физкультурного занятия представляет собой законченную педагогическую работу в том случае, если он разработан и оформлен в соответствии с педагогическими требованиями: дидактическими (единство воспитательных и образовательных задач, выбор рациональных форм обучения и т.д.), воспитательными (всестороннее развитие, формирование познавательных интересов, положительного отношения к учебному предмету), организационными (рациональное использование времени урока, обеспечение дисциплинированности), гигиеническими (рациональное сочетание труда и отдыха, профилактика состояний перетренированности) . Составление плана тренировки или урока зависит от мастерства и знаний учителя, тренера. При построении педагогического процесса необходимо учитывать закономерные изменения функционального состояния и работоспособности спортсменов, которые обусловлены влиянием биоритмов и ряда природных и социальных факторов.