Методика преподавания психологии 2

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Алтайский Государственный Университет»

Кафедра общей и прикладной психологии

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Для специальностей № 030301 «Психология»

№030302 «Клиническая психология»

Направления № 030300 «Психология»

Форма обучения: очная и заочная

Барнаул – 2007

Авторы – составители: к. пс. н., доцент Татьяна Викторовна Дубинина

к. пс. н., доцент Елена Леонидовна Горлова

Рецензенты: — д.с.н., зав. каф. общей и прикладной психологии, декан факультета психологии и философии Людмила Денисовна Демина;

к. пс. н., доцент каф. социальной и клинической психологии Наталья Анатольевна Лужбина.

Рассмотрено и утверждено на заседании Ученого Совета ФПФ

Протокол № ___ от « 30 » __марта__ 2007г.

Аннотация

Дисциплина «Методика преподавания психологии» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин при подготовке психологов и читается студентам факультета психологии и философии АлтГУ, обучающимся по специальностям № 030301 «Психология», № 030302 «Клиническая психология» и по направлению №030300 «Психология».

УМК определяет приоритеты в общеметодологическом и методическом подходах преподавания психологии, а также специфику построения курсов и проведения занятий в разных аудиториях, с различной целевой направленностью.

5 стр., 2129 слов

Тема «Предпосылки отделения Психологии от философии»

... «мысль») — раздел философии. Наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Функционализм –подход в психологии, сложившийся в конце ... крупнейших немецких естествоиспытателей, работавший в области физики, математики, физиологии и психологии. Около 1852 г. немецкий профессор сделал важное открытие, которое разрешило изложенное ...

Введение

Курс «Методика преподавания психологии» является общепрофессиональной дисциплиной для студентов, обучающихся по специальности № 030301 «Психология» и 030302 «Клиническая психология». Данная дисциплина преподается на четвертом курсе, общее количество часов согласно ГОС ВПО 120 часов, из них 60 — аудиторной работы (30 часов лекций и 30 часов семинарских занятий, приближенных по своему характеру к практическим); 60 – самостоятельной работы. В конце семестра предусмотрен экзамен.

Учебно-методический комплекс включает в себя рабочую учебную программу и материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации. В программном содержании представлено тематическое содержание трех основных разделов:

  1. Роль и место психологии как гуманитарной дисциплины в современном образовании.
  2. Методологические и методические основы построения психологического образования.
  3. Специфика и функции различных форм учебной работы в преподавании психологии.

  1. Рабочая учебная программа Цели и задачи

Предмет курса – специфика содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины.

Основная его цель – создавать условия для формирования системы знаний и умений, необходимых для самостоятельного построения учебных курсов, программ, планов занятий в области преподавания психологии для различных аудиторий – ученической, студенческой разных лет, уровней и форм обучения, специалистов смежных профессий, родительской, учительской, медицинской и др.

.Для этого необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть понятия педагогической системы и образовательной программы;
  • выявить специфику содержания психологии как гуманитарной дисциплины и цели обучения психологии;
  • определить разнообразие содержания этого обучения, его форм и методов;
  • изучить проблемы и закономерности процесса обучения у взрослых;
  • освоить систему активных методов преподавания психологии;
  • разобрать методику отбора и построения содержания обучения в соответствии с целями, задачами обучения, возрастом обучающихся;
  • определить особенности преподавания психологии в системе повышения квалификации.

Преподавание психологии имеет ряд особенностей, связанных со спецификой содержания научных знаний. В настоящее время в психологии существует ряд равноправных, в одинаковой мере имеющих фундаментальные теоретические основания и действенное практическое приложение школ и направлений. Выстроить между этими школами какую-либо иерархию невозможно. Вся психологическая реальность может быть осмыслена и описана с точки зрения любой из этих школ. Предмет психологии настолько многомерен и неоднозначен, что представляется в принципе маловероятным развитие в сторону большей унификации, приведения теорий и школ к некому общему знаменателю. Напротив, по мере развития психологии возникают все новые ее отрасли и направления.

22 стр., 10888 слов

Билеты по психологии обучения

... т.д.) и прежде всего с возрастной психологией. 2.Проблема соотношения и взаимосвязи обучения и психического развития в педагогической психологии. Проблема обучения и развития всегда была и будет в центре ... связана с другими науками в силу того, что образовательный процесс по своим целям и содержанию есть передача социо­культурного опыта, в котором аккумулировано самое разнопла­новое ...

Психолог, преподающий свой предмет, разделяет в большей или меньшей степени взгляды и подходы какой-либо из этих школ, каждая из которых является только одним из направлений психологии, рядоположенным другим. Поэтому преподавание психологических дисциплин оказывается довольно трудным делом с точки зрения профессиональной этики и требует широкого, методологически осмысленного подхода к выбору содержания курса.

Психолог должен быть готов к преподаванию психологических дисциплин в различных аудиториях: для школьников профильных и непрофильных классов, для студентов психологических факультетов и студентов других специальностей, в учебном плане которых имеется психология; для специалистов-психологов и представителей профессиональной сферы «человек-человек» (медиков, педагогов, логопедов, дефектологов, служащих, управляющих работников и т.д.), для родителей, а также для интересующихся психологией людей. Это разнообразие – отражение еще одной стороны психологии: она нужна людям множества специальностей и непосредственно интересна людям. Вместе с тем психологические знания не всегда являются нейтральными и безопасными для неспециалистов. Нередко люди, поверхностно познакомившиеся с каким-либо разделом знаний по психологии, особенно с той или другой конкретной диагностической методикой, начинают непрофессионально их использовать, интерпретируя полученные результаты на уровне имеющихся у них житейских представлений. Такое некорректное использование психологического материала нередко наносит значительный вред как самому доморощенному «психологу», так и тем, кому он ставит диагнозы и дает советы. Все это диктует определенные требования к преподавателю, который дает те или иные психологические знания в различных аудиториях.

Наконец, для того, чтобы осмысленно строить курсы по психологии, надо заново пересмотреть фундаментальные закономерности процесса обучения. Необходимо хорошо различать, что в каждом конкретном случае является целью обучения, а что используемым для этого средством, какие из имеющихся средств лучше соответствуют той или иной цели, каковы критерии достижения этой цели.

Все эти аспекты преподавания психологии и определяют содержание настоящей программы. Курс специально разработан для обучения студентов ФПФ в рамках его учебных планов, в неразрывной связи с другими преподаваемыми дисциплинами.

Требования к уровню освоения программы и формы контроля

В результате обучения в рамках данного курса студенты должны знать:

  • основные цели, содержание и методы обучения психологии;
  • особенности психологии, как учебного предмета и ее место в современной системе образования;
  • основные этапы процесса обучения, их признаки, критерии отработанности того или другого этапа и возможности перехода к следующему;
  • закономерности формирования истинных научных понятий, их отличие от житейских понятий, взаимное влияние первых и вторых;
  • роль житейских понятий при обучении научной психологии;
  • основы коммуникативной культуры преподавателя;
  • психологические особенности преподавания психологии разным возрастам и социальным категориям слушателей;
  • принципы построения курсов разного характера: ознакомительных, курсов-погружений, спецкурсов, тренингов, курсов практик и др.;
  • основные принципы организации контроля эффективности учебных курсов;
  • характеристики и возможности разных видов учебных занятий: лекций, семинаров, коллоквиумов, практик, деловых и проблемных игр, тренингов, учебных конференций и симпозиумов.

Студенты должны уметь:

  • выделять в каждом конкретном случае цели психологического курса (ознакомление с новой областью, овладение конкретными знаниями и/или умениями, развитие новой способности, применение и закрепление имеющихся знаний и умений, расширение профессионального сознания, переосмысление имеющихся знаний и/или умений, др.);
  • анализировать способы взаимодействия преподавателя с аудиторией;
  • осуществлять таксономию учебных задач и владеть стратегиями управления познавательной деятельностью в курсе психологии;
  • строить проекты учебных курсов и их элементов (лекций, деловых и проблемных игр, тренингов, семинаров, практик, других учебных форм), а также проекты целостных образовательных программ в области психологии в соответствии с выделенной целью;
  • находить критерии достижения поставленной цели обучения;
  • организовывать контроль эффективности обучения по выделенным критериям.

Обучение проводится на лекциях и семинарских занятиях. Это связано с тем, что результатом данного курса должно стать приобретение студентами не только знаний, но и реальных умений и способностей (таких, как умение кратко и емко формулировать свои мысли, ставить острые, дискуссионные вопросы, быстро ориентироваться в новой информации и т.д.).

Формы контроля

Текущая аттестация студентов осуществляется на семинарских и практических занятиях. Контроль усвоения знаний и умений производится путем оценки выполнения студентами практических работ — составления планов-проектов психологических курсов и их отдельных элементов — лекций, семинаров, деловых и проблемных игр, тренингов.

Промежуточная аттестация студентов проводится в середине семестра текущего учебного года. В качестве средств аттестации используются открыто-показательные занятия.

Итоговая аттестация проводится на основе результатов выполнения практических заданий в течение всего периода обучения и результатов курсового экзамена.

Учебно-тематический план курса для студентов дневной формы обучения

п/п

Наименование разделов

Всего ауд. часов

аудиторные занятия

(к-во часов)

Самостоятельная работа

лекции

семин.

лабор.

Раздел 1. Роль и место психологии как гуманитарной дисциплины в современном образовании.

16

1.

Введение в методику преподавания психологии.

2

2

2.

История преподавания психологии в высшей и средней школе.

2

2

4

3.

Современное психологическое образование.

4

2

4

4.

Нормативно-правовое обеспечение образования, цели и принципы обучения психологии в разных типах учебных заведений.

2

2

4

Раздел 2. Методологические и методические основы построения психологического образования.

20

5.

Методология и методика в гуманитарном образовании.

4

2

4

6.

Основы коммуникативной культуры преподавателя.

4

2

4

7.

Этапы процесса обучения.

2

2

4

8.

Прямое и косвенное, реактивное и спонтанное обучение в высшей школе.

2

2

4

9.

Раздел 3. Специфика и функции различных форм учебной работы в преподавании психологии.

24

10.

Различные учебные формы в рамках психологических курсов.

1

2

4

11.

Лекционная форма работы.

1

4

4

12.

Специфика построения и проведения семинарского занятия.

1

2

4

13.

Особенности проведения лабораторных и практических занятий.

1

2

4

14.

Коллоквиумы, учебные конференции и симпозиумы.

1

2

4

15.

Психологические тренинги.

1

2

4

16.

Различные виды и формы контроля усвоения учебного материала.

2

2

4

Итого:

60

30

30

60

Учебно-тематический план курса для студентов заочной формы обучения

Наименование разделов

Всего ауд. часов

аудиторные занятия

(к-во часов)

Самостоятельная работа

лекции

семин.

лабор.

Раздел 1. Роль и место психологии как гуманитарной дисциплины в современном образовании.

4

1.

Введение в методику преподавания психологии.

1

12

2.

История преподавания психологии в высшей и средней школе.

1

12

3.

Современное психологическое образование.

1

12

4.

Нормативно-правовое обеспечение образования, цели и принципы обучения психологии в разных типах учебных заведений.

1

12

Раздел 2. Методологические и методические основы построения психологического образования.

8

5.

Методология и методика в гуманитарном образовании.

2

1

12

6.

Основы коммуникативной культуры преподавателя.

2

1

12

7.

Этапы процесса обучения.

1

8

8.

Прямое и косвенное, реактивное и спонтанное обучение в высшей школе.

1

8

Раздел 3. Специфика и функции различных форм учебной работы в преподавании психологии.

4

9.

Различные учебные формы в рамках психологических курсов.

2

2

16

Итого:

16

8

8

104

Содержание программы (по разделам)

Раздел 1. Роль и место психологии как гуманитарной дисциплины в современном образовании.

Введение в методику преподавания психологии. Место методики преподавания психологии как учебного предмета в системе высшего психологического образования. Методика преподавания психологии как отрасль знания. Цели, задачи, ожидаемые результаты преподавания курса. Государственный образовательный стандарт как основа построения учебного курса.

История преподавания психологии в высшей и средней школе. Преподавание психологии в 18-19 веках как общеобразовательной дисциплины. Преподавание психологии в первой половине 20 века в подготовке профессиональных психологов. Преподавание психологии во второй половине 20 века. Становление Московской и Ленинградской психологических школ. История преподавания психологии в средней школе. Особенности преподавания психологии как гуманитарной дисциплины.

Современное психологическое образование. Выдающиеся Учителя психологии в России (творчество в науке и преподавании).

Основные тенденции развития современного психологического образования. Преемственность в развитии методологических подходов в психологической науке и в практике преподавания. Методология научного исследования в неклассической психологии. Базовое психологическое образование. Последипломное психологическое образование. Обучение психологии в средних учебных заведениях.

Нормативно-правовое обеспечение образования, цели и принципы обучения психологии в разных типах учебных заведений.

Образование как многоаспектный феномен. Образовательная система – цели, формы и методы, содержание обучения; участники образовательного процесса. Парадигмальные установки современного образования. Анализ документов, регламентирующих учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях общего образования, регулирующих реализацию профессиональных образовательных программ в ССУЗе и Вузе. Послевузовское профессиональное образование в России. Цели преподавания психологии. Основные образовательные программы. Учебный план и программы преподавания психологии в учреждениях общего и профессионального образования.

Раздел 2. Методологические и методические основы построения психологического образования.

Методология и методика в гуманитарном образовании. Три логики построения обучения: онтогенеза; историогенеза; науки. Общепсихологические принципы, используемые в процессе преподавания психологии (принцип развития, единства сознания и деятельности, детерминизма, системного подхода).

Разнообразие психологических курсов. Специфика их построения. Таксономия учебных задач в преподавании психологических курсов (таксономия Д. Толлингеровой).

Личностно – ориентированный подход в современном психологическом образовании.

Преподавания психологии с точки зрения предмета; цели; возраста учащихся; мотивации обучения; специфики аудитории; образовательного стандарта общего и профессионального образования. Анализ стандартов и программ по психологии для различных звеньев образования (ДОУ, начальная школа, средние и старшие классы, ВУЗ).

Проектирование программы одной из общепрофессиональных дисциплин по специальности 030301 «Психология».

Факторы мотивации обучения: актуальность материала для слушателя, наличие запроса, работа в русле смыслового контекста слушателя; обаяние личности и педагогическое мастерство преподавателя; привлекательность предмета обучения (содержательная, ролевая).

Основы коммуникативной культуры преподавателя

Психологические установки преподавателя и конкретные техники построения взаимодействия с аудиторией. Техники ведения беседы с аудиторией и конкретным слушателем: игнорирование; эгоцентризм; выспрашивание; поддакивание; парафраз; вербализация речи партнера с указанием на актуальное состояние собеседника; вербализация речи партнера с использованием интерпретации его сообщения (использование ложной интерпретации как частный вариант техники).

Условия оптимального использования данных техник во взаимодействии с аудиторией. Условия применения этих техник, снижающих эффективность взаимодействия с аудиторией. Проблемы построения обучающей дискуссии. Анализ взаимодействия в процессе обучения.

Этапы процесса обучения. Этап погружения. Построение структуры курса в зависимости от наличия или отсутствия у слушателей пройденного этапа погружения относительно данного учебного содержания. Специфика этапа погружения в зависимости от характера предмета курса и цели обучения (теоретической, практической, широкой, специальной и т.д.).

Критерии отработанности этапа погружения. Овладение. Этап овладения в структуре различных курсов. Овладение теоретическим и практическим учебным материалом. Творческое использование. Творческое использование изученного в рамках одного курса и целостных образовательных программ. Построение образовательных программ с расчетом на использование в учебных курсах изученного ранее материала.

Прямое и косвенное, реактивное и спонтанное обучение в высшей школе.

Прямое и косвенное обучение в высшей школе. Особенности и функции прямого и косвенного обучения. Учебные задачи, решаемые с помощью прямого и косвенного обучения. Взаимодополнительность этих видов обучения. Использование прямого и косвенного обучения в преподавании психологии.

Реактивное и спонтанное обучение в высшей школе. Особенности и функции реактивного и спонтанного обучения. Учебные задачи, решаемые в рамках реактивного и спонтанного обучения. Взаимодополнительность этих видов обучения. Использование реактивного и спонтанного обучения при преподавании психологии.

Раздел 3. Специфика и функции различных форм учебной работы при преподавании психологии

Различные учебные формы в рамках психологических курсов

Особенности и функции учебных форм работы ВУЗа: лекция, семинар, практика, деловые и проблемные игры, психологические тренинги, коллоквиумы, учебные конференции, симпозиумы. Использование учебных форм при конструировании курсов. Различные варианты структуры учебных курсов, в зависимости от их предмета и цели.

Лекционная форма работы.

Специфика и функции лекции. Учебные задачи, решаемые с помощью лекционной формы. Невозможность решения многих учебных задач в форме лекции. Место лекций в преподавании психологических курсов. Использование лекционной работы при построении психологических образовательных программ.

Специфика построения и проведения семинарского занятия.

Специфика и функции учебного семинара. Учебные задачи, разрешаемые в форме семинара. Учебные задачи, которые трудно разрешить в форме семинара. Место семинарских занятий при преподавании психологических курсов. Использование семинарских занятий при построении психологических образовательных программ.

Особенности проведения лабораторных и практических занятий.

Специфика и функции практического занятия. Различные виды практических занятий в психологических образовательных программах. Учебные задачи, решаемые в форме практических занятий. Мастерская — новая учебная форма для проведения практических занятий в рамках психологических образовательных программ. Деловые игры в преподавании психологических курсов и при построении психологических образовательных программ.

Коллоквиумы, учебные конференции и симпозиумы.

Специфика и функции учебных коллоквиумов, конференций, симпозиумов. Учебные задачи, решаемые с помощью этих форм учебной работы. Место учебных коллоквиумов, конференций, симпозиумов при преподавании психологических курсов и при построении учебных программ.

Психологические тренинги.

Специфика и функции психологических тренингов. Различные виды психологических тренингов. Учебные задачи, решаемые с помощью психологических тренингов. Место психологических тренингов в преподавании психологических курсов и при построении психологических образовательных программ.

Различные виды и формы контроля усвоения учебного материала.

Различные виды форм контроля, их специфика и функции. Контроль преподавателя и самоконтроль слушателя в процессе обучения. Соответствие форм контроля и оценки предмету и целям курса. Рейтинговая система оценивания в системе психологического образования. Использование различных форм контроля в процессе преподавания психологических курсов. Требования к конструированию тестового суждения.

Содержание программы (по видам занятий) Лекции

Лекция 1. Введение в методику преподавания психологии (2ч.)

  1. Место методики преподавания психологии как учебного предмета в системе высшего психологического образования
  2. Методика преподавания психологии как отрасль знания
  3. Цели, задачи, ожидаемые результаты преподавания курса
  4. Государственный образовательный стандарт как основа построения учебного курса.

Лекция 2. История преподавания психологии в высшей и средней школе. (2ч.)

  1. Преподавание психологии в Московском университете в 18-19 веках как общеобразовательной дисциплины.
  2. Преподавание психологии в первой половине 20 века в подготовке профессиональных психологов.
  3. Преподавание психологии во второй половине 20 века. Становление Московской и Ленинградской психологических школ.
  4. История преподавания психологии в средней школе.
  5. Особенности преподавания психологии как философской, естественнонаучной и гуманитарной дисциплины.

Лекция 3. Современное психологическое образование. (4 ч.)

  1. Выдающиеся Учителя психологии в России (творчество в науке и преподавании).
  2. Основные тенденции развития современного психологического образования.
  3. Преемственность в развитии методологических подходов в психологической науке и в практике преподавания.
  4. Методология научного исследования в неклассической психологии.
  5. Цели преподавания психологии в разных типах учебных заведений.
  6. Учебный план и программы преподавания психологии в системе общего и профессионального образования.
  7. Учебно-методический комплекс в системе высшего образования

Лекция 4. Нормативно-правовое обеспечение образования, цели и принципы обучения психологии в разных типах учебных заведений. (2ч.)

  1. Образовательная система – цели, формы и методы, содержание обучения; участники образовательного процесса.
  2. Парадигмальные установки современного образования.
  3. Проблемы и перспективы развития общего и профессионального образования.
  4. Послевузовское профессиональное образование в России.
  5. Цели преподавания психологии на разных ступенях образования.
  6. Основные образовательные программы.
  7. Учебный план и программы преподавания психологии в учреждениях общего и профессионального образования.

Лекция 5. Методология и методика в гуманитарном образовании (4ч.)

  1. Три логики построения обучения: онтогенеза; историогенеза; науки.
  2. Общепсихологические принципы, используемые в процессе преподавания психологии (принцип развития, единства сознания и деятельности, детерминизма, системного подхода).
  3. Разнообразие психологических курсов. Специфика их построения.
  4. Таксономия учебных задач по Д. Толлингеровой.
  5. Личностно – ориентированный подход в современном образовании.

Лекция 6. Основы коммуникативной культуры преподавателя (4 ч.)

  1. Психологические установки преподавателя и конкретные техники построения взаимодействия с аудиторией.
  2. Техники ведения беседы с аудиторией и конкретным слушателем: игнорирование; эгоцентризм; выспрашивание; поддакивание; парафраз; вербализация речи партнера с указанием на актуальное состояние собеседника; вербализация речи партнера с использованием интерпретации его сообщения (использование ложной интерпретации как частный вариант техники).
  3. Условия оптимального использования данных техник во взаимодействии с аудиторией.
  4. Проблемы построения обучающей дискуссии.
  5. Анализ взаимодействия в процессе обучения.

Лекция 7. Этапы процесса обучения. (2ч.)

  1. Этап погружения.
  2. Специфика этапа погружения в зависимости от характера предмета курса и цели обучения.
  3. Критерии отработанности этапа погружения.
  4. Этап овладения в структуре различных курсов.
  5. Творческое использование изученного в рамках одного курса и целостных образовательных программ.
  6. Построение образовательных программ с расчетом на использование в учебных курсах изученного ранее материала.

Лекция 8. Прямое и косвенное, реактивное и спонтанное обучение в высшей школе. (2ч.)

  1. Прямое и косвенное обучение в высшей школе.
  2. Особенности и функции прямого и косвенного обучения.
  3. Учебные задачи, решаемые с помощью прямого и косвенного обучения.
  4. Реактивное и спонтанное обучение в высшей школе.
  5. Особенности и функции реактивного и спонтанного обучения.
  6. Учебные задачи, решаемые в рамках реактивного и спонтанного обучения.

Лекция 10. Различные учебные формы в рамках психологических курсов. (6 ч.)

  1. Особенности и функции учебных форм работы ВУЗа.
  2. Место лекций в преподавании психологических курсов.
  3. Специфика построения и проведения семинарского занятия.
  4. Специфика построения и проведения семинарского занятия.
  5. Виды лабораторных и практических занятий.
  6. Место деловых, проблемных игр и тренингов в преподавании психологических курсов.
  7. Коллоквиумы, учебные конференции и симпозиумы.

Лекция 11. Различные виды и формы контроля, их специфика и функции. (2ч.)

  1. Контроль преподавателя и самоконтроль слушателя в процессе обучения.
  2. Соответствие форм контроля и оценки предмету и целям курса.
  3. Рейтинговая система оценивания в системе психологического образования.
  4. Использование различных форм контроля в процессе преподавания психологических курсов.
  5. Требования к конструированию тестового суждения.

Семинарские и практические занятия

Занятие 1. История преподавания психологии в высшей и средней школе в России. (2ч.)

  1. Преподавание психологии в 18-19 веках как общеобразовательной дисциплины.
  2. Преподавание психологии в первой половине 20 века в подготовке профессиональных психологов.
  3. Преподавание психологии во второй половине 20 века. Становление Московской и Ленинградской психологических школ.
  4. История преподавания психологии средней школе.
  5. История преподавания психологии в высшей и средней школе за рубежом.

Литература:

  1. Карандышев В.Н.Методика преподавания психологии, СПб.: Питер, 2006. С.6-41.

Дополнительная литература:

  1. Ждан А.Н. Московский университет и психология (к 240-летию Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова) // Психологический журнал. 1995. Т.16. №5. – С. 134-143.
  2. Карандашев В.Н. Преподавание психологии. Опыт международного исследования и перспективные проекты сотрудничества// Психологический журнал. 2001. Т.22. №2. С.86-89.
  3. Володарская И.А. Лизунова Н.М. Система подготовки психологов в США // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1990. №1. С. 57-67.
  4. Рамуль К.А. О преподавании психологии в средней школе// Советская педагогика .1941. №4 С.100-104.
  5. Рыбников Н.А. Психология как предмет преподавания (в высшей дореволюционной школе)// Советская педагогика . 1943. №4. С. 42-49.

Занятие 2. Анализ содержания и форм современного психологического образования в России. (2ч.)

  1. Базовое психологическое образование.
  2. Последипломное психологическое образование.
  3. Обучение психологии в средних учебных заведениях.
  4. Преемственность методологии научных исследований в неклассической психологии и практики преподавания.
  5. Творчество преподавания психологии в деятельности выдающихся психологов России.

Литература:

  1. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 2006., С.42-64.
  2. Кравцова Е.Е.Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ: принципы подготовки психологов// Школа Выготского сегодня (к 10-ти летию Института психологии им. Л.С. Выготского).

    Сборник научных трудов. М., Фонд Выготского Л.С. 2005. С.5-22.

Дополнительная литература:

  1. Выгодская Г.Л., Лифанова Т.М.Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. М.: Смысл, 1996, С. 219-230, С.250-253.
  2. Кравцов Г.Г. О методологических стратегиях классической и неклассической психологии/ Вестник РГГУ. Серия «Психология» 2006 №1 С.67-73.
  3. Кравцова Е.Е.Смысл и образование. //Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла).

    Материалы международной конференции (Москва, 19-21 мая 2005г.) / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2005, С. 83-93.

Занятие 3. Нормативно-правовое обеспечение образования (2ч.)

  1. Образование как многоаспектный феномен.
  2. Образовательная система – цели, формы и методы, содержание обучения; участники образовательного процесса.
  3. Анализ документов, регламентирующих учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях общего образования (Закон РФ «Об образовании»; Базисный учебный план; Государственный образовательный стандарт, учебный план).
  4. Анализ документов, регулирующих реализацию профессиональных образовательных программ в ССУЗе и Вузе (законы и типовые положения).
  5. Послевузовское профессиональное образование в России (требования, методические рекомендации, положения).

Литература:

  1. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 2006., с.65-71.
  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (В редакции Федерального закона от 13.01.96г. №12-ФЗ).
  3. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22.08.96г. №125 ФЗ)// Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию. 1996. № 10.

Дополнительная литература:

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 020400-Психология. Квалификация: психолог, преподаватель психологии. М., 2000.
  2. Об образовании. Закон РФ. // Официальные документы в образовании .2000. №14. С.2-59.
  3. Об утверждении концепции Профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приказ Минобразования России (с приложением)// Официальные документы в образовании. 2002. №27. С. 12-33.
  4. Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации. Приказ Минобразования России// Официальные документы в образовании. 2003. №5. С. 90-95.
  5. О порядке формирования основных образовательных программ послевузовского профессионального образования: Письмо Минобразования// Официальные документы в образовании. 2002. № 36. С.97-101.
  6. Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации// Официальные документы в образовании. 1998. № 19. С.38-56.
  7. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)// Официальные документы в образовании. 2001. №9. С.73-88.
  8. Типовое положение об общеобразовательном учреждении// Официальные документы в образовании. 2001. №11. С.16-31.
  9. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации // Официальные документы в образовании. 2001. №14. С.53-74.

Занятие 4. Методология и методика в гуманитарном образовании. (2ч.)

  1. Учебный план и программы преподавания психологии в учреждениях общего и профессионального образования.
  2. Анализ реализации дисциплин первого и второго блока ГОС ВПО по специальности 020400 «Психология» на факультете.
  3. Цели преподавания психологии в учреждениях разного типа
  4. Принципы обучения психологии
  5. Разнообразие психологических курсов. Специфика их построения.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины: требования к содержанию.
  7. Проектирование проблемных ситуаций в соответствии с таксономией учебных задач.

Литература:

  1. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 2006., с.65-85.
  2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 020400-Психология. Квалификация: психолог, преподаватель психологии. М., 2000.

Занятие 5. Основы коммуникативной культуры преподавателя. (2ч.)

  1. Анализ психологических установок преподавателя.
  2. Конкретные техники построения взаимодействия с аудиторией: игнорирование; эгоцентризм; выспрашивание; поддакивание; парафраз; вербализация речи партнера с указанием на актуальное состояние собеседника; вербализация речи партнера с использованием интерпретации его сообщения.
  3. Условия применения этих техник, снижающих эффективность взаимодействия с аудиторией.
  4. Проблемы построения обучающей дискуссии.
  5. Анализ взаимодействия в процессе обучения: методика стандартизированного наблюдения.

Литература:

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. В 6-ти тт. Т. 2. Гл. 6. М., 1982. С. 246-294.
  2. Дубинина Т.В. Психология работы с аудиторией. Барнаул, 2005. С. 37, 51-59, 86-87.
  3. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 2006., С.65-71.
  4. Flanders N.A. Interaction Analysis and Inservice Training/ The social psychology of Teaching. London, 1972.

Занятие 6. Этапы и виды обучения в высшей школе. (2ч.)

  1. Этапы обучения психологическому знанию (погружения, овладение, творческое использование).
  2. Построение образовательных программ с расчетом на использование в учебных курсах изученного ранее материала.
  3. Виды обучения (прямое и косвенное, реактивное и спонтанное обучение): особенности и функции.
  4. Взаимодополнительность этих видов обучения. Использование прямого и косвенного обучения в преподавании психологии.
  5. Проектирование учебных ситуаций каждого этапа и вида обучения.

Литература:

  1. Кравцова Е.Е. Периодизация Л.С. Выготского как основа для построения образовательных программ/ Проблемы психологии развития// Материалы конференции «Психическое развитие в онтогенезе: закономерности и возможные периодизации»/ Под ред. Е.Е. Кравцовой. М.: Вера Медика, 2000. С. 269 – 279.
  2. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М.: МГУ, 1989. С.23-34.

Занятие 7. Различные учебные формы в рамках психологических курсов. (4ч.)

  1. Характеристика форм учебной работы высшей школы.
  2. Подготовка сценариев лекции, семинара, практического занятия, деловой и проблемной игры, психологического тренинга, коллоквиума, учебной конференции, симпозиума.
  3. Преемственность целей, задач, содержания и формы учебной работы.
  4. Использование различных видов контроля в процессе преподавания психологических курсов.
  5. Требования к конструированию тестового суждения как основы разработки критериально-ориентированного задания.

Литература:

  1. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 2006.
  2. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М.:МГУ, 1989.
  3. Леонтьев А.Н. Психологические особенности деятельности лектора. М.: Знание, 1981. — 80с.

Занятие 8. Методическая разработка лекции в учебном курсе. (4ч.)

  1. Анализ методических проектов лекций.
  2. Моделирование лекционного занятия по общепрофессиональной дисциплине и специальной дисциплине.
  3. Теория учебных задач Д.Толлингеровой.
  4. Знакомство с таксономией по оценке когнитивной требовательности учебных задач и методикой построения задач Д.Толлингеровой.
  5. Самостоятельное составление заданий по психологии заданной когнитивной требовательности.

Литература:

  1. Дубинина Т.В. Психология работы с аудиторией. Барнаул, 2005. С.75-85.
  2. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 2006.
  3. Ляудис В.Я.Методика преподавания психологии. М.: МГУ, 1989. С. 59-61.
  4. Толлингерова Д., Голоушова Д., Канторкова Г.Психология проектирования умственного развития детей. Москва-Прага, 1994.

Занятие 9. Специфика построения и проведения семинарского занятия. (2ч.)

  1. Специфика и функции учебного семинара.
  2. Учебные задачи, разрешаемые в форме семинара.
  3. Место семинарских занятий при преподавании психологических курсов.
  4. Моделирование фрагментов семинарских занятий и их анализ.

Литература:

  1. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 2006.
  2. Ляудис В.Я.Методика преподавания психологии. М.: МГУ, 1989. С. 61-72.

Занятие 10. Особенности проведения лабораторных и практических занятий. (2ч.)

  1. Специфика и функции практического занятия.
  2. Различные виды практических занятий в психологических образовательных программах.
  3. Деловая игра в системе психологического образования.
  4. Психологическая мастерская – перспективная учебная форма для проведения практических занятий в рамках психологических образовательных программ.
  5. Проведение фрагментов лабораторных и практических занятий.

Занятие 11. Психологические тренинги. (2ч.)

  1. Специфика и функции психологических тренингов.
  2. Различные виды психологических тренингов.
  3. Моделирование тренинговых заданий и анализ их проведения.

Литература:

  1. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 2006.
  2. Ляудис В.Я.Методика преподавания психологии. М.: МГУ,1989. С. 59-72.

Занятие 12. Коллоквиумы, учебные конференции и симпозиумы. (2ч.)

  1. Специфика и функции учебных коллоквиумов, конференций, симпозиумов.
  2. Учебные задачи, решаемые с помощью этих форм учебной работы.
  3. Место учебных коллоквиумов, конференций, симпозиумов в преподавании психологических курсов и при построении учебных программ.

Литература:

  1. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Спб.: Питер, 2006.
  2. Ляудис В.Я.Методика преподавания психологии. М.:МГУ, 1989. С. 59-72.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Обязательная литература

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. В 6-ти тт. Т. 2. Гл. 6. М., 1982.С. 246-294.
  2. Дубинина Т.В. Психология работы с аудиторией. Барнаул, 2005. — 92с.
  3. Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22.08.96г. №125 ФЗ)// Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию. 1996. № 10.
  4. Закон Российской Федерации «Об образовании» (В редакции Федерального закона от 13.01.96г. №12-ФЗ).
  5. Карандышев В.Н. Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 2006.
  6. Кравцова Е.Е. Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ: принципы подготовки психологов// Школа Выготского сегодня (к 10-ти летию Института психологии им. Л.С. Выготского).

    Сборник научных трудов. М.: Фонд Выготского Л.С., 2005. С. 5-22.

  7. Кравцова Е.Е. Периодизация Л.С. Выготского как основа для построения образовательных программ/ Проблемы психологии развития// Материалы конференции «Психическое развитие в онтогенезе: закономерности и возможные периодизации»/ Под ред. Е.Е. Кравцовой. М.: Вера Медика, 2000. С. 269 – 279.
  8. Ляудис В.Я.Методика преподавания психологии. М.:МГУ, 1989. С. 59-72.

Дополнительная литература

  1. Володарская И.А. Лизунова Н.М. Система подготовки психологов в США // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1990. №1. С. 57-67.
  2. Выгодская Г.Л., Лифанова Т.М.Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. М.: Смысл, 1996. С. 219-230, С.250-253.
  3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 020400-Психология. Квалификация: психолог, преподаватель психологии. М., 2000.
  4. Ждан А.Н. Московский университет и психология (к 240-летию Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова) // Психологический журнал. 1995. Т.16. №5. С. 134-143.
  5. Карандашев В.Н. Преподавание психологии. Опыт международного исследования и перспективные проекты сотрудничества// Психологический журнал. 2001. Т.22. №2. С.86-89.
  6. Кравцов Г.Г. О методологических стратегиях классической и неклассической психологии/ Вестник РГГУ. Серия «Психология». 2006. №1. С.67-73.
  7. Кравцова Е.Е.Смысл и образование. //Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла).

    Материалы международной конференции (Москва, 19-21 мая 2005г.) / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2005. С. 83-93.

  8. О порядке формирования основных образовательных программ послевузовского профессионального образования: Письмо Минобразования// Официальные документы в образовании. 2002. № 36. С. 97-101.
  9. Об образовании. Закон РФ. // Официальные документы в образовании . 2000. №14. С.2-59.
  10. Об утверждении концепции Профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приказ Минобразования России (с приложением)// Официальные документы в образовании. 2002. №27. С. 12-33.
  11. Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации. Приказ Минобразования России// Официальные документы в образовании. 2003. №5. С. 90-95.
  12. Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации// Официальные документы в образовании. 1998. № 19. С.38-56.
  13. Рамуль К.А. О преподавании психологии в средней школе// Советская педагогика. 1941. №4 С.100-104.
  14. Рыбников Н.А. Психология как предмет преподавания (в высшей дореволюционной школе)// Советская педагогика .1943. №4. С. 42-49.
  15. Толлингерова Д., Голоушова Д., Канторкова Г.Психология проектирования умственного развития детей. Москва-Прага, 1994.

Методические рекомендации преподавателю

Методика преподавания психологии – курс, который строится на пересечении двух предметных областей знания – дидактики и психологии. В дидактике имеются достаточно определенные и устоявшиеся представления о методических средствах преподавания, однако применение этого знания в преподавании психологических дисциплин достаточно ограничено. Преподавание психологии требует от преподавателя умений непосредственно внутри курса продемонстрировать те требования, которые выдвигаются в современном психологическом знании к обучению психологии и психологией.

Данная дисциплина предполагает наиболее полное проявление индивидуального стиля деятельности преподавателя. Содержание курса и особенности выбора форм и видов учебной работы определяются с одной стороны ГОС ВПО, с другой — ценностными приоритетами преподавателя, его приверженностью к той или иной научной школе. Здесь требуется сочетание глубокой методологической подготовки, умений организовать разнообразные формы учебной работы, а также способности эффективно и содержательно рефлексировать процесс и результат самостоятельной деятельности студентов в качестве преподавателей. Значительное время в курсе отводится изучению регламентирующей документации, проектированию рабочих учебных программ. Студентам предлагается выбрать общепрофессиональную дисциплину из ГОС ВПО, разработать учебную программу, подготовить и провести лекционное, семинарское и практическое занятие по данному курсу. Кроме этого поощряется творчество по поиску возможных спецкурсов, их содержания, конструированию программы и моделированию перспективных форм учебной работы, адекватных целям, подготовленности аудитории, содержательным аспектам спецкурса.

По дисциплине разработаны мультимедийные презентации. Организуются «пробы» студентов в разработке различных схем контроля и оценки, например рейтинговой. Система критериев для контроля и оценки результатов обучения разрабатывается в процессе освоения курса. Обязательным для студентов является проведение модельных занятий: лекции, семинарского и практического.

Студенты заочной формы обучения в межсессионный период выполняют контрольную работу, проводят анализ нормативно-правовой базы психологического образования, знакомятся с ГОС ВПО и разрабатывают Рабочую учебную программу по одной из дисциплин цикла ОПД (общепрофессиональные дисциплины).

Методические указания студенту

  1. Подготовка студента к модельным занятиям состоит в разработке плана-конспекта; заполнении необходимых бланков для наблюдения за преподавательской деятельностью одногруппников через выделение критериев для анализа качества преподавания (анализ взаимодействия с аудиторией, таксономия учебных задач, коммуникативная культура и др.).
  2. Важно проводить самоанализ непосредственного опыта работы с аудиторией на занятиях, а также анализ работы своих одногруппников в качестве преподавателей на занятиях по курсу «Методика преподавания психологии», а также на других учебных дисциплинах в Вузе, на педагогической практике.
  3. Контрольная работа студентами заочной формы обучения выполняется в межсессионный период и задает направление для углубленного освоения курса.
  4. В процессе подготовки психологического занятия с одногруппниками, или другими учащимися важно: 1) заранее спрогнозировать какие потребности, ожидания актуализируются у учащихся на предложенную вами тему и методы работы; 2) спрогнозировать какого рода сопротивления могут возникнуть у учащихся (в целом у группы или у отдельных учащихся) на разных этапах проводимого вами занятия, в частности, важно прогнозировать: а) сопротивления, которые могут возникнуть на тему занятия; б) сопротивления на формы и отдельные приёмы работы; в) сопротивление на других членов группы: г) сопротивление непосредственно на ведущего. Прогноз основных потребностей будущей аудитории позволит найти способы компенсации предполагаемых вами заранее различных сопротивлений членов группы. Важно помнить, что неудовлетворение, игнорирование основных потребностей и ожиданий членов группы непременно приведёт к возникновению сопротивления на предлагаемое занятие, что может непредсказуемо снизить его эффективность.
  5. В процессе проведения психологического занятия важно использовать уже имеющиеся навыки психолога-практика, а именно: использовать потенциал включённого наблюдения, навыки ведения беседы и организации дискуссии, использовать приёмы экспресс-диагностики и анализа продуктов деятельности учащихся, использовать различные психологические упражнения и методические приёмы как средства для проведения естественных мини-экспериментов, моделирования и пр.
  6. На других учебных занятиях по психологии в Вузе или за его пределами целесообразно обратить внимание на работу профессионалов-преподавателей: сравнить индивидуальные стили деятельности преподавателей, ведущих у студентов лекции, семинары, определить — что повышает эффективность их деятельности, а что препятствует; сравнить деятельность преподавателей, предпочитающих монологическую форму организации занятий и преподавателей, выбирающих активные методы.
  7. Наблюдать за деятельностью других преподавателей психологии, за собой и своими одногруппниками возможно, используя схему наблюдения, предложенную ниже.

Карта наблюдения

«Психологические характеристики общения на психологическом занятии»

Характеристики общения

Степень выраженности характеристики общения

Общий эмоционально-смысловой контекст общения

  1. Позитивный
  2. Нейтральный
  3. Негативный

Степень эмоциональной вовлечённости в общение

  1. Высокая
  2. Средняя
  3. Низкая
  4. Отсутствует

Степень интеллектуальной включенности в общение

  1. Высокая
  2. Средняя
  3. Низкая
  4. Отсутствует

Признание личностями друг друга

  1. Имеют место вопросы, комментарии, реплики, примеры…
  2. Признание отсутствует

Наличие обратной связи

  1. Позитивная
  2. Нейтральная
  3. Негативная
  4. Отсутствует

Психологическая позиция в общении

  1. На равных
  2. Доминирование
  3. Подчинение

Психологическая дистанция в общении

  1. Уважение психологических границ друг друга
  2. Игнорирование, нарушение психологических границ
  3. Большая психологическая дистанция

Поведение в конфликте, отношение к конфликту

  1. Присутствующие компенсируют стрессоры
  2. Усиливают стрессоры
  3. Порождают новые стрессоры

Ролевая структура группы (например, генераторы идей, организаторы, критики, «пассивные» и пр.)

  1. Идёт расширение ролевой структуры
  2. Задействована сложившаяся ролевая структура группы
  3. Ролевая структура группы сужается

Психологические затраты данного взаимодействия

  1. Оптимальны
  2. Высоки
  3. Чрезмерно высоки

  1. Необходимо обращать внимание на то, какую обратную связь дают люди, побывавшие в роли потребителей образовательных психологических услуг (после бесед, лекций, семинаров, тренингов по психологической проблематике).
  2. Следует обращать внимание на то, какая психологическая проблематика наиболее востребована у реальных или потенциальных потребителей образовательных психологических услуг – подобный маркетинговый срез позволит более эффективно позиционировать себя в качестве психолога-преподавателя (особенно это важно для построения профессиональных коммуникаций за рамками образовательных учреждений).
  3. Осознавайте и оптимизируйте свой индивидуальный стиль построения группового взаимодействия с окружающими (особенно в деловой и учебной сфере), понимая, что многие составляющие вашего нынешнего коммуникативного стиля войдут неотъемлемой частью в процесс становления индивидуального стиля профессиональной деятельности, в частности в вашу будущую деятельность психолога-преподавателя.

2. Материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации

Темы рефератов

  1. Реализация индивидуального подхода в процессе преподавания психологии.
  2. Преподавание психологии в образовательных учреждениях и преподавание психологии как задача в работе практического психолога: общее и специфичное.
  3. Реализация просветительской, психопрофилактической и развивающей функций в процессе преподавания психологии.
  4. Особенности преподавания психологии различным социально-возрастным группам учащихся.
  5. Учёт гендерных различий в работе с учащимися в процессе преподавания психологии.
  6. Проблемы становления профессионализма специалиста в области преподавания психологии.
  7. Востребованность психологических знаний в обществе: основные тенденции.
  8. Возможности использования элементов преподавания психологии в процессе решения самого широкого спектра социально-психологических проблем, стоящих перед психологом-профессионалом.
  9. Понятие «преподавание психологии» в широком образовательном и социальном контексте.
  10. Влияние предмета психологической науки на специфику методики преподавания психологии.
  11. Общепсихологические принципы, используемые в процессе преподавания психологии.
  12. Неклассическая психология и специфика ее преподавания.
  13. «Сильные» и «слабые» стороны реактивного и спонтанного обучения в средней и высшей школе.

Темы творческих заданий

  1. Разработайте проект (сценарий) занятия по психологии в соответствии с принципами продуктивного совместного действия преподавателя и группы (студенческой и пр.)
  2. Используя таксономию задач и процедуру таксации, сконструируйте учебные задачи по содержанию темы одной из общепрофессиональных дисциплин для определённой аудитории.
  3. Разработайте проект программы тренинга для студентов/старших школьников (либо отдельного занятия в курсе тренинга) по психологии личности психолога на интересующую вас тему.
  4. Разработайте проект элективного курса по психологии для старшеклассников профильного класса.
  5. Разработайте содержание спецкурса для студентов (непсихологов/психологов) и спрогнозируйте уровень его востребованности.
  6. Составьте карту самонаблюдения преподавателя психологии с целью повышения эффективности взаимодействия с аудиторией.
  7. Составьте карту наблюдения преподавателя психологии за учениками и за работой аудитории в целом.
  8. Создайте (выберите из литературы) упражнения на выработку чувства ситуации и партнёра в системе задач подготовки психолога к преподаванию.
  9. «Сильные — слабые», «заинтересованные — незаинтересованные» ученики — что это с позиции психологической системы «преподаватель – аудитория»?
  10. Сформулируйте критерии эффективности работы психолога-преподавателя «глазами» клиентов различных социальных и возрастных групп.

Темы курсовых работ

  1. Психологический анализ деятельности преподавателя психологии.
  2. Основы коммуникативной культуры преподавателя психологии.
  3. Принцип отражённой субъектности, его роль в обучении психологии.
  4. Психологические особенности преподавания психологии разным возрастным и социальным категориям слушателей.
  5. Использование общепсихологических методов в процессе преподавания психологии.
  6. Экология взаимодействия в процессе преподавания психологии.
  7. Социально-психологические факторы эффективности преподавания психологии различным социально-возрастным группам учащихся.
  8. Негативные явления в профессиональной жизни учащихся как фактор преподавания психологии в системе повышения квалификации.
  9. Социально-психологические проблемы профессионализации и совершенствования специалиста в области преподавания психологии.
  10. Индивидуальный стиль преподавательской деятельности и выбор специализации в области преподавания психологии.
  11. Условия возникновения профессиональной деформации в деятельности психолога-преподавателя, способы психопрофилактики и коррекции данного явления.
  12. Системная парадигма как основа деятельности психолога-преподавателя.

Темы контрольных работ для студентов ОЗО

  1. Основные задачи преподавания психологии на современном этапе развития российского общества.
  2. Основные социально-психологические проблемы специалистов в области преподавания психологии.
  3. Характеристика основных методов и методик преподавания психологии.
  4. Соотношение понятий «труд», «игра», «общение», «учение».
  5. Психологический смысл понятия «учение».
  6. Роль проблемы профессионального и личностного само­определения в процессе преподавания психологии.
  7. Главные этические ориентиры специалиста в области преподавания психологии.
  8. Этические ограничения использования методов или методик (указать, каких именно) при рабо­те с разными группами учащихся (указать с какими имен­но).
  9. Основные этапы становления пред­ставлений о методике преподавания психологии в России.
  10. Возможности и ограничения использования тренинга как основного метода обучения в рабо­те с учащимися (указать, с какими образовательно-возра­стными группами учащихся).
  11. Роль преподавания психологии в решении задач становления профессионализма в работе со студентами и учащимися-профессионалами.
  12. Профессиональная деформация как проблема преподавания психологии учащимся-профессионалам.
  13. Профессиональный маргинализм как проблема преподавания психологии обучающися профессионалам.
  14. Специфика профессионального стресса специалиста в области преподавания психологии.

Вопросы к зачету/экзамену

  1. Цели обучения психологии.
  2. Реализация принципа развития в процессе преподавания психологии.
  3. Реализация принципа детерминизма в процессе преподавания психологии.
  4. Реализация принципа единства сознания и деятельности в процессе преподавания психологии.
  5. Системная парадигма как основа преподавания психологии.
  6. Этические принципы преподавания психологии.
  7. Психологические различия традиционной и инновационной стратегий организации образования (цели, ролевые позиции и мотивационно-смысловые установки преподавателя).
  8. Психологические различия традиционной и инновационной стратегий организации образования (характер организации учебно-познавательной деятельности, контроль и оценка).
  9. Психологические различия традиционной и инновационной стратегий организации образования (формы взаимодействия в учебной ситуации, мотивационно-смысловые позиции обучаемых).
  10. Структура и системообразующие компоненты учебной ситуации.
  11. Организация преподавателем взаимосвязи мотивационно-смысловой, эмоциональной, операционно-технической сторон осваиваемой учеником деятельности.
  12. Динамика групповых взаимодействий как фактор в работе преподавателя с аудиторией.
  13. Формирование хронотопа в ходе совместной (групповой) интеллектуальной деятельности.
  14. Система форм совместной деятельности как метод со-развития личности преподавателя и учащихся.
  15. Принцип отражённой субъектности, его роль в обучении психологии.
  16. Содержание занятия по психологии как интеллектуально-коммуникативное пространство.
  17. Учебный материал как элемент психологической системы «преподаватель — аудитория».
  18. Характеристики аудитории, влияющие на специфику функционирования системы «преподаватель — аудитория».
  19. Специфика школьной и вузовской аудиторий как психологических систем.
  20. Преподаватель как элемент системы «преподаватель – аудитория».
  21. Эмоции и чувства как элемент системы «преподаватель – аудитория», способы оптимизации.
  22. Факторы, дезинтегрирующие работу системы «преподаватель – аудитория».
  23. Гетерогенность интеллектуальной деятельности и интеграция её видов в процессе обучения психологии.
  24. Таксономия учебных задач как средство обучения психологии.
  25. Взаимосвязь между продуктивными и репродуктивными заданиями на занятиях в курсе психологии.
  26. Проблемы контроля и оценки на занятиях по психологии.
  27. Критерии оценки успешности совместных решений на занятиях по психологии.
  28. Общепсихологические методы, используемые в процессе преподавания психологии.
  29. Сравнительный анализ видов обучения в психологическом образовании.
  30. Основные документы, регламентирующие деятельность преподавателя психологии в системе общего и профессионального образования.

28