Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Алтайский Государственный Университет»
Кафедра общей и прикладной психологии
Учебно-методический комплекс по дисциплине
Для специальностей № 030301 «Психология»
№030302 «Клиническая психология»
Направления № 030300 «Психология»
Форма обучения: очная и заочная
Барнаул – 2007
Авторы – составители: к. пс. н., доцент Татьяна Викторовна Дубинина
к. пс. н., доцент Елена Леонидовна Горлова
Рецензенты: — д.с.н., зав. каф. общей и прикладной психологии, декан факультета психологии и философии Людмила Денисовна Демина;
к. пс. н., доцент каф. социальной и клинической психологии Наталья Анатольевна Лужбина.
Рассмотрено и утверждено на заседании Ученого Совета ФПФ
Протокол № ___ от « 30 » __марта__ 2007г.
Аннотация
Дисциплина «Методика преподавания психологии» относится к циклу общепрофессиональных дисциплин при подготовке психологов и читается студентам факультета психологии и философии АлтГУ, обучающимся по специальностям № 030301 «Психология», № 030302 «Клиническая психология» и по направлению №030300 «Психология».
УМК определяет приоритеты в общеметодологическом и методическом подходах преподавания психологии, а также специфику построения курсов и проведения занятий в разных аудиториях, с различной целевой направленностью.
Тема «Предпосылки отделения Психологии от философии»
... «мысль») — раздел философии. Наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Функционализм –подход в психологии, сложившийся в конце ... крупнейших немецких естествоиспытателей, работавший в области физики, математики, физиологии и психологии. Около 1852 г. немецкий профессор сделал важное открытие, которое разрешило изложенное ...
Введение
Курс «Методика преподавания психологии» является общепрофессиональной дисциплиной для студентов, обучающихся по специальности № 030301 «Психология» и 030302 «Клиническая психология». Данная дисциплина преподается на четвертом курсе, общее количество часов согласно ГОС ВПО 120 часов, из них 60 — аудиторной работы (30 часов лекций и 30 часов семинарских занятий, приближенных по своему характеру к практическим); 60 – самостоятельной работы. В конце семестра предусмотрен экзамен.
Учебно-методический комплекс включает в себя рабочую учебную программу и материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации. В программном содержании представлено тематическое содержание трех основных разделов:
- Роль и место психологии как гуманитарной дисциплины в современном образовании.
- Методологические и методические основы построения психологического образования.
- Специфика и функции различных форм учебной работы в преподавании психологии.
-
Рабочая учебная программа Цели и задачи
Предмет курса – специфика содержания, целей и методов обучения психологии как гуманитарной дисциплины.
Основная его цель – создавать условия для формирования системы знаний и умений, необходимых для самостоятельного построения учебных курсов, программ, планов занятий в области преподавания психологии для различных аудиторий – ученической, студенческой разных лет, уровней и форм обучения, специалистов смежных профессий, родительской, учительской, медицинской и др.
.Для этого необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятия педагогической системы и образовательной программы;
- выявить специфику содержания психологии как гуманитарной дисциплины и цели обучения психологии;
- определить разнообразие содержания этого обучения, его форм и методов;
- изучить проблемы и закономерности процесса обучения у взрослых;
- освоить систему активных методов преподавания психологии;
- разобрать методику отбора и построения содержания обучения в соответствии с целями, задачами обучения, возрастом обучающихся;
- определить особенности преподавания психологии в системе повышения квалификации.
Преподавание психологии имеет ряд особенностей, связанных со спецификой содержания научных знаний. В настоящее время в психологии существует ряд равноправных, в одинаковой мере имеющих фундаментальные теоретические основания и действенное практическое приложение школ и направлений. Выстроить между этими школами какую-либо иерархию невозможно. Вся психологическая реальность может быть осмыслена и описана с точки зрения любой из этих школ. Предмет психологии настолько многомерен и неоднозначен, что представляется в принципе маловероятным развитие в сторону большей унификации, приведения теорий и школ к некому общему знаменателю. Напротив, по мере развития психологии возникают все новые ее отрасли и направления.
Билеты по психологии обучения
... т.д.) и прежде всего с возрастной психологией. 2.Проблема соотношения и взаимосвязи обучения и психического развития в педагогической психологии. Проблема обучения и развития всегда была и будет в центре ... связана с другими науками в силу того, что образовательный процесс по своим целям и содержанию есть передача социокультурного опыта, в котором аккумулировано самое разноплановое ...
Психолог, преподающий свой предмет, разделяет в большей или меньшей степени взгляды и подходы какой-либо из этих школ, каждая из которых является только одним из направлений психологии, рядоположенным другим. Поэтому преподавание психологических дисциплин оказывается довольно трудным делом с точки зрения профессиональной этики и требует широкого, методологически осмысленного подхода к выбору содержания курса.
Психолог должен быть готов к преподаванию психологических дисциплин в различных аудиториях: для школьников профильных и непрофильных классов, для студентов психологических факультетов и студентов других специальностей, в учебном плане которых имеется психология; для специалистов-психологов и представителей профессиональной сферы «человек-человек» (медиков, педагогов, логопедов, дефектологов, служащих, управляющих работников и т.д.), для родителей, а также для интересующихся психологией людей. Это разнообразие – отражение еще одной стороны психологии: она нужна людям множества специальностей и непосредственно интересна людям. Вместе с тем психологические знания не всегда являются нейтральными и безопасными для неспециалистов. Нередко люди, поверхностно познакомившиеся с каким-либо разделом знаний по психологии, особенно с той или другой конкретной диагностической методикой, начинают непрофессионально их использовать, интерпретируя полученные результаты на уровне имеющихся у них житейских представлений. Такое некорректное использование психологического материала нередко наносит значительный вред как самому доморощенному «психологу», так и тем, кому он ставит диагнозы и дает советы. Все это диктует определенные требования к преподавателю, который дает те или иные психологические знания в различных аудиториях.
Наконец, для того, чтобы осмысленно строить курсы по психологии, надо заново пересмотреть фундаментальные закономерности процесса обучения. Необходимо хорошо различать, что в каждом конкретном случае является целью обучения, а что используемым для этого средством, какие из имеющихся средств лучше соответствуют той или иной цели, каковы критерии достижения этой цели.
Все эти аспекты преподавания психологии и определяют содержание настоящей программы. Курс специально разработан для обучения студентов ФПФ в рамках его учебных планов, в неразрывной связи с другими преподаваемыми дисциплинами.
Требования к уровню освоения программы и формы контроля
В результате обучения в рамках данного курса студенты должны знать:
- основные цели, содержание и методы обучения психологии;
- особенности психологии, как учебного предмета и ее место в современной системе образования;
- основные этапы процесса обучения, их признаки, критерии отработанности того или другого этапа и возможности перехода к следующему;
- закономерности формирования истинных научных понятий, их отличие от житейских понятий, взаимное влияние первых и вторых;
- роль житейских понятий при обучении научной психологии;
- основы коммуникативной культуры преподавателя;
- психологические особенности преподавания психологии разным возрастам и социальным категориям слушателей;
- принципы построения курсов разного характера: ознакомительных, курсов-погружений, спецкурсов, тренингов, курсов практик и др.;
- основные принципы организации контроля эффективности учебных курсов;
- характеристики и возможности разных видов учебных занятий: лекций, семинаров, коллоквиумов, практик, деловых и проблемных игр, тренингов, учебных конференций и симпозиумов.
Студенты должны уметь:
- выделять в каждом конкретном случае цели психологического курса (ознакомление с новой областью, овладение конкретными знаниями и/или умениями, развитие новой способности, применение и закрепление имеющихся знаний и умений, расширение профессионального сознания, переосмысление имеющихся знаний и/или умений, др.);
- анализировать способы взаимодействия преподавателя с аудиторией;
- осуществлять таксономию учебных задач и владеть стратегиями управления познавательной деятельностью в курсе психологии;
- строить проекты учебных курсов и их элементов (лекций, деловых и проблемных игр, тренингов, семинаров, практик, других учебных форм), а также проекты целостных образовательных программ в области психологии в соответствии с выделенной целью;
- находить критерии достижения поставленной цели обучения;
- организовывать контроль эффективности обучения по выделенным критериям.
Обучение проводится на лекциях и семинарских занятиях. Это связано с тем, что результатом данного курса должно стать приобретение студентами не только знаний, но и реальных умений и способностей (таких, как умение кратко и емко формулировать свои мысли, ставить острые, дискуссионные вопросы, быстро ориентироваться в новой информации и т.д.).
Формы контроля
Текущая аттестация студентов осуществляется на семинарских и практических занятиях. Контроль усвоения знаний и умений производится путем оценки выполнения студентами практических работ — составления планов-проектов психологических курсов и их отдельных элементов — лекций, семинаров, деловых и проблемных игр, тренингов.
Промежуточная аттестация студентов проводится в середине семестра текущего учебного года. В качестве средств аттестации используются открыто-показательные занятия.
Итоговая аттестация проводится на основе результатов выполнения практических заданий в течение всего периода обучения и результатов курсового экзамена.
Учебно-тематический план курса для студентов дневной формы обучения
№ п/п |
Наименование разделов |
Всего ауд. часов |
аудиторные занятия (к-во часов) |
Самостоятельная работа |
||
лекции |
семин. |
лабор. |
||||
|
Раздел 1. Роль и место психологии как гуманитарной дисциплины в современном образовании. |
16 |
|
|
|
|
1. |
Введение в методику преподавания психологии. |
|
2 |
|
|
2 |
2. |
История преподавания психологии в высшей и средней школе. |
|
2 |
2 |
|
4 |
3. |
Современное психологическое образование. |
|
4 |
2 |
|
4 |
4. |
Нормативно-правовое обеспечение образования, цели и принципы обучения психологии в разных типах учебных заведений. |
|
2 |
2 |
|
4 |
|
Раздел 2. Методологические и методические основы построения психологического образования. |
20 |
|
|
|
|
5. |
Методология и методика в гуманитарном образовании. |
|
4 |
2 |
|
4 |
6. |
Основы коммуникативной культуры преподавателя. |
|
4 |
2 |
|
4 |
7. |
Этапы процесса обучения. |
|
2 |
2 |
|
4 |
8. |
Прямое и косвенное, реактивное и спонтанное обучение в высшей школе. |
|
2 |
2 |
|
4 |
9. |
Раздел 3. Специфика и функции различных форм учебной работы в преподавании психологии. |
24 |
|
|
|
|
10. |
Различные учебные формы в рамках психологических курсов. |
|
1 |
2 |
|
4 |
11. |
Лекционная форма работы. |
|
1 |
4 |
|
4 |
12. |
Специфика построения и проведения семинарского занятия. |
|
1 |
2 |
|
4 |
13. |
Особенности проведения лабораторных и практических занятий. |
|
1 |
2 |
|
4 |
14. |
Коллоквиумы, учебные конференции и симпозиумы. |
|
1 |
2 |
|
4 |
15. |
Психологические тренинги. |
|
1 |
2 |
|
4 |
16. |
Различные виды и формы контроля усвоения учебного материала. |
|
2 |
2 |
|
4 |
|
Итого: |
60 |
30 |
30 |
|
60 |
Учебно-тематический план курса для студентов заочной формы обучения
№ |
Наименование разделов |
Всего ауд. часов |
аудиторные занятия (к-во часов) |
Самостоятельная работа |
||
лекции |
семин. |
лабор. |
||||
|
Раздел 1. Роль и место психологии как гуманитарной дисциплины в современном образовании. |
4 |
|
|
|
|
1. |
Введение в методику преподавания психологии. |
|
1 |
|
|
12 |
2. |
История преподавания психологии в высшей и средней школе. |
|
|
1 |
|
12 |
3. |
Современное психологическое образование. |
|
1 |
|
|
12 |
4. |
Нормативно-правовое обеспечение образования, цели и принципы обучения психологии в разных типах учебных заведений. |
|
|
1 |
|
12 |
|
Раздел 2. Методологические и методические основы построения психологического образования. |
8 |
|
|
|
|
5. |
Методология и методика в гуманитарном образовании. |
|
2 |
1 |
|
12 |
6. |
Основы коммуникативной культуры преподавателя. |
|
2 |
1 |
|
12 |
7. |
Этапы процесса обучения. |
|
|
1 |
|
8 |
8. |
Прямое и косвенное, реактивное и спонтанное обучение в высшей школе. |
|
|
1 |
|
8 |
|
Раздел 3. Специфика и функции различных форм учебной работы в преподавании психологии. |
4 |
|
|
|
|
9. |
Различные учебные формы в рамках психологических курсов. |
|
2 |
2 |
|
16 |
|
Итого: |
16 |
8 |
8 |
|
104 |
Содержание программы (по разделам)
Раздел 1. Роль и место психологии как гуманитарной дисциплины в современном образовании.
Введение в методику преподавания психологии. Место методики преподавания психологии как учебного предмета в системе высшего психологического образования. Методика преподавания психологии как отрасль знания. Цели, задачи, ожидаемые результаты преподавания курса. Государственный образовательный стандарт как основа построения учебного курса.
История преподавания психологии в высшей и средней школе. Преподавание психологии в 18-19 веках как общеобразовательной дисциплины. Преподавание психологии в первой половине 20 века в подготовке профессиональных психологов. Преподавание психологии во второй половине 20 века. Становление Московской и Ленинградской психологических школ. История преподавания психологии в средней школе. Особенности преподавания психологии как гуманитарной дисциплины.
Современное психологическое образование. Выдающиеся Учителя психологии в России (творчество в науке и преподавании).
Основные тенденции развития современного психологического образования. Преемственность в развитии методологических подходов в психологической науке и в практике преподавания. Методология научного исследования в неклассической психологии. Базовое психологическое образование. Последипломное психологическое образование. Обучение психологии в средних учебных заведениях.
Нормативно-правовое обеспечение образования, цели и принципы обучения психологии в разных типах учебных заведений.
Образование как многоаспектный феномен. Образовательная система – цели, формы и методы, содержание обучения; участники образовательного процесса. Парадигмальные установки современного образования. Анализ документов, регламентирующих учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях общего образования, регулирующих реализацию профессиональных образовательных программ в ССУЗе и Вузе. Послевузовское профессиональное образование в России. Цели преподавания психологии. Основные образовательные программы. Учебный план и программы преподавания психологии в учреждениях общего и профессионального образования.
Раздел 2. Методологические и методические основы построения психологического образования.
Методология и методика в гуманитарном образовании. Три логики построения обучения: онтогенеза; историогенеза; науки. Общепсихологические принципы, используемые в процессе преподавания психологии (принцип развития, единства сознания и деятельности, детерминизма, системного подхода).
Разнообразие психологических курсов. Специфика их построения. Таксономия учебных задач в преподавании психологических курсов (таксономия Д. Толлингеровой).
Личностно – ориентированный подход в современном психологическом образовании.
Преподавания психологии с точки зрения предмета; цели; возраста учащихся; мотивации обучения; специфики аудитории; образовательного стандарта общего и профессионального образования. Анализ стандартов и программ по психологии для различных звеньев образования (ДОУ, начальная школа, средние и старшие классы, ВУЗ).
Проектирование программы одной из общепрофессиональных дисциплин по специальности 030301 «Психология».
Факторы мотивации обучения: актуальность материала для слушателя, наличие запроса, работа в русле смыслового контекста слушателя; обаяние личности и педагогическое мастерство преподавателя; привлекательность предмета обучения (содержательная, ролевая).
Основы коммуникативной культуры преподавателя
Психологические установки преподавателя и конкретные техники построения взаимодействия с аудиторией. Техники ведения беседы с аудиторией и конкретным слушателем: игнорирование; эгоцентризм; выспрашивание; поддакивание; парафраз; вербализация речи партнера с указанием на актуальное состояние собеседника; вербализация речи партнера с использованием интерпретации его сообщения (использование ложной интерпретации как частный вариант техники).
Условия оптимального использования данных техник во взаимодействии с аудиторией. Условия применения этих техник, снижающих эффективность взаимодействия с аудиторией. Проблемы построения обучающей дискуссии. Анализ взаимодействия в процессе обучения.
Этапы процесса обучения. Этап погружения. Построение структуры курса в зависимости от наличия или отсутствия у слушателей пройденного этапа погружения относительно данного учебного содержания. Специфика этапа погружения в зависимости от характера предмета курса и цели обучения (теоретической, практической, широкой, специальной и т.д.).
Критерии отработанности этапа погружения. Овладение. Этап овладения в структуре различных курсов. Овладение теоретическим и практическим учебным материалом. Творческое использование. Творческое использование изученного в рамках одного курса и целостных образовательных программ. Построение образовательных программ с расчетом на использование в учебных курсах изученного ранее материала.
Прямое и косвенное, реактивное и спонтанное обучение в высшей школе.
Прямое и косвенное обучение в высшей школе. Особенности и функции прямого и косвенного обучения. Учебные задачи, решаемые с помощью прямого и косвенного обучения. Взаимодополнительность этих видов обучения. Использование прямого и косвенного обучения в преподавании психологии.
Реактивное и спонтанное обучение в высшей школе. Особенности и функции реактивного и спонтанного обучения. Учебные задачи, решаемые в рамках реактивного и спонтанного обучения. Взаимодополнительность этих видов обучения. Использование реактивного и спонтанного обучения при преподавании психологии.
Раздел 3. Специфика и функции различных форм учебной работы при преподавании психологии
Различные учебные формы в рамках психологических курсов
Особенности и функции учебных форм работы ВУЗа: лекция, семинар, практика, деловые и проблемные игры, психологические тренинги, коллоквиумы, учебные конференции, симпозиумы. Использование учебных форм при конструировании курсов. Различные варианты структуры учебных курсов, в зависимости от их предмета и цели.
Лекционная форма работы.
Специфика и функции лекции. Учебные задачи, решаемые с помощью лекционной формы. Невозможность решения многих учебных задач в форме лекции. Место лекций в преподавании психологических курсов. Использование лекционной работы при построении психологических образовательных программ.
Специфика построения и проведения семинарского занятия.
Специфика и функции учебного семинара. Учебные задачи, разрешаемые в форме семинара. Учебные задачи, которые трудно разрешить в форме семинара. Место семинарских занятий при преподавании психологических курсов. Использование семинарских занятий при построении психологических образовательных программ.
Особенности проведения лабораторных и практических занятий.
Специфика и функции практического занятия. Различные виды практических занятий в психологических образовательных программах. Учебные задачи, решаемые в форме практических занятий. Мастерская — новая учебная форма для проведения практических занятий в рамках психологических образовательных программ. Деловые игры в преподавании психологических курсов и при построении психологических образовательных программ.
Коллоквиумы, учебные конференции и симпозиумы.
Специфика и функции учебных коллоквиумов, конференций, симпозиумов. Учебные задачи, решаемые с помощью этих форм учебной работы. Место учебных коллоквиумов, конференций, симпозиумов при преподавании психологических курсов и при построении учебных программ.
Психологические тренинги.
Специфика и функции психологических тренингов. Различные виды психологических тренингов. Учебные задачи, решаемые с помощью психологических тренингов. Место психологических тренингов в преподавании психологических курсов и при построении психологических образовательных программ.
Различные виды и формы контроля усвоения учебного материала.
Различные виды форм контроля, их специфика и функции. Контроль преподавателя и самоконтроль слушателя в процессе обучения. Соответствие форм контроля и оценки предмету и целям курса. Рейтинговая система оценивания в системе психологического образования. Использование различных форм контроля в процессе преподавания психологических курсов. Требования к конструированию тестового суждения.
Содержание программы (по видам занятий) Лекции
Лекция 1. Введение в методику преподавания психологии (2ч.)
- Место методики преподавания психологии как учебного предмета в системе высшего психологического образования
- Методика преподавания психологии как отрасль знания
- Цели, задачи, ожидаемые результаты преподавания курса
- Государственный образовательный стандарт как основа построения учебного курса.
Лекция 2. История преподавания психологии в высшей и средней школе. (2ч.)
- Преподавание психологии в Московском университете в 18-19 веках как общеобразовательной дисциплины.
- Преподавание психологии в первой половине 20 века в подготовке профессиональных психологов.
- Преподавание психологии во второй половине 20 века. Становление Московской и Ленинградской психологических школ.
- История преподавания психологии в средней школе.
- Особенности преподавания психологии как философской, естественнонаучной и гуманитарной дисциплины.
Лекция 3. Современное психологическое образование. (4 ч.)
- Выдающиеся Учителя психологии в России (творчество в науке и преподавании).
- Основные тенденции развития современного психологического образования.
- Преемственность в развитии методологических подходов в психологической науке и в практике преподавания.
- Методология научного исследования в неклассической психологии.
- Цели преподавания психологии в разных типах учебных заведений.
- Учебный план и программы преподавания психологии в системе общего и профессионального образования.
- Учебно-методический комплекс в системе высшего образования
Лекция 4. Нормативно-правовое обеспечение образования, цели и принципы обучения психологии в разных типах учебных заведений. (2ч.)
- Образовательная система – цели, формы и методы, содержание обучения; участники образовательного процесса.
- Парадигмальные установки современного образования.
- Проблемы и перспективы развития общего и профессионального образования.
- Послевузовское профессиональное образование в России.
- Цели преподавания психологии на разных ступенях образования.
- Основные образовательные программы.
- Учебный план и программы преподавания психологии в учреждениях общего и профессионального образования.
Лекция 5. Методология и методика в гуманитарном образовании (4ч.)
- Три логики построения обучения: онтогенеза; историогенеза; науки.
- Общепсихологические принципы, используемые в процессе преподавания психологии (принцип развития, единства сознания и деятельности, детерминизма, системного подхода).
- Разнообразие психологических курсов. Специфика их построения.
- Таксономия учебных задач по Д. Толлингеровой.
- Личностно – ориентированный подход в современном образовании.
Лекция 6. Основы коммуникативной культуры преподавателя (4 ч.)
- Психологические установки преподавателя и конкретные техники построения взаимодействия с аудиторией.
- Техники ведения беседы с аудиторией и конкретным слушателем: игнорирование; эгоцентризм; выспрашивание; поддакивание; парафраз; вербализация речи партнера с указанием на актуальное состояние собеседника; вербализация речи партнера с использованием интерпретации его сообщения (использование ложной интерпретации как частный вариант техники).
- Условия оптимального использования данных техник во взаимодействии с аудиторией.
- Проблемы построения обучающей дискуссии.
- Анализ взаимодействия в процессе обучения.
Лекция 7. Этапы процесса обучения. (2ч.)
- Этап погружения.
- Специфика этапа погружения в зависимости от характера предмета курса и цели обучения.
- Критерии отработанности этапа погружения.
- Этап овладения в структуре различных курсов.
- Творческое использование изученного в рамках одного курса и целостных образовательных программ.
- Построение образовательных программ с расчетом на использование в учебных курсах изученного ранее материала.
Лекция 8. Прямое и косвенное, реактивное и спонтанное обучение в высшей школе. (2ч.)
- Прямое и косвенное обучение в высшей школе.
- Особенности и функции прямого и косвенного обучения.
- Учебные задачи, решаемые с помощью прямого и косвенного обучения.
- Реактивное и спонтанное обучение в высшей школе.
- Особенности и функции реактивного и спонтанного обучения.
- Учебные задачи, решаемые в рамках реактивного и спонтанного обучения.
Лекция 10. Различные учебные формы в рамках психологических курсов. (6 ч.)
- Особенности и функции учебных форм работы ВУЗа.
- Место лекций в преподавании психологических курсов.
- Специфика построения и проведения семинарского занятия.
- Специфика построения и проведения семинарского занятия.
- Виды лабораторных и практических занятий.
- Место деловых, проблемных игр и тренингов в преподавании психологических курсов.
- Коллоквиумы, учебные конференции и симпозиумы.
Лекция 11. Различные виды и формы контроля, их специфика и функции. (2ч.)
- Контроль преподавателя и самоконтроль слушателя в процессе обучения.
- Соответствие форм контроля и оценки предмету и целям курса.
- Рейтинговая система оценивания в системе психологического образования.
- Использование различных форм контроля в процессе преподавания психологических курсов.
- Требования к конструированию тестового суждения.
Семинарские и практические занятия
Занятие 1. История преподавания психологии в высшей и средней школе в России. (2ч.)
- Преподавание психологии в 18-19 веках как общеобразовательной дисциплины.
- Преподавание психологии в первой половине 20 века в подготовке профессиональных психологов.
- Преподавание психологии во второй половине 20 века. Становление Московской и Ленинградской психологических школ.
- История преподавания психологии средней школе.
- История преподавания психологии в высшей и средней школе за рубежом.
Литература:
- Карандышев В.Н.Методика преподавания психологии, СПб.: Питер, 2006. С.6-41.
Дополнительная литература:
- Ждан А.Н. Московский университет и психология (к 240-летию Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова) // Психологический журнал. 1995. Т.16. №5. – С. 134-143.
- Карандашев В.Н. Преподавание психологии. Опыт международного исследования и перспективные проекты сотрудничества// Психологический журнал. 2001. Т.22. №2. С.86-89.
- Володарская И.А. Лизунова Н.М. Система подготовки психологов в США // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1990. №1. С. 57-67.
- Рамуль К.А. О преподавании психологии в средней школе// Советская педагогика .1941. №4 С.100-104.
- Рыбников Н.А. Психология как предмет преподавания (в высшей дореволюционной школе)// Советская педагогика . 1943. №4. С. 42-49.
Занятие 2. Анализ содержания и форм современного психологического образования в России. (2ч.)
- Базовое психологическое образование.
- Последипломное психологическое образование.
- Обучение психологии в средних учебных заведениях.
- Преемственность методологии научных исследований в неклассической психологии и практики преподавания.
- Творчество преподавания психологии в деятельности выдающихся психологов России.
Литература:
- Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 2006., С.42-64.
- Кравцова Е.Е.Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ: принципы подготовки психологов// Школа Выготского сегодня (к 10-ти летию Института психологии им. Л.С. Выготского).
Сборник научных трудов. М., Фонд Выготского Л.С. 2005. С.5-22.
Дополнительная литература:
- Выгодская Г.Л., Лифанова Т.М.Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. М.: Смысл, 1996, С. 219-230, С.250-253.
- Кравцов Г.Г. О методологических стратегиях классической и неклассической психологии/ Вестник РГГУ. Серия «Психология» 2006 №1 С.67-73.
- Кравцова Е.Е.Смысл и образование. //Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла).
Материалы международной конференции (Москва, 19-21 мая 2005г.) / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2005, С. 83-93.
Занятие 3. Нормативно-правовое обеспечение образования (2ч.)
- Образование как многоаспектный феномен.
- Образовательная система – цели, формы и методы, содержание обучения; участники образовательного процесса.
- Анализ документов, регламентирующих учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях общего образования (Закон РФ «Об образовании»; Базисный учебный план; Государственный образовательный стандарт, учебный план).
- Анализ документов, регулирующих реализацию профессиональных образовательных программ в ССУЗе и Вузе (законы и типовые положения).
- Послевузовское профессиональное образование в России (требования, методические рекомендации, положения).
Литература:
- Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 2006., с.65-71.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (В редакции Федерального закона от 13.01.96г. №12-ФЗ).
- Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22.08.96г. №125 ФЗ)// Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию. 1996. № 10.
Дополнительная литература:
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 020400-Психология. Квалификация: психолог, преподаватель психологии. М., 2000.
- Об образовании. Закон РФ. // Официальные документы в образовании .2000. №14. С.2-59.
- Об утверждении концепции Профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приказ Минобразования России (с приложением)// Официальные документы в образовании. 2002. №27. С. 12-33.
- Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации. Приказ Минобразования России// Официальные документы в образовании. 2003. №5. С. 90-95.
- О порядке формирования основных образовательных программ послевузовского профессионального образования: Письмо Минобразования// Официальные документы в образовании. 2002. № 36. С.97-101.
- Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации// Официальные документы в образовании. 1998. № 19. С.38-56.
- Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)// Официальные документы в образовании. 2001. №9. С.73-88.
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении// Официальные документы в образовании. 2001. №11. С.16-31.
- Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации // Официальные документы в образовании. 2001. №14. С.53-74.
Занятие 4. Методология и методика в гуманитарном образовании. (2ч.)
- Учебный план и программы преподавания психологии в учреждениях общего и профессионального образования.
- Анализ реализации дисциплин первого и второго блока ГОС ВПО по специальности 020400 «Психология» на факультете.
- Цели преподавания психологии в учреждениях разного типа
- Принципы обучения психологии
- Разнообразие психологических курсов. Специфика их построения.
- Учебно-методический комплекс дисциплины: требования к содержанию.
- Проектирование проблемных ситуаций в соответствии с таксономией учебных задач.
Литература:
- Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 2006., с.65-85.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 020400-Психология. Квалификация: психолог, преподаватель психологии. М., 2000.
Занятие 5. Основы коммуникативной культуры преподавателя. (2ч.)
- Анализ психологических установок преподавателя.
- Конкретные техники построения взаимодействия с аудиторией: игнорирование; эгоцентризм; выспрашивание; поддакивание; парафраз; вербализация речи партнера с указанием на актуальное состояние собеседника; вербализация речи партнера с использованием интерпретации его сообщения.
- Условия применения этих техник, снижающих эффективность взаимодействия с аудиторией.
- Проблемы построения обучающей дискуссии.
- Анализ взаимодействия в процессе обучения: методика стандартизированного наблюдения.
Литература:
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. В 6-ти тт. Т. 2. Гл. 6. М., 1982. С. 246-294.
- Дубинина Т.В. Психология работы с аудиторией. Барнаул, 2005. С. 37, 51-59, 86-87.
- Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 2006., С.65-71.
- Flanders N.A. Interaction Analysis and Inservice Training/ The social psychology of Teaching. London, 1972.
Занятие 6. Этапы и виды обучения в высшей школе. (2ч.)
- Этапы обучения психологическому знанию (погружения, овладение, творческое использование).
- Построение образовательных программ с расчетом на использование в учебных курсах изученного ранее материала.
- Виды обучения (прямое и косвенное, реактивное и спонтанное обучение): особенности и функции.
- Взаимодополнительность этих видов обучения. Использование прямого и косвенного обучения в преподавании психологии.
- Проектирование учебных ситуаций каждого этапа и вида обучения.
Литература:
- Кравцова Е.Е. Периодизация Л.С. Выготского как основа для построения образовательных программ/ Проблемы психологии развития// Материалы конференции «Психическое развитие в онтогенезе: закономерности и возможные периодизации»/ Под ред. Е.Е. Кравцовой. М.: Вера Медика, 2000. С. 269 – 279.
- Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М.: МГУ, 1989. С.23-34.
Занятие 7. Различные учебные формы в рамках психологических курсов. (4ч.)
- Характеристика форм учебной работы высшей школы.
- Подготовка сценариев лекции, семинара, практического занятия, деловой и проблемной игры, психологического тренинга, коллоквиума, учебной конференции, симпозиума.
- Преемственность целей, задач, содержания и формы учебной работы.
- Использование различных видов контроля в процессе преподавания психологических курсов.
- Требования к конструированию тестового суждения как основы разработки критериально-ориентированного задания.
Литература:
- Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 2006.
- Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. М.:МГУ, 1989.
- Леонтьев А.Н. Психологические особенности деятельности лектора. М.: Знание, 1981. — 80с.
Занятие 8. Методическая разработка лекции в учебном курсе. (4ч.)
- Анализ методических проектов лекций.
- Моделирование лекционного занятия по общепрофессиональной дисциплине и специальной дисциплине.
- Теория учебных задач Д.Толлингеровой.
- Знакомство с таксономией по оценке когнитивной требовательности учебных задач и методикой построения задач Д.Толлингеровой.
- Самостоятельное составление заданий по психологии заданной когнитивной требовательности.
Литература:
- Дубинина Т.В. Психология работы с аудиторией. Барнаул, 2005. С.75-85.
- Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 2006.
- Ляудис В.Я.Методика преподавания психологии. М.: МГУ, 1989. С. 59-61.
- Толлингерова Д., Голоушова Д., Канторкова Г.Психология проектирования умственного развития детей. Москва-Прага, 1994.
Занятие 9. Специфика построения и проведения семинарского занятия. (2ч.)
- Специфика и функции учебного семинара.
- Учебные задачи, разрешаемые в форме семинара.
- Место семинарских занятий при преподавании психологических курсов.
- Моделирование фрагментов семинарских занятий и их анализ.
Литература:
- Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 2006.
- Ляудис В.Я.Методика преподавания психологии. М.: МГУ, 1989. С. 61-72.
Занятие 10. Особенности проведения лабораторных и практических занятий. (2ч.)
- Специфика и функции практического занятия.
- Различные виды практических занятий в психологических образовательных программах.
- Деловая игра в системе психологического образования.
- Психологическая мастерская – перспективная учебная форма для проведения практических занятий в рамках психологических образовательных программ.
- Проведение фрагментов лабораторных и практических занятий.
Занятие 11. Психологические тренинги. (2ч.)
- Специфика и функции психологических тренингов.
- Различные виды психологических тренингов.
- Моделирование тренинговых заданий и анализ их проведения.
Литература:
- Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 2006.
- Ляудис В.Я.Методика преподавания психологии. М.: МГУ,1989. С. 59-72.
Занятие 12. Коллоквиумы, учебные конференции и симпозиумы. (2ч.)
- Специфика и функции учебных коллоквиумов, конференций, симпозиумов.
- Учебные задачи, решаемые с помощью этих форм учебной работы.
- Место учебных коллоквиумов, конференций, симпозиумов в преподавании психологических курсов и при построении учебных программ.
Литература:
- Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Спб.: Питер, 2006.
- Ляудис В.Я.Методика преподавания психологии. М.:МГУ, 1989. С. 59-72.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Обязательная литература
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч. В 6-ти тт. Т. 2. Гл. 6. М., 1982.С. 246-294.
- Дубинина Т.В. Психология работы с аудиторией. Барнаул, 2005. — 92с.
- Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (от 22.08.96г. №125 ФЗ)// Бюллетень Государственного комитета РФ по высшему образованию. 1996. № 10.
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (В редакции Федерального закона от 13.01.96г. №12-ФЗ).
- Карандышев В.Н. Методика преподавания психологии. СПб.: Питер, 2006.
- Кравцова Е.Е. Институт психологии им. Л.С. Выготского РГГУ: принципы подготовки психологов// Школа Выготского сегодня (к 10-ти летию Института психологии им. Л.С. Выготского).
Сборник научных трудов. М.: Фонд Выготского Л.С., 2005. С. 5-22.
- Кравцова Е.Е. Периодизация Л.С. Выготского как основа для построения образовательных программ/ Проблемы психологии развития// Материалы конференции «Психическое развитие в онтогенезе: закономерности и возможные периодизации»/ Под ред. Е.Е. Кравцовой. М.: Вера Медика, 2000. С. 269 – 279.
- Ляудис В.Я.Методика преподавания психологии. М.:МГУ, 1989. С. 59-72.
Дополнительная литература
- Володарская И.А. Лизунова Н.М. Система подготовки психологов в США // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1990. №1. С. 57-67.
- Выгодская Г.Л., Лифанова Т.М.Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. М.: Смысл, 1996. С. 219-230, С.250-253.
- Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 020400-Психология. Квалификация: психолог, преподаватель психологии. М., 2000.
- Ждан А.Н. Московский университет и психология (к 240-летию Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова) // Психологический журнал. 1995. Т.16. №5. С. 134-143.
- Карандашев В.Н. Преподавание психологии. Опыт международного исследования и перспективные проекты сотрудничества// Психологический журнал. 2001. Т.22. №2. С.86-89.
- Кравцов Г.Г. О методологических стратегиях классической и неклассической психологии/ Вестник РГГУ. Серия «Психология». 2006. №1. С.67-73.
- Кравцова Е.Е.Смысл и образование. //Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла).
Материалы международной конференции (Москва, 19-21 мая 2005г.) / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2005. С. 83-93.
- О порядке формирования основных образовательных программ послевузовского профессионального образования: Письмо Минобразования// Официальные документы в образовании. 2002. № 36. С. 97-101.
- Об образовании. Закон РФ. // Официальные документы в образовании . 2000. №14. С.2-59.
- Об утверждении концепции Профильного обучения на старшей ступени общего образования. Приказ Минобразования России (с приложением)// Официальные документы в образовании. 2002. №27. С. 12-33.
- Об утверждении методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации. Приказ Минобразования России// Официальные документы в образовании. 2003. №5. С. 90-95.
- Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации// Официальные документы в образовании. 1998. № 19. С.38-56.
- Рамуль К.А. О преподавании психологии в средней школе// Советская педагогика. 1941. №4 С.100-104.
- Рыбников Н.А. Психология как предмет преподавания (в высшей дореволюционной школе)// Советская педагогика .1943. №4. С. 42-49.
- Толлингерова Д., Голоушова Д., Канторкова Г.Психология проектирования умственного развития детей. Москва-Прага, 1994.
Методические рекомендации преподавателю
Методика преподавания психологии – курс, который строится на пересечении двух предметных областей знания – дидактики и психологии. В дидактике имеются достаточно определенные и устоявшиеся представления о методических средствах преподавания, однако применение этого знания в преподавании психологических дисциплин достаточно ограничено. Преподавание психологии требует от преподавателя умений непосредственно внутри курса продемонстрировать те требования, которые выдвигаются в современном психологическом знании к обучению психологии и психологией.
Данная дисциплина предполагает наиболее полное проявление индивидуального стиля деятельности преподавателя. Содержание курса и особенности выбора форм и видов учебной работы определяются с одной стороны ГОС ВПО, с другой — ценностными приоритетами преподавателя, его приверженностью к той или иной научной школе. Здесь требуется сочетание глубокой методологической подготовки, умений организовать разнообразные формы учебной работы, а также способности эффективно и содержательно рефлексировать процесс и результат самостоятельной деятельности студентов в качестве преподавателей. Значительное время в курсе отводится изучению регламентирующей документации, проектированию рабочих учебных программ. Студентам предлагается выбрать общепрофессиональную дисциплину из ГОС ВПО, разработать учебную программу, подготовить и провести лекционное, семинарское и практическое занятие по данному курсу. Кроме этого поощряется творчество по поиску возможных спецкурсов, их содержания, конструированию программы и моделированию перспективных форм учебной работы, адекватных целям, подготовленности аудитории, содержательным аспектам спецкурса.
По дисциплине разработаны мультимедийные презентации. Организуются «пробы» студентов в разработке различных схем контроля и оценки, например рейтинговой. Система критериев для контроля и оценки результатов обучения разрабатывается в процессе освоения курса. Обязательным для студентов является проведение модельных занятий: лекции, семинарского и практического.
Студенты заочной формы обучения в межсессионный период выполняют контрольную работу, проводят анализ нормативно-правовой базы психологического образования, знакомятся с ГОС ВПО и разрабатывают Рабочую учебную программу по одной из дисциплин цикла ОПД (общепрофессиональные дисциплины).
Методические указания студенту
- Подготовка студента к модельным занятиям состоит в разработке плана-конспекта; заполнении необходимых бланков для наблюдения за преподавательской деятельностью одногруппников через выделение критериев для анализа качества преподавания (анализ взаимодействия с аудиторией, таксономия учебных задач, коммуникативная культура и др.).
- Важно проводить самоанализ непосредственного опыта работы с аудиторией на занятиях, а также анализ работы своих одногруппников в качестве преподавателей на занятиях по курсу «Методика преподавания психологии», а также на других учебных дисциплинах в Вузе, на педагогической практике.
- Контрольная работа студентами заочной формы обучения выполняется в межсессионный период и задает направление для углубленного освоения курса.
- В процессе подготовки психологического занятия с одногруппниками, или другими учащимися важно: 1) заранее спрогнозировать какие потребности, ожидания актуализируются у учащихся на предложенную вами тему и методы работы; 2) спрогнозировать какого рода сопротивления могут возникнуть у учащихся (в целом у группы или у отдельных учащихся) на разных этапах проводимого вами занятия, в частности, важно прогнозировать: а) сопротивления, которые могут возникнуть на тему занятия; б) сопротивления на формы и отдельные приёмы работы; в) сопротивление на других членов группы: г) сопротивление непосредственно на ведущего. Прогноз основных потребностей будущей аудитории позволит найти способы компенсации предполагаемых вами заранее различных сопротивлений членов группы. Важно помнить, что неудовлетворение, игнорирование основных потребностей и ожиданий членов группы непременно приведёт к возникновению сопротивления на предлагаемое занятие, что может непредсказуемо снизить его эффективность.
- В процессе проведения психологического занятия важно использовать уже имеющиеся навыки психолога-практика, а именно: использовать потенциал включённого наблюдения, навыки ведения беседы и организации дискуссии, использовать приёмы экспресс-диагностики и анализа продуктов деятельности учащихся, использовать различные психологические упражнения и методические приёмы как средства для проведения естественных мини-экспериментов, моделирования и пр.
- На других учебных занятиях по психологии в Вузе или за его пределами целесообразно обратить внимание на работу профессионалов-преподавателей: сравнить индивидуальные стили деятельности преподавателей, ведущих у студентов лекции, семинары, определить — что повышает эффективность их деятельности, а что препятствует; сравнить деятельность преподавателей, предпочитающих монологическую форму организации занятий и преподавателей, выбирающих активные методы.
- Наблюдать за деятельностью других преподавателей психологии, за собой и своими одногруппниками возможно, используя схему наблюдения, предложенную ниже.
Карта наблюдения
«Психологические характеристики общения на психологическом занятии»
-
Характеристики общения
Степень выраженности характеристики общения
Общий эмоционально-смысловой контекст общения
- Позитивный
- Нейтральный
- Негативный
Степень эмоциональной вовлечённости в общение
- Высокая
- Средняя
- Низкая
- Отсутствует
Степень интеллектуальной включенности в общение
- Высокая
- Средняя
- Низкая
- Отсутствует
Признание личностями друг друга
- Имеют место вопросы, комментарии, реплики, примеры…
- Признание отсутствует
Наличие обратной связи
- Позитивная
- Нейтральная
- Негативная
- Отсутствует
Психологическая позиция в общении
- На равных
- Доминирование
- Подчинение
Психологическая дистанция в общении
- Уважение психологических границ друг друга
- Игнорирование, нарушение психологических границ
- Большая психологическая дистанция
Поведение в конфликте, отношение к конфликту
- Присутствующие компенсируют стрессоры
- Усиливают стрессоры
- Порождают новые стрессоры
Ролевая структура группы (например, генераторы идей, организаторы, критики, «пассивные» и пр.)
- Идёт расширение ролевой структуры
- Задействована сложившаяся ролевая структура группы
- Ролевая структура группы сужается
Психологические затраты данного взаимодействия
- Оптимальны
- Высоки
- Чрезмерно высоки
- Необходимо обращать внимание на то, какую обратную связь дают люди, побывавшие в роли потребителей образовательных психологических услуг (после бесед, лекций, семинаров, тренингов по психологической проблематике).
- Следует обращать внимание на то, какая психологическая проблематика наиболее востребована у реальных или потенциальных потребителей образовательных психологических услуг – подобный маркетинговый срез позволит более эффективно позиционировать себя в качестве психолога-преподавателя (особенно это важно для построения профессиональных коммуникаций за рамками образовательных учреждений).
- Осознавайте и оптимизируйте свой индивидуальный стиль построения группового взаимодействия с окружающими (особенно в деловой и учебной сфере), понимая, что многие составляющие вашего нынешнего коммуникативного стиля войдут неотъемлемой частью в процесс становления индивидуального стиля профессиональной деятельности, в частности в вашу будущую деятельность психолога-преподавателя.
2. Материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестации
Темы рефератов
- Реализация индивидуального подхода в процессе преподавания психологии.
- Преподавание психологии в образовательных учреждениях и преподавание психологии как задача в работе практического психолога: общее и специфичное.
- Реализация просветительской, психопрофилактической и развивающей функций в процессе преподавания психологии.
- Особенности преподавания психологии различным социально-возрастным группам учащихся.
- Учёт гендерных различий в работе с учащимися в процессе преподавания психологии.
- Проблемы становления профессионализма специалиста в области преподавания психологии.
- Востребованность психологических знаний в обществе: основные тенденции.
- Возможности использования элементов преподавания психологии в процессе решения самого широкого спектра социально-психологических проблем, стоящих перед психологом-профессионалом.
- Понятие «преподавание психологии» в широком образовательном и социальном контексте.
- Влияние предмета психологической науки на специфику методики преподавания психологии.
- Общепсихологические принципы, используемые в процессе преподавания психологии.
- Неклассическая психология и специфика ее преподавания.
- «Сильные» и «слабые» стороны реактивного и спонтанного обучения в средней и высшей школе.
Темы творческих заданий
- Разработайте проект (сценарий) занятия по психологии в соответствии с принципами продуктивного совместного действия преподавателя и группы (студенческой и пр.)
- Используя таксономию задач и процедуру таксации, сконструируйте учебные задачи по содержанию темы одной из общепрофессиональных дисциплин для определённой аудитории.
- Разработайте проект программы тренинга для студентов/старших школьников (либо отдельного занятия в курсе тренинга) по психологии личности психолога на интересующую вас тему.
- Разработайте проект элективного курса по психологии для старшеклассников профильного класса.
- Разработайте содержание спецкурса для студентов (непсихологов/психологов) и спрогнозируйте уровень его востребованности.
- Составьте карту самонаблюдения преподавателя психологии с целью повышения эффективности взаимодействия с аудиторией.
- Составьте карту наблюдения преподавателя психологии за учениками и за работой аудитории в целом.
- Создайте (выберите из литературы) упражнения на выработку чувства ситуации и партнёра в системе задач подготовки психолога к преподаванию.
- «Сильные — слабые», «заинтересованные — незаинтересованные» ученики — что это с позиции психологической системы «преподаватель – аудитория»?
- Сформулируйте критерии эффективности работы психолога-преподавателя «глазами» клиентов различных социальных и возрастных групп.
Темы курсовых работ
- Психологический анализ деятельности преподавателя психологии.
- Основы коммуникативной культуры преподавателя психологии.
- Принцип отражённой субъектности, его роль в обучении психологии.
- Психологические особенности преподавания психологии разным возрастным и социальным категориям слушателей.
- Использование общепсихологических методов в процессе преподавания психологии.
- Экология взаимодействия в процессе преподавания психологии.
- Социально-психологические факторы эффективности преподавания психологии различным социально-возрастным группам учащихся.
- Негативные явления в профессиональной жизни учащихся как фактор преподавания психологии в системе повышения квалификации.
- Социально-психологические проблемы профессионализации и совершенствования специалиста в области преподавания психологии.
- Индивидуальный стиль преподавательской деятельности и выбор специализации в области преподавания психологии.
- Условия возникновения профессиональной деформации в деятельности психолога-преподавателя, способы психопрофилактики и коррекции данного явления.
- Системная парадигма как основа деятельности психолога-преподавателя.
Темы контрольных работ для студентов ОЗО
- Основные задачи преподавания психологии на современном этапе развития российского общества.
- Основные социально-психологические проблемы специалистов в области преподавания психологии.
- Характеристика основных методов и методик преподавания психологии.
- Соотношение понятий «труд», «игра», «общение», «учение».
- Психологический смысл понятия «учение».
- Роль проблемы профессионального и личностного самоопределения в процессе преподавания психологии.
- Главные этические ориентиры специалиста в области преподавания психологии.
- Этические ограничения использования методов или методик (указать, каких именно) при работе с разными группами учащихся (указать с какими именно).
- Основные этапы становления представлений о методике преподавания психологии в России.
- Возможности и ограничения использования тренинга как основного метода обучения в работе с учащимися (указать, с какими образовательно-возрастными группами учащихся).
- Роль преподавания психологии в решении задач становления профессионализма в работе со студентами и учащимися-профессионалами.
- Профессиональная деформация как проблема преподавания психологии учащимся-профессионалам.
- Профессиональный маргинализм как проблема преподавания психологии обучающися профессионалам.
- Специфика профессионального стресса специалиста в области преподавания психологии.
Вопросы к зачету/экзамену
- Цели обучения психологии.
- Реализация принципа развития в процессе преподавания психологии.
- Реализация принципа детерминизма в процессе преподавания психологии.
- Реализация принципа единства сознания и деятельности в процессе преподавания психологии.
- Системная парадигма как основа преподавания психологии.
- Этические принципы преподавания психологии.
- Психологические различия традиционной и инновационной стратегий организации образования (цели, ролевые позиции и мотивационно-смысловые установки преподавателя).
- Психологические различия традиционной и инновационной стратегий организации образования (характер организации учебно-познавательной деятельности, контроль и оценка).
- Психологические различия традиционной и инновационной стратегий организации образования (формы взаимодействия в учебной ситуации, мотивационно-смысловые позиции обучаемых).
- Структура и системообразующие компоненты учебной ситуации.
- Организация преподавателем взаимосвязи мотивационно-смысловой, эмоциональной, операционно-технической сторон осваиваемой учеником деятельности.
- Динамика групповых взаимодействий как фактор в работе преподавателя с аудиторией.
- Формирование хронотопа в ходе совместной (групповой) интеллектуальной деятельности.
- Система форм совместной деятельности как метод со-развития личности преподавателя и учащихся.
- Принцип отражённой субъектности, его роль в обучении психологии.
- Содержание занятия по психологии как интеллектуально-коммуникативное пространство.
- Учебный материал как элемент психологической системы «преподаватель — аудитория».
- Характеристики аудитории, влияющие на специфику функционирования системы «преподаватель — аудитория».
- Специфика школьной и вузовской аудиторий как психологических систем.
- Преподаватель как элемент системы «преподаватель – аудитория».
- Эмоции и чувства как элемент системы «преподаватель – аудитория», способы оптимизации.
- Факторы, дезинтегрирующие работу системы «преподаватель – аудитория».
- Гетерогенность интеллектуальной деятельности и интеграция её видов в процессе обучения психологии.
- Таксономия учебных задач как средство обучения психологии.
- Взаимосвязь между продуктивными и репродуктивными заданиями на занятиях в курсе психологии.
- Проблемы контроля и оценки на занятиях по психологии.
- Критерии оценки успешности совместных решений на занятиях по психологии.
- Общепсихологические методы, используемые в процессе преподавания психологии.
- Сравнительный анализ видов обучения в психологическом образовании.
- Основные документы, регламентирующие деятельность преподавателя психологии в системе общего и профессионального образования.
28