«Возрастная и педагогическая психология»

УКРАИНСКАЯ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

кафедра охраны труда и инженерной педагогики

Методические рекомендации

для выполнения контрольных работ

по дисциплине

«Возрастная и педагогическая психология»

для студентов инженерно-педагогических специальностей

Утвержденно Научно методическим Советом

Украинской инженерно —

педагогической академии

Протокол № _____

от___________2011г.

Артемовск 2011

УДК______

Утверждено на заседании кафедры охраны труда и инженерной педагогики(протокол № ___ от ___________2011г.)

ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ. Методические рекомендации для выполнения контрольных работ, для студентов инженерно-педагогических специальностей / С.В. Малазония — Артемовск УНППИ УИПА, 2011г. -30с.

Методические рекомендации содержат общие требования к выполнению контрольной работы, критерии оценок, примерную тематику, план выполнения.

|вимірах|

Рецензент: Г.П. Шевченко, докторпед.. наук, профессор, зав. кафедры педагогики. Восточноукраинский национальный университет им. В. Даля

С.В. Малазония

УНППИ УИПА 2011 г.

Содержание

1.

Общие методические рекомендации по выполнению контрольных работ по курсу «Возрастная и педагогическая психология»

4

2.

Критерии оценок за контрольную работу

8

3.

Тематика контрольных работ по курсу «Возрастная и педагогическая психология»

9

4.

Образец выполнения контрольных работ

11

4.1

Тема 2. Мотивы учебной деятельности в средних средних специальных учебных заведений">специальных учебных заведениях.

11

4.2

Тема 6. Мотивационная готовность учащихся к обучению в средних специальных учебных заведениях

13

4.3

Тема 23. Учебные интересы учащегося в средних специальных учебных заведениях

14

4.4

Тема 24. Внеучебные интересы учащихся

15

4.5

Тема 29. Темперамент и особенности его проявления на первом курсе среднего специального учебного заведения

17

4.6

Тема 33. Основные свойства внимания и их проявление у первокурсников

19

4.7

Тема 39. Механическое и смысловое запоминание у первокурсников

20

4.8

Тема 40. Виды памяти учащихся (кратко- и долговременная)

21

4.9

Тема 41. Индивидуальные различия памяти и особенности их проявления в юношеском возрасте

23

4.10

Тема 42. Мыслительные операции сравнения и обобщения в учебной деятельности учащихся.

24

4.11

Тема 45. Развитие речи у учащихся

26

5

Список рекомендуемой литературы

29

1. Общие методические рекомендации по выполнению контрольных работ по курсу «Возрастная и педагогическая психология»

Курс «Возрастная и педагогическая психология» входит в базовый курс основных психологических знаний при подготовке будущих инженеров-педагогов. Он создает базу для осмысленного усвоения педагогических знаний, обеспечивает эффективность их применения.

В своей повседневной деятельности инженер-педагог сталкивается с множеством психолого-педагогических фактов, в которых он должен разобраться, оценить их, сделать практические выводы. Это различия характеров, проявляющиеся в поведении учащихся, неодинаковое внимание на занятиях и различное запоминание учебного материала, отсутствие или избыток эмоциональных переживаний и многое другое. Чтобы суметь выделить существенные факты, понять их природу и закономерности развития, требуется овладение техникой психолого-педагогического исследования в учебном заведении. Именно этой цели и служат контрольные работы по курсу «Возрастная и педагогическая психология».

Выполнение работ способствует решению ряда задач:

— закреплению теоретических знаний по курсу;

— обучению методологии психолого-педагогического исследования, выработке ряда умений, таких, как постановка цели исследования, выдвижение гипотезы, подбор экспериментального материала, сопоставление и обобщение психологических данных, простейшие приемы их обработки и проверки полученных результатов;

— практическому овладению конкретными методами изучения психики учащегося, формированию умений и навыков проведения психологического исследования;

— овладению навыками ориентировки в личностных качествах учащихся, их психологической интерпретации с последующими педагогическими выводами;

— установлению взаимосвязей психических явлений, то есть их взаимообусловленности и взаимовлияния.

Тематика контрольных работ, предлагаемая в данном пособии, определяется основными проблемами возрастной и педагогической психологии, связанными с изучением познавательных процессов и отдельных свойств формирующейся личности учащихся, особенностями их деятельности и общения.

При подготовке контрольной работы рекомендуется придерживаться следующих этапов ее выполнения:

1. Выбор темы и анализ соответствующей психолого-педагогической литературы. Выбор конкретной темы исследования зависит от того, каков его педагогический опыт студента-заочника, его интересы и склонности. Правильному выбору поможет внимательное ознакомление с методическими рекомендациями в целом. Следует иметь в виду, что предложенная далее тематика работ примерная, возможно ее изменение, дополнение.

1.После выбора темы следует восстановить научно-теоретические знания по курсам «Психология человека», «Возрастная и педагогическая психология». В этом могут помочь следующие учебники и учебные пособия:

Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М.В. Гамезо. — М.: Просвещение, 2006.

Вікова і педагогічна психологія навч. посіб./ О.В. Скрипченко, Л.В.Долинська, З.В. Огороднійчук та ін.. 2-ге вид.-К.: Каравела,2008.–400с.

Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 2007.

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. — М.: Просвещение, 2006.

Немов Р.С. Психология: В 2 кн. — М.: Просвещение; Владос, 2007.

Петровский А.В. Введение в психологию — М.: Издательский центр «Академия»,2009.

Вікова психологія навч. посіб./ М.В.Савчин, Л.П.Василенко 2-ге вид. К.: «Академвидав» 2009 . – 360с.

После этого нужно составить список литературы, соответствующей выбранной теме, выделив в ней фундаментальные труды, которые станут основой для теоретической части работы. Затем следует ознакомиться с новыми поступлениями (за последние 5 лет), с материалами периодической печати.

Работу над каждой темой необходимо начинать с освоения соответствующих разделов учебных пособий по психологии, затем переходить к специальным материалам. На основе анализа психолого-педагогической литературы следует осмыслить значение проблемы исследования, указать его основные вопросы и наиболее продуктивные пути их решения, а также задачи собственного эмпирического исследования.

2. Разработка методики исследования и сбор фактического материала. В связи с ограниченными возможностями использования специальной аппаратуры тематика рекомендуемых контрольных работ ориентирует студентов в основном на проведение наблюдения, естественного эксперимента, анкетирования, тестирования, бесед.

Руководствуясь рекомендациями к контрольным заданиям, нужно выбрать методы и методики исследования. В соответствии с избранной методикой составить план наблюдений или бесед, составить речевые инструкции, обращенные к учащимся, заготовить дневник для фиксации результатов наблюдений, анкеты, экспериментальный материал и форму протокола эксперимента, необходимые схемы и пр. Только после такой подготовки можно приступить непосредственно к сбору фактического материала.

3. Обработка результатов исследования. После тщательного изучения протоколов эмпирического исследования следует приступить к обработке полученных данных, т.е. их количественному и качественному анализу. В количественный анализ входит, прежде всего, подсчет показателей по намеченным критериям обработки фактических материалов (например, время протекания психического процесса, частота повторяемости изучаемого явления, количество правильных и ошибочных ответов, время, затраченное на выполнение задания и т.д.).

Сравнивая эти данные, можно найти их среднее арифметическое, процентное соотношение полученных в разных сериях эксперимента показателей, коэффициент корреляции и пр.

Итоги количественного анализа оформляются в сводных таблицах, которые нумеруют, подписывают и снабжают описанием, а также в виде графиков и диаграмм.

Количественный анализ позволяет установить ряд фактов, вытекающих из эмпирического исследования. Однако главная цель психолого-педагогического исследования состоит в том, чтобы раскрыть сущность полученных результатов, дать им соответствующую интерпретацию — только тогда можно считать исследование подлинно научным. Осуществляется это путем качественного анализа результатов. Полученные после количественной обработки данные следует рассмотреть в новых причинно-следственных связях и отношениях, заново их переосмыслить, сопоставляя по сериям, возрастам. Таким образом, содержание качественного анализа зависит от специфики избранной темы и должно соответствовать задачам эмпирического исследования. Если возникают затруднения в объяснении наблюдаемых фактов, необходимо провести дополнительное, проверочное исследование или беседу с испытуемыми.

4. Психолого-педагогические выводы. В выводы к исследованию следует включить данные, вытекающие как из теории вопроса, так и из эмпирического изучения. Необходимо подчеркнуть значение выявленных закономерностей для педагогической деятельности, указать границы возможного применения в практике обучения и воспитания учащихся, а также сформулировать педагогические рекомендации воспитателю, педагогу.

5. Оформление контрольной работы. Контрольная работа должна включать план, теоретическую и эмпирическую части, список использованной литературы, приложение.

План обеспечивает логическую стройность и последовательность изложения материала и определяется выбранной темой.

В теоретической части представляется анализ современной психолого-педагогической литературы по теме работы. При этом особое внимание уделяют раскрытию особенностей развития психических процессов, свойств личности в юношеском возрасте.

Переходя к эмпирической части, следует определить задачи, методику и базу исследования, описать критерии обработки и анализа материала. При изложении результатов эмпирического исследования надо привести не только статистические данные в виде таблиц, но и описать словесные и эмоциональные реакции испытуемых (используя протоколы наблюдений, экспериментов), характеризующие поведение учащихся во время исследования. Полученные количественные показатели желательно также проиллюстрировать графиками и диаграммами. Эмпирическую часть завершают выводы и психолого-педагогические рекомендации.

В конце контрольной работы приводят список литературы (не менее 15 наименований).

Библиографическое описание литературных источников должно соответствовать определенным правилам ГОСТа.

В приложении помещают протоколы наблюдений, экспериментов, тексты анкет, образцы экспериментальных материалов и пр.

Объем контрольной работы должен составлять 15-25 страниц (не считая приложения), писать ее надо аккуратно, разборчивым почерком или напечатать на компьютере.

Титульный лист оформляется следующим образом:

Министерство образованию и науки, молодежи и спорта украины

УКРАИНСКОЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АКАДЕМИИ

УЧЕБНО-НАУЧНЫЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

кафедра охраны труда и инженерной педагогики

Контрольная работа

по дисциплине «Возрастная и педагогическая психология»

Тема: Мотивационная готовность учащихся к обучению в средних специальных учебных заведениях.

Студента(ки) II курса дневного (заочного) отделения

электротехнологического факультета

Ивановой С.А.

Артемовск 2011

2. Критерии оценок за контрольную работу

Оценка контрольной работы будет определяться тем, насколько психологически грамотно и аргументированно освещены в ней теоретические положения по избранной теме исследования, уровням не только количественного, но главным образом качественного анализа эмпирических материалов, а также глубиной показа того, как полученные результаты могут быть использованы в практике работы в учебном заведении.

Оценка «отлично» ставится, если выполненная контрольная работа удовлетворяет следующим требованиям.

1. В работе отражено знание студентом теоретических основ психологии, видна ее профессиональная направленность.

2. Теоретическое и эмпирическое исследование избранной проблемы взаимосвязаны.

3. Эмпирические данные обработаны и интерпретированы.

4. В заключении представлены конкретные педагогические выводы и рекомендации.

5. К работе прилагаются результаты обследования учащихся.

Оценка «хорошо» ставится при соблюдении всех вышеперечисленных требований, но:

— отсутствует качественная обработка данных;

— отсутствуют результаты психологического обследования учащихся (приложение).

Оценка «удовлетворительно» ставится, если содержание работ носит описательный характер, отсутствует фактический материал и педагогические выводы. При этом имеют место:

— слабая аргументированность суждений;

— недостаточность экспериментальных данных;

— работа оформлена небрежно.

Оценка «неудовлетворительно» ставится, если работа полностью не отвечает требованиям к данному виду зачетных работ студентов.

Неудовлетворительной считается также работа, в которой заметно прилежание, но которая выполнена на уровне не научной, а житейской психологии.

Неудовлетворительная работа возвращается студенту для доработки.

3. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО КУРСУ «ВОЗРАСТНАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

I. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ учащихся средних специальных учебных заведениЙ.

1. Психологическая характеристика учебной деятельности в юношеском возрасте.

2. Мотивы учебной деятельности учащихся в средних специальных учебных заведениях.

3. Действия контроля и самооценки в структуре учебной деятельности учащимися средних специальных учебных заведений.

4. Интеллектуальная готовность к обучению в средних специальных учебных заведениях.

5. Личностная готовность к обучению в средних специальных учебных заведениях.

6. Мотивационная готовность к обучению в средних специальных учебных заведениях.

7. Адаптация первокурсников к среднему специальному учебному заведению.

8. Особенности учебной деятельности в юношеском возрасте в процессе обучения.

9. Психологические особенности трудовой деятельности учащихся средних специальных учебных заведений..

10. Психологическая готовность к обучению в среднем специальном учебном заведении.

II. ОБЩЕНИЕ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В средних специальных учебных заведениях.

11. Межличностные отношения в коллективе.

12. Особенности межполового общения.

13. Причины изоляции в коллективе.

14. Психологическая характеристика лидеров в коллективе.

15. Влияние успеваемости на положение учащегося в системе межличностных отношений.

16. Внешняя привлекательность как фактор, определяющий положение учащегося в системе межличностных отношений.

17. Соотношение типа темперамента учащегося и его социального статуса.

18. Особенности дружбы учащихся.

19. Внеучебное общение учащихся.

20. Своеобразие общения учащихся с взрослыми.

III. ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В средних специальных учебных заведениях.

21. Направленность личности современного учащегося.

22. Структура социальных потребностей современного учащегося.

23. Учебные интересы учащегося .

24. Внеучебные интересы современного учащегося.

25. Читательские интересы современного учащегося.

26. Мечты и идеалы современных учащихся.

27. Особенности оценки и самооценки в юношеском возрасте.

28. Коммуникативные и организаторские способности современных учащихся.

29. Темперамент и особенности его проявления в юношеском возрасте.

30. Особенности проявления некоторых черт характера у молодых людей в зависимости от темперамента.

IV. ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ СФЕРА УЧАЩИХСЯ

В средних специальных учебных заведениях.

31. Виды внимания и их соотношение у учащихся в средних специальных учебных заведениях.

32. Произвольное внимание как самоконтроль в учебной деятельности учащихся.

33. Основные свойства внимания и их проявление у учащихся.

34. Особенности восприятия учащихся.

35. Восприятие учащимися произведений искусства.

36. Восприятие учащимися музыки.

37. Особенности восприятия личности педагога учащимися.

38. Произвольное и непроизвольное запоминание учащихся.

39. Механическое и смысловое запоминание учащихся.

40. Виды памяти учащихся (кратко- и долговременная).

41. Индивидуальные различия памяти и особенности их проявления в юношеском возрасте.

42. Мыслительные операции сравнения и обобщения в учебной деятельности учащихся.

43. Особенности усвоения научных понятий учащимися.

44. Особенности воображения учащихся.

45. Развитие речи у учащихся.

V. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВАЯ СФЕРА УЧАЩИХСЯ

средних специальных учебных заведений.

46. Особенности развития моральных чувств.

47. Интеллектуальные чувства.

48. Эстетические чувства.

49. Причины обид.

50. Объекты страхов.

51. Причины страхов.

52. Психологическая характеристика учебной тревожности учащихся .

53. Виды юношеской агрессии.

54. Особенности протекания волевого действия в процессе учебной деятельности.

55. Волевые качества.

Данный перечень включает в себя темы контрольных работ. Причем акцент сделан на проблемах возрастной и педагогической психологии учащихся средних специальных учебных заведений. Сформулировать темы работ по возрастной и педагогической психологии студенты могут с помощью преподавателя.

Далее излагаются подробные планы выполнения некоторых из вышеприведенных контрольных работ (нумерация соответствует общему списку).

4. ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

4.1. Тема 2. Мотивы учебной деятельности в средних специальных учебных заведениях

Цель исследования — выявить доминирующие мотивы учения у учащихся.

План

1. Понятие о мотивах деятельности.

2. Характерные особенности мотивов учения в юношеском возрасте.

3. Методики исследования мотивов учения учащихся.

4. Полученные результаты и их анализ.

5. Роль педагога в формировании.

Методика изучения мотивации учения в средних специальных учебных заведениях.

Цель: выявление доминирующих мотивов учения у учащихся

Оборудование: карточки с названиями мотивов.

1. Понимаю, что учащийся должен хорошо учиться.

2. Стремлюсь быстро и точно выполнять требования педагога.

3. Понимаю свою ответственность за учение перед группой.

4. Хочу закончить техникум(училище) и учиться дальше.

5. Понимаю, что знания нужны мне для будущего.

6. Хочу быть культурным и развитым человеком.

7. Хочу получать хорошие оценки.

8. Хочу получать одобрение педагогов и родителей.

9. Хочу, чтобы одногрупники были всегда хорошего мнения обо мне.

10. Хочу быть лучшим студентом в группе.

11. Хочу, чтобы мои ответы на занятиях были лучшими.

12. Хочу занять достойное место среди сокурсников.

13. Хочу, чтобы одногрупники не осуждали меня за плохое учение.

14. Хочу, чтобы не ругали родители и педагоги.

15. Не хочу получать плохие оценки.

16. Нравится узнавать на занятиях о различных науках и их исследованиях.

17. Люблю узнавать новое.

18. Нравится, когда педагог рассказывает интересно.

19. Люблю решать задачи разными способами.

20. Люблю думать, рассуждать на занятиях.

21. Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.

Все предложенные мотивы можно разделить на 4 группы:

1. Широко-социальные мотивы (мотивы долга и ответствнности (1-3), мотивы самоопределения и самосовершенствования (4-6).

2. Учебно-познавательные мотивы (мотивы, выявляющие интерес учащихся к содержанию (16-18) и процессу учения (19-21)).

3. Узколичностные мотивы (мотивы благополучия (7-9) и мотивы престижа (10- 12)).

4. Мотивы избегания неприятностей (13-15).

Порядок исследования. Исследование проводится в три этапа.

I этап. Учащимся выдаются карточки, и предлагается разложить их на 5 групп:

1 группа — очень важное значение для учения;

2 группа — имеют значение;

3 группа — имеют небольшое значение;

4 группа — имеют очень малое значение;

5 группа — не имеют значения.

В протоколе фиксируется 1 группа карточек, т.е. мотивы, имеющие очень важное значение для учения.

II этап. Учащимся предлагается отобрать 7 карточек с побуждениями, которые считают наиболее важными. Результаты фиксируются в протоколе ответов.

III этап. Предлагается отобрать 3 карточки с особо важными побуждениями. Результаты фиксируются в протоколе ответов.

Обработка и анализ результатов. Учитываются только случаи совпадения, когда в двух или трех случаях наблюдались одинаковые ответы. Если совпадения нет, то выбор случайный и не фиксируется.

На основании полученных результатов составляются таблицы.

Таблица 1

Мотивы учения учащихся

Место (ранг) мотива

Мотивы

Общее число выборов

Общее число выборов в %

Таблица 2

Доминирующие мотивы учебной деятельности учащихся

Мотивы

Количество выборов в %

Широко-социальные

Учебно-познавательные

Узколичностные

Избегания неприятностей

4.2. Тема 6. Мотивационная готовность учащихся к обучению в средних специальных учебных заведениях

Цель исследования — изучить мотивационную готовность современных учащихся к специальному обучению, выявить сформированность внутренней позиции учащегося.

План

1. Понятие мотивационной готовности к получению специального образования.

2. Развитие социальных мотивов поведения и деятельности учащегося.

3. Готовность подростков к социальной позиции студентов.

4. Характеристика мотивов трудовой деятельности студентов.

5. Развитие потребности в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности как важнейшее новообразование подросткового возраста.

6. Методики исследования мотивационной готовности подростков к обучению в средних специальных учебных заведениях.

7. Полученные результаты и их анализ.

Тест «Мотивационная готовность» А.Л. Венгера

Цель: диагностика внутренней позиции студента.

Оборудование: набор вопросов, предлагающих подростку выбор одного из двух вариантов поведения.

1. Если бы было два средних специальных учебных заведения — одно с базовым средним образованием, а другое — только со специальным образованием и большим количеством практики, — в каком из них ты бы хотел учиться?

2. Если бы было два техникума — один с уроками и переменками, другой — только с практикой и никаких уроков. В каком из них ты бы хотел учиться?

3. Если бы было два техникума — в одном ставили бы за хорошие ответы пятерки и четверки, а в другом давали бы деньги. В каком из них ты бы хотел учиться?

4. Если бы было два техникума — в одном можно вставать только с разрешения педагога и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другом можно делать на уроке все, что хочешь. В каком из них ты бы хотел учиться?

5. Если бы было два техникума — в одном задавали бы уроки на дом, а в другом нет.

В каком из них ты бы хотел учиться?

6. Если бы у вас в группе заболел преподаватель и директор предложил бы ее заменить другим преподавателем или мамой, кого бы ты выбрал?

7. Если бы мама сказала: «Ты у меня еще маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься дома, а учиться дальше пойдешь на будущий год», — согласился бы ты с таким предложением?

8. Если бы мама сказала: «Я договорилась с преподавателем, что он будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам на занятия «, — согласился бы ты с таким предложением?

9. Если бы соседский мальчик спросил тебя, что тебе больше всего нравится в твоем учебном заведении , что бы ты ему ответил?

Порядок исследования. Учащимся читают вслух вопросы, причем время на ответы не ограничивается. Каждый ответ фиксируется, так же как и все дополнительные замечания у учащихся.

Инструкция: «Послушай меня внимательно. Я тебе сейчас буду задавать вопросы, а ты должен ответить, какой вариант ответа тебе нравится больше».

Обработка и анализ результатов. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный — 0 баллов. Внутренняя позиция считается сформированной, если учащийся набрал 5 баллов и больше.

4.3. Тема 23. Учебные интересы учащегося в средних специальных учебных заведениях

Цель исследования — выявить особенности учебных интересов учащихся и их влияние на успеваемость по предмету.

План

1. Понятие об интересах и их роль в жизни и деятельности человека.

2. Характерные особенности учебных интересов учащихся 1-2 курсов: а) их направленность; б) широта; в) устойчивость; г) действенность.

3. Методики изучения учебных интересов учащихся.

4. Анализ полученных результатов исследования.

5. Основные условия эффективности формирования учебных интересов в юношеском возрасте.

Методика «Составление расписания на неделю» С.Я. Рубинштейн в модификации В.Ф. Моргуна

Цель: диагностика отношения учащегося к конкретным учебным предметам и к учению в целом.

Оборудование: лист бумаги, разделенный на семь частей, где подписаны дни недели.

Инструкция испытуемому. Давай представим себе, что мы с тобой в среднем специальном учебном заведении будущего. Это такое заведение, где учащиеся могут сами составлять расписание уроков.

Перед тобой лежит страничка из дневника этого заведения. Заполни эту страничку так, как ты считаешь нужным. На каждый день можешь написать любое количество уроков. Уроки, можно писать какие, хочешь. Это и будет расписание на неделю для нашего заведения будущего.

Обработка и анализ результатов. У экспериментатора имеется реальное расписание занятий в группе. Это расписание сравнивают с расписанием «заведения будущего», составленным каждым учащимся. При этом выделяют те предметы, количество которых у испытуемого больше или меньше, чем в реальном расписании, и высчитывают процент несоответствия, что позволяет провести диагностику отношения учащегося к учению в целом, и особенно к отдельным предметам.

Метод ранжирования

Цель: изучение отношения учащихся к конкретным учебным предметам.

Порядок исследования. Учащимся предлагается записать все учебные предметы в порядке убывания интереса к ним (первым записывается самый любимый, последним — самый неинтересный).

Обработка результатов. Подсчитать количество названных учащимися одинаковых предметов на первом месте, на втором, на третьем и т.д.

Метод анализа письменной работы учащихся

Цель: изучение отношения учащихся к учению в целом (или к конкретному предмету).

Порядок исследования. Учащимся предлагается написать мини-сочинение на одну из тем: «За что я люблю свой техникум», «Мой любимый урок» и т.п.

Обработка результатов. При изучении детских работ обратить внимание на объяснение учащихся, на причины, которые они называют.

4.4. Тема 24. Внеучебные интересы учащихся

Цель исследования — выяснить направленность внеучебных интересов учащихся (что их интересует: спорт, музыка, кино и т.д.), широту интересов, их активность (если, например, учащийся интересуется музыкой, стремится ли он сам научиться играть на музыкальном инструменте, занимается ли в соответствующих кружках и т.п.).

План

1. Понятие об интересах и их роли в жизни и деятельности человека.

2. Особенности внеучебных интересов современных учащихся.

3. Методики изучения внеучебных интересов учащихся.

4. Результаты исследования и их анализ.

5.Роль педагога, родителей в управлении внеучебными интересами учащихся.

Средства диагностики внеучебных интересов

Анкета n 1 для первокурсников

1. Чем Вы любите заниматься в свободное время?

а) проводить время с друзьями;

б) слушать музыку;

в) рисовать;

г) ухаживать за животными;

д) читать книги;

е) вязать, вышивать;

ж) мастерить;

и) играть в компьютерные игры.

2. Какие секции или кружки, клубы Вы посещаете?

а) спортивный;

б) музыкальный;

в) хореографический;

г) иностранного языка;

д) «Умелые руки»;

е) «Друзья природы»;

ж) «Технический».

3. Какие телепередачи или фильмы ты любите смотреть?

а) познавательные;

б) развлекательные;

в) фантастику;

г) приключения;

д) ужасы;

е) комедии.

4. Какие книги Вы читаете?

а) легенды и мифы древнего мира;

б) о животных;

в) исторические;

г) о войне;

д) о приключениях;

е) фантастику.

5. Подчеркните, кто Вы: юноша или девушка.

Анкета N 2 для родителей учащихся

1. Управляете ли вы свободным временем своего ребенка?

— непосредственно организуете и управляете;

— только контролируете;

— только интересуетесь.

2. Ограничиваете ли вы общение ребенка с компьютером (если он есть), телевизором, и строго ли следите за выполнением своих требований?

(да, нет, не всегда).

3. Назовите увлечения вашего ребенка (чтение книг, ухаживание за животными, посещение секций и кружков, просмотр телепередач, игры на компьютере, игры с друзьями).

Схема беседы с учащимися

1. В какие игры Вы любите играть?

2. Сколько времени в день Вы играете на компьютере?

3. Назовите познавательные программы, которые Вы смотрите по телевизору.

Схема беседы с педагогами (кураторами)

1. Известны ли Вам внеучебные интересы учащихся?

2. Используете ли Вы внеучебные интересы учащихся при организации учебно- воспитательного процесса на занятиях?

3. Чем Вы объясняете состав внеучебных интересов?

4. Попытались ли Вы вместе с родителями (или сами) помочь учащимся в организации внеучебного досуга.

Схема анализа практических работ учащихся

1. Какие практические работы выполняют учащиеся во внеучебное время?

2. Как оценивают педагоги практические работы учащихся?

4.5. Тема 29. Темперамент и особенности его проявления на первом курсе среднего специального учебного заведения

Цель исследования — изучить темперамент и особенности его проявления у учащихся, выявить оптимальные для каждого вида темперамента условия учебной, других видов деятельности.

План

1. Понятие о темпераменте.

2. Соотношение типов высшей нервной деятельности и темпераментов.

3. Психологическая характеристика проявлений особенностей типов нервной системы и темпераментов в поведении и учебной деятельности учащихся.

4. Методика изучения типов темпераментов и типов высшей нервной деятельности как их физиологической основы.

5. Полученные результаты и их анализ.

6. Значение индивидуального подхода к учащимся с различными типами темпераментов в процессе обучения и воспитания.

Изучение темперамента учащегося методом наблюдения

Цель: определение особенностей темперамента первокурсника.

План

1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

а) легко включается в работу;

б) действует со страстью;

в) действует спокойно, без лишних слов;

г) действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует на замечания педагога:

а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает, то, же самое;

б) возмущается тем, что ему делают замечания;

в) выслушивает и реагирует спокойно;

г) молчит, но обижен.

3. Как говорит с друзьями при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:

а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказыванию других;

б) быстро, со страстью, но других не слушает;

в) медленно, спокойно, но уверенно;

г) с большим волнением и сомнением.

4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена, или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:

а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию;

б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;

в) решает спокойно, пока педагог не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;

г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

а) бросает, потом опять продолжает работу;

б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;

в) проявляет неуверенность, растерянность.

6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив группы предлагают ему остаться для выполнения какого-либо задания:

а) быстро соглашается;

б) возмущается;

в) остается, не говорит ни слова;

г) проявляет неуверенность.

7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;

б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;

в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;

г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.

Для наблюдения по этому плану целесообразно использовать схему (табл. 3), отмечая знаком «+» соответствующие реакции для каждого пункта плана.

Таблица 3

Схема наблюдения за темпераментом учащегося

Вариант реакции

Пункт плана наблюдения

1

2

3

4

5

6

7

а

б

в

г

Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:

а) сангвинический;

б) холерический;

в) флегматический;

г) меланхолический.

Обработка данных. Подсчитывается количество знаков «+» в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков «+» в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку «чистых» темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.

4.6. Тема 33. Основные свойства внимания и их проявление у первокурсников

Цель исследования — изучить особенности сосредоточенности, устойчивости, переключения и распределения внимания учащихся в учебной деятельности.

План

1. Понятие о внимании и его свойствах.

2. Проявление основных свойств внимания в учебной деятельности первокурсников:

а) устойчивость;

б) концентрация;

в) объем;

г) распределение;

д) переключение.

3. Методики изучения свойств внимания.

4. Результаты исследования и их анализ.

5. Управление развитием основных свойств внимания в подростковом (юношеском) возрасте.

Методика «Изучение переключения внимания»

Цель: изучение и оценка способности к переключению внимания.

Оборудование: таблица с числами черного и красного цветов от 1 до 12, написанными не по порядку, секундомер.

Порядок исследования. По сигналу исследователя испытуемый должен назвать и показать числа: а) черного цвета от 1 до 12; б) красного цвета от 12 до 1; в) черного цвета в возрастающем порядке, а красного — в убывающем (например, 1 — черная, 12 — красная, 2 — черная, 11 — красная и т.д.).

Время опыта фиксируется с помощью секундомера.

Обработка и анализ результатов. Разность между временем, необходимым для завершения последнего задания, и суммой времени, затраченного на работу над первым и вторым, будет тем временем, которое испытуемый расходует на переключение внимания при переходе от одной деятельности к другой.

Оценка устойчивости внимания методом корректурной пробы

Цель: исследование устойчивости внимания учащихся.

Оборудование: стандартный бланк теста «Корректурная проба», секундомер.

Порядок исследования. Исследование необходимо проводить индивидуально.

Начинать нужно, убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаменуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экспериментатор выдает ему бланк «Корректурной пробы» и разъясняет суть по следующей инструкции: «На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивай буквы «к» и «р» и зачеркивай их. Задание нужно выполнить быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Через десять минут отмечается последняя рассмотренная буква.

Обработка и анализ результатов. Сверяются результаты в корректурном бланке испытуемого с программой — ключом к тесту. Подсчитываются, общее количество просмотренных за десять минут букв, количество правильно вычеркнутых за время работы букв, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть. Рассчитывается продуктивность внимания, равная количеству просмотренных за десять минут букв и точность, вычисленная по формуле

К = m / n х 100%,

где К — точность,

n — количество букв, которые необходимо было вычеркнуть,

m — количество правильно вычеркнутых во время работы букв.

Исследование особенностей распределения внимания (методика Т.Е. Рыбакова)

Оборудование: бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (на каждой строчке семь кружков и пять крестов, всего 42 кружка и 30 крестов), секундомер.

Порядок исследования. Испытуемому предъявляют бланк и просят считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальцев), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности.

Обработка и анализ результатов. Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на весь подсчет элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда он начинает сбиваться со счета.

Сопоставление количества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, с которого испытуемый начинает сбиваться со счета, позволит сделать вывод об уровне распределения внимания у испытуемого.

4.7. Тема 39. Механическое и смысловое запоминание у первокурсников

Цель исследования — изучить соотношение механического и смыслового запоминания у учащихся (студентов).

План

1. Понятие о памяти и ее основных процессах.

2. Виды запоминания, их проявление и развитие в учебной деятельности.

3. Индивидуальные различия в деятельности запоминания у учащихся.

4. Методики изучения процесса запоминания у учащихся.

5. Характеристика механического и смыслового запоминания материала учащимися(студентами) по результатам исследования.

6. Управление развитием запоминания в процессе обучения.

Методика «Изучение логической и механической памяти»

Цель: исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов.

Оборудование: два ряда слов (в первом ряду между словами существует смысловая связь, во втором ряду отсутствует), секундомер.

Первый ряд: Второй ряд:

ручка — писать жук — кресло

компьютер — дисплей компас — клей

ножницы — резать чашка — стрела

водитель — машина синица — сестра

книга — учитель окно — трамвай

птица — самолет ботинки — чайник

расческа — волосы туфель — графин

снег — зима шляпа — пчела

корова — молоко рыба — пожар

луна — вечер пила — яичница

буква — книга стол — дорога

цветы — запах луна — доска

чашка — пить буква — ложка

аромат — девушка часы — сумка

Порядок исследования. Учащемуся сообщают, что будут прочитаны пары слов, которые он должен запомнить. Экспериментатор читает испытуемому четырнадцать пар слов первого ряда (интервал между парой — пять секунд).

После десятисекундного перерыва читают левые слова ряда (с интервалом десять секунд), а испытуемый записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.

Обработка и анализ результатов. Результаты исследования заносятся в следующую таблицу.

Таблица 4

Объем смысловой и механической памяти

Объем смысловой памяти

Объем механической памяти

Количество слов первого ряда

Количество запомнившихся слов смысловой памяти

Коэффициент

Количество слов второго ряда

Количество запомнившихся слов механической памяти

Коэффициент

(А)

(В)

(C=B/A)

(А)

(В)

(C=B/A)

4.8. Тема 40. Виды памяти учащихся (кратко- и долговременная)

Цель исследования — определить уровни развития кратковременной и долговременной памяти учащихся.

План

1. Общее понятие о памяти.

2. Виды памяти и особенности их развития в юношеском возрасте.

3. Методики изучения кратковременной и долговременной памяти.

4. Анализ полученных результатов.

Методика «Оперативная память»

Цель: исследование оперативной памяти учащихся.

Оборудование: бланк, секундомер.

Образец бланка

N ряда

Сумма

1

2

3

Порядок исследования. Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает инструкцию.

Инструкция: «Я буду зачитывать числа — 10 рядов из 5 чисел в каждом. Ваша задача — запомнить эти числа в том порядке, в котором они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или бумаге).

Складываем 6 и 2 — получается 8 (записывается); 2 и 1 — получается 3 (записывается); 1 и 4 — получается 5 (записывается); 4 и 2 — получается 6 (записывается)».

Если у испытуемого есть вопросы, экспериментатор должен ответить на них и приступить к выполнению теста. Интервал между зачтением рядов — 15 секунд.

Содержание методики

Ключ

1.

5, 2, 7, 1, 4

1.

7, 9, 8, 5

2.

3, 5, 4, 2, 5

2.

8, 9, 6, 7

3.

7, 1, 4, 3, 2

3.

8, 5, 7, 5

4.

2, 6, 2, 5, 3

4.

8, 8, 7, 8

5.

4, 4, 5, 1, 7

5.

8, 9, 6, 8

6.

4, 2, 3, 1, 5

6.

6, 5, 4, 8

7.

3, 1, 5, 2, 6

7.

4, 6, 7, 8

8.

2, 3, 6, 1, 4

8.

5, 9, 7, 5

9.

5, 2, 6, 3, 2

9.

7, 8, 9, 5

10

3, 1, 5, 2, 7

10

4, 6, 7, 9

Обработка и анализ результатов. Подсчитывается число правильно найденных сумм (максимальное их количество — 40).

С учетом возрастных особенностей используются следующие нормы: Старше 15 лет — 30 сумм и выше

Методика «Долговременная память»

Цель: исследование долговременной памяти учащихся.

Оборудование: ряд слов (стол, шампунь, человек, вилка, книга, куртка, молоток, кресло, тетрадь, молоко, тусовка, бухгалтер, культура, врач, планета, машина, гаджет, ручка, селедка, жалюзи).

Порядок исследования. Ряд слов зачитывается несколько раз, чтобы учащиеся запомнили. Проверка происходит через 7-10 дней. Обработка и анализ результатов. Коэффициент долговременной памяти высчитывается по следующей формуле:

С = В/А х 100%,

где А — общее количество слов,

В — количество запомнившихся слов,

С — коэффициент долговременной памяти.

Результаты интерпретируются следующим образом:

75 — 100% — высокий уровень;

50 — 75% — средний уровень;

30 — 50% — низкий уровень;

ниже 30% — очень низкий уровень.

4.9. Тема 41. Индивидуальные различия памяти и особенности их проявления в юношеском возрасте

Цель — выявить преобладающий тип памяти учащихся.

План

1. Общее понятие о памяти, ее процессах и индивидуальных особенностях.

2. Типы памяти и их характеристика: образный, словесно-логический, зрительный, слуховой, двигательный, комбинированный.

3. Методики изучения индивидуальных проявлений памяти учащихся юношеского возраста.

4. Полученные результаты и их анализ.

5. Значение учета индивидуальных особенностей памяти в процессе обучения и воспитания учащихся.

Методика «Определение типа памяти»

Цель: определение преобладающего типа памяти.

Оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.

Для запоминания на слух: компьютер, яблоко, ручка, лето, фонарь, лес, дождь, цветок, кастрюля, ворона, солнце, карандаш, лампа, река, кошка, лестница, ягода, стол, флешка, кнопка..

Для запоминания при зрительном восприятии: вертолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка, самолет, горшок, дыня, спичка, ковер, ящик, салфетка, туфли, колесо, печка.

Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: корабль, абрикос, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь, машина, ножницы, телефон, книга, окно, фотография, здание, волосы, свеча, костюм.

Для запоминания при комбинированном восприятии: мопед, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица, молоко, изюм, скамейка, дорога, ремень, платье, грузовик, иголка, книга, абонемент.

Порядок исследования. Учащемуся сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить, по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении – 3 секунды; записывать их учащийся должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.

Предложите учащемуся про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течение одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.

Экспериментатор читает учащемуся слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Экспериментатор показывает учащемуся слова четвертого ряда, читает их ему.

Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, «записывает» в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Обработка и анализ результатов. О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С).

С = а/10,

где а — количество правильно воспроизведенных слов. Тип памяти определяется потому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.

4.10. Тема 42. Мыслительные операции сравнения и обобщения в учебной деятельности учащихся.

Цель исследования — выявить особенности протекания процессов сравнения и обобщения.

План

1. Понятие о мышлении и мыслительных операциях.

2. Особенности проявления и развития операций сравнения и обобщения в учебной деятельности учащихся (показать на примере обучения по одному-двум предметам).

3. Методики изучения процессов сравнения и обобщения в юношеском возрасте.

4. Результаты исследования и их анализ.

5. Управление формированием приемов сравнения и обобщения в учебной работе учащихся.

Методика «Четвертый лишний»

Цель: изучение способности к обобщению.

Оборудование: листок с десятью рядами слов типа:

1. Книга, портфель, чемодан, кошелек.

2. Печка, керосинка, свеча, электроплитка.

3. Трамвай, автобус, трактор, троллейбус.

4. Лодка, тачка, мотоцикл, велосипед.

5. Река, мост, озеро, море.

6. Бабочка, линейка, карандаш, ластик.

7. Добрый, ласковый, веселый, злой.

8. Дедушка, учитель, папа, мама.

9. Минута, секунда, час, вечер.

10. Василий, Федор, Иванов, Семен.

—-

11.Лев, лиса, жирафа, селедка, собака.

12.Юпитер, Аполлон, Марс, Нептун, Меркурий.

13.циклоп, туф, краб, смарагд, жалюзи, гонг.

14.педантичность, уход, парфюмерия, пароход.

(«Лишние» слова выделены курсивом).

Порядок исследования. Учащемуся необходимо в каждом ряду слов с 1 по 10 найти такое, которое не подходит, лишнее, и объяснить почему. В рядах с 11 по 14 найти слово, выпадающее из логического ряда, и объяснить почему

Обработка и анализ результатов. За каждый правильный ответ начисляется 1балл, за неправильный — 0 баллов.

14 — 12 баллов — высокий уровень развития обобщения;

10 — 8 баллов — средний уровень развития обобщения, не всегда может выделить существенные признаки предметов;

7 и менее баллов — способность к обобщению развита слабо.

Методика «Сравнение понятий»

Цель: изучение развития операции сравнения.

Оборудование: пары слов.

Утро — вечер яблоко — вишня

корова — лошадь лев — собака

летчик — танкист ворона — воробей

лыжи — коньки молоко — вода

трамвай — автобус золото — серебро

река — озеро сани — телега

велосипед — мотоцикл воробей — курица

собака — кошка дуб — береза

ворона — рыба сказка — песня

лев — тигр картина — портрет

поезд — самолет лошадь — всадник

обман — ошибка кошка — яблоко

ботинок — карандаш голод – жажда

меценат – спонсор

шторм – штурм

гамма – аккорд

консервы – консерватория – консерватор

деревня – село

свобода – воля

маркетинг– менеджер

молдаване – цыгане

заснуть – проснуться

крепкий – крепость – крепостной – купчая крепость

перчатка – перстень – наперсток

компания – кампания

бросать слова на ветер – ветер в голове – ищи ветер в поле

синоним – антоним – омоним

свежая газета – рубашка – хлеб – ветер – рыба

золотое время – волосы – кольцо – руки – пора – осень

надежный – верный

спустя – засучив рукава

дрожит как осиновый лист – овечий хвост

скучать – горевать – тосковать

носить на руках – рукой подать – иметь руку – держать в руках – рука об руку – рука руку моет

сверкать – светить – сиять

родина – отечество

красная дичь – строка – словцо – девица – солнышко – рыба

краски чистые – мягкие – пастельные – акварельные

Порядок исследования. Испытуемому называются два слова, обозначающие те или иные предметы или явления и просят сказать, что общего между ними и чем они отличаются друг от друга. При этом экспериментатор все время стимулирует испытуемого в поиске возможно большего количества черт сходства и различия между словами пары: «Чем еще они похожи?», «Еще чем?», «Чем еще они отличаются друг от друга?», «Еще чем?». Можно выделить три категории задач, которые применяются для сравнения и различения понятий (А.Р. Лурия).

Во-первых, испытуемым даются слова, явно относящиеся к одной категории (например, » меценат – спонсор «).

Во-вторых, предлагаются два слова, у которых общее найти трудно и которые гораздо больше отличаются друг от друга, чем в предыдущем случае (например, » свежая газета – рубашка – хлеб – ветер – рыба «).

Третья группа задач еще сложнее — это задачи на сравнение и различение объектов в условиях конфликта, где различия выражены гораздо больше, чем сходства (например, «маркетинг– менеджер»).

Различие уровней сложности этих категорий задач зависит от степени трудности абстрагирования признаков или наглядного взаимодействия объектов, от степени трудности включения этих объектов в определенную категорию.

Обработка и анализ результатов. Количественная обработка заключается в подсчете количества выделенных испытуемым в каждой паре черт сходства и различия. Высокий уровень развития операции сравнения отмечается в том случае, когда учащийся назвал более 20 черт, средний — 10-15 черт, низкий — менее 10 черт. В процессе обработки ответов важно учитывать, какие черты отметил учащийся в большем количестве — черты сходства или различия, часто ли он употреблял родовые понятия.

4.11. Тема 45. Развитие речи у учащихся

Цель исследования — выявить особенности речевого развития учащихся.

План

1. Понятие о речевой деятельности.

2. Виды речи, особенности их проявления в юношеском возрасте.

3. Индивидуальные особенности речевого развития учащихся, учет

этих особенностей в учебно-воспитательной работе.

4. Методики изучения речи учащихся.

5. Результаты исследования и их анализ.

6. Управление развитием речи учащихся в процессе обучения.

Методика Эббингауза

Цель: выявление уровня развития речи, продуктивности ассоциаций и процессов понимания.

Оборудование: текст с пропусками слов.

Текст

Над городом низко повисли снеговые ……………. . Вечером началась ………….. .

Снег повалил большими ………………. . Холодный ветер выл как …………………

дикий ……………… . На конце пустынной и глухой ………… вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и с ………………. пробиралась по …………… . Она была худа и бедно ……………… . Она продвигалась медленно вперед, валенки сваливались с ног и …………. ей идти. На ней было плохое …………….. с узкими рукавами, а на плечах ……………… . Вдруг девочка ……………. и, наклонившись, начала что-то …………….. у себя под ногами. Наконец она стала на ……………….. и своими посиневшими от ……………… ручонками стала ……………. по сугробу.

Порядок исследования. Испытуемому предлагается текст с пропусками слов. Он должен вписать в каждый пропуск одно слово так, чтобы в целом получился связный рассказ.

Анализ результатов. Фиксируется скорость подбора слов и затруднения (их место — в каких частях текста, до или после установления ключевых смысловых связей).

Методика «Воспроизведение рассказов»

Цель: изучение возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия (понимании явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое).

Оборудование: тексты рассказов.

Плохой сторож

У одной хозяйки мыши съели в погребе сало. Тогда она заперла в погреб кошку.

А кошка съела и сало, и мясо, и молоко.

Девочка и птичка

Жила-была девочка Зина. Пошла Зина один раз в сад гулять. Вдруг видит: маленькая птичка лежит на дороге и пищит. Девочка поймала мушек, дала птичке покушать и потом положила птичку в гнездо.

Галка и голубь

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню.

Голуби ее приняли, как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те ее тоже не приняли.

Муравей и голубка

Муравей захотел напиться и спустился вниз к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть.

Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся.

На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил за ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Умная галка

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.

Самые красивые

Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы. Сова спросила:

— Вы не видели моих птенцов?

— А какие они?

— Самые красивые!

Порядок исследования. Каждый текст предлагается заранее наклеить на карточки и предъявить их учащемуся в возрастающей степени сложности. Текст читается экспериментатором. Затем учащийся должен его пересказать устно.

Анализ результатов. Учитывается понимание последовательности событий, общего и скрытого смысла. Анализируются средства, использованные учащимся для заучивания, особенности регуляции его познавательных процессов (устойчивость внимания при прослушивании текста, наличие самостоятельных возвратов к недостаточно внимательно прочитанным фразам текста, трудности устного изложения).

5. Список рекомендуемой литературы

1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. — М., 2005.

3. Бороздина Л.В. Исследование уровня притязаний. — М., 2006. — С. 62-68.

5. Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей/ Под ред.Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. — М., 1981.

7. Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога/ Под ред. И.В.Дубровиной. — М., 1987.

10. Изучение личности школьника учителем/ Под ред. З.И. Васильевой, Т.В. Ахаян, М.Г, Казакиной, Н.Ф. Радионовой и др. — М., 1991.

11. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. — М., 1997.

12. Михальчик Т.С., Гурьянова Е.Я. Семинарские и практические занятия, контрольные и курсовые работы по психологии. — М., 1987.

13. Общая психодиагностика/ Под ред. А.А. Бодалева. — М., 1987.

15. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1995.

16. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической

диагностике. — М., 1992.

18. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии. — М., 1995.

19. Фридман Л.П., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. — М., 1987.

20. Шванцара Й. и др. Диагностика психического развития. — Прага, 1978.

21. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. М.В. Гамезо. — М.: Просвещение, 2006.

22. Вікова і педагогічна психологія навч. посіб./ О.В. Скрипченко, Л.В.Долинська, З.В. Огороднійчук та ін.. 2-ге вид.-К.: Каравела,2008.–400с.

23. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А.В. Петровского. — М.: Просвещение, 2007.

Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. — М.: Просвещение, 2006.

Немов Р.С. Психология: В 2 кн. — М.: Просвещение; Владос, 2007.

Петровский А.В. Введение в психологию — М.: Издательский центр «Академия»,2009.

Вікова психологія навч. посіб./ М.В.Савчин, Л.П.Василенко 2-ге вид. К.: «Академвидав» 2009 . – 360с.

29