Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

“Утверждаю”

Проректор Института специальной

педагогики и психологии

_____________Е.В.Михайлова

“____”_______________2011 г.

Рабочий учебный план группы 550/Бк «Психология»

на 2 семестр с 27.02.12 по 17.03.12

Предмет

Форма

отчета

История

Экзамен

    Иностранный язык (2ч.из3х)

    Зачет

      Риторика

      Зачет

        ДВ «Конфликтология и речевая конфликтология»

        Зачет

          Анатомия ЦНС

          Зачет

            Физиология ВНД и сенсорных систем

            Зачет

              ДВ «Невропатология»

              Зачет

                Общая психология (2ч.из3х)

                Зачет

                  Психология личности

                  Зачет

                    Экспериментальная психология

                    Экзамен

                    в 3 семестре

                    Риторика

                    Составитель: к.п.н., доц. Болдырева Л.И.

                    Контрольная работа

                    Контрольная работа состоит из двух заданий:

                    1-ое задание – это ответ на проблемный вопрос теоретико-практического характера;

                    2-ое задание имеет практическую направленность.

                    1-ое задание

                    Выберите из предложенных один вопрос и дайте на него развернутый ответ. Подтвердите свою точку зрения примерами. Обязательно укажите литературу, использованную вами для подготовки ответа.

                     Что такое композиция выступления? Каковы ее основные части?

                     Что такое стиль? Чем отличается научный стиль от публицистического?

                     Что такое стиль? Чем отличается официально-деловой стиль от научного?

                     Назовите основные законы логики, составляющие основу устного высказывания. Какова их роль в его организации?

                     Что такое аргумент? Какова его роль в речи? Назовите основные приемы аргументации.

                    Чем отличается подробный конспект от подробного плана выступления? Какова роль каждого в подготовке выступления?

                     Чем отличается подробный план выступления от его тезисов? Какова их роль в подготовке выступления?

                     Что такое языковая норма? Почему, на ваш взгляд оратору необходимо владеть нормами языка и речи? Приведите примеры грамматической нормы.

                     Что такое речевой этикет? Какую роль в речи оратора играют этикетные речевые формулы?

                     Назовите основные критерии оценки публичного выступления. Обязательно проиллюстрируйте ответ примерами.

                     Каковы необходимые условия и этапы подготовки публичного выступления?

                     Почему в публичном выступлении требуется разнообразие в стилях и оборотах речи?

                     Проблема риторического идеала.

                     Стратегии речевого поведения.

                     Риторика делового общения.

                     Стратегия, тактика и приемы ведения спора.

                    2-ое задание

                    Выберите тему выступления из предложенных.

                    Укажите характер аудитории, перед которой вы собираетесь выступать.

                    Сформулируйте цель вашей речи.

                    Напишите подробный конспект зачина вашей речи и ее начала.

                    Представьте сложный план основной части выступления с системой аргументов (если они предполагаются в речи).

                    Дайте подробную концовку вашего выступления.

                    Возможные темы публичных выступлений:

                    1. Чтение – вот лучшее учение. Следить за мыслью великого человека есть наука самая занимательная». (А.С. Пушкин)

                    2. «Лесть имеет приятное начало, но приносит горчайший конец». (Риторика для Геренния)

                    3.«Жадному не хватает и того, что у него есть, и того, чего у него нет». (Квинтилиан. 12 книг риторических наставлений)

                    4.«Хитрость есть оружие слабого и ум слепого». (К. Прутков)

                    5. Семейные традиции – нужны ли они в наше время?

                    6. Есть ли такая трагедия – трагедия детей без отцов?

                    7. Кем быть — или каким быть?

                    8. «Если хочешь быть счастливым – будь им!» (К. Прутков)

                    9. Нравственность – система запретов или дорога к счастью?

                    10. Что я понимаю под духовным богатством человека.

                    11. Человек – венец природы или ее ошибка?

                    12. Телевиденье и дети.

                    13. Польза и вред компьютера.

                    14. Проблемы одаренных детей.

                    15. Рентабельность образования в широком социальном смысле.

                    16. Перспективы платного и бесплатного образования.

                    17. Гуманитарные науки в высшей школе.

                    18 .Судьба русского языка в современном обществе.

                    19. Музыка и язык.

                    20 .Роль родного языка в духовном мире человека.

                    21. Нравственность: социальный и личностный аспекты.

                    22 .Ценностные ориентации молодежи России в ХХIвеке.

                    23. Гуманизм: философское учение и социальная практика.

                    24. Как приобщить ребенка к чтению.

                    25. Трудно ли быть молодым?

                     Студент может сформулировать тему публичного выступления исходя из собственных профессиональных интересов.

                    Основная литература:

                    Аксёнов Д., Борисова В. Говори и властвуй. Ораторское искусство для каждого. М., 2007.

                    Аннушкин В.И. Риторика. – М., 2007.

                    Введенская Л.А., Павдлова Л.Г. Риторика и культура речи. М., 2010.

                    Голубев В.Л. Риторика. М., 2008.

                    Ментцель В. Искусство говорить свободно и убедительно. М., 2011.

                    Пиз А. Язык телодвижений. – М., любое издание

                    Стернин И.А. Практическая риторика. – М., 2010.

                    Хазагетов Г.Г., Лобанов И.Б. Риторика. М., 2008.

                    Хазагеров Г.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. – М., 2008.

                    Хазагетов Г.Г. Риторический словарь. М., 2009.

                    Шешко н.Б. Риторика: Теория и практика. М., 2007.

                    Дополнительная литература:

                    Аннушкин В.И. История русской риторики: Хрестоматия. – М., 1998.

                    Античные риторики / Под ред. А.А. Тахо-Годи. – М., 1978.

                    Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение. – Минск, 2001.

                    Безменова Н.А. Очерки по теории и истории риторики. – М., 1991.

                    Волков А.А. Курс русской риторики. М., 2001.

                    Вомперский В.П. Риторика в России XVIII–XIXвв. – М., 1988.

                    Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации. – М., 1980.

                    Граудина Л.К. Русская риторика: Хрестоматия. – М., 1996.

                    Далецкий Ч. Риторика: Заговори, и я скажу, кто ты: Учебное пособие. – М., 2003.

                    Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. – М., 2001.

                    Ивин А.А. Риторика: искусство убеждать. Учебное пособие. – М., 2002.

                    Клюев Е.В. Риторика. – М., 2001.

                    Кохтев Н.Н. Ораторская речь: Стиль и композиция. – М., 1992.

                    Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. – М., 1992.

                    Львов М.Р. Риторика: Культура речи. – М., 2002.

                    Леммерман Х. Учебник риторики. Тренировка речи с упражнениями. — М., 2009.

                    Сопер П. Л. Основы искусства речи. – Ростов-на-Дону, 1995.

                    Ханин М.И. Практикум по культуре речи, или как научиться красиво и убедительно говорить. – СПб., 2002

                    Интернет-ресурсы

                    www. gramota.ru

                    www.gramma.ru

                    «Невропатология»

                    Невропатология- раздел медицинской науки, изучающей болезни нервной системы. Невропатология является частью неврологии, науки о структуре и функции нервной системы. Нервная система осуществляет регуляцию основных функций организма. Знание основ неврологии необходимы будущему специалисту- психологу, логопеду для работы с детьми. Для этого необходимо ознакомиться со следующей литературой:

                    1. Л.О.Бадалян «Невропатология» М.1982г.
                    2. Л.О.Бадалян «Детская неврология» М.1984г.
                    3. В.И.Гузева «Руководство по детской неврологии» С.Петербург 1998г.

                    Необходимо ответить на следующие вопросы:

                    1. Дать определение понятия неврологии.
                    2. Понятие о рефлексах, пирамидной системе.
                    3. Нарисовать схему кортико-спинального двигательного пути (рис. XIII в книге Л.О.Бадаляна «Невропатология»)
                    4. Понятие о центральном и периферическом параличе (написать о различиях).
                    5. Понятие о чувствительности (что такое поверхностная и глубокая чувствительность)
                    6. Черепно-мозговые нервы (записать названия и синдромы поражения)
                    7. Понятие об экстрапирамидной системе, синдромы поражения.
                    8. Функции мозжечка, симптомы поражения.
                    9. Детский церебральный паралич (причины, клинические симптомы).

                    “Анатомия ЦНС», «Физиология ВНД и сенсорных систем”

                    Тема: Общая нейрофизиология

                    1. Структуры центральной нервной системы: перечислить, описать и определить функции.
                    2. Периферическая нервная система: перечислить и описать структуры и соотнести их с функциями. Дать схему строения ганглиев и периферических нервов.
                    3. Симпатическая и парасимпатическая система: структура, функции, основные отличия. Схема расположения и строения.
                    4. Нейроны и их функции: типы, расположение в ЦНС. Дать схемы.
                    5. Типы глиальных клеток и их функции. Расположение в ЦНС.
                    6. Передача информации в ЦНС: импульсные и неимпульсные коды, роль подкорковых релейных станций и коры головного мозга.
                    7. Синапс и синаптическая передача: устройство и способ передачи информации.
                    8. Медиаторы и модуляторы – сходство и различия. Характеристика наиболее известных медиаторов, их функциональное назначение.
                    9. Типы нервных волокон: дать классификацию и выделить основные функции.
                    10. Основные законы нервной ткани – законы возбуждения и торможения.

                    Тема: Методы исследования в нейрофизиологии.

                    1. Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) и методы ее регистрации.
                    2. Типы волн на ЭЭГ, их значение, связь с функциональным состоянием различных структур.
                    3. Импульсная активность нервных клеток и ее регистрация. Микроэлектродная техника.
                    4. Вызванные потенциалы мозга. Потенциалы мозга, связанные событиями.
                    5. Томографические методы исследования мозга: принципы и возможности применения.
                    6. Реоэнцефалография (РЭГ), ее возможности.
                    7. Электромиограмма (ЭМГ) и методы ее регистрации.
                    8. Электроокулография, случаи необходимого применения.
                    9. Электрическая активность кожи (КГР) и ее регистрация: информационное значение.
                    10. Ассоциативный эксперимент и сфера его применения.

                    Тема: Структурно-функциональная организация мозга.

                    1. Строение и функции спинного мозга. Ликворная система спинного и толовного мозга.
                    2. Продолговатый и средний мозг, мозжечок – структуры и функции.
                    3. Промежуточный мозг. Гипоталамо-гипофизарная система и поведение.
                    4. Лимбическая система мозга – регулятор эмоций.
                    5. Кора головного мозга: доли и цитоархитектоника.
                    6. Афферентные и эфферентные системы головного и спинного мозга. Базальные ганглии и управление движениями.

                    Тема: Функциональная асимметрия мозга.

                    1. Типы асимметрии человека. Латеральность.
                    2. История исследований функциональной асимметрии мозга.
                    3. Морфология асимметрия полушарий мозга.
                    4. Биохимические различия полушарий головного мозга.
                    5. Роль клинических данных в формировании представлений о функциональной активности правого и левого полушарий. Методы исследования: проба Вада, тахистоскоп, дихотическое тестирование.
                    6. Роль функциональной асимметрии в процессе адаптации человека к новым природным факторам.
                    7. Комиссуротомия и ее последствия. Исследования «расщепленного мозга».
                    8. Использование дихотического тестирования полушарной организации в исследованиях здоровых людей.
                    9. Роль левого и правого полушарий мозга в речемыслительных процессах и поведении.

                    Тема: Рефлекторная деятельность мозга.

                    1. Рефлекторная дуга и рефлекторное кольцо. Двух, трех и полинейронные рефлекторные реакции. Свойства рефлексов.
                    2. Безусловные рефлексы: классификация и роль в поведении. Рефлексы и инстинкты – различия. Импритинг.
                    3. Условные рефлексы: классические (павловские) и инструментальные. Принципы выработки. Сходство и отличия. Схемы рефлексов.
                    4. Первая и вторая сигнальные системы (по И.П. Павлову).

                      Современные подходы к изучению.

                    5. Возрастные особенности нервной системы.

                    Тема: Функции мозга в обеспечении поведения.

                    1. Рефлекторный контроль движения.
                    2. Кортикальный контроль двигательной активности и речи.
                    3. Роль базальных ганглиев в регуляции движения.
                    4. Участие мозжечка и ретикулярной формации в управлении движением.
                    5. Роль лобной и теменной коры мозга в регуляции двигательной активности.
                    6. Произвольная и непроизвольная регуляция движений: обучение и навык.
                    7. Иерархия управления движением. Произвольная и непроизвольная регуляция движений: обучение и навык.
                    8. Бодрствование с точки зрения континуума активации. Биологический цикл сон-бодрствование. Роль ретикулярной формации среднего мозга и голубого пятна в формировании состояния бодрствования.
                    9. Методы изучения ночного сна. Характеристика медленного и быстрого сна. Позы спящих людей и их роль. Периодичность стадий сна и особенности сновидений на разных стадиях сна.
                    10. Что такое внимание? Модель внимания Д.Е. Бродбента и ее экспериментальная проверка.
                    11. Модели внимания А.М. Трейсмана и Д.А. Нормана, У.А. Джонстона и Дж. Уильсона.
                    12. Взаимодействие внимания и функционального состояния мозга. Структуры мозга, ответственные за внимание, и ориентировочный рефлекс.
                    13. Неосознаваемые психические процессы. Требования к исследованию неосознаваемых психических явлений. Перцептивная защита.
                    14. Структуры мозга и их функции в формировании эмоций.
                    15. Врожденность эмоций и их адаптивное значение.
                    16. Теория возникновения эмоционального переживания Джеймса-Ланге. Суть теории Кэннона-Барда. Основные положения информационной теории эмоций.
                    17. Мышление и его психофизические корреляты.
                    18. Память: сенсорная, оперативная, кратковременная и долговременная. Энграмма и последовательность ее формирования.
                    19. Влияние эмоциональной значимости информации на память. Структуры мозга, обеспечивающие взаимодействие эмоций и памяти.

                    Тема: Общие свойства строения и функций различных сенсорных систем.

                    1. Что такое восприятие? Определить различия между ощущением и восприятием.
                    2. Отличия восприятия нервной системы от их копирования. Роль сенсорных органов.
                    3. Классификация рецепторов. Дорецепторные структуры и их функции.
                    4. Слуховая, зрительная, кинестетическая системы.
                    5. Характеристика центров представительства и их роль в процессах восприятия речи.

                    Тема: Орган зрения.

                    1. Строение зрительной системы и функции ее отдельных частей.
                    2. Свет и оптическая система глаза. Строение, функции, патология.
                    3. Передача информации из глаза в мозг – пути и центры зрения.
                    4. Стабилизация изображения на сетчатке: описание механизмов и роли различных структур глаза и мышц.
                    5. Фотохимические процессы в сетчатке и их роль.
                    6. Патология зрения и его коррекция.

                    Тема: Орган слуха.

                    1. Звук, его характеристики и основные особенности слухового восприятия.
                    2. Строение наружного, среднего и внутреннего уха. Функции различных структур и их патология.
                    3. Механизм усиления сигнала в среднем ухе и передача его во внутреннем ухе.
                    4. Слуховые центры в мозге, их функция и патология.
                    5. Механизм восприятия высоты тона; теории слуха.
                    6. Анализ локализации источника звука: механизмы моно- и бинаурального анализа.
                    7. Аудиограмма.
                    8. Патология наружного, среднего и внутреннего уха.

                    Тема: Функции речи и их мозговое обеспечение.

                    1. Речь и ее функции. Основные центры речи в левом и правом полушариях мозга.
                    2. Функциональная асимметрия мозга и речь.
                    3. Роль подкорковых структур в порождении речи.
                    4. Типы речевых расстройств – афазии.
                    5. Половые различия в осуществлении речевых и познавательных процессов.
                    6. Функциональная пластичность мозга ребенка.
                    7. Критические периоды развития речи. Физиологические обоснования наличия критических периодов.
                    8. Влияние состояния матери во время беременности на речевое и психологическое развитие ребенка.
                    9. Физиологические основы формирования общения родителей с ребенком до его рождения (звуки, музыка, запахи, вкусы, прикосновения).

                    Тема: Периферические органы речи и механизмы фонации и артикуляции.

                    1. Мышцы языка и гортани. Их участие в речевых функциях.
                    2. Строение глотки и гортани и их участие в процессах фонации.
                    3. Мышечный аппарат гортани и его иннервация.
                    4. Роль дыхания в речи. Особенности речевого дыхания.
                    5. Механизмы голосообразования, шепота, фальцета.
                    6. Диапазоны и регистры голоса у детей и взрослых.
                    7. Образование звуков речи. Артикуляция гласных и согласных.
                    8. Основные этапы развития речи у ребенка.

                    Рекомендуемая литература (основная):

                    1. Вартанян И.А. Физиология сенсорных систем (Руководство СПб. Изд-во “Лань” серия мир “Медицины”).

                      1999. 224 с.

                    2. Вартанян И.А. и др. Физиология сенсорных систем. Под ред. Я.А. Альтмана. СПб. Паритет. 2003. 493 с.
                    3. Нейман Л.В., Богомильский М.Р. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи. М.: Владос. 2001.
                    4. Батуев А.С. Высшая нервная деятельность. Уч-к для вузов. СПб. 2002, 408 с.
                    5. Данилова Н.Н. Психофизиология. М.: Аспект-Пресс. 1999. 364 с.
                    6. Смирнов В.М., Будылина С.М.. Физиология сенсорных систем и высшая нервная деятельность. Учеб. пособие для студентов учеб. заведений. 2003 г. 304 с.
                    7. Смирнов В.М., Яковлев В.Н. Физиология центральной нервной системы. 2002 г, 377 с.
                    8. Шульговский В.В. Физиология высшей нервной деятельности с основами нейробиологии. М.: Академия. 2003. 461 с.
                    9. Шульговский В.В. Нейрофизиология. М. 2002 380 с.

                    Рекомендуемая литература (дополнительная):

                    1. Богомильский М.Р., Чистякова В.Р. Болезни уха, горла и носа у детей. М. 2000.
                    2. Лях Г.С., Марусева А.М. Аудиологические основы реабилитации детей с нейросенсорной тугоухостью. Л. 1979.
                    3. Овчинников Ю.М. Справочник по отоларингологии. М. 1999.
                    4. Физиология сенсорных систем под ред. А.С. Батуева. Л. “Медицина”. Ленинград. отделение. 1976 г. 398 с.
                    5. Вартанян Г.А., Лохов М.И. Проблемы транспорта памяти. Механизм памяти (ред. Г.А. Вартанян).

                      Л. 1987.

                    6. Виноградова О.С. Гиппокамп и память. М. 1975. 333 с.
                    7. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. М. 1997. 431 с.
                    8. Прибрам К. Языки мозга. М. 1975.
                    9. Соколов Е.Н. Психофизиология научения. М. 1997.
                    10. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. М. 1981.
                    11. Симонов П.В. Мотивированный мозг. М. 1987.
                    12. Симонов П.В. Созидающий мозг. М. 1993.
                    13. Физиология человека под ред. Р. Шмидта и Г. Тевса в 3-х томах. 1996 г. под ред. акад. П.Г. Костюка
                    14. Шульговский В.В. Физиология центральной нервной системы. 1997 г. 397 с.
                    15. Эйдельман Дж., Маунткасл В. Разумный мозг. М. 1981.

                    Общая психология

                    1 Часть

                    1. Понятие о психике. Специфические особенности психических явлений. Свойства психического отражения: идеальность, субъективность, вынесенность, активный регулирующий характер психики.
                    2. Предмет психологии. Классификация психических явлений. Психические процессы, состояния, свойства личности. Основные тенденции в развитии современной психологии.
                    3. Структура психологической науки. Классификация отраслей психологии. задачи психологии в области здравоохранения, образования, производства, социальной работы и пр.
                    4. Место психологии в системе наук. Значение психологии как интегратора знаний о человеке и фундамента будущего человекознания.
                    5. Методы психологического исследования. Классификация методов психологии. Эмпирические и экспериментальные методы. Наблюдение и самонаблюдение. Требования к проведению эксперимента. Психометрические шкалы. Биографический метод. Моделирование психических явлений. Психофизические методы. Метод границ, средней ошибки, метод констант. Процедура, обработка результатов. Психофизические кривые. Психологическое тестирование. Надежность и валидность тестов. Нормы и интерпретация результатов теста. Групповые и индивидуальные тесты. Личностные опросники. Проективные методики. Беседа. Интервью.
                    6. Возникновение и развитие психики в процессе эволюции. Филогенез нервной системы и психики. Раздражимость и чувствительность. Возникновение простейших форм психического отражения. Эволюция психики как эволюция адаптивности. Возрастание степеней свободы поведения и систем обратной связи. Инстинкты. Навыки. Интеллектуальное поведение животных. Антропогенез. Становление человека и возникновение сознания. Многообразие концепций антропогенеза. Различные подходы к проблеме возникновения сознания и языка.
                    7. Проблема сознания. Гносеологические трудности в описании сознания. Психофизическая и психофизиологическая проблемы. Экспериментальные доказательства существования неосознаваемого психического. Взгляд на бессознательное в разных психологических школах.
                    8. Психологическая структура человека. Понятие об индивиде, личности, субъекте деятельности, индивидуальности.

                    1. Сенсорное отражение. Рефлекторная структура сенсорного процесса. Эмпирические характеристики ощущений: локализация, отражение движения, длительности. Модальность и интенсивность ощущений. Значение ощущений. Физиологические механизмы ощущений.
                    2. Психофизика. Пороговая проблема (дискретность – непрерывность).

                      Интерпретация понятия порога чувствительности (пороговой зоны) от Фехнера до наших дней. Субсенсорная зона. Психофизические законы. Основной психофизический закон Вебера-Фехнера. Закон Стивенса. «Обобщенный психофизический закон» Ю.М.Забродина.

                    3. Виды ощущений. Взаимодействие ощущений. Классификации ощущений. Сенсорная организация человека (по Б.Г.Ананьеву).

                      Понятие сенсибилизации и сенситивности. Становление сенсорной системы человека в онтогенезе. Сенсорная организация, образ жизни и культура. Методы изучения ощущений.

                    4. Восприятие. Перцептивный уровень отражения. Эмпирические характеристики образа восприятия. Первичные характеристики (пространственно-временные, модальные и интенсивностные).

                      Вторичные характеристики восприятия (предметность, целостность, константность, обобщенность; характеристики, возникающие под влиянием вышележащих структур, осмысленность избирательность, историчность).

                      Теории восприятия. Факторы развития перцепции.

                    5. Процесс становления образа. Восприятие как система перцептивных действий. Закон перцепции Н.Н.Ланге. Стадии перцептогенеза. Влияние установки на процесс становления образа. Экспериментальные исследования роли перцептивных действий в становлении образа. Теории восприятия. Факторы развития перцепции.
                    6. Представления. Отличительные особенности вторичных образов по сравнению с восприятием. Эмпирические характеристики представлений. Базовые – пространственные (панорамность, обособление фигуры и фона, выпадение абсолютных величин, топографическая схематизация), временные (симультанность, несохранение длительности, прочность сохранения временной последовательности), модальные и интенсивностные. Производные: фрагментарность, неустойчивость, обобщенность. Место представлений среди других психических процессов (уровень отражения, обеспечивающий переход от перцепции к мышлению, от чувственного к логическому).

                      Роль представлений в жизни и деятельности человека.

                    7. Воображение. Статус воображения как психического процесса. Воображение как преобразующее отражение действительности (образное мышление).

                      Виды, характеристики, операции воображения (комбинирование, агглютинация, акцентирование, гиперболизация, типизация).

                      Развитие и тренинг представлений и воображения.

                    2 Часть

                    1. Мышление. Мышление как высший уровень познавательных процессов. Базовые эмпирические характеристики мышления по Л.М.Веккеру: пространственно-временные, модальностные, интенсивностные. Основные эмпирические характеристики мысли: речевая форма, суждение, опосредованность, обобщенность. Феномен понимания. Мыслительные опреации и их обратимость. Фазовая динамика мыслительного процесса. Основные этапы формирования умственных действий по П.Я.Гальперину. Гештальт-психология о фазах творческого поиска (инкубация, инсайт).

                      Процесс переструктурирования (М.Вертгеймер, К.Дункер).

                      Процесс переформулирования (Л.М.Веккер).

                    2. Допонятийное мышление. Взгляды Л.С.Выготского и Ж.Пиаже. Основные эмпирические характеристики допонятийного мышления: эгоцентризм, синкретизм, трансдукция, нечувствительность к противоречиям и переносному смыслу, несогласованность содержания и объема. Особенности первобытного мышления (Л.Леви-Брюль и др.).
                    3. Понятийное мышление. Основные эмпирические характеристики: децентрация, координация вариативных и инвариантных компонентов, индуктивно-дедуктивный строй, полнота обратимости операций, согласованность содержания и объема в понятийном мысли, чувствительность к противоречиям. Феномен «безобразного мышления» (Вюрцбургская школа).

                      «Языки мышления»: пространственно-образный и знаково-символический (Л.М.Веккер).

                    4. Память. Память как сквозной компонент всех психических процессов. Виды памяти (кратковременаая, оперативная, долговременная и др.; образная, моторная, эмоциональная).

                      Мнемические процессы (запоминание, сохранение, воспроизведение, забывание, реминесценция и др.).

                      Модели памяти.

                    5. Методы исследования памяти. Методы исследования кратковременной, оперативной и долговременной памяти (заучивания, парных ассоциаций, узнавания, частичного воспроизведения, сбережения и пр.).

                      Методы исследования мнемической интерференции, в том числе проактивной и ретроактивной.

                    6. Способы развития памяти. Развитие памяти в онтогенезе. Концентрированное и распределенное заучивание. Заучивание в целом и по частям. Роль повторения. Роль организации заучиваемого материала. Основные мнемонические приемы заучивания (построение образов, размещение в пространстве и т.п.).

                      Эйдетическая память.

                    7. Влияние на мнемические процессы заучиваемого материала. Кривая позиции. Закон Эббингауза (зависимость числа проб, необходимых для заучивания, от объема заучиваемого материала).

                      Влияние сходства, осмысленности, сложности, неоднородности запоминаемого материала. Влияние мотивации и установок на мнемические процессы. Произвольное и непроизвольное запоминание. Сравнение эффективности произвольного и непроизвольного запоминания, Память и сон. Влияние на память перерывов в деятельности (эффект Зейгарник).

                    8. Внимание. Общее понятие о внимании. Явления рассеянности и сосредоточенности. Наблюдаемые и экспериментально исследуемые свойства (характеристики) внимания. Статические характеристики: объем, устойчивость, предметность, концентрированность. Динамические характеристики: распределяемость, переключаемость, колебания, интенсивность, избирательность. Экспериментальные методы обнаружения и изучения свойств внимания.
                    9. Физиологические основы внимания. Рефлекс сосредоточения В.М. Бехтерева. Оптимальный очаг возбуждения И.П. Павлова. Доминантный очаг возбуждения А.А. Ухтомского. Структурные компоненты физиологического механизма внимания: ретикулярная формация, кора больших полушарий головного мозга. Локализация высших психических функций и внимания в лобных долях коры головного мозга (А.Р. Лурия).

                      Рефлекторная схема Т. Рибо.

                    10. Функции внимания: направленность, сосредоточенность и углубленность в деятельность, контроль и регуляция деятельности. Виды внимания. Непроизвольное внимание: внешние (динамика, интенсивность, физические характеристики сигналов); внутренние (интересы, потребности, эмоциональная значимость, влияние прежнего опыта, установки и ожидания субъекта) – факторы, обусловливающие возникновение непроизвольного внимания. Произвольное внимание как отражение уровня развития волевого уровня саморегуляции личности. Зависимость произвольного внимания от целенаправленности и планомерности деятельности личности. Послепроизвольное внимание: сходство и отличие от непроизвольного внимания. Связь послепроизвольного внимания и эмоциональной сферы личности.
                    11. Развитие внимания в филогенезе и онтогенезе. Основные теории внимания. Классификация теорий внимания (Н.Н. Ланге и Р.Л. Солсо).

                      Теория внимания как стороны ориентировочно-исследовательской деятельности (П.Я. Гальперин).

                      Теория о связи внимания с аффективным состоянием и волей человека Т. Рибо.

                    12. Управление вниманием. Связь внимания с другими психическими процессами: ощущениями, восприятием, памятью, мышлением. Учет и использование внутренних и внешних факторов для привлечения и поддержания внимания. Способы коммуникатора и способы адресата в управлении вниманием.
                    13. Эмоции. Базовые эмоции человека (по К.Изарду).

                      Свойства эмоций (по Л.М.Веккеру).

                      Функции эмоций. Эмоции и когнитивные процессы. Методы изучения эмоций. Основные методы изучения эмоций. Способы управления эмоциями. Теории эмоций. Трехкомпонентная теория эмоций (В.Вундт).

                      Теория эмоций Джеймса-Ланге. Психоаналитические теории. Когнитивные теории эмоций. Информационная концепция П.В.Симонова. Теория дифференциальных эмоций К.Изарда.

                    14. Речь. Функции речи. Виды речи. Речь и язык. Развитие речи в онтогенезе. Формирование речевого высказывания. Декларативные и процедурные знания при овладении языком. Овладение вторым языком. Прогнозирование в речевой деятельности. Восприятие и понимание речи. Семантические поля и методы их изучения. Понимание слов и предложений, текста и подтекста. Проблема значения и смысла. Понятие и прототипы (Э.Рош).

                      Лингвистическая относительность.

                    15. Воля и волевые процессы. Понятие воли в психологии. признаки волевых явлений. Произвольное и волевое. Воля как высший уровень регуляции. Волевые процессы и их изучение.
                    16. Психические состояния. Компонентный состав психического состояния: следовой, антиципационный, гностический, мотивационный. Проявления психического состояния: объективные – активация, функциональная асимметрия, психомоторика, мимика, характеристики поведения; субъективные – аффекты, чувства, переживания.
                    17. Характеристики психических состояний (временные и эмоциональные, перманентные, текущие, оперативные).

                      Классификация психических состояний по активационным, тоническим, тензорным и эмоциональным характеристикам. Динамика и структура психических состояний.

                    18. Диагностика психических состояний. Уровни регуляции психических состояний: биохимический, физиологический, психический и социально-психологический. Методы диагностики состояний. Наблюдение. Аппаратурные и опросные методы. Методы самооценки состояний.

                    3ЧАСТЬ

                    1. Понятие личности в системе человекознания. Личность в философии, социологии и психологии. Понятие личности в общей, дифференциальной и социальной психологии. Индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность.
                    2. Личность как предмет психологического исследования. Генотипическое и фенотипическое, биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека. Номотетическое и идиографическое описание личности. Место и роль личностного принципа в исследовании психических явлений. Личность как интегратор, «рефлектор» и регулятор активности человека (В.А.Ганзен).

                      Ситуационизм и интеракционизм.

                    3. Свойства, структура и типология личности. Выделение структуры личности из структуры психики и сознания. Уровни исследования личности (макро-, мезо- и микроописания в экспериментальной и прикладной психологии).

                      Эмпирические подходы к структуре личности: клинический, экспериментальный, факторно-аналитический, поведенческий. Психологический профиль личности.

                    4. Личность и биологическая детерминация. Возрастно-половые, конституциональные и нейротипические свойства человека. Современное состояние исследований свойств нервной системы. Структура свойств нервной системы. Методы измерения свойств нервной системы.
                    5. Личность в системе социальных отношений. Структура социального опыта личности (картина мира, образ жизни, нравственные позиции).

                      Социализация и индивидуализация личности. Статус, социальные роли и позиции личности. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. Постоянство и изменчивость личности.

                    6. Темперамент. Понятие о темпераменте. Свойства темперамента. Факторы, условия, влияющие на изменение свойств темперамента. Методы измерения свойств темперамента.
                    7. Способности. Понятие способностей. Задатки и способности. Общие и специальные способности. Способности и одаренность. Факторы и условия развития способностей.
                    8. Общие интеллектуальные способности. Операциональная концепция интеллекта Ж.Пиаже. Факторные модели интеллекта. Модели С.Спирмена, Л.Терстона, Дж.Гилфорда и др. Когнитивные модели интеллекта. Концепция ментального опыта М.А.Холодной. Функциональная асимметрия головного мозга и способности.
                    9. Диагностика интеллекта. Шкала умственного развития Бине-Симона. Тестовые измерения интеллекта. Прогрессивные матрицы Дж.Равена. Тесты Д.Векслера и Р.Амтхауэра.
                    10. Креативность и её диагностика. Творческая личность и её жизненный путь. Концепции креативности. Дивергентное и конвергентное мышление. Тесты креативности Э. Торренса, Дж. Гилфорда и С.Медника.
                    11. Мотивация и направленность. Структура мотива. Потребности и мотивы. Мотив и цель. Классификация мотивов. Методы исследования мотивов. Мотивация достижения. Мотивационная сфера – ядро направленности. Направленность как системообразующее свойство личности (Б.Ф.Ломов).
                    12. Характер. Понятие характера. Свойства и структура характера. Социальная детерминация, факторы и условия формирования характера. Акцентуации как характерологические особенности. Методы исследования характера.
                    13. Понятие индивидуальности. Теория интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин).
                    14. Индивидуальность и развитие. Неравномерность развития индивидных, личностных, субъектных свойств человека. Источники и движущие силы саморазвития. Понятие самореализации.
                    15. Индивидуально-психологические различия. Проблема объяснения индивидуально-психологических различий. Когнитивные стили и методы их изучения. Мотивационно-аффективные стили. Индивидуальный стиль деятельности.
                    16. Самосознание – как ядро личности и индивидуальности. Функции самосознания: самопознание, самоотношение, саморегуляция. Проблема «Я» человека в психологии. Этапы становления и развития самосознания.
                    17. Я-концепция и защитные механизмы личности. Я-концепция как «теория самого себя». Самоуважение. Уровень притязаний и самооценка. Защита Я-концепции. Теория защитных механизмов. Защитные механизмы и неврозы. Развитие защитных механизмов у детей.
                    18. Теории личности в отечественной психологии. Психологическая теория целостного человека Б.Г.Ананьева. Теория отношений А.Ф.Лазурского и В.Н.Мясищева. Концепция личности А.Н.Леонтьева. Теория установки и личность (Д.Н.Узнадзе).

                      Концепция динамики функциональной структуры личности (К.К.Платонов) и др.

                    19. Теории личности в зарубежной психологии. Психодинамические теории личности (З.Фрейд, А.Адлер и др.).

                      Теория оперантного научения Б.Скиннера. Теория личности К.Левина. Теория социального научения А.Бандуры. Когнитивные теории личности. Факторно-аналитические теории личности. Теории личности в экзистенциальной и гуманистической психологии.

                    1. Психофизическая проблема (законы Вебера-Фехнера и Стивенса).

                      Виды порогов и чувствительность.

                    2. Характеристики образа восприятия: предметность, целостность, константность, обобщенность.
                    3. Сфера вторичных образов. Представления памяти и воображения. Эмпирические характеристики образа представления и их сравнение с характеристиками образа восприятия.
                    4. Память как сквозной психический процесс: ее функции, виды и процессы.
                    5. Внимание как сквозной психический процесс. Виды вникмания: его характеристики и методы их диагностики.
                    6. Операциональная природа мышления. Виды мышления. Фазы мыслительного процесса. Виды мыслительных операций.
                    7. Стадии формирования понятия (по Л.С. Выготскому).

                      Сравнительный анализ эмпирических характеристик допонятийного и понятийного мышления (по Л.М. Веккеру).

                    8. Отношения мышления и речи. Роль внутренней речи в процессе мышления (по А.Н. Соколову).

                      Методы исследования внутренней речи.

                    9. Язык и речь: виды речи и ее функции.
                    10. Классификация эмоций. Эмоции и чувства. Способы управления эмоциями.
                    11. Диагностические и прогностические возможности интеллектуального тестирования (краткая характеристика основных интеллектуальных тестов).
                    12. Воля как высший уровень психической регуляции. Основные теории воли.
                    13. Нейродинамические, конституциональные и половозрастные и особенности человека.
                    14. Теории типов и черт характера. Акцентуации характера. Патологии характера.
                    15. Направленность личности. Потребности, мотивы, мотивация. Ценностные ориентации.
                    16. Понятия «индивид», «личность», «субъект деятельности», «индивидуальность» в комплексном подходе Б.Г. Ананьева.
                    17. Развитие сознания и самосознания в онтогенезе. Функции самосознания: самопознание, самоотношение и саморегуляция.
                    18. «Я-концепция»: структура, этапы формирования, функции и механизмы защиты.
                    19. Личность как система отношений в Ленинградской психологической школе (В.М. Бехтерев, А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев).
                    20. Сознательное и бессознательное в личности: отечественный подход (школа установки Д.Н. Узнадзе, Ф.В. Бассин, А.Г. Асмолов) и зарубежный подход (психодинамические концепции).
                    21. Гуманистический (К. Роджерс, А. Маслоу), экзистенциальный (В. Франкл, Р. Мэй, И. Ялом) и гештальт (Ф. Перлз, К. Левин) подходы к исследованию личности и психотерапия.
                    22. Когнитивный (Ж.Пиаже, Л.Колберг), социально-когнитивный (А. Бандура, Б. Роттер) и когнитивно-бихевиоральный (Б.Ф. Скиннер, А.Бек, А.Эллис) подходы к исследованию формирования личности.
                    23. Номотетический (Р.Кеттел, Г. Айзенк) и идиографический (Г.Олпорт, Р.Келли) подходы к описанию личности. Метод факторного анализа в психологии личности.
                    24. Жизненный путь личности: исследования и описания процессов социализации и индивидуализиации.

                    Литература

                    1. Аверин В.А. Психология личности. СПб.,1999.
                    2. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.,1999.
                    3. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.,1977.
                    4. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л.,1961.
                    5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб., 2002.
                    6. Ананьев Б.Г., Веккер Л.М., Ломов Б.Ф., Ярмоленко А.В. Осязание в процессах познания и труда. Л., 1959.
                    7. Анастази А. Психологическое тестирование. Кн.1-2. М.,1982.
                    8. Анохин П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М. Мед., 1968.
                    9. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. М.,1998.
                    10. Бардин К.В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы. М.,1976.
                    11. Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М.,1979.
                    12. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.,1986.
                    13. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М.,1966.
                    14. Брунер Дж. Психология познания. М.,1977.
                    15. Веккер Л.М. Психика и реальность. М.,1999.
                    16. Веккер Л.М. Психические процессы. Л.,1974, т.1, 2.
                    17. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.,1982.
                    18. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.,1987.
                    19. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л.,1984.
                    20. Гербачевский В.К. Психическая индивидуальность // Вестник СПбГУ. Сер.6, 1993, вып.2, с.66-74.
                    21. Джеймс У. Психология. Любое издание.
                    22. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М.,1995.
                    23. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб., 1999.
                    24. Забродин Ю.М., Лебедев А.Н. Психофизиология и психофизика. М.,1977.
                    25. Залевская А.А. Введение в психолингвистику. М.,1999.
                    26. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. М.- Воронеж, 1996.
                    27. Зинченко Т.П. Опознание и кодирование. Л.,1981.
                    28. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.,1991.
                    29. Изард К. Психология эмоций. СПб.,1999.
                    30. Ильин Е.П. Мотивы человека: теория и методы изучения. Киев, 1998.
                    31. Ильин Е.П. Психология воли. СПб., 2000.
                    32. История зарубежной психологии. Тексты. М.,1986.
                    33. История психологии. Тексты. М.,1992.
                    34. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. М.,1983.
                    35. Клацки Р. Память человека. М.,1978.
                    36. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.,1980.
                    37. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышление. М.,1977.
                    38. Кречмер Э. Строение тела и характер. М.,1995.
                    39. Кун Т. Структура научных революций. М.,1977.
                    40. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. Любое издание.
                    41. Линдсей П., Норман Д., Переработка информации у человека. М.,1974.
                    42. Ломов Б.Ф. Человек и техника. М.,1966.
                    43. Лук А.Н. Юмор, остроумие, творчество. М.,1977.
                    44. Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.,1968.
                    45. Лурия А.Р. Язык и сознание. Р. н/Д., 1998.
                    46. Мерлин В.С. Психология индивидуальности. М.-Воронеж,1996.
                    47. Миллер Дж. Магическое число семь плюс или минус два. О некоторых пределах нашей способности перерабатывать информацию. // Инженерная психология. М.,1964.
                    48. Миллер Дж., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения. М.,1965.
                    49. Найссер У. Познание и реальность. М.,1981.
                    50. Небылицын В.Д. Избранные произведения. М.,1990.
                    51. Норман Д. Память и научение. М.,1985.
                    52. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.,1999.
                    53. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. М.,1997.
                    54. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.,2005.
                    55. Пиаже Ж.. Избр. психол. труды. М.,1969.
                    56. Полани М. Личностное знание. М.,1985.
                    57. Поппер К. Логика и рост научного знания. М.,1983.
                    58. Психологические исследования творческой деятельности. М.,1975.
                    59. Психология (под ред. А.А.Крылова).

                      М.,1998.

                    60. Психология личности. Тексты. М.,1982.
                    61. Психология мышления. М.,1965.
                    62. Психология эмоций. Тексты. М.,1984.
                    63. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. СПб., 1996.
                    64. Рок И. Введение в зрительное восприятие. М.,1980, в 2-х т.
                    65. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. М.,1999.
                    66. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.,1998.
                    67. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии (разд. 2. Человек и мир).

                      М., 1976.

                    68. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.,1947.
                    69. Солсо Р. Когнитивная психология. М.,1996.
                    70. Стреляу Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.,1982.
                    71. Суходольский Г.В. Введение в математико-психологическую теорию деятельности. СПб.,1998.
                    72. Теплов Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий. М.,-Воронеж, 1998.
                    73. Тихомиров О.К. Психология мышления. М.,1984.
                    74. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.,1966.
                    75. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб.,1999.
                    76. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
                    77. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. М.,1989.
                    78. Фромм Э. Душа человека. М.,1992.
                    79. Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда. М.,1996.
                    80. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность. Т.1-2, М.,1986.
                    81. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. М.,-Томск, 1996.
                    82. Хофман И. Активная память. М.,1986.
                    83. Хрестоматия по вниманию. М.,1976.
                    84. Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М.,1995.
                    85. Хрестоматия по общей психологии. М.,1981.
                    86. Хрестоматия по ощущению и восприятию. М.,1975.
                    87. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.,1997.
                    88. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994.
                    89. Шехтер М.С. Зрительное опознание. Закономерности и механизмы. М.,1981.
                    90. Шибутани Т. Социальная психология. М.,1969.
                    91. Экспериментальная психология под ред. П.Фресса и Ж.Пиаже, в 6 кн.
                    92. Эриксон Э. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование. М.,1996.

                    Выготский л. С. Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4.- м., 1983

                    1. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб.,1999.
                    2. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.,1982.
                    3. Величковский Б.М. Когнитивная наука: Основы психологии познания. В 2-х т. М., 2006.
                    4. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.,1987.
                    5. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. М., 1983.
                    6. Найссер У. Познание и реальность. М.,1981.
                    7. Российская психология: Антология / Авт.-сост. А. Н. Ждан. М., 2009.
                    8. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.,1947.
                    9. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.,1997.
                    10. Шульц Д., Шульц С. История современной психологии. СПб., 2002.
                    11. А. Анастази, Урбина С Психологическое тестирование. – СПб., 2001
                    12. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. – ПИТЕР, 2002
                    13. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб., 2001
                    14. Общая психодиагностика. уч. пособие под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина, изд. МГУ, 1987.
                    15. Основы психодиагностики под ред. А.Г. Шмелева. Р-Дон 1996.
                    16. Психологическая диагностика. под ред. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. изд.  ПИТЕР, 2003.
                    17. Романова Е.С. Психодиагностика.  изд. Питер, 2008
                    18. Гудвин Дж. Исследование в психологии. Методы и планирование. СПб., 2004
                    19. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Учебник. СПб., 2007
                    20. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология: Теория и методы. М.,2002, 2005
                    21. Мартин М. Психологические эксперименты. СПб-М., 2004
                    22. Солсо Р., МакЛин М. Экспериментальная психология: Практический курс, 2003, 2006
                    23. Геберт Д., фон Розенштиль Л. Организационная психология. Харьков: Гуманитарный центр, 2006.
                    24. Психология менеджмента. Учебник / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб., 2004.
                    25. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. СПб., 2000.
                    26. Шекшня С.В. Управление персоналом в современной организации. СПб., 2003.
                    27. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1996.
                    28. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М., 2001.
                    29. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. М., 2001.
                    30. Парыгин Б.Д. Социальная психология. С-Пб., 2003.
                    31. Свенцицкий А.Л. Социальная психология. М., 2003.
                    32. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов. М., 2000.
                    33. Шихи Г. Возрастные кризисы – ступени личностного роста. М., 1999.
                    34. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
                    35. Массен П, Конгер Дж., Каган Дж. Развитие личности в зрелом возрасте // Психология личности: тексты. М., 1982.
                    36. Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития. М., 1994.
                    37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., «Питер», 1998
                    38. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., ЛГУ, 1969
                    39. Онтопсихология: Учебное пособие под ред. Крылова А. А., Рыбалко Е. Ф. Главы Грищенко Н.А., Головей Л.А. СПб.: Изд. СПбГУ, 2003.
                    40. Климов Е.А. Психология профессионала / Ин-т практ. Психологии. М., 1996.
                    41. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для Студенов вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: — 2003.
                    42. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки.
                    43. Амоношвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. М., 1990
                    44. Гальперин П. Я. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе.
                    45. Рыбакова М. М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1990
                    46. Шакуров Р. Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическим коллективом. М.: Педагогика, 1982
                    47. Бурменская Г. В., Карабокова Н. В., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. М., 1990
                    48. Семья в психологической консультации. Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М., 1989
                    49. «Клиническая психология». Учебник под ред. Карвасарского Б. Д. СПб, 2006 г.
                    50. «Неврозы». Карвасарский Б. Д. Л, «Медицина», 1990 г.
                    51. «Психопатии и акцентуации характера у подростков». Личко А. Е. Л. 1987 г.
                    52. «Психология и психотерапия семьи» Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. СПб, 2006г.
                    53. «Патопсихология. Основы клинической диагностики и практики». ЗейгарникБ.В. М. 2008 г.
                    54. «Методики экспериментальной патопсихологии» Рубинштейн С. Я. М. 2007 г.
                    55. Аллахвердов В.М. Сознание как парадокс. СПб, 2000
                    56. Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М., 1950
                    57. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982
                    58. Дорфман Л.Я Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии. М., 2005
                    59. Зароченцев К.Д. Худяков А.И. Экспериментальная психология. Учебник. М., 2005
                    60. Кун Т. Структура научных революций. М. 2001
                    61. Кэмпбелл Д.Т. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980; СПб., 1996
                    62. Никандров В.В. Экспериментальная психология. СПб., 2003, 2007
                    63. Поппер К. Предположения и опровержения: Рост научного знания. М., 2004
                    64. Стивенс С. Экспериментальная психология. М., 1960
                    65. Эксперимент и квазиэксперимент в психологии: Учебное пособие / под ред. Т.В. Корниловой. СПб., 2004
                    66. Экспериментальная психология / Ред. П. Фресс и Ж. Пиаже. М., Вып. I-II. 1966; Вып. III. 1973: Вып. IV; 1973; Вып. V. 1975; Вып. VI. 1978.
                    67. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 1997.
                    68. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. С-Пб., 2001.
                    69. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная психология. С-Пб, 2000.
                    70. Социальная психология. Под ред. А.Л. Журавлева. М., 2002.
                    71. Социальная психология в трудах отечественных психологов. Хрестоматия. Сост. А.Л. Свенцицкий. С-Пб, 2000.

                    Подготовительные задания на межсессионный период по курсу «психология личности»

                    Уважаемый студент! Для более полного и глубокого усвоения материала по данному учебному курсу мы рекомендуем Вам ознакомиться со следующей литературой:

                    1. Аверин В.А. Психология личности. — СПб., 1999.
                    2. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности.—М., 1986.
                    3. Бодалев А.А. Психология личности. — М., 1988.
                    4. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976.
                    5. Выготский Л.С. Собрание сочинений. —М., 1983. Т.З.
                    6. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. —М., 1997.
                    7. Годфруа Ж. Что такое психология. — М., 1992.
                    8. Изард К. Эмоции человека. —М., 1980.
                    9. Ильин Е.П. Мотивация.— М., 1999.
                    10. ЛеонтьевА.Н. Деятельность. Сознание. Личность. —М., 1982.
                    11. Мерлин В.С. Структура личности. Характер, способности, самосознание. — М, 1990.
                    12. Немов Р.С. Психология. — М,, 1995
                    13. Платонов К.К. Структура и развитие личности. — М., 1986.
                    14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — М., 1989.
                    15. Селье Г. Стресс без дистресса. — — М., 1982.
                    16. Способности и склонности. Комлексные исследования. — М., 1989.
                    17. Хьелл Л., ЗиглерД. Теории личности. — М., 1998.

                    Письменно дать определение следующим понятиям:

                    Аффиляция; доморальный, конвенциональный, автономный уровни морального сознания; зрелая, незрелая духовность; медиаторство; нейро-динамические, психодинамические свойства; ненасильственная коммуникация; понятие «Я-концепция»; просоциальное поведение; рационально-интуитивный метод; теории личности: психодинамические, социодинамические, интеракционистические; теория конвергенции.

                    Темы для самостоятельного изучения

                    1. Проблема «Я» в психологии личности.
                    2. Различия в основаниях периодизации развития личности в работах Божович, Петровского, Э.Эриксона, Г.Олпорта, Г.-С.Салливана и др.
                    3. Проблема мотивации в психологии личности. Изучение мотивов и мотивации в различных психологических школах.
                    4. Проблема универсальности и уникальности свойств личности: противостояние теорий Г.Олпорта и Р.Кэттелла.
                    5. Проблема научения в бихевиоризме.
                    6. Основные положения теории личностных конструктов Дж.Келли.
                    7. Типологические подходы к исследованию личности (К.Г.Юнг, Э.Фромм, К.Леонгард и др.)
                    8. Индивидуально-типологические и половозрастные особенности личности.
                    9. Деятельность человека.

                    Экспериментальная психология

                    Экспериментальная психология как наука: предмет и задачи экспериментальной психологии.

                    2. Научное исследование.

                    Принципы и структура научного исследования. Теория, научная

                    проблема, гипотеза.

                    З. История экспериментальной психологии.

                    Основные идеи, методы и достижения немецкой, английской, французской, американской и русской психологии к началу ХХ века.

                    4. Методы исследования в психологии.

                    Классификации методов по Кройцу, Эндрюсу, Пирьову, Ананьеву, Дружинину. Экспериментальные и неэкспериментальные методы, наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование, психодиагностические методы, изучение продуктов деятельности и др.

                    5. Процедура и характеристики психологического эксперимента. Основная схема психологического эксперимента и психологического измерения. Внешняя, операциональная и внутренняя валидности эксперимента. Экспериментальная выборка. Переменные в эксперименте.

                    6. Первичная обработка результатов эксперимента.

                    Гистограммы. Кривые накопленных частот. Меры центральной тенденции и меры рассеяния.

                    7. Планирование экспериментов.

                    Формальное и содержательное планирование эксперимента. Факторное планирование экспериментов. Однофакторный и многофакторные эксперименты.

                    8. Психофизика и психологическое измерение.

                    Методы измерения порогов чувствительности. Психофизические законы: Бугера-Вебера, Вебера-Фехнера, Стивенса, обобщенный психофизический закон.

                    Тематика рефератов

                    1. Метод минимальных изменений и его применение в экспериментальной психологии.

                    2. Метод средней ошибки и его применение в экспериментальной психологии.

                    3. Метод констант и его применение в экспериментальной психологии.

                    4. Сравнительный анализ методов психофизического исследования.

                    5. Содержательное планирование эксперимента.

                    6. Формальное планирование эксперимента.

                    7. Проблема ошибок психологических измерений.

                    8. Планы психологических исследований (простые, комплексные, «латинский квадрат», факторные).

                    9. Инструментальное наблюдение, его отличие от метода эксперимента

                    10. Сравнительный анализ классификаций методов психологических исследований (по Кройцу, Эндрюсу, Пирьову Ананьеву, Дружинину).

                    11. Теории сенсорных порогов.

                    12. Психологический смысл психофизических законов.

                    13. Закон сравнительных суждений Терстона и его применение в экспериментальной психологии.

                    15. Теории психологических измерений и проблема шкалирования.

                    Метод минимальных изменений и его применение в экспериментальной психологии.

                    2. Метод средней ошибки и его применение в экспериментальной психологии.

                    3. Метод констант и его применение в экспериментальной психологии. 4. Сравнительный анализ методов психофизического исследования.

                    5. Содержательное планирование эксперимента.

                    6. Формальное планирование эксперимента.

                    7. Проблема ошибок психологических измерений.

                    8. Планы психологических исследований (простые, комплексные, «латинский квадрат», факторные).

                    9. Инструментальное наблюдение, его отличие от метода эксперимента

                    10. Сравнительный анализ классификаций методов психологических исследований (по Кройuy, Эндрюсу, Пирьову Ананьеву, Дружинину).

                    11. Теории сенсорных порогов.

                    12. Психологический смысл психофизических законов.

                    13. Закон сравнительных суждений Терстона и его применение в экспериментальной психологии.

                    15. Теории психологических измерений и проблема шкалирования.

                    Перечень вопросов

                    1. Предмет и задачи экспериментальной психологии.

                    2. Основные методологические принципы психологического исследования.

                    3. Структура экспериментального исследования.

                    4. Психологическая гипотеза исследования.

                    5. Статистическая гипотеза исследования.

                    6. Немецкая школа психологии. Г.Т. Фехнер и В. Вундт.

                    7. Английская школа психологии.

                    8. Французская школа психологии.

                    9. Американская школа психологии.

                    10. Русская школа психологии.

                    11. Классификации методов в психологии.

                    12. Экспериментальный метод в психологии.

                    13. Метод наблюдения в психологии.

                    14. Метод моделирования.

                    15. Психодиагностические методы.

                    16. Изучение продуктов деятельности.

                    17. Процедура и основные характеристики психологического эксперимента.

                    Литература

                    Бардин К.В. Проблема порогов чувствительности и психофизические методы. М., 1976.

                    Бардин К.В.., Забродин Ю.М. Проблемы психического отражения свойств объективного мира на сенсорно-перцептивном уровне. //Психофизические исследования восприятия и памяти. М., 1981.

                    Бойко Е.и. Время реакции человека. М., 1964.

                    Бурлачук ПФ. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.

                    Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. М., 1982. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология: Учебное пособие. М., 1997.

                    История становления и развития экспериментально-психологических исследований в России // Под ред. Ломова Б.Ф. Будиловой Е.А., Кольцовой В.А. М., 1990.

                    Корнилова ТВ. Введение в психологический эксперимент. М., 1997.

                    Куликов Л. В. Введение в психологическое исследование. СПб., 1994. 7. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. М., 1980.

                    Ломов Б. Ф. Человек и техника. М., 1966.

                    Практикум по общей и экспериментальной психологии / Под ред. Крылова А.А. Часть 2. Л., 1987.

                    Стивене СС Экспериментальная психология. Т. 1. М., 1966.

                    Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. М., 1966. Вып. 1, 2.

                    Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1976.