Учебно-методический комплекс учебной дисциплины «Психология лидерства»

Минобрнауки РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Вятский государственный гуманитарный университет»

Социально-гуманитарный факультет

«УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой практической психологии

к.пс.н., доцент

____________________ Е.В. Сараева

«____» ______________ 2011 г.

для специальности 040104.65 Организация работы с молодежью

Киров

2011

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с ГОС высшего профессионального образования по специальности 040104.65 Организация работы с молодежью, утвержденным зам. министра образования и науки А.Г. Свинаренко 27.12.2005 г. № государственной регистрации 767 гум/сп.

Учебно-методический комплекс разработан С. Г. Касимовой, кандидатом психологических наук, доцентом кафедры практической психологии ВятГГУ.

Рецензент – Е.П. Киселева, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии ВятГГУ.

Учебно-методический комплекс утвержден на заседании кафедры практической психологии 01.03.2011 г., протокол № 7.

© Вятский государственный гуманитарный университет (ВятГГУ), 2011

© Касимова С.Г., 2011

Рабочая программа

Учебной дисциплины

«Психология лидерства»

Пояснительная записка

Дисциплина «Психология лидерства» знакомит студентов с анализом психологических механизмов лидерства. В рамках данной дисциплины изучаются аспекты и механизмы осуществления успешного лидерства.

Актуальность изучения данной учебной дисциплины заключается в прикладном характере изучаемых вопросов, в освоении основных элементов различных видов лидерства, в том числе и политического, в рассмотрении психологических закономерностей его функционирования (через психологию личности, малых и больших групп, психологию масс).

4 стр., 1858 слов

Предмет, цель, задачи методики преподавания психологии.Методика ...

... зависимости от конкретной психологической дисциплины преподаватели могут ставить и другие цели, которые будут в большей мере ориентированы на естественнонаучное или философское понимание предмета психологии. Психология сравнительно новая наука, ...

Содержание и структура данной дисциплины согласованы с курсами «Общая психология», «Психология личности», «Социальная психология», «Методы активного социально-психологического взаимодействия» и других. В то же время данная дисциплина является базовой для успешного прохождения дальнейших дисциплин специализации. Освоение дисциплины решает задачи гражданского, профессионально-трудового и духовно-нравственного воспитания.

Цели и задачи дисциплины

Цель дисциплины: сформировать у студентов представление о взаимообусловленности психологических феноменов лидерства.

Задачи дисциплины:

– ознакомление студентов с основными отечественными и зарубежными психологическими концепциями лидерства;

– рассмотрение природы лидерства;

– ознакомление студентов с механизмами формирования лидерства;

– формирование качеств лидера, необходимых для профессиональной деятельности психолога, социального работника;

– продолжение работы над гражданским и патриотическим воспитанием в ходе анализа действий отечественных и зарубежных политиков как лидеров.

Результаты освоения курса востребованы в следующих видах профессиональной деятельности:

в области диагностико-аналитической деятельности:

– дифференциальная диагностика для определения степени выраженности у членов коллективов лидерских качеств;

в области психопрофилактической деятельности:

– проведение психологических обследований с целью определения уровня развития значимых для профессиональной деятельности личностных (в том числе и лидерских) качеств;

– оказание психологической помощи с целью формирования лидерских качеств;

в области коррекционно-развивающей деятельности:

– работа по диагностике и коррекции лидерских качеств с учетом индивидуальных особенностей;

– применение современных психологических и политических технологий;

в области научно-методической деятельности:

– систематическое повышение квалификации;

– анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации;

в области культурно-просветительской деятельности:

– формирование психологической культуры специалистов по работе с населением;

– информирование потребителей услуг об особенностях интерпретации происходящих событий;

в области организационно-управленческой деятельности:

– рациональная организация учебного процесса;

– ведение документации;

– организация контроля за результатами обучения.

Содержание дисциплины

Объем дисциплины «Психология лидерства» и виды учебных занятий для специальности 040104.65 Организация работы с молодежью

Виды учебной работы

Общий объем

(по РУП)

Часы по семестрам

9

Форма обучения

Форма обучения

ОФО

ОФО

Трудоемкость

(по ГОС ВПО)

Аудиторные занятия

54

54

Лекции

28

28

Лабораторные,

практические занятия

Семинарские занятия

26

26

Самостоятельная работа студентов

54

54

Виды контроля

Экзамен

Экзамен

Тематический план дисциплины «Психология лидерства» для специальности 040104.65 Организация работы с молодежью

(очная форма обучения)

№ п/п

Основные темы дисциплины

Часы

Лекции

Лабораторные, практические

занятия

Семинар-ские занятия

Самостоятельная работа студентов

1

Научные трактовки лидерства

4

2

4

2

Структура лидерства

2

2

4

3

Механизмы и динамика лидерства

2

2

4

4

Лидерство и групповой процесс

4

2

4

5.

Личностный подход к руководству

2

2

4

6.

Поведенческий подход к руководству

2

2

4

7.

Мотивационно-вероятностный подход к лидеству

2

2

4

8.

Трансакционистский подход к лидерству

2

2

4

9.

Харизматический подход к лидеству

2

2

4

10.

Лидерство и организационный процесс

2

2

4

11.

Психотехнологическое обеспечение развития лидерского потенциала

4

6

14

Итого:

28

26

54

Содержание разделов и основных тем дисциплины «Психология лидерства»

1. Научные трактовки лидерства

Трактовка лидерства в англоязычной литературе. Лидерство как центр (сосредоточение) групповых процессов. Лидерство как характеристика личности и порождаемых ею эффектов. Лидерство как искусство добиваться подчинения. Лидерство как форма убеждения. Лидерство как отношение власти. Лидерство как ролевая дифференциация. Лидерство как процесс порождения структуры. Лидерство как действие или поведение. Лидерство как результат группового взаимодействия. Лидерство как осуществление влияния. Лидерство как процесс социальной перцепции. Лидерство как сложная форма решения социальных проблем. Трактовка лидерства и руководства в отечественной литературе. Отечественные типологии политического лидерства: умозрительные попытки; параноидальный стиль; демонстративный стиль; компульсивный стиль; депрессивный стиль; шизоидный стиль. Лидерство и вождизм. Три уровня лидеров в политической сфере.

2. Структура лидерства

Феномен лидерства. Психологические факторы лидерства: доминирование и подчинение. Авторитет как условие лидерства. Истинный и ложный авторитет. Структура личности лидера. Типы лидеров. Теории лидерства (ранние, теория героев и черни, теория среды, личностно-ситуационные, мотивационные, взаимодействия – ожидания, гуманистические, обмена).

Основные типологии лидерства (Г. Лассуэлл, Д. Рисман, Дж. Д. Барбер, Д.М. Бернс, «трансформационное» и «трансдейственное» лидерство).

Иерархические уровни и модели ли­дерства по Д. Катцу. Четыре типологии лидерства М. Германа. Типы поли­тических режимов, культур и лидерства по теории А. Вилдавского. Ролевая дифференциация лидерства: традиционные и альтернативные трактовки.

3. Механизмы и динамика лидерства

Механизмы выдвижения в позицию лидера. Психологический обмен как механизм выдвижения в позицию лидера». Имплицитная теория» лидерства. Механизм влияния в лидерстве. Динамика лидерства.

4. Лидерство и групповой процесс

Группа как субъект политики. Группы номинальные и реальные. Группы «большие» и «малые». Особенности малых групп в политике.Типы и типологии малых групп. Этапы формирования малых групп в политике, их основные характеристики на разных уровнях и стадиях развития: 1) «номинальная группа»; 2) «ассоциативная группа»; 3) «кооперативная группа»; 4) «корпоративная группа»; 5) коллектив. Внутренние механизмы становления политической группы; 1) знаком­ство; 2) появление первичных микрогрупп; 3) консолидация группы. Лидер и группа. Роль лидера малой группы в принятии решения. Взаимосвязь лидерства и эффективности функционирования малой груп­пы. Основные критерии формирования малых групп в политике: принципы компетентности, единства взглядов, личной преданности лидеру и др. Основные подходы к определению больших групп. Генезис и содержание обыденной групповой психологии. Специфика формирования и содержания групповой идеологии: ценности, нормы, образцы поведения. «Группа в себе», «группа для себя». Психология маргинальных групп. Психологические корни люмпенства, политического радикализма.

5. Личностный подход к руководству

Эффективность лидерства (руководства): критерии оценки. Биографические характеристики лидера. Способности лидера. Черты личности и мотивация лидеров. Менеджерские характеристики лидера.

6. Поведенческий подход к лидерству.

Содержание лидерского поведения. Культурный контекст руководства (лидерства).

Стили лидерства (руководства).

Руководство и лидерство (соотносительный анализ).

Динамика руководства (лидерства).

7. Мотивоционно-вероятностный подход к лидерству

Вероятностная модель эффективности руководства и теория когнитивного ресурса. Мотивационная модель лидерства (руководства).

Нормативная модель руководства. Ситуационный контекст лидерства.

8. Трансакционистский подход к руководству

Модели обмена в руководстве (лидерстве): вертикальная диадическая модель обмена в руководстве; модель ценностного обмена в руководстве; социально-когнитивные модели лидерства. Атрибутивные ошибки лидерства. Категоризация в руководстве. Перцептивная конгруэнтность в руководстве.

9. Харизматический подход к лидерству.

Понятие «харизмы», харизматический лидер. Становление харизматического подхода (ранняя теория харизматического руководства, поведенческая теория харизматического руководства).

Современный этап развития харизматического подхода( драматургическая модель руководства, модель харизматического руководства СЕО, организационный контекст харизмы.

10. Лидерство и организационный процесс

Теоретический аспект руководства и организационный процесс (интегративная модель эффективности руководства, контекстуальная теория руководства, теория руководства в сложных ситуациях).

Лидер (руководитель) и команда (анализ формирования лидером управленческой команды, функциональная модель руководства командой).

11. Психотехнологическое обеспечение развития лидерского потенциала.

Психологические и акмеологические технологии развития лидерских качеств и умений. Развитие коммуникативных качеств и умений, развитие способности влиять на людей, развитие самопрезентации, развитие волевых качеств, развитие психической устойчивости.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Методические рекомендации для преподавателя

В целях повышения эффективности освоения содержания дисциплины рекомендуется использование на занятиях аудио и видеооборудования, компьютеров, мультимедийного проектора. Это позволит демонстрировать примеры рассматриваемых на занятиях вопросов.

Цикл обучения включает в себя следующий алгоритм взаимодействия преподавателя и студентов:

– на информационном этапе происходит передача знаний от преподавателя к студенту. Интерес, проявляемый студентом к изучаемой дисциплине напрямую зависит от его внутренней мотивации и «личной значимости» учебного предмета с точки зрения будущей профессиональной деятельности выпускника. Однако преподаватель должен проявлять способность заинтересовать, увлечь слушателей, продемонстрировать им преемственность и логику изучаемых предметов. С этой целью необходимо провести первичную консультацию и выдать студентам четкие указания для выполнения самостоятельных заданий по алгоритму: тема (ее название), цель, содержание задания, методические рекомендации по их выполнению. Получив основы знаний учебной дисциплины и методологию дальнейшего ее освоения, студент переходит ко второму этапу обучения – усвоению знаний;

– на операционном этапе, студент начинает самостоятельно готовиться к последующему аудиторному занятию. При этом студенту необходимо самостоятельно составить план своей работы тем самым, организуя процесс своего саморазвития и самовоспитания. Степень глубины проработки и анализа материала связана с заинтересованностью студента изучаемой дисциплиной. Нередко на основании недостаточной заинтересованности студент показывает поверхностные знания на следующем этане цикла обучения;

– на этапе контроля происходит проверка знаний студентов через специально подготовленные и организованные преподавателем виды деятельности: контрольные работы, рефераты, тестовые задания, а также самоконтроль и самоанализ;

– заключительный этап происходит в ходе проверки заданий для самостоятельной работы и позволяет уяснить, какие задания вызвали у студентов наибольший интерес, трудности при их выполнении.

С целью стимулирования активной работы на практических и семинарских занятиях рекомендуется организовать работу с опорой на метод проектов, итогом применения которого становится защита (презентация) рабочими группами разработанных тем. Проекты рабочих групп выполняются и оформляются в электронном виде с использованием приложений MS Office 2003.

Ввиду прикладного характера дисциплины целесообразно проводить экзамен в два этапа. На первом этапе студенты отчитываются о выполнении заданий для самостоятельной работы по семинарским занятиям (мультимедийные проекты).

После предоставления отчета студент допускается ко второй части экзамена – теоретической в форме вопросов.

Методические указания для студентов Планы семинарских занятий

Семинары 1, 2, 3. Психология личности и лидерства

Вопросы для обсуждения

  1. Психологические факторы лидерства: доминирование и подчинение.

  2. Авторитет как условие лидерства.
  3. Структура личности лидера.
  4. Типы лидеров.

5. Типы поли­тических режимов, культур и лидерства.

6. Психология лидерского потенциала.

Задания для самостоятельной работы

  1. Разработать схему «Структура личности лидера».

  2. Выполнить творческую работу «Соотношение понятий «лидерство» и «вождизм» в современном российском обществе».
  3. Выполнить творческую работу «Психологический портрет политического лидера» (отчет сдается в виде оформленного мультимедийного проекта).
  4. Провести диагностику лидерского потенциала у студентов.

Литература:

1. Кричевский, Р.Л. Психология лидерства. – М.: Статут, 2007. – 10-58 с.

2. Зазыкин, В.Г., Смирнов Е.А. Психология и акмеология лидерства. – М.: Издательство «ЭЛИТ», 2010. –11-31 с.

Семинар 4. Психология лидерства в больших и малых социальных группах

Вопросы для обсуждения

  1. Особенности лидерства в малых группах.

  2. Основные подходы к лидерству в больших группах.

Задания для самостоятельной работы

  1. Составить сравнительную таблицу «Особенности лидерства в больших и малых группах».

Литература:

1. Кричевский, Р.Л. Психология лидерства. – М.: Статут, 2007. – 67-88 с.

2. Зазыкин, В.Г., Смирнов Е.А. Психология и акмеология лидерства. – М.: Издательство «ЭЛИТ», 2010. –83-94 с.

Семинар 5. Теория личностных черт и лидерство

Вопросы для обсуждения

  1. Проведение тренингового занятия «Лидерский тренинг «Или-Или».

  2. Проведение тренингового занятия «Лидерский тренинг «Учителя и ученики».

Задания для самостоятельной работы

Провести анализ тренинговых программ по разработке А.П. Панфиловой.

Литература:

1. Панфилова, А. П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала [Текст]: учеб. по­собие / А. П. Панфилова. – СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2003. – С. 451-452, 455-457.

Семинар 5, 6. Поведенческий подход к руководству

Деловая игра «Политические выборы»

Цель занятия: познакомить студентов с основами поведенческих аспектов лидерства и руководства на примере организации и проведения политических избирательных кампаний, а также помочь в овладении технологическими навыками политического консультирования.

Подготовка к занятию: изучить рекомендованную литературу по теме «Психотехнологическое обеспечения политических коммуникаций».

Ход игры. Группа делится на три подгруппы – две «политические партии» и группа экспертов; далее идет работа в подгруппах. «Политические партии» создают штабы по подготовке избирательной компании и действуют по плану:

  • Название партии, девиз (предвыборный слоган)
  • Разработка политической программы
  • Разработка плана предвыборной кампании
  • Изготовление предвыборной листовки с программой кандидата
  • Подготовка 5-ти минутного выступления кандидата
  • «Дебаты в прямом эфире» — 15-ти минутная полемика двух кандидатов
  • «Голосование» экспертов – выбор победителя.

Эксперты, работая в своей группе, методом группового обсуждения вырабатывают критерии оценки «политической продукции» обеих партий (программы, листовки, речевого и стилевого имиджа кандидата стратегий ведения полемики).

После окончания игры – общегрупповое обсуждение и анализ.

Литература

1. Столяренко, Л.Д. Психология делового общения и управления. Ростов-на-Дону, «Феникс» – 2005, – С. 26-112.

Семинар 7. Мотивационно-вероятностный подход к руководству

Вопросы для обсуждения

1. Вероятностная модель эффективности руководства и теория когнитивного ресурса.

2. Мотивационная модель лидерства (руководства).

3. Нормативная модель руководства.

4. Ситуационный контекст лидерства.

Задания для самостоятельной работы

Составить сравнительный анализ моделей лидерства.

Литература:

1. Кричевский, Р.Л. Психология лидерства. – М.: Статут, 2007. – 67-88 с.

2. Зазыкин, В.Г., Смирнов Е.А. Психология и акмеология лидерства. – М.: Издательство «ЭЛИТ», 2010. –83-94 с.

3. Российский журнал менеджемента. №2. 2003 г. с.3-24. С.Р. Филонович. Теории лидерства в менеджементе: история и перспективы.

Семинар 8. Трансакционистский подход к руководству

Вопросы для обсуждения

1. Модели обмена в руководстве (лидерстве): вертикальная диадическая модель обмена в руководстве; модель ценностного обмена в руководстве; социально-когнитивные модели лидерства.

2. Атрибутивные ошибки лидерства.

3. Категоризация в руководстве.

4. Перцептивная конгруэнтность в руководстве.

Задания для самостоятельной работы

Провести анализ атрибутивных ошибок двух исторических или политических лидеров.

1. Кричевский, Р.Л. Психология лидерства. – М.: Статут, 2007. – 117-208 с.

2. Зазыкин, В.Г., Смирнов Е.А. Психология и акмеология лидерства. – М.: Издательство «ЭЛИТ», 2010. –95-114 с.

Семинар 9. Харизматический подход к лидерству

Вопросы для обсуждения

1. Понятие «харизмы», харизматический лидер.

2. Становление харизматического подхода (ранняя теория харизматического руководства, поведенческая теория харизматического руководства).

3. Современный этап развития харизматического подхода( драматургическая модель руководства, модель харизматического руководства СЕО, организационный контекст харизмы.

Задания для самостоятельной работы

Провести анализ харизматической модели современных политических лидеров (ЛДПР, Единая Россия, КПРФ, Справедливая Россия и др.).

Литература:

1. Кричевский, Р.Л. Психология лидерства. – М.: Статут, 2007. – 115-129 с.

2. Зазыкин, В.Г., Смирнов Е.А. Психология и акмеология лидерства. – М.: Издательство «ЭЛИТ», 2010. –151-210 с.

3. Российский журнал менеджемента. №2. 2003 г. с.3-24. С.Р. Филонович. Теории лидерства в менеджементе: история и перспективы.

Семинар 10. Лидерство и организационный процесс

Вопросы для обсуждения

1. Теоретический аспект руководства и организационный процесс (интегративная модель эффективности руководства, контекстуальная теория руководства, теория руководства в сложных ситуациях).

2. Лидер (руководитель) и команда (анализ формирования лидером управленческой команды, функциональная модель руководства командой).

Задания для самостоятельной работы

Провести анализ «токсичных» моделей современного лидерства, управления.

Литература:

1. Лубит Рой Х. «Токсичные» менеджеры и прочие трудные люди. Перевод с англ. В.А. Сомило. Днепропетровск «Баланс Бизнес Букс», 2005. – 392 с.

Семинар 11, 12, 13. Психотехнологическое обеспечение развития лидерского потенциала

Вопросы для обсуждения

1. Психологические и акмеологические технологии развития лидерских качеств и умений.

Задания для самостоятельной работы

Разработать и провести тренинговые занятия, направленные на развитие коммуникативных качеств и умений, развитие способности влиять на людей, развитие самопрезентации, развитие волевых качеств, развитие психической устойчивости.

Литература:

1. Зазыкин, В.Г., Смирнов Е.А. Психология и акмеология лидерства. – М.: Издательство «ЭЛИТ», 2010. – 210-295 с.

Перечень основной и дополнительной литературы

Основная:

1. Кричевский, Р.Л. Психология лидерства. – М.: Статут, 2007. – 542 с.

2. Зазыкин, В.Г., Смирнов Е.А. Психология и акмеология лидерства. – М.: Издательство «ЭЛИТ», 2010. – 304 с.

3. Российский журнал менеджемента. №2. 2003 г. с.3-24. С.Р. Филонович. Теории лидерства в менеджементе: история и перспективы.

4. Столяренко, Л.Д. Психология делового общения и управления. Ростов-на-Дону, «Феникс» – 2005.

Дополнительная:

  1. Агеев, B. C. Психология межгрупповых отношений [Текст] / В. С. Агеев. – М., 1983.

  1. Ашин, Г. К. Современные теории элиты [Текст] / Г. К. Ашин. – М., 1985.
  1. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст] / Г. М. Андреева. – М., 2007.
  2. Блондель, Ж. Политическое лидерство [Текст] / Ж. Блондель. – М., 1992.
  3. Гозман, Л. Я. Политическая психология [Текст] / Л. Я. Гозман. – Ростов-на-Дону, 1996.
  4. Ольшанский, Д. В. Основы политической психологии [Текст]: учеб. пособие / Д. В. Ольшанский. – Екатеринбург, 2001.
  5. Ольшанский, Д. В. Политическая психология [Текст]: учеб. пособие / Д. В. Ольшанский. – Екатеринбург, 2002.
  6. Панфилова, А. П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала [Текст]: учеб. по­собие / А. П. Панфилова. – СПб.: ИВЭСЭП, «Знание», 2003. – 536 с.

Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций

1. Требования к уровню освоения программы дисциплины «Психология лидерства»

По завершении курса обучения студент должен

знать:

– сущность понятий «лидер», «лидерство», «руководство», их мотивационные и познавательные компоненты, обыденные и творческо-идеализированные формы;

– личностно-психологические черты лидера и психологические механизмы воздейст­вия лидера на ведомых;

– возрастные особенности лидерских качеств;

– особенности лидерства в больших и малых группах.

уметь:

– с научных позиций осуществлять анализ лидерских качеств и лидерского потенциала личности;

– ориенти­роваться в системе современных психологических технологий, реально оценивать психологические особенности лидерских качеств;

– составлять психологический портрет современных лидеров.

владеть:

– способами диагностики психологических детерминант лидерской деятельности;

– методами развития лидерских качеств;

– навыками психологического консультирования лидеров.

2. Примерный перечень вопросов к экзамену

1. Современное понятие проблемы лидерства в психологии.

2. Исторические аспекты развития проблемы лидерства.

3 Трактовка лидерства и руководства в отечественной литературе.

4. Трактовка лидерства в англоязычной литературе.

5. Компоненты структуры лидерства.

6. Ролевая дифференциация лидерства: традиционный подход.

7. Ролевая дифференциация лидерства: альтернативный подход.

8. Лидерство в малых группах.

9. Лидерство в больших группах.

10. Механизмы выдвижения в позицию лидерства.

11. Механизмы влияния в лидерстве.

12. Динамика лидерства.

13. Классификация лидеров: психологический и акмеологический подходы.

14. Теории лидерства: краткий обзор.

15. Теории лидерства: теория эмоционального интеллекта Д. Голмана.

16. Теория «внутреннего стимулирования» лидерства К. Кэшмана.

17. Теория опосредованного лидерства Р. Фишера и А. Шарпа.

18. Теория «двигателя лидерства» Н. Тичи и ее развитие.

19. «Теория «распределенного» или «разделяемого» лидерства.

20. Теория связующего лидерства и концепция «горячих групп».

21. Лидерство как управление парадоксами.

22. Психология лидерского потенциала.

23. Психология доверия к лидерам.

24. Психологическое содержание главных лидерских качеств.

25. Лидерские качества и психические акцентуации личности.

26. Психологические методы изучения личности лидеров.

27. Психологические характеристики персонального имиджа как основы построения имиджа лидера.

28. Психологическое содержание имиджа лидера.

29. Психолого-акмеологические модели имиджа лидера.

30. Психолого-акмеологические технологии формирования эффективного имиджа лидера.

31.Личностный подход к руководству.

32. Поведенческий подход к руководству.

33. Вероятностный подход к руководству.

34. Харизматический подход к руководству.

35. Понятие «токсичный лидер».

36. Типы «токсичных лидеров».

35. Психологические и акмеологические технологии развития лидерских качеств и умений.

36. Развитие коммуникативных качеств и умений.

37.Развитие способности влиять на людей.

38.Развитие самопрезентации.

39.Развитие проницательности.

40.Развитие волевых качеств.

41.Развитие психической устойчивости.

42.Критерии оценки эффективности руководства.

Учебная практика по дисциплине

Не предусмотрена.

2