Теория условных рефлексов и кортико — висцеральная теория.

Методическая разработка

Для студентов к аудиторному занятию

по дисциплине «Медицинская психология»

Для студентов 3 курса I международного факультета специальности «Лечебное дело».

1. Тема: ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА (2 часа)

2. Место: учебный кабинет.

3. Цель:усвоить понятия: «психосоматическое расстройство», «механизмы психологической защиты», «дистресс», «эустресс», «алекситимия».

4. Базовый уровень знаний и умений:

Дисциплина Знать Уметь
1. Анатомия Анатомическое строение головного мозга  
2. Общая психология Характеристику эмоционально — волевой сферы, понятия «темперамент», «характер»  

5. План проведения практического занятия:

Элементы практичного занятия Время (мин.)
1. Проверка присутствующих
2. Входной контроль и его анализ
3. Опрос студентов и разбор программных вопросов
4. Дополнительные вопросы и ответы на них
5. Итоговый контроль знаний и его анализ
6. Итоговая оценка знаний и умений студентов  
Всего:  

 

6. Перечень теоретических вопросов:

 

1. Психосоматический подход в медицинской психологии и медицине.

 

2. Психосоматический подход как принцип лечебной деятельности. Биопсихосоциальная концепция болезни.

 

3. Эмоциональный стресс как фактор этиопатогенеза психосоматических расстройств.

 

4. Психосоматическая взаимосвязь.

 

5. Влияние психологических факторов на течение соматических расстройств.

 

6. Теория психосоматических взаимоотношений: психоаналитическая, нейрогуморальная, физиологичная, кортико-висцеральная.

 

7. Механизмы психологической защиты личности.

 

8. Понятие адаптации и дезадаптации. Нарушение адаптации, дистресс.

 

9. Классификация психосоматических расстройств.

 

10. Непатологические психосоматические реакции: моторные, висцеральные, сенсорные и др.

 

11. Принципы профилактики психосоматических расстройств.

 

 

Под психосоматическими расстройствами понимаются симптомы и синдромы нарушений соматической сферы (различных органов и систем), которые обусловлены индивидуально-психологическими особенностями человека, и связанные со стереотипами его поведения, реакциями на стресс и средствами переработки внутреннего конфликта.

Теория специфических для болезни психодинамических

Конфликтов Александера.

Александер был сторонником многофакторного подхода в психосоматической медицине. Он считал, что возникновение и течение болезней руководствуется 3 группами переменных:

— Первая из этих групп «личная диспозиция«, которая формируется с детства.

— Вторая группа включает провоцирующую эмоциогенным фактором жизненную ситуацию, когда какие — либо переживания и факты предшествовали болезни, бессознательно оживляя конфликт.

— В третью группу Александер включает все соматические условия, которые составляют определенную конституцию, «соматическую подчиненность» (Фрейд) или «неполноценность органа» (Адлер).

Эту «уязвимость» органа иногда называют «конституциональным фактором Х», который определяет «выбор симптоматики».

 

Концепция «личностных профилей» Фларенс Данбар.

Ф. Данбар считала, что если эмоция не получила соответствующего выражения, то хроническое напряжение выливается в хронические сопутствующие вегетативные сдвиги. Но, в отличие, от Александера, она пыталась найти корреляцию между соматическими типами реакций и определенными постоянными личностными параметрами. Данбар описывает 8 личностных констелляций: «язвенную личность», «коронарную личность», «артритическую личность», «личность, которая подвержена несчастьям» и др.

Теория условных рефлексов и кортико — висцеральная теория.

Экспериментально было доказано, что приступы бронхиальной астмы на введение антигена у животных можно условно рефлекторно связать с акустическим сигналом уже через несколько подкреплений. А если получить два условных рефлекса с противоположными реакциями и дальше дать соответствующие раздражители одновременно, то экспериментальные животные демонстрируют поведенческие и вегетативные нарушения вплоть до необратимых органических поражений (гипертония, инфаркт миокарда).

Хронический неспецифический стресс.

Автор этого понятия известный физиолог Ганс Селье (1907 — 1982), использовал его для обозначения универсального физиологического ответа живых существ на очень сильные нагрузки. Он показал, что вне зависимости от характера фактора, который вызывает стресс (физическое перенапряжение, осознание угрозы жизни), в организме человека и животных включаются одни и те же процессы, которые направлены на защиту (выброс гормонов надпочечниками, повышение уровня глюкозы в крови, артериальная гипертензия и др.).

Г. Селье выделял три фазы такого реагирования организма:

1) реакцию тревоги, отражающую процесс мобилизации резервов;

2) фазу сопротивления, когда удается успешно преодолевать трудности, на этой фазе организм делается даже более устойчивым к различным вредным действиям (интоксикациям, кровопотери, лишению пищи, боли, различным инфекциям, переохлаждение и проч.), чем в обычном состоянии;

3) фазу истощения, когда вследствие чрезмерно длительного или интенсивного напряжения истощаются приспособительные возможности организма, снижается его устойчивость к заболеваниям и появляются различные признаки физического неблагополучия: снижение аппетита, расстройства сна, расстройства стула, потеря веса, расстройства сердечно — сосудистой системы, желудочно — кишечного тракта и др.

 

Стресс не является синонимом дистресса, то есть горя, несчастья, недомогания, нужды, истощения.

Стресс — это давление, напряжение, а не просто нервное перенапряжение или сильное эмоциональное возбуждение. В жизни стрессор может быть и приятным, поэтому для возникновения стресса совершенно неважно какой будет результат воздействия на организм стрессора — приятный или неприятный. Умеренная стрессовая активация позитивным фактором не только тренирует адаптационные возможности организма, но и обогащает человека осознанием своих реальных возможностей («эустресс» — позитивный, конструктивный стресс).

Только дистресс всегда неприятен. В жизни, когда люди говорят о стрессе, они подразумевают сильный стресс — дистресс, когда человек переживает горе. При длительном существовании стресса возможно развитие функциональных и соматических заболеваний.

 

 

Теория алекситимии (Немайя, Сифнеос)

Термин «алекситимия» (от греч. «А»-неспособность «lexis»-слова «thymos» — душа, настроение, чувство) ввели Немайя и Сифнеоса (Nemiah and Sifneos, 1970) .

Считается, что особенно склонны к психосоматическим заболеваниям алекситимичные субъекты. Они отличаются бедным жизненным воображением и недостаточной эмоциональной включенностью в объективную ситуацию, неспособность к сопереживанию, они обычно не могут описать тонкие нюансы своих чувств и часто вообще не находят слов для самовыражения. Они могут говорить только о конкретных фактах или предметах, поэтому они не осознают свои эмоциональные конфликты и не могут вербализировать их, таким образом, психосоматические расстройства могут быть результатом накопления эмоционального раздражения.

Некоторые авторы выделяют первичную и вторичную алекситимию:

1) первичная — по тем или иным причинам неразвитая способность к осознанию и выражению чувств;

2) вторичная — доминирование в процессе развития защитных механизмов избегания, отрицания и изоляции аффекта.

Алекситимичное поведение является фактором риска для развития психосоматической болезни, которое может быть связано с другими (как специфическими, так и неспецифическими) факторами. На практике для измерения уровня алекситимии применяется Торонтская шкала алекситимии (TAS).

В настоящее время в психосоматической медицине большой вес получают идеи многофакторности психосоматических расстройств. Все болезни имеют многофакторный генез. Причинные факторы заболевания находятся в сложном взаимодействии и могут быть генетическими, бактериальными, иммунными, пищевыми, психологическими, обусловленными поведением и социальными взаимодействиями.

ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Тревога — это сигнал об опасности, сопровождающийся определенным уровнем напряжения. Тревога вызывает и активизирует защитные механизмы (механизмы защиты).

Защитные механизмы — это определенные приемы, направленные на снижение напряжения и тревоги. Фрейд писал, что «защитные механизмы — это общее название для всех специальных приемов, используемых Эго в конфликтах, которые могут привести к неврозу». Функция защитных механизмов заключается в том, чтобы не допустить осознания инстинктивных импульсов, иными словами, предохранить Эго от тревоги.

Все защитные механизмы имеют две общие характеристики:

1. они действуют на бессознательном уровне и поэтому являются средствами самообмана;

2. они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, что делает тревогу менее угрожающей для индивида.

Следует сказать, что люди редко используют какой-либо единственный механизм защиты, обычно они используют различные механизмы для разрешения конфликта или ослабления тревоги.

 

В литературе выделяют различные виды защитных механизмов.

1. Вытеснение рассматривается как основа всех защитных механизмов, оно обеспечивает прямой путь тревоги и как составная часть входит в состав любого другого защитного механизма. Вытеснение представляет собой процесс, посредством которого неприемлемые импульсы становятся бессознательными, попытку избежать за счет непонимание неприятных мыслей и желаний тех чувств и того опыта, которые приносят боль и страдания.

2. Проекцияэто процесс, с помощью которого специфические импульсы, желания, стороны себя или внутренних объектов представляются человеку локализованными в некотором внешнем по отношению к себе объекте. Проекция внутренних объектов состоит в том, что человек приписывает свои собственные неприемлемые чувства, мысли, поведение другим людям. Проекция характерна для людей с застревающими чертами, они часто оценивают окружающих как завистливых, эгоистичных, расчетливых, хотя правильнее всего эти черты подходят к ним самим. Такие пациенты легко формируют свои личные концепции относительно цели врача. Отсутствие улучшения после лечения расценивается ими как признак некомпетентности или злого умысла со стороны врачей. Врач, склонный к проекции, будет обвинять в осложнениях не себя, а больного.

3. Отрицание — предшествует проекции и представляет собой защиту от реальности, которая приносит боль, это — защитный механизм, с помощью которого отрицается (не признается) какое-либо событие или опыт, причиняющий страдания, или какая-то сторона самого себя.

4. Замещениепредполагает переадресацию инстинктивного импульса на менее угрожающий объект.

5. Рационализацияэто процесс, с помощью которого происходящему дается обоснование, что не только его оправдывает, но и маскирует его истинную мотивацию, поведение представляется и объясняется таким образом, что выглядит вполне разумным и оправданным. Предлагаемая аргументация при этом не является логически обоснованной и часто не выдерживает никакой критики.

5. Идентификацияэто процесс, с помощью которого тревога снимается за счет отождествления (идентификации) себя со значимым, важным лицом. Это дает возможность человеку чувствовать себя менее уязвимым в тревожных ситуациях и может выражаться в подражании стилю поведения, манерам, одежде другого человека («Если бы я был таким как он, то чувствовал бы себя гораздо лучше »).

6. Изоляцияэто механизм защиты, посредством которого человек изолирует какое-либо событие, которое приносит ему боль, препятствует стать частью своего значимого опыта. Эмоциональная изоляция представляет собой попытку изолироваться от психологической боли, человек становится «равнодушным» (как робот).

7. Реактивное образованиепроцесс, с помощью которого человек справляется с неприемлемыми импульсами путем формирования противодействия, превращая этот импульс в нечто противоположное, преувеличивая противоположное стремление и выражая его в мыслях и поведении.

8. Регрессияпроцесс, с помощью которого в случае угрозы человек пытается вернуться к ранним периодам жизни, когда он чувствовал себя более безопасно, к «детским» стереотипам поведения.

9. Фантазирование заключается в том, что человек в угрожающих ситуациях пытается избавиться от тревоги, уходя в фантазии вместо того, чтобы реально действовать.

10. Сублимация — занимает особое место среди защитных механизмов. Фрейд рассматривал сублимацию как единственный, «не невротический» механизм, единственный «здоровый» путь трансформации инстинктивных импульсов. Он думал, что именно сублимация обеспечивает развитие человеческой культуры как таковой. Сублимация способствует разрядке энергии инстинктов в социально приемлемых (не инстинктивных) формах поведения и представляет собой замену потребностей, которые не могут быть удовлетворены непосредственно, на социально приемлемые цели, замену инстинктивных способов поведения на способы поведения, принятые в культуре, за счет изменения цели и объектов.

Для примера сопоставим сублимацию с замещением. Человек испытывает сильное раздражение по поводу своего начальника, но он не может себе позволить разрядить свои агрессивные импульсы непосредственно. Если для разрядки этой энергии просто находится другой, менее опасный объект (например, человек приходит домой и кричит на своих домашним или бьет собаку), то здесь речь идет о замещении. Если же он находит социально приемлемый способ разрядки (например, идет в спортивный зал и занимается боксом), то в данном случае мы имеем дело с сублимацией.