Темы эссе по культурологии

Методические рекомендации написания эссе и список рекомендуемых тем эссе

(со списком предлагаемой основной литературы к каждой теме)

1. Аполлоническое и дионисийское начало в культуре.

Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ф. Ницше. Соч.: в 2 т. — М., 1990.)

2. Гибель культуры или ее кризис.

1) Ницше Ф. Антихрист. Проклятие христианству // Ф. Ницше. Соч.: в 2 т. Т 2. — М., 1990.

2) Шпенглер О. Закат Европы — М., 1993.

3. Исторические судьбы европоцентризма.

Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1994.

4. Национализм как феномен современной социокультурной ситуации.

Бердяев Н Философия свободного духа. – М., 1994.

5. Психоанализ о ментальности.

Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.

6. Мистика как феномен.

1) Бердяев Н. Философия свободы.

2) Бердяев Н. Смысл творчества. – М., 1989.

3) Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. — М., 1983.

7. «Я» или «Оно»?

Фрейд З. Я и Оно // Фрейд З. Психология бессознательного. Сб. произведений. — М., 1989.

8. Проблема целостности человеческой души по К.Г. Юнгу.

Юнг К.Г. Архетип и символ. – М., 1991.

9. Элитарная культура как антипод массовой культуре.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ф. Ницше. Соч.: в 2 т. Т 2. — М., 1990.

10. Свобода и судьба в античном мире.

Эсхил. Прометей прикованный // Античная драма. — М., 1970.

11. Государственность как человечность в конфуцианстве.

Ли–цзы // Древнекитайская философия. Сборник текстов: в 2 т. Т. 2. — М., 1973.)

12. Даосизм: свобода как растворение в природе.

Чжуан цзын // Древнекитайская философия. Собрание текстов: в 2 т. Т. 1. — М., 1972.

13. Символизм восточных культур.

Японские трехстишия. Любое изд.

14. Христианство и антисемитизм.

9 стр., 4476 слов

Русская философия о смысле жизни

... отношений он теряет всякое значение. Отвергая религиозно-мистический смысл жизни человека, наличие потустороннего смысла в истории, марксистская философия выдвигает положение о сознательной деятельности человека во имя ... обольщений». На этом пути человек сбился с дороги, потерял смысл своего существования. По мере роста культуры и цивилизации принцип блага, во имя которого развивалась жизнь, ...

1).Тайна Израиля. Еврейский вопрос в русской религиозной мысли к. XIX – н. XX вв. – СПб., 1993.

2) Бердяев Н. Еврейский вопрос как христианский вопрос // Искусство кино — 1992. — № 5.

3) Соловьев В.С. Еврейство и христианский вопрос // В.С. Соловьев. Соч. Т.1. –1989.

15. Духовные и нравственные проблемы Нагорной проповеди.

Евангелие от Матфея // Новый завет. Любое изд.

16. Может ли быть «священной» война?

Коран. Любое изд.

17. Гимн гуманизма Данте.

Данте А. Божественная комедия. – М., 1967.

18. Протестантская этика труда.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // М. Вебер. Избр. произвед. – М., 1990.

19. Идеалы Просвещения.

Вольтер. Кандид или Оптимист

20. Возможен ли «поток сознания»?

1) Джойс Дж. Улисс.

2) Любые произведения М. Пруста; Г. Стайна; В. Вульфа; М. Павича; В. Пелевина; Х. Борхеса.

21. Характерология модерниста и авангардиста.

1) Руднев В. Модернистская и авангардная личность как культурно-психологический феномен // Русский авангард в кругу европейской культуры. — М., 1993.

2) Шапир М. Что такое авангард? // Даугава. – 1990. — №3.

22. Анекдот — его роль в культуре ХХ века.

1) Фрейд З. Остроумие и его отношение к бессознательному // З. Фрейд. Художник и фантазирование. — М., 1995.

2) Налимов В.В. Вероятностная модель языка: о соотношении естественного и искусственного языков. — М., 1979.

3) Руднев В. Прагматика анекдота // Даугава. — 1990 — №6.

23. Понимание Истины и Реальности в фильме М. Антониони «Блоу-Ап».

1) Колотаев В. Видимое против говоримого: Антониони против Флоренского // Логос – 2000. — №2.

2) Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблема киноэстетики. — Таллин, 1973.

24. Проблема возможных миров в фильме Т. Тыквера «Беги, Лола».

1) Данн Дж.У. Эксперимент со временем. — М., 2000.

2) Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. — Л., 1986.

3) Фон Франц М.Л. Психология сказки. — М., СПб., 1998.

4) Юнг К.Г. Феноменология духа в сказках // Юнг К.Г. Душа и миф: Шесть архетипов. — Киев, 1996.

25. Постмодернистские характеристики романа В. Набокова «Бледный огонь».

1) Набоков В. Бледный огонь. Люб. изд.

2) Пятигорский А.М. Некоторые общие замечания о мифологии с точки зрения психолога // Учен. зап. Тартусского ун-та. — Тарту, 1965. — Вып. 181.

13 стр., 6354 слов

ГЛАВА I. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ В ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИХ ТЕОРИЯХ З. ФРЕЙДА И К. ЮНГА

... тенденций» личности в согласованное целое для достижения ее психического здоровья. Соответственно, ученый критиковал З. Фрейда «за то непомерное значение, которое он придавал инстинктивным сексуальным побуждениям» ... это может быть обусловлено различиями в научных мировоззрениях ученых; если провести сопоставительный анализ положений З. Фрейда и К. Юнга о структуре личности, можно выявить ...

26. Классическое произведение европейского модернизма и неомифологизма. «Волшебная гора» Т. Манна.

1) Манн Т. Волшебная гора. Люб. изд.

2) Фрейд. З. По ту сторону принципа удовольствия // З. Фрейд. Психология бессознательного. — М., 1990.

3) Фрейзер Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. — М., 1985.

27. Детектив — специфический жанр массовой литературы и кинематографа ХХ века.

1) Руднев В. Культура и детектив // Даугава — Рига, 1988. — №12.

2) Руднев В. Исследование экстремального опыта // Художественный журнал. — 1995 — № 9.

28. Дзенское мышление в творчестве Д. Селенджера.

1) Селенджер Д. Хорошо ловится рыбка-бананка. Люб. изд.

2) Судзуки Д. Основы Дзен-буддизма. — Бишкек, 1993.

29. Предчувствие судьбы ХХ века в романе Ф. Кафки «Замок».

1) Кафка Ф. Замок. Люб. изд.

2) Брод М. О Франце Кафке. — СПб., 2000.

30. Образ зеркала в одноименном фильме А. Тарковского.

1) Брюсов В. В зеркале // В. Брюсов. Земная ось. — М., 1907.

2) Кирсанов С.И. Зеркала. — М.. 1970.

3) Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье. — М., 1982.

4) Лотман Ю.М. О семиосфере // Ю.М. Лотман. Избр. статьи: в 3 т. Т. 1. — Таллинн, 1992.

31. Принцип абсурда в фильме Л. Бонюэля «Золотой век».

1) Фрейд З. Я и Оно // З. Фрейд. Психология бессознательного. — М., 1990.

2) Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. — М., 1995.

32. Карнавализация — явление культуры Нового времени.

1) Бахтин М.М. Франсуа Рабле и нардная смеховая культура средневековья и Ренессанса. — М., 1965.

2) Иванов Вяч. Вс. К семиотической теории карнавала как инверсии двоичных противопоставлений // Учен. зап. Тартуского ун-та. — Тарту, 1978. — Вып. 408.

33. Кино — феномен, создавший образ ХХ века.

1) Иванов Вяс. Вс. Функции и категория языка кино // Учен. зап. Тартуского ун-та. — Тарту, 1975. — Вып. 365.

2) Иванов Вяч. Вс. Фильм в фильме // Учен. зап. Тартуского ун-та. — Тарту,1981. — Вып. 576.

3) Лотман Ю.М. Место киноискусства в механизме культуры // Учен. зап. Тартуского ун-та. — Тарту, 1977. — Вып. 411.

4) Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. — Таллин, 1973.

5) Лотман Ю.М., Цивьян Ю.Г. Диалог с экраном. — Таллин, 1994.

4 стр., 1595 слов

Психология 35

... психики от генотипа исследует … А – когнитивная психология; Б – социальная психология; В – генетическая психология; Г – этиология. 1.29. З. Фрейд разработал метод … А – интроспекции; Б – ... – в ХХ веке. 1.23. Познавательные процессы – основной предмет исследования … А – в гуманистической психологии; Б – аналитической психологии; В – бихевиоризме; Г– когнитивной психологии. 1.24. Схема«S–R» ...

34. Для чего нужна массовая культура?

1) Минц З.Г., Лотман Ю.М., Мелетинский Е.М. Литература и мифы // Мифы народов мира. Т. 1. — М., 1982.

2) Руднев В. Культура и детектив // Даугава. — Рига, 1988. — №12.

35. Пятое Евангелие – «Мастер и Маргарита» М. Булгакова.

Гаспаров Б.М. Из наблюдений над мотивной структурой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» // Б.М. Гаспаров. Литературные лейтмотивы. — М., 1995.

36. Диагноз нашего времени – «Матрица» (реж. братья Вайчковски).

37. Значение невроза в творчестве художников ХХ века.

1) Руднев В. Психотический дискурс // Логос — 1999. — № 3.

2) Фрейд З. Бред и сны в «Градиве» Р. Ибсена // З. Фрейд. Художник и фантазирование. — М., 1995.

38. Деконструкция жанра романа в «Норме/Романе» В. Сорокина.

1) Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. — М., 1976.

2) Руднев В. конец поствыживания // Художественный журнал. — 1996. — № 9.

39. Полифонический роман: его место и роль в культуре ХХ века.

1) Манн Т. Волшебная гора; Манн Т. Доктор Фаустус; Фолкнер У. Шум и ярость. Любые изд.

2) Бурно М.Е. О характере людей. — М., 1996.

3) Волков П.В. Разнообразие человеческих миров: Руководство по профилактике душевных расстройств. — М.: Аграф, 2000.

40. Связь рекламы с психоанализом (стадии психосексуального развития).

1) Блюм Г. Психоаналитические теории личности. — М., 1996.

2) Лапланш Ж. Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. — М..1990.

3) Фрейд З. Характер и анальная эротика // З. Фрейд. Тотем и табу. — М., 1998.

41. Философия «своего среди чужих» в фильме Т. Лиозновой «Семнадцать мгновений весны».

1) Руднев В. Случай Штирлица // В. Руднев. Метафизика футбола: Исследования по философии текста. — М., 2001.

2) Фрейд З. По ту сторону принципа удовольствия // З. Фрейд. Психология бессознательного. — М., 1990.

3) Фромм Э. Адольф Гитлер: Клинический случай некрофилии. — М., 1992.

42. Специфика понимания Смысла в культуре ХХ века. Фильм А. Куросавы «Расёмон».

1) Данн Дж. Эксперимент со временем.

2) Пятигорский А.М. Философия одного переулка. — М.,1991.

3) Руднев В. Феноменология события // Логос — 1993 — № 4.

43. Феномен моды: социальные, экономические и эстетические истоки.

1) Гофман А.Б. Мода и люди: Новая теория моды и модного поведения. — М., 1994.

2) Мода: за и против. — М., 1973.

3) Петров В. Мода как общественное явление. — Л., 1974.

44. Сверхъестественное в современной киноиндустрии: сериалы «Зачарованные», «Чудеса науки», «Гарри Поттер» и т.д.

3 стр., 1311 слов

Феномен ‘Самосбывающихся пророчеств’

... о настоящем, но не соответствует действительности. . История изучения феномена Данный феномен косвенно пролеживался ещё в некоторых мифах Древней Греции, ... которое я бы хотела проанализировать в своём эссе. В ходе исследования я планирую раскрыть суть вышеуказанного понятия ... причём, что характерно, на протяжении уже многих веков. Это говорит о необходимости более внимательного и разборчивого ...

1) Вебер М. Избр. произв. — М., 1990.

2) Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. — М.,1994.

3) Психология религии // Введение в общее религиоведение: учебник / под ред. И.Н. Яблокова. — М.- 2001. — Гл. 4.

4) Феноменология религии // Введение в общее религиоведение: учебник / под ред. И.Н. Яблокова. — М.- 2001. — Гл. 5.

45. Современный рок в России — всё ещё рок?

1) Кнабе Г.С. Феномен рока и контркультура // Вопросы философии. – 1990. — № 8.

2) Набок И.Л. Рок-музыка: эстетика и идеология. — М., 1989.

3) Переверзев Л.Б. От джаза к рок-музыке: вступительная статья // Коннен В. Пути американской музыки. — М., 1977.

4) Рок-музыка в СССР. — М.,1990.

46. Понимание души нашими современниками.

1) Природа и человек в религиозных представлениях народов Сибири и Севера. — Л., 1976.

2) Токарев С.А. Религия в истории народов мира.- Изд. 3-е., испр. — М., 1976.

3) Франк С.Л. Душа человека. — М, 1917.

47. Перспективы современной Российской культуры, согласно концепции Л.Н. Гумилева.

1) Гумилев Л.Н. От Руси к России: очерки этнической истории. — М., 1994.

2) Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. — М., 1993.

3) Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. — СПб., 1990.

4) Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. — М., 1993.

48. Игра как феномен культуры.

1) Берлянд И.Е. Игра как феномен сознания. — Кемерово, 1992.

2) Выготский Л.С. Игра и её роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. — № 6.

3) Хейзинга Й. Homo Ludens.- М., 1992.

4) Эльконин Д.Б. Психология игры. — М., 1978.

49. Почему продюссер фильма, а не режиссер получает главную премию на «Оскаре»?

Грэм Г. От живописи к киннематографу // Г. Грэм. Философия искусства. — М., 2004. — гл.5.

50. Образ Сократа в античности.

Аристофан. Облака; Платон. Апология Сократа. Любые изд.

51. Рыцарство Средневековья: рыцарская идея и идеал.

Хейзинга Й. Осень средневековья. — М., 2004.

52. Символизм мифов.

Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. — М., 1999.

2 стр., 670 слов

Эссе по психологии-Самоанализ 1

... приобретают уверенность в себе. Именно на этой доброй ноте хочу закончить своё Эссе. И подводя итог, хочется сказать пару слов . Как только у меня будут ...

53. Антитоталитарные романы ХХ века.

Платонов А. Котлован; Замятин Е. Мы; Оруэлл Дж. 1984; Он же. Скотный двор.

54. Исторические модели культурного человека.

Савицкая Э. Закономерности формирования «модели культурного человека» // Вопросы философии. — 1990. — №5.

55. Проблемы гуманизма в творчестве Л.Н. Толстого.

1) Немировская Л.З. Толстой и проблемы гуманизма. — М,, 1988.

2) Толстой Л.Н. Исповедь // Собр. соч.: Т. 16. — М., 1983.

3) Толстой Л.Н. Смерть Ивана Ильича. Люб. изд.

56. Воображение и фантазия как основа искусства.

1) Борев Ю. Эстетика. — М., 2002.

2) Кривцун О. Эстетика. – М., 2001.

3) Родари Д. Грамматика фантазии. – М., 1990.

4) Сартр Ж.-П. Воображение.

5) Скоробогатов В.А., Коновалова Л.И. Феномен воображения. — СПб., 1992.

57. Быт и нравы Руси сквозь призму «Домостроя».

1) Домострой. Люб. изд.

2) Костомаров. Быт и нравы Древней Руси.

58. Существовал ли языческий пантеон богов у славян?

1) Даль В.И. О поверьях и суевериях великого русского народа.

2) Мифы народов мира: Энциклопедия.

3) Рыбаков Б. Мифы древних славян.

Справочная литература к эссе

  1. Аверинцев С.С. София-Логос. Словарь. – 2-е, испр. изд. — Киев: Дух I Лiтера, 2001. — 460с.
  2. Культурология ХХ века. Энциклопедия: в 2 т. — СПб.: Университетская книга. — 1998.
  3. Мифы Народов мира. Энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. — М.: Научное изд-во «Большая Российская Энциклопедия». — Олимп. — 1998.
  4. Постмодернизм. Энциклопедия. — М.: Интерпрессервис; Книжный Дом. — 2001. — 1040с.
  5. Роулендс М. Философов на краю Вселенной: НР-философия, или Голливуд идет на помощь: философские проблемы в научно-фантастических фильмах. — М.: ООО Издательский дом «София», 2005. — 272с.
  6. Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. — М.: Аграф, 2001. — 608с.

Методические рекомендации к написанию эссе

С помощью этих рекомендаций вы получите некоторое представление о том, как пишется эссе. Также здесь будут даны советы общеметодического характера по собору литературы, работы с ней, оформления письменной работы.

Эссе — это литературная форма демонстрации своего мнения на какую-либо тему и аргументация этого тезиса. На первый взгляд это не трудная задача. Однако это не всегда так. Вам будут продемонстрированы самые распространенные ошибки и рекомендации для их избегания.

Цель написания эссе — научиться формулировать свое мнение и уметь его отстоять.

Эссе не следует путать с рефератом. Реферат- это обзор одной или нескольких книг. В общем-то, это пересказ отдельных глав из книг, собранных под определенной темой. Это наименее серьезная работа.

Обычно эссе состоит из следующих пунктов:

2 стр., 537 слов

Эссе — Анализ работы Э. Ноэль-Нойман Общественное мнение: ...

Автор создает собственную теорию "спирали молчания". Сила теории спирали молчания заключается в динамическом механизме и концептуализации общественного мнения как социального явления. Автор указывает, что большая часть людей старается всячески избежать ситуации, когда только им одним приходится высказывать определенное мнение, которые не являются установками большинства. Люди подсознательно ...

1) формулировка тезиса

2) интерпретация тезиса

3) аргументация тезиса.

Как правило, наибольшую трудность представляет формулировка тезиса эссе (то есть положения, которое следует обосновать).

Например, «за что я люблю кино», или «христианство и ислам: общее различия» — не являются тезисами эссе. Они скорее могут служить темой для эссе, но не тезисом. Тезис должен утверждать что-то, что можно обсудить и объяснить. Например: «Рок-культура никогда ни в СССР, ни в постсоветской России не существовала», или «Кино нельзя считать искусством, это кич». Как видите, в таких суждениях есть место для объяснений.

Каждое понятие, используемое в тезисе, должно быть разъяснено. То есть что вы подразумеваете под кино? Может быть, вы имеете в виду только художественные фильмы, или документальные? Что подразумеваете под искусством и ничем? Это этап эссе называют интерпретацией тезиса, он позволяет уяснить содержание вашего суждения, понять вашу мысль. Для раскрытия содержания понятий можно использовать справочную литературу (словари, справочники, учебники, энциклопедии).

Некоторые из них приведены в списке рекомендуемой литературы для эссе.

При формулировке тезиса так же бывает и иное затруднение: взяв понравившуюся тему, вы не готовы что-то по этому поводу сказать. Причина этого — слабое знание предмета обсуждения. В списке предлагаемых тем эссе всегда в скобках приведена рекомендуемая литература. Воспользуйтесь ею. Если по каким-то причинам вы хотите привлечь для написания эссе другую литературу, обязательно проконсультируйтесь у преподавателя.

Если вы самостоятельно собираетесь подобрать литературу, то настоятельно рекомендуем вам начинать с библиотеки, а именно с библиографического отдела (каталога).

Каталог обычно делится на систематический и тематический. Если вы никогда не работали в каталоге, вам поможет в нем ориентироваться дежурный библиотекарь. Все, что вам нужно — точное название искомой темы, автора или книги.

Работайте с книгами внимательно. Обязательно используйте карандаш, для выделения интересных мыслей, информации. Тщательно законспектируйте ее, указывая страницу книги, откуда взята цитата. Если вы решите использовать ее в эссе, то указание страниц будет обязательным. Об оформлении цитат будет сказано ниже.

После формулировки тезиса следует аргументация. Здесь вы должны обосновать не только истинность тезиса, но и целесообразность принятия его, показать значение вашей мысли, преимущество её по сравнению с другими. Форма аргументации не только включает доказательство своего тезиса, но и опровержение антитезиса возможного оппонента. То есть в аргументацию привносится диалог. Виртуальную аудиторию вы стремитесь сделать своими единомышленниками, а для этого надо быть готовым «ответить» на контраргументы.

На этом этапе может возникнуть такой вопрос: где найти контраргументы? Существует несколько вариантов. Первый: это могут быть какие-то обыденные представления, опирающиеся на жизненный опыт, традицию, предрассудок. Второй: это может быть устоявшееся мнение некой гуманитарной школы, сторонником которой вы не являетесь. Третий: это может быть даже ваше личное мнение, которое вы поменяли в ходе работы над эссе (этот способ наиболее интересный, своеобразный внутренний диалог).

3 стр., 1475 слов

Психология творчества. Эссе

... поэт и писатель А. С. Пушкин, чтобы по праву называться гением русской литературы, немало трудился, много писал, постоянно развивая свой талант. В противном случае, личность ... личностные черты, присущие творческим людям: независимость – личностные стандарты важнее стандартов группы, неконформность оценок и суждений открытость ума – готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость к ...

В любом случае, сосредотачивать внимание только на своей позиции и ее аргументах — недостаточно. Так, именно в полемике студент демонстрирует свои навыки риторики (искусство красноречия), логического мышления, умения глубоко подойти к исследуемой теме, проявить изобретательность (парадоксальность) мышления. Если вы все-таки смогли одолеть только аргументацию собственного тезиса, и не удалось опровергнуть контраргументы — оценка за эссе будет ниже.

А теперь об оформлении эссе. Оно по объему не должно было более трех рукописных листов формата А 4 и не более двух печатных листов формата А 4. Если в тексте вы используете цитаты, то делать это следует добросовестно: четко отделять свой текст от цитируемого, приводить ссылки, то есть откуда именно взята эта цитата. Например: «Поль Брегг считал, что купить здоровье нельзя, и его можно заработать своими усилиями. Он так объяснял это: «Только упорная и настойчивая работа над собой позволит каждому сделать себя энергичным долгожителем, наслаждающимся бесконечным здоровьем. Я сам заработал здоровье своей жизнью. Я здоров 365 дней в году, у меня не бывает никаких болей, усталости, дряхлости тела. И вы можете добиться таких же результатов». Обязательным требование является приведение списка используемой литературы. Если вы не знаете, как правильно оформить литературу, то откройте вторую страницу книги, или последнюю страницу. Там обычно приводится полное название книги, ее автора с выходными данными (город, издательство, год и количество страниц).

Перепишите эту информацию, сохраняя все знаки препинания.

Эти рекомендации не дают исчерпывающих ответов на все возможные вопросы. Если он возникают, обязательно обращайтесь к преподавателю.

Критерии оценки эссе

1. Оценка тезиса (макс. — 30 баллов):

10 баллов

20 баллов

30 баллов

2. Оценка интерпретации тезиса (макс. — 30 баллов):

10 баллов — неадекватное раскрытие тезиса, содержание интерпретации не полностью соответствует заявленному тезису;

20 баллов — узкая формулировка, игнорирующая справочную литературу;

30 баллов — полное соответствие объема интерпретации объему тезиса.

3. Оценка аргументации (макс. — 35 баллов):

10 баллов

20 баллов

35 баллов

4. Оценка оформления эссе (макс. — 5 баллов):

0 баллов -не соответствие требованиям оформления;

3 баллов — небрежное оформление (не полный список литературы или его отсутствие; некорректное использование цитат: выдергивание цитаты из текста, так, что теряется авторская мысль и появляется новый смысл; неаккуратное оформление текста и т.д.);

5 баллов — полное соответствие требованиям оформления.