Тактические врачебные ошибки;

Методическая разработка

Для студентов к аудиторному занятию

по дисциплине «Медицинская психология»

для студентов 3 курса I международного факультета специальности «Лечебное дело».

1. Тема: ПСИХОЛОГИЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ (2 часа).

2. Место: учебный кабинет.

3. Цель:усвоить понятия: «лечебный долг», «врачебная тайна», «врачебная ошибка», «синдром эмоционального выгорания» (СЭВ).

4. Базовый уровень знаний и умений:

Дисциплина Знать Уметь
1. Анатомия Анатомическое строение головного мозга  
2. Общая психология Структуру личности, понятия темперамент, характер  

5. План проведения практического занятия:

Элементы практического занятия Время (мин.)
1. Проверка присутствующих
2. Входной контроль и его анализ
3. Опрос студентов и разбор программных вопросов
4. Дополнительные вопросы и ответы на них
5. Исходный контроль знаний и его анализ
6. Итоговая оценка знаний и умений студентов  
Всего  

6. Перечень теоретических вопросов:

1. Основные мотивы выбора профессии медицинского работника.

 

2. Основные требования к личности медицинских работников. Значение профессиональной ориентации в выборе профессии медика.

 

3. Важные профессиональные качества врача.

 

4. Определение понятий “врачебный долг” и “врачебная тайна”.

 

5. Врачебные ошибки: причини и виды.

 

6. Психологические типы врачей.

 

7. Профессиограмма врача общей практики (знания и умения, профессиональные практические навыки) и требования к личности.

 

8. Понятие о профессиональной деформации. Особенности профессий, при которых развивается профессиональная деформация.

 

9. Признаки профессиональной деформации, “синдром выгорания”. Пути его профилактики.

 

10. Основы общения с коллегами, условия создания здорового психологического климата в медицинской среде.

 

11. Соблюдение морально-этических требований.

 

12. Способность к эмпатии и стили общения. Эмоциональное удовлетворение от контактов между членами коллектива.

 

13. Создание условий для самоактуализации личности.

 

14. Виды общения в медицинской среде: межличностное, индивидуально- групповое, коллективно-индивидуальное, групповое. Особенности общения между врачами, врач-медицинская сестра

Понятие «врачебного долга»

Врачебный долг воплощает основной принцип врачебной морали — гуманизма, согласно которому врач никогда не должен отказывать во врачебной помощи.

Врачебный долг буквально означает обязательство в какой-либо профессиональной или социальной работе. Это личностная заинтересованность врача на основе отношений, сложившихся как сознательная необходимость.

Выполнение врачебного долга связано также с моральным самосознанием человека, с пониманием своей роли в обществе.

«Врачебная тайна»

Она включает три аспекта: сведения о болезни, сведения об интимной и супружеской жизни.

Запрет разглашения сведений, составляющих врачебную тайну, может не выполняться только в случаях угрозы для общества (относительно распространения особо опасных инфекций), или при официальных запросах следственных и судебных органов.

«Врачебные ошибки»

Все неблагоприятные последствия, связанные с деятельностью врачей, принято делить на:

Врачебные ошибки;

Несчастные случаи;

Профессиональные преступления и уголовно наказуемые упущения;

По мнению Н. Давыдовского «основным критерием врачебной ошибки являются последствия, вытекающие из определенных объективных условий, основанных либо на несовершенстве современного состояния медицинской науки, либо на особом течении заболевания у определенного лица, из-за недостатка знаний и опыта врача, без элементов нечистоплотности, небрежности, профессионального невежества».

Классификация врачебных ошибок по И. Крылову:

1. Диагностические врачебные ошибки(неопознанные, или ошибочно распознанные болезни;

Тактические врачебные ошибки;

3. Технические врачебные ошибки(неправильно использована медицинская техника, диагностические средства);

Необходимо дополнить эту классификацию деонтологическими ошибками, которые могут быть причиной не только конфликтов между врачом и больным и его родными, но и в случаях врачебных ошибок вышеприведенной классификации.

 

«Психологические типы врачей»

Эмоционально-нейтральные и директивные.

Им присущи твердость и уверенность, умение внести ясность в дело, по отношению к больным это внимательный и сдержанный человек. Такой тип врача более импонирует больным с неврастеническими чертами, в которых есть потребность сохранения самообладания.

«Понятие о профессиональной деформации»

Впервые в США в середине 60-х годов было введено понятие «профессиональной деформации». Она постепенно формируется наряду с процессом адаптации человека в условиях ее неуправляемого влияния на других. Врач испытывает такое влияние, поскольку именно от него зависит физическое и духовное здоровье больного, а также их жизни. Ярким примером профессиональной деформации является восприятие пациента как носителя симптома или синдрома, когда больной выглядит со стороны врача как «интересный случай». Подобное явление относится ко многим врачебных специальностям, например: терапия, наркология, психиатрия, гастроэнтерология, стоматология, в которых есть большая доля вероятности «ярлыковости» в обозначении различных состояний физического состояния больного. Такие высказывания воспринимаются пациентами буквально, и имеют психотравмирующие последствия. Эти явления часто сопровождаются профессиональной некомпетентностью врача в виде ложного понимания феномена, и соответствующей гипердиагностикой.

«Синдром эмоционального выгорания» (СЭВ)

Синдром «эмоционального выгорания» у медицинских работников впервые был введен американским психологом Фрейденбергом (1974).

«Выгорание» при этом не означает буквально потерю сил, оно означает противостояние своего эмоционального «Я» истощению от переживаний, в результате чего постепенно и формируется синдром. Преморбидно это состояние более присуще специалистам с большим творческим потенциалом, гуманистически ориентированных на другого человека и чрезвычайно любящих свое дело.

Maslahe, Jacson S.E. (1986) выделили следующие признаки «синдрома выгорания»:

1. Изменения в поведении медицинского работника (нежелание работать, общаться с больными, утрата навыков к оздоровлению за счет развлечений;

2. Изменения чувств. Потеря чувства юмора, или наоборот, появление «черного юмора», наличие переживаний неудачи и вины;

3. Изменения в мышлении. Появление мыслей о необходимости оставить работу;

4. Изменения в состоянии здоровья. Инверсия ритма сон-бодрствование, общее снижение иммунитета, истощаемость;

«Синдром выгорания», как процесс, имеет несколько типов течения:

1. Деперсонализация или потеря индивидуальности. Врач в такой период пытается избежать эмоциональных контактов;

2. Недооценка личностного вклада в общее дело;

3. Изоляция. Добровольная изоляция от коллег и выполнение обязанностей;

4. Рост физического истощения. Субъективно человек ощущает невозможность продолжать полноценно работать;

Высокий синдрома эмоционального выгорания педагогов">уровень синдрома отмечается у людей имеющих дело с хроническими больными, или перспективно неизлечимыми (например онкологические, психиатрические больные).

Более низкий уровень имеют лица, работающие с относительно «перспективными», в плане выздоровления пациентами, (акушерство, гинекология, офтальмология).

Врачи-специалисты по терапии и стоматологии средний уровень риска возникновения «синдрома выгорания» по отношению к таким профессиям, как психиатры, хирурги, анестезиологи и реаниматологи, у которых отмечается наибольший риск.

При возникновении «синдрома выгорания» у лица срабатывают механизмы психологической защиты, чаще в виде избегания, рационализации, вытеснения. Иногда у медицинских работников возникает зависимое поведение с употреблением алкоголя или других психоактивных веществ, как попытка пережить конфликты, снизить тревогу, чувство вины, состояние фрустрации.

 

ВОЗ (1998) рекомендует следующие пути предупреждения «синдрома выгорания» у медицинских работников:

1. Уменьшение особо высоких требований к лицам, оказывающим помощь другим;

2. Равномерное распределение нагрузки между сотрудниками;

3. Обучение сотрудников рациональному распределению времени и техникам релаксации;

4. Модификация видов работ, вызывающих высокий стресс;

5. Поощрения работников к формированию «групп поддержки»;

6. Обеспечения возможности работать на часть рабочей ставки;

7. Поощрения работников к участию в принятии решений, влияющих на условия труда;

Общение — многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, который предусматривает обмен информацией, определенную тактику и стратегию взаимодействия, восприятие и понимание субъектами во время общения друг с другом.

Целью общения является удовлетворение людьми своих потребностей, в частности социальных и духовных.

Основными мотивами общения являются потребности в познании и самопознании, в духовном и эмоциональном контакте, в безопасности, в психологической защите, в признании, в престиже и т.п.