Спорт и молодежь

Реферат

СПОРТ, МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА, СПОРТ И МОЛОДЕЖЬ, СОВРЕМЕННЫЙ СПОРТ

Объект исследования — молодежный спорт.

Предмет исследования — основные направления молодежного спорта.

Цель курсовой работы — проанализировать молодежный спорт на современном этапе.

Исходя из цели задачами курсовой работы являются:

. Изучить научно-методическую литературу, соответствующую теме курсовой работы.

. Изучить роль спорта в жизни молодежи в Республике Беларусь.

. Провести исследование влияния спорта на жизнь современной молодежи

Метод исследования: анализ и обобщение специальной литературы, анкетирование.

Автор работы подтверждает, что приведённый материал объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из различных источников положения сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение

. Роль спорта в жизни молодежи в Республике Беларусь

.1 Общая характеристика спорта

.2 Развитие молодежного спорта в Европе

.3 Факты и перспективы развития молодежного спорта в Республике Беларусь

. Исследование влияния спорта на жизнь современной молодежи

.1 Цель, задачи исследования

.2 Результаты исследования

Заключение

Литература

Приложение

Введение

Спорт — это средство, которое позволяет развиваться физически и духовно, достигать новых вершин и самоутвердиться в жизни. Считаю, что понятия «молодежь» и «спорт» не просто взаимосвязаны, они существуют в единой параллели.

На сегодняшний день невозможно не заметить, что спорт достаточно быстрыми темпами развивается в Минске и других крупных городах, но менее развит в городах малых и сельских поселениях. На это нужно обратить внимание специалистам в области развития спорта и молодежной политики.

Чтобы вырастить молодежь достойную, в нее, как в любое дело, необходимо вкладывать средства, и средства эти на сегодняшний день немалые. Спорт нужно делать доступным для всех — и городской молодежи, и молодежи небольших деревень и сел. Нужно привлекать в это направление инвестиции, разрабатывать новые формы спортивной деятельности — это дело не одного года, но этим заниматься необходимо.

19 стр., 9022 слов

Задания к экзамену по курсу «Качественные и количественные методы ...

... – СПб., 2004. 4. Дзуки Е. Введение в методологию социально-психологического исследования. Милан, Новосибирск, 1997 //http://psyberlink.flogiston.ru/internet/info/methods_info.htm 5. Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической ... равную степень общности и соотносятся с задачами наблюдения. В данной работе в качестве категорий наблюдения используются эго-состояния личности, предложенные ...

Нужно вовлекать молодежь в спорт, нельзя ограничиваться просто уроками физкультуры и спортивными секциями при школе, нужно расширять сеть спортивных клубов, секций, объединений и т.п. Ведь когда человек занят любимым делом, ему просто не остается времени на свершение поступков, за которые потом приходится расплачиваться всю оставшуюся жизнь.

Начинается развитие каждого человека, прежде всего с семьи — когда родители, поняв, что ребенок имеет способности и интерес к какому-либо виду спорта, начинают возить его в спортивную секцию. Но сын или дочь, после окончания школы поступив в институт, часто бросает заниматься спортом, но так быть не должно. Важно помогать молодому человеку двигаться дальше, не отходить от своей цели, и быть может, уже через несколько лет, в нашей стране появится новый олимпийский чемпион, а прежде в него должны вложить душу не один десяток человек, объединенных общей идеей — развитием спорта для молодежи и развитие молодежи в спорте.

В условиях формирующихся принципов рыночных отношений в экономике вузы качественно перестраивают подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием, дабы соответствовать требованиям, предъявляемым практикой. Эти требования в полной мере относятся и к сфере физической культуры и спорта. Анализ их взаимодействия в подготовке студентов, занимающихся спортом и осваивающих требования учебных дисциплин вуза, позволяет выявить их новые отношения в существующих реалиях. Важную роль в этом играет дисциплина «Физическая культура» — действенное средство формирования общей культуры, психофизического становления и профессиональной подготовки высококвалифицированного специалиста.

Недостаточное физическое развитие молодежи, а отсюда и рост заболеваемости в старших возрастных группах, низкий уровень продолжительности жизни населения вызывают необходимость в создании качественно новых систем здравоохранения и физического воспитания, адекватных современному техническому и социальному прогрессу, реальным условиям переходного периода.

В связи с вышеизложенным являются актуальными совершенствование старых и поиск новых форм, средств привлечения к спорту молодежи.

Цель курсовой работы — проанализировать рейтинг современных видов спорта среди молодежи.

Исходя из цели задачами курсовой работы являются: Изучить роль спорта в жизни молодежи в Республике Беларусь. Провести исследование влияния спорта на жизнь современной молодежи.

Курсовая работа состоит из введения, основной части, заключения, списка используемых источников.

1. Роль спорта в жизни молодежи в Республике Беларусь

.1 Общая характеристика спорта

молодежный спорт физический воспитание

8 стр., 3707 слов

Женщина в современном спорте высших достижений

... МЦ. Физические нагрузки в спорте высших достижений рассматривают как экстремальные условия, требующие максимально возможной мобилизации функциональных резервов организма спортсмена. Поэтому на протяжении многих ... влияния спортивной деятельности на организм человека принято было замалчивать, хотя они и были достаточно хорошо известны. Чиновники от спорта, средства массовой информации "курили ...

Спорт как специфическая деятельность людей известен с давних времен. Достаточно упомянуть, что история олимпийских игр насчитывает несколько веков (776 до н.э., первое упоминание об олимпийских играх).

Сам по себе термин «спорт» пришел к нам из Великобритании относительно недавно, где он первоначально использовался только в связи с соревнованиями по скачкам. Наиболее часто специалисты используют следующее определение: «Спорт — включает в себя собственно соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, специфические отношения, нормы и достижения, возникающие в процессе этой деятельности, взятые в целом» [9].

В настоящее время в рамках спортивного движения выделяют два основных направления: базовый (массовый) спорт и спорт высших достижений. Кратко охарактеризуем их.

Базовый спорт характеризуется относительно невысокими спортивными результатами и значительной массовостью. На этом уровне достижений подготовка спортсменов осуществляется в свободное от основной деятельности время. Проходит под руководством тренеров различной квалификации, в том числе тренеров-инструкторов, работающих на общественных началах. Нагрузки невелики.

Спорт высших достижений связан со стремлением к достижению наиболее высоких результатов (мировые рекорды, победы на Олимпийских играх, Чемпионатах мира, Европы, России и т.д.).

Однако чем выше достижение, тем меньше количество спортсменов способных выйти на этот уровень (3% от населения страны в возрасте 16-25лет).

Спорт высших достижений может занимать доминирующее положение в определенные периоды жизни спортсмена. Подготовка проводится под руководством тренеров высшей квалификации, в ней используются новейшие достижения науки и техники, применяются большие величины тренировочных и соревновательных нагрузок, а спортсмены проходят тщательный многоэтапный отбор. Экспертная оценка показывает, что только 1 из 65 человек начавших заниматься продолжает занятия в детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ), норматив мастера спорта способен выполнить один человек из 34 000 обученных.

Анализируя специфику направлений спортивного движения, ученые говорят о следующем основном механизме взаимообусловленности массовости спорта и уровня достижений спортсменов высшей квалификации. Спортивные результаты, которые демонстрируют спортсмены высокого класса, особенно в популярных видах спорта, служат эффективным средством пропаганды активных занятий физкультурой и спортом.

Благодаря этому в практику спортивной деятельности вовлекается все больше участников и, следовательно, возрастают шансы на выявление среди них новых талантливых спортсменов, которые в перспективе смогут поднять высшие спортивные достижения на новый уровень. Поэтому, делают они вывод, — прогресс каждого вида спорта базируется наряду с другими аспектами и на неразрывной связи всех сторон спортивного движения.

В определении понятии спорт мы использовали термин «соревновательная деятельность». Для его объяснения нам придется оговорить еще несколько понятий.

Все спортивные соревнования проходят по определенным правилам, которые и регламентируют деятельность участников. Кроме этого, каждый участник спортивных соревнований старается достигнуть определенного спортивного результата (успеха).

25 стр., 12060 слов

016_Человек. Его строение. Тонкий Мир

... трудно и несовместимо с земными условиями. Тело человека – это не человек, а только проводник его духа, футляр, в ... весьма интересные и поучительные впечатления. Главное существование (человека) – ночью. Обычный человек без сна в обычных условиях может прожить ... неясности и туманности… Инструментом познавания становится сам человек, и от усовершенствования его аппарата, как физического, так ...

Для достижения успеха участники соревнований должны реализовать свои возможности или соревновательный потенциал. Поэтому соревновательная деятельность в спорте представляет собой регламентированный правилами процесс реализации соревновательных потенциалов участников, каждый из которых стремится к достижению запланированного результата.

Общая цель спортивной тренировки — развитие духовных и физических способностей спортсменов [2].

Специфическая цель — достижение высоких спортивных результатов.

Под спортивной тренировкой понимают специализированный педагогический процесс физического воспитания, направленный на достижение спортсменом высоких спортивных результатов.

Частными задачами спортивной тренировки являются: укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие спортсмена, воспитание его морально-волевых и физических качеств, формирование необходимых умений, закрепление и совершенствование необходимых навыков избранного вида спорта, приобретение специальных знаний по гигиене, самоконтролю и др.

В настоящий момент существует несколько наиболее распространенных классификаций видов спорта: Матвеев Л.П., 1977; Келлер В.С., 1986; и др. Наиболее широкое распространение получила классификация видов спорта входящих в программу летних и зимних олимпийских игр:

— циклические (гребля, плавание, лыжи, велосипедный, конькобежный, беговые виды легкой атлетики);

— скоростно-силовые (прыжки, метания, тяжелая атлетика);

— координационно-сложные виды спорта (гимнастика спортивная и художественная, фигурное катание на коньках, прыжки в воду и т.д.);

— единоборства (борьба, бокс и т.д.)

— спортивные игры (футбол, хоккей, волейбол, баскетбол, водное поло и т.д.);

— многоборья (легкоатлетическое десятиборье, современное пятиборье, лыжное двоеборье и т.д.) [13].

1.2 Развитие молодежного спорта в Европе

В Европе современное общество придает большое значение спорту, разными способами вырабатывая у людей желание им заниматься. Ежедневно по улицам всех европейских стран проезжают тысячи велосипедов, за рулем которых школьники и студенты преодолевают расстояния в 7-10 станций метро, неотъемлемой частью каждого тинэйджера является скейтборд или роликовые коньки, на которых они во всем обмундировании устраивают слалом между прохожими. И почти в каждом дворе можно увидеть баскетбольное кольцо и мини площадку для тренировок по вечерам. Хотя, например, немецкая молодежь предпочитает получасовые пробежки по утрам занятиям гимнастикой дома на ковре. Важным аргументом в пользу европейской спортивности являются обязательные занятия ОФП в школах, колледжах и ВУЗах. Но это все только маленькие расточки огромного аппарата, который как часы работает в различных сферах общественной жизни Европы, а именно — в Европе насчитывается более 5 крупных международных спортивных организаций, среди которых: Европейское Народное Спортивное движение, Спорт для всех, ЮНЕСКО, ИЦПЕСС, ТРИММ ЭНД ФИТНЕСС, ИАНОС и другие организации так или иначе внесшие вклад в развитие спорта в Европе. Среди основных задач на первое место выдвигается, прежде всего, привлечение молодежи к спорту, это отражено в программах: «Спорт для всех» — Необходимо усиление пропаганды «Спорта для всех» в учебных заведениях, на производстве, в средствах массовой информации и т.д. Соответствующие методические программы создаются при помощи олимпийского комитета, который также включается в дело организации массовых соревнований с большим числом участников. Подобное соревнование можно рассматривать как хорошую рекламу активного отдыха, прекрасного средства для физической подготовленности и здоровья людей. Но не только элемент соревновательности является дополнительным фактором, стимулирующим участие в спортивной жизни, способствует распространению принципов «честной игры», развивает чувство солидарности, товарищества, дисциплины, уважения к соблюдению правил, что, несомненно, оказывает влияние на качество жизни [11].

5 стр., 2021 слов

Психологическая совместимость и срабатываемость в различных видах ...

... сочетания в системе лидер-исполнитель рассматривается как фактор совместимости и срабатываемости членов спортивной группы. Это показано в исследовании акробатических и баскетбольных игровых составов, туристских ... катания (поддержки, броски). Каждый из этих видов, а также каждый вид спорта, включающий эти виды, имеет свои специфические особенности. Поэтому критерии совместимости для каждого ...

Положения вроде приведенного выше являются атрибутом уставов всех спортивных обществ и организаций в Европе. Под такими девизами осуществляются разного рода программы привлечения молодежи в спорт, увеличения в связи с этим количества спортивных учреждений и активное финансирование этой сферы. Например, СВУЛ является крупнейшей в Финляндии спортивной организацией, объединяющей 54 спортивных союза, 18 территориальных органов, 4335 спортивных клубов и 1,1 млн. членов. В Швеции работа по линии программы «Спорта для всех» осуществляется в основном Шведским гимнастическим союзом, в котором насчитывается около 360 тыс. официально зарегистрированных членов, принадлежащих более чем к 2 тыс. клубов. В секциях общей гимнастики занимается более 225 тыс. человек. Детской и молодежной гимнастикой занимается более 125 тыс. человек. Для этой категории населения основными секциями являются: семейная гимнастика, гимнастика под музыку, танец и игра, обще развивающая гимнастика, гимнастика со скакалкой. Соревновательной гимнастикой охвачено более 9500 человек. С ними ведется такая же работа, как практически в любом подобном союзе других стран. К тому же такие спортивные союзы не только предоставляют помещения для занятий и первоклассных тренеров, но и позволяют каждому индивиду заниматься спортом и, в особенности, гарантировать всем молодым людям возможность получать знания по физическому воспитанию и овладевать основными физическими навыками. Для этого спортивные союзы активно используют средства массовой информации, влияя на общественное мнение, с тем, чтобы родители, тренеры, педагоги и руководители стимулировали молодежь к регулярным физическим упражнениям, соединяя занятия спортом и нравственное воспитание учащихся. Те же цели преследуют лидеры этого направления, такие как Международная Хартия Физического Воспитания и Спорта. Она является одной из крупнейших организаций Европы, занимающихся развитием спорта в международном масштабе. Основная задача Международной Хартии Физического Воспитания и Спорта регламентировать и гарантировать основное право каждого человека — занятие физическим воспитанием и спортом. А также право развивать физические, интеллектуальные и нравственные способности посредством физического воспитания и спорта гарантировано как в рамках системы образования, так и в других аспектах общественной жизни. Особые условия необходимо предоставлять молодежи, отмечается в уставе хартии, в целях всестороннего развития их личности с помощью программ физического воспитания и спорта, которые должны развивать у каждого человека склонности, волю и выдержку и содействовать его полному включению в общество [18].

20 стр., 9613 слов

Общая характеристика мотивационной сферы человека

... в 3 раза больше исходного. Потребностно-органический уровень мотивации является условием выживания человека, и без удовлетворения соответствующих ему потребностей представить себе возникновение более сложных ... опухоль на коре надпочечника, в результате чего из организма вымывалась соль. У человека и животных при организации своего поведения наблюдается ситуативная активность – поведение, ...

Ярким примером достигнутого успеха за многие годы проведения всевозможных спортивных программ являются спортивные клубы Германии. Они уже давно подошли к более совершенным формам работы с молодежью: новые ориентиры касаются оценки высших спортивных достижений в средствах массовой информации, а также форм массового спорта. Это относится и к сельскому клубу, насчитывающему примерно сотню членов и к городскому клубу, число членов которого нередко превышает тысячу, где имеется дюжина всяких секций и где есть штатные сотрудники и большое число общественников. Молодые люди занимаются спортом все чаще, разнообразнее и дольше. Общество становится более спортивным, однако, при этом теряется первоначальное значение спорта, как средства поддержания физической формы и повышения тонуса. Молодежь хочет сделать свой спортивный образ жизни как можно более свободным, поэтому ищет скорее дорогие, хотя и не лучшие формы занятий спортом в коммерческих студиях, но не в солидарных обществах, каковыми являются спортивные клубы, которые хотя и предоставляют проверенные виды услуг, но окружающая обстановка и время занятий не всегда соответствуют потребностям молодежи. Формирующееся спортивное движение станет более автономным и способным, учитывая возросшее значение спорта в жизни молодежи, активно отстаивать его интересы, определять приоритеты своей деятельности. Спорт представляется как приносящая радость личная активность миллионов молодых людей при огромном количестве добровольных общественных помощников. Были проведены многочисленные исследования с целью выяснить, как должен быть организован спортивный клуб, чтобы молодежь активнее посещала его. Первые результаты анализа деятельности клубов показали, какие преимущества сельского спортивного союза Тюрингии побуждают молодых людей заниматься спортом в стенах одного клуба. Далее приведены краткие выводы проведенных исследований.

Согласно общему балансу спортивный союз насчитывает 201745 членов, 1808 ассоциаций, 48 спортивных федераций и 15 организаций. Это означает, что количество членов в последнее время увеличилось на 2.9%. ассоциаций — на 11,1% и федераций — на 7.5%.В небольших ассоциациях, имеющих 2-3 секции, вводятся новые спортивные дисциплины. Продолжается процесс разделения больших ассоциаций: 817 (45%) ассоциаций не включает более, чем один вид спорта, и 429 (27%) включают 2-3 спортивные дисциплины. В среднем количество членов не увеличилось, потому что количество занимающихся спортом возросло в возрастной категории 8-15 лет (+5%), а уменьшилось в возрастной категории 19-35 лет, таким образом, прирост осуществляется за счет возникновения новых ассоциаций. Количественные характеристики небольших ассоциаций следующие: 1164 ассоциации имеют 100 членов (60%); 529 ассоциаций — 300 членов (29%) и 8 ассоциаций более чем 1000 членов (0,4%).

Популярны такие виды спорта как восточная борьба, легкая атлетика. Хорошо развиваются также баскетбол, стрельба, теннис и волейбол, в то время как бокс, кегли, борьба и парусный спорт в настоящее время находятся в упадке. Первый анализ деятельности Союза Тюрингии вскрыл ряд принципиальных проблем. Так, в возрастных категориях 7-14 и 15-18 лет соответственно 14,6% и 17,1% детей и подростков образуют одну ассоциацию, в то время как национальный уровень в процентном отношении увеличивается до 60%. Отмена послешкольной спортивной деятельности, закрытие тренировочных центров для молодых талантов и отсутствие кадров — неблагоприятное явление для спортивных ассоциаций. Со времени начала деятельности клубов, сотрудничество между школами и спортивными ассоциациями становится приоритетным. Это касается молодежи и подростков, численность которых составляет не более 30% от общей массы.

6 стр., 2639 слов

Значение спорта как фактора социализации подростков

... тенденций развития в области физического воспитания и спорта: постоянный рост числа занимающихся физической культурой, в том числе и молодежи, которое в европейских странах, США, Японии, ... должен быть отдан физическому воспитанию, спорту и формированию здорового образа жизни дошкольников, учащихся образовательных школ и ПТУ, студенческой и рабочей молодежи. Необходимо преодолеть весь комплекс ...

Молодежь, как будущее любого общества, должна получить физическое воспитание и приобрести основные спортивные навыки. Таким образом, она должна быть вовлечена — в рамках или за рамками школьной программы — в занятия спортом и ежедневные физические упражнения. Об этом свидетельствует Европейский манифест «Молодые люди и спорт». Суть положений изложенных в Манифесте в основном сводится к реализации прав и свобод молодежи при помощи спортивного досуга [14].

Дети и молодежь имеют право на игры и досуг. Общество обязано обеспечить, чтобы это право могло реализовываться через занятия физической культурой и спортом. Общество в целом, в сотрудничестве со всеми заинтересованными организациями, должно предоставить молодым людям возможность достижения этой цели. Для этого общественные власти совместно с соответствующими спортивными организациями отвечают за необходимое руководство в проведении спортивной политики в интересах молодых людей и провозглашают, что спорт во всех формах должен быть доступен для всех молодых людей, не допуская дискриминации; должен предоставлять равные возможности юношам и девушкам, принимать в расчет специальные требования к каждой возрастной группе и группе со специальными нуждами, так как физическая активность является для молодых людей естественной формой движения, основанной на элементах игры. Занятия спортом должны быть нацелены на: развитие психических, физических и социальных качеств, обучение этическим ценностям, справедливости, дисциплинированности, воспитание уважения к себе и другим людям, в том числе к группам меньшинства, обучение терпимости и ответственности, воспитание самоконтроля и развитие положительных качеств личности и на пропаганду здорового образа жизни. Программы должны отражать нужды и учитывать возможности всех молодых людей различного возраста и уровня развития, дифференцированно подходя к каждым из них [1].

.3 Факты и перспективы развития молодежного спорта в Республике Беларусь

Невооруженным глазом простого обывателя видно, что молодежный спорт в Республике Беларусь ещё не достиг такой степени развития, регламентированности и общезначимости, как в Европе. Сейчас трудно говорить о каких-то многомиллионных проектах и компаниях в этой сфере, прежде всего потому, что эта проблема видится малозначимой и не требующей поспешного и немедленного решения, по сравнению с такими как наркомания, молодежный алкоголизм и преступность, бедственное существование основного слоя населения и так далее. Но, несмотря на это, есть люди, которые считают физическое воспитание и спорт важными фактором формирования молодежи. Это фактор здоровья населения. Организации, созданные различными спортивными комитетами и физическими лицами единичны по всей стране, но они должны стать впоследствии не только частью развитой и разветвленной системы, но и увеличиться в своих масштабах, привлечь к молодежному спорту особое внимание. «В том, что не остановлена тенденция превышения смертности над рождаемостью — прямое следствие несостоятельности государства в отношении социальной сферы, в том числе и в развитии народного спорта. Мне кажется, депутатский корпус, президентские структуры, правительство вплотную приблизились к осознанию важного обстоятельства: оздоровительный спорт следует превратить в зону повышенного интереса молодежи. И сделать это надо при помощи хорошо проверенного мировой практикой рычага — благоприятного режима инвестирования этой сферы нашей жизни», — говорит Жомарт Каменев, председатель Совета Первого Евробанка. Первые шаги по этому пути уже сделаны. Правительство Республики Беларусь стало выделять немало средств из бюджета на поддержание и развитие инфраструктуры, содержание спортивных школ и проведение различных мероприятий.

6 стр., 2868 слов

Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности

... спортизированного физического воспитания, валеологического и олимпийского воспитания молодежи. Это первые шаги, позволяющие сохранить и развивать гуманистические ценности спорта. Социализация спортсмена. Физическая культура и спорт ... оказывают менее важное воздействие на человека. В сфере физической культуры и спорта агентами вторичной социализации могут быть руководители спортивного клуба, ...

В Республике Беларусь придается важнейшее значение, и принимаются меры по дальнейшему совершенствованию массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в отрасли образования.

Массовое приобщение к занятиям физическими упражнениями и спортом, формирование здорового образа жизни составляют основу нашей государственной политики [6].

Забота о здоровом образе жизни отражена в государственных нормативных правовых актах — в Законе Республики Беларусь «Об образовании», Законе Республики Беларусь «О физической культуре и спорте», Государственной программе развития физической культуры и спорта в Республике Беларусь на 2011-2014 годы, постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 21 июля 2006 г. № 916 «О мерах по дальнейшему совершенствованию массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работы».

Система физического воспитания, как составная часть учебно-воспитательного процесса, охватывает все ступени образования. В Республике Беларусь осуществляют учебную, методическую, научную, физкультурно-оздоровительную, спортивную, пропагандистско-идеологическую и воспитательную работу по физическому воспитанию и спорту 43 высших учебных заведения, подчиненных органам государственного управления, и 10 вузов негосударственной формы собственности, в которых на дневной форме проходят обучение свыше 186 тыс. студентов. К регулярным физкультурным занятиям в высших учебных заведениях привлечено 81,7 процентов студентов.

Возможности различных видов спорта в укреплении здоровья, коррекции телосложения и осанки, повышении общей работоспособности, психической устойчивости, наконец, в самоутверждении очень велики. При этом здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоническое развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности.

7 стр., 3198 слов

1.Значение спорта в физическом воспитании студента

... в жизни (высокопроизводительному труду). При этом особая роль в физическом воспитании молодежи отводится различным видам спорта, призванным в целом направлять молодых людей на здоровый образ ... раз подчеркнем, что спорт оказывает огромное влияние на физическое и духовное развитие человека. Более того, активные занятия спортом способствуют здоровому образу жизни молодежи. Так, большинство студентов, ...

В экономике труда известен постулат, который коротко и емко освещает тесную взаимосвязь профессиональной подготовки и здоровья человека: специалист может иметь хорошую профессиональную подготовленность, богатый опыт работы, но если он не обладает здоровьем, то его нельзя относить к трудовым ресурсам [17].

Физическое развитие, которое тесно связано со здоровьем, — это процесс изменения и становления естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни (рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких и др.).

Общее физическое состояние человека зависит от многих факторов как естественных, гак и социальных, но главное — оно управляемо. С помощью соответствующим образом подобранных и организованных мероприятий с использованием физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха и др. можно в широком диапазоне изменять в необходимом направлении показатели физического развития и функциональной подготовленности организма.

Именно поэтому физическая культура и спорт широко используются для укрепления здоровья, физического развития и подготовленности человека в современном обществе. Фактически физическая культура и спорт необходимы для социального становления молодого человека, являясь важным средством его всестороннего и гармонического развития.

Современный труд специалиста, требующий в основном интеллектуальных усилий, длительных нервных напряжений, связанных с переработкой большого потока разнообразной информации, существенно отличается от труда чисто физического. В последнем, мышечное утомление является нормальным физиологическим состоянием, выработанным в ходе эволюции как биологическое приспособление, предохраняющее организм от перегрузки. Умственная же работа — достижение природы на более высоких ступенях ее развития, и организм человека, естественно, еще не успел адаптироваться к ней. Эволюция пока не выработала реакций, надежно предохраняющих центральную нервную систему от перенапряжений. Поэтому наступление нервного (умственного) утомления в отличие от физического (мышечного) не приводит к автоматическому прекращению работы, а лишь вызывает перевозбуждение, невротические сдвиги, которые, накапливаясь и углубляясь, приводят к заболеванию человека.

Если человек находится в состоянии относительного покоя (скажем, сидит в кресле), то мышцы его не совершают почти никакой работы. В таком состоянии через мышцы тела протекает совсем немного крови. Лишь 15-20% ее идет к мышцам, а остальная по сосудам направляется к печени, мозгу и т. д. В организме человека почти 160 млрд. капилляров, длина их примерно 100 тыс. км. Когда мышцы находятся в покое, то работает лишь 10% капилляров. Как только мышцы включаются в какую-либо работу, сразу же возрастает их запрос на энергетические вещества и кислород. Вступают в силу различные физиологические механизмы, усиливающие деятельность сердца, раскрываются резервные капилляры, улучшается питание мышечной ткани работающей мышцы, исчезает явление атрофии. В то же время повышается тренированность сердечной мышцы, что возможно лишь при работе мышечного аппарата человеческого тела [4].

Таким образом, на протяжении тысячелетий человеческий организм с его сложными функциями по существу остается без изменений. Он так же, как много тысяч лет назад, для своего нормального функционирования требует физической нагрузки. Целый ряд отклонений в состоянии здоровья, в том числе и «болезнь века» — заболевания сердечно-сосудистой системы (а она все больше и больше «молодеет», захватывая и молодых людей), во многом объясняются именно недостатком движений. Так, по данным Всемирной организации здравоохранения, смертность мужчин от ишемической болезни сердца в возрасте 35-44 лет в 80-е годы возросла на 60%. Эти так называемые «болезни цивилизации» особенно часты у представителей профессий, связанных с малоподвижным напряженным умственным трудом и эмоциональными нагрузками. А подобных профессий сейчас большинство.

Специальными исследованиями выявлено, что организм физически активных мужчин 50-60 лет обладает более высокими функциональными возможностями, чем 30-летних, но с ограниченным двигательным режимом. Не случайно все долгожители отличались повышенной двигательной активностью на протяжении всей жизни.

Поэтому здоровье и физическая активность, здоровье и мышечные нагрузки — это сближающиеся в настоящее время понятия. Мышечный «голод» для здоровья человека так же опасен, как недостаток кислорода, питания и витаминов, что неоднократно подтверждено различными экспериментами.

Не случайно ныне уделяется значительное внимание различным активным мерам профилактики, направленным на преодоление тех отрицательных последствий, которые связаны в жизнедеятельности человека с отдельными сторонами технического прогресса. В этом процессе не последняя роль отводится физической культуре и спорту, через которые можно укрепить здоровье, значительно поднять функциональные возможности, использовать резервы повышения общей дееспособности в различных условиях производства и быта — ведь адаптационные возможности организма человека чрезвычайно велики. Примером тому может служить высокий уровень специальной психофизической подготовленности космонавтов к совершенно необычным условиям жизнедеятельности в космосе. Об этом же говорят и выдающиеся достижения спортсменов в различных вилах спорта, зачастую превышающие сложившиеся представления о возможностях человеческого организма [9].

Повседневная учебная работа, зачетно-экзаменационные сессии с их интенсивной нагрузкой дважды в течение года, учебные и производственные практики — все это требует от учащихся и студентов не только усердия, но и хорошего здоровья, хорошей психо-физической подготовленности. Изучение многими исследователями бюджета времени студентов специальных заведений показало, что общая нагрузка учебной работой, включая и самоподготовку, в различных вузах, по факультетам (отделениям) и курсам в учебном году значительно колеблется. Она определяется конкретными условиями, трудоемкостью и сложностью изучаемых дисциплин, уровнем предварительной подготовленности и, конечно, отношением самого студента к учебе [15].

2. Исследование влияния спорта на жизнь современной молодежи

.1 Цель, задачи исследования

Спорт, создающий ценности спортивной культуры, всегда являлся мощным социальным феноменом и средством успешной социализации. Об этом свидетельствуют и научные данные, и примеры жизненного пути многих выдающихся спортсменов.

При правильной организации спортивной деятельности, она может стать серьезным и действенным средством формирования социальной активности молодежи и здорового образа жизни людей, а именно современной молодежи.

Цель — изучить влияние спорта на жизнь современной молодежи.

Задачи:

. Выяснить, насколько современная молодежь вовлечена в спорт;

. Определить наиболее популярные виды спорта у современной молодежи;

. Узнать какие цели преследует молодежь, занимаясь спортом.

Объект исследования — молодежь города Витебска.

Предмет исследования — влияние спорта на жизнь современной молодежи.

.2 Результаты исследования

При проведении исследования на тему «Спорт в современной жизни человека» был опрошен 141 человек, причем из них 43,3% мужчин и 56,7% женщин (график 2.1), что соответствует гендерным параметрам генеральной совокупности.

График 2.1 Пол респондента, % к опрошенным

Возраст респондентов (график 2.2) соответственно: 6,4% опрошенных в возрасте 14-16; 52,5% респондентов в возрасте 17-19 лет; 33,3% — в возрасте 20-22 года, 7,8% респондентов в возрасте 23-25 лет. Статистические характеристики (мода, медиана) показывают, что центральная тенденция возрастного распределения опрошенных приходится на возрастную группу 17-19 лет, что полностью соответствует нашей выборке.

График 2.2 Возраст респондентов, % к опрошенным

По уровню образования (график 2.3): у 7,1% респондентов неполное среднее образование, у 35,5% опрошенных среднее образование, у 3,5% — среднее специальное, у 0,7% — среднее профессиональное, у 44% респондентов незаконченное высшее образование, у 9,2% опрошенных высшее образование. По модальному и медианному показателю — образование респондентов незаконченное высшее. Это во многом объясняется преобладанием в выборки возрастной группы 17-19 лет.

График 2.3 Образование респондентов, % к опрошенным

,2% респондентов холосты, 2,8% — женаты (график 2.4).

Доминирующее значение — респонденты, не имеющие семьи, это можно объяснить тем, что многие студенты сейчас не стремятся связывать себя узами брака в годы учебы.

График 2.4 Семейное положение респондентов, % к опрошенным

По социальному положению в исследовании приняли участие (график 2.5): 6,4% учащихся, 79,4% студентов, 13,5% рабочих и 0,7% безработных. Доминирующий показатель — социальное положение — студенты. Подавляющее большинство представлено именно студентами, это связано с тем, что преобладающими возрастными группами являются 17-19 и 20-23 года.

Один из блоков анкеты был направлен на выяснение вовлеченности современной молодежи в спорт. Нужно отметить, что по результатам опроса 59,6% респондентов занимаются спортом, а 40,4% спортом не занимаются (график 2.5).

Таким образом, все-таки, преобладают представители молодежи, которые занимаются спортом — активные, хотя и не много. Это говорит о том, что спорт постепенно, медленными темпами начинает возрождаться, появилась «мода» на спорт. Это во многом связано с процессами, происходящими в обществе, с популяризацией ведущими телеканалами спорта и активного образа жизни.

График 2.5 Занятие спортом респондентов, % к опрошенным

Ежедневно занимаются спортом 19,3% респондентов, 62,7% опрошенных занимаются спортом 2-3 раза в неделю, 13,3% — 1 раз в неделю, 4,8% опрошенных занимаются спортом реже 1-3 раз в месяц (график 2.6).

Доминирующий показатель — занятие спортом 2-3 раза в неделю. Это показывает, что занятие спортом занимает важное место в жизни современной молодежи. Сейчас многие молодые люди успешно совмещают работу и учебу, и, как видно, у них остается время на занятие спортом.

График 6. Частота занятия спортом, % к опрошенным

Также на вовлечение в спорт влияет участие молодежи в спортивных соревнованиях (график 2.7).

Итак, 63,1% респондентов не участвует в соревнованиях, а 36,9% — участвуют в различного рода соревнованиях, из них в республиканских соревнованиях участвуют 58,1% опрошенных, в соревнованиях по отдельным видам спорта 27,9% респондентов, 14% молодежи участвуют в городских соревнованиях. Таким образом, видно, что хотя и небольшой процент опрошенных занимается спортом профессионально (участвуют в различного рода соревнованиях лишь 36,9% респондентов), но большинство из участвующих в соревнованиях принимают участие в республиканских соревнованиях. Это говорит о достаточно высоком уровне вовлеченности молодежи в спортивную жизнь страны.

График 2.7 Участие респондентов в соревнованиях, % к опрошенным

Для 81,6% спорт является частью жизни, для 18,4% — не является (график 2.8).

Это еще раз подтверждает то, что молодежь все активнее начинает заниматься спортом, спорт и здоровый образ жизни становятся популярным среди молодежи. Более того, 97,1% респондентов указали, что согласны отдать своих детей заниматься спортом.

График 2.8. Спорт — часть жизни, % к опрошенным

Молодежь занимается спортом с определенными целями: для 70,7% респондентов такими целями являются поддержание здоровья и хобби, что составляет 41.1% ответов, для 24,4% респондентов цель занятия спортом — это самовыражение (14,2% ответов), для 6,1% респондентов основная цель занятия спортом — это достижение определенных вершин в спорте, что составляет 3,5% ответов. Итак, видно, что основные цели занятия спортом — это поддержание здоровья и хобби. Это связано, скорее всего, с тем, что здоровый образ жизни сейчас входит в моду, он пропагандируется с экранов телевизоров. То, что лишь малый процент опрошенных выбрали основной целью занятия спортом достижение определенных вершин в спорте, говорит о том, что спорт высших достижений — это трудоемкое занятие, требующее больших физических нагрузок, много времени и финансов. Поэтому не все стремятся к высоким достижениям. Для многих спорт — это хобби.

Также респондентам был задан вопрос, посвященный тому, для какой цели они собираются отдать ребенка в спорт: 91,4% назвали такой целью развитие физических качеств, 4,7% опрошенных — развитие личных, моральных качеств, 3,9% — достижение высших результатов. Это распределение ответов еще раз подтверждает вывод, что основной целью занятия спортом является поддержание здоровья.

Таким образом, большинство опрошенных занимается спортом, причем многие из них участвуют в соревнованиях республиканского уровня. Для большинства опрошенных спорт является смыслом жизни. Наиболее популярными видами спорта в молодежной среде являются борьба, атлетика и гимнастические виды спорта. Основной целью занятия спортом является поддержание здоровья, и спорт также расценивается как хобби.

После решения описательных и аналитических задач в вовлеченности молодежи в спорт были выявлены следующие закономерности:

. Большинство опрошенных занимается спортом, причем многие из них участвуют в соревнованиях республиканского уровня.

. Для большинства опрошенных спорт является смыслом жизни. Наиболее популярными видами спорта в молодежной среде являются борьба, атлетика и гимнастические виды спорта.

. Основной целью занятия спортом является поддержание здоровья, и спорт также расценивается как хобби.

. Молодые люди вовлечены в спорт больше, чем девушки. Возможно, это связано с тем, что одним из основных хобби молодых людей чаще всего является спорт, девушки могут найти себе и другие увлечения (занятие музыкой, хореографией, шопинг и другие).

Но нужно также отметить, что спортом получает распространение среди молодежи, это, наверняка связано с тем, что сейчас активно идет пропаганда здорового образа жизни.

Также юноши чаще ходят на спортивные соревнования, чем девушки. Как уже упоминалось, многие юноши являются фанатами того или иного спортивного клуба, «горячими» болельщиками и поклонниками.

. Большинство молодых людей всех представленных возрастных групп занимаются спортом. Однако нужно выделить группу 17-19 лет — это старшеклассники и студенты 1 курса вузов, видимо именно у этих молодых людей не всегда остается время, которое можно потратить на занятие спортом, так как часть из них, заканчивая школу, готовятся к продолжению своей учебы, а многие студенты-первокурсники часто испытывают определенные проблемы в адаптации к учебному процессу, в любом другом учебном заведении, который значительно отличается от школьного.

Заключение

Физическая культура и спорт, как никакая иная сфера культуры, содержит в себе наибольший потенциал воспроизводства личности как целостности в своем телесно-духовном единстве. Поэтому культурная деятельность (в том числе и телесная) приобретает общественно полезную значимость, поскольку её предметом, целью и главным результатом является развитие самого человека.

Сегодня необходимо кардинальное изменение мышления людей относительно сущности спорта на базе более широкого философско-культурологического подхода, дающего возможность сориентировать систему физкультурного образования на формирование и воспроизводство целостной сущности человека, развитие его как единства телесного и духовного. Физическая культура и спорт — неотъемлемая часть жизни человека. Они занимает достаточно важное место в учебе, работе людей.

По данным исследований современная молодежь уделяет достаточно мало внимания физической активности. У студентов не сформирована потребность в самостоятельных занятиях физической культурой. Из указанных мотивов, имеющих влияние среди молодежи, подавляющее большинство исследований, в том числе наше, указывает эстетические — желание развить физические качества, улучшить осанку, фигуру.

Низкий уровень мотивации к занятиям физической культурой и несформированность потребности к занятиям безусловно вызваны слабой организацией физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в ВУЗе. Большинство студентов причиной отказа от занятий считают усталость и нежелание заниматься, а также нехватку материальных средств.

Литература

1.Артемьев, В.П. Теория и методика физического воспитания. Двигательные качества: Учеб. пособ. / В.П. Артемьев, В.В. Шутов. — Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2004. — 284 с.: ил.

.Ашмарин, Б.А. Педагогика физической культуры: Учебное пособие /Б.А. Ашмарин, Ю.Ф. Курамшин. — СПб.: ЛГОУ, 1999. — 352с.

.Выдрин, В.М. Современные проблемы теории физической культуры как вида культуры. Учебное пособие / В.М.Выдрин — СПб.: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2001. — 76с.

.Деминский, А.Ц. Основы теории и методики физического воспитания /А.Ц.Леминский. — Донецк, АО Донеччина, 1986 — 366с.

.Кун, Л. «Всеобщая история физической культуры и спорта»: М., 1987

7.Кривцун, В.П. Музыкальная тропа здоровья как инновационная форма оздоровления лиц среднего и пожилого возраста / В.П. Кривцун, Д.Э. Шкирьянов // Мир спорта. — 2009. − № 1. — С. 53 − 61.

8.Матвеев, Л.П. Теория и методика физ. культуры. Введение в предмет: учебник для высших специальных физкультурных учебных заведений/ Л.П. Матвеев. — 4-е изд., стер. — М.: Лань, 2004. — 160 с.

.Нахаева, Е.М. История физической культуры и спорта: Курс лекций / Е.М. Нахаева. — Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2005. — 77 с.

.Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры: учебник /А.М. Максименко — М.: Физическая культура, 2005. — 544с.

.Сазанович, В.П. Физическая культура и спорт Белоруссии. — Минск, «Полымя», 1988. — 360 с.

.Теория физического воспитания: учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Г.И. Кукушкин [и др.]; под ред. Г.И. Кукушкина. — М.: Физкультура и спорт, 1953. — 458 с.

.Теория и методика физического воспитания: учеб. для ин-тов физ. Культуры / Л.П. Матвеев [и др.]; под ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. — М.: Физкультура и спорт, 1976. — Т.2. — 256 с.

.Харабуги, Г.Д. Теория и методика физического воспитания. Изд. 2-е, дополн. Учебник для техникумов физической культуры / Г.Д. Харабуги. — М.: Физкультура и спорт, 1974. — 256 с.

.Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. — М.: Академия, 2003. — 456 с.

.Хрестоматия по физической культуре: Учебное пособие / Под ред. Ю.Ф. Курамшина, Н.И. Пономарева, В.И. Григорьева. — СПб.: изд-во СПбГУЭФ, 2001. — 254с.

.Шиян, Б.М. Теория и методика физического воспитания: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов и пед. уч-щ по спец. «Нач. воен. подготовка и физ. воспитание» и «Физ. культура» / Под ред. Б.М. Шияна. — М.: Просвещение, 1988. — 224 с.

.Теория физической культуры: учеб. / Ю.Ф. Курамшин [и др.]; под ред. Ю.Ф. Курамшина. — М.: Советский спорт, 2003. — 464 с.

Приложение

Анкета

Вашему вниманию предлагается анкета, составленная в целях изучения влияния спорта на жизнь современной молодежи, а также изучение структуры мотивации к занятиям физической культурой.

1. Ваш пол:

М

Ж

. Ваш возраст:

-16

-19

-22

-25

. Ваше образование:

Неполное среднее

Среднее

Среднее специальное

Среднее профессиональное

Незаконченное высшее

Высшее образование

. Семейное положение:

холост

женат (замужем)

. Вы занимаетесь спортом:

Да

Нет

. Как часто вы занимаетесь спортом:

Ежедневно

-3 раза в неделю

раз в неделю

Реже 1 раза в неделю

. Участвуете ли вы в спортивных соревнованиях:

В республиканских

В соревнованиях по отдельным видам спорта

В городских соревнованиях

Не участвую

. Для вас Спорт является — частью жизни:

Да

Нет

. С какой целью вы занимаетесь спортом:

Здоровье

Хобби

Самовыражение

Достижение определенных вершин в спорте

. Для какой цели вы хотели бы отдать ребенка в спорт:

Развитие физических качеств

Развитие личных, моральных качеств

Достижение высоких спортивных результатов

. Какой ваш любимый вид спорта?

Спасибо!